Исполнительская деятельность в доу это

Обновлено: 30.06.2024

Проблема отбора репертуара для детского исполнительства;
Вариативные технологии организации исполнительской
деятельности детей дошкольного возраста
Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности в
исполнительстве осуществляется по двум параллельным направлениям:
1. развитие умений, необходимых для любого вида музыкального
исполнительства, — адекватно реагировать на характер музыки;
понимать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное
отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные
образы в разных видах художественной и игровой деятельности;
2. развитие умений, необходимых для разных видов музыкальной
деятельности. Они могут быть охарактеризованы как специальные
технические: певческие, инструментальные, танцевальные

Вариативные технологии организации исполнительской
деятельности детей дошкольного возраста
Задачу становления специальных исполнительских умений дошкольников
в музыкальной деятельности профессионально может решить только
специалист — музыкальный педагог дошкольного учреждения в условиях
комбинированных и доминантных музыкальных занятий
Широко используемые методики и программы музыкального воспитания и
развития дошкольников:
Н. А. Метлова, Т. С. Бабаджан, Н. А. Ветлугиной, Е. А. Дубровской, А. Н.
Зиминой, Э. П. Костиной, Г. П. Новиковой, О. П. Радыновой, С. М.
Шоломович, Е. И. Юдиной и других ведущих педагогов страны.

Педагогические технологии организации детской исполнительской
деятельности
o умение художественно-эмоционального восприятия
музыкального образа
o умение понимать (декодировать) музыкальный образ
o умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к
музыкальному образу
o умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в
разных видах музыкальной деятельности
Данные технологии целесообразнее реализовывать в
музыкально-игровой форме, с использованием сюжетных и
бессюжетных игр.

Игровая педагогическая технология комплексного развития общих
музыкально-исполнительских умений дошкольников
Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников:
художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, его
понимания, деятельностного выражения эмоционального отношения к
нему, интерпретации и создания музыкальных образов в разных видах
музыкальной деятельности.
Этапы технологии
1 этап. Погружение детей в музыкальный контекст, активизация и
обогащение элементарных музыкальных представлений.
2 этап. Обучение пониманию музыкального образа и деятельностного
выражения эмоционального отношения к нему.
3 этап. Побуждение к интерпретации и созданию музыкальных образов в
разных видах музыкальной деятельности

Педагогическая технология развития певческих умений дошкольников
посредством музыкально-дидактических игр и упражнений
Цель: развитие общих и специальных певческих умений детей старшего
дошкольного возраста.
Этапы технологии
1 этап — знакомство детей с музыкально-дидактическими играми и
дальнейшее развитие музыкально-слуховых представлений с их помощью.
2 этап — знакомство детей с игровыми певческими упражнениями и
дальнейшее развитие певческих умений с их помощью.
3 этап — создание непринужденной обстановки на музыкальных занятиях, в
которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.
На 1-м этапе решаются задачи:
вызвать у детей желание и интерес к музыкально-дидактическим играм;
при помощи музыкально-дидактических игр развивать у детей
музыкальные способности — звуковысотный, тембровый и ритмический
слух.

На 3-м этапе предлагаемой технологии решаются задачи:
разнообразить содержание музыкального занятия игровыми приемами,
сюрпризными моментами, направленными на закрепление певческих
умений;
заинтересовать детей, вызвать в них желание заниматься пением.
Для реализации поставленных задач организуются фронтальные типовые
занятия.
Темы для обсуждения
1. Принципы отбора репертуара для детского исполнительства.
2. Требования к детскому песенному репертуару.
3. Педагогический потенциал детской исполнительской деятельности.
4. Вариативные способы развития песенной деятельности дошкольника.
5. Вариативные способы развития музыкально-ритмических движений в
дошкольном возрасте.
6. Вариативные способы развития элементарных навыков музицирования у
детей дошкольного возраста.

Контрольные вопросы и задания:
1. Нужно ли учить ребенка исполнительской деятельности?
2. Чем обусловлена вариативность технологий развития детской
исполнительской деятельности?
3. Перечислите принципы отбора музыкального репертуара для исполнения
детьми дошкольного возраста. Раскройте любой из них.
4. Составьте список своих любимых музыкальных произведений. Какие из
них вы могли бы предложить детям и с какой целью? Обоснуйте свой ответ.
5. Перечислите принципы организации процесса исполнительства музыки
дошкольниками. Раскройте любой из них.

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Подробно методика работы с детским голосом была дана Н. А. Метловым.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

Коллективные работы детей. Консультация для воспитателей ДОО Коллективные композиции – рисунки, аппликация, лепка – радуют детей не случайно. Ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более.

Участие в исполнении музыкальных произведений: пение песен, танцы и движения под музыку, музыкальные игры — наиболее естественные для ребенка способы общения с музыкальным искусством.

Правомерно ли сравнивать детское исполнительство и профессиональную игру взрослых на концертной эстраде? Можно ли назвать музыкально-исполнительские опыты детей исполнительской деятельностью? В чем особенности этой деятельности? Постараемся ответить на эти вопросы.

Не торопитесь ставить себе диагноз об отсутствии музыкального слуха. Вы оказались во власти весьма распространенного стереотипного мнения. По всей видимости, просто у вас нет координации между слухом и голосом, есть внутреннее звучание, представление о музыкальном произведении, но не натренирован инструмент (в данном случае — голос) для внешнего исполнения.

Значит, можно иметь музыкальные способности и не владеть исполнительской деятельностью?

Раскроем особенности музыкальной исполнительской деятельности дошкольника, исходя из ведущих положений изложенной выше концепции музыкального развития и воспитания детей.

Как вы помните, специфика музыкального искусства определяется тем, что передача замысла композитора слушателю возможна во время исполнения музыкального произведения. Исполнительство — один из видов музыкально-художественной деятельности, особый вид музыкально-творческой деятельности. Задачи исполнителя связаны с необходимостью проникновения, понимания характера художественного образа и его интерпретации для слушателей.

В отличие от исполнительской деятельности взрослого исполнение музыки детьми дошкольного возраста имеет свои особенности,

Для ребенка исполнительская деятельность не является профессиональной. Вся система дошкольного музыкального образования ориентирована на развитие в первую очередь музыкальных способностей детей, на понимание музыки и самовыражение ребенка в музыке.

Специальное, профессиональное художественное образование (хореографическое, обучение игре на музыкальных инструментах) начинается, как правило, тогда, когда ребенку исполняется 7—8 лет. Подумайте, почему?

Если на концертах мы наслаждаемся исполнением, интерпретацией музыкальных шедевров, то, глядя на исполнительские опыты дошкольника, мы восторгаемся тем, насколько он органичен и естествен, как он чувствует музыкальный образ, как передает его в пении, танце.

Для ребенка, в отличие от взрослого исполнителя, не существенна связь исполнитель — слушатель. Он не стремится донести до зрителя идею, заложенную в музыкальном произведении композитором. Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку. И только к старшему дошкольному возрасту он достигает той грани между игровой и художественной деятельностью, которая заставляет его критично относиться к продуктам своей деятельности, прежде чем выносить их на суд зрителей.

Музыкальная исполнительская деятельность детей с точки зрения обучения музыке традиционно рассматривается как процесс овладения ребенком специальными умениями, позволяющими ему правильно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Ничуть не умаляя достоинства данной системы, мы тем не менее еще раз подчеркиваем, что развитие ребенка как субъекта детской музыкальной деятельностисвязано с целостным овладением как специальными, так и общими исполнительскими умениями (табл. 8).

Таблица 8. Характеристика общих и специальных исполнительских умений

Общие исполнительские умения (обобщенные способы музыкальной деятельности) Специальные исполнительские умения
Эмоционально воспринимать музыкальный образ; понимать (декодировать) музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности Певческие; тацевально-ритмические; инструментальные; игровые

Музыкально-исполнительская деятельность детей — это деятельность, связанная с пониманием и интерпретацией музыкально-художественного образа.

Вне зависимости от вида исполнительской деятельности успешность исполнения будет зависеть от того, насколько ребенок свободен в умениях понимать и интерпретировать художественный образ. К данной группе умений можно отнести:

1. умение эмоционально воспринимать музыкальный образ, проявляющееся:

· в готовности ребенка слушать и вслушиваться в музыку,

· эмоционально реагировать на характер музыки, музыкальных частей, фраз;

2. умение понимать (декодировать) музыкальный образ, которое раскрывается:

· в адекватных эмоциональных реакциях на характер музыкального произведения,

· в стремлении понять и прочувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;

3. умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к музыкальному образу, которое связано со стремлением ребенка отразить результаты восприятия музыкального образа доступными действиями (словесно, в рисунке, в движении, в игре и т.д.);

4. умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности, выражающееся:

· в продумывании ребенком характера будущего музыкального образа,

· в поиске адекватных средств выражения придуманного образа.

Подчеркнем, что эти умения являются общими для всех видов исполнительской деятельности. Овладение ими обусловлено развитием общей эмоциональной компетентности дошкольника и тесно связано с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку как общей музыкальной способности. Только если ребенок чувствует и понимает тот характер, который он хочет передать в пении или движении, его исполнение обретает черты индивидуальной интерпретации. Только при сравнении имеющегося личного эмоционально-чувственного опыта с характером музыкального произведения начинается интерпретация музыкального образа, что делает исполнение дошкольника выразительным.

Как правило, в педагогическом процессе детского сада не находится времени на развитие всех этих умений. Как вы думаете, когда и где может осуществляться данная работа?

Музыкально-исполнительская деятельность детей — это деятельность, связанная с овладением специальными исполнительскими умениями.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1990.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1989.

Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1991.

Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.

Стулова Г. П. Дидактические основы обучения пению. — М., 1988.

Пение.Пожалуй, самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка является пение. Вы можете опровергнуть это мнение, говоря, что ребенок больше любит двигаться.

Понаблюдайте за ребенком любого возраста. Возрастная особенность ребенка — его стремление заритмизировать свою речь приводит к мелодекламации. Если ребенок уверен, что за ним никто не наблюдает, он обязательно что-то напевает.

Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Текст песен помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Само исполнение песни является своеобразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию.

Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диаметр его дыхательного горла равен диаметру карандаша. Голосовые связки очень тонкие, легко перенапрягаются. Сила звука (при громком пении) достигается не дыханием, как у взрослого, а напряжением голосовых связок, что может привести к кровоизлиянию, образованию на связках узлов.

В отличие от дыхания взрослых — нижнереберного, произвольного и глубокого — дыхание дошкольника верхнереберное, поверхностное, автоматическое, жизненное.

У ребенка дошкольного возраста более развит головной резонатор, поэтому звук при пении не может быть ярким, сочным, а характеризуется легкостью, полетностью.

Легкое, выразительное пение дошкольника обеспечивается развитием группы специальных певческих умений.

Певческая дикция — умение правильного произношения слов и звуковых сочетаний в процессе пения. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку.

Дыхание — один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает чистота интонирования, напевность, легкость пения. Для дошкольника не характерно певческое, диафрагмальное дыхание. Во время пения он дышит поверхностно, рефлекторно. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умений дышать между фразами, экономно расходуя воздух.

Звукообразование — умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности. Для дошкольника воссоздать нужное качество звука в пении чрезвычайно трудно. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении без крика и напряжения, с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона детских песен.

Чистота интонирования — умение интонационно точно воспроизвести мелодию песни. Развитие данного умения связано с развитием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию песни можно только при правильном дыхании, звукообразовании, чистой дикции.

Подчеркнем, что важнейшими условиями развития специальных певческих умений являются:

· музыкальные способности ребенка и педагогическая помощь в их развитии;

· целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей пению.

Музыкально-ритмические движения.Двигаться под музыку так же естественно для дошкольника, как и петь. Активная природа ребенка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Движение становится для ребенка средством восприятия музыки, понимания ее характера. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Уникальность двигательных реакций на музыку у дошкольника обусловлена также временным характером музыкального искусства. Изменяя характер движений вслед за меняющимся характером звучащего произведения, ребенок накапливает опыт взаимодействия с музыкой.

Благодаря движению ребенок может воспринимать особенности музыкального искусства:

· жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т.д.);

· характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.);

· средства музыкальной выразительности — в первую очередь ритм и метр.

· музыкальную форму (2- и 3-частная).

Впервые идея использования движений как средства музыкального развития ребенка была высказана и реализована швейцарским педагогом и композитором Э. Ж. Далькрозом (см. приложение 9). Продолжательницей его системы стала американская танцовщица А. Дункан. В отечественной методике музыкального воспитания создана уникальная система развития музыкально-ритмических движений детей.

Бабаджан Т. С. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1989.

Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1991.

Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.

Специальные танцевально-ритмические умения ребенка дошкольного возраста составляют особые группы двигательных и музыкальных умений.

Первая группа двигательных умений — это умения выполнять под музыку основные и гимнастические движения, а также перестроения. По мере взросления ребенок дошкольного возраста может выполнять данные движения ритмично и выразительно, используя различные предметы (мячи, обручи, ленты).

Вторая группа двигательных умений — танцевальные умения. Дошкольник способен освоить простейшие танцевальные движения: притопы, боковой и прямой галоп, попеременное выставление ноги на пятку и носок, шаг с приседанием, попеременный шаг, и далее — к старшему возрасту — элементы народных и бальных танцев.

Третья группа двигательных умений — имитационные умения. Это умения передать в движении походку, повадки, характер различных животных, игровых персонажей.

Кроме того, развитие танцевально-ритмических умений предполагает освоение ребенком специальных музыкальных умений по различению характера музыки и средств музыкальной выразигельности. Выполняя движения, дошкольник может отразить разную по характеру, динамике, темпу, метроритму музыку, передать в танце двух-, трех-, четырехчастную музыкальную форму.

Важнейшим условием развития музыкально-ритмических умений является соблюдение педагогом приоритета музыки по отношению к движению. Только в том случае, если музыка полноценно воспринимается, переживается ребенком, если он учится вслушиваться в нюансировку музыкального произведения, возможны естественные, совпадающие с характером музыки двигательные реакции.

Игра на детских музыкальных инструментах. Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника.

Понаблюдайте за детьми, которые оказались в музыкальном зале без взрослых. Они моментально устремляются к музыкальным инструментам: треугольникам, маталлофонам, дудочкам. Стремление извлечь звук — проявление естественной познавательной природы, активности ребенка.

Детский оркестр является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, его наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке.

Ветлугина Н. А. Детский оркестр. — М., 1976.

Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1990.

Ищук В. Игра на детских музыкальных инструментах // Дошк. воспитание. — 1994. — № 4. — С. 68—72.

Тютюнникова Т. Музыкальные инструменты Карла Орфа // Дошк. воспитание. — 1998. — № 2. — С. 141—150.

Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте — это преимущественно шумовые и ударные инструменты, не имеющие звукоряда. К ним относятся бубны, деревянные ложки, маракасы, колокольчики, треугольники и т.д. Создание шумовых оркестров — это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребенка. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд, — металлофоны, детские аккордеоны. Поскольку дошкольник не знаком с нотной грамотой, он учится играть на слух, что обеспечивает высокую эффективность развития специальных музыкальных способностей.

Музыкально-игровая деятельность.Детские игры, вкоторых звучит музыка, могут подразделяться на сюжетные (игры-драматизации, игры-сказки, хороводные игры, игры-оперы) и бессюжетные (игры с правилами, музыкально-дидактические игры). Выбираются игры в соответствии с задачами развития музыкального исполнительства.

Музыкально-исполнительская деятельность детейэто творческая деятельность. Каждому виду музыкально-художественной деятельности присуще творческое начало. В исполнительстве творчество как процесс индивидуально неповторимой интерпретации музыкального образа возможен в том случае, если в деятельности ребенка интегрируются как общие, так и специальные исполнительские умения. Иными словами, полноценное исполнение песни или танца возможно тогда, когда ребенок:

· воспринимает и понимает характер музыки, что возможно при наличии общих исполнительских умений;

· осуществляет поиск адекватных средств выражения, что требует специальных исполнительских умений.

В этом случае можно говорить о выразительности исполнения музыки: живом, ярком отражении настроения, переживания, характера музыкального образа.

В соотношениях выразительности исполнения и техники исполнения возможна целостность в том случае, если музыкальный образ понимается ребенком на уровне эмоционального переживания характера этого образа. В связи с этим динамика развития музыкального исполнительства может выглядеть следующим образом (табл. 9).

Приведем пример такой динамики в развитии песенной деятельности (табл. 10).

Таблица 9. Динамика развития музыкального исполнительства

Общие исполнительские умения Специальные исполнительские умения
Поверхностное восприятие, непонимание музыкального образа Выполнение требований педагога при исполнении музыкального произведения
Восприятие значения музыкального произведения: понимание действий, совершаемых музыкальным персонажем Передача с помощью специальных умений действий, обозначенных в музыке, безотносительно к характеру музыкального персонажа
Восприятие смысла музыкального образа; понимание того, о ком это музыкальное произведение Передача с помощью специальных умений результата восприятия музыкального образа
Творческое восприятие характера музыкального образа, поиск собственной интерпретации, наделение музыкального образа характерными чертами Выразительное исполнение

Таблица 10. Динамика развития песенной деятельности

Таким образом, детскую исполнительскую деятельность можно рассматривать как целостность выразительности и техники исполнения.

Подчеркнем, что задачу становления специальных исполнительских умений дошкольников в музыкальной деятельности профессионально может решить только специалист — музыкальный педагог дошкольного учреждения в условиях комбинированных и доминантных музыкальных занятий. Существует немало авторских разработок и технологий развития специальных певческих, танцевально-ритмических, музыкально-игровых умений, умений играть на детских музыкальных инструментах — собственно того, чем сильна и уникальна отечественная методика музыкального воспитания.

Рекомендуем обратить внимание на широко используемые и сегодня методики и программы музыкального воспитания и развития дошкольников: Н. А. Метлова, Т. С. Бабаджан, Н. А. Ветлугиной, Е. А. Дубровской, А. Н. Зиминой, Э. П. Костиной, Г. П. Новиковой, О. П. Радыновой, С. М. Шоломович, Е. И. Юдиной и других ведущих педагогов страны.

Пособия по развитию специальных певческих умений дошкольников:

1. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

2. Макшанцева Е. Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. — М., 1998.

3. Манакова И. П., Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. Музыка.— Свердловск, 1991.

4. Науменко Г. М. Фольклорная азбука. — М., 1996.

5. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.

6. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3—5, 5—6,6—7 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. — М., 1986, 1987,1988.

Пособия по развитию специальных танцевально-ритмических умений дошкольников:

2. Горшкова Е. В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М., 1993.

3. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3—5, 5—6, 6—7 лет / Авт.-сост. С. И. Бекина и др. — М., 1981, 1983, 1984.

4. Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Под ред. С. И. Мерзляковой. — М., 1999.

5. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. —

Пособия по развитию специальных умений играть на детских музыкальных инструментах:

1. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. — М., 1976.

2. Бороздинов А. Обучение игре на детских музыкальных инструментах//Дошк. воспитание. — 1991. — №9. — С. 106—114.

3. Бублей С. П. Детский оркестр. — Л., 1983.

4. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1990.

5. Трубникова М. Учим детей играть по слуху // Дошк. воспитание. — 1993. — № 3. — С. 83—88.

6. Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Под ред. С. И. Мерзляковой. — М., 1999.

Однако нам представляется важным обратить внимание на педагогические технологии организации детской исполнительской деятельности в логике развития общих исполнительских умений ребенка. Напомним, что к этим умениям относятся следующие:

· умение художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, проявляющееся в готовности ребенка слушать и вслушиваться в музыку; эмоционально реагировать на характер музыкальных частей и фраз;

· умение понимать (декодировать) музыкальный образ, которое раскрывается в адекватных эмоциональных реакциях на характер музыкального произведения, в стремлении понять и прочувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;

· умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к музыкальному образу, которое связано со стремлением ребенка отразить результаты восприятия музыкального образа доступными действиями (в слове, рисунке, движении, игре и т.д.);

· умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности, что выражается в продумывании ребенком характера будущего музыкального образа; в поиске адекватных средств его выражения.

Эти умения являются общими для всех видов исполнительской деятельности. Развивая и обогащая их, педагог готовит ребенка к более успешному овладению специальными исполнительскими умениями, активизирует музыкальные способности дошкольника.

С учетом принципов организации процесса восприятия музыки дошкольниками, попробуем выяснить характер технологий развития общих исполнительских умений дошкольников в музыкальной деятельности. Технологии этого порядка целесообразнее реализовывать в музыкально-игровой форме, с использованием сюжетных и бессюжетных игр. Рассмотрим некоторые из них.




Развитие исполнительских способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пения

4 декабря, 2019 admin

«Развитие исполнительских способностей

Ирина Геннадьевна Сурина,

музыкальный руководитель МБДОУ №28,

Вид проекта: долгосрочный

Тип проекта: практико-ориентированный

Участники: музыкальный руководитель, воспитанники 6-7 лет, воспитатели, педагог-психолог, родители.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность

  • Дошкольный возраст — самый благоприятный для формирования и развития певческого голоса.
  • Занятия пением является важной составляющей гармоничного развития дошкольников.
  • В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей.
  • Пение активизирует умственные способности, развивает нравственные и эстетические представления, слух, память , внимание, мышление, укрепляет лёгкие и дыхательный аппарат.
  • Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.
  • Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.
  • Занятие пение создают благоприятные условия для создания общей музыкальной культуры.
  • Актуальность темы также продиктована требованиями современного образования. В частности в пункте 4 статьи 1.6 ФГОС указано,


Цель проекта: Формирование исполнительских способностей старших дошкольников через комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие интереса к пению.

Задачи:

•формировать вокально-певческие навыки (правильность звукообразования; красота звуковедения; точность, внятность, певческой дикции; правильность дыхания; точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни);

•создать предпосылки к формированию творческого мышления.

•побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества.

развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление, чувство ритма, воображения.

воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности;

•воспитывать интерес и любознательность ко всему, что нас окружает, бережное отношение к природе, экологии, к культуре своего народа.

•побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.

Предполагаемые результаты:

При успешной реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста будет наблюдаться:

•Положительная динамика в развитии интереса к пению

•Становление избирательности, появление предпочтений в выборе песенного материала

•Развитие исполнительских умений

У родителей будет наблюдаться:

•Повышение интереса к музыкальной деятельности детей

•Формирование интереса к проблеме отбора песенного репертуара для ребенка.

У педагогов будет наблюдаться:

•Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей

•Формирование творческого подхода к проектированию музыкально-обогащенной развивающей среды.

Педагогические принципы:

Теоретическое обоснование

Значение развития интереса к пению заключается в том, то при его наличии возникает эмоциональная отзывчивость на музыку, которая в свою очередь является необходимым условием для развития группы умений, участвующих в формировании исполнительских способностей:

  • умение художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, которое проявляется в готовности ребенка слушать и вслушиваться в музыку; в его эмоциональной реакции на характер музыки.
  • умение понимать музыкальный образ, которое раскрывается в адекватной эмоциональной реакции на характер музыкального произведения; в стремлении понять и почувствовать эмоциональную окраску музыкального образа.
  • умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к музыкальному образу, которое связано со стремлением ребенка отразить результаты восприятия музыкального образа в доступных ему действиях (в словах, рисунке, движении, игре и т.д.)
  • умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности, которое выражается в продумывании ребенком характера будущего музыкального образа; в поиске адекватных средств выражения придуманного образа.

Развитие вышеперечисленных умений ведет к формированию исполнительских способностей, которое происходит особенно успешно при наличии некоторых генетических особенностей строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных. Эти особенности принято называть задатками.

Методологическая основа исследования:

Методологической базой для моей работы послужили разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова, Е.Н. Тиличеевой, В. Емельянова.

Методы и приёмы

В комплекс методов и приемов были включены: словесный, фонопедический, репродуктивный, наглядно-зрительный методы.


Этапы реализации проекта

1 этап:

  • Составление плана работы
  • Изучение методической литературы с использованием интернет ресурсов
  • Подбор детского песенного репертуара
  • Пополнение картотеки музыкально-дидактических игр
  • Подбор материала для работы с родителями по теме проекта
  • Создание предметно-пространственной среды
  • Диагностирование детей

2 этап

3этап:

  • Итоговая диагностика
  • Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
  • Разработка методических рекомендаций для педагогов
  • Презентация проекта
  • Распространение педагогического опыта.

Организационно-подготовительный этап: первичная диагностика


Диагностирование участников исследования проводилось по трем направлениям:

Изучение особенностей интереса к пению и музыкальных вкусов детей 6 года жизни.

  • Индивидуальная беседа с ребёнком
  • Наблюдение за детьми
  • Экспериментальная ситуация
  • Анкетирование родителей
  • Анкетирование педагогов

Выявление особенностей развития музыкальных способностей детей

  • Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
  • Диагностика темпо-метрического слуха
  • Диагностика звуковысотного слуха
  • Диагностика тембрового слуха
  • Диагностика динамического слуха
  • Диагностика чувства музыкальной формы

Определение своеобразия сформированности детских исполнительских способностей.

  • Рациональное использование дыхания
  • Певческая дикция
  • Чистота интонирования
  • Звукообразование
  • Слаженность( умение петь в ансамбле)

Основной этап направления работы

Работа по осуществлению основного этапа включает в себя 4 направления работы:

•Обогащение музыкально-слухового опыта детей.

•Проектирование музыкально-обогащенной среды группы и организация самостоятельной деятельности детей.

•Организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкальных способностей и интереса к пению.

•Организация консультативной работы с родителями с целью разъяснения значимости музыкально-звуковой среды.

Обогащение музыкально-слухового опыта детей

Обогащение музыкально-слухового опыта детей осуществлялось путем ознакомления их с детскими песнями и включения песен в повседневную жизнь ребенка. Для этого под музыку проходила организация ключевых режимных моментов: приход детей в группу, игровая деятельность, сбор на прогулку и возвращение с прогулки, подготовка к тихому часу, пробуждение и одевание. Детский песенный репертуар можно использовать в начале занятия, как своеобразный сигнал к его началу.

Такой репертуар можно подобрать ко всем образовательным областям.

Проектирование музыкально-обогащенной среды группы и организация самостоятельной деятельности детей.


Проектирование музыкально-обогащенной среды группы и организация самостоятельной деятельности детей осуществляются путем обновления музыкального уголка в группе и обогащения каждой тематической зоны в предметно-пространственной среде группы песенным материалом.

Для организации самостоятельной деятельности детей с песенным материалом в музыкальном уголке размещаются специально созданные музыкальные альбомы, содержащие песни, которые в данное время звучат в группе в основные режимные моменты, а также в начале занятий.

Для каждой песни в альбом отводится одна страница, на которой располагается иллюстрация к песне, указывается название песни. Песни, представленные в альбоме, ребенок может не только послушать, но и исполнить. Для этого к картинке прилагается диск, на котором записана песня, а также ее фонограмма. Каждой песне в альбоме соответствует свой диск, что облегчает его использование детьми.

Обогащение тематических зон песенным материалом проводится примерно по тому же принципу: оформляется папка, отражающая содержание песенного материала по теме.

Организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкальных способностей и интереса к пению.

Организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкальных способностей и интереса к пению осуществляется по специально разработанному календарно-тематическому плану, рассчитанному на весь период реализации проекта, то есть на 2014-2015 учебный год. Комплекс специально разработанных педагогических мероприятий, включающий в себя разные виды музыкально-педагогической деятельности, позволил повысить уровень сформированности исполнительских способностей дошкольников. Причем, план построен по принципу постепенного усложнения, с учетом всех выше перечисленных педагогических принципов. Первая часть работы направлена на установление контактов между детьми, психологический настрой на работу, а также на развитие работу артикуляционного аппарата (Октябрь).

В течение второго периода (Ноябрь, Декабрь) каждое занятие посвящается работе над одним из аспектов сформированности детских исполнительских способностей: рациональное использование дыхания, певческая дикция, чистота интонирования, слаженность (умение петь в ансамбле), звукообразование.

Далее следует блок занятий, направленных на развитие комплекса музыкальных способностей и включающих в себя различные нетрадиционные формы работы и обеспечивающих формирование интереса к пению.

Организация консультативной работы с родителями с целью разъяснения значимости музыкально-звуковой среды.


В содержание работы консультативной работы с родителями входит:

Диагностирование и результаты диагностики


Диагностическое исследование проводилось по 4 направлениям, обеспечивающим изучение уровня развития всех параметров, обеспечивающих формирование исполнительских способностей. Это рациональное использование дыхания и звукообразование, певческая дикция, чистота интонирования, слаженность (умение петь в ансамбле)

Сравнительный анализ первоначальных и итоговых диагностических данных демонстрирует повышение уровня развития каждого из параметров, что позволяет сделать вывод о высокой эффективности данного педагогического исследования.

Полученные результаты



Таким образом, комплекс педагогических мероприятий по развитию интереса к пению, реализованный с помощью различных методов и приемов во всех видах детской деятельности при умелом применении в образовательном процессе позволяют оптимально способствовать формированию исполнительских способностей. Одним из критериев рациональности данных мероприятий считаю результативность исполнительской деятельности воспитанников, свидетельства которой представлены на данном слайде

Распространение результатов проекта


Педагогический опыт по результатам исследования был обобщен на уровне дошкольной организации, о чем свидетельствует содержимое слайда. В сети интернет результаты проекта размещены на различных образовательных порталах. Отдельные аспекты педагогического исследования освещены в научно-методической литературе.

Читайте также: