Что такое педагогическая инновация кратко

Обновлено: 08.07.2024

ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) - 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. И. п. классифицируются по видам деятельности — педагогические, обеспечивающие пед. процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений — радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений — локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И. п.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования — единичные и диффузные; по источнику возникновения — внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Педагогический словарь. — М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ" в других словарях:

Инновация педагогическая — нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие цельюповышение их эффективности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.… … Википедия

Инновация — У этого термина существуют и другие значения, см. Инновация (значения). Инновация, нововведение (англ. innovation) это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком … Википедия

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ — внедрение нового в педагогическую практику, влекущее за собой коренные изменения (революционное развитие) [52, c. 83] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Спонтанные инновации — Содержание 1 Понятие спонтанных инноваций 2 История и практика использования спонтанных инноваций … Википедия

Инновации — Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия

Инновационная технология — Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия

Жиляев, Арсений Александрович — Арсений Александрович Жиляев Дата рождения: 26 июн … Википедия

Шаповалов, Владимир Александрович — Шаповалов Владимир Александрович Род деятельности: ректор Ставропольского государственного университета Дата рождения: 1946 год(1946) Место рождения … Википедия

Чехонадских, Мария Александровна — Мария Александровна Чехонадских Дата рождения: 22 июня 1985(1985 06 22) (27 лет) Место рождения: г. Старый Оскол … Википедия

Приведем несколько определений этого понятия.

Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В. М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М., 1995г.)

Нововведение – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М. ,1995г.)

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация - процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М. ,1995г.)

Процесс (продвижение) - совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:

• добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;

• носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Новое может выступать в разных формах:

• принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

• условная (относительная) новизна;

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

- в содержании образования;

- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

- в управлении дошкольным учреждением;

2. По масштабам (объему) преобразований:

- частные, единичные, не связанные между собой;

- модульные (комплекс частных, связанных между собой);

- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу :

- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

- радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

- ретровведение – освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Существуют различные причины нововведений. К основным, на наш взгляд, нужно отнести следующие:

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большему, значительному делу.

5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

7. Конкуренция между детскими садами.

Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среде, сколько в изменении его личных и общественных потребностей и интересов.

Инновационная педагогическая деятельность - целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении практического педагогического опыта, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной; инновационные потребности; мотивация инновационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации, стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики:

- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в педагогической среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, методических разработок, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;

- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы дошкольного учреждения обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и, соответственно, быть чуть впереди.

Физическое развитие детей в инновационной деятельности В 2015году Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №10 был присвоен статус Муниципальной инновационной.

Конспект релаксационного занятия с воспитателями с использованием инновационной деятельности на световых планшетах Конспект релаксационного занятия с использованием инновационной деятельности на световых планшетах с воспитателями и специалистами детского.

Музей как модель инновационной деятельности по патриотическому воспитанию

Музей как модель инновационной деятельности по патриотическому воспитанию Создание музейной комнаты началось с определения методической темы, определения цели и задач инновационной деятельности, разработки модели.

Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических кадров Современный период развития российского образования характеризуется наличием сложных задач в связи необходимостью повышения доступности.

Понятие и сущность двигательной активности Двигательная активность - одно из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту,.

Повышение профессионального мастерства педагога посредством активизации инновационной деятельности Повышение профессионального мастерства педагога через активизацию инновационной деятельности. Современная образовательная политика в сфере.

Приоритеты методической работы дошкольной организации в условиях инновационной деятельности Современное образование развивается в режиме инновационного поиска. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание,.

В словаре С.И. Ожегова приводится такое определение: «новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный

Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [1]. А значит, инновация – это, с одной стороны, процесс реализации, а с другой – это деятельность по внедрению нового в определенную социальную деятельность.

В своем исследовании Е.Е. Кучко приводит классификацию инноваций, которые можно разделить по ряду признаков и выделить определенные подразделы в каждой из них

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей: Гуманизации, демократизации образовательного процесса; Интенсификации познавательной деятельности обучающихся; Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы; Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях. Инновационные подходы в современном образовании Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий. Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности
  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях. Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Инновационные технологии в образовании представляются комплексом из трех элементов:

1. Содержание, которое передается ученикам. Оно направлено на формирование компетенций, адекватных современному миру. Это содержание должно быть хорошо структурировано, наглядно представлено в форме мультимедиа и передаваться посредством современных коммуникаций.

2. Метод обучения, который должен быть направлен на активное привлечение учащихся. Знания должны усваиваться не пассивно, а при непосредственном участии детей.

3. Средства обучения, включающие информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие.

К основным целям современных образовательных технологий можно отнести:

– формирование у учащихся фундаментальных знаний, которые позволят им в дальнейшем получать новые знание, работать и переучиваться;

– формирование креативного типа личности, способностей к групповой и аналитической работе, толерантности, формирование проектного мышления.

Итак, становится понятным, что применение инновационных методов в образовательном процессе необходимо. Но в таком случае возникают вопросы: какими должны быть эти технологии и кто их должен воплощать?

Конечно, ответ на второй вопрос напрашивается сам собой. Людьми, внедряющими инновации в образование, должны стать учителя. Но как люди, не получившие такого образования, которое требуют современные условия, могут привнести в образовательный процесс что-то новое? Значит, необходимо первоначально проводить переобучение преподавателей. В современной школе, на наш взгляд, весь педагогический состав должен проходить переподготовку или проходить всевозможные курсы, позволяющие знакомиться с новыми веяниями. В настоящее время среди учителей проводится множество конкурсов на местном, региональном и всероссийском уровнях, стимулирующих их к внедрению инновационных методов в образование. В телекоммуникационных сетях проводятся различные семинары. В глобальной сети Интернет существует множество информации, позволяющей также внедрять новшества на уроках.

В педагогической деятельности современных школ имеется большой арсенал инновационных технологий. Возможность их использования в образовательном процессе зависит от готовности учителей воспринять изменения и, конечно, от технической обеспеченности образовательных учреждений. Во многих российских школах классы обеспечены интерактивными досками и мультимедийными установками, место учителя оборудовано персональным компьютером или ноутбуком с выходом в сеть Интернет.

Учителя-практики применяют в своей повседневной работе инновационные технологии и современные методы обучения, которые включают в себя активные и интерактивные формы. Активные методы предполагают непосредственное участие обучающихся, их деятельную позицию в образовательном процессе. Интерактивные формы позволяет лучше усваивать получаемые знание посредством слухо-зрительного восприятия. Эти методы относятся к групповым формам обучения, когда ученикам предлагается работать в составе коллектива, получать групповые знания, но при этом нести индивидуальную ответственность. Педагоги, отмечают целесообразность проведения таких форм уроков:

– уроки – встречи с известными людьми, специалистами различных отраслей, творческими персонами;

– творческие уроки – постановка спектаклей, создание газеты или фильма;

– просмотр фильмов и видеороликов;

Но указанный переход от традиций к инновациям должен носить не спонтанный характер. Все изменения должны быть тщательно спроектированы, причем по нескольким направлениям: психолого-педагогическому, социально-педагогическому и непосредственно педагогическому.

Таким образом, инновационные технологии находят применение во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Течение времени и изменение уклада жизни диктует необходимость внедрения новшеств. Введение любой инновации носит не спонтанный характер, это планируемый, тщательно анализируемый процесс.

Нами выше упоминалось многообразие инновационных технологий, применяемых в образовательном процессе. Рассмотрим их более конкретно.

Инновационные технологии в предметном обучении можно разделить на две группы:

1. Общие технологии:

– информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

– информационно-аналитическое сопровождение обучения и управление качеством образования;

2. Технологии, в основу применения которых ставится личностный подход к обучению:

– психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий;

– мониторинг интеллектуального развития;

– технология перспективно-опережающего обучения.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс образования предполагает под собой интеграцию различных областей знаний с информатикой. Это приводит к информатизации мышления учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном мире.

К преимуществам ИКТ относится: наглядность преподаваемого материала, творческий стиль работы, беспрепятственный доступ к любому источнику информации на различные темы, оперативность в обновлении сведений.

Ученики посредством использования ИКТ принимают участие в онлайн-олимпиадах различных уровней вплоть до международных, готовят проекты по различным предметам.

Основным положительным моментом использования на уроках ИКТ считается возможность восприятия доносимой информации посредством аудиовизуализации.

Применение данных технологий в деятельности учителя позволяет сократить время, затрачиваемое на обработку данных и подготовку к урокам.

Однако, при использовании ИКТ на уроках учитель не должен забывать, что используемые технические средства не заменяют его как педагога, а только позволяют более ярко и наглядно преподнести необходимый материал.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

- Проектная работа Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений. В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии. Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

-Игровые технологии Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса. В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

- Дистанционное обучение Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение. Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе. Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений. Интерактивные технологии Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи. Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Одним из важнейших аспектов эффективного образования является комфортная, благожелательная обстановка во время занятий. К психологически устойчивому функционированию стремятся абсолютно все педагоги. Ведь это помогает снизить барьер между учителем и учеником, а значит, и раскрыть творческие способности каждого учащегося. Уместный юмор, небольшие отступления, тактичное исправление ошибок, стимулирование к мыслительной деятельности – вот приемы, использование которых позволит учителю достичь комфортной психологической обстановки в классе.

Охрана здоровья детей включает в себя несколько направлений. Во-первых, это создание необходимых гигиенических и психологических аспектов. Во-вторых, это пропаганда здорового образа жизни. И в-третьих, профилактика различных заболевай.

Личностно-ориентированные технологии. В самом их названии уже заложен смысл. Эти технологии направлены конкретно на определенного ученика, развитие его способностей. При таком обучении учащийся рассматривается как отдельный субъект и его цели и потребности выдвигаются на первый план.

Применение личностно-ориентированных технологий обучения затруднено в общеобразовательных школах в связи с большим количеством учеников в одном классе. Очень распространено использование данных технологий в специальных коррекционных учреждениях, что связано с малым числом учащихся в классах. Кроме того, зачастую у детей такого вида образовательных учреждений встречается не одно отклонение, что влечет за собой крайнюю необходимость применения личностно-ориентированного подхода к обучению.

Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий. Данный принцип подразумевает научно-педагогическое обоснование внедрения в образовательный процесс тех или иных инноваций. Введение их в действие сначала обсуждается на педагогических советах. Помимо этого, можно консультироваться со специалистами в этой области и работниками, уже использующими такие инновации, изучать зарубежный опыт их применения.

Мониторинг интеллектуального развития. Введение данной технологии позволяет анализировать и диагностировать степень усвоения учебного материала каждым учащимся при помощи тестирования. По их результатам строится график динамики успеваемости. Это наглядное представление помогает учителю выявить проблемные темы для каждого ученика, а затем применить к каждому личностно-ориентированные технологии.

Новые образовательные стандарты ввели новую систему оценочной деятельности. Объясняется это тем, что все личные достижения как учеников, так и учителей должны быть где-то отображены. Введение такой оценочной системы позволяет мотивировать к саморазвитию, постановке и достижению целей, развивать самооценку и ответственность.

В соответствии со стандартами в итоговую оценку ученика должна быть включена накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе. Оптимальной системой сбора такой информации является портфолио. Технология портфолио заключает в себе много функций: мотивирование, целеполагание, диагностику, содержательную, корректирующую, обучающую.

Никакой образовательный процесс не отделим от применения воспитательных технологий. Это ключевой механизм формирования ученика. Воспитание является основополагающим фактором в современных условиях образования. Реализуется за счет вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности. Это может быть проведение культурно-массовых мероприятий: организация и проведение праздников, встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение музеев и театров. Реализовать себя, получить отличное от школьного, образование и воспитание. УОбучающиеся также могут в различных центрах дополнительного образования. Работа в кружках и секциях позволяет раскрыть талант и способности, творческое начало у ребенка. Необходимо только дать ему свободу выбора и возможность заменить одно занятие другим, если это будет необходимо.

Воспитательные моменты носят и занятия на уроках. Каждый предмет в той или иной степени формирует личность учащегося, дисциплинирует его, делает лучше. Деятельность современных школ направлена на развитие чувства патриотизма у учеников. Большое внимание этому вопросу уделяется в особенности на классных часах.

Основными положениями технологии перспективно-опережающего обучения является межличностный подход, нацеленность на успех как главный фактор личности ученика, предупреждение ошибок, а не работа над допущенными, доступность заданий для всех, передача знаний от знающего незнающему.

Педагог-новатор С.Н. Лысенкова открыла такой феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторого материала, надо опережать его введение в учебную программу. При применении данной технологии сложные вопросы начинают затрагиваться заранее во взаимосвязи с изучаемой темой. Перспективная тема дается в небольших объемах, медленно раскрывается со всеми необходимыми логическими переходами.

Итак, общие инновационные технологии включают в себя целый арсенал методов. В большинстве своем они основываются на применении достижений науки и техники. В основе их использования лежат принципы технологизации и информатизации процесса обучения.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов:

1) генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие);

2) разработка идеи в прикладном аспекте;

3) реализация нововведения в практике.

Т.е инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.Существует и другие характеристики этапов развития инновационного процесса.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Существующие инновации разделяют (в зависимости от признака):

1) по видам деятельности: педагогические и управленческие;

2) по характеру вносимых изменений (радикальные – основаны на новых идеях, комбинаторные – на сочетании известных, модифицирующие – на совершенствовании существующих);

3) по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные);

4) по проблематике;

5) по области реализации: в содержании, в структуре, в технологиях;

6) по источнику возникновения: внешние, внутренние;

7) по масштабу использования: единичные, диффузные;

8) по функциональным возможностям;

9) по масштабности социально-педагогической значимости (федеральные, региональные, для обр. учреждения);

10) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности;




11) по осмыслению перед внедрением инноваций: случайные, полезные, системные.

Именно инновации (нововведения), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования.

Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций.

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В инновационной деятельности образовательного учреждения используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.

Смысл, содержание и применение любых нормативно-правовых актов, прежде всего, определяются правами и свободами человека и гражданина, установленными Конституцией Российской Федерации. Педагогические инновации должны способствовать наиболее полному осуществлению права на образование, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, другими правами и свободами. Очевиден приоритет международных и федеральных норм над региональными, местными, ведомственными и внутришкольными нормами.

Федеральным законодательством установлено, что общепринятые международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ.

Сегодня, в условиях возросшей самостоятельности школы, её руководитель получает возможность опираться непосредственно на нормы закона, в том числе и международного. Такого рода управленческая практика сама по себе является инновационной.

Широкие возможности для обновления школьного образования представляет, например, Конвенция о правах ребёнка, принятая 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г.

Центральное место в нормативо-правовом обеспечении развития школы принадлежит закону РФ “Об образовании“. Только на основе Закона органами управления образованием разрабатываются Положения о типах и видах учебных заведений, а самими школами – Устав и другие документы, обеспечивающие их функционирование и развитие.

Знание Закона позволяет руководителю школы во всей инновационной деятельности отстаивать интересы своего коллектива, защищать их от любых и чьих бы то ни было посягательств, от некомпетентного вмешательства в педагогический и управленческий процессы, самостоятельно реализуемые школой.

Закон РФ “Об образовании“ вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и утверждение общеобразовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин. Эти полномочия конкретизируют принцип автономности образовательных учреждений.

Возросшая компетенция, реализация принципа автономности школы означают одновременно и повышение ответственности педагогического персонала, руководителя школы за результаты и последствия любой, но особенно – инновационной деятельности.

Школа в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за:

- невыполнение функций, отнесённых к её компетенции;

- реализацию в неполном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

- качество образования своих выпускников;

- нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и работников школы;

- жизнь и здоровье учащихся и работников во время образовательного процесса.

Гарантией права на образование призваны стать государственные образовательные стандарты. Единая составная часть государственных стандартов – федеральный компонент образовательных программ. Грамотное управление инновациями предполагает способность руководителя школы обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым учителем.

Несоблюдение минимальных требований к учебным программам грозит разрывом, дестабилизацией единого образовательного пространства России, нарушением преемственности в развитии интеллектуального потенциала как условия национальной безопасности, потерей эквивалентности документов, выдаваемых выпускникам школ.

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях,направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

В настоящее время в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов:

1) генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие);

2) разработка идеи в прикладном аспекте;

3) реализация нововведения в практике.

Т.е инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.Существует и другие характеристики этапов развития инновационного процесса.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Существующие инновации разделяют (в зависимости от признака):

1) по видам деятельности: педагогические и управленческие;

2) по характеру вносимых изменений (радикальные – основаны на новых идеях, комбинаторные – на сочетании известных, модифицирующие – на совершенствовании существующих);

3) по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные);

4) по проблематике;

5) по области реализации: в содержании, в структуре, в технологиях;

6) по источнику возникновения: внешние, внутренние;

7) по масштабу использования: единичные, диффузные;

8) по функциональным возможностям;

9) по масштабности социально-педагогической значимости (федеральные, региональные, для обр. учреждения);

10) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности;

11) по осмыслению перед внедрением инноваций: случайные, полезные, системные.

Именно инновации (нововведения), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования.

Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций.

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В инновационной деятельности образовательного учреждения используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.

Смысл, содержание и применение любых нормативно-правовых актов, прежде всего, определяются правами и свободами человека и гражданина, установленными Конституцией Российской Федерации. Педагогические инновации должны способствовать наиболее полному осуществлению права на образование, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, другими правами и свободами. Очевиден приоритет международных и федеральных норм над региональными, местными, ведомственными и внутришкольными нормами.

Федеральным законодательством установлено, что общепринятые международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ.

Сегодня, в условиях возросшей самостоятельности школы, её руководитель получает возможность опираться непосредственно на нормы закона, в том числе и международного. Такого рода управленческая практика сама по себе является инновационной.

Широкие возможности для обновления школьного образования представляет, например, Конвенция о правах ребёнка, принятая 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г.

Центральное место в нормативо-правовом обеспечении развития школы принадлежит закону РФ “Об образовании“. Только на основе Закона органами управления образованием разрабатываются Положения о типах и видах учебных заведений, а самими школами – Устав и другие документы, обеспечивающие их функционирование и развитие.

Знание Закона позволяет руководителю школы во всей инновационной деятельности отстаивать интересы своего коллектива, защищать их от любых и чьих бы то ни было посягательств, от некомпетентного вмешательства в педагогический и управленческий процессы, самостоятельно реализуемые школой.

Закон РФ “Об образовании“ вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и утверждение общеобразовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин. Эти полномочия конкретизируют принцип автономности образовательных учреждений.

Возросшая компетенция, реализация принципа автономности школы означают одновременно и повышение ответственности педагогического персонала, руководителя школы за результаты и последствия любой, но особенно – инновационной деятельности.

Школа в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за:

- невыполнение функций, отнесённых к её компетенции;

- реализацию в неполном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

- качество образования своих выпускников;

- нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и работников школы;

- жизнь и здоровье учащихся и работников во время образовательного процесса.

Гарантией права на образование призваны стать государственные образовательные стандарты. Единая составная часть государственных стандартов – федеральный компонент образовательных программ. Грамотное управление инновациями предполагает способность руководителя школы обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым учителем.

Несоблюдение минимальных требований к учебным программам грозит разрывом, дестабилизацией единого образовательного пространства России, нарушением преемственности в развитии интеллектуального потенциала как условия национальной безопасности, потерей эквивалентности документов, выдаваемых выпускникам школ.

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях,направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

В настоящее время в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций.

5 инноваций для педагога

Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.

Педагогическая инновация: суть и цели

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
  • Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
  • Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.

Инновационные подходы в современном образовании

Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.

Читайте также: