План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на логопедическом пункте доу

Обновлено: 04.07.2024

Составила: Учитель - дефектолог Бакирова О. В.

Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

Для разработки индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения используется следующая литература:

I. Подготовительный этап

Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. От 2-3-х недель до 6-ти недель.

Задача: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; развитие речевого дыхания.

Игры на развитие фонематического слуха:

II. Формирование произносительных умений и навыков

Сроки проведения данного этапа: Октябрь-май

а) устранять дефектное звукопроизношение;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования

исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Постановка звуков происходит в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

Способ постановки: по подражанию, с механической помощью, смешанным путем.

III. Введение звуков в речь

Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

а) Закрепить изолированный звук;

б) Введение звука в слоги;

в) Введение звука в слова;

г) Введение звука во фразы, простые предложения;

д) Введение звука в спонтанную речь;

е) Дифференциация звуков.

Порядок автоматизации звуков в слогах :

- 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

- Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

-Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация каждого исправленного звука в словах.

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.

Дифференциация звуков :

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

Автоматизация в спонтанной речи.

(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

IV. Совершенствование фонематического восприятия и формирование первоначальных навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса;

3. Дифференциация речевых и неречевых звуков;

4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов;

5. Преобразование слогов за счёт изменения одного звука;

6. Выделение звука из ряда других звуков;

7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

8. Выделение среднего звука в односложном слове;

9. Определять последовательность и количество гласных (согласных) в слове; звуко-слоговой анализ слова, схемы слов.

V. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.

Сроки: в течение года.

а) Формирование лексико- грамматического строя речи;

б) Обогащение словаря;

в) Устранение аграмматизмов;

г) учить употреблять существительные во множественном числе;

д) согласовывать существительные с прилагательными, числительными;

е) учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

ж) учить называть детенышей животных;

з) закрепить в речи простые предлоги.

IV. Развитие связной речи на базе правильно произносимых звуков.

1. Составление простых распространённых предложений;

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Перспективный план работы на 2018–2019 учебный год Цель: психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, а также позитивная социализация и индивидуализация.

План работы по самообразованию на 2018–2019 учебный год Тема: Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников Цель: Формирование предпосылок экологического сознания;.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

II. Формирование произносительных умений и навыков

а) устранять дефектное звукопроизношение;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования

исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,

грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе: 1.Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

шипящие Ч, Щ

Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых

слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах

со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем

в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога

и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах.

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.

5.Дифференциация звуков:

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

6.Автоматизация в спонтанной речи.

(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ДОУ

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования, и условно делится на несколько этапов.

I. Подготовительный этап 4-12 занятий.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятия.

Работа на ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ этапе направлена на следующие моменты. Выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата к постановке тех или иных звуков. На данном этапе, кроме артикуляции гимнастики, используются подготовительные упражнение:

Этап формирования первичных произносительных умений.

1. Постановка нарушенных звуков с использованием различных способов: имитационного, механического, смешанного

Постановка звуков происходит в последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков начинается с изолированного произношения, затем – в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах:

- С, З, Ш, Ж, СЬ, ЗЬ, - автоматизируются сначала в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;

- Ц, Ч, Щ, Л – автоматизируются сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

- Р, РЬ – можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрации языка.

Автоматизация каждого поставленного звука может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходными дефектами.

Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с поставленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Каждое отработанное в произношение включается в предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающие автоматизируемые звуки.

3. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков начинается с изолированного произношения, затем - в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи (монологах, диалогах, играх, развлечениях и других формах детского общения).

При фонетическом недоразвитии с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития в коррекционную работу, кроме вышеперечисленных, включаются следующие этапы.

Развитие слухового восприятия , внимания , осуществляется одновременно с подготовительным этапом.

Развитие фонематического слуха осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков.

Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков.

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

· Обозначение гласных и согласных звуков(твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

*Логопеды, Психологи, Педагоги: ОБМЕН опытом*

*Логопеды, Психологи, Педагоги: ОБМЕН опытом*

*Логопеды, Психологи, Педагоги: ОБМЕН опытом* запись закреплена
О.В. Елецкая: логопедам

☺

ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ФНР И ФФНР В ДОУ
Здравствуйте коллеги. Я начинающий учитель-логопед в ДОУ, не имеющем специализированных групп. Подскажите пожалуйста, как вы пишите ежедневное планирование индивидуальной и подгруппой работы с детьми ФНР и ФФНР. Может у кого либо есть ежедневные планы (бланки) в электронном виде. Спасибо большое

Здравствуйте, . Что-то у меня есть, посмотрите, м. б. пригодится в хозяйстве.

Читайте также: