С какими проблемами сталкиваются подростки после окончания школы

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классный час на тему:

Составила: Копачева Т.А.

Формирование активной жизненной позиции, умения планировать будущую жизнь и добиваться успеха.

1. Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, получению опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных ранее знаний, умений и навыков.

2. Направлять волю и самоактивность ребят.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.

4. Формировать оптимистический (позитивный) образ, который может служить идеалом для подражания, способность к саморегуляции, учиться видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих.

5. Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции, потребность в общении, учиться видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности.

Оборудование:

• компьютер, мультимедиа проектор, проекционный экран,

Ход занятия.

Организационный этап.

Спасибо. У вас замечательные, милые улыбки и хорошее настроение, теперь мы настроены на уважение друг к другу и деловой разговор.

Постановка проблемы, темы занятия.

Добрый день! Меня зовут Света. Я ученица 10 класса и уже через 1,5 года мне предстоит сделать выбор, который, как мне кажется, и определит всю мою жизнь. Я бы хотела связать свою жизнь со своим увлечением. Я очень люблю рисовать и делаю успехи. Так мне говорят мои преподаватели в художественной школе. Я бы хотела поступить на дизайнера. Моя проблема состоит в том, что мои родители категорически против моего выбора. Они считают, что я должна быть экономистом, как и они, что эта профессия наиболее востребована и оплачивается гораздо лучше, чем профессия дизайнера. Что рисование – это только хобби, а не работа. Они даже слышать не хотят о том, что я решила. Они все решили за меня. Как мне быть, как поступить? Как убедить родителей, что мое будущее – это мой выбор, они не должны меня лишать его и принимать решения за меня?

Вот такое тревожное письмо пришло к нам в студию.

Что ж, давайте разбираться!

Тем более, что мы можем выслушать и сторону будущего выпускника и сторону родителей.

Что же необходимо для того, чтобы ветер жизни был не только попутным, но и привёл нас в будущем к успеху?

Казалось бы все легко и просто! Но это только на первый взгляд.

Давайте для начала определим круг проблем, с которыми сталкивается выпускник. Что же его ждет?

- Высказывания по проблеме

- Как подготовиться к этим проблемам?

- Высказывания по проблеме

- Как вы думаете, что необходимо молодому человеку в современном мире для успешной самореализации?

- (хорошее образование, которое даст возможность для карьеры, )

- А можете вы сейчас повлиять на реализацию ваших планов в будущем?

(Да, Если получить отличные результаты по ЕГЭ, то перед нами открыты двери престижных вузов, а это даёт предпосылки к самореализации в будущем).

- То есть, если задаться целью и идти к ней, можно достичь успеха.

Что мы можем посоветовать Светлане.

- Высказывания по проблеме.

Да, у Светы еще 1,5 года. Прежде всего, не следует вступать в конфликт с родителями, ведь этим ничего не добьешься. А только обостришь отношения.

Возможно, Светлане следует доказать за это время, что ее хобби действительно может стать для нее профессией, ее будущим. Но каким образом?

- Участие в художественных конкурсах, выиграть грант.

- Возможно, постараться выполнить небольшие проекты или поработать фрилансером. И т.д.

А вы никогда не задумывались, что каждый человек относится к определенному типу.

Пять типов профессий

- Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника . Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек - человек . Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек - знаковая система . Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.

hello_html_m3d13ebf2.jpg

Обработка и интерпретация результатов. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Итак, краткая психологическая характеристика основных форм личности.

Квадрат - неутомимый труженик. Характерны трудолюбие, усердие, выносливость, терпение, методичность. Высококлассный специалист в своей области. Неутолимая потребность в информации. Слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Сильная сторона Квадрата - мыслительный анализ. Чаще - левополушарный мыслитель, перерабатывает данные последовательно. Внимателен к деталям, подробностям.

Становятся отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами. Квадрат не всегда оперативен. Стремление к порядку и аккуратности может развиться до парализующей крайности. Затягивают принятие решений, связанных с возможностью риска.

Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми. Неэффективно действуют в аморфной ситуации.

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Для многих это истинное предназначение. Обладают выраженной способностью концентрироваться на главной цели. Благодаря энергии и силе личности достигают намеченных целей.

Являются мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Ищут эффективное в данных условиях решение. Уверенные, хотят быть правыми во всем. Постоянно соперничают и конкурируют с другими, имеют установку на победу, выигрыш, успех. Бывают нетерпеливы, рискуют. С большим трудом признают свои ошибки. Видят то, что хотят видеть, бывают категоричны, поступают по-своему. Успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, впитывают полезную информацию.

Отрицательное качество - направленность на себя. Нещепетильны в отношении моральных норм, когда идут к своей цели. Треугольники заставляют вращаться всех и вся вокруг себя. Без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Временная форма личности, свойственная остальным четырем фигурам в определенные периоды жизни. Не удовлетворены тем образом жизни, который ведут сейчас. Заняты поисками лучшего. Изменения для них значимы.

Характерно состояние запутанности, замешательства и неопределенности на данный момент времени. Поступки непоследовательны и непредсказуемы в течение переходного периода. Могут меняться даже в пределах одного дня. Низкая самооценка, стремятся стать лучше, примеряя одежду других форм. Молниеносные, крутые, непредсказуемые. Смущают, настораживают людей. Общение с другими людьми им просто необходимо.

Позитивные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, определенная смелость. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни. Легко усваивают новое. Но они очень доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулировать.

Прямоугольник - это всего лишь стадия. Она неизбежно пройдет.

Круг - мифологический символ гармонии. Заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность - люди и их благополучие. Самый доброжелательный из пяти форм. Круг - лучший слушатель, сопереживает, эмоционально отзывчив. Быстро распознает притворщика, обманщика. Круги высокопопулярны среди коллег. Как руководители слабы.

Стараются угодить каждому, пытаются сохранить мир, избегают занимать твердую позицию. В конфликте уступают первыми.

Не отличаются решительностью, не умеют подать себя и свою команду должным образом. Над Кругами берут верх. Но их это не очень волнует. Проявляют твердость, если дело касается вопросов морали и справедливости.

Относятся скорее к правополушарным мыслителям. Такое мышление более образное, интуитивное. Переработка информации осуществляется прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Но они в ладу и с логикой. В мышлении ориентируются на субъективные факторы проблемы (ценности, чувства и т. д.).

Зигзаг символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что это самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая. Зигзаг, скорее всего, истинный правополушарный мыслитель, инакомыслящий.

Стиль мышления чаще синтетический. Ему нравится творческое комбинирование несходных между собой идей, создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Остроумны, бывают язвительны, склонны видеть мир постоянно меняющимся. Рутина, шаблон, инструкции - это не для них. Их раздражают строго фиксированные обязанности. Им жизненно необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Хотят быть полностью независимыми от коллег. Когда попадают в комфортные условия, начинают генерировать новые идеи и методы работы. Устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, вероятностью, нежели действительностью. Непрактичность, нереалистичность и наивность берут свое начало в реальности для них мира идей.

Зигзаг - самый восторженный и возбудимый из всех пяти фигур. Новую идею готов поведать всему миру. Их несдержанность и экспрессивность часто мешает проводить им свои идеи в жизнь. К тому же они несильны в проработке конкретных деталей. А без этого материализация идеи невозможна. Они не слишком настойчивы в том, чтобы довести дело до конца. С утратой новизны теряют интерес к самой идее.

В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.

А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование и выбор будет по-настоящему осознанный.

Безусловно, главное - это достойные жизненные приоритеты, вера в себя, в свои силы, позитивный взгляд на жизнь!

Начало учебного года — стресс как для первоклассников, так и для тех, кто через девять месяцев навсегда окончит школу. Перед выпускниками маячит ЕГЭ, взрослая жизнь, ответственность и выбор вуза. Мы решили узнать у подростков, как они представляют себе будущий учебный год и что планируют делать дальше.

Лара Лазарева, 16 лет

В этом году я перешла в 11-й класс обычной средней общеобразовательной школы. Раньше моя школа считалась одной из лучших гимназий в Москве. Но с недавних пор она потеряла своё звание.

Я знаю много людей, которые ненавидят школу и не понимают, зачем туда ходить. Это не мой случай. Я очень люблю её. Школа учит не только предметам и знаниям, но и тому, как быть человеком. Конечно, за всё время моего обучения были сложности, предметы, которые давались мне с трудом. Но если смотреть на картину целиком, то положительных моментов всё-таки больше. У меня тут учатся почти все друзья. Я дружу с учителями, как бы это странно ни звучало. И вообще, наша школа делает упор не только на обучение, но и на внешкольную жизнь. У нас часто проходят различные мероприятия — конкурсы, олимпийские игры.


Мне бы хотелось, чтобы у нас было больше проектов, где я бы могла работать с одноклассниками в команде. Придумывать что-то новое. Побольше проектной деятельности с умением вести себя в обществе. Ещё хотелось бы видеть больше современных авторов в списках литературы на лето. Изучать на обществознании реальные проблемы, которые есть в жизни, а не то, что было когда-то там давно.

Мои цели на 11-й класс — получить 100 баллов по русскому, свободно овладеть английским и немецким, увидеть свою фамилию в списке поступивших в зарубежный вуз

Моя подготовка к ЕГЭ началась с 10-го класса. Последние два года я была уверена, что буду поступать на журналистику или связи с общественностью. Но этим летом всё изменилось — я решила подавать документы на факультет с экономическим уклоном.

Конечно, страшно ошибиться в выборе профессии. Страшно не найти себе работу после окончания учёбы. Страшно слишком поздно понять, что ты сделал неправильный выбор. Раньше ведь казалось, что время есть и может быть запасной план. Сейчас это уже не так. Поэтому 11-й класс оказывает большее давление на школьников.


Антонина Солдатова, 17 лет

Я перешла в 11-й класс. Моя школа абсолютно меня устраивает. Конечно, я не просыпаюсь с мыслями о предстоящих уроках и не жду с нетерпением начала учебного года. Я не интересуюсь внеучебной деятельностью, не слушаю истории своих одноклассников или других ребят о происходящем в школе. Но ходить на занятия мне нравится.

Я планирую начать готовиться к экзаменам с сентября. Поступать хочу на дизайнерский или культурологический факультет. Учёба до 11-го класса была абсолютно обыденной, нормальной, спокойной. Школа дала мне 60% положительного опыта и 40% отрицательного. Я получила много полезного из образовательной программы, но были и ненужные предметы и скучные учителя, какие-то моменты взаимного недопонимания.


Я не могу назвать себя прилежной ученицей. Все предыдущие годы я училась на четвёрки и пятёрки. Порой не делала домашние задания. Пропускала уроки.

Сейчас я просто понимаю, что в первую очередь в 11-м классе жду дисциплинированности от себя. Ведь этот класс тем и отличается от предыдущих, что у детей появляются мысли, почему нужно учиться, зачем стараться. Если раньше тебе удавалось халтурить, то в 11-м классе нужно собраться, если ты поставил себе какие-то цели на жизнь.

Самая главная цель сейчас — это определиться с институтом, выбрать тот, в который захочу пойти. Я хочу получить и усвоить максимальный объём информации для хороших баллов на ЕГЭ.

Полина Ясенкова, 16 лет

Я учусь в обычной школе с уклоном на иностранные языки: немецкий или французский. С 9-го класса второй язык становится необязательным. Но если кто-то хочет продолжить изучение, то может после основных уроков ходить на дополнительные занятия.

В школу мне не очень нравится ходить — постоянно нужно общаться с людьми, с которыми не хочется этого делать. Есть и вечный контроль со стороны родителей и учителей — все постоянно следят за тем, что ты делаешь.

Редко удаётся заняться тем, чем ты действительно хочешь. Учителя часто смотрят свысока на учеников. У нас это ещё не сильно выражено в школе, но на некоторых предметах прям чувствуется.

Неприятно то, что нужно рано вставать. Ты мало спишь, это очень выматывает. Сил просто не остаётся

Знаю, что мне просто нужно закончить 11-й класс и больше не вспоминать о школе. Хотя я понимаю, что года через два буду думать о ней и мне будет казаться, что всё было прекрасно. Но сейчас я так не считаю.

Благодаря школе я научилась хотя бы немного абстрагироваться от того, что мне не нравится. Здесь у меня был крутой социальный опыт в отношениях с людьми. У меня был лучший друг и лучшая подруга. То, что ты постоянно в социуме, подготавливает тебя к будущему. Ведь в дальнейшей жизни ты не сможешь функционировать только с теми, кто тебе нравится.


Окончание школы — это окончание детства. Потом уже начинается более или менее взрослая жизнь. Когда ты сам несешь ответственность за то, что делаешь. Я вообще к этому не готова, потому что чувствую себя ребёнком. И не представляю, что мне придётся работать. Пока ты в школе — ты уверен в том, что с тобой будет завтра.

Удаленный Пользователь

1) Вы будете не так много общаться с друзьями и знакомыми из школы

Это не хорошо и не плохо, просто жизнь так устроена, что у каждого — свой путь. Как бы грустно ни было расставаться (пускай даже на время) со старыми друзьями, вы все равно сможете видеться с ними. Просто не так часто, как раньше. Конечно, поначалу изменения скорее всего будут вызывать у вас печаль. Но надо двигаться дальше, и постепенно вы начнете ко всему привыкать, а также поймете, что это было неизбежно.

Чтобы не впасть в депрессию, важно не забывать о положительных моментах, которые будут ждать вас после окончания школы — об интересных открытиях, знакомствах и потрясающих перспективах. Сконцентрируйтесь на неизведанном и новом вместо того, чтобы постоянно вспоминать былое. Не зря говорят, что молодым везде дорога, и со временем вы почувствуете это. Кроме того, больше нет необходимости поддерживать связь с теми, кто по каким-либо причинам не нравился вам или обижал вас, и для кого-то это станет лучшим, что только могло произойти после выпуска.

2) Новая обстановка и новые люди

3) Возможно, вы решитесь на кардинальные перемены

5) А возможностей — больше

Отныне вам больше нет нужды усиленно готовиться к ЕГЭ, регулярно посещая репетитора и решая типовые экзаменационные задания. Проводите освободившееся время с пользой: запишитесь на курсы иностранного языка, займитесь спортом, прочитайте книги, с которыми давно хотели познакомиться, получите дополнительное образование, отслеживайте афишу интересных событий в вашем городе — почему бы и нет, все это, к слову, может еще пригодиться вам в будущем.

И, разумеется, начинайте потихоньку делать шаги для реализации в профессиональном плане — принимайте участие в конкурсах, посещайте тематические мероприятия (лекции, мастер-классы, конференции), знакомьтесь с новыми людьми и узнавайте о возможностях для студентов (стажировки в компаниях или учебных заведениях, гранты и стипендии). Многие рекрутеры говорят, что первые шаги лучше делать как можно раньше, поэтому не стоит откладывать их на потом.

6) Можно начать зарабатывать деньги

Согласно Трудовому кодексу РФ, работать полный рабочий день можно с 18 лет, а до этого подросткам разрешается сокращенный день. Первая работа необязательно должна быть прибыльной и по вашему профилю обучения. В начале своей карьеры Генри Форд получал $2,5 в неделю за труд в литейном цехе, а Элвис Пресли водил грузовик за $1 в час. Не забывайте, что вы только вступаете во взрослую жизнь и начинаете получать о ней знания, так что сойдет и вакансия промоутера, официанта или администратора на ресепшн. Все равно вы не сможете устроиться на более высокооплачиваемое место без необходимого трудового стажа. Да и условия на подобных позициях, как правило, ориентированы на студентов и предполагают гибкий график занятости, а иногда и временный характер работы. Зато какое счастье будет потом понимать, что вот он, ваш первый заработок, который можно потратить по своему усмотрению.

7) Самоорганизация все решает

8) Смена социального статуса

9) Самоопределение

Так получается, что во время учебы в вузе или колледже многие начинают думать о том, правильный ли они сделали выбор программы и места, не нужно ли им что-то поменять. Кто-то, проучившись год, поступает снова, другие переводятся на смежные специальности. В этом нет ничего удивительного, потому что вариантов много, а жизнь одна, и не всегда выходит определиться с тем, в каком направлении вы бы хотели развиваться, с первого раза.

Как бы то ни было, даже если вас все устраивает, после окончания бакалавриата перед вами встанет выбор — стоит ли идти в магистратуру, и если да, то куда. Или другой вариант — вы можете понять, что по каким-либо причинам не хотите работать по профессии, и начать, к примеру, заниматься чем-то другим еще со студенческой скамьи. Совет во всех подобных случаях один — нужно осознавать, что интересно именно вам, к чему вы чувствуете большую тягу. Для этого стоит научиться прислушиваться к своему внутреннему голосу и извлекать из этого ценные советы для себя.

10) Взросление

Взрослый человек — это тот, кто способен принимать решения и брать за них на себя ответственность. В ходе продолжительного обучения поневоле приходится постепенно взрослеть — становиться старше и даже мудрее. Если выпуск из школы проходит с размахом и чаще всего воспринимается как некое прощание с детством, то в преддверии окончания вуза или колледжа студенты, в основном, думают о том, как получить диплом и куда потом пойти работать. Происходит смена приоритетов: молодые люди учатся сами планировать будущее и предпринимать шаги для достижения своих целей.

У каждого человека наступает период, когда он подходит к рубежу и итогу аккумуляции своих знаний. Подходит период прощания со школой и подытоживание своих знаний. Это период выпускных экзаменов. Каждый по-разному подходит к этому периоду. Одни безответственно. Вспоминая об экзамене за несколько недель. Другие, за год или два. Это те выпускники, которые желают что-то добиться в жизни, реализоваться, быть полезным обществу.

С какими трудностями встречаются выпускники?


  1. К сожалению, у многих средний уровень знаний после школы.
  2. Завышенные, иногда даже очень школьные оценки. Многие выпускники имеют высокие оценки, но не понимают, как сложить дроби. Как их оценивали учителя в течение года?
  3. Непонимание, как начать подготовку к экзаменам, с чего начать работу, сколько часов в неделю необходимо на это выделять, какой формат занятий выбрать.
  4. Неуверенность и нервозность, что экзамен можно написать хорошо, даже если в начале года знания были далеки от желаемого.
  5. Не умение планировать свое время.

Если такая ситуация вам знакома, необходимо понимать, что подготовка к экзаменам будет не легкой. Это не простой путь, который придется пройти плечом к плечу с репетитором на протяжении всего учебного года. Уровни трансформационных знаний, умений, уверенность в себе – это все придется пройти выпускнику.

Большинство абитуриентов в начале 11 класса находятся на низком уровне знаний. И ваша задача вместе с репетитором отточить знания, отработать все нюансы теста, отработать все детали оформления письменной части, разобраться с типовыми ошибками на тестировании и не допустить их на экзамене. Все это придает уверенности выпускнику. Он приобретает веру в свои знания и в свой достойный результат.

Много зависит от силы воли, целеустремленности, мотивации, вашего характера и поставленной цели. Но под руководством квалифицированного руководителя и при необходимом подходе к обучению вы точно сможете получить высокий бал на экзамене.

Знайте это, верьте в себя, в свои силы, подготовьтесь к выпускному экзамену на отлично.

Читайте также: