План урока вавилонский царь хаммурапи и его законы 5 класс фгос

Обновлено: 04.07.2024

- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.

-развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.

-воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству.

ВложениеРазмер
_vavilonskiy_tsar_hammurapi_i_ego_zakony.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок овладения новыми знаниями

- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.

-развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.

-воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству.

- предметные: на основе анализа законов Хаммурапи сделать выводы о социальной структуре общества, научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о справедливости и равенстве в Вавилонском царстве;

регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.

познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.

коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.

Форма урока: практическая работа с источником.

Формы работы учащихся: работа с источниками, ответы на вопросы из электронной презентации, работа с картой.

Материальное обеспечение урока: Учебник - А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира. 5 класс. М. Просвещение.2012, презентация, интерактивная доска, исторический документ

  1. 1.Организационный этап. (4 мин.)
  1. Краткая проверка знаний по прошлой теме

Здравствуйте ребята, меня зовут Варвара Викторовна. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок – в классе много гостей, и учитель у Вас тоже другой. Но думаю, что урок для вас из-за этого станет только интересней. Так что не волнуйтесь и работайте как обычно, а мы начинаем погружение в историю.

Давным-давно в Западной Азии существовало древнее государство, которое называлось Двуречье или Междуречье, а кто мне скажет, почему оно так называлось?

А между какими реками располагалось это государство?

Молодцы! Все верно.

1.2 постановка цели и задач урока.

Хорошо, ребята а если мы начали говорить про города междуречья и выяснили зачем нам нужны законы, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Отвечают дети. (о законах Междуречья)

Правильно, сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, в каком государстве появились первые письменные законы, на кого они распространялись и кто их изобрел, а так же научимся анализировать исторический документ.

Представьте, государство Междуречье было очень большое и могущественное и разные города боролись в нем за власть, выясняя кому же быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н. э. давайте с вами запишем эту информацию в тетради:

Дети фиксируют под диктовку учителя информацию со слайда: главный город Междуречья – Вавилон, самый могущественный и знаменитый царь Вавилонского царства – Хаммурапи (1792-1750)

Ребята, у вас на столах лежат карточки для заполнения, давайте с вами проведем небольшое соревнование, какая команда справится с заданием правильно и быстрее других, получит дополнительный бал.

отметить на ленте времени когда правил царь Хаммурапи

посчитать сколько лет назад правил этот царь. (1792 + 2014 = 3806 лет)

посчитать сколько лет длилось его правление. (1792 – 1750 = 42 года)

Проверка раздача фишек команде которая справилась быстрее других.

Молодцы. Итак, царь Хаммурапи, чем же был этот царь так знаменит? Считается, что именно он издал первые письменные законы! В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб из твердого камня, со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. А в верхней его части было изображение. Оно перед вами. Это бог солнца Шамаш вручает царю Хаммурапи жезл, знак власти над людьми. Когда ученые расшифровали надписи на камне – оказалось что это самые настоящие законы, по которым жили люди в этом царстве.

Итак, давайте с вами еще раз скажем что же такое закон? А определение запишем в тетрадь.

Ответы детей. Запись определения. (Законы – правила, по которым живут люди в определенном государстве.)

Ребята на самом деле я открою вам секрет есть в каждой школе такой закон по которому учитель должен следить чтобы его детки не переутомлялись, поэтому, чтобы немножко отдохнуть я предлагаю вам немного повеселится и потанцевать вместе со мной)

Хорошо, размялись немного, садимся на места, продолжаем работать. У каждой группы есть карточки с законами. Вам нужно посовещавшись определить, на кого направлены эти законы. Справедливы они или нет, и для всех ли они справедливы? На прочтение минута и на обсуждение минута.

1 группа - Если человек переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, равному ему, то должны ему выколоть глаз.

На кого направлены законы?

Справедливы ли законы, для всех ли справедливы? Почему?

Человечны ли эти законы?

Ответы детей – законы направлены на людей и являются справедливыми, то что сделали одному то делают и другому.

2 группа – (о несправедливости законов перед рабом и человеком– одних убивают, а другие платят.)

- Все имущество человека, после его смерти передается в наследство его семье. Все имущество раба после смерти передается его хозяину или в пользу казны государства.

- Если человек убил раба другого человека, то он должен заплатить хозяину стоимость раба или отдать своего раба взамен.

- Если раб покалечит или убьёт человека, он должен быть казнен. Если раб оскорбил человека, ему надлежит отрезать ухо, дабы он не терял своих способностей к труду.

Ответы детей – есть люди, а есть рабы. Раб – это не человек, он приравнивается к вещи. Продается и покупается. Хозяин может делать с рабом все что угодно.

Учитель – хорошо, правильно, давайте запишем итог – раб – это собственность человека, его можно продать, наказать и даже убить совершенно безнаказанно. Раб – не имеет никаких прав. Рабство передается по наследству.

3 группа - Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или отдаст за долги ростовщику свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме ростовщика три года, на четвертый год ростовщик должен отпустить их на свободу

- Если сын заемщика умрет в доме ростовщика от побоев или дурного обращения, то и сын ростовщика должен быть казнен.

- если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

Ответы детей – если человек нанес вред имуществу он должен заплатить если нечем платить, продадут его имущество или его и его семью возьмут в рабство на три года да долги. Были более богатые люди и более бедные. Закон с одной стороны справедлив, но с другой нет.

Ребята в этом документе встречается еще одно новое для нас слово – это ростовщик. Исходя из прочитанного как вы думаете кто это? (записать определение)

Учитель – итак, верно, царь Хаммураппи считал, что за испорченное имущество следует заплатить, а если платить нечем, то человек нанесший вред должен служить, тому чье имущество было испорчено, но только три года, так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. (записать)

  1. Завершающий этап урока. Выводы и рефлексия (2 мин.)

Ребята, давайте каждый попробует оценить свои знания, полученные на сегодняшнем уроке.

Вы поднимите фиолетовую карточку если вы все поняли и готовы работать дальше

Вы поднимите розовую карточку, если у вас остались еще вопросы по уроку

Вы поднимите голубую карточку, если чувствуете, что поняли очень мало и вам нужна дополнительная помощь.

Вы сегодня большие молодцы, надеюсь вам было интересно. По законам другого царства, более позднего чем Вавилон, если зрителям нравилось происходящее действие они поднимали палец большой руки в верх, а если не нравилось – вниз. И от их решения зависело, казнит царь выступающего перед ними или помилует. Давайте и мы с вами проведем такое голосование. Спасибо!

Домашнее задание для вас на доске, запишите его в дневник.

Оценки за урок сегодня получают…

Еще раз я вам хочу сказать спасибо за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытый урок "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.Задачи:Образовательные:Сформировать представление о законотворческой деятельности .


Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"


Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы.

Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Цели:Образовательные -закрепление и расширение полученных знаний, выявить причины возвышения Вавилона, познакомить учащихся с законами царя Хаммурапи, ввести понятия: закон, аренда, ростовщик.Развиваю.


конспект урока "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

урока с использованием стратегий ТРКМЧП по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс.

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами.


Конспект по истории на тему "Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" (5 класс)

Цели урока: - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;- продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Образовательные:

дать представление о древней стране Вавилонии, о значении деятельности царя Хаммурапи

определить, в чьих интересах были составлены законы Хаммурапи

Развивающие:

совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями

Воспитательные:

воспитывать чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.

Планируемые результаты:

давать образную характеристику Хаммурапи;

объяснять причины создания законов;

применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи

изучать и систематизировать информацию различных исторических источников

метапредметные УУД:

пытаться принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою

выделять существенную информацию из текстов разных видов

обобщать результаты исследовательской работы

высказывать аргументированные суждения

личностные УУД:

обрести мотивацию к изучению нового материала

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Тип урока: урок открытия новых знаний.

I.Огранизационный момент

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ………. который создал первые …

(Тигр, Евфрат, клинопись, наводнением, посевы, 1792–1750 , 5000, Хаммурапи, законы)

II.Мотивационно-целевой этап

В 1901 г. французская археологическая экспедиция обнаружила в г.Сузах (ныне – Иран) на территории Междуречья, необычный предмет – черный базальтовый столб.

- Как вы думаете, чем уникален этот столб?

- Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?

Вы правильно предположили, что данный столб уникален благодаря надписям, которые сделаны на нем.

- Интересно ли вам узнать, о чем этот текст и кому он посвящен?

План урока

1.Город Вавилон становится главным в Двуречье.

2.Хаммурапи и его законы.

Проблемный вопрос. Почему появились законы? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие – нет?

III.Работа по теме урока

1.Город Вавилон становится главным в Двуречье

- Рассмотрите карту на с.70 учебника (в атласе) и расскажите, где располагался город Вавилон.

Вы готовы поближе познакомиться с Вавилоном и его жителями? Тогда в путь, но не забывайте делать записи в путевых дневниках.

Слайд 1. Вавилон был расположен в удобном месте, где реки Тигр и Ефрат близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.

Слайд 2.В речном порту Вавилона множество судов. Деревянных кораблей совсем мало, так как лес был очень дорогой. Зато много больших лодок из тростника с загнутым носом и кормой.

Слайд 3. Вот пристает к причалу плот. Однако он сделан не из бревен, а из кожаных мешков, надутых воздухом. Вавилоняне связывали несколько мешков между собой, а поверхность плота выстилали тростником. Такой плот мог перевезти тяжелый груз.

Слайд 4. А вот видны круглые суда. Их каркас сделан из тростника и обтянут кожаным чехлом. Чтобы вода нет проникала внутрь чехла, швы промазывали асфальтом – природной смолой, которую добывали из земли. В Вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружаются, другие нагружаются.

- Применив свои знания о природных и климатических условиях Двуречья, предположите, что продавали и что покупали купцы, приплывшие в Вавилон?





Что ввозили? Вавилон Что вывозили?







Строительный лес, Зерно, овечья шерсть.

2. Хаммурапи и его законы

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хамму­рапи, правившем с 1792 по 1750 г. до н. э. Он проявил себя опыт­ным и умелым дипломатом, законодателем, мудрым правителем.

Как вы думаете, что значит быть мудрым правителем?

Что ж, проверим, насколько справедливы ваши предположения.

Итак, Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил хра­мы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же правилам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.

Как вы можете объяснить слово законы?

(Ученики высказывают предположения, а затем записывают новое понятие в словари.)

Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны.

Часть каменной плиты с текстом законов изображена на с. 71 учебника. Рассмотрите эту иллюстрацию.

На переднем плане стоит владыка Вавилонского царства. Кто осмелился сидеть в его присутствии? Это Шамаш, бог Солнца и справедливого суда, он вручает царю жезл — знак власти.

Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога. Над­пись на каменном столбе гласит, что законы должны установить справедливость в стране, чтобы сильный не притеснял слабого.

Проблемный вопрос. Как вы понимаете смысл этой надписи?

Царь стремился к тому, чтобы в Вавилонском царстве был порядок и отсутствовал произвол. Это означало, что отныне судьи должны строго следовать закону, а не поступать по своей прихоти, не своевольничать.

Теперь вам предстоит выполнить задание.

Кого и что защищали законы Хаммурапи?

Как они сказывались на развитии страны и хозяйства?

Были ли они справедливы для всех членов вавилонского общества?

(Ученики делятся на пять групп, каждая получает рабочий материал.)

Рабочий материал для первой группы

7. Если человек купит из руки сына человека (полноправного жителя Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и до­говора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить.

42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.

53. Если человек поленился крепить плотину своего поля и вслед­ствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соот­ветствии с урожаем его соседей.

233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою рабо­ту, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.

Вопросы для первой группы

Что объединяет все эти законы?

Что вы узнали о хозяйстве Древней Вавилонии?

Какой труд поощряли законы?

Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?

Рабочий материал для второй группы

59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) сру­бит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить I /2 мины (мина — 0,5 кг) серебра.

237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шер­стью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.

245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.

Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль — 8,4 г) серебра.

Если человек украл сошник или же борону, то он должен запла­тить хозяину 3 сикля серебра.

Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур — 252,6 л) зерна в год.

Вопросы для второй группы

Что использовалось в Древней Вавилонии в качестве платы за работу или компенсации ущерба?

О чем это свидетельствует?

Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?

Рабочий материал для третьей группы

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или ра­быню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но непол­ноправного подданного), то его дблжно убить.

19. Если человек держит беглого раба в своем доме и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.

Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и бу­дет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.

Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить. и, если взятый в залог — сын человека, должны казнить его [ростовщика] сына.

117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Вопросы для третьей группы

Какой общественный строй существовал в Древней Вави­лонии, судя по данным статьям?

Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу?

Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу?

Приведенные статьи были написаны в интересах должни­ков или ростовщиков?

Рабочий материал для четвертой группы

128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.

177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны исследовать дело дома ее первого мужа, передать дом ее первого мужа в заведование ее второму мужу и этой жен­щине и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспи­тывать малолетних детей.

Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебре­жении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.

Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усынови­ли, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вер­нуться в дом своего отца.

Вопросы для четвертой группы

Докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей.

Почему законы требовали от подданных официального за­ключения брака?

Рабочий материал для пятой группы

1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего дблжно убить.

6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.

Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.

Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.

Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину (0,5 кг) серебра.

205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Вопросы для пятой группы

Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет?

Почему в статьях 202,203,205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

Группы презентуют работы.

IV. Применение нового знания

А теперь проверим, насколько хорошо и правильно мы поня­ли суть данных законов.

Представьте, что мы присутствуем на заседании суда в Ва­вилоне. Оно проходит у городских ворот, прямо под открытым небом, в тени пальм. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зева­ки. Идет разбор жалоб. Наблюдайте внимательно и будьте готовы ответить на вопросы.

Жрец с бритой головой привел тощего бедняка, которого обвиняет в краже.

Судья. Это ты похитил одежду богини Иштар?

Судья. Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, указует: если кто-либо украдет имущество храма и царя, то.

Предположите, какому наказанию согласно законам царя Хаммурапи подвергнется несчастный бедняк. (Бедняка каз­нят, так как за кражу достояния бога по законам полагалась смерть.)

Некий купец, приплывший на торговом корабле с севера, привез в Вавилон строевой лес, выгодно его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идет он по улице и видит: в тени пальм стоит молодой раб.

Купец. Что ты тут делаешь?

Раб. Мой господин зашел в корчму выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться.

Купец. Ты смышленый и послушный раб, но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на тво­ей спине! Неужели от удара? Выгодное дельце предлагаю: мне надо от­плывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.

Раб соглашается. Купец уводит раба с собой, оба садятся на корабль и отплывают.

Какое наказание ждет купца, если его поймают? (Смерть.)

Почему за кражу раба и за кражу вещи - покрывала боги­ни — наказывают одинаково? (По законам Хаммурапи раб- чужеземец был приравнен к вещи.)

Идет заседание суда.

Земледелец. Вот этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать поле. Я пожалел соседа, дал ему на день вола. Тогда он вместе с сыновь­ями вспахал и засеял свое поле, потом привязал вола и ушел отдыхать. Да, видно, плохо привязал! Вол сорвался с привязи, забрался в огород и все там вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на самого себя, бросился на моего красавца и ударом мотыги рассек ему жилу на затылке. Я побежал, но было поздно.

Как разрешится эта ситуация? (Сосед должен полностью возместить пострадавшему его потерю.)

Справедлив ли закон, наказывающий за убийство чужого вола? (Да, справедлив: если ты не сберег то, что тебе дали на время, за это надо отвечать.)

V. Подведение итогов урока

Как вы считаете, какое значение законы Хаммурапи имели для жителей Вавилона?

Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.?

Давайте сформулируем ответ на проблемный вопрос. Почему появились законы? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие – нет?

VI.Рефлексия.

Что понравилось на уроке .

Что было трудно .

Что хотелось бы .

Всем спасибо за работу!

Домашнее задание

§ 14. Дифференцированное задание:


Урок рассказывает о самом могущественном государстве Двуречья – Вавилоне. Дается характеристика времени правления царя Хаммурапи. Анализируются древнейшие в истории человечества законы, принятые Хаммурапи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Вопросы занятия

· Вавилон – самое могущественное государство Двуречья

· Правление царя Хаммурапи

Вавилон – самое могущественное государство Двуречья.

Вы уже знаете, что в Двуречье было множество городов. К XIX веку до нашей эры самыми крупными из них были Киш, Эшну́нна, Вавило́н, Ла́рса, Уру́к. Долгое время города воевали между собой. Они никак не могли решить кому быть главным.


Победителем из этой борьбы вышел Вавилон. Город находился в очень выгодном месте Двуречья. Там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Это помогало вавилонской торговле. Ведь по вавилонским землям проходили самые важные в Передней Азии сухопутные и речные торговые пути. Торговля приумножала богатства Вавилона.

В основном сюда привозили дерево, металлы (медь, серебро, свинец), рабов. Вывозили: зерно, шерсть, масло, финики.


В Вавилоне жило более ста тысяч человек. Для того времени это было очень много – равносильно огромному современному городу. Например, такому как Москва.

Правление царя Хаммурапи.

Самым знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммура́пи. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры. Царь создал сильную и многочисленную армию. После чего начал войну с соседями. Через 20 лет Вавилон покорил почти все Двуречье.


Власть Хаммурапи была неограниченной. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать имущество у любого подданного или казнить его. Но Хаммурапи был мудрым правителем. Он многое сделал для развития страны. По его приказу были отремонтированы оросительные каналы, построены хорошие дороги.

В управлении государством царю стали помогать чиновники (они следили за сбором налогов, набором в армию, общественными работами). Хаммурапи облегчил жизнь простых людей (упорядочил повинности, отменил старые долги).

Законы Хаммурапи.

Но самое главное, для того, чтобы обеспечить порядок в стране, издал справедливые законы. Закон – это правило обязательное для всех жителей страны. По правилам живут все государства мира. Все люди должны соблюдать законы.

Законы Хаммурапи были приняты около 3750 лет назад. Только известно о них стало не так уж и давно. Немногим больше 100 лет назад, французские археологи проводили раскопки на месте древнего города Сузы. Там они нашли большой столб из твердого черного камня.


Посмотрим на него поближе. В верхней части камня вырезаны две фигуры. Одна изображает царя Хаммурапи. Вторая – бога солнца Шамаша, восседающего на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо – символ власти над людьми. Вся остальная поверхность столба покрыта клинописью. Это и есть знаменитые законы Хаммурапи.

Столб с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы, старейшины, наместники).

Жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. Ведь на черном камне было написано, что Хаммурапи получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров.

Но иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к богам напрямую. Происходило это так. Обвиняемого вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый чист перед богами и невиновен.

В Вавилонском царстве преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве.


Например, если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.

В Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось, что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его хозяину или отдавал своего невольника.

Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и рабы, богатые и бедные.

А теперь давайте повторим все то, что мы сегодня узнали.

· После долгих войн Вавилон стал самым могущественным государством Двуречья.

· Хаммурапи был справедливым и мудрым правителем. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры.

· Законы царя были справедливыми для того времени. Они защищали имущество богатых людей, а также свободных жителей Вавилонии от обращения в рабство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.

Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.

Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

I. Организационный момент. Мотивация.

Дежурный сообщает о готовности детей к уроку.

Дети распределены на три группы, в каждой из которых находятся дети с равномерно распределенным уровнем подготовки.

Настрой на успешную работу, включение в урок.

Закон хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.

II. Актуализация знаний обучающихся:

У.: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Д.: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.

У.:Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

Группы получают задания:

1-я гр.: Показать эту страну на карте и охарактеризовать ее местоположение и природные условия.

2-я гр.: Составить рассказ (устно) о жизни древнего вавилонянина, используя опорные слова: реки, разлив, потоп, ил, поле, зерно, урожай, насыпи, глина, пальмы, финики, кирпичи, дом.

Что можно узнать из мифа о жизни людей Междуречья?

Что, по-вашему, является в мифе выдумкой, а что правдой?

Группы справляются со своими заданиями неплохо.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.: Смогли ли вы полностью выполнить задание?

У.: Какое предложение осталось незаполненным?

Д.: В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.: Почему не смогли заполнить?

Д.: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

III. Постановка цели урока (целеполагание)

У.: И что нам делать?

Д.: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

У.: А как мы это узнаем?

Д.: Может быть, прочитаем в учебнике.

IV. Открытие нового знания (работа в группах)

У.: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях, а Настя – у доски.


У.: Ребята, Настя правильно справилась с заданием? Верно отметила даты на ленте времени?

У.: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи) :

Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Сколько лет правил царь Хаммурапи?

Д.: 1792-1750=42 г. – царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

Д.: 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

У.: Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы?

Д.: Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.

У.: Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?

Д.: Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.

У.: А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Д.: Наверное, уже были.

У.: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.64 учебника. Что мы видим?

Д.: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

У.: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.

И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

1-я гр. – документ 1:

Вопросы к документу 1:

Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

Вопросы к документу 2:

Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?

Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

Вопросы к документу 3:

Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?

Какими путями можно было попасть в рабство?

Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

V. Первичное закрепление.

Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 64 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.

При этом дети должны решить какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:

Справедливые законы

Несправедливые законы

После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

У.: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.

За кражу раба человека
а) наказывали штрафом;
б) заключали в тюрьму;
в) убивали.

За неуплату долга человек
а) наказывался плетью;
б) отдавал в рабство детей;
в) подвергался смертной казни.

За убийство чужого раба убийцу
а) изгоняли из страны;
б) заставляли отдать раба;
в) убивали.

За оскорбление вельможи или жреца обидчика
а) заключали в тюрьму;
б) наказывали плетью;
в) казнили.

Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.

VII. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.14 с61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Читайте также: