Функциональная диагностика что это в школе

Обновлено: 06.07.2024

Многие страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И центральным понятием становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое?

Впервые это понятие было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности – важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем.

Цифровая личность

За последние шесть лет интенсивность использования интернета существенно возросла как у детей, так и у их родителей. Более чем в два раза увеличилось число подростков с высокой и очень высокой пользовательской активностью. Каждый второй подросток от 14 до 17 лет проводит в Сети в среднем 6 часов в день, и каждый пятый – 9 часов.

Сегодня все чаще поднимается вопрос о цифровой личности. Если упростить, то это процесс и результат оцифровки всего – и персональных данных, и индивидуальных потребностей, и деятельности, и отношений, и биографии, и др.

Новые подходы

Проблемы современного образования кроются в функциональной грамотности самих учителей, считает заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ Владимир Львовский.

Тяжело осмыслить

Необходимо менять структуру школьного образования и, главное, его содержание, согласна старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО Татьяна Коваль.

Жизненные примеры

В процессе своей работы учителям приходится искать решения, пробовать разные форматы и экспериментировать. Главное, показать, что знания и навыки, которые школьники приобретают в процессе обучения, им необходимы и пригодятся в жизни, уверена учитель математики Филипповской школы Екатерина Богданович.


Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

О готовности московских учителей к развитию функциональной грамотности у школьников

Есть объективный показатель успешности московской системы образования – это результаты международных исследований качества образования. По итогам исследования PISA-2018 московские школьники показали третий результат по читательской грамотности, пятый результат по математической грамотности, шестой – по естественнонаучной. И что важно – продемонстрировали положительную динамику, то есть улучшили свои результаты по всем направлениям функциональной грамотности по сравнению с результатами исследования 2016 года, которое также проводилось по материалам PISA.

Это, конечно, свидетельство и профессиональной компетентности педагогов московских школ, которые включают в процесс обучения задания по функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, и высокие результаты московских школьников – это показатель того, что школьные команды учителей успешно работают в данном направлении.

Примеры формирования функциональной грамотности

В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.

Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. Здесь московским школам помогают ресурсы большого города, доступность дополнительного образования.

Примеры заданий

Возьмем пример задания по математике . Есть предметный элемент содержания: вычисление диагонали квадрата или пространственной диагонали куба. Можно сформулировать учебную задачу по вычислению диагонали при заданной длине стороны. Но можно взять вполне практическую жизненную ситуацию: есть багажник конкретного автомобиля и есть, например, упаковка досок заданной длины. Требуется оценить возможность размещения досок в багажнике автомобиля. Доски достаточно длинные, так что по длине или ширине багажника не влезут. С одной стороны, задача в первом приближении сводится к вычислению диагоналей. Однако просто вычислить диагонали багажника недостаточно, ведь реальные доски имеют ширину и толщину. И в реальной жизни это необходимо учесть.


Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Примеры формирования функциональной грамотности

Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому выстраивается группа вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Еще одним направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях.

Примеры заданий

Возьмем пример задания по математике. Есть предметный элемент содержания: вычисление диагонали квадрата или пространственной диагонали куба. Можно сформулировать учебную задачу по вычислению диагонали при заданной длине стороны. Но можно взять вполне практическую жизненную ситуацию: есть багажник конкретного автомобиля и есть, например, упаковка досок заданной длины. Требуется оценить возможность размещения досок в багажнике автомобиля. Доски достаточно длинные, так что по длине или ширине багажника не влезут. С одной стороны, задача в первом приближении сводится к вычислению диагоналей. Однако просто вычислить диагонали багажника недостаточно, ведь реальные доски имеют ширину и толщину. И в реальной жизни это необходимо учесть.

Функциональная диагностика: что это такое

Понятие функциональная диагностика объединяет в себе комплекс медицинских диагностических методов, позволяющих оценить возможности внутренних органов и систем человеческого организма.

Используемые методы

Функциональная диагностика проводится в кабинете, оснащенном специальным оборудованием. Она позволяет определить, насколько правильно функционируют те или иные органы и системы. Таким образом, решает сразу несколько задач: диагностическую, терапевтическую и прогностическую. Проводимые исследования позволяют не только поставить точный диагноз и назначить лечение с учетом индивидуальных особенностей пациента, но и оценивать эффективность проводимой терапии, а также составлять прогноз течения заболевания.

В числе основных методов функциональной диагностики:

  • электрокардиография (ЭКГ);
  • суточное мониторирование артериального давления;
  • холтерское мониторирование электрокардиограммы;
  • реэнцефалограмма;
  • спирометрия;
  • аудиометрия.

Электрокардиография (ЭКГ) является основным и наиболее популярным методом функциональной диагностики, регулярное проведение которого показано всем мужчинам старше 40 лет и женщинам старше 45 лет. ЭКГ проводится на специальном аппарате – электрокардиографе, который с помощью проводимых электрических сигналов фиксирует информацию о сердечной активности. Полученные данные распечатываются в виде электрокардиограммы, изучив которую врач может оценить, насколько хорошо миокард справляется со своими функциями. Метод позволяет отследить даже незначительные нарушения сердечного ритма, что дает возможность диагностировать заболевания сердечно-сосудистой системы на самых ранних этапах, в том числе инфаркт миокарда и другие угрожающие и опасные для жизни заболевания.

Суточное мониторирование артериального давления позволяет отследить динамику изменения артериального давления в течение суток. Для проведения данного исследования к пациенту подключают специальный прибор, который нужно носить с собой в течение 24 часов. Все это время он регулярно замеряет давление и сохраняет полученные данные. В отличие от однократного измерения давления на приеме, данный метод позволяет получить более полную и точную картину.

Холтеровское мониторирование электрокардиограммы позволяет оценить работу сердца в течение суток. Для этого к телу пациента подсоединяется небольшое портативное устройство, которое записывает кардиограмму на протяжении 24 часов. В сравнении с обычной ЭКГ, данный метод позволяет получить больше информации, в том числе отследить приступы аритмии, которые при обычном обследовании могут просто не происходить.

Реэнцефалограмма проводится с целью диагностики заболеваний головного мозга и оценки качества мозгового кровообращения. Это важный диагностический метод, широко применяемый в неврологии и нейрохирургии. Для проведения обследования к голове пациента подключаются датчики, которые считывают информацию и передают ее в регистратор.

Спирометрия оценивает функциональные возможности легких, в том числе объем легких и скоростные показатели дыхания. Данный метод позволяет диагностировать заболевания легких, определять степень их тяжести и оценивать эффективность проводимого лечения. Также он используется для обучения техникам правильного дыхания.

Аудиометрия проводится для измерения остроты слуха пациента. В ходе данного исследования врач проверяет, насколько хорошо пациент слышит звуки на разных частотах. Это позволяет выявлять нарушения слуха на самых ранних стадиях, когда сам пациент может их не замечать.

Показания и противопоказания к функциональной диагностике

Основным показанием к проведению функциональной диагностики является подозрение на нарушение функциональности того или иного органа. Регулярное проведение ЭКГ показано всем взрослым людям. Отдельные виды функциональной диагностики назначаются при профосмотрах для определенных категорий работников. В виду безвредности большинства методов функциональной диагностики у них практически нет противопоказаний.


Далеко не каждый пациент знает, что такое функциональная диагностика в медицине, поэтому сегодня мы хотим обсудить именно эту тему. Нередко заболевания внутренних органов протекают бессимптомно и обнаруживаются на довольно поздних стадиях, когда заметны уже морфологические (необратимые) изменения. Вовремя диагностировать патологию до появления клинических симптомов помогает ФД, и ниже мы расскажем, чем занимается врач функциональной диагностики. Этот раздел диагностики использует различные виды лабораторных и инструментальных методов для оценки состояния систем организма и для контроля динамики терапии. Благодаря функциональной диагностике можно своевременно заметить функциональные, т.е. обратимые, изменения.

Функциональная диагностика: что включает?

В узком смысле под функциональной диагностикой понимается вид диагностики, который задействует аппаратные методы исследования.

Позволяет обнаружить заболевания:

  • сердечно-сосудистой,
  • нервной,
  • эндокринной,
  • костно-мышечной,
  • дыхательной,
  • репродуктивной,
  • мочевыделительной,
  • пищеварительной систем.

Особого внимания требуют пациенты из группы риска, особенно с наследственной предрасположенностью к какой-либо болезни. Факторы риска определяются с учетом вида заболевания: для органов дыхания отягощающим стрессором будет курение, для сердечно-сосудистой системы — повышенное давление и высокий уровень плохого холестерина в крови и т.д.

Что делает врач функциональной диагностики?

Основная цель врача ФД — ранняя диагностика, обнаружение отклонений в работе органов, определение степени заболевания. Специалист занимается не только обследованием пациента с помощью аппаратов, но и расшифровкой полученных данных. Задача врача функциональной диагностики — найти причину патологии и выдать заключение (расшифровку показаний аппаратов), а лечит врач необходимой специализации: кардиолог, невролог, хирург, терапевт и т.д.

Попасть на прием к специалисту функциональной диагностики можно по направлению от терапевта или врача узкой специализации или.

Правильная подготовка к ФД позволяет избежать искажений результатов. Поэтому врачу важно наладить контакт с пациентом. Специалист выясняет, имеются ли противопоказания к какой-либо процедуре, разъясняет, как проводится исследование: сколько занимает времени, какая требуется подготовка, какие ощущения могут возникнуть у исследуемого. Чаще всего потребуется воздержаться от алкоголя, энергетиков, кофе, курения, приема медикаментов за несколько дней до обследования.

Функциональная диагностика: что входит обследование, какие методы применяются

К основным методам относятся:

Простой и в то же время информативный метод. Позволяет обнаружить большинство заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности инфаркт, ИБС, аневризму и др. ЭКГ обязательна перед проведением велоэргометрии.

Стресс – ЭХО-КГ.

C медикаментозными пробами. Далеко не все пациенты способны переносить физнагрузки, поэтому они могут быть заменены препаратами. Такое обследование показано людям с высоким весом, пожилым, пациентам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Тредмил-тест.

Для уточнения степени ССЗ проводят стресс-ЭКГ с физической нагрузкой на беговой дорожке. Методика позволяет определить, при каких условиях у пациента начинают проявляться тревожные симптомы.

Холтеровское мониторирование .

Cроком от 24 часов до 7 суток. Необходимо при подозрении на ишемию и стенокардию. Пациент носит портативный аппарат, который регистрирует ЭКГ как в состоянии покоя, так и при напряжении.

Mониторинг кровяного давления.

ЭХО-КГ.

Эхокардиография — это УЗИ сердца при подозрении на различные ССЗ. Иногда вместо стандартной ЭхоКГ назначают транспищеводную — датчик вводят через пищевод, поскольку он близко расположен к сердцу, т.е. прохождению ультразвуковых волн не будут мешать кости, жировая ткань, легкие. Этот метод ФД требует подготовки: пациент не должен есть за 8 часов до обследования и 2 часа спустя. Для комфорта пациенту делают анестезию.

Это далеко не все, что относится к функциональной диагностике. Данные методики применяются для исследования функциональных особенностей сердечно-сосудистых заболеваний. Для обследования других систем задействуются прочие методы, например, ЭЭГ и ЭхоЭГ (для исследования мозга), спирометрия или пульсоксиметрия (для диагностики органов дыхания).

Что делают в кабинете функциональной диагностики?

Основные методы ФД — безопасные и неинвазивные, т.е. безболезненные. Для точности диагностики пациенту необходимо всего лишь выполнять указания врача. При некоторых видах ФД, например, при мониторинге по Холтеру, потребуется вести дневник наблюдений.

Как выполняются обследования:

  • ЭКГ и ЭхоКГ с препаратами: в положении лежа.
  • Суточный или многосуточный мониторинг: на дому. Придется отказаться от принятия душа и сна на животе.
  • ЭХО-КГ: лежа на боку.
  • Стресс-ЭКГ: в движении, сначала пациент идет по дорожке, затем бежит.

Читайте также: