Анализ авторских программ школьной психологии
Обновлено: 05.07.2024
На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе
Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе |
Просвещение школьников - Курсы для школьников | |||||||||||||||
Предисловие Пояснительная записка к курсу
а) дискуссионные методы (обсуждение конфликтов, анализ ситуации морального выбора);
Кабинет практического психолога должен организовываться с соблюдением эстетических требований – предметная среда, необходимое оборудование, соотношение линий, форм и цветовых гамм. Должна быть гармония во всем окружающем ребенка пространстве, которая обеспечивала бы его согласие с самим собой. Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г. Содержание психологического образования определяется: -ценностно-смысловым психологической теории и практики; -гуманитарной сущностью мыслительной деятельности. Большое значение в программе придается овладению студентами методами психологического исследования, умением применять их в будущей работе и процессе курсового и дипломного проектирования. Главная цель изучения – развитие психологической компетентности как готовности справляться с профессиональными задачами на основе понимания их психической составляющей и при достаточной оснащенности будущего специалиста психологически обоснованными способами решения таких задач. Основная задача – стимулировать личностное и профессиональное саморазвитие будущих социальных педагогов, способных владеть не только психологическими знаниями, но и пониманием сущности психологического образования. Общая задача программы – раскрыть определяющие закономерности психического развития и его связи с воспитанием и обучением. В программе большое внимание уделяется освещению наиболее актуальных проблем возрастной и педагогической психологии. Программа предполагает усвоение учебного материала через интерактивные методы обучения, практические занятия, через самостоятельные и творческие работы. Предусмотрены такие формы работы: лекция, семинар, практические занятия, тренинги, наблюдения. Интерактивные методы, использующиеся при подготовке будущих специалистов, способствует развитию коммуникативной компетентности, без которой невозможно осуществлять эффективную профессиональную деятельность. В качестве таких методов выступают: дискуссии, игры, анализ конкретных ситуаций. При сопоставлении рабочих программ по психологии за 2005 год для специальностей преподавание в начальных классах и физической культуры, было выявлено единственное различие в промежуточном контроле знаний. Промежуточный контроль знаний по данной дисциплине для специальности преподавание в начальных классах осуществляется через проведение контрольных работ в 6, 9, 10 семестрах, зачетов в 5 и 7 семестрах, экзамена в 8 семестре, а для специальности физическая культура – через проведение контрольных работ в 4,7,8 семестрах, зачетов в 3 и 5 семестре, экзамена в 6 семестре. Диагностика качества освоения образовательной программы осуществляется в формах входного, текущего, промежуточного, итогового контроля. -применять знания по психологии при решении педагогических задач; -выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся. -особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; -основы психологии личности; -закономерности психического развития человека; -возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; -особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; -понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезодаптации, девиантного поведения; -основы психологии творчества. Для учащихся по специальности физическая культура добавляется ряд знаний и умений, которые соответствуют их специальности. -применять знания по психологии при решении педагогических задач; -выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; -применять знания по психологии при изучении профессиональных модулей. -особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; -основы психологии личности; -закономерности психического развития человека; -возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; -особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; -понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезодаптации, девиантного поведения; -основы психологии творчества; -психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности; -механизмы развития мотивации физкультурно-спортивной деятельности; -психологические основы обучения. Цели и задачи программы учебной дисциплины по психологии за 2011 год для специальности преподавание в начальных классах – требования к результатам освоения дисциплины, которые полностью соответствуют ФГОС СПО. Анализируя учебные программы по психологии за 2005 и 2011 года, существенным различием считаю количество аудиторной учебной нагрузки. В программе за 2005 год обязательная учебная нагрузка 130 часов, а в программе 2011 года – 76 часов. Причем требования к результатам освоения знаний не изменились. Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, способность к рефлексии и самосовершенствованию, умение строить отношения с окружающими – все это необходимо для развития успешной личности. Введение психологии, как учебного предмета обусловлено тем, что в современной школе отсутствует такой курс, где учащийся смог бы получить знания о самом себе, других людях, о том, каковы мотивы поступков человека и каковы его потенциальные способности.
Предварительный просмотр:Муниципальное общеобразовательное учреждение Буранная средняя общеобразовательная школа Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседании ШМО заместитель директора по УВР директор школы руководитель ШМО: Ф.И.О. Ф.И.О. __________________ ___________________ ____________________ Рабочая программа элективного курса Психология для старшеклассников Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса Автор – Никулина Е. А. Программа состоит из 56 тем и рассчитана на 70 часов. Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, способность к рефлексии и самосовершенствованию, умение строить отношения с окружающими – все это необходимо для развития успешной личности. Введение психологии, как учебного предмета обусловлено тем, что в современной школе отсутствует такой курс, где учащийся смог бы получить знания о самом себе, других людях, о том, каковы мотивы поступков человека и каковы его потенциальные способности. Цель курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.
Количество часов, рассчитанных по программе Количество часов по планированию учителя Количество часов, рассчитанных по программе Количество часов по планированию учителя Познавательные процессы, способности. Структура, функции и средства общения. Условия и технологии эффективной коммуникации. Конструктивное преодоление конфликтов Психология семейных отношений Психология малых групп и коллективов Содержание тем элективного курса Методическая особенность курса – проблемность обучения (за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем личного и общего характера). Форма ведения занятий разнообразная. В зависимости от целей и задач могут применяться такие методы, как свободная или директивная дискуссия, эвристическая беседа, ролевое обучение и т.д. Программа 10-го класса имеет пять разделов, есть специальные темы, на которых лекционно излагается материал (например, по психоанализу З. Фрейда, теории личности Адлера и Маслоу). Практическую направленность имеют уроки, позволяющие учащимся овладеть приемами саморегуляции, развивать способность к позитивному мышлению. При раскрытии каждой темы традиционно выделяется 5 блоков: объяснение темы и цели урока; повторение пройденного материала; изучение нового материала; практическая работа и закрепление нового материала; подведение итога. Программа рассчитана на преподавание в классе с обычной наполняемостью, один урок в неделю, 35 часов в год. Насыщенный объем учебного материала направлен на компенсацию отсутствия учебников и хрестоматий. Дополнительный материал можно предложить заинтересованным учащимся для подготовки рефератов, презентаций, творческих проектов. Контроль знаний проводится по системе зачетов и контрольных тестов, на основе подбора вопросов после изучения каждого раздела. Требования к уровню подготовки учащихся
Логические общеучебные умения и навыки
Умения и навыки организации учебного процесса
Культура устной и письменной речи
Специальные умения и навыки
Учебно-методический комплекс - нет Дополнительная литература для учителя и учащихся Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003 г. Курс практической психологии/ Р.Р.Кашапов. – Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та,2007. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь - справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2007. К.Платонов Краткий психологический словарь, М.: АСТ, 2005. Зуева Ф.А. «Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка. – Челябинск: Взгляд, 2008. Современная общеобразовательная школа, являясь одним из важнейших социальных институтов общества, должна подготовить личность, готовую жить в новом обществе: образованную, активную, самостоятельно принимающую решения, готовую к сотрудничеству. Такой личностью стать сложно без психологических знаний. Средняя школа - гимназия имени Бикен Римовой с ДМЦ Психология индивидуальности Автор работы: Аргынова А.А. педагог-психолог Пояснительная записка. Современная общеобразовательная школа, являясь одним из важнейших социальных институтов общества, должна подготовить личность, готовую жить в новом обществе: образованную, активную, самостоятельно принимающую решения, готовую к сотрудничеству. Такой личностью стать сложно без психологических знаний. Данная программа представляет собой самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях. особенности юношеского возраста, в котором велик интерес к собственной личности, к другим людям, к окружающему миру, к собственному будущему, к смыслу дальнейшей жизни; получение документа об обязательном образовании и появление возможности самостоятельного выбора профессии, вступления в новую взрослую жизнь; необходимость формирования психологической готовности жить вне школы, способности адаптироваться к новым социальным ролям. Такие понятия, как смысловые отношения, иерархия ценностей, борьба мотивов, воплощающиеся в деятельности и общении, составляющие основу индивидуальности проходят через материал всего курса. Программа каждого года представляет собой ступень для перехода к новым психологическим знаниям и одновременно является самостоятельной, логически завершенной. В 9 классе ребята познают себя с помощью самого себя. Сами изучают свои способности, память, внимание, характер, темперамент, интересы. В 10 классе они познают себя через других людей, изучая взаимоотношения. В 11 классе учатся использованию знаний в жизни, учатся действовать самостоятельно и ответственно, овладевают элементарными приемами психологической саморегуляции, психологической помощи, навыками, необходимыми в обыденной жизни. Курс состоит из лекций, экспериментально-диагностических и практических (социально-психологические тренинги) занятий, дискуссий, конференций. На лекциях предлагается в основном теоретический материал. Экспериментально-диагностические занятия предназначаются для демонстрации психических явлений, знакомства с полезными и жизненно важными психодиагностическими методиками. Практические занятия включают психодиагностику, обучение психологическим навыкам общения, развивающие упражнения, ролевые игры. В программу включены знания из различных направлений современной психологии: теоретического, экспериментального и практического, а также отраслей психологической науки: общей, дифференциальной, социальной, возрастной, психологии личности, психологии общения. Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления учащиеся сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике. Цель курса – создать условия для самопознания, самопринятия, самоактуализации, формирования адекватной картины реального мира. Задачи курса: формирование у учащихся общего представления о том, что такое психология, чем занимаются различные психологические дисциплины, каково значение и польза психологии в жизни людей; создание условий для познания учащимися своего внутреннего мира, своих потенциальных возможностей, для рождения нового, личностно-окрашенного знания; предоставление возможности посмотреть на себя и других новыми глазами, увидеть неповторимость облика, привычек, задуматься над научными, философскими и нравственными проблемами развития индивидуальности; формирование у учащихся позитивистской жизненной позиции: мы сами можем побеждать болезни, укреплять здоровье тела и духа, находить общий язык с другими, осваиваться в новой ситуации, радоваться жизни, осуществлять выбор. Школа, кроме того, чтобы дать определенный запас знаний, должна еще и научить ребенка самостоятельно решать те задачи, которые будет ставить перед ним жизнь. На материале данной программы и будут воспитываться качества, умения и навыки, которые помогут успешной адаптации выпускника, его самореализации. Уроки психологии в школе в настоящее время – это не дополнительная нагрузка, а жизненная необходимость. Знание собственной уникальности, признание уникальности другого человека, терпимость, ответственность, самостоятельность, адекватная самооценка, выработка человеком смысла собственного существования – необходимы каждому. Сложностью преподавания данного курса является отсутствие учебного пособия, но проблема эта решается с помощью использования нетрадиционных методов преподавания: дискуссий, семинаров, психотехнических игр, групповой работы, тренинговых занятий, работы групп поддержки, научно-практических конференций. Включение теоретического материала в деятельность учащихся позволит усвоить содержание курса даже в отсутствии учебника. Тем более, в настоящее время психологическая литература, учебники по психологии для разных учебных заведений, в том числе и средних школ, психологические труды русских, советских, зарубежных психологов являются доступными. Используя разные литературные источники, ребята к тому же получат ценный опыт самостоятельной работы с книгой. Материальное обеспечение представляет собой комплекс тестов, методик, разработок (в том числе компьютерные версии), психологической литературы. При изучении ряда тем возможно осуществление межпредметных связей (с биологией, историей и другими дисциплинами). Ожидаемые результаты В результате освоения материала данного психологического курса у учащихся должны развиться следующие умения и навыки: готовность вступить в мир диалога; представление о собственной Я – концепции; способность сотрудничать с другими людьми; ставить собственные значимые цели; делать самостоятельный выбор; отдавать приоритет определенным ценностям; понимать собственную роль в решении жизненных задач; осуществлять собственный поиск информации; мастерство публичного выступления. Формы подведения итогов: сдача творческих зачетных работ; проведение научно-практических конференций; разработка проектов и их защита. Проекты могут быть индивидуальные и групповые. Занятия по данному курсу проходят еженедельно в течении года по одному часу (уроку) в неделю. В почасовое планирование социально-психологические тренинги не входят, так как они организуются в каникулы или во внеурочное время. В конце курса учащиеся сдают зачет. Читайте также:
|