Анализ пролога кому на руси жить хорошо кратко

Обновлено: 03.07.2024

Пролог поэмы уже содержит в себе, как в миниатюре, все основные ее черты. Из анализа "Пролога" мы можем сделать выводы о теме, проблеме, методе и жанровом своеобразии поэмы. Давайте же приступим.

Прежде всего, конечно, эта вступительная часть поэмы погружает нас в исторический контекст (понятие временнообязанных) и содержит завязку поэмы.

Крестьяне, вышедшие каждый по своему делу с утра, случайно встретившись, уже не могут разойтись. Так как вдруг, ни с того ни с сего, заспорили на тему чрезвычайно философскую, оказавшуюся для них невероятно интересной:

Но кажется, что дискуссия такая смотрелась бы естественно в журнале того времени, того самого, например, в котором работал сам Некрасов, но никак не между крестьянами голодных, изможденных деревень - таких, как Дырявино, Знобишино и т.п.

Поэт объясняет столь затянувшийся спор крестьян особенностью национального характера:

Но подобное объяснение мне кажется несколько неестественным для реалистического произведения.

Можно ли назвать метод поэта реализмом ?

  • С одной стороны, да, реализм автора - в изображении исторической реальности и самого характера мужиков.

Ведь представители народа не идеализируются, а показаны такими, какие есть.

Например, когда пришло время перевала, то отдых для них немыслим без водки:

Причем пьют немало: Косушки по три выпили (. )

После такого перекуса спор у них пошел горячее, так что дело дошло и до драки, ведь после спиртного это в в порядке вещей.

  • С другой стороны, сам сюжет и его завязка неправдоподобны .

Сам спор завязался на пустом месте, по отвлеченному социально-философскому вопросу, который плохо вяжется с бытовой реальностью трудового крестьянского дня. Об этом мы уже сказали выше.

За таким, весьма неправдоподобно начавшимся, спором все семеро, вышедшие вначале каждый по своим делам, начинают вдруг вместе идти как во сне, и, про все забыв, идут весь день вплоть до наступления ночи.

Мы уж не говорим о дальнейших событиях в лесу: ведь затем мужики разговаривают с волшебной птичкой и получают от нее скатерть-самобранку. Причем чудо это как-то не вызывает особенного удивления у героев. Это ли реализм ?

Поэтому в прологе используется не только реалистический метод, но и фольклорные методы, которые обычно мы видим в сказке, былине. В этом своеобразие художественного метода в поэме .

Увлеченные спором, мужики отходят очень далеко от родных мест. Однако сваливают данное обстоятельство на лешего.

Увлеченные спором, мужики отходят очень далеко от родных мест. Однако сваливают данное обстоятельство на лешего.

Конечно, недостаток реализма - это не значит недостаток самого произведения. Поэма - великая вещь, а почему, мы увидим из самого анализа как этой главы, так и всех последующих на этом канале.

Жанровое своеобразие выражается в том, что в традиционный жанр поэмы здесь входят многие другие жанры - как фольклорные (песня, загадка, сказка), так и литературные (утопия, притча).

Почему произведение - поэма ? Это жанр, соединяющий повествование и лирику. С повествованием все ясно: это то, что касается сюжета.

Лирические отступления

Лиричность же произведения в том, что в текст вплетаются короткие, но выразительные лирические отступления:

Ой тени, тени черные! Кого вы не нагоните? Кого не перегоните? Вас только, тени черные, Нельзя поймать — обнять!

В этих лирических вкраплениях поэтический образ автора сливается с фольклорными интонациями.

Образ загадочных неуловимых теней контрастирует с приземленностью в образах крестьян и создает философский фон, настраивающий на размышления о жизни.

Трагические ноты в лирических отступлениях перекликаются с горестными названиями деревень и заранее создают образ смерти в поэме:

Проблематика

Проблема несвободы крестьянства подана через диалог Пахома с маленьким птенцом.

Как ни мал и беззащитен птенчик ( Дыхну — с ладони скатишься) , а все же он "с ильнее мужика":

Тема счастья

Заканчивается пролог поэмы абсолютно сказочными событиями.

Обретя скатерть-самобранку, мужики, собственно, уже и счастливы . Разве нет? Ведь они стали дружными, мирными и обеспеченными хлебом. Они теперь - искатели правды, а не в этом ли высшая гармония, о котором каждый из нас может лишь мечтать? И решили они странствовать,

“Пролог” – термин, обозначающий вступление к произведению, ту его часть, которая знакомит читателя или с общим замыслом художника, или с фактами, предшествующими событиям, описанным в произведении. “Пролог” к поэме “Кому на Руси жить хорошо” в основном соответствует традиционному представлению о введении к литературному произведению. Но он включает в себя не только экспозиционные элементы, но и уже начавшееся действие – спор и странствие. Именно в “Прологе” появился рефрен – “кому живется весело, вольготно

В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков…

С самого начала мы ощущаем особый, почти былинный тон повествования. И первые же слова звучат почти как знаменитое сказочное вступление “В некотором царстве, в некотором государстве” . Нет необходимости “угадывать”, о какой именно земле идет речь, – ясно, что рассказ пойдет о Руси. Такой зачин означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом – во всем ее историческом значении и географической необъятности”.

Заплатова, Дырявила, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Употребление “говорящих” названий не случайно, они фиксируют внимание читателя на трудном, подчас бедственном положении крестьян. Известно, что часть вымышленных названий писатель создавал по образцу существующих. Сочетание вымышленного и реального начал свойственно всей поэме, постоянно идет “перебивка” этих двух планов.

В “Прологе” читатель встречается с крестьянами-правдоискателями. Индивидуальных характеристик каждого из семи мужиков либо вовсе нет, либо они очень лаконичны: медлительный Пахом, которому необходимо “потужиться”, прежде чем вымолвить слово; “угрюмый” Пров, “охочие до водки” братья Губины… Однако здесь можно найти первую развернутую характеристику крестьянства в целом:

Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь – Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!

Автор сообщает, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели, причем не практической, а именно “блажи”, мечты, фантазии, поиске истины и красоты. При этом говорится, что спорщики были заняты обычными своими делами: один из них шел в кузницу, другой “соты медовые нес на базар”, третьи “ловили коня упрямого” и т. д. Но все привычные будничные занятия оставлены – так сильна охватившая крестьян общая забота найти, “кому живется весело, вольготно на Руси”.

Этой авторской характеристикой крестьянства и спорщиков, кстати, неоднократно повторяющейся и в следующих главах поэмы, читатель психологически подготавливается к восприятию многочисленных картин жизни и судеб людей, которые составят своеобразные “за” и “против” в развернувшемся споре.

Уже в “Прологе” возникает впервые образ автора-повествователя. Он обращается к читателю напрямую, создавая впечатление непринужденного разговора, интимную атмосферу и лирическую канву поэмы.

Ой, тени! Тени черные! Кого вы не нагоните, Кого не перегоните?

Вас только, тени черные, Нельзя поймать-обнять!

Реальные мужики, сложившиеся на водку, начинают пьяную драку. А разрастается она в грандиозное побоище, потрясающее целый лес, взывающее к силам самой природы:

Весь лес переполошился, С летающими птицами, Зверями быстроногими И гадами ползучими. И стон, и рев, и гул!

Эта впечатляющая картина включает в себя и мягкий юмор, и гиперболу, и просторечные обороты речи (“забрало пуще прежнего”, “ругательски ругаются”, “вцепятся друг другу в волоса”). Этот фрагмент, как и все обстоятельное повествование “Пролога”, позволяет судить об авторской позиции (выбор героев и темы спора, характеристика предшествовавших спору крестьянских забот и дел) и о некоторых средствах ее выражения, которым Некрасов отдал предпочтение:

Проснулось эхо гулкое, Пошло гулять-погуливать, Пошло кричать-покрикивать, Как будто подзадоривать Упрямых мужиков. Царю! – направо слышится, Налево отзывается: Попу! попу! попу!

Описание “разгула” эха интересно не только положенной в его основу гиперболой-олицетворением, но и близостью повествователя к миру природы. Описывая разбуженный лес, Некрасов использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (“зайка”, “галчата”, “пеночка”, “птенчик”, “гнездышко”), метафоры (“плачет пеночка”, “кукушка старая… надумала”, филины “любуются побоищем”), своеобразно построенное сравнение “А их глазищи желтые

Горят, как воску ярого Четырнадцать свечей”

Разговор Пахома с птенцом готовит к восприятию целого ряда чудес: появляется говорящая птица, которая в качестве выкупа за птенца обещает мужикам волшебную скатерть-самобранку. Так Некрасов включил в “Пролог” сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти-самобранки, – широко распространенные в русских народных сказках. С ними связаны и другие: спрятанная в тайном месте “волшебная коробка”, где хранилась скатерть-самобранка, условная формула: “Эй, скатерть самобраная, попотчуй мужиков!” – традиционные для сказок взаимоотношения между мужиками и птицей (“По вашему хотению,

По моему велению,

Все явится тотчас”); фантастические “две дюжие руки”, которые ставят ведро водки, кладут хлеб и исчезают. Традиционный мотив волшебной сказки у Некрасова важен для уяснения социального и нравственного смысла крестьянской жизни.

Мужикам, исконным труженикам, получившим скатерть-самобранку, даже мысль не приходит о даровом богатстве, и выговаривают они у волшебной птахи лишь свой мужицкий, скромный “прожиточный минимум”: хлеб, квас, огурчики. И лишь для того, чтобы доведаться до смысла жизни, до сути человеческого счастья. Ведь заспорившие и, заговорившись, отошедшие “верст тридцать” от места встречи (а от своих деревень – еще дальше) мужики хотели лишь “до солнца отдохнуть” в лесу, а затем вернуться к трудам и заботам домашним. Скатерть самобраная – оправдание и объяснение их странствий, не отвлекаемых житейскими заботами о хлебе насущном.

Так, открывающие “Пролог” семь мужиков уже к концу его становятся семью странниками-правдоискателями. Некрасов подметил в этой готовности вот так сняться с места и уйти на поиски самую суть внутренне свободного духа русской жизни. Ведь странники обычно не просто странствующие, но и странные (необычные) люди.

Однако двинувшиеся в путь некрасовские странники – не традиционные странники-богомольцы (такие в поэме тоже появятся), но обычные крестьяне, вцепившиеся в чудной вопрос: кому на Руси жить хорошо?

С прологом из поэмы, в сущности, уйдет сказка. Мы входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства, человеческих судеб и народной судьбы – эпос.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подобной авторской характеристикой крестьянства и спорщиков читатель психологически подготавливается к восприятию картин жизни и судеб русских людей. Уже в прологе возникает образ автора-повествователя. Автор обращается к читателю напрямую, создавая впечатление непринужденного разговора. Ой, тени! Тени чёрные! Кого вы не нагоните, Кого не перегоните? Вас только, тени чёрные, Нельзя поймать-обнять!

Реальные мужики, сложившиеся на водку, начинают пьяную драку, которая разрастается в грандиозное побоище, потрясающее целый лес, взывающее к силам самой природы: Весь лес переполошился, С летающими птицами, Зверями быстроногими И гадами ползучими. И стон, и рев, и гул!

С прологом из поэмы уйдёт и сказка. Мы входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввёл нас в этот мир больших измерений – времени и пространства, человеческих судеб и народной судьбы – эпос.

История создания

Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.

Направление, жанр, размер

Композиция

В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.

Порядок глав детально изображен в кратком содержании по главам от Многомудрого Литрекона.

Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.

В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.

Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:

герой тип героя характеристика
матрёна тимофеевна корчагина женские образы бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня.
семь мужиков правдоискатели группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы.
ермил гирин народный заступник крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике.
григорий добросклонов народный заступник сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее…
кудеяр грешник персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины.
савелий народный заступник крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа.
веретенников народный заступник путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам.
гавриил оболт-оболдуев угнетатель шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии.
яков холоп верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги.

В поэме еще много героев, и Многомудрый Литрекон охотно о них расскажет, если Вы напишите об этой надобности в комментариях.

Основные проблемы

Смысл

В свой поэме Некрасов отобразил отмирание старого мира. И зарождение нового. Россия, находящаяся на границе двух эпох, становится на путь перемен.

Главная мысль и авторская позиция Некрасова заключается в том, что Россия войдёт в новую эпоху обновлённой и свободной, а её народ будет жить в мире и достатке. Но для этого людям надо сплотиться и осознать новый статус: она не подданные и не холопы, а именно граждане со своими правами и обязанностями.

Фольклор и язык

Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.

Критика

Литературный критик Буренин, заметив некоторую пошлость и анекдотичность, присущие поэме Некрасова, отмечал её выразительность и значимость. Особенно ему понравилось изображение отмирающего крепостничества.

Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:

Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.

Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:

И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя

Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:

Читайте также: