Анализ учебника изобразительное искусство 3 класс школа россии

Обновлено: 17.05.2024

В методическом пособии даны рекомендации по планированию и проведению уроков, сформулированы цели, задачи для каждого урока, описаны приёмы работы, ожидаемые результаты, перечислены необходимые художественные материалы.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и Примерной основной образовательной программе начального общего образования.

  1. Предисловие
  2. Рабочая программа (выдержки)
    • Пояснительная записка
    • Содержание учебного курса
    • Тематическое планирование (3 класс)
  3. Методические рекомендации
    • Урок 1. Мир глазами художника
    • Урок 2. Музыка природы
    • Урок 3. Воздушное пространство
    • Урок 4. Водное пространство
    • Урок 5. Водный мир — путешествие под водой
    • Урок 6. Земная поверхность
    • Урок 7. Загадочный мир пещер
    • Урок 8. Камень в декоративно-прикладном искусстве (1)
    • Урок 9. Камень в декоративно-прикладном искусстве (2)
    • Урок 10. Ритмы в природе
    • Урок 11. Глухие и звонкие цвета
    • Урок 12. Чистые цвета
    • Урок 13. Главные и дополнительные цвета
    • Урок 14. Нюанс
    • Урок 15. Гризайль
    • Урок 16. Монотипия
    • Урок 17. Воскография
    • Урок 18. Контраст в живописи
    • Урок 19. Контраст в скульптуре и архитектуре
    • Урок 20. Перспектива
    • Урок 21. Воздушная перспектива. Пленэр
    • Урок 22. Форма
    • Урок 23. Шрифт
    • Урок 24. Буквица
    • Урок 25. Дизайн
    • Урок 26. Цвет в живописи
    • Урок 27. Пятно и линия в картине
    • Урок 28. Передача объёма в скульптуре
    • Урок 29. Рельеф
    • Урок 30. Объём в живописи и графике
    • Урок 31. Архитектура
    • Урок 32. Ритм
    • Урок 33. Орнамент
    • Урок 34. Изразец

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Пояснительная записка

Включат в себя небольшую вступительную речь и цель курса.

2. Общая характеристика курс

Включает в себя сущность художественного образования.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Включает в себя время на провидение учебного предмета.

4. Ценностные ориентиры

содержания учебного предмета

Включает в себя духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирует пространственное мышление и интуицию.

5. Результаты освоения курса

Включает в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.

6. Содержание курса

Включает в себя ознакомление с видами ИЗО, художественного конструирование дизайнов и ДПИ. Приемы и средства ИЗО. Патриотическая тематика в ИЗО. Художественная деятельность.

7. Тематическое планирование

Включает в себя план уроков по темам и деятельности учеников, в которых они рассматривают, различают, соотносят, объясняют, сравнивают, участвуют, анализируют, выполняют, работают, сверяют, описывают, выбирают, изображают, обсуждают и готовят. 1 класс (30 ч.).

Включает в себя план уроков по темам и деятельности учеников, в которых они рассматривают, высказывают, сопоставляют, находят, различают, работают, распределяют, прослеживают, анализируют, находят, участвуют, объясняют, отбирают, решают, определяют, намечают, выделяют, передают, рисуют, выражают, обсуждают.

Включает в себя план уроков по темам и деятельности учеников, в которых они рассматривают, вспоминают, используют, систематизируют, наблюдают, рассказывают, подбирают, рассматривают, видят, находят, рассказывают, сравнивают, участвуют, работают, сверяют, рисуют, обсуждают, анализируют, объясняют, работают, повторяют, намечают, выражают, обсуждают.

Включает в себя план уроков по темам и деятельности учеников, в которых они рассматривают, различают, высказывают, сопоставляют, находят, участвуют, изображают, применяют, выражают, обсуждают

Включает в себя материально-техническое обеспечения учеников начальной школы на основе определенных требований. Используются обозначения для характеристики количественных показателей.

1.Восхитись красотой нарядной осени.

1.Этот раздел включает в себя 8 уроков. В нем рассматривают живую природу, рисуют пейзажи, натюрморты, изучают различные техники узоров.

2.Любуйся узорами красавицы-зимы.

2.Этот раздел продолжает тему узоров и орнаментов России. Раскрывают тему зимы графикой и живописью.

3.Радуйся многоцветью весны и лета

3.В этом разделе раскрывается тема весны и лета. Знакомятся с глиняными изделиями. Рисуют весенние пейзажи. Изучают технику оригами, а также образы сказочного героя. В конце каждого раздела создаются проекты-выставки. В конце учебника предлагают создать домашний музей по трём разделам. И памятка для детей.

1.В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная.

2.В гостях у чародейки зимы.

2. Изучение гжели. Создают декоративные композиции новогодней елки и русской печи. Изучение живописцев зимнего пейзажа. Создание натюрмортов из предметов старинного быта.

3.Весна-красна! Что ты нам принесла?

3.Знакомство с русско-народным костюмом, и импровизация на тему литературной сказки. Изучение колорита весеннего пейзажа. Изучение техники монотипия.

4.В гостях у солнечного лета.

4.Рисование народной росписи и

В первом разделе 11 уроков которые включают в себя:

Натюрморт: свет, цвет, форма; русские лаки: традиции мастерства, развитие традиции, традиции мастерство; орнамент народов мира: традиции мастерства; Лоскутная мозаика: традиции мастерства; Пейзаж: пространство и цвет, воздушная перспектива; русская майолика: традиции мастерства; народное зодчество: традиции мастерства; деревянное зодчество; пропорции птиц.

Во втором разделе 10 уроков, которые включают в себя: натюрморт; пейзаж в графике; орнамент народов мира; дизайн; ряженье; узоры-обереги; народный женский костюм; сценические костюмы; памятники и архитектуры; каменное зодчество; сюжетные композиции.

В третьем разделе 5 уроков, которые включают в себя: портрет выражение и пропорции лица; сюжетно-декоративную композицию; деревянные игрушки; композиционный центр и цвет.

В четвертом разделе 8 уроков, которые включают в себя: морской пейзаж; русскую набойку; декоративно-сюжетную композицию; символические изображения; натюрморт; орнамент.

1.Восхитись вечно живым миром красоты.

Этот раздел включает в себя 11 уроков, в котором дети актуализируют зная о пейзаже, портрете, ДПИ, наброске.

2.Любуйся ритмами в жизни природы и человека.

В этом разделе 13 уроков, в которых дети учатся рисовать групповой портрет, создают декоративно-сюжетную композицию, анализируют и рисуют иллюстрации к сказкам, формируют гармоническое сочетание цветов, проектируют открытки, выполняют наброски и зарисовки, разбирают структуру сюжетной композиции натюрморта, виды натюрморт, выполняют портрет, формируют понятие о батальном жанре, выполняют зарисовку, актуализируют знания об орнаментах русского народа.

3.Восхитись созидательными силами природы и человека.

В данном разделе 8 уроков. На урока дети создают плакат, разбирают его структуру и виды. Выполняют пейзаж. Разбирают произведения искусства на тему ВОВ, формируют понятия о данном искусстве. Анализируют орнаменты народов мира. Рассматривают музеи Москвы и СПБ. Разбирают искусство стран Западной Европы.

Соответствует содержанию учебника.

Включает в себя практические задания по каждой теме из раздела учебника при помощи графики, живописи и ДПИ

Соответствует содержанию учебника.

Включает в себя практические задания по каждой теме из раздела учебника при помощи графики, живописи и ДПИ

Соответствует содержанию учебника.

Включает в себя практические задания по каждой теме из раздела учебника при помощи графики, живописи и ДПИ

Соответствует содержанию учебника.

Включает в себя практические задания по каждой теме из раздела учебника при помощи графики, живописи и ДПИ

2. Основная концептуальная идея курса, его особенности и соответствие целям и задачам современного образования

Включает в себя цели курса, виды деятельности детей.

3. Соответствие содержания курса требованиям ФГОС

Включает в себя изучение курса, формируется личностный результат, целостный и социально ориентационный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации и динамично изменяющимся и развивающемся мире и прочее.

Включает в себя особенности новой структуры и содержание учебника.

Включает в себя обобщение нового материала и проведение практических работ с природными объектами, различными предметами, кистями и красками и т. Д.

Включает в себя особенности данного УМК и предлагает различные варианты его преподавания.

9. Поурочные разработки

Включает в себя примерные планы уроков, краткие справочные материалы.

Включает в себя 8 уроков. На первых уроках дети восхищаются красотой осени, на последующих уроках они экспериментируют с элементами художественного изображения, беседуют и выполняют практические работы на темы осени, природы и рисуют натюрморт, изучают хохломскую роспись, рисуют природные узоры.

Включает в себя 7 уроков. Дети беседуют о русских глиняных игрушках, о живой природе, о зимних пейзажах: днем и ночью, о вологодских кружевах, о новогодней игрушке. Выполняют практические работы: рисуют гаргапольский узор, рисуют и лепят свою игрушку, с помощью графики рисуют деревья в заснеженном лесу, линиями рисуют зимний пейзаж, рисуют белоснежный узор, композицию из новогодних игрушек.

11. III - IV четверти

Включает в себя 14 уроков. Дети беседуют на темы: декоративная и сюжетная композиции, образ богатыря, дымковская игрушка, народный костюм, весенний пейзаж: воды и птицы, образ дерева в искусстве, образ сказочного героя, цвет и оттенки. Выполняют практические работы: рисуют героев из зимней сказки, выбирают сюжет для картины, рисуют богатыря, дымковскую игрушку, народный костюм по-своему, весенний пейзаж, сказочное дерево, композиции, строй ковриков и подводят итоги.

Включает в себя 11 уроков. Дети беседуют и выполняют практические работы на темы: сюжетная композиция, пейзаж, декоративная композиция, орнамент народов мира, натюрморт, графическая композиция, цветовой круг и контраст, филимоновский узор, знаки и символы в композиции, графика, силуэт и симметрия.

Включает в себя 12 уроков. Дети беседуют и выполняют практические работы на темы: русская керамика, гжель, пейзаж, декоративная композиция: маски, невыгодная елка, архитектура: объемы, пропорции, симметрия и ритм, сюжетная композиция: по мотивам русских народных сказок, русское поле, узоры – символы возрождения природы, образ.

14. III четверти

Включает в себя 5 уроков. Дети беседуют и выполняют практические работы на темы: образ русской женщины, сюжетная композиция, пейзаж, пейзаж по графике.

Включает в себя 6 уроков. Дети беседуют и выполняют практические работы на темы: народная роспись, декоративная композиция, скульптура, графика, орнамент народов мира.

Включает в себя 8 уроков. Дети беседуют и выполняют практические работы на темы: натюрморт, русские лаки, орнамент народов мира, лоскутная мозаика, русская майолика.

Включает в себя 8 уроков. Дети беседуют и выполняют практические работы на темы: народное зодчество, живая природа, натюрморт, пейзаж, орнамент народов мира, карнавальные новогодние фантазии, карнавальные маски.

18. III четверть

Включает в себя 10 уроков. Дети беседуют и выполняют практические работы на темы: народный русский костюм, сценический костюм героя, народное зодчество, памятники архитектуры, патриотическая тема в искусстве, женский портрет, сюжетная композиция, русская деревянная игрушка.

Включает в себя 8 уроков. Дети беседуют и выполняют практические работы на темы: морской пейзаж, русская набойка, декоративно-сюжетная композиция, Российская символика изображения гербов, натюрморт, орнамент народов мира.

Включает в себя 8 уроков. Дети беседуют и выполняют практические работы на темы: пейзаж, наброски и зарисовки, декоративная композиция, портрет.

21. II- III четверти

Включает в себя 17 уроков. Дети беседуют и выполняют практические работы на темы: пейзаж, наброски с натуры по памяти, групповой портрет, декоративно-сюжетная композиция, иллюстрация к сказке, колорит, наброски и зарисовки, сюжетная композиция, декоративный натюрморт, батальный жанр, орнамент,

Включает в себя 8 уроков. Дети беседуют и выполняют практические работы на темы: проект экологического плаката, пейзаж, патриотическая тема в искусстве, медальерное искусство, орнамент народного мира,

23. Рекомендуемая литература

Включает в себя дополнительную литературу, которую можно использовать при работе в начальной школе.

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса .

8. Календарно - тематическое планирование уроков .

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_po_izo.doc 175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс по программе Б. М. Неменского .

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа распределяет учебные часы по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся.

Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс начальной школы.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно

информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Изобразительное искусство является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно- прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.

Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно - творческую активность, интерес к внутреннему миру, к сознанию своих личных связей с искусством, развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.

В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения жизни.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных: видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Основные содержательные линии

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств:

изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  • выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения;
  • объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
  • работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
  • решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  • умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Задачи художественного развития учащихся в 3 классе

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- развивать понимание неразрывной связи своей жизни, предметного окружения с деятельностью пластических (пространственных) искусств;

- развивать понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании любого предмета быта и произведений искусства в окружающей человека жизни;

- развивать умение видеть и ценить труд художников, создающих неповторимый облик родного города на протяжении веков;

- развивать интерес к восприятию памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства;

- развивать эмоциональную сферу ребёнка средствами комплексного воздействия разных видов искусств: изобразительного искусства, музыки, литературы.

Формирование художественно-творческой активности:

- уметь видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для дома, для придания своего облика городу, улице, театру;

- творчески участвовать в создании эскизов предметов, окружающих детей дома (игрушек, книжек, посуды и др.), на улицах города, в театре;

- активно участвовать в беседах на уроке, в индивидуально-коллективных формах творчества;

- активно участвовать в организации выставок в классе и школе.

Формирование художественных знаний, умений, навыков у учащихся 3 класса:

- учиться понимать, что в создании разных предметов для дома, школы, театра, города важную роль играют качество и красота материала, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций;

- знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды, произведений искусства принимают участие Мастера Изображения, Украшения и Постройки;

- знать основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;

- знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительного искусства, художественных галереях, музеях декоративно-прикладного искусства и музеях под открытым небом; знать основные музеи нашей страны;

- иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (И.Билибин, Ю.Васнецов и др.), об известных народных художественных промыслах России (Хохлома, Гжель, промыслы народной игрушки, промыслы своего региона);

- запомнить ряд имён мастеров, с работами которых встречались на уроках (И.Левитан, А.Саврасов, И.Репин, В.Серов, В.Ватагин);

- владеть элементарными навыками работы гуашью, цветными мелками, а также работы с пластилином или глиной, бумагой, необходимыми для осуществления творческих замыслов;

- владеть элементарными приёмами изображения глубины пространства (наблюдательной перспективой) с элементами загораживания, передачи величины предметов (дальше – меньше, ближе – больше);

- знать начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс);

- учиться передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;

По каждой теме даётся система художественно-творческих заданий и вопросов, цель которых – развитие образного мышления, наблюдательности и фантазии ребёнка, умений владеть самыми разными художественными материалами. В учебник включены замечательные произведения отечественного и зарубежного искусства. В конце учебника – методические рекомендации для учителей и родителей.

Ты продолжаешь учиться искусству и уже понял для того чтобы быть и художником, и зрителем, нужно многое знать и уметь. Понемногу, год за годом, мы с тобой и будем набирать эти знания и умения. Да, это умения рисовать, лепить, писать красками, конструировать. Но не только. Ещё есть умение видеть в окружающие жизни то, что не замечают, не видят другие. Умение внимательно вглядываться в жизнь -самое главное умение! Художник изображает не только то, что видит, но и то, что ему подсказывает воображение.

Воображать, фантазировать, как художник, тоже можно научиться. Умение вглядываться в жизнь, помноженное на воображение, помогает очень многое понимать. И в первую очередь – других людей. Это и есть то главное, чему учит искусство. Понимая других, ты становишься к ним внимательнее, добрее, а видя это, и они будут добрее к тебе. Ты станешь им ближе и интереснее. А кто же не хочет быть интересным человеком?!

Дорогой друг! 3
Мастера Изображения, Постройки и Украшения 7
Художественные материалы 8
ИСКУССТВО В ТВОЁМ ДОМЕ
Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Обои и шторы у тебя дома
Мамин платок 30
Твои книжки 34
Открытки 40
Труд художника для твоего дома 43
ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА
Памятники архитектуры 46
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды
Волшебные фонари 60
Витрины 64
Удивительный транспорт 68
Труд художника на улицах твоего города 73
ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ
Художник в цирке 77
Художник в театре 80
Театр кукол 88
Маска 94
Афиша и плакат 98
Праздник в городе 102
Школьный карнавал 104
ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ
Музей в жизни города 108
Картина — особый мир 110
Музеи искусства 112
Картина-пейзаж 114
Картина-портрет 121
Картина-натюрморт 126
Картины исторические и бытовые 130
Скульптура в музее и на улице 132
Художественная выставка 138
Каждый человек — художник! 140
К учителям и родителям 142

Читайте также: