Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения мотивации изучения химии в основной школе

Обновлено: 03.07.2024

Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников школ. Особую роль в повышении качества образовательного процесса современной школы должно сыграть широкое внедрение в практику цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно-коммуникационными технологиями.

Урок как основная форма обучения химии предоставляет большие возможности для использования электронных учебных модулей. Содержание некоторых из них дает возможность преподавания химии как на базовом уровне, так и на повышенном для общеобразовательных учреждений естественнонаучного направления . Как правило, каждый урок состоит из трёх модулей: информационного, практического (тренажёра), модуля диагностики и контроля.

Информационный и практический модули я применяю на уроке как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Контрольный модуль целесообразно использовать при повторении нового материала, а также при контроле знаний и умений на обобщающих уроках.

Помимо традиционных рисунков, видео и анимационных фрагментов, используемых в уже имеющихся электронных пособиях по химии, информационный модуль пособия включает интерактивные задания (динамические схемы, рисунки и электронные модели). Они позволяют схематично показывать развитие химических процессов, укрупнять изображение отдельных фрагментов. Особенно эффективны в моей работе иллюстративные блоки, сочетающие фото- и видеофрагменты с различными схематическими изображениями.

Исходя из особенностей химии как науки, наиболее целесобразным считаю использование компьютера в процессе обучения. В моей работе компьютер необходим, во-первых, для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения нового материала и контроля его усвоения. Моделирование химических процессов и явлений на компьютере я использую, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, выявить его закономерности, что ведёт к лучшему усвоению материала. Обучающийся может исследовать явление, изменяя его параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Например, задавая разные значения концентрации реагирующих веществ (в программе, моделирующей зависимость скорости химической реакции от различных факторов), обучающийся может проследить за изменением объёма выделяющегося газа и т. д.

Второе направление использования компьютера в моей работе как учителя химии – контроль и обработка данных химического эксперимента.

Третье направление использования ИКТ в моей работе ‒ программная поддержка курса. Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении химии, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала.

Я считаю, что компьютеризация учебного процесса не отвергает ценность учебника, который в силу доступности остается пока главным методологическим инструментом учителя. В то же время для меня компьютер является мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, методической копилкой и средством оптимизации учебного процесса

Целью создания ЦОР нового поколения является качественный и количественный прорыв в области ИКТ.

В своей работе я использую цифровые образовательные ресурсы в различных случаях:

Краткое описание

Мультимедиа – учебник с анимациями демонстрационного характера.

Описание объекта (процесса)

Видеофрагмент или интерактивная модель о законе природы, истории, научном эксперименте

В качестве изучаемого объекта выступает социальный объект, объект макро- или микромира. В процессе ответа на вопросы учащийся может вернуться к виртуальной установке для проведения дополнительного исследования.

Установка для проведения эксперимента и автоматически проверяемые задания

Практикум по решению задач

Подборка расчётных заданий с подробно разобранными решениями, а также подсказки и рекомендации

Различный уровень выполнения, с выставлением оценки и без оценивания

Уровень интерактивности

Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука

Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы

Задание на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями

Работа с виртуальными лабораториями

  1. При активном использовании ЦОР в практической деятельности, необходимо помнить требования, предъявляемые к электронным ресурсам:
  2. Соответствие ЦОР федеральным образовательным стандартам.
  3. Высокий уровень мультимедийности ЦОР.
  4. Хранение и предоставление доступа к ЦОР всем участникам образовательного процесса, в том числе через сеть Интернет.
  5. Активное использование ЦОР при реализации образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего образования по предмету, в том числе:

Мои ученики используют ЦОР:

  1. во время урока по заданию преподавателя;
  2. вне уроков: дистанционные проекты и подготовка к аттестации;
  3. дома: подготовка к урокам, олимпиадам и др . по предмету (самостоятельно).

Я считаю, что использование компьютерных технологий в обучении химии даёт возможность:

  • визуализировать изучаемые процессы, скрытые от непосредственного наблюдения, предоставляя одновременно с этим возможность многократного повторения;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
  • осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
  • осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку обучающихся;
  • способствовать проявлению творчества детей;
  • способствовать формированию основ информационной культуры.

Я считаю, что использование ЦОР предоставляет возможность смещения акцента в обучении на развитие каждого обучающегося; реального перехода от простого усвоения совокупности знаний к развивающему обучению и, как результат, формированию у обучающегося главного умения – умения самообучаться.

В своей работе я тщательно подбираю цифровые образовательные ресурсы в соответствии с целями и задачами урока и организую работу на одном или нескольких компьютерах в классе и дома.

Использование ЦОР позволяет мне выполнять все функции обучения: передачу информации, всевозможные тренинги, аттестацию, т. е. проверку знаний (схема 1).

В каждой конкретной ситуации мне приходится тщательно выверять методику, которая при работе с разным контингентом обучающихся должна отличаться. Как и при традиционных занятиях, нельзя предложить что–либо универсальное и эффективное одновременно.

К сожалению, есть и ограничения к использованию интерактивных пособий. Разработчики подобных пособий, в свою очередь, предупреждают нас о нецелесообразности одновременной работы с информационным, контрольным и практическим модулями на каждом уроке.

Я считаю оптимальным вариантом работу обучающихся с модулями не только на уроке, но и дома, в процессе самоподготовки и повторения пройденного материала.

Говоря о достоинствах использования ЦОР, не стоит забывать и о некоторых недостатках. Так, нерациональное, необоснованное использование ЦОР может привести к тому, что:

В своей работе мне приходится тщательно взвешивать: как, где и когда использовать компьютер при обучении. При условии целесообразного применения компьютерных обучающих программ я осуществляю постоянную обратную связь обучающихся с преподавателем, в том числе устную (диалог) и письменную (тетрадь).

В учебном процессе активно применяются электронные учебники или электронные учебные комплексы (ЭУК) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по многим предметам школьной программы. Опыт работы по их апробации позволил получить представление о возможности использования ЭУК и ЦОР в учебном процессе и вариантах применения или режимах работы электронных пособий в зависимости от вида учебной или внеучебной деятельности:

При изучении химии я применяю электронное пособие непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного (т. е. на лекции). Здесь ЭУК помогает мне как учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем в данном случае электронное пособие может быть применено как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если я использую, например, собственные презентации, дополняя их вычлененными из ЭУК цифровыми образовательными ресурсами. В таком режиме работы я использую в качестве ЦОР анимационные и видеофрагменты, проигрывание звуковых файлов.

В своей работе я широко использую такой вид работы, как выполнение обучающимися самостоятельной работы с ЭУК. Такая работа осуществляется при подготовке обучающимися домашних заданий, зачетов. Материалы ЭУК, а именно ЦОР, входящие в их состав, используются мной при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЭУК и ЦОР у обучающихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя молодыми исследователями в данной области, а мне как учителю позволяет наиболее эффективным способом реализовывать межпредметные связи.

В своей работе я также примененяю ЭУК и ЦОР при выполнении лабораторных работ и проведении групповых занятий, которые являются неотъемлемой частью многих курсов школьной программы. Здесь в основном речь идет об интерактивных ЦОР, фактически являющихся имитаторами проведения лабораторных работ. Безусловно, подобное использование ЭУК и ЦОР обладает рядом недостатков: обучающийся не участвует непосредственно в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается обучающемуся в деталях, не дает ему возможность выполнить работу своими руками, почувствовать текстуру материала, научиться пользоваться измерительными и другими химическими приборами. Тем не менее я считаю, что при использовании подобных ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы, лабораторная работа в большинстве случаев сопровождается звуковым оформлением. Я как учитель получаю объективную картину о ходе выполнения лабораторных работ и уровне усвоения материала, а также, что достаточно существенно, применение таких ЭУК и ЦОР позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий.

В своей работе я также использую интерактивные ЭУК и ЦОР в качестве имитаторов и тренажеров. В данном случае программно создается модель объекта, явления или процесса, максимально приближенная к реальности, которая позволяет сымитировать получение того или иного химического вещества, задаваясь, например, параметрами реагентов. Таким образом, возможно смоделировать практически любой процесс или явление, поведение того или иного устройства, а это в свою очередь, позволяет унифицировать учебный процесс, перевести выполнение опасных или дорогостоящих опытов на компьютер.

Таким образом, внедрение ЭУК и ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволяет мне дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, основанными на использовании информационных технологий. Тем самым можно отметить инновационность подхода в моей работе, обеспечивающего повышение мотивации обучающихся при использовании ЦОР в учебном процессе, их интереса не только к теоретическим знаниям, но и к практическим навыкам.

Для результативного обучения на любом уровне образования большое значение имеют наглядные пособия разной степени сложности – от муляжей и плакатов до мультимедийных проектов.

В своей работе я использую компьютерные презентации – один из типов мультимедийных проектов. Электронная презентация — своеобразный конспект урока, обеспечивающий учителю возможность строго придерживаться темы и учебного плана. Их можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие осуществить показ презентации в классе. Практически все средства обучения, кроме химического эксперимента, могут заменить слайды презентации.

Есть положительные и отрицательные стороны в применении презентаций в сравнении с имеющимися средствами обучения.

Видеофильм равнозначно мною используется и как самостоятельное средство обучения, и как часть презентации. Вместе с тем, я считаю, что в электронной презентации удобнее использовать небольшие видеофрагменты (не более 2-5 минут).

Таблицы и схемы в виде плакатов я использую и в единичном или в небольшом количестве. Если необходимо показать три и более плаката, то их сменяемость и трудность вывешивания может быть отнесена к недостатку, и в этом случае предпочтение можно отдать презентации.

Карточки с заданиями как предварительно заготовленный раздаточный материал однозначно лучше заданий, представленных на слайде, так как обучающийся, работая с индивидуальной карточкой, не напрягает зрение, переводя взгляд с тетради на экран, может лучше сосредоточиться и более качественно выполнить задание. Таким образом, проецировать условие нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи – весьма логично.

Таким образом, я считаю применение на уроке презентации целесообразно лишь в некоторых случаях и далеко не на каждом уроке.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам доступности и наглядности. Я считаю, что н а школьном уроке целью презентации может быть :

  • актуализация знаний;
  • сопровождение объяснения учителем нового материала;
  • первичное закрепление знаний;
  • обобщение и систематизация знаний.

При проведении уроков не обязательно все объяснение должно сопровождаться демонстрацией слайдов презентации. Я также использую и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать сами обучающиеся), и показ моделей. При длительном объяснении, особенно в классе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести очень важной химической информации, но обязательно должен быть связан с темой урока.

Я считаю, что работая над презентацией, обучающиеся осваивают работу с компьютером, причем одну из самых распространенных программ PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Зная, что работа обучающихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий – это помощь учителю. Разнообразие в формах и методах использования компьютерной презентации способствует поддержанию устойчивого интереса школьников к химии, прочному и более полному усвоению учебного материала, успешной реализации межпредметных связей, развитию умения работать в коллективе.

Слайды позволяют детям грамотно оформить свои записи в тетради. Постепенное появление различных объектов помогает фиксировать внимание обучающегося на каждом отдельном предмете. Учебная презентация значительно сокращает моё время на подготовку к уроку. Я использую учебную презентацию для фронтальной, парной, групповой и индивидуальной работы. Если презентация создаётся не к отдельному уроку, а по теме в целом, то обеспечивается возможность быстрого просмотра необходимых слайдов при повторении материала, актуализация знаний, необходимых школьникам для изучения нового, обеспечивается комплексность изучения темы.

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроках химии в моей работе усиливает восприятие нового материала, облегчает его усвоение и запоминание, воздействует сразу на несколько информационных каналов обучающегося, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Особое значение для школьной образовательной практики имеет такая форма групповой работы, участниками которой является весь класс.

В сборнике представлена лишь небольшая часть вариантов использования мною цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе, которая применима на практике и показывает свои результаты с положительной стороны. Надеюсь, что опыт моей работы по использования ЦОР в учебном процессе окажется полезным для всех учителей-предметников. Возможностей для педагогического поиска и моделирования учебных ситуаций при этом множество, а главное, что все они легко интегрируются с традиционной схемой урока. Под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а в последствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что я считаю, что эффективное внедрение ЭУК и ЦОР в учебный процесс возможно при сочетании их с традиционными методами преподавания. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе повышает результативность деятельности не только обучающихся, но и учителя, помогает расширить кругозор как педагогов, так и обучающихся, способствует обмену мнениями и опытом с коллегами.

В своей педагогической практике использую следующие коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков

Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР

Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю

Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР

Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство ЦОР и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом, систем контроля качества образования составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования.

Современный этап развития общеобразовательных школ характеризуется интенсивным использованием в образовательном процессе компьютерных и телекоммуникативных технологий, создающих благоприятные условия для развития личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, внедрением новых подходов к обучению.

Одним из важнейших аспектов внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс является разработка и использование необходимого учебно-методического обеспечения, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – это информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео - , фото – и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на CD , DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети. Важно отметить, что ЦОР не может быть редуцирован к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства.

Система образования в настоящее время испытывает существенную потребность в качественных цифровых образовательных ресурсах, которые на практике позволили бы:

организовать разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникативных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторией (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;

объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности учащихся, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

управлять учебной деятельностью учащихся адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

создать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности учащихся, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

оперативно обеспечить педагогов, обучаемых и родителей актуальной современной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, учащихся и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.

Учитывая направления модернизации российского образования, внедрения педагогических моделей, основанных на реализации личностно – ориентированного обучения, компетентностного и деятельностного подходов, можно определить методику формирования основных групп потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах:

I группа – потребности, связанные с необходимостью формирования у обучаемых определенных систем знаний;

II группа – потребности, связанные с необходимостью овладения учащимися репродуктивными умениями (как специфически предметного, так и общеучебного характера);

III группа – потребности, связанные с необходимостью формирования у учащихся умений творческого типа, овладевая которыми, обучаемые получают субъективно новое знание путем самостоятельного поиска.

При этом главным признаком проявления творчества является новизна полученного продукта (в учебном процессе результатом творческой деятельности учащегося является субъективно новый продукт). Непременное условие творческой деятельности – наличие затруднений в ходе познавательного процесса. Таким образом, формирование творческих умений требует специально сформулированных учебных проблем, специально организованной познавательной деятельности. В этом случае потребность в ЦОР возникает в связи с необходимостью обеспечения системы образования эффективным средством формирования творческих умений учащихся. В частности, ЦОР позволяет открыть новые возможности в решении так называемых оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один – наиболее рациональный с определенной точки зрения. ЦОР востребованы при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса. При этом соответствующие ЦОР могут позволить учащемуся находить оптимальное решение не только математически, но и графически.

Потребность в ЦОР существует при постановке и решении задач на проверку возможных последствий выдвигаемых гипотез. Принципиальные возможности для развития конструктивно – комбинаторных творческих умений открывают ЦОР, являющиеся компонентами специальных обучающих сред, различные цифровые конструкторы, позволяющиеся собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы.

Значительный вклад в развитие творческих умений у учащегося вносит правильно организованный процесс формирования действий моделирования. Потребность в соответствующих ЦОР в системе образования является высокой. Цифровые образовательные ресурсы могут моделировать какой-либо процесс или последовательность событий. Это позволяет ученику делать самостоятельные выводы по поводу фактов, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. ЦОР могут быть востребованы для проведения лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения, или очень длительного и, наоборот, очень короткого промежутка времени. Преимущество использования ЦОР в этом случае обусловлено возможностью неоднократного повторения имитации, часто через короткие временные интервалы, повторения до тех пор, пока не будет достигнут результат, желаемый с точки зрения обучаемого.

IV группа – потребности, обусловленные необходимостью формирования у обучаемого личностных качеств. Личностно – ориентированное обучение развивает у ученика способность видеть другого человека, способствует развитию нравственности подрастающего человека. В этом случае ЦОР оказываются востребованными для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых, в частности, через решение социальных, экологических и других проблем. Использование ЦОР, отвечающих потребностям четвертой группы, позволяет анализировать возможные последствия тех или иных аварий, последствия применения различных технологий. Правильная организованная работа с такими ЦОР и соответствующая методика обучения позволяет не только научить учащихся избежать в будущем подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире. Использование ЦОР и моделируемых ими жизненных ситуаций требуется для формирования у обучаемых чувства ответственности по отношению к другим людям, чувство ответственности по отношению к себе и собственному организму.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объясне­ния разнообразных химических явлений и свойств веществ, оцен­ки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способ­ностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни сов­ременного общества, необходимости химически грамотного отно­шения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного исполь­ зования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жиз­ни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Вот уже несколько лет научно – методическая деятельность педагогического коллектива МАОУ СОШ № 21 г. Златоуста направлена на улучшение качества и доступности образования за счет внедрения информационно – коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса.

Имея в кабинете химии АРМ (автоматизированное рабочее место) педагога я стараюсь осуществлять разработку и внедрение современных цифровых образовательных ресурсов, направленных на реализацию ФГОС, обеспечение доступности, эффективности и современного качества обучения и профессиональной подготовки будущих специалистов.

В состав УМК входят:

2. Рабочая программа предмета;

3. Тематический план;

Контрольно – измерительные материалы для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся по предмету;

5. Учебно – методическая литература (методические рекомендации по изучению предметов, конспекты лекций, глоссарии, вопросы и задания для самоконтроля, список основной и дополнительной литературы, материалы к практическим заданиям);

6.Другие материалы, обеспечивающие изучение предмета ( презентации, видеофрагменты, мини-тесты, слайды и т.д.).

2. Химия – репетитор;

3. Подготовке к ЕГЭ по химии;

4. Химия 10 – 11 кл.

5. Химия. Образовательный комплекс;

6. Органическая химия;

8. Электронные учебники по химии;

7. Виртуальная лаборатория по неорганической и органической химии.

На уроках химии от обучающихся требуется много внимания и пространственного воображения, так как, изучается много явлений и веществ, с которыми обучающиеся не сталкиваются в повседневной жизни. Это приводит к быстрому утомлению, снижению внимания и отвлечения от темы урока и как следствие – потере интереса к предмету в целом.

Благодаря использованию ЦОР можно в значительной мере повысить интерес к предмету, разнообразить работу на уроке, облегчить восприятие нового материала и закрепление пройденного, а также снять негативное отношение к обучению, а все это в целом приводит к активизации познавательной деятельности учащихся и повышению успеваемости, т.е. эффективности обучения.

Средства современных информационных технологий, включенные в состав разработанных УМК и ЦОР, позволяют на каждом этапе изучения предмета диагностировать состояние учебных достижений учащихся и корректировать их учебную деятельность:

определять уровень начальной подготовки обучающихся;

отслеживать их учебные достижения во время обучения с помощью вопросов и заданий для самоконтроля, тестов, выполнения творческих работ;

корректировать процесс обучения на основе текущих результатов обучения, формировать методические рекомендации к дальнейшему изучению дисциплины;

определять итоговый уровень подготовки обучающихся.

Использование ЦОР на учебных занятиях позволяет:

визуализировать учебную информацию;

моделировать и имитировать изучаемые процессы и явления;

индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

осуществлять контроль с диагностикой ошибок, обратную связь;

проводить самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

развивать определенный вид мышления;

усиливать мотивацию обучения;

формировать культуру познавательной деятельности и мн. др.

Объектом исследования являлись ученики 9 классов.

Основными методами исследования явились наблюдение, беседы с учащимися, тестирование, анализ результатов практической, творческой деятельности учащихся, анализ работ.

Данный предмет изучался учащимися раньше, в курсе 8 класса школьной программы, поэтому на начальном этапе был проведен входной контроль. На основании полученных данных для исследования были выбраны классы с наиболее близкими результатами. В ходе исследования нами были проведены промежуточный ( в течении изучения предмета) и контрольный (в конце изучения дисциплины) срезы, а также проводились дополнительные систематические срезы: самостоятельные работы, тесты, творческие и практические работы и т.п.

Результаты, полученные при проведении входного контроля, промежуточного и контрольного срезов.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно – научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

СЛАЙД 3;СЛАЙД 4

Так как, использование ИТ дает преподавателю: возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда.

Использование ИТ предоставляет учащимся: доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

СЛАЙД 5;СЛАЙД 6

Вот поэтому основным направлением моей исследовательской деятельности является активизация познавательной деятельности учащихся через использование компьютерных технологий и интегрирование тем самым информационные знания с курсом химии средней школы. Таким образом интеграция позволяет разрабатывать новые подходы к обучению химии, сделав изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества

Таким образом, использование ИТ на уроке рассматривается: не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенком;

  • как источник дополнительной информации по предмету;
  • как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся;
  • как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;
  • как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка;

Чтобы процесс обучения с использованием ИТ был эффективным необходима на мой взгляд пройти систему использования ИТ в ОУ.

Система использования ИТ при обучении химии в ОУ. СЛАЙД 8

На первом – подготовительном этапе – выявляются те вопросы, изучение которых для лучшего понимания учащимися следует рассматривать в “компьютерной подаче”, а также учитель может подобрать, выбрать темы, используемые для контроля.

Второй этап заключается в подборе и выборе электронных версий тем из существующего богатого рынка медиапродуктов, а также создание обучающих и демонстрационных предметных программ, презентаций уроков, Web-сайтов, набор и распечатка текстов, создание электронной базы рефератов .

Третий этап – применение созданных и подобранных информационных продуктов – реализуется через практику: проведение медиа-уроков, применение мультимедийных продуктов, внеклассную работу по предмету и через подготовку и проведение олимпиад.

Четвертый этап – анализ эффективности использования ИТ предусматривает отслеживание результативности применяемой системы посредством предметного рейтинга, контрольных срезов, анализа ЗУН.

Актуальность использования ИТ в обучении химии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.

Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.

Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют процесс обучения и т.д. СЛАЙД 13

Использование ИКТ в своей деятельности как учителя условно я делю на четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание презентаций к урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность учащихся, контроль знаний.

Программная поддержка курса.

Использование электронных пособий, прежде всего, определяется самим учителем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях – это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки.

Однако следует помнить, что программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать курсу химии базового и профильного обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.

Создание презентаций.

Вместе с тем хочется отметить, что, каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ вновь приходят на помощь учителю для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям, например, в программе PowerPoint.

В моей методической копилке много разработано уроков по разным темам.

Для реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока.

Так на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:

  • создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом;
  • максимально целесообразно располагать материал;
  • обеспечивать основной материал дополнительной информацией;
  • подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

На этапе проведения уроков компьютер позволяет: СЛАЙД 17

На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности: СЛАЙД 18

Создание собственных презентаций к урокам вызвало живой интерес у учащихся к программе PowerPoint – и вот уже сами ребята предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам школьного курса. Так сама собой возникла проектная деятельность учащихся.

Проектная деятельность.

Метод проектов один из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся. Именно этот метод ярко демонстрирует, на мой взгляд, взаимодействие “учитель – ученик”. Вместе мы освоили возможности программ: Publisher, Movie Maker.

Контроль знаний.

Важным в работе учителя является организация контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Здесь мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы: например, для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д. Я использую самостоятельно составленные тесты в программах PowerPoint, Excel.

Таким образом, использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя. Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания. СЛАЙД 21

Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. СЛАЙД 22

Обобщая вышесказанное, хочется пожелать учителям: “Ничего не бойтесь, экспериментируйте, и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работы, может заинтересовать учащихся своим предметом”. СЛАЙД 23

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании
и искусном применении всего того, что знаешь”. СЛАЙД 24


Современные информационные технологии и сеть Интернет оказывают огромное влияние на систему образования, их умелое использование учителем позволит повысить учебную мотивацию школьников к изучению химии. В статье рассмотрена возможность внедрения учебных сетевых проектов в образовательную практику с целью обеспечения деятельностного подхода в обучении.

Ключевые слова:учебные сетевые проекты, мотивация, обучение химии.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приводит к кардинальным изменениям в жизни каждого человека и общества в целом. Возможности использования ИКТ в сфере образования очень широки, что активно используется в повседневной практике [1].

В настоящее время индустриальное общество превращается в информационное. Стремительно растут темпы внедрения технологических разработок. Меняется роль образования в обществе. Громадные возможности Интернета для образовательной практики задействованы не в полной мере, хотя интерес подростков к новым технологиям достаточно высок. В динамично меняющемся мире современные школьники имеют хорошо развитые цифровые устройства, легко ориентируются в глобальной Сети и используют ее как доступный источник информации, среду общения и самореализации, досуговой и творческой деятельности. В связи с этим, учащимся необходимо обладать навыками успешного ориентирования и обработки полученной информации. Выпускники современной школы должны иметь не сумму определенных знаний и умений, а навыки получения недостающих знаний и опыта в различных жизненных ситуациях. Использование информационных технологий, в том числе Интернет-ориентированных технологий, в образовании позволит повысить уровень усвоение нового материала, объем и качество полученных знаний, умений и навыков, проводить контроль и самоконтроль на различных этапах обучения, вносить коррективы в деятельность учащихся.

В современном образовании встает одна из острых проблем — проблема мотивации, без решения которой невозможно эффективное взаимодействие педагога с учащимися. Изучение проблемы мотивации, в частности учебной мотивации, занимает одно из важнейших мест в педагогических исследованиях. Именно заинтересованность учащихся в получении новых знаний является гарантией их активного участия в образовательном процессе.

На сегодняшний день у школьников заметно снижается уровень мотивации к обучению. Изучение химии не становится исключением. Более того, изучение этого предмета как раз приходится на тот возраст, когда общение со сверстниками превалирует над мотивами к обучению. В связи с этим, педагогам следует уделять внимание психологическим и возрастным особенностям учащихся. Большинством школьниками непрофильных школ химия воспринимается как сложный и трудный предмет, который не нужен им в дальнейшей профессиональной деятельности, а также в быту. При этом, как показывает практика, школьники выбирают свою будущую профессиональную деятельность в соответствии со своим любимым школьным предметом. В старших классах весь упор делается на изучение тех дисциплин, которые нужно будет сдавать при поступлении в выбранное учебное заведение, а также пригодятся для успешной личной деятельности в повседневной жизни. Если же химия не попадает в раздел предметов, которые будут необходимы в дальнейшем, то и стремление к ее изучению со временем пропадает.

Каждому учителю важно, чтобы изучение преподаваемого им предмета вызывало живой интерес у школьников, чтобы каждый урок являлся праздником, где можно получить новые, необходимые в повседневной жизни знания, а не скучным, потраченным впустую временем. Современному школьнику необходимо знать и понимать химическую картину мира, уметь логически мыслить и рассуждать, а не сводить обучение только к заучиванию формул и обрабатывания навыка написания химических реакций.

Для получения высоких результатов в обучении учащимся нужно иметь высокий уровень мотивации, который может быть достигнут, если использовать различные методы обучения, затрагивающие интеллектуальную и эмоциональную сферу личности ученика. Для активизации личностного потенциала учащихся следует переходить от методов, носящих репродуктивный характер, к продуктивным формам и методам обучения, способствующих развитию и саморазвитию творческого потенциала личности ребенка. В следствие этого актуальным становится метод проектов, так как он дает возможность школьнику проявлять активную позицию в получении познания, а учителю — осуществлять демократические формы управления образовательным процессом обучения [2].

Влияние информационных технологий на систему образования не могло не оказать воздействия на использование метода проектов в школьной практике. Потоки информации, пронизывающие среднюю школу, заставляют по-новому взглянуть на фундамент знаний, умений и навыков. Учение и обучение в непрерывно возрастающем потоке информации, немыслимом еще полвека назад, и ограниченными условиями овладения ими, требуют пересмотра целей и ценностей образования, как и ускорения затянувшейся смены парадигмы образования на личностно-ориентированную, личностно-деятельностную, творческую [3]. В связи с этим, для активного привлечения школьников в проектную деятельность, необходимо использовать сетевые учебные проекты, которые открывают совершенно новые возможности для творчества и самореализации как школьников, так и учителей, а их успешность выполнения во многом зависит от четкости планирования и организации [4].

Сетевой проект — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [5].

Работа с информацией на различных носителях, в том числе и из сети Интернет — основной вид деятельности в учебно-сетевом проекте. Учащимся предоставляется возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения, что позволит достичь глубоких размышлений и аргументированных выводов. Для того чтобы подросток активно участвовал в проектной деятельности важно соблюдать ряд условий: учащийся — субъект образовательного процесса, вся деятельность должна быть направлена на выполнение вполне определенных и понятных ему целей и носить социально значимый характер.

Применение современных методов в обучении, таких как учебные сетевые проекты, дает возможность школьникам развивать не только познавательную активность, но и навыки работы с компьютером, овладевать новыми информационными технологиями, учиться применять их в своей будущей профессиональной деятельности [4].

Примеры проектов, которые могут быть предложены учащимся в учебной деятельности:

- Создание мини-презентации с использованием Power Point (история открытия вещества, его использование в быту, важные факты из биографии ученого, проведение и результаты домашнего опыта).

- Создание информационных бюллетеней, буклетов или афиш с использованием текстового редактора MS Word.

- Создание коллажей, иллюстрирующих различные темы школьного курса химии.

При этом все созданные вышеперечисленные работы размещаются на странице, имеющей свой адрес в сети Интернет.

- Создание собственных тематических веб-сайтов или разработка совместного веб-сайта группой учащихся.

- Создание онлайн-газет и онлайн-постеров.

Весь выполненный материал в дальнейшем может быть использован самими же учащимися при подготовке к урокам, поверочным и контрольным работам, а также во внеурочной деятельности. Внедрение в образовательный процесс учебно-сетевых проектов позволит учителю разнообразить средства и методы обучения, а также провести интеграцию знаний, полученных школьниками в смежных науках. Выполнение таких заданий требует от учащихся умения редактировать текстовую и графическую информацию, анализировать литературу, критично и внимательно относиться к сведениям в Интернете, осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, производить обработку полученных данных, представлять в различных формах результаты индивидуальных и совместных проектов.

При выполнении проекта у учащихся появляется возможность реализовать свои творческие способности при выполнении конкретных задач (как групповых, так и индивидуальных), обмениваться опытом, совместно искать пути решения проблемы, анализировать собственные и совместные результаты деятельности, получить положительные эмоции от учебного процесса и презентации полученного продукта, что немаловажно в современной образовательной среде.

Использование сетевых проектов относят к технологиям XXI века, способствующих формированию всесторонне развитой личности ребенка [6]. Применение таких проектов в обучении позволяет создать условия для повышения уровня качества образования учащихся и их заинтересованности в учебном процессе.

3. Скоркин О. А. Проектная деятельность как расширение информационной среды // Человек вчера, сегодня, завтра. Междисциплинарные исследования. Отв. ред. М. С. Киселева. — М.: ИФ РАН, 2008, — С. 173–182.

4. Голубев О. Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / О. Б. Голубев. — Ярославль, 2010. — 24 с.

6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 1999. — 224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, школьник, учащийся, образовательный процесс, изучение химии, метод обучения, образовательная практика, обучение, полученная информация, будущая профессиональная деятельность, проектная деятельность, сетевой проект, система образования, совместный результат деятельности, современное образование, знание, учебный процесс, учитель, возможность.

Ключевые слова

Похожие статьи

Проектная деятельность как необходимый компонент.

В современной школе проектная деятельность включена в практику обучения сравнительно недавно.

В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности [4, с. 8].

Проектная исследовательская деятельность как один из.

Проектная деятельность младших школьников. Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная

исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект.

Роль проектной деятельности в достижении современных.

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент. Эффективность применения метода проектного обучения.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание.

Организация проектной деятельности учащихся с помощью.

Ключевые слова: интернет-ресурсы, проектная деятельность, проект, электронные ресурсы образовательного назначения, организация учебного процесса, процесс обучения.

Эффективное управление проектной деятельностью.

Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования.

Развитие проектного метода в системе образования

Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность. В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения.

Читайте также: