Гибкие компетенции в проектной деятельности в школе

Обновлено: 07.07.2024

По словам тогда еще руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, классическим формам школьного образования предстоит серьезная трансформация, которая затронет и Россию. Система образования будущего должна успешно справляться с формированием гибких компетенций (soft skills), но эту задачу невозможно решить в отрыве от базового образования. Задания на оценку гибких компетенций (критического мышления, поиска решения в условиях заданной жизненной ситуации) уже присутствуют в ЕГЭ, ОГЭ и всероссийских проверочных работах, но необходимы дальнейшие шаги в этом направлении.

Итак, гибкие компетенции - это креативность, критическое мышление, навыки общения, социальные навыки. Эти компетенции будут играть все большую роль в меняющемся мире и в системе образования будущего.

Исполнительный директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений IEA Дирк Хастед отметил, что существует много разных определений гибких навыков , но единое понимание, что к ним относить, отсутствует. К гибким навыкам относят такие качества, как умение работать с людьми, социальные навыки и навыки общения, личностные качества (честность, гибкость, мотивация и другие).

Он рассказал, что в ОЭСР выделяют три наиболее важных класса гибких компетенций:

  • способность создавать новые знания и развивать новые идеи,
  • способность брать на себя ответственность,
  • способность разрешать проблемы и противоречия .

Если все навыки, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills) - мягкие навыки. Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Сюда же включаются и профессиональные навыки. Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

Решение этой проблемы сегодня затрагивает современное образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. С развитием современного общества должно развиваться и образование. Сложенная веками педагогическая система не должна разрушаться, а должна эволюционировать, должны смещаться педагогические акценты. В первую очередь, от учащихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.

Рассмотрим основные навыки soft skills:

Умение работать в команде – это умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.

Умение принимать решения и решать проблемы

Задача педагога – развивать умения понимать и чувствовать других людей; ставить детям задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у детей, воодушевить их и повести их за собой.

Лидерские качества можно развить через организацию работы различных клубов, проведение занятий по интересам, курирование младших школьников старшеклассниками, а новичков одноклассниками. Если педагог сам увлечен каким-либо делом, то соберет свою команду единомышленников и обязательно найдет отклик в душе любого ребенка. Тогда учащиеся сами станут проявить инициативу в той сфере, которая им интересна.
Одним из самых востребованных качеств личности в современном мире является креативность. Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.

Умение общаться с людьми

Коммуникабельность – это способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.

В данном направлении в процессе обучения деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений доступно и интересно излагать свои идеи и мысли; уверенно говорить как с группой сверстников, так с другими взрослыми; выступать перед аудиторией.

Чтобы развивать коммуникабельность, педагогам рекомендуется на занятиях поощрять активное участие школьников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы; отдавать предпочтение таким формам работы, где учащиеся находятся в окружении сверстников, совместно реализуют академические проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам; для старшеклассников организовывать дни карьеры; развивать навыки составления резюме, самопрезентации и прохождения интервью.

Еще одним из основных качеств, необходимых для организации эффективного общения является позитивность. Позитивность – это вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает.

Воспитывать позитивность лучше всего собственным примером. Поддержка и внимание учителей и одноклассников – главный инструмент развития позитивности. Педагог должен всегда быть готов помочь советом, обратить внимание на положительные события. При этом здоровая конкурентная атмосфера помогает школьникам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах.

Умение планировать, организовывать и выделять приоритеты относится к организаторским способностям.

Организаторская способность – это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому – все это важные качества организатора.

За время обучения в школе дети должны научиться организовать свое время так, чтобы успевать делать все запланированные дела: учиться, принимать участие в школьных мероприятиях, заниматься в кружках и секциях; уметь собрать команду; принимать быстрые решения.

Умение искать и обрабатывать информацию

Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы. Таким образом, умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий является одним из основных универсальных учебных действий.

Система мягких навыков предполагает, что учащиеся будут:

- выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;

- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;

- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

- применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

- получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Нацеленность на формирование системы гибких навыков soft skils требует перестройки методов организации образовательного процесса, активного использования техник построения диалога, использования игровых, дискуссионных методик, проектная деятельность учащихся, совмещение урочной и внеурочной деятельности [2,3].

Литература

  1. Волосков И.В. Социальная антропология.-М., НИЦ Инженер, 2009.-с.130
  2. Волосков И.В. Инновационные технологии организации работы с молодежью// Актуальные проблемы инновационного развития образования.-М., Ритм, 2019.-С. 72-79
  3. Ткаченко А.В. Проектная методика преподавания социологии// Актуальные проблемы инновационного развития образования.-М.
ВложениеРазмер
formirovanie_sistemy_gibkih_navykov.docx 18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование системы гибких навыков (soft skills) в образовательном процессе

Если все навыки, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills) - мягкие навыки. Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Сюда же включаются и профессиональные навыки. Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

Решение этой проблемы сегодня затрагивает современное образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. С развитием современного общества должно развиваться и образование. Сложенная веками педагогическая система не должна разрушаться, а должна эволюционировать, должны смещаться педагогические акценты. В первую очередь, от учащихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.

Рассмотрим основные навыки soft skills:

Умение работать в команде – это умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.

Умение принимать решения и решать проблемы

Задача педагога – развивать умения понимать и чувствовать других людей; ставить детям задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у детей, воодушевить их и повести их за собой.

Лидерские качества можно развить через организацию работы различных клубов, проведение занятий по интересам, курирование младших школьников старшеклассниками, а новичков одноклассниками. Если педагог сам увлечен каким-либо делом, то соберет свою команду единомышленников и обязательно найдет отклик в душе любого ребенка. Тогда учащиеся сами станут проявить инициативу в той сфере, которая им интересна.
Одним из самых востребованных качеств личности в современном мире является креативность . Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.

Умение общаться с людьми

Коммуникабельность – это способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.

В данном направлении в процессе обучения деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений доступно и интересно излагать свои идеи и мысли; уверенно говорить как с группой сверстников, так с другими взрослыми; выступать перед аудиторией.

Чтобы развивать коммуникабельность, педагогам рекомендуется на занятиях поощрять активное участие школьников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы; отдавать предпочтение таким формам работы, где учащиеся находятся в окружении сверстников, совместно реализуют академические проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам; для старшеклассников организовывать дни карьеры; развивать навыки составления резюме, самопрезентации и прохождения интервью.

Еще одним из основных качеств, необходимых для организации эффективного общения является позитивность . Позитивность – это вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает.

Воспитывать позитивность лучше всего собственным примером. Поддержка и внимание учителей и одноклассников – главный инструмент развития позитивности. Педагог должен всегда быть готов помочь советом, обратить внимание на положительные события. При этом здоровая конкурентная атмосфера помогает школьникам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах.

Умение планировать, организовывать и выделять приоритеты относится к организаторским способностям.

Организаторская способность – это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому – все это важные качества организатора.

За время обучения в школе дети должны научиться организовать свое время так, чтобы успевать делать все запланированные дела: учиться, принимать участие в школьных мероприятиях, заниматься в кружках и секциях; уметь собрать команду; принимать быстрые решения.

Умение искать и обрабатывать информацию

Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы. Таким образом, умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий является одним из основных универсальных учебных действий.

Система мягких навыков предполагает, что учащиеся будут:

- выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;

- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;

- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

- применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

- получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Нацеленность на формирование системы гибких навыков soft skils требует перестройки методов организации образовательного процесса, активного использования техник построения диалога, использования игровых, дискуссионных методик, проектная деятельность учащихся, совмещение урочной и внеурочной деятельности [2,3].

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель информатики МОУ Бекетовская СОШ

Миссия данной программы: создание условий для непрерывного образования и повышения профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций посредством интеграции в учебный процесс современных образовательных методик.

Повышение профессиональной компетентности педагогов образовательных организации за счет освоения технологии проектной работы с детьми, изучения инструментов и методов сопровождения команды исполнителей на разных этапах работы , с учебным проектом

Основные принципы реализации проекта

• Доступное обучение в рамках проекта

• Активная образовательная среда и использование современных технологий и методик — видеолекции, автоматизированный контроль знаний, интерактивные домашние задания

• Практическая направленность курса

Все обучение построено по принципу прохождения последовательных модулей образовательного курса. Общая длительность курса (время изучения) составляла 6-7 недель. Каждый модуль включает в себя видеолекцию, самостоятельную работу, домашнее задание и тестирование. По итогам курса все получили сертификаты о курсах ПК.

Когда ребенок только начинает погружаться в какую-то тематику, странно ждать от его идей сверхуникальности, реализуемости и оформленного результата. Что же делать?

Для погружения детей в инструменты проектной деятельности существует так называемый метод кейсов: case - study [кейс-стади] или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация). Это метод обучения через решение конкретных задач на основе реальной или смоделированной ситуации, содержащей уже преодоленную проблемную ситуацию или феномен.

Это означает, что кейс, в отличие от проекта, обладает большей степенью определенности, в том числе в понимании конечного результата. Этот путь уже кто-то проходил, и не один раз. Мы понимаем, каким будет результат. Понимаем, каким образом будет решена задач. Конечно, даже при работе с кейсом обучающиеся могут найти принципиально новый подход к его решению, однако его результат все равно предопределен в некоем интервале вариаций.

У кейса и проекта есть много общего. Они оба дают ученику возможность учиться в соответствии с его способностями. Способствуют налаживанию взаимодействия между обучающимися. Учат работать в команде, коммуницировать с заказчиком, распределять роли, подстраиваться к меняющимся условиям, распределять ресурсы. Дают команде инструменты проектной деятельности.

Говоря о жизненном цикле проекта, следует чётко отделять проект, который ведут обучающиеся и ту педагогическую деятельность (оболочку), которую ведёт педагог при их сопровождении.

Жизненный цикл проекта в общем виде состоит из нескольких этапов.

3. Поиск решения.

5. Реализация замысла.

6. Завершение проекта.

В рамках командной работы обучающиеся учатся распределять роли и задачи между участниками команды для обеспечения эффективной слаженной работы, учатся выстраивать эффективную коммуникацию между всеми участниками процесса. В ходе распределения задач между участниками команды важно учитывать способности каждого члена команды, уровень его компетенций, степень загруженности на каждом этапе работ. Благодаря планированию становится видна потребность в необходимом количестве членов проектной команды на каждом этапе, степень востребованности тех или иных компетенций на разных этапах работы.

Прежде чем предлагать кому-то сделать что-то полезное, нужно быстро сделать макет этого решение из подручных средств, попробовать понять, насколько идеи работспособны и какая из них пойдёт в действие.

После того, как мы создали прототипы или макеты, мы подходим к этапу тестирования. Необходимо проверить нашу идею. Мы приглашаем людей, пользователей будущего полезного решения, присоединится к тестированию этого решения, посмотреть, как оно работает.

Обратная связь от пользователей помогает понять, какие решения не работают и как их улучшить, происходит итерация, мы немедленно отправляемся обратно в наше рабочее пространство и начинаем переделывать или менять решение.

Таким образом, мы кратко описали цикл деятельности небольшого шага, одного такта проекта, который тем не менее проходит все стадии от проявления эмпатии или сопереживания к будущим пользователям нового решения через генерацию идей и воплощения в действие этого конкретного решения и до тестов, до итерации, до возможности придумать вновь лучшее решение.

Этот цикл лежит в основе всех современных процессов деятельности в компаниях, которые являются лидерами на мировом рынке, крупных компаниях, лидерах российского рынка, в общем, во всех организациях, которые думают о будущем людей и о своём месте в этом будущем.

Эффективность использования метода проектов зависит от качества подготовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием. Это обусловлено в первую очередь тем, что усвоение школьниками новой информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере проблемной неопределённости. Поэтому возникает необходимость проектирования, организации и координации этой деятельности учащихся, ещё не имеющих большого опыта самостоятельного выполнения проектов. Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием. Сама проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей).

Количество часов 72 часа
Форма обучения заочная (дистанционная) При обучении применяются исключительно электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Программа обучения Краткое описание
Учебный план (72 ч.)
Расписание занятий в удобное для вас время
Начало обучения 8 марта новые группы формируются каждую неделю
Выдаваемый документ удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки отправляется почтой России бесплатно
Образовательная лицензия №5251 от 25.08.2017 г.
Срок обучения от 8 дней до 3 месяцев при необходимости может быть продлен
Контроль усвоения знаний промежуточное и итоговое тестирование
Требования к слушателям среднее профессиональное (педагогическое) или любое высшее образование

Главные причины записаться на этот курс прямо сейчас:

  • низкие цены и возможность оплаты в рассрочку,
  • качественные программы обучения,
  • удобное дистанционное обучение и аттестация,
  • бесплатная отправка итогового документа, учитываемого при аттестации,
  • возможность досрочного завершения обучения,
  • обучение в комфортное для вас время и краткие сроки.

Образец выдаваемого документа: по окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки.

Если Вы хотите внести что-то новое в свою деятельность, то ждём Вас в нашем методическом объединении!

Методическое объединение педагогов по освоению технологий формирования гибких компетенций у обучающихся

Технология формирования гибких компетенций

Технология формирования гибких компетенций запись закреплена
Фоксфорд.Учителю

Учителя всегда много работают перед зимними праздниками: надо подготовить отчёты, планы, организовать последние в этом году мероприятия. Напряжённый труд сильно утомляет. Рассказываем, что делать, когда в голове уже нет места для информации, а работы ещё много.

💡

Ключевая рекомендация — постарайтесь выключить сознание и обратиться к подсознанию.

Равиля Фальковская

Сергей Глебов

Юлия Смирнова

Технология формирования гибких компетенций

Технология формирования гибких компетенций запись закреплена

Технология формирования гибких компетенций

Технология формирования гибких компетенций запись закреплена
Фоксфорд.Учителю

5 декабря — Международный день добровольцев. Рассказываем, что педагог может рассказать своим ученикам об этом всемирном движении: зачем становиться добровольцем и как сделать первые шаги в этой сфере, ещё будучи школьником.

Выбрать школьнику свой собственный путь в добровольческой деятельности, а учителю помочь ему в организации процесса помогут эти ресурсы.
Показать полностью.

— Социальное — помощь бездомным людям и животным, пожилым людям, воспитанникам детских домов.
— Экологическое волонтёрство — забота об окружающей среде.
— Культурно-просветительское — сохранение культурного наследия.
— Арт-волонтёрство — объединяет людей творческих профессий.
Что может дать волонтёрство
— Добровольческая деятельность формирует здоровую самооценку, самоуважение, гражданскую позицию.
— Позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нём, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне.
— Подобная деятельность способствует профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
— Некоторые вузы при поступлении добавляют к баллам ЕГЭ абитуриента дополнительные баллы за волонтёрский опыт.
— Работодателям иногда важен опыт волонтёрства в школе как социально значимой деятельности потенциального сотрудника.

Читайте также: