Инновационная деятельность психолога в школе

Обновлено: 05.07.2024

Одной из актуальных проблем современной системы образования является взаимодействие семьи и школы. Родители – полноправные участники образовательного процесса, выступают его субъектами, т.е. на родителей положена ответственность за получением их детьми качественного образования. В триаде ученик-родитель-школа, родитель играет основополагающую и во многом решающую роль.

Взаимодействию в структуре родитель - школа отводится ключевое место в построении воспитательно-образовательной работы школы. Организовывая это сотрудничество, ведущая роль отводится педагогам образовательного учреждения, однако не стоит исключать значение педагога-психолога в этом процессе.

Основой взаимодействия диады семья - школа являются: взаимное доверие и уважение, поддержка и помощь, эмпатия, терпение и терпимость по отношению друг к другу, и к другим участникам образовательного процесса. Именно педагог-психолог как никто другой способен оказать помощь и поддержку семье для благополучного становления и развития их ребенка. В своей работе с родителями значительное место мы отводим психолого-педагогическому просвещению. Накапливание психолого-педагогических знаний и умений у родителей тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических навыков в области психологии, педагогики и воспитания[6]. Важную роль играет практическая значимость представляемых материалов. Это определяет отбор содержания, а также методов и форм организации психолого-педагогического просвещения.

Выделяется три формы взаимодействия: индивидуальные, групповые и коллективные. Критерием данной классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с педагогом-психологом или педагогическим коллективом. Задачами взаимодействия семьи и школы являются:

ü формирование активной психологической и педагогической позиции родителей;

ü получение и приобретение родителями педагогических и психологических знаний и умений;

ü активное участие родителей в воспитании детей.

В организации работы с семьей, в нашей школе, мы активно используем инновационные формы работы, такие как:

1. Родительские университеты.

3. Родительские ринги.

4. Час с педагогом-психологом (вопросы и ответы).

Родительские университеты – это формы работы с семьей, когда составляется расписание занятий педагога-психолога с родителями на ближайшее время, в расписание включаются различные дидактические игры и упражнения, релаксация, а также практикоориентрованные занятия. Просвещение родителей направлено на приобретение ими основ педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, психологические особенности детей, на установление благоприятных эмоциональных контактов родителей с общественностью и школы, на активное взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в учебно-воспитательной работе[2].

Родительские университеты являются эффективнейшей формой работы с семьей, т.к. такого рода занятия проводятся с родителями учеников одной параллели. Это предоставляет возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию родителей, которые объединены общими проблемами и одинаковыми возрастными особенностями. Педагог-психолог, проводящий встречу, хорошо ориентируются в вопросах родителей, знает подходы и обладает необходимыми навыками в общении с разными людьми.

Родительский университет предполагает различные формы занятий: конференции, час с педагогом-психологом (вопросы и ответы на актуальные темы), лекции, практикумы, родительские ринги[3]. На конференции приглашаются в основном представители различных образовательных организаций для обмена опытом. Для обсуждения на конференциях выбирается одна тема, например, та, что в данный момент является наиболее актуальной и значимой. Выступления подготавливают как педагоги, так и сами родители. В данном случае, обеспечивается обмен мнениями между родителями и педагогическим составом, максимально просвещаются семьи, даются ответы на все интересующие вопросы.

Деловые игры являются одной из разновидностей групповых игр, которые представляют информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам игры необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход из проблемной ситуации[5]. Деловые игры применяются также для обучения сотрудничеству и взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности, работы над отдельными проектными заданиями и, в некоторых случаях, с целью оценки свойств и потенциала личностей участников, их профессиональных качеств. Деловые игры имеют следующие характеристики: 1) возникновение проблемной ситуации, которая включает в себя наличие противоречий. Игроки формулируют цель для разрешения проблемы и на ее основе из совокупности альтернативных вариантов выбирают наиболее оптимальный; 2) общие цели у участников игры. Так, при решении задачи развития собственного производства общей целью может быть сохранение общего источника ресурсов; 3) наличие ролей и назначение на них участников деловых игр; 4) различие интересов участников и учет условий неопределенности в игровой ситуации. Первое может иметь место из-за разного отношения участников к рассматриваемой проблеме, разного состояния ресурсов и субъективных оценок их важности, неодинаковой ответственности участников игры за решение проблемы; 5) принятие и реализация в процессе игры определенной последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе, и от действий других участников; 6) объективность оценки результатов игровой деятельности [6]. Охарактеризованные признаки деловых игр дают возможность очертить область их наиболее эффективного применения. Очевидно, что таковыми являются организационно-управленческие процессы, требующие решений.

Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу-психологу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с участниками образовательного процесса. Для организации этой формы работы в нашей школе есть страница школьного психолога на сайте школы[2]. В условиях постоянно меняющейся окружающей среды, постоянного усовершенствования и усложнения технологий информационная сфера образования приобретает принципиально важное соновополагающее значение. Преимуществами такого коммуникативного взаимодействия являются: конфиденциальность и адресная направленность информации, мгновенная доставка необходимой информации родителям, постоянная обратная связь с семьями и наоборот, постоянная обратная связь родителей с администрацией школы, специалистами учреждения. Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями

Таким образом, можно сделать вывод, семья и школа – два важнейших социальных института в развитии и социализации ребенка, поэтому грамотная организация взаимодействия семьи и школы поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения возникающих трудностей в воспитании и образовании благополучной личности в семье и школе. В инновационных формах взаимодействия заложены мощнейшие воспитательные возможности, что может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение ко всему образовательному процессу в целом, к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса, в частности.

Список используемых источников

3. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. С. 37-52.

5. Сластенин В.А. Дидактика. М.: Академия, 2004. 144 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Инновационная деятельность педагога-психолога в условиях сопровождения образовательного процесса.

Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства

Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность у педагога рефлексивно – аналитических и деятельностно – практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.) аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность.

Психологи как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему школьному сообществу. Психолог может и должен установить, какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации, и представить этот анализ руководителю образовательного учреждения. Психолог может заняться экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и целесообразности. Психолог может включаться в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.

Носителями педагогических инноваций выступают творческие личности, которые способны на

– рефлексию, которая характеризует способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности;
– саморазвитие как творческое отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир;

– самоактуализацию как фактор непрерывного стремления человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;

– профессиональное самосовершенствование, которое осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание — целеустремленная деятельность человека относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и устранение негативных качеств личности, в соответствии с осознанными потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии;
самообразование — обновление и усовершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков, с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.

Одним из основных критериев успешной деятельности каждого педагога становится результативная инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества.
Основными характеристиками успешной педагогической деятельности являются:
— высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального знания,
— психологическая компетентность,
— педагогическая самостоятельность,
— методическая оснащенность реализуемых программ. Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально – психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств.

В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.

Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации школы и ее психологической службы, активная позиция психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. В настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития учителя школы, так как от учителя требуется “готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях”.

Задачи психологической службы при сопровождении инноваций в образовательном учреждении:

задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);

задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности;

задачи активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ предполагает:

1.Психологическая экспертиза кадрового потенциала (разработка процедур психологического анализа, оценка профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления).
2.Психологическая оценка целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса (коллектив педагогов, детей). 3. Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе.
4. Участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов.
5. Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.

Психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает:

1. Сопровождение реализации инновационных программ:

2. Сопровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества).
3. Психологическая диагностика (объективная оценка личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов).
4. Психологический анализ факторов успехов и причин недостатков.
5. Внесение предложений по корректировке инновационной деятельности на основе анализа.
6. Если говорить об отдельном учителе, то задача психолога при сопровождении педагога в инновационной деятельности заключаются в следующем:

Психолог в инновационном сопровождении педагога может выступить помощником учителя, фасилитатором, внушаюшим ему уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником , способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя, игротехником , создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта, методистом – носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.

Реализуется сотрудничество школьного психолога и учителя в рамках традиционных направлений работы психолога с педагогическим коллективом:

Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.

Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.

Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.

Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.

Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.

Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников.

Проведение сеансов психологической разгрузки.

Организация “круглых столов”, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Психотерапевтическая работа с педагогами.

Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационно – педагогической деятельности.

Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 208 с.

Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995. – С. 53-57.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

Инновации, предполагают изменения психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень уверенности их в своих силах. Развитие готовности к инновационной деятельности – это и есть подлинная задача психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и конечно, творцом инновационных процессов.

Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.

Каждый педагог в современном обществе должен быть готов к инновациям, так как без этого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность.

Именно психолог устанавливает, какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации, и представляет подробный анализ директору школы. Затем психолог занимается экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и целесообразности. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.

Важно отметить, что носителями педагогических инноваций выступают творческие личности, которые способны на рефлексию, характеризующую способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний. Одним из основных критериев успешной деятельности каждого педагога становится результативная инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества.

В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода. Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации школы и ее психологической службы, активная позиция педагога - психолога образовательного учреждения в процессе создания условий для саморазвития личности преподавателя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания.

Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в образовательном учреждении предполагает психологическую экспертизу кадрового потенциала (разработка процедур психологического анализа, оценка профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления); психологическую оценку целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей всех субъектов образовательного процесса; выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе; участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов; прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.

Психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает сопровождение реализации инновационных программ, сопровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества, психологическую диагностику, которая подразумевает объективную оценку личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов, психологический анализ факторов успехов и причин недостатков, внесение предложений по корректировке инновационной деятельности на основе анализа.

Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Автор: МАЛЫХИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Инновационная деятельность педагога-психолога

в условиях сопровождения образовательного процесса

Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств преподават еля, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива образовательного учреждения , а также его способности выявлять актуальн ые проблемы образования обучающихся , находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности преподавате ля к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Вторая – комплекс знаний о современных требованиях к результатам профессионального образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Третий компонент готовности преподавателя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет педагог , т.е. компетентность в области педагогических инноваций.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства , а п од психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность у педагога рефлексивно – аналитических и деятельностно – практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.) аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность.

В ГБПОУ ПТТТиС п сихолог и, как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых , всегда готовы протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему образовательному сообществу. Именно п сихолог устан авливает , какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации, и представ ляет подробный анализ директору техникума. Затем п сихолог занимается экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эф фективности и целесообразности, успешно включа е тся в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.

Н еобходимо отметить, что н осителями педагогических инноваций выступают творческие личности, которые способны на рефлексию, характеризу ющую способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности; это такие личности, которые рассматривают свое саморазвитие как творческое отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир; способны на самоактуализацию как фактор непрерывного стремления человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; на профессиональное самосовершенствование, которое осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание — целеустремленная деятельность человека относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и устранение негативных качеств личности, в соответствии с осознанными потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии; самообразование , т.е. обновление и усовершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков, с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.

Одним из основных критериев успешной деятельности каждого педагога становится результативная инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества.
Основными характеристиками успешной педагоги ческой деятельности являются:
высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального знания, психологическая компетентность, педаг огическая самостоятельность,
методическая оснащенность реализуемых программ. Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности педагога , уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально – психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств.

В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода. Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации техникума и ее психологической службы, активная позиция педагога - психолога ОУ в процессе создания условий для саморазвития личности преподавателя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. Важно помнить ведущую роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития каждого преподавателя и мастера производственного обучения техникума , так как от них требуется постоянная готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.

Таким образом, определяются задачи психологической службы при сопровождении инноваций в образовательном учреждении: задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ); задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности; задачи активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ предполагает п сихологическ ую экспертиз у кадрового потенциала (разработка процедур психологического анализа, оценка профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления) ; п сихологическ ую оценк у целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей всех субъектов образовательного процес са; в ыявление мотивов участников инновационной д еятельности на начальном этапе; у частие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов ; п рогнозирование результата с позиции психологического аспекта.

Психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает с опровождение реализации инновационных программ , с опровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества , п сихологическ ую диагностик у, которая подразумевает объективн ую оценк у личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов , п сихологический анализ факторов успехов и причин недостатков , в несение предложений по корректировке инновационной деятельности на основе анализа . А е сли говорить об отдельном преподавателе или мастере производственного обучения , то задач и психолога при сопровождении педагога в инновационной деятельности заключаются в том, что п сихолог выступ ает помощником в иннов ационном сопровождении педагога; собеседником , способным видеть педагогическую ситуацию несколько с иной позиции, чем преподава тель, но понимающим и принимающим его позицию ; фасилитатором, внушаюшим ему уверенность в собственных силах просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание ; конструктором своего педагогического опыта, методистом , т.е. носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки , игротехником , создающим ситуацию рефлексивного анализа .

Итогом такой работы является психологическая грамотность педагогов , которая станови тся нормой их профессиональной компетентности, помога ет в инновационно – педагогической деятельности.

1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 208 с.

2. Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995. – С. 53-57.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

Читайте также: