Анализ авторских программ школьной психологии

Обновлено: 05.07.2024

На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе

Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе
Просвещение школьников - Курсы для школьников
Индекс материала
Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе
Курс "Я и мы" (5 класс)
Курс "Я - это интересно" (6 класс)
Курс "Я управляю собой" (7 класс)
Курс "Я и они" (8 класс)
Курс "Я в общении" (9 класс)
Курс "Я выбираю профессию"
Курс "Я - личность" (10, 11 класс)
Курс Психология самоопределения (11, 12 класс)
Все страницы

Предисловие

Пояснительная записка к курсу

  • воспитание психологической культуры учащихся школы;
  • формирование системообразующей теоретической базы для сознательного управления учащимися своего развития;
  • ознакомление учащихся с основными путями психологического познания человека (познавательные процессы, состояния, свойства, отношения и др.);
  • формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе;
  • формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развития социальной компетентности;
  • формирование основ культуры интеллектуального труда;
  • оказание помощи пятиклассникам в период адаптации к обучению в среднем звене школы, снижение школьной тревожности;
  • формирование у школьников средних классов навыков самопознания и саморегуляции;
  • формирование у учащихся базовой школы личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению и выбору профиля обучения в старшей школе;
  • содействие профессиональному самоопределению учащихся старших классов;
  • профилактика отклоняющегося поведения учащихся;
  • содействие раскрытию творческих возможностей личности ученика.
  • активные групповые методы социального треннинга:

а) дискуссионные методы (обсуждение конфликтов, анализ ситуации морального выбора);
б) игровые методы – дидактические (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактивный метод осознания коммуникативного поведения);
в) сензитивный треннинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии);

  • метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и др. виды творчества);
  • методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки);
  • метод экспрессий, а также метод чтения вслух, метод интроспективного анализа; метод по развитию творческого самочувствия; рефлексивный тренинг.
  • быть творческим, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
  • самоопределяться, уметь брать на себя ответственность за свое образование;
  • решать проблемы, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;
  • быть уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
  • быть толерантным (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.

Кабинет практического психолога должен организовываться с соблюдением эстетических требований – предметная среда, необходимое оборудование, соотношение линий, форм и цветовых гамм. Должна быть гармония во всем окружающем ребенка пространстве, которая обеспечивала бы его согласие с самим собой.
Принимая во внимание специфику преподавания психологии как учебного предмета в детской аудитории, следует особо выделить следующие функции учителя психологии:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Содержание психологического образования определяется:

-ценностно-смысловым психологической теории и практики;

-гуманитарной сущностью мыслительной деятельности.

Большое значение в программе придается овладению студентами методами психологического исследования, умением применять их в будущей работе и процессе курсового и дипломного проектирования.

Главная цель изучения – развитие психологической компетентности как готовности справляться с профессиональными задачами на основе понимания их психической составляющей и при достаточной оснащенности будущего специалиста психологически обоснованными способами решения таких задач.

Основная задача – стимулировать личностное и профессиональное саморазвитие будущих социальных педагогов, способных владеть не только психологическими знаниями, но и пониманием сущности психологического образования.

Общая задача программы – раскрыть определяющие закономерности психического развития и его связи с воспитанием и обучением. В программе большое внимание уделяется освещению наиболее актуальных проблем возрастной и педагогической психологии. Программа предполагает усвоение учебного материала через интерактивные методы обучения, практические занятия, через самостоятельные и творческие работы. Предусмотрены такие формы работы: лекция, семинар, практические занятия, тренинги, наблюдения. Интерактивные методы, использующиеся при подготовке будущих специалистов, способствует развитию коммуникативной компетентности, без которой невозможно осуществлять эффективную профессиональную деятельность. В качестве таких методов выступают: дискуссии, игры, анализ конкретных ситуаций.

При сопоставлении рабочих программ по психологии за 2005 год для специальностей преподавание в начальных классах и физической культуры, было выявлено единственное различие в промежуточном контроле знаний. Промежуточный контроль знаний по данной дисциплине для специальности преподавание в начальных классах осуществляется через проведение контрольных работ в 6, 9, 10 семестрах, зачетов в 5 и 7 семестрах, экзамена в 8 семестре, а для специальности физическая культура – через проведение контрольных работ в 4,7,8 семестрах, зачетов в 3 и 5 семестре, экзамена в 6 семестре.

Диагностика качества освоения образовательной программы осуществляется в формах входного, текущего, промежуточного, итогового контроля.

-применять знания по психологии при решении педагогических задач;

-выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.

-особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

-основы психологии личности;

-закономерности психического развития человека;

-возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

-особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

-понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезодаптации, девиантного поведения;

-основы психологии творчества.

Для учащихся по специальности физическая культура добавляется ряд знаний и умений, которые соответствуют их специальности.

-применять знания по психологии при решении педагогических задач;

-выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

-применять знания по психологии при изучении профессиональных модулей.

-особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

-основы психологии личности;

-закономерности психического развития человека;

-возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

-особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

-понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезодаптации, девиантного поведения;

-основы психологии творчества;

-психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

-механизмы развития мотивации физкультурно-спортивной деятельности;

-психологические основы обучения.

Цели и задачи программы учебной дисциплины по психологии за 2011 год для специальности преподавание в начальных классах – требования к результатам освоения дисциплины, которые полностью соответствуют ФГОС СПО.

Анализируя учебные программы по психологии за 2005 и 2011 года, существенным различием считаю количество аудиторной учебной нагрузки. В программе за 2005 год обязательная учебная нагрузка 130 часов, а в программе 2011 года – 76 часов. Причем требования к результатам освоения знаний не изменились.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, способность к рефлексии и самосовершенствованию, умение строить отношения с окружающими – все это необходимо для развития успешной личности. Введение психологии, как учебного предмета обусловлено тем, что в современной школе отсутствует такой курс, где учащийся смог бы получить знания о самом себе, других людях, о том, каковы мотивы поступков человека и каковы его потенциальные способности.

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_psikhologiya.doc 305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Буранная средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседании ШМО заместитель директора по УВР директор школы

руководитель ШМО: Ф.И.О. Ф.И.О. __________________ ___________________ ____________________

Рабочая программа элективного курса

Психология для старшеклассников

Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса

Автор – Никулина Е. А.

Программа состоит из 56 тем и рассчитана на 70 часов.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, способность к рефлексии и самосовершенствованию, умение строить отношения с окружающими – все это необходимо для развития успешной личности. Введение психологии, как учебного предмета обусловлено тем, что в современной школе отсутствует такой курс, где учащийся смог бы получить знания о самом себе, других людях, о том, каковы мотивы поступков человека и каковы его потенциальные способности.

Цель курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

  • Формирование психологических знаний;
  • Выработка собственной личностной позиции;
  • Развитие способностей к критической переработке информации;
  • Осознание особенностей человеческой психики и социального поведения;
  • Выработка собственной личностной позиции;
  • Развитие умений конструктивно решать конфликты;
  • Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни;
  • Развитие способностей конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
  • Воспитание уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

Количество часов, рассчитанных по программе

Количество часов по планированию учителя

Количество часов, рассчитанных по программе

Количество часов по планированию учителя

Познавательные процессы, способности.

Структура, функции и средства общения.

Условия и технологии эффективной коммуникации.

Конструктивное преодоление конфликтов

Психология семейных отношений

Психология малых групп и коллективов

Содержание тем элективного курса

Методическая особенность курса – проблемность обучения (за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем личного и общего характера).

Форма ведения занятий разнообразная. В зависимости от целей и задач могут применяться такие методы, как свободная или директивная дискуссия, эвристическая беседа, ролевое обучение и т.д.

Программа 10-го класса имеет пять разделов, есть специальные темы, на которых лекционно излагается материал (например, по психоанализу З. Фрейда, теории личности Адлера и Маслоу).

Практическую направленность имеют уроки, позволяющие учащимся овладеть приемами саморегуляции, развивать способность к позитивному мышлению.

При раскрытии каждой темы традиционно выделяется 5 блоков: объяснение темы и цели урока; повторение пройденного материала; изучение нового материала; практическая работа и закрепление нового материала; подведение итога.

Программа рассчитана на преподавание в классе с обычной наполняемостью, один урок в неделю, 35 часов в год.

Насыщенный объем учебного материала направлен на компенсацию отсутствия учебников и хрестоматий. Дополнительный материал можно предложить заинтересованным учащимся для подготовки рефератов, презентаций, творческих проектов.

Контроль знаний проводится по системе зачетов и контрольных тестов, на основе подбора вопросов после изучения каждого раздела.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Умение составить план ответа;
  • Участвовать в дискуссии, вести полемику;
  • Высказывать свое мнение, задавать уточняющие вопросы;
  • Умение доказывать;
  • Пользоваться научным языком;
  • Моделировать.

Логические общеучебные умения и навыки

  • Определение причинно-следственной зависимости;
  • Установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий);
  • Приведение контраргументов для неверных утверждений;
  • Формулирование выводов по результатам анализа.

Умения и навыки организации учебного процесса

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу;
  • Самооценка уровня овладения учебным материалом;
  • Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте;
  • Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.

Культура устной и письменной речи

  • Выступление с докладом на заданную тему;
  • Рецензирование текста или выступления;
  • Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада;
  • Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам;
  • Умение общаться и находить общий язык с окружающими;
  • Формировать собственную оценку.

Специальные умения и навыки

  • Распознавания эмоционального состояния людей;
  • Использование в общении различных речевых средств;
  • Анализ проявления психологических защит в поведении человека;
  • Преодоления барьеров в общении;
  • Конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров;
  • Умение строить отношения с окружающими;
  • Умение быть толерантным;
  • Способность к рефлексии и самосовершенствованию;
  • Выработка собственной личностной позиции;
  • Способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
  • Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни.

Учебно-методический комплекс - нет

Дополнительная литература для учителя и учащихся

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников

Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003 г.

Курс практической психологии/ Р.Р.Кашапов. – Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та,2007.

Крысько В.Г. Социальная психология: словарь - справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2007.

К.Платонов Краткий психологический словарь, М.: АСТ, 2005.

Зуева Ф.А. «Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка. – Челябинск: Взгляд, 2008.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная общеобразовательная школа, являясь одним из важнейших социальных институтов общества, должна подготовить личность, готовую жить в новом обществе: образованную, активную, самостоятельно принимающую решения, готовую к сотрудничеству. Такой личностью стать сложно без психологических знаний.

Средняя школа - гимназия

имени Бикен Римовой с ДМЦ

Психология индивидуальности

Автор работы: Аргынова А.А.

педагог-психолог

Пояснительная записка.

Современная общеобразовательная школа, являясь одним из важнейших социальных институтов общества, должна подготовить личность, готовую жить в новом обществе: образованную, активную, самостоятельно принимающую решения, готовую к сотрудничеству. Такой личностью стать сложно без психологических знаний.

Данная программа представляет собой самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.

особенности юношеского возраста, в котором велик интерес к собственной личности, к другим людям, к окружающему миру, к собственному будущему, к смыслу дальнейшей жизни;

получение документа об обязательном образовании и появление возможности самостоятельного выбора профессии, вступления в новую взрослую жизнь;

необходимость формирования психологической готовности жить вне школы, способности адаптироваться к новым социальным ролям.

Такие понятия, как смысловые отношения, иерархия ценностей, борьба мотивов, воплощающиеся в деятельности и общении, составляющие основу индивидуальности проходят через материал всего курса.

Программа каждого года представляет собой ступень для перехода к новым психологическим знаниям и одновременно является самостоятельной, логически завершенной.

В 9 классе ребята познают себя с помощью самого себя. Сами изучают свои способности, память, внимание, характер, темперамент, интересы.

В 10 классе они познают себя через других людей, изучая взаимоотношения.

В 11 классе учатся использованию знаний в жизни, учатся действовать самостоятельно и ответственно, овладевают элементарными приемами психологической саморегуляции, психологической помощи, навыками, необходимыми в обыденной жизни.

Курс состоит из лекций, экспериментально-диагностических и практических (социально-психологические тренинги) занятий, дискуссий, конференций. На лекциях предлагается в основном теоретический материал. Экспериментально-диагностические занятия предназначаются для демонстрации психических явлений, знакомства с полезными и жизненно важными психодиагностическими методиками. Практические занятия включают психодиагностику, обучение психологическим навыкам общения, развивающие упражнения, ролевые игры.

В программу включены знания из различных направлений современной психологии: теоретического, экспериментального и практического, а также отраслей психологической науки: общей, дифференциальной, социальной, возрастной, психологии личности, психологии общения. Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления учащиеся сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике.

Цель курса – создать условия для самопознания, самопринятия, самоактуализации, формирования адекватной картины реального мира.

Задачи курса:

формирование у учащихся общего представления о том, что такое психология, чем занимаются различные психологические дисциплины, каково значение и польза психологии в жизни людей;

создание условий для познания учащимися своего внутреннего мира, своих потенциальных возможностей, для рождения нового, личностно-окрашенного знания;

предоставление возможности посмотреть на себя и других новыми глазами, увидеть неповторимость облика, привычек, задуматься над научными, философскими и нравственными проблемами развития индивидуальности;

формирование у учащихся позитивистской жизненной позиции: мы сами можем побеждать болезни, укреплять здоровье тела и духа, находить общий язык с другими, осваиваться в новой ситуации, радоваться жизни, осуществлять выбор.

Школа, кроме того, чтобы дать определенный запас знаний, должна еще и научить ребенка самостоятельно решать те задачи, которые будет ставить перед ним жизнь. На материале данной программы и будут воспитываться качества, умения и навыки, которые помогут успешной адаптации выпускника, его самореализации.

Уроки психологии в школе в настоящее время – это не дополнительная нагрузка, а жизненная необходимость. Знание собственной уникальности, признание уникальности другого человека, терпимость, ответственность, самостоятельность, адекватная самооценка, выработка человеком смысла собственного существования – необходимы каждому.

Сложностью преподавания данного курса является отсутствие учебного пособия, но проблема эта решается с помощью использования нетрадиционных методов преподавания: дискуссий, семинаров, психотехнических игр, групповой работы, тренинговых занятий, работы групп поддержки, научно-практических конференций. Включение теоретического материала в деятельность учащихся позволит усвоить содержание курса даже в отсутствии учебника. Тем более, в настоящее время психологическая литература, учебники по психологии для разных учебных заведений, в том числе и средних школ, психологические труды русских, советских, зарубежных психологов являются доступными. Используя разные литературные источники, ребята к тому же получат ценный опыт самостоятельной работы с книгой.

Материальное обеспечение представляет собой комплекс тестов, методик, разработок (в том числе компьютерные версии), психологической литературы. При изучении ряда тем возможно осуществление межпредметных связей (с биологией, историей и другими дисциплинами).

Ожидаемые результаты

В результате освоения материала данного психологического курса у учащихся должны развиться следующие умения и навыки:

готовность вступить в мир диалога;

представление о собственной Я – концепции;

способность сотрудничать с другими людьми;

ставить собственные значимые цели;

делать самостоятельный выбор;

отдавать приоритет определенным ценностям;

понимать собственную роль в решении жизненных задач;

осуществлять собственный поиск информации;

мастерство публичного выступления.

Формы подведения итогов:

сдача творческих зачетных работ;

проведение научно-практических конференций;

разработка проектов и их защита. Проекты могут быть индивидуальные и групповые.

Занятия по данному курсу проходят еженедельно в течении года по одному часу (уроку) в неделю. В почасовое планирование социально-психологические тренинги не входят, так как они организуются в каникулы или во внеурочное время. В конце курса учащиеся сдают зачет.

Читайте также: