Бахчисарайский фонтан пушкин краткое содержание анализ

Обновлено: 05.07.2024

Какие чувства вызвала во мне поэма, написанная в 1821 году?

Прежде всего (во время чтения) - чувство сильной неприязни к показанному раболепию и деспотизму.

Когда людям было совершенно нечего делать и не о чем думать, они изнемогали в абсолютной интеллектуальной пустоте, и от скуки приходилось причинять смертельные опустошительные войны всей округе. Все от собственной пустоты и ничтожности. Все время в голову приходила одна и та же мысль - все-таки в наше время как-то люди более содержательны, чем хан Гирей. Не все, конечно, но все же многие, и это радует.

А этот гарем! Ничего, кроме сострадания, он не вызывает. И опять вот это ключевое понятие - пустота, абсолютная пустота жалкого существования всех этих пленниц.

Есть ли любовь между мужчиной и женщиной в этой поэме? По-моему нет даже и тени. Есть страсть, безусловно. Но это всего лишь страсть. Она присуща как Гирею, так и его бывшей фаворитке Зареме. Гирей так быстро охладел к своей прежней пассии Зареме, приказав утопить ее в море (без суда и следствия, как говорится), что это лишний раз доказывает жестокость и неразвитость его грубой, примитивной деспотической натуры. Нет никаких сомнений, что если бы Мария осталась в живых и стала его ( а это бы, безусловно, произошло рано или поздно), то он бы так же резко и неожиданно охладел когда-нибудь и к ней, полностью забыв ее после первого же взгляда на новую необычную красавицу.

Страсть похожего типа - то есть бездуховное эгоистичное влечение - овладевает людьми с пониженной осознанностью и как правило с достаточно пустым внутренним миром, не содержащим каких-либо устойчивых и глубоких человеческих ценностей. Именно это присуще как Гирею, так и Зареме, которая, как следует из ее рассказа, была пленена еще ребенком и поэтому не получила хоть какого-то развития своей души и разума. Даже разлука с родиной не оставила в ней значимого следа и она спокойно приемлет свое положение рабыни:

Страх и горе
Доныне чужды были мне;
Я в безмятежной тишине
В тени гарема расцветала
И первых опытов любви
Послушным сердцем ожидала.

Красавица грузинка находится целиком и полностью в этой старой восточной системе "женщина - это вещь". Ну или что-то вроде домашнего животного. Пока его любят, ему, конечно, везет. Если вдруг разлюбили, оставили, это мрак отчаяния и абсолютно безвыходная ситуация, поскольку существо находится в полной зависимости и не имеет другого смысла жизни, другой внутренней опоры, кроме как быть со своим господином. Я не верю в ее "любовь". Это просто, посреди ужасной скуки существования, тоска по ощущению собственной значимости, потерянному с появлением соперницы.

Что же касается образа польской пленницы, то он совершенно противоположный. Как и все образы в этой небольшой поэме, несмотря на их выразительность, он довольно мимолетный, как сама ночная тень.

Мария - еще совсем ребенок по своему психологическому развитию. Женские желания и импульсы еще отсутствуют в ней. Молодая княжна еще не "любила" ни одного своего поклонника, и теперь, на чужбине, просто по-детски глубоко и отчаянно переживает страх и одиночество в своей роскошной тюрьме, а также вспоминает прошлое:

Но в тишине души своей
Она любви еще не знала
И независимый досуг
В отцовском замке меж подруг
Одним забавам посвящала.

Безусловно она, как и любой ребенок, остро переживает потерю любящих родителей, потерю безопасности, свободы, всего того привычного и теплого, что окружало ее раньше.

И несмотря на эту краткость, почти зарисовочность, этот образ и его динамика воплощают очень важную идею. У Марии есть одна яркая особенность, которая резко контрастирует с образом хана и всего его окружения - это духовность, свет души, наличие внутренних ценностей.

И между тем, как всё вокруг
В безумной неге утопает,
Святыню строгую скрывает
Спасенный чудом уголок.
Так сердце, жертва заблуждений,
Среди порочных упоений
Хранит один святой залог,
Одно божественное чувство…

Как цветок, пересаженный на чуждую почву, Мария умирает, не желая принять потерю свободы. Единственное, что она понимает - что она в плену у тирана, погубившего и поработившего ее род, ее страну. И полюбить его она не сможет. Поэтому все ее существо отказывается принимать такие условия и таким образом весь ее организм отказывается от самой жизни. От такой жизни. В этом отказе от жизни, в которой нет свободы и родины, а также в этой невозможности любви вне свободы, она мне напоминает романтического героя Мцыри , созданного Лермонтовым в 1839 году, то есть на 18 лет позже чем наша поэма.

Свобода, независимость и их абсолютная необходимость для любовных отношений - вот ключевая ценность, которую воплощает прекрасная польская княжна, воспитанница христианской культуры. Жизнь невольницы не для нее. Как любить своего господина, у которого находишься в порабощении? Сама мысль об этом кажется ей (и нам ) извращением. Вот, пожалуй, самая основная мысль которую я бы выделила для себя после прочтения данной поэмы.

Пушкин работал над поэмой с 1821 по 1823 гг. Она была напечатана в 1824 г. В поэме отражена южная поездка Пушкина 1820 г.

Литературное направление, жанр

Образы героев тоже романтические. Хан Гирей целиком поглощён или войной, или любовью. Мысли о погибшей возлюбленной настолько занимают хана, что он может задуматься даже посреди сечи с поднятой саблей (над этим образом, по словам Пушкина, смеялся А.Раевский).

Зарема и Мария – романтические героини противоположных типов. Зарема страстная, яркая, эмоциональная. Мария тихая, бледная, голубоглазая. Зарема произносит в комнате Марии монолог, проявляя самые разнообразные чувства: она умоляет, потом рассказывает о своей родине, своей вере, наконец, угрожает.

В поэме как лиро-эпическом произведении обычно присутствует лирический герой, глазами которого читатель воспринимает события. Лирический герой появляется в эпилоге, где он рассказывает о своём посещении Бахчисарайского дворца, о собственной возлюбленной и обещает вернуться вновь.

Тема, сюжет и композиция

Поэма повествует о жизни бахчисарайского хана Гирея. Действие поэмы относится к 18 веку.

Хан Гирей посещал свой гарем, когда уставал от войны. Он выбрал красавицу Зарему, ещё ребёнком увезённую из Грузии. Грузинка пылко и страстно полюбила Гирея. Но Гирей охладел к ней, потому что любит новую пленницу – польскую княжну Марию. Голубоглазая Мария была тихого нрава и не могла привыкнуть к жизни в плену. Зарема умоляет Марию отдать ей Гирея. Мария сочувствует грузинке, но для неё любовь хана – не предел мечтаний, а посрамленье. Мария желает только смерти и вскоре умирает. О причине её смерти можно догадаться по тому, что Зарему в ту же ночь тоже казнят. В память о Марии Гирей сооружает фонтан, впоследствии названный фонтаном слёз.

Размер и рифмовка

Поэма написана четырёхстопным ямбом. Чередуется женская и мужская рифма. Рифмовка непостоянная: чередование перекрёстной, парной и кольцевой, иногда рифмуется три строчки, а не две. Такая рифмовка делает повествование живым, речь приближает к разговорной.

Тропы

Пушкин употребляет характерные для романтизма, иногда постоянные, эпитеты для описания своих героев: грозный хан, повелитель горделивый, задумчивый властитель, лилейное чело, пленительные очи яснее дня, чернее ночи, равнодушный и жестокий Гирей, движенья стройные, живые, очи томно-голубые.

Предпосылки для написания произведения

Пушкин в южной ссылке

Он пробыл у Фонтана слёз недолго, поскольку неважно себя чувствовал и был огорчен плачевным состоянием дворца. Однако успел отдать должное архитектурному наследию и навсегда запечатлел его в своей памяти. Написать поэму Александра Сергеевича вдохновил рассказ Софьи Потоцкой (в замужестве Киселевой), от которой он узнал подробности любви Гирея и прекрасной наложницы. В предании, которое передавалось в семье молодой женщины, была история о дальней родственнице Марии, якобы плененной крымским ханом и погибшей в стенах гарема.

Работа над произведением шла в период с 1821 по 1823 год. Поэт несколько раз перечитывал текст и вносил правки, и окончательная версия была опубликована в 1824 году. За произведение поэт получил первый в своей жизни гонорар — 3000 рублей, что сопоставимо с современной суммой в 30 тысяч долларов. Центральная тема поэмы — моральные проблемы. Автор раскрывает вопросы страданий от неразделенной любви, затрагивает проблематику жизни и смерти, верности родине и своим убеждениям.

Софья Станиславовна известна как муза Пушкина. Ее матерью была знаменитая куртизанка, пережившая в молодости много приключений, которые легли в основу семейных преданий. Проверить их достоверность было невозможно, поэтому правдивость истории о пленении Марии была под большим вопросом. Об этом Пушкин задумался позже, когда литературный труд был написан. Он сомневался в том, стоит ли представлять произведение публике, и решился на этот шаг только при поддержке Вяземского.

В предисловии к произведению литературный критик отметил, что предание является достоянием поэзии. То есть в тексте не стоит искать точного совпадения с историческими событиями, здесь создана своя реальность. Предисловие помогло предотвратить возможные упреки в адрес поэта о том, что он исказил историю.

Персонажи и краткое содержание поэмы

Крымский хан Гирей

Завязка сюжета

Хан Крым-Гирей в гареме

В роскошном дворце всемогущий хан Крым-Гирей забыл о покое и развлечениях. Все его думы заняты прекрасной полячкой, привезенной из дальнего победного похода. Он идет в гарем, где слышит песни наложниц. Они восхваляют красоту Заремы — женщины, пользующейся его особым расположением. Однако красавица-грузинка не улыбается. Она задумчива и озадачена, ведь хан разлюбил ее, отдав предпочтение юной и чистой Марии. Девушка совсем недавно стала жить в гареме и еще не забыла о счастливой жизни на воле, о беззаботных годах в достатке и неге, о женихах, которые хотели добиться ее руки.

Дочь польского шляхтича стала пленницей Гирея после того, как ханское войско нанесло урон ее родным краям, разрушило дом, а всех красавиц угнало в плен. Девушка стала драгоценным подарком правителю. Однако такая жизнь ей не мила. В неволе она тоскует, жжет лампаду и все время проводит в молитвах.

Гирей страдает и ходит возле ее комнаты, однако не решается нарушить девичье одиночество. Он надеется, что сердце пленницы смягчится и будет можно получить от нее ласку.

Встреча наложницы и пленницы

Встреча наложницы и пленницы

В ответ Зарема тоже откровенничает. Рассказывает о том, что уже забыла, как оказалась во дворце. О том, что неволя не стала ей в тягость, а любовь Гирея грела ее душу. Однако все разрушило появление Марии. Но грузинка предупредила, что ради своего счастья она ни перед чем не остановится. Закончив монолог, бывшая фаворитка хана ушла. В одиночестве Марии ничего не остается, как оплакивать участь, которая кажется ей незавидной. Она не хочет повторить судьбу Заремы.

Финал истории

Бахчисарайский фонтан

Польская пленница не задержалась долго в гареме. Она зачахла от тоски в неволе, словно птица в клетке или сорванный нежный цветок. Или же была искусно отравлена, о чем Пушкин умалчивает. Однако гибель девушки не стала спасительной для Заремы. В ночь, когда Мария покинула этот мир, грузинка была брошена в морскую пучину.

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Зарема, Мария и Гирей

Кульминацией повествования становится встреча Заремы с соперницей. Вначале грузинка руководствуется только ревностью, однако позже к этому чувству примешиваются более глубокие эмоции. В комнате Марии страстная грузинка вспомнила свой родной дом и счастье молодых лет. В гареме это все было забыто, казалось сном. Однако воспоминания вернулись с былой силой. Даже если бы наложница смогла завоевать расположение повелителя, она не стала бы прежней.

Зарема убивает полчку Марию

Встреча с Заремой изменила и Марию. Девушка трепетно хранила память о прошлом, возведя стену между былым и настоящим. Общение с наложницей позволило ей четко представить все, что ждет в будущем. Осознав необратимость момента, она не смогла принять перемен. Пришло предчувствие скорого ухода из жизни, и в нем она видела избавление.

Зарему также ждала незавидная участь — она была брошена в море. Почему был выбран такой вид казни, читатель может только догадываться. Возможно, всему виной решение подозрительного евнуха, который слышал разговор молодых женщин и мог по-своему его истолковать.

Основная характеристика

Главные выводы

  • мягкая, добрая, высокодуховная Мария;
  • страстная и решительная Зарема.

Мария потоцкая

Женщинам противопоставляется строгий и властный Гирей, сердце которого растопило нежное и возвышенное чувство любви. Он же является воплощением грубой силы, которая мечтает завладеть юной девушкой, сломить ее характер. Правителю не хватило мудрости и такта, чтобы понять, что он и Мария не созданы друг для друга. Лучшим выходом было отпустить девушку, не принуждать ее к жизни в неволе. Однако законы Востока и эгоизм правителя привели к трагедии.

Поэма отобразила не только разные человеческие натуры, но и несколько типов культур, прославила старинный Бахчисарай и Крым как курорт. По мотивам произведения были поставлены оперы, балет, сняты кинофильмы. Их сюжет дублирует историю, воплощенную автором в стихах.

  • История создания
  • Композиция и жанр
  • Тема и идея
  • Главная мысль
  • Герои поэмы
  • Художественные приемы

История создания

Пушкин в Крыму

Но природа Крыма не смогла оставить Пушкина равнодушным. На создание поэмы его сподвигла красота полуострова и легенда, услышанная от одной молодой женщины. Именно она легла в основу произведения. Было известно, что автор когда-то любил ту женщину, что рассказала ему эту историю, но ее личность так и не удалось установить. По сути, поэт посвятил ей произведение, ведь он написал его с мыслями об этой девушке.

Композиция и жанр

Направление, к которому относится поэма — романтизм. На это указывают восточные и любовные мотивы, а также особенности персонажа хана.

Жанр — поэма, потому что в стихотворении есть лирическая составляющая и эпическая (сюжет).

Композиция произведения последовательная, каждый катрен продолжает идеи предыдущего. Ключевую роль в отображении идей и душевного состояния центральных персонажей играют внесюжетные элементы. Перед первой строкой стихотворения Александр Пушкин вписал эпиграф, но его суть и роль можно сполна осознать лишь после полного прочтения произведения. Слова Сады указывают, что чувства хана не смогли утихнуть со временем.

Стихотворный размер поэмы — четырехстопный ямб. Рифмовка смешанная с чередованием перекрестной, парной, кольцевой рифмы. При помощи этого приема история, о которой повествуется в произведении, кажется более живой, а речь — близкой к разговорной, поэтому ее хочется перечитывать снова и снова. В поэме наблюдается женская и мужская рифма.

Тема и идея

В центре произведения — тема любви и мотивы востока. Пушкин раскрыл такие моральные проблемы:

Страдания из-за неразделенной любви Заремы

  • страдания из-за неразделенной любви;
  • жажда мести;
  • жизнь и смерть;
  • религиозные предпочтения;
  • верность своим идеалам и отечеству.

Главная идея стихотворения — настоящая любовь не знает таких преград, как возраст и религиозные предпочтения. Это чувство невозможно забыть или предать.

Главная мысль

В годы жизни Александра Сергеевича романтизм как литературное направление был очень популярен. Почти все творческие работы поэта имели его черты, и это произведение не оказалось исключением.

Основная идея поэмы — показать острое романтичное противоречие мечты и реальности, которое стало причиной конфликта между чувствами и разумом. Автора поразила услышанная однажды история любви, которая закончилась трагически из-за неспособности людей уважать традиции и личное пространство друг друга.

Идейно-тематический задум поэмы полностью соответствует основным принципам романтизма. В ней можно заметить такие черты направления:

В память о фонтане Александр Сергеевич написал одну из наиболее прекрасных своих поэм, которая еще сильнее прославила Крым как курорт. Помимо этого, произведение стало основой для написания балета и оперы.

Герои поэмы

В своем произведении Александр Сергеевич сталкивает два менталитета в двух главных его героинях — Марии и Заремы. Эти женщины имеют кардинально разные характеры, что точнее позволяет передать самобытную красоту каждой из них. С их помощью автор демонстрирует, что всегда нужно учитывать традиции, в которых воспитывался человек, иначе трагедии не миновать. Характеристики героинь помогут глубже понять их личности:

Мария была польской княжной

Мария и Зарема также имеют разную внешность: одна кажется невинным, светлым ангелом, а другая обладает яркой восточной внешностью. Грузинка видит смысл в любви, в то время как княжна никогда не знала, какой сильной она может быть. Зарема считает за счастье угождать хану, в то время как другая героиня не хочет принимать удел рабыни и бунтует против его власти. Мария погибла ради свободы, а Зарема добровольно пошла на смерть, чтобы спасти возлюбленного.

Вся система образов в произведении строится на любовном треугольнике, а конфликт между центральными персонажами остается неразрешимым.

Художественные приемы

Александр Сергеевич в своей поэме использовал множество средств выразительности, характерных для эпохи романтизма. В произведении есть:

Читайте также: