Журналистская деятельность карамзина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Карамзин – критик.

Карамзин дальше Ломоносова и Тредиаковского продвинулся в разработке представлений о принципиальной связи между искусством и жизненным фактом. Искусство должно опираться на реальные впечатления. В то же время Карамзин считал, что изображение в искусстве имеет свои законы и не сводится к рабской верности факту.

Развитие русского литературного языка Карамзин разделял на эпохи:

1. Эпоха Кантемира.

2. Эпоха Ломоносова.

3. Эпоха сумароковско-елагинской школы.

Так Карамзин положил начало периодизации русской литературы.

Таким образом проводилась резкая граница между классицизмом в его наиболее разносторонней сумароковской форме и сентиментализмом, превосходящим его не только многосторонностью и утонченностью изображения действительности, но и чувством историзма, индивидуальной специфики явлений. Сентиментализм выступал как наследник всех прежних завоеваний русской литературы и как ее новое слово.

Заключение.

Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества — со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.

Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.

Как реформатор языка он определил основную линию его развития, потребовав писать, как говорят и говорить, как пишут.

Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.

Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.

Кроме того, Карамзин сумел объединить вокруг себя целое поколение родственных себе по духу литераторов, оказав большое влияние на русскую литературу 1790-1800 гг.

Несмотря на то, что Карамзин-критик был вдохновителем сентименталистского направления, он выдвигал и такие эстетические идеи, которые были шире его писательской практики, опережали свое время и служили будущему развитию русской литературы. Он сам осознавал, что его собственная деятельность является звеном в исторической цепи преемственных явлений.

Список литературы

1. Карамзин Н. М. Избр. соч. в 2х тт. – М. – Л., 1964

2. Конунова Ф. З. Эволюция сентиментализма Карамзина. – Томск, 1967

3. Кулешов В. И. История русской критики XVIII – начала XX веков. – М., 1991

4. Лотман Ю. Н. Карамзин. – М., 1996

5. Русская критика от Карамзина до Белинского. – М., 1981

6. Савельева Л.И. Античность в поэзии классицизма и сентиментализма: Карамзин, Дмитриев. – Казань, 1980

7. Штранге М.М. Русское общество и Французская революция 1789-1794 гг. - М., 1956

Н.М. Карамзин - журналист






Вместе с тем жанровое однообразие не сказывалось на качестве журнала, так как произведения переносили читателя в различные страны и исторические эпохи. Об успехе журнала при Карамзине-редакторе свидетельствует и успех и у подписчиков.


Считается, что у детей должен быть мир взрослых интересов, а само состояние детства − это то, что надо пробежать как можно скорее. Но Руссо сказал однажды, что мир погиб бы, если бы каждый человек раз в жизни не был ребенком. И постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок − это и есть нормальный человек.





Откроем сцену для русских стихотворцев, где бы могли они без стыда показываться публике. Если мало наберется хорошего, поместим изрядное; но не подлого, нечестного, карикатурного нам не надобно. Таким образом, всякий год могли бы мы выводить маленькую книжку стихов – и дамам нашим не стыдно б было носить ее в кармане.



Содержание работы
Файлы: 1 файл

Карамзин в роли журналиста.doc

замысел, структура издания, тематика публикаций

В данной работе мы попытались на основе имеющихся материалов из различных источников рассмотреть деятельность Карамзина как журналиста. Но следует отметить, что вопрос о Карамзине-журналисте не может считаться до конца исследованным, он требует рассмотрения гораздо более обстоятельвственного, чем это возможно в рамках пособий и небольших статей.

Эволюция Н.М. Карамзина-журналиста

Акчурина, Александра Романовна. Эволюция Н.М. Карамзина-журналиста : диссертация . кандидата филологических наук : 10.01.10 / Акчурина Александра Романовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 283 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/905

Содержание к диссертации

2.1. Идейное своеобразие журнала 31

4. Журналистская деятельность Н. М. Карамзина 1794 - 1799 гг. 111

4.5. Газетная и журнальная деятельность Карамзина в 1795 - 1797 гг. 143

7. Библиографический список

Введение к работе

Тема также представляется актуальной и для развития современной прессы, которая имеет возможность учесть богатейший издательский опыт прошлого. Достижения Карамзина на посту редактора и издателя могут помочь сегодняшним СМИ в поиске новых форм подачи материалов, взаимодействия с аудиторией и других оригинальных решений.

систематизация известных сведений о журналистской деятельности Карамзина;

анализ изданий: определение их типа, структуры, тематики, круга сотрудников, художественного стиля, оформления;

выявление особенностей редакторской и издательской деятельности Карамзина, специфики его работы, определение элементов ее новизны;

Научная новизна диссертации состоит в рассмотрении эволюции Карамзина-журналиста, ранее исследователи не предпринимали попыток объединить все этапы журналистского пути Карамзина в рамках одного труда. В настоящем исследовании диссертант попытался выявить тенденции и закономерности развития различных изданий, предпринятых Карамзиным, проследить динамику его журнально-издательской деятельности, что ликвидирует, таким образом, одну из многочисленных лакун в истории отечественной журналистики конца XVIII – начала XIX веков. Благодаря проделанному исследованию журналистское творчество Карамзина, недостаточно оцененное исследователями, предстало в настоящем объеме, что в полной мере соответствует цели работы.

Хронологические рамки исследования, соответственно, определены периодом деятельности Карамзина в журналах и других изданиях – с 1787 по 1803 годы.

Степень научной разработанности темы

Литература, проанализированная в ходе исследования, убеждает в том, что до настоящего момента выбранная нами тема не изучалась в полном объеме. Как правило, труды исследователей посвящены одному или нескольким изданиям Карамзина, и объемы их работ относительно невелики. Подобную ситуацию можно наблюдать, а частности, в работах П.Н. Беркова, А.И. Комарова.

В работе Н.П. Смирнова-Сокольского тщательно проанализированы истоки альманашной традиции и прослежена ее история на различных этапах. Изучение культуры альманахов продолжено и современными исследователями (В.Д. Рак и Ю.Б. Балашова), результаты их трудов учтены в диссертации.

Особую ценность имели для нас библиографические указатели и справочники периодической печати, изданные в разные годы Н.М. Петровским, С.И. Пономаревым, А.Н. Неустроевым и другими.

В настоящей работе учтены достижения дореволюционных и современных ученых. Несмотря на обширность литературы о Карамзине, обобщающего труда, посвященного его изданиям, так и не появилось. Вопрос о Карамзине-журналисте не может считаться исчерпанным, он требует более обстоятельного рассмотрения, чем это возможно в рамках учебных пособий и биографических работ.

Автор выносит на защиту следующие положения:

Типы журналов, созданные Карамзиным, не устарели в наши дни и могут служить образцами для современных качественных изданий, так как придерживаются принципов элитарной журналистики, рассчитанной на просвещенную и грамотную аудиторию;

Карамзин-журналист выработал нетривиальные издательские и редакторские методы: высокие критерии отбора материалов, соответствующих направленности и стилю издания, четкое деление на рубрики и отделы, взаимодействие с аудиторией в форме дружеского диалога, изящное оформление. Приемы талантливого редактора конца XVIII – начала XIX веков не теряют актуальности и в видоизмененных формах продолжают существовать в новейших средствах массовой информации.

Деятельность Карамзина-журналиста тесно связана с его литературным и историческим творчеством, и все три стороны личности дополняют друг друга. Несмотря на то, что в работе преимущественно уделено внимание лишь одной его грани, диссертантом установлены связи между всеми видами деятельности Карамзина.

Практическая значимость диссертации определена возможностью использования ее результатов в лекционных курсах по истории отечественной журналистики, в спецсеминарах и спецкурсах, а также в работах, посвященных творчеству Карамзина.

Для сопоставления культурных и исторических явлений в работе применялся сравнительно-исторический метод. В частности, он стал основным методом при сравнении изданий Карамзина с предшествующими и последующими журналами и сборниками и позволил проследить динамику журнального процесса конца XVIII – начала XIX веков. В диссертации соблюдены принципы объективности и историзма – несмотря на преемственность явлений, события прошлых веков рассматривались нами в контексте изучаемого периода.

Апробация работы

Апробация работы проходила не только в Москве: дважды, в октябре 2011 года и в мае 2012 года, диссертант выступал с результатами своих исследований на научных конференциях в Воронежском государственном университете (в 2011 году в пленарном заседании), а в апреле 2012 года – в Тверском государственном университете.

Структура работы определена ее темой и задачами, требующими четкой последовательности и следования хронологии в изложении материала. Разделы работы посвящены различным изданиям Карамзина. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 215 наименований и двух приложений. Основной текст диссертации изложен на 220 страницах.

Идейное своеобразие журнала

Вне всяких сомнений, сноска подготовлена не редактором, а автором, произведение которого переводили, - писательницей Жанлис. Вероятнее всего, писателям принадлежали и другие сноски — мы полагаем, что редакторы составляли познавательные комментарии, содержавшие определения сложных терминов, примеры некоторых мы уже привели.

Переводы, выполненные Карамзиным для журнала, достойны отдельного упоминания. Здесь он впервые пробовал себя в качестве редактора, способного подбирать необходимые материалы, обрабатывать их соответствующим образом и придавать им близкую к совершенству форму.

Некоторые выпуски журнала целиком и полностью сочинял Карамзин без участия Петрова. Ответственный труд под руководством опытного литератора Новикова стал для Карамзина прекрасной школой журнализма, в которой он познакомился с основными приемами работы, выучился готовить материалы качественно и в срок, впервые пробовал себя на литературном поприще и оттачивал собственный стиль.

Некоторые анекдоты несут в себе черты абсурда: так, в Книге 1 Части VII за 1792 год можно встретить рассказ о неаполитанском дворянине, который вызывал на поединок всех, кто не признавал итальянского писателя Ариосто лучшим или первым поэтом. В десятый раз его смертельно ранили, и тогда он признался, что произведений Ариосто не читал . Периодически в рубрике помещались и познавательные материалы — в Книге 1 Части II за 1791 год опубликован рассказ о медицинском опыте переливания крови доктора Гарвуда4.

Материалы рубрики можно также условно разделить и по тендерному признаку - часть публикаций ориентирована на мужчин, заинтересованных в политике и международных отношениях (для них предназначены, например, истории о государственных деятелях стран Европы). Женскую аудиторию должны были привлечь рассказы о невероятных любовных перипетиях, светских дамах и несчастных влюбленных. Так, в Книге 1 Части II за 1791 год (апрель) напечатан перевод маловероятной в реальной жизни истории: молодые знатные девушки захотели проверить, влюблена ли их подруга в одного молодого человека, как рассказывали в свете. В разговоре при ней сообщили, что предмет ее симпатии внезапно умер. Девушка на новость никак не отреагировала, и все сочли, что слухи - ложь. Позже ее нашли мертвой - несчастная удавилась подвязкой. Дама, придумавшая розыгрыш, сошла с ума, и возлюбленный покойницы покончил с собой выстрелом в сердце1. Безусловно, подобные истории наверняка трогали нежные девичьи души и волновали мысли.

Газетная и журнальная деятельность Карамзина в 1795 - 1797 гг.

Читайте также: