Программа деятельности школьного краеведческого музея

Обновлено: 05.07.2024

Муниципальное образовательное учреждение "Красночикойская средняя общеобразовательная школа № 2"

Школа носит статус Ассоциированная школа ЮНЕСКО

Главная Школьный музей Основное меню Музей Программа работы историко-краеведческого музея

Программа работы историко-краеведческого музея

Пояснительная записка

Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории и природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления, то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация произошедших и происходящих событий является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.

Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
  • общекультурных: духовно-нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
  • учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза,
    сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
  • информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
  • коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
  • личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

Цель и задачи программы

Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

  • образовательные:расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
  • развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
  • воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.

Срок реализации программы — 3 года (2014-2017 учебный год).

Программа реализуется по следующим направлениям:

  • поисково-исследовательская деятельность;
  • учет и хранение фондов;
  • экспозиционная деятельность;
  • просветительская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

  • планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
  • прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

Учет и хранение фондов

Основные задачи данного направления работы музея:

  • создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
  • правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда);
  • правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
  • точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
  • организовать прием и выдачу музейных предметов;
  • обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

  • освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
  • учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
  • использовать в работе выставки-передвижки;
  • предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал.

Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

  • продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
  • проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
  • использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.

Программа рассчитана на учащихся школы 11-16 лет, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также учителей и родителей.

Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея в школе должен быть сформирован актив музея.

Актив музея и учащиеся школы:

  • Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;
  • Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
  • Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;
  • Оформляют экспозиции и выставки;
  • Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;
  • Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе.

Этапы реализации программы

Первый этап — информационно-познавательный (2014-2015 гг.)

На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация музея. На заседаниях актива музея учащиеся овладели основными краеведческими знаниями.

Второй этап — операционно-деятельностный (2015–2016 гг.)

На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.

Третий этап — практико-ориентационный (2016–2017гг.)

Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты программы

  1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
  2. Систематизация работы школьного музея.
  3. Получение целостной картины по истории развития района, села, школы и ее традиций.
  4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
  5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
  6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
  7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории родного края.
  8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
  9. Влияние на выбор профессии учащимися.
  10. Социализация школьников.

Тема 1. Теоретические занятия. Инструктажи.

Цели, задачи, участники музейного кружка. Школьный музей как организационно – методический центр изучения истории родного края.

Тема 2. Наследие в школьном музее

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Тема 3. Организация школьного музея

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Тема 4. Родной край в истории государства российского

Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Тема 5. Военная слава земляков

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.

Тема 6. Моя семья и родной край

Тема 7. Наша школа в истории края

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив.

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края.

Тема 8. Комплектование фондов школьного музея

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.

Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.

Тема 9. Учет и описание музейных предметов

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Тема 10. Экспозиция школьного музея

Концепция экспозиции школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Тема 11. Экскурсионная работа в школьном музее

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Данная программа разработана для школьного краеведческого музея, возрастная категория - 1-11 классы.

ВложениеРазмер
progr_muzeya.rar 45.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Вознесенская средняя общеобразовательная школа

работы школьного краеведческого музея

Руководитель музея: Белавская М.В.

с. Вознесенка, 2013г

Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа краеведческого музея, ведущего реальную патриотическую, историко-культурную, нравственную и другую воспитательную деятельность.

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи.
Краеведческий музей Вознесенской средней общеобразовательной школы имеет небольшую историю, но уже со сложившимися традициями. Основная деятельность требует планомерного характера.

Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.

Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе.

В ближайших планах музея обмен опытом с другими школьными музеями района и области.

Главной целью создания музея было оказание помощи учителям и классным руководителям в проведении уроков и классных часов.

Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования.

В школе создано особое пространство, где учителя реализуют образовательные и культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейно-педагогические технологии. Программа деятельности историко-краеведческого музея реализуется в рамках организационной структуры общеобразовательной школы, решает задачи гуманизации и гуманитаризации образования, ориентируясь на общие целевые установки :

  • формирование духовных потребностей ребенка;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка;
  • развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
  • воспитание человека гуманитарной культуры;
  • превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.
  • создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
  • формирование у учащихся исследовательских навыков, научного мышления;
  • развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
  • развитие навыков работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы.

Музейно-образовательная программа в школе опирается на следующие методологические положения музейной педагогики :

  • актуализация и интерпретация историко-культурного наследия этноса;
  • непрерывное образование культурой (1 – 11 кл.);
  • освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка (путь от культуры полезности к культуре достоинства);
  • реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей ученика;
  • интеграция (межпредметные связи, частичная и блоковая интеграция, интегративные курсы);
  • использование эффективных технологий обучения (опора на деятельностный, культуротворческий и личностно-ориентированный подходы).

Школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, которые позволяют выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Школьный историко-краеведческий музей выполняет следующие функции :

  • Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;
  • Методическая работа с педагогическим коллективом;
  • Координаторская работа с общественными организациями;
  • Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов как разовых, так и перспективных в виде направления поиска на несколько лет, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.

Методическая функция музея тесно связана с поисковой и исследовательской и объединяет педколлектив и учащихся в едином деле.

На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея, руководителя краеведческого кружка обсуждается план работы школы в историко-краеведческом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.

Музей также координирует связь с общественными организациями района или другого уровня, организуя участие детей в различных конкурсах и смотрах, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся.

Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Совет музея организует встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, заседания краеведческого кружка, экскурсии и беседы в музее.

В музее заведена инвентарная книга в соответствии с требованиями, которая имеет следующие графы: Инвентарный номер, дата записи, время, источник и номер акта поступления, наименование и краткое описание предмета, количество, материал и техника, размер или вес, сохранность, место хранения, приложения

Наименование музея : краеведческий

Профиль музея : комплексный

Наименование образовательного учреждения, в котором действует музей: Муниципальное общеобразовательное учреждение Вознесенская средняя общеобразовательная школа

Почтовый адрес: 632244 Новосибирская область, Венгеровский район, село Вознесенка, улица Советская, 89.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концептуальной основой организации работы школьного музея является система ценностно – целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности.

Ценностные ориентиры:

гражданско – патриотическое воспитание детей на основе развития исторической памяти,

формирование у обучающихся объективно – исторического подхода к изучению прошлого через различные формы поисковой и музейной работы,

развитие личностных потенциалов, творческой активности детей.

Принципы образовательной деятельности:

дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов,

право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний,

разноплановость творческой деятельности.

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Человек теряет себя, не имея Родины.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной и народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.

Задачи школьного музея:

формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств;

активизирование роли школьного музея в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения;

формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;

воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;

приобщение обучающихся к изучению истории родного края, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945;

сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;

совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;

воспитание познавательных интересов и способностей;

овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;

пополнение музейных фондов

Направления работы:

Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.

Проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами и их семьями.

Организация экскурсий в музей.

Организация работы с фондами музея (оформление книг учёта).

Участие в муниципальных, областных мероприятиях исторической и краеведческой направленности.

Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к Дням Воинской Славы, ветеранами труда

Школьный музей выполняет следующие функции:

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.

Методическая работа с педагогическим коллективом.

Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это поисковые задания для классов, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.

Методическая функция музея объединяет педагогический коллектив школы и учащихся в общем деле. На методическом объединении классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.

Организации общешкольных мероприятий:

Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музейная комната помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея.

Формы работы в школьном музее

- практическая работа на местности;

- учебные экскурсии вне музея;

- уроки в музее- встречи, сборы, собрания;

- экскурсии в музее

- уроки мужества, акции;

изучение исторических событий.

- экскурсии, встречи в музее.

Ожидаемые результаты

Оптимизация деятельности музея в русле программы воспитания и социализации;

Совершенствование содержания деятельности музея;

Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

Укрепление материальной базы музея.

Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:

Исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мыслительный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками, умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);

Менеджерские (умение ставить цель, умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки исследования собственной деятельности, навыки саморегуляции и деятельности);

Коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса);

Презентационные (навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Зам.директора по ВР Директор школы

Аймалетдинова А.В._______ Мусин Р.Х._______

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 5 ЛЕТ

Автор адаптированной программы

Учитель истории и обществознания

Атауллина Елена Алексеевна

Село: Красная Горка

Район: Пильнинский

Область: Нижегородская область

Адрес: ул. Молодежная,д.8

1. Полное название музея

Краеведческий музей МОУ Красногорская СШ

2. Дата открытия и характеристика

3 . Программа деятельности музея

Для осуществления эффективной деятельности музея разработана программа его работы:

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.

Краеведческая работа ведется в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по истории нашего села хранится в школьном музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.

Цели программы:

Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своего народа, села, школы.

Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.

Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.

Основные задачи:

1. Изучить историю возникновения и развития села Красная Горка.

2. Исследовать традиции прошлого.

3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.

4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили своё село.

7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

Обоснование значимости программы.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города, школы.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Образовательное пространство:

Школьный музей взаимодействует с музеями района, кабинетом истории, сельской и районной администрацией, с районным архивом, библиотекой, интернет ресурсами и др. школьными музеями.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Основные направления деятельности школьного музея :

Просветительская деятельность Хусаина Фаисханова

История Великой Отечественной войны в судьбе села, школы, учителей, выпускников;

Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;

Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Основные виды деятельности школьного музея:

1. Поисково-исследовательская деятельность.

2.Учет и хранение фондов

3. Экспозиционная деятельность

4. Просветительская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

• прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

• • проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

• участвовать в районных олимпиадах, конкурсах по историческому краеведению;

• создавать фонд мультимедийных презентаций.

Учет и хранение фондов

Основные задачи данного направления работы музея:

• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);

• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

• организовать прием и выдачу музейных предметов;

• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;

• использовать в работе выставки-передвижки;

• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе и на селе.

Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

• проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;

• использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;

• организовать проведение на базе музея районных семинаров учителей истории, краеведения, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.

Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.

Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также учителей и родителей.

Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея в школе должен быть сформирован актив музея.

Актив музея и учащиеся школы:

1. Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;

2. Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

3. Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;

4. Оформляют экспозиции и выставки;

5. Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;

6. Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;

7. Принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.

В целях повышения эффективности работы в составе актива музея распределены поручения. Состав актива музея и направления его деятельности определяется на заседании Совета музея. Отвечает за работу музея и актива руководитель школьного музея, назначаемый приказом директора школы.

Сроки действия программы . Программа рассчитана на 5 лет. (2013-1017 гг.)

Перечень обязанностей руководителя школьного музея

1. Планирует работу школьного музея и актива музея.

2. Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.

3. Ведет документацию школьного музея.

4. Обеспечивает сохранность экспонатов школьного музея.

5. Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.

6. Курирует работу Совета музея.

7. Готовит отчетную документацию о деятельности музея.

Основные этапы реализации программы

Первый этап — информационно-познавательный (2013–2014 гг.)

На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация музея. На заседаниях актива музея учащиеся овладели основными краеведческими знаниями.

Второй этап — операционно-деятельностный (2014–2015 гг.)

На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.

Третий этап — практико-ориентационный (2015–2017гг.)

Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.

2. Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению родного края. Работа по этой программе может сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.

3. Фонды музея пополняются новыми материалами, создаются летописи школы, села.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – всё это сегодня является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе об образовании Российской Федерации.

Самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества, – это воспитание гражданина. Сегодня именно перед нами, педагогами, остро встали проблемы духовно – нравственного становления ребёнка, составной частью которой является патриотическое воспитание.

Краеведение, являясь одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся.

В передаче и восприятии информации краеведческого характера важную роль играет музейная педагогика. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями музея к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.

Образование в музее происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где человек ощущает свою сопричастность к культуре и возможность диалога с ней. Основная проектная идея направлена на создание единого воспитательного пространства школы средствами музейной педагогики, которое будет формировать ключевые социальные компетенции учащихся.

Целью музейной педагогики является формирование ключевых социальных компетенций учащихся через проектирование единого воспитательного пространства школы средствами музейной педагогики.

Единое воспитательное пространство школы включает в себя:

–сеть объединений дополнительного образования ;

– Зал Боевой Славы, Зал этнографии, Зал истории школы,Зал православной культуры школьного краеведческого музея ;

-внеурочная кружковая деятельность школьников;

Взаимопроникновение урочной и внеурочной деятельности в образовательное пространство ставит целью создание единого педагогического пространства, в котором происходит духовно-нравственное развитие, образование и оздоровление через художественно-познавательное творчество самих детей. Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый ученик не только бы получал, добывал знания, но и соприкасался с явлениями культуры, активно проживая их в собственном творчестве. Главная цель внеурочной деятельности- выявить зависимость познавательного интереса, творческих способностей, интеллектуального развития учащихся от умения педагога организовать воспитательную деятельность на основе индивидуального подхода в соответствии с возможностями и потребностями школьников.

Выделение воспитательной функции школьного музея в качестве ведущей определяется ее значимостью: созданием особой образовательной среды для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию, в котором отражены общечеловеческие ценности, представляющие жизненный мир человека.

Прогресс общества – в развитии исследовательской деятельности учащихся. Это одно из золотых правил музейной педагогики. Музейная педагогика направлена на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся.

Программа позволяет выявить инновационные способы и технологии создания системы духовно-нравственного и гражданственно-патриотического воспитания учащихся, основанных на анализе различных факторов влияния на образовательное пространство школы.

Таким образом, главной целью программы я ставлю обучение и воспитание учащихся через взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников средствами музейной педагогики, то есть каждый школьный предмет должен изучаться в поисково-исследовательском режиме на базе школьного музея и образовательного пространства школы.

Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении воспитательной среды школы, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей "среды обитания" обучающихся.

2. Паспорт программы

Полное наименование программы

Циценко Лидия Васильевна,учитель русского языка и литературы, основ православной культуры, руководитель школьного краеведческого музея

-педагогический коллектив, методические объединения, органы самоуправления, ученический коллектив, родительская общественность, коллективы внеурочных творческих объединений школы, коллективы дополнительного образования

Сроки реализации программы

Конечная цель программы

Повышение качества образования и уровня духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся через создание единого воспитательного пространства школы

Воспитательная: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путём их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Образовательная: приобщение к самостоятельному выполнению заданий, к работе со справочной литературой, архивными документами школьного музея и другими музеями.

Развивающая: развитие устойчивого интереса к изучению истории своего родного края; развитие общеучебных умений ( работа со справочной литературой, учебным пособием, газетой, архивными документами).

Практическая: формирование коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих вести диалог и монолог, умение брать интервью, составлять запрос в архив или другие инстанции.

Ожидаемые конечные результаты

Повышение творческой активности учащихся, занятых в работе музея и объединениях дополнительного образования.

Повышение мотивации учащихся к обучению через исследовательскую и проектную деятельность, поисковую работу в музее школы и объединениях дополнительного образования.

Создание комфортной среды общения и снятие психологических комплексов у учащихся путем активной работы в музее школы, объединениях дополнительного образования и в ходе проводимых мероприятий.

Превращение школы в центр социокультурной жизни посёлка.

Модель выпускника школы

Человек с активной жизненной позицией, осознающий свою ценность для общества, испытывающий потребность в созидательном труде, в стремлении сделать добро людям, гармонично физически и духовно нравственная личность, способная овладеть новыми технологиями, умеющая принимать ответственные решения, с пониманием и уважением относящаяся к культурам и традициям всех народов.

3.Структура Совета музея

Состав:

- учащиеся (7 человек)

- представители администрации, учителя- ветераны школы, вожатые, ветераны труда

2. Виды и формы деятельности:

- определение задач на текущий учебный год;

комплектование по классам поисковых групп, подготовка заданий и контроль за исполнением;

помощь в организации мероприятий на базе музея;

- работа с фондами музея, реставрация имеющихся документов.

4.Структура деятельности музея

Осуществляет комплектование музейного собрания, разрабатывая краеведческие задания по классам и анализируя их выполнение

Организует научно-исследовательскую работу

Отвечает за разработку и создание экспозиций и выставок музея

Организует массовые мероприятия, публикации в СМИ

Обеспечивает учёт и хранение фондов

5.Основные направления деятельности музея

Мы – правнуки Победы

повышение уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся

Наш Курский край

воспитание толерантности к национальным обычаям, традициям и религиям различных народов, изучение истории и культурного пространства своего края, воспитание любви к земле, на которой живешь

Святая Русская земля

повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской культуры, истории России, пополнение экспонатов школьного музея, знакомство с традициями русского народа

Живая связь времён

способствовать развитию общественной активности школьников, родителей , учителей в процессе сбора, исследования, оформления материалов; способствовать утверждению принципов толерантности в образовательной среде школы

Программа комплектования фондов музея

История Великой Отечественной войны

Участники Курской битвы

Учителя-участники Великой Отечественной войны

Ветераны педагогического труда

Летопись родного края

Культурное наследие родного края

7.Экспертиза и мониторинг запланированного результата

Критерии эффективности и результативности реализации программы:

1. Согласованность основных направлений реализации данной Программы с Программой развития школы.

2. Рост созидательной активности и уровня самосознания учащихся в процессе становления личности, воспитании нравственности, гражданственности и патриотизма.

3 Рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной среды школы.

Читайте также: