Что такое современная классическая музыка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Классика (от лат. сlassicus – совершенный, образцовый, первоклассный) – это такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей.

Они получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.

Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма.

Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира.

Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еще не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество с.Прокофьева, Р.Щедрина, А.Шнитке и др.

Есть и понятие классика жанра . В этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность,

может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определеному стилю, художественному направлению.

Слово стиль (от греч. stylos, буквально - палочка для письма) означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный , индивидуальный стиль - стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются ее новые версии, интерпретации, обработки, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству с музыкой разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог и со своими сверстниками, и с людми далекого прошлого - как бы побывать в разных временах.

1. Послушай вступление к опере "Хованщина" - "Рассвет на Москве-реке", которое сочинил русский композитор

Модест Петрович Мусоргский в исполнении оркестра Михайловского театра г. Санкт-Петербурга.

Принято считать, что современная музыка – это музыка, идущая в ногу со временем. Понимание современной музыки у каждого разное. Для кого-то это рок или рэп, а для кого-то классика, потому что если я слушаю классику сейчас, в это время, значит она для меня современна.

Классическая музыка продолжает жить в современности наряду с той музыкой, которая создается сегодня. Она подвергается новым интерпретациям, получает свежее звучание на театральных сценах и в кинозалах, нередко ее можно услышать в самом неожиданном контексте, например, в рекламных роликах. Она вошла в современный звуковой мир и с этим не поспоришь. К этому можно относиться по-разному, но это позволяет классической музыке вступить в диалог с современностью и доказать свою актуальность и вечность.

Конечно, надо помнить, что классическая музыка, наполненная серьезным содержанием, нравственными, религиозными и философскими проблемами, создавалась не для сотовых телефонов. И слушать ее, конечно, рекомендуется в концертных залах. А мелодии мобильного телефона давайте воспринимать как напоминание о красивом и нестареющем.

Еще несколько лет назад мы говорили о том, что наши дети и родители основную часть времени проводят дома за компьютером или телевизором, то сейчас ситуация начинает немного меняться. Мы начинаем чаще посещать концертные, театральные и кинозалы и тем самым получаем возможность услышать классическую и современную музыку.

Вообще людям нужны все виды музыки – от простого напева до звучания огромного симфонического оркестра, от популярной эстрадной песни до симфоний и сонат Моцарта, Бетховена.

Использованная литература:

1. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. – М., 1972; Алексеев Э.Е., Головинский Г. и др. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 1980; Человек в мире художественной культуры /Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина – М., 1982.

2. Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: — Казань, 1998.

Ссылки на интернет ресурсы:

Произведения Вивальди стимулируют работу мозга

Антонио Вивальди — один из ярчайших представителей композиторов эпохи барокко. Это время ознаменовалось новым направлением в классической музыке, преобладавшим в 1600–1750 годах.
Музыка барокко отличается размеренным темпом композиций (около 60 ударов в минуту) и наличием высокочастотных гармонических обертонов — дополнительных нот, подкрепляющих мелодию и привносящих в музыку оттенок экстравагантности и эмоциональной наполненности.

Проверить влияние барочной музыки на настроение может каждый: неспешный ритм приводит к успокоению, но при этом не парализует умственные процессы. Наличие данного эффекта подтвердили и учёные.

Например, в 2007 году команда исследователей из Стэнфорда, в которую входили сотрудники Школы медицины и музыкального факультета, провела эксперимент Music moves brain to pay attention, organize events. , в ходе которого проверялись способности испытуемых к концентрации, запоминанию и составлению прогнозов. Исследователи изучали с помощью томографа работу мозга при прослушивании музыки барокко.

Выяснилось, что пиковая активность мозга фиксируется в краткие моменты тишины между музыкальными частями. Это связано с тем, что музыка барокко обладает определённой долей непредсказуемости: мы строим прогнозы и анализируем будущие мелодические сочетания в следующем музыкальном фрагменте.

Подобный эффект возникает при прослушивании не только Вивальди, но и Баха, Генделя, Альбинони. Вслушиваясь в барочные произведения, мы тренируем мозг, заряжаем его на активную работу. Стоит отметить, что такого рода музыкальная терапия должна не сопровождать умственную деятельность, а предшествовать ей. Тем, кто не знает, с чего начать, поможет наша подборка.

Метод № 6: ходить на концерты

Слушать классику в записи — это хорошо, но большего эффекта вы достигнете, если начнёте слушать её вживую. В Рахманиновском зале Московской консерватории чуть ли ни ежедневно проходят недорогие, а порой и бесплатные концерты. Кого из современных исполнителей, часто выступающих в Москве, стоит услышать обязательно? Пианиста Алексея Любимова, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнёва, виолончелистку Наталью Гутман, альтиста Максима Рысанова. Среди дирижёров следует обратить внимание на Владимира Юровского, возглавляющего Госоркестр, и Александра Рудина, руководящего одним из лучших камерных оркестров России Musica Viva.

Метод № 5: уточняющий

Ф. Шопен Ноктюрны

Ф. Шопен Ноктюрны

лунная соната

Маленькая ночная серенада

А какое мнение у вас на этот счет? Достойны ли внимания такие эксперименты с классикой? Слушаем, сравниваем, делаем выводы.

Произведения Моцарта помогают учиться и творить

В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки исследовали Music and spatial task performance. влияние прослушивания одной из сонат Моцарта на умственную деятельность. Они дали испытуемым один и тот же тест на пространственное мышление, разница заключалась только в музыке, сопровождающей прохождение задания.

Выяснилось, что лучшие результаты испытуемые демонстрировали при прослушивании Моцарта. Такого эффекта не наблюдалось при тишине или устных расслабляющих инструкциях. К сожалению, подобное воздействие не долговременное: эффект наблюдался только в течение 15 минут после прослушивания.

Что читать и смотреть в интернете

Как слушать современную академическую музыку

Гид по новой композиторской музыке на The Guardian

В течение 52 недель музыкальный обозреватель The Guardian Том Сёрвис рассказывал о главных композиторах XX и XXI века: Альфреде Шнитке, Терри Райли, Арво Пярте, Мередит Монк, Пьере Булезе, Хельмуте Лахенмане и многих других. Получился более чем исчерпывающий гид по современной композиторской музыке.

Алексей Мунипов — о том, чему нас научил Джон Кейдж

100 музыкальных сочинений, с которых нужно начинать слушать классику


Многие считают, что классическая музыка полностью отрицает современное, и к классике относятся только написанные в прошлом произведения. Но они серьезно ошибаются. Классическое искусство продолжает активно развиваться, появляются новые имена, с которыми знакомы практически все просвещенные люди в мире. Так давайте тоже немного познакомимся с современными композиторами, сочиняющими в классическом стиле, и с их творчеством.

Знаменитые классические композиторы

На данный момент времени к великим именам в истории музыки причисляют подобных творцов:

Филипп Гласс представляет собой популярнейшего классического композитора. Главным музыкальным направлением является минимализм. Творец часто сочиняет музыку к кинофильмам.

Пекарский Марк является представителем юмористического начала в современной классической музыке.

Современная классическая музыка стремительно развивается, во многом она стала помощницей и лучшим другом кинематографа. Многие имена уже стали классикой и прочно отпечатались в истории музыки, а некоторым еще предстоит пройти тернистый путь к всемирной славе.

Классика не может быть "современной" по определению. Классикой что-либо становится только после того, как ВРЕМЕНЕМ докажет свое совершенство.

Это неоклассицизм. Он возник как противодействие авангарду, экспрессионизму, импрессионизму, конструктивизму и прочим извращениям западной культуры 20 века. Неоклассицизм - это возвращение к традициям античной музыки, музыки возрождения, барокко и венской классической школы. В неоклассицизме сохраняется ведушая роль мелодии, гармония и элементы полифонии, но их применение более свободно. Главное в том, что отказ от чувственного и субъективного, "взгляд со стороны", даёт композитору возможность ясно выразить идею. Про инструменты точно не скажу, но по логике из этой концепции следует. что инструменты должны применяться только акустические: виолончель, скрипка, контрабас, фортепиано и т. д.
Основатели: Стравинский, Сати, Бузони

"Классика не может быть современной", правильно-она может быть актуальной. Я считаю что классикой (или современной академической музыкой ( можно считать композиторов 20 века ( неоклассицизм, модернизм. постмодернизм, ново венская школа (Рохманинов, Прокофьев, Шостакович, К. Орф, Пуленк, Онегер, Мийё, Шёнберг, ..). а инструменты как всегда самые разные, сочетание этнических, электронных и традиционных оркестровых инструментов имеет место быть в современной музыке.

Я согласен, что вся классика осталась в 20 веке. После нее производилось много академической музыки, но преемников нет. Хотя, думаю, когда-то Джон Уильямс станет классиком. Он достоин.

Читайте также: