Анализ работы по финансовой грамотности в школе

Обновлено: 25.06.2024

Организация: МБОУ Средняя школа №1

Населенный пункт: Смоленская область, г. Рославль

Лишь знания всегда дают наибольшую прибыль.

Система современного российского образования такова, что ее программы охватывают практически все сферы жизни общества, что должно обеспечивать качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Существенным пробелом в системе образования до настоящего времени была только практическая подготовка учащихся к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. При этом Россия занимает далеко не последнее место в списке стран с высоким уровнем развития экономики.

В 2016 году этот недостаток образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей научат бережно обращаться с деньгами, расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Опорные школы были отобраны Банком России на основании рекомендаций органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или являются победителями и лауреатами конкурсов в области финансового просвещения. Целью Банка России при формировании пула опорных и пилотных школ является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений. Долгосрочная задача – внедрить программы повышения финансовой грамотности во всех образовательных организациях Российской Федерации.

— получить предложения по доработке учебно-методического комплекта "Основы финансовой грамотности";

И если в сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках только обществознания, то в дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история. В нашей школе основы финграмотности введены с 2017-18 уч.году в форме курсов по выбору для 9 класса. В сентябре 2018 г была создана рабочая группа по внедрению в школе основ финансовой грамотности. Кроме учителей истории и обществознания в нее вошли также учитель математики, учитель начальных классов. Коллектив учителей разработал программу по ОФГ.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. В большинстве семей не имеют понятия о том, что такое ведение семейного бюджета. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь должны быть решены два основных вопроса:

  1. Предоставление необходимой информации — разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
  2. Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

И если на сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов, в создании которых принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие, то решение второго вопроса требует гораздо больших усилий. Учителям необходимо пройти обучение на спецкурсах, чтобы познакомиться с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

  • инвестиции;
  • ценные бумаги;
  • банковские операции;
  • мошенничества;
  • кредитные системы;
  • финансовые пирамиды;
  • кредиты и т.д.
  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях. Родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере. Только работа на уровне всех слоев общества вкупе с адекватной пропагандой финансовой грамотности способна преодолеть опасность растущей кредитной зависимости в обществе и повысить благосостояние населения.

3. Шевяков М.Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности // Бюджет и финансы: финансовая грамотность.- 2011. – No1 (10-11). – С.30-35.

4. Овчинников М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности – М.: 2008

Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

- развитие экономического образа мышления у обучающихся;
-воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Формы проведения занятий: ситуационная игра, беседа, образно-ролевые игры, практикум, обсуждение, самостоятельная работа, просмотр видеосюжетов, мультфильмов по теме.

Используемые образовательные технологии: игровые, проектные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, дистанционные, моделирующая деятельность.

Методы и приёмы работы:

-благодарственное письмо родителям;

Во 2 классе 8 человек, 4 обучаются по СИПР (2 вариант), Борисенко Тимофей обучается индивидуально (очно-заочное обучение), внеурочную деятельность не посещает.

Программа осуществлялась с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал подавался по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

С помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий в магазины, торговые центры вводила детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволило сформировать у младших школьников представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Обучающиеся начали осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.

С 12 апреля по 15 мая 2020 года внеурочная деятельность осуществлялась в дистанционном режиме. За этот период были освоены следующие темы:

Отчёт по участию в онлайн -уроках по финансовой грамотности.

Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики, заёмщики. Вот почему финансовое обучение нужно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Ø Партнер проекта:

Площадка для проведения онлайн-уроков финансовой грамотности, предоставлена компанией Mind — российский сервис видеоконференцсвязи, предназначенный для проведения вебинаров, видеоконференций и массовых трансляций посредством сети Интернет или СКС. Перейти на сайт Mind

Цели онлайн-уроков:

ü Пробудить у школьников интерес к финансовым знаниям за счет нестандартной формы занятий и возможности коммуникации с профессионалами в сфере финансов.

ü Сформировать убежденность учащихся в том, что финансовая грамотность – основа финансового благополучия.

ü Заложить у старшеклассников установки грамотного финансового поведения, закрепить базовые финансовые понятия, познакомить с актуальными финансовыми продуктами и услугами, предупредить о рисках.

Отчёт составлен за первое полугодие. В отчёте отражены цели, задачи, мероприятия и итоги внеурочной деятельности.

Содержимое разработки

Подготовила: В.Ю.Багина

- формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Объем часов, отпущенных на занятия – 2 часа в неделю.

Для реализации поставленных целей проводились следующие формы организации учебного процесса:

В моей работе делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), на развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

В процессе обучения я использовала.

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся.

2. Методы диалога

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора.

4. Игровые методы.

5. Методы диагностики и самодиагностики.

6. Технологии критического мышления.

7. Информационно-коммуникационные технологии.

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, обществознания, географии, литературы.

Онлайн-уроки финансовой грамотности сформировали у подрастающего поколения принципы ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений, содействовали внедрению преподавания основ финансовой грамотности в образовательный процесс.

Были достигнуты следующие результаты:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Читайте также: