Проекты в 1 младшей группе детского сада по сенсорике

Обновлено: 28.06.2024

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, которые требуют соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Поэтому был разработан и реализован данный проект.

Содержимое публикации

Проект по сенсорному развитию

в первой младшей группе

Разработала: Зверева Н.В.

МКОУ БГО Чигоракской СОШ

Тип проекта: познавательно – игровой

По количеству участников: групповой, 10 человек;

Продолжительность:

Участники проекта: педагоги, дети раннего возраста, родители.

- Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;

- Изготовление дидактических игр и пособий.

- Консультации для родителей и педагогов.

Родители - заинтересованные и активные участники в сенсорном развитии детей

Актуальность проекта

Цель проекта: развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи: 1. Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста; 2. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков; 3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями; 4. Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр; 5. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине;
6. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков; 7. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный этап: - Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности; - Проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития
детей; - Анкетирование родителей; - Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

III Заключительный этап: Анализ результатов проекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по сенсорному развитию "Познаём мир играя" будет полезен для педагогов младших групп. В приложении подобраны игры, конспекты досугов и НОД по сенсорному развитию детей 2-3 лет.

Проект по сенсорному развитию


Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.

3 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: - развитие сенсорных способностей у детей 2 3 лет средствами дидактической игры. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. 2.Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность. 3.Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. 4. Формировать сенсорные представления детей 2 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. 5. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков. 6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей. ВИД ПРОЕКТА: o познавательно-игровой o краткосрочный - 2 недели o групповой. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Дети: В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов. Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития. Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений. 3

7 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Картотека ДИДАКТИЧЕСКИх ИГР по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы 7

20 -Скачет мячик, как живой (прыжки на двух ногах) Красный, желтый, голубой. Кубик к кубику кладем, (кулачок к кулачку) Строим, строим новый дом. Сели мы в машины, ( присесть на корточки, имитировать действия водителя) Зашуршали шины. Воспитатель организует выставку детских работ. 20

Автор: Мугу Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ "Центр - детский сад № 46" г. Краснодар.
Описание: Данный педагогический проект буден полезен педагогам в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также родителям, т.к. в проекте указаны основные направления и способы работы для формирования и развития сенсорных эталонов. Также материал будет полезен и интересен педагогам, ищущим различные формы взаимодействия с родителями.

Основные принципы реализации проекта:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Предполагаемый результат:
• Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
• Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.
• Совместная работа с родителями по изготовлению и апробации методического материала и дидактических игр;

Видно, что не у всех воспитанников данной подгруппы развиты сенсорно – математические эталоны.

3. Заключительный. На этом этапе представлено портфолио проекта, оценена результативность проделанной работы, представлен продукт проекта.

Количество Величина Форма Цвет Ориентировка в пространстве (ОВ)
Богдан + + + + +
Лера + = + + +
Диана = + = + =
Борис = + - + +
Сергей + = + + +
Маша - + = + +
Сева + = = + +
Леша + + + + =

Исходя из результатов повторной диагностики, можно утверждать, что данный способ формирования сенсорно - математических представлений эффективен.
Проект поспособствовал развитию сенсорно – математических представлений, уточнить и закрепить представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность, формируют внимание.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые игры. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, я постаралась помочь каждому ребенку расширить свой кругозор на базе ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставил каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Постепенно, проект из познавательно - игрового, превращался в социально – личностный: дети стремились поделиться полученной информацией. В свою очередь, у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Читайте также: