План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на логопедическом пункте доу
Обновлено: 04.07.2024
Составила: Учитель - дефектолог Бакирова О. В.
Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
Для разработки индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения используется следующая литература:
I. Подготовительный этап
Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. От 2-3-х недель до 6-ти недель.
Задача: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; развитие речевого дыхания.
Игры на развитие фонематического слуха:
II. Формирование произносительных умений и навыков
Сроки проведения данного этапа: Октябрь-май
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Постановка звуков происходит в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
Способ постановки: по подражанию, с механической помощью, смешанным путем.
III. Введение звуков в речь
Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
а) Закрепить изолированный звук;
б) Введение звука в слоги;
в) Введение звука в слова;
г) Введение звука во фразы, простые предложения;
д) Введение звука в спонтанную речь;
е) Дифференциация звуков.
Порядок автоматизации звуков в слогах :
- 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
- Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
-Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.
Дифференциация звуков :
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
Автоматизация в спонтанной речи.
(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
IV. Совершенствование фонематического восприятия и формирование первоначальных навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса;
3. Дифференциация речевых и неречевых звуков;
4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов;
5. Преобразование слогов за счёт изменения одного звука;
6. Выделение звука из ряда других звуков;
7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.
8. Выделение среднего звука в односложном слове;
9. Определять последовательность и количество гласных (согласных) в слове; звуко-слоговой анализ слова, схемы слов.
V. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
Сроки: в течение года.
а) Формирование лексико- грамматического строя речи;
б) Обогащение словаря;
в) Устранение аграмматизмов;
г) учить употреблять существительные во множественном числе;
д) согласовывать существительные с прилагательными, числительными;
е) учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
ж) учить называть детенышей животных;
з) закрепить в речи простые предлоги.
IV. Развитие связной речи на базе правильно произносимых звуков.
1. Составление простых распространённых предложений;
2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;
4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);
5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Перспективный план работы на 2018–2019 учебный год Цель: психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, а также позитивная социализация и индивидуализация.
План работы по самообразованию на 2018–2019 учебный год Тема: Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников Цель: Формирование предпосылок экологического сознания;.
ЦЕЛЬ: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
II. Формирование произносительных умений и навыков
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе: 1.Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых
слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах
со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем
в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога
и параллельно вырабатывать вибрацию.
3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4.Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.
5.Дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6.Автоматизация в спонтанной речи.
(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ДОУ
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования, и условно делится на несколько этапов.
I. Подготовительный этап 4-12 занятий.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятия.
Работа на ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ этапе направлена на следующие моменты. Выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата к постановке тех или иных звуков. На данном этапе, кроме артикуляции гимнастики, используются подготовительные упражнение:
Этап формирования первичных произносительных умений.
1. Постановка нарушенных звуков с использованием различных способов: имитационного, механического, смешанного
Постановка звуков происходит в последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:
Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.
2. Автоматизация поставленных звуков начинается с изолированного произношения, затем – в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах:
- С, З, Ш, Ж, СЬ, ЗЬ, - автоматизируются сначала в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;
- Ц, Ч, Щ, Л – автоматизируются сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
- Р, РЬ – можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрации языка.
Автоматизация каждого поставленного звука может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходными дефектами.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с поставленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Каждое отработанное в произношение включается в предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающие автоматизируемые звуки.
3. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков начинается с изолированного произношения, затем - в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи (монологах, диалогах, играх, развлечениях и других формах детского общения).
При фонетическом недоразвитии с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития в коррекционную работу, кроме вышеперечисленных, включаются следующие этапы.
Развитие слухового восприятия , внимания , осуществляется одновременно с подготовительным этапом.
Развитие фонематического слуха осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков.
Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков.
Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:
· Обозначение гласных и согласных звуков(твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.
*Логопеды, Психологи, Педагоги: ОБМЕН опытом* запись закреплена
О.В. Елецкая: логопедам
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ФНР И ФФНР В ДОУ
Здравствуйте коллеги. Я начинающий учитель-логопед в ДОУ, не имеющем специализированных групп. Подскажите пожалуйста, как вы пишите ежедневное планирование индивидуальной и подгруппой работы с детьми ФНР и ФФНР. Может у кого либо есть ежедневные планы (бланки) в электронном виде. Спасибо большое
Здравствуйте, . Что-то у меня есть, посмотрите, м. б. пригодится в хозяйстве.
Читайте также: