Что такое коррекционный час в детском саду

Обновлено: 01.07.2024

В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели. Одним из средств осуществления такого взаимодействия являются коррекционные часы, которые проводятся воспитателями по заданиям учителей-логопедов.

Очень важно проводить коррекционный час систематически, не заменяя его другими видами деятельности. Коррекционный час проводится ежедневно во второй половине дня. Его продолжительность регулируется программными требованиями, определёнными для каждой возрастной группы ДОУ.

Коррекционный час представляет собой фронтальную работу с детьми - обязательный, ежедневно повторяющийся комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования.

Фронтальная работа включает в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной функции, развитию всех компонентов импрессивной и экспрессивной речи (грамматического строя речи, фонетических и фонематических представлений, диалогической речи, речевого общения в целом), а также неречевых психических функций (слухового, речеслухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти и т.д.)

Ежедневный комплекс - артикуляционная и дыхательная гимнастика, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и совершенствование всех компонентов речевой системы, подвижные игры и упражнения.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в начале коррекционного часа. Выполнение упражнений возможно строго при наличии у ребёнка индивидуального зеркала, которое должно быть устойчивым и соответствовать гигиеническим требованиям. Необходимость зеркала при выполнении артикуляционных упражнений объясняется возрастными несовершенствами детского развития – они пока ещё не ощущают положения своего тела и его частей в пространстве. Ввиду этого детям необходим зрительный контроль над выполнением упражнений. Кроме того важно не только организовывать зрительный контроль, но и привлекать тактильные ощущения, подготавливая детей к выполнению упражнений без зрительной опоры (старшая и подготовительная к школе группы), поскольку наличие последней не всегда возможно в процессе свободного общения. Ребёнок должен уметь ощущать и контролировать себя с опорой на эти ощущения.

Перед началом выполнения артикуляционной гимнастики у каждого ребёнка обязательно должен быть индивидуальный платочек или салфетка. Сразу после выполнения упражнений зеркала и салфетки убираются воспитателем.

При выполнении артикуляционной гимнастики воспитатель, в зависимости от возраста детей, должен являться образцом выполнения данных упражнений. Так, в младшей группе обязателен показ упражнения воспитателем и синхронное с детьми его выполнение. В средней группе возможно выполнение упражнений по речевой инструкции, но, при затруднении, воспитатель так же демонстрирует образец. Наконец, в старшей и подготовительной к школе группах проведение артикуляционной гимнастики ограничивается чёткой речевой инструкцией воспитателя.

Для проведения артикуляционной гимнастики воспитатель обязан знать и владеть методикой, знать цель каждого артикуляционного упражнения и уметь чётко и правильно выполнять все упражнения комплексов.

Особо следует обратить внимание воспитателей на контроль за качеством выполнения упражнений детьми. Важно следить за продолжительностью данного этапа, которая составляет 5-7 минут (вне зависимости от возраста детей). Количество повторов каждого упражнения не должно превышать 6 раз, но и не должно быть меньше 3-х (в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда) и выполняться строго под счёт до 6-ти. После каждого выполнения воспитатель обязательно напоминает детям о необходимости сглотнуть слюнки.

Дыхательная гимнастика включается в структуру коррекционного часа логопедом по необходимости, исходя из особенностей детей группы, и представляет собой комплекс последовательных упражнений по развитию физиологического и речевого дыхания. При проведении дыхательных упражнений воспитатель должен строго следовать методическим рекомендациям и инструкциям к ним (не поднимать плечи, не надувать щёки, придать определённое положение ребёнку и т.п.)

Пальчиковая гимнастика является следующим немаловажным компонентом ежедневного комплекса упражнений. Игры и упражнения для гимнастики подбираются с учётом возраста детей и тематического плана (лексических тем). Несмотря на кажущуюся простоту этого вида работы, он играет значительную роль в речевом развитии дошкольников. От качества выполнения упражнений для развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук зависит эффективность коррекционной работы в целом (овладение графомоторными навыками и речевое развитие в общем).

Специфика выполнения игр и упражнений для развития мелкой моторики определяется возрастом детей. В младшей группе движения выполняются каждой рукой в отдельности. В средней группе допускается объединение движений обеих рук, т.е. выполнение движений обеими руками одновременно. Для детей старшей и подготовительной к школе групп обязательно выполнение упражнения обеими руками одновременно.

Для повышения качества выполнения упражнений детьми воспитатель должен сам чётко знать текст упражнений и соответствующие ему движения и требовать того же от детей. При этом темп речи и выполняемых движений должны совпадать. Для этого обязательно заранее ознакомиться с текстом упражнения и знать его наизусть, что позволит осуществлять адекватный контроль за выполнением детьми задания и оказывать необходимую помощь при затруднениях.

Игры и упражнения на развитие и совершенствование всех компонентов речевой системы – это задания, которые подбираются учителем-логопедом для закрепления материала, пройденного на подгрупповых логопедических занятиях. Они соответствуют возрасту детей и этапу коррекционной работы специалиста.

Подвижные игры и упражнения подбирают с учётом возрастных особенностей детей, специфики речевых недостатков, этапа коррекционной работы и тематического планирования.

В процессе проведения подвижных игр закрепляется и автоматизируется пройденный материал. Кроме того, посредством подвижных игр решаются важные воспитательные задачи.

Следует отметить, что для организации и проведения коррекционного часа воспитателю необходимо иметь картотеку соответствующего игрового (игрушки, настольные игры и т.п.), иллюстративного и речевого материала:

- комплект предметных картин (демонстрационных и индивидуальных) по лексическим темам;

- комплект развивающих и дидактических игр в соответствии с возрастом детей и программными требованиями;

- комплект сюжетных картин для составления предложений, рассказов;

- картотеку речевого материала (стихов, загадок, рассказов, сказок, пословиц и поговорок) согласно тематическому плану;

- картотеку пальчиковых игр и упражнений согласно перспективному плану на год;

- картотеку подвижных игр и упражнений в соответствии с лексическими темами.

- комплекты специального иллюстративного (предметные и сюжетные картины, схемы) и речевого материала для закрепления знаний и умений, полученных детьми на логопедических занятиях (для работы над слоговой структурой речи, автоматизацией различных групп звуков, для закрепления лексико-грамматических категорий и т.п.)

Продолжительность фронтальных занятий регулируется программными требованиями и возрастом детей (для младшей группы – 10-15 минут, для средней группы – 15-20 минут, для старшей группы – 20-25, для подготовительной к школе группы – 25-30 минут).

Индивидуальная работа воспитателя с детьми направлена на развитие и совершенствование звуковой культуры речи и соответствует этапу коррекционной работы учителя-логопеда с каждым из детей группы.

Содержание каждого этапа работы регламентируется учителем-логопедом.

Воспитатель обязан четко придерживаться рекомендаций логопеда, осуществлять постоянный контроль за речью каждого ребенка, т. е замечать в детской речи дефектное произношение автоматизируемого звука и своевременно и тактично его исправлять.

Особенность индивидуальной работы состоит в том, что воспитатель организовывает её не только во второй половине дня, но и в любое свободное время. Для проведения индивидуальной работы воспитатель должен знать особенности речевого недостатка каждого ребенка, этап коррекционной работы с дефектно произносимым звуком, должен владеть методикой работы со звуками. С этой целью учителя-логопеды составляют экран звукопроизношения, где наглядно изображен звуковой профиль группы.

Для проведения индивидуальной работы в групповом помещении должен быть оформлен “речевой уголок”, оборудованный детским рабочим столом, настенным зеркалом, отвечающим гигиеническим требованиям, индивидуальными гигиеническими салфетками, картотекой комплексов артикуляционных упражнений, картотекой комплексов дыхательной гимнастики, картотекой иллюстративного, речевого и игрового материала для отработки звукопроизносительных навыков со всеми группами звуков на различных этапах коррекционной работы, картотекой игр и упражнений для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, картотекой иллюстративного и речевого материала для отработки всех типов слоговой структуры.

Продолжительность индивидуального занятия с каждым ребенком не должна превышать 10 – 15 минут, в зависимости от его индивидуальных и возрастных особенностей.

При проведении индивидуальной работы воспитатель должен находиться рядом с ребёнком перед зеркалом, что обеспечит необходимый зрительный контроль за движениями и положением органов речи. Индивидуальная работа должна проводиться в условиях максимальной сосредоточенности ребенка и минимальном постороннем шуме.

Наконец, надо сказать, что воспитатель сам, прежде всего, должен являться образцом речи и поведения для детей. Он обязан пристально следить за правильностью, грамотностью и точностью построения собственных фраз и предложений, инструкций, за распространённостью и эмоциональной окрашенностью собственной речи, за тактичным обращением с детьми, имеющими особенности как речевого, так и психосоматического развития. Воспитание правильной речи у детей должно стать первостепенной задачей, которую решать надо повсеместно и каждому участнику всего коррекционно-образовательного и воспитательного процесса вне зависимости от этапа работы, режимного момента или возраста детей. Комплексное и компетентное воздействие на развитие детей, высокая заинтересованность и участие педагогов и специалистов групп позволят значительно повысить эффективность коррекционной работы и сократить её сроки.

Учителями-логопедами МБДОУ “Детский сад компенсирующего вида №1” города Салават составлен и апробирован сборник подобных комплексов для работы с детьми во всех возрастных речевых группах ДОУ. Пособие соответствует программным требованиям, перспективному планированию коррекционно-развивающей работы и предназначено для воспитателей и учителей-логопедов речевых групп ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.

Хочется надеяться, что с помощью этого пособия воспитатели и учителя-логопеды смогут наиболее эффективно и методически верно организовывать коррекционную работу с дошкольниками, имеющими речевые патологии.

Ниже представлен полный комплекс игр и упражнений для коррекционной работы воспитателей младшей речевой группы ДОУ по лексической теме “Игрушки”.

Лексическая тема: “Игрушки”

Лексический материал: существительные: обобщающее понятие “игрушки”, названия игрушек – кукла, мяч, поезд, мишка, пирамида, машина, юла; глаголы: бегать, прыгать, играть, гулять, катать, крутить, бросать, кидать, укладывать, строить, собирать, налаживать; прилагательные: названия основных цветов, большой, маленький, новый, старый, красивый, любимый, мягкий; наречия: хорошо, плохо.

Ежедневный комплекс упражнений

1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение “Улыбка” - “Трубочка”

2. Пальчиковая гимнастика.

Есть игрушки у меня - на каждое название игрушки, загибают правой рукой по одному пальчику левой руки.
Паровоз и два коня,
Кукла, мячик, самолёт -
Все отправятся в полёт. Сжимают – разжимают кулачок левой руки в такт стихотворению.

Аналогично проводится упражнение с правой рукой.

3. Дыхательная гимнастика.

Цель: дифференцировать ротовой и носовой вдох – выдох.

Дети стоят в кругу. По инструкции воспитателя дети делают глубокий вдох ртом и плавный полный выдох носом. При выполнении упражнения воспитатель следит, чтобы плечи при вдохе не поднимались, щёки не надувались, а при выдохе плечи не опускались, спина не сутулилась.

Комплекс упражнений для закрепления тем логопедических занятий

1. Дидактическая игра “Найди игрушку”

Цель: развивать зрительное внимание, наблюдательность; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

Воспитатель располагает игрушки в различных местах группового помещения. Дети ищут игрушки, передвигаясь по группе.

- Найдите, где мяч. (дети находят игрушку)

- Это что? (Это мяч.)

Аналогично провести игру с остальными игрушками.

2. Дидактическое упражнение “Один - много” (с опорой на предметные картинки).

Цель: развивать умение понимать, образовывать и употреблять в речи форму множественного числа существительных в именительном падеже.

Воспитатель демонстрирует детям предметные картинки с изображением одной и нескольких игрушек.

Воспитатель: - Покажи, где кукла / машины.

Ребёнок: - Это кукла / Это машины.

Аналогично провести работу с остальными картинками. Необходимо, чтобы каждый ребёнок образовал как форму единственного числа имени существительного, так и множественного.

1. Дидактическое упражнение “Один - одна” (с опорой на предметные картинки)

Цель: развивать умение согласовывать числительные “один”, “одна” с существительными.

Воспитатель демонстрирует детям куклу и предметные картинки с изображением одной игрушки на каждой.

Воспитатель: - Это кукла Маша. У неё есть игрушки. (Дети называют картинки с изображением игрушек: “Это кукла / машина и т.п.”)

Воспитатель: - Сколько кукол у Маши?

Ребёнок: - Одна кукла.

Воспитатель: - Сколько мишек у Маши?

Ребёнок: - Один мишка.

Аналогично провести работу по остальным картинкам, чтобы ответил каждый ребёнок.

2. Развитие координации речи с движением.

Подвижная игра “Раз, два, прыгай мячик!”

Раз, два – прыгай мячик, правой рукой имитируют удары по мячу об пол
Раз, два – и мы поскачем. ставят руки на пояс
Девочки и мальчики прыгают в такт стихотворению
Прыгают, как мячики.

3. Дидактическое упражнение “Четвёртый лишний” (с опорой на предметные картинки)

Цель: развивать умение обобщать и классифицировать предметы по общему признаку.

Воспитатель демонстрирует серии из четырёх предметных картинок и объясняет, что одна картинка не похожа на остальные три, не подходит к ним – лишняя. Дети называют каждую картинку и выбирают лишнюю, объясняя свой выбор.

Воспитатель: - Какая картинка лишняя? Почему?

Ребёнок: - Конфета. Потому что не игрушка.

    мишка, поезд, машина, конфета;
  • пирамидка, лошадка, юла, огурец;
  • кукла, мяч, яблоко, кубики;
  • мяч, мальчик, ведёрко, скакалка;
  • юла, песочница, самолётик, кораблик.

1. Дидактическое упражнение “Большой - маленький” (игра с мячом)

Цель: развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку по очереди, начиная фразу об игрушке, ребёнок договаривает фразу воспитателя, называя игрушку ласково, и возвращает мяч.

Воспитатель: - Большой мяч, а маленький…

Таким образом провести упражнение с каждым ребёнком.

2. Развивающее упражнение “Прятки”

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Воспитатель демонстрирует серию из пяти предметных картинок с изображением игрушек. Дети рассматривают картинки и называют их. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одну картинку. Дети, открыв по инструкции воспитателя глаза, называют, какая картинка спряталась. Если дети легко справляются с заданием можно усложнить его, убирая одновременно по две картинки. после нескольких раз упражнение можно повторить ещё раз, поменяв картинки на другие.

1. Дидактическая игра “Игрушки заболели”

Цель: закреплять артикуляцию звука [а], развивать длительный фонационное дыхание (длительный плавный выдох при произнесении звука [а]).

Каждый ребёнок выбирает себе игрушку, из предложенных воспитателем. Воспитатель объясняет, что у игрушек болит горло и им надо показать горлышко доктору, широко открыв рот и произнося звук [а]. Воспитатель играет роль доктора Айболита. “Игрушки” по очереди приходят к доктору и показывают горло, произнося длительный звук [а].

2. Упражнение “Весёлые игрушки”

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Воспитатель рассказывает стихотворение о весёлых игрушках и предлагает детям повторить за игрушками:

Громко топают: I, III, II, IIII, I, III, II.

И в ладоши громко хлопают: II, I, III, II, I, IIII, II.

Воспитатель воспроизводит ритм. Дети повторяют услышанный ритм.

Упражнение проводится несколько раз так, чтобы каждый ребёнок индивидуально смог повторить ритм.

1. Чтение и беседа по содержанию стихотворения “Мишка косолапый”.

Цель: развивать понимание содержания стихотворений, развивать умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.

Воспитатель читает детям стихотворение и задаёт вопросы по его содержанию.

2. Заучивание и инсценирование стихотворения.

Цель: развивать интонационную выразительность речи, навык связной речи, творческое воображение.

Дети проговаривают стихотворение совместно с воспитателем, обсуждают, с какой интонацией надо его рассказывать и почему – весело, грустно, сердито, грубым голосом или тоненьким голоском.

Дети повторяют стихотворение самостоятельно хором и индивидуально, имитируя соответствующие движения.

Мишка косолапый идут широко расставив ноги, переваливаясь с ноги на ногу
По лесу идёт,
Шишки собирает наклоняются, имитируя сбор шишек
И в карман кладёт. “кладут” шишки в карман
Вдруг упала шишка хватаются за голову, показывают удивление
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился ставят руки на пояс, изображают сердитое выражение лица
И ногою – топ! сердито топают ногой.

Слайд 2. Давайте вспомним основные направления коррекционной работы воспитателя в логопедической группе:

Коррекционный час

Коррекционная работа вне занятий и другие.

Слайд 3. Одной из форм взаимодействия логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, ФФНР является проведение воспитателем в вечернее время коррекционного часа (логопедического часа, или вечернего занятия воспитателя по заданию логопеда). Целесообразность коррекционного часа продиктована необходимостью закрепления или отработки трудно-поддающихся коррекции звеньев речи ребенка. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР и ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, при проведении коррекционного часа тесно связаны с задачами логопеда.

Слайд 4. Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач:

Логопед формирует первичные речевые навыки у детей

Воспитатель закрепляет сформированные первичные речевые навыки у детей.

Слайд 5. Основными задачами коррекционного часа являются :

развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, отработка артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков; автоматизация навыков дифференциации звуков;

работа по закреплению правильной слоговой структуры слова и его звуконаполняемости;

закрепление, уточнение и активизация лексического материала по изучаемой лексической теме;

закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

формирование диалогической и монологической форм связной речи;

закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

развитие памяти, внимания, мышления.

Слайд 6. Примерная структура коррекционного часа :

1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)

2. Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи)

3. Индивидуальная работа

С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения, проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука. В течение одного логочаса берутся от 3 до 7 детей.

Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми на мелкую моторику.

Воспитатель должен организовать коррекционный час так, чтобы каждый ребенок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков.

Слайд 7. Примерный хронометраж коррекционного часа.

Психогимнастика / пальчиковая игра (2 мин.).

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).

Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).

Физкультминутка (2мин.).

Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (5 мин.).

Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).

Индивидуальная работа (5 мин.)

Слайд 8. Коррекционный час проводится воспитателем 5 раз в неделю, после тихого часа и полдника. Планирование коррекционного часа осуществляют и логопед, и воспитатель в специальной тетради.

Слайд 9. Тетрадь делится на 2 части: подгрупповая работа и индивидуальная работа. Количество заданий логопеда для фронтальной работы зависит от предполагаемого объема работы над данным заданием. Например, логопед может запланировать несколько дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий или одно задание на формирование связной речи (составление рассказа, описания, пересказа). Целесообразно планировать на коррекционный час задания, вызвавшие наибольшие затруднения у детей на фронтальных логопедических занятиях, с целью детального и глубокого их изучения.

Слайд 10. Индивидуальные задания логопед планирует для закрепления правильного звукопроизношения, дифференциации звуков, правильной слоговой структуры слова, развития артикуляционной моторики, отработки лексико- грамматических категорий и связной речи. То есть, задания для индивидуальной работы направлены на устранение недостатков речевого развития, характерных именно для конкретного ребенка. Для фронтальных заданий воспитатель может использовать различные методы и приемы по обогащению, уточнению и активизации словаря по изучаемой, совместно с логопедом лексической теме. Формирование связной речи можно проводить в форме различных игр (настольно-печатных, дидактических, игр-драматизаций).

Слайд 11. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чтко, медленно и добиваться того же от ребенка. Кроме картинок для закрепления фонетической стороны речи, в лого-уголке должны находиться предметные и сюжетные картинки на каждую лексическую тему, изучаемую в учебном году, а также картинки на отработку лексико- грамматических категорий у детей данного возраста. Как любое занятие, коррекционный час проводится по строго определенным, для каждого возраста детей временным параметрам и не должен превышать 30 мин. Необходимо использовать различного рода динамические паузы во время проведения коррекционного часа, упражнения на координацию речи с движением. Эти виды упражнений не планируются специально, но обязательно проводятся, выбираются по желанию воспитателя или детей.

Слайд 12. На коррекционный час можно не брать фронтальную артикуляционную гимнастику, если воспитателю удалось в течение дня провести ее от 3 до 5 раз, в комплексе с дыхательной, голосовой и пальчиковой. При организации коррекционного часа у дошкольников лучше всего использовать комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Легче усваивается материал в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.

Слайд 13 О чем должен помнить воспитатель логопедической группы?

Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка.

Слайд 14. Работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом.

Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи.

Слайд 16. Итак, воспитатель закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает е, совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.

Педагогам логопедической группы следует помнить, что для успешной коррекционной работы необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя. Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед.

Вывод: Для осуществления успешной речевой коррекции важны системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.

Спасибо за внимание!

1. Агранович З. Е., Сборник домашних заданий в помощь логопедам и ро- дителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

2. Бойкова С. В. Развитие лексико-грамматических структур у дошкольни- ков с ОНР : (Из опыта работы). //Логопед в детском саду. 2006.

3. Гаркуша Ю. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1995. – №1.

4. Коррекция нарушений речи у дошкольников : Часть I. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под редакцией Л. С. Секо- вец. – М. : АРКТИ, 2005.

7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим не- доразвитием речи. / Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фа- культетов пед. высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3 изд., пепераб. и дополненное. – М. : Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2003

Вы знаете, что у детей есть определённый режим – первая половина дня, где проходит основная масса занятий, и вторая половина дня после тихого часа. После него для детей проводится бодрящая гимнастика, как переход из состояния сна в бодрствование. А мы с вами знаем, что у наших деток эти переходы очень сложные, кто-то может встать с плохим настроением, кто-то заторможенный, а у кого-то идёт возбуждение. Поэтому эта бодрящая гимнастика в системе коррекционного сада очень важна.

Затем дети одеваются, идут полдничать. После еды с 16:00 до 17:00 – идёт коррекционный час. Логопед после отработки своей смены обязательно должен отдать журнал передачи детей из рук в руки воспитателю. Логопед про каждого ребёнка пишет рекомендации, что нужно тренировать и над чем работать. Воспитатель в логопедической или коррекционной группе по этому журналу работает с каждым ребёнком и обязательно отрабатывает материал, который даёт логопед. Это называется коррекционным часом.

Про режим ещё хочу сказать, что дети набираются по медико-психолого-педагогической комиссии и приходят туда на 10 месяцев. Это важно знать, что вас берут именно на 10 месяцев!

Вы должны понимать, что в мае будет опять комиссия по выпуску детей из логопедического или коррекционного детского сада. И эта комиссия принимает решение, продлевать ли срок пребывания ребёнка в логопедической группе или выпускать в массовый детский сад.

Конечно, на практике мы выпускали детей, но не в больших количествах, особенно, если это тяжелые нарушения речи. Но официально договор заключается на 10 месяцев и дальше пролонгируется, если комиссия решает это возможным и пишет протокол.

Получается следующим образом, например, ребёнок четырёх лет посещает массовый детский сад и выявляется, что у него есть нарушения речи. Мама проходит непростой путь для того, чтобы определить его в коррекционный детский сад – это комиссия, опять же у кого-то это гладко, у кого-то с какими-то препятствиями. Но мы поступаем в логопедический детский сад, например, с 5 лет, то есть в 4 года заметили нарушения, через год мы туда поступаем, потому что год должен пройти, и сразу никто вас туда не возьмёт.

В 5 лет вы поступаете в логопедический детский сад, и вдруг мама узнает, что их взяли на 10 месяцев. Это вызывает шок особенно после такого длинного и тяжелого пути. Просто не пугайтесь, но по факту это так.

Комиссия проходит и в 4 года, и 5 лет, и в 6 на выпуск в школу. Результаты комиссии записываются в карточку ребёнка, с какой речью он уходит из логопедического детского сада.

И здесь может быть несколько вариантов:

2. Речь со значительными улучшениями – это значит, что проблему мы до конца не решили.

Вот на второй пункт попрошу обратить пристальное внимание, потому что, если вы хотите идти в гимназию, то это может быть краеугольным камнем, на который обратят внимание. Это нужно всё предусматривать.

Нередко возникают моменты, особенно в коррекционных детских садах, когда родитель понимает, что ребёнку уже идти в школу, но, к сожалению, мы не добились нужных результатов или видим, что ребёнок не созрел. И вот здесь могут быть такие моменты, на которые нужно обратить внимание.

Мы должны всегда работать на опережение!

Пусть у вас всё будет гладко, вы быстро поступите в логопедический или коррекционный детский сад, и с ребёнком будут хорошо общаться, и он у вас легко пройдёт все эти этапы. И вы с чистой речью пойдёте в гимназию в 7 лет. Пусть у вас всё так сложится!

Но держим руку на пульсе. И не забываем, что для таких результатов нужно ваше сопровождение.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Коррекционный час - это одна из форм взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Целесообразность коррекционного часа продиктована необходимостью закрепления или отработки трудно поддающихся звеньев речи у ребенка. В старшей группе коррекционный час проводит воспитатель по заданию учителя - логопеда. Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы при проведении коррекционного часа, тесно связаны с задачами учителя - логопеда. Коррекционный час проводится воспитателем 5 раз в неделю, после тихого часа и полдника. Воспитатель организовывает работу так, чтобы каждый ребенок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков. Игры и упражнения по закреплению указанного учителем - логопедом звука можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения. На коррекционный час можно брать артикуляционную гимнастику в комплексе с дыхательной, голосовой, пальчиковой и зрительной. На заключительной стадии коррекционного часа подводятся итоги, то есть определяется результативность работы. Очень важно, чтобы в конце коррекционного часа прозвучала положительная оценка и уверенность в том, если у нас получилось что-то не так, то следующий раз обязательно все получится.

Читайте также: