Как влияет болезненный процесс на структуру личности кратко психология

Обновлено: 05.07.2024

Способность к рефлексии позволяет человеку смотреть на себя как бы со стороны; значит, больной может со стороны видеть собственную болезнь. С точки зрения наблюдающего врача психическая болезнь выглядит совершенно иначе, чем с точки зрения рефлексирующего больного. Так, человек, подвергающийся анализу на предмет душевной болезни, может считать себя совершенно здоровым; человек может считать себя больным, не имея для этого объективных оснований (что само по себе есть болезненный симптом); осознанно включая в действие собственные внутренние ресурсы, человек может оказывать позитивное или негативное воздействие на ход болезненных процессов.

(а) Понятные поведенческие реакции в ответ на внезапное начало острого психоза (растерянность, осознание происшедшей перемены)

Растерянность — это совершенно понятная реакция нормальной личности на внезапное вторжение острого психоза. Поэтому она встречается достаточно часто; в некоторых случаях она присутствует даже при самых тяжелых состояниях спутанного сознания (Verworrenheit) в качестве единственного сохранившегося признака нормальной личности (в остальных отношениях не обнаруживаемой). Явления торможения, непонимание, бессвязность, неспособность собраться с мыслями — все это вызывает одинаковую реакцию, объективно проявляющуюся в удивленном, вопрошающем выражении лица, в суетливых поисках, в явных признаках беспокойства, ошеломленности, рассеянности, а также в некоторых характерных замечаниях:

Больная шизофренией (будучи все еще в относительно ясном сознании) следующим образом описала состояние растерянности в ответ на возникновение психотической ситуации:

От этой чисто реактивной, понятной растерянности, ведущей свое происхождение от неспособности больного верно сориентироваться в сложившейся ситуации и постичь суть новых переживаний, следует отличать другие, генетически отличные формы растерянности; впрочем, в отдельных случаях это удается с трудом.

В начале душевной болезни у некоторых людей бывает жуткое ощущение происшедшего изменения (они чувствуют себя околдованными, ощущают необычайный подъем сексуальности и т. п.). К этому добавляется осознание угрозы безумия. В чем именно состоит это осознание, сказать трудно. В любом случае оно представляет собой результирующую многочисленных отдельных чувств: не простое мнение, а действительное переживание.

Часто сообщается об отмечаемых в начале болезни отдельных моментах — таких, как изолированные обманы восприятия, явное изменение уровня впечатлительности, необычная, не поддающаяся никакому контролю склонность говорить стихами (стихи словно самопроизвольно приходят на ум) и т. д. В подобных случаях, однако, мы имеем дело не с чувством какого-то всеобъемлющего изменения, а со сделанными post hoc констатациями, касающимися того, как все начиналось. На ранних стадиях процесса иногда — особенно среди относительно образованных людей — обнаруживается страх перед помешательством, сопровождающийся крайним беспокойством и попытками развеять свои опасения, проверяя и испытывая окружающих. Пример: больной отправляет палец своей подруги себе в рот, чтобы посмотреть, не выкажет ли она признаков страха. Она не боится, что он ее укусит, — значит, она считает его вполне здоровым; на какое-то время этот вывод его успокаивает.

Далее, страх перед душевной болезнью и ощущение надвигающегося безумия — это обычные, но объективно никак не обоснованные симптомы, встречающиеся, в частности, у лиц с психопатиями и слабо выраженной циклотимией — то есть у тех, кого, по существу, не приходится считать больными.

(б) Переработка воздействий острого психоза после наступления ремиссии

У человека вырабатывается заряженная комплексами установка по отношению ко всему тому, что некогда было для него существенно важным, значащим переживанием. Например, думая о своих страшных военных переживаниях, человек неизбежно, независимо от собственной воли, впадает в мрачное настроение; он всячески избегает повторной встречи с предметом своей давней страсти; он избегает повторного посещения мест, где им некогда было пережито все еще не избытое страдание. Существуют психозы, воздействующие именно подобным образом: они сами вносят в психическую жизнь новое содержание. Содержательный аспект других психозов бывает связан с личностью больного (таковы прежде всего шизофренические психозы). Наконец, существуют психозы, которые по прошествии острой стадии остаются абсолютно чужды данной личности и ничем дополнительно не обременяют душу, не привносят в нее никакого содержания. В подобных случаях больной, говоря о своих проблемах с кем бы то ни было (за возможным исключением врача), обычно испытывает явное чувство стыда.

(в) Отношение к болезни в хронических состояниях

Много поучительного можно почерпнуть из того объяснения, которое дает сам больной, когда он стремится понять себя. Больной шизофренией следующим образом объясняет особое содержание своих видений:

Тот же больной дал истолкование своей болезни в целом. Все, что с точки зрения психиатра есть процесс, он возвел к некоему единому смыслу:

«Я уверен, что сам вызвал свою болезнь. При попытке проникнуть в потусторонний мир я столкнулся с его естественными стражами, воплощениями моих слабостей и ошибок. Я поначалу подумал, что эти демоны — низшие обитатели потустороннего мира, которые могут играть со мной как с мячом, потому что я явился в эти места неподготовленным и сбился с пути. Потом я подумал, что они — расщепленные части моего духа (различные формы страстей), существующие рядом со мной в свободном пространстве и питающиеся моими чувствами. Я был уверен, что то же самое есть у любого человека, но люди этого не замечают из-за защитного воздействия и успешного обмана со стороны чувства личностного бытия. Я подумал, что последнее — это лишь артефакт памяти, комплексов мышления и т. п.. кукла, красивая снаружи, но внутри себя ничего особенного не содержащая.

Самоистолкования подобного рода, очевидно, делаются под влиянием бредоподобных тенденций и глубинных духовных сил. Они проистекают из самых глубоких и серьезных переживаний; совокупность таких переживаний, апеллируя не только к рефлексирующему больному, но и к наблюдателю, настраивает на восприятие их как чего-то большего, нежели просто хаотическое скопление разношерстных содержательных элементов. Разум принимает участие не только в здоровой, но и в больной психической жизни. Но истолкования, подобные приведенному, должны быть очищены от всякого рода каузальных моментов. Они пригодны только для того, чтобы разъяснить содержательный аспект и ввести его в рамки определенного контекста.

Любая хроническая болезнь — это особого рода задача для больного — будь то калека, потерявший конечности, но в остальном вполне здоровый, или человек, страдающий соматической болезнью, которая затрагивает все его существо, или, наконец, человек, чья соматическая болезнь сопровождается психическими расстройствами. Возможности и достижения безногих, безруких, слепых описывались достаточно часто, и описания эти свидетельствуют об энергии, упорстве и искусности таких личностей. Но физически они здоровы. Совершенно иная ситуация имеет место тогда, когда расстройство не ограничено каким-то отдельным инструментом организма, а затрагивает витальные силы человека и влияет на его соматическое и психическое состояние в целом.

(г) Суждение больного о своей болезни

Термин осознание болезни применяется к установке больного в том случае, когда он чувствует, что болен, что претерпел изменения (и в той или иной форме выражает это свое чувство), но его осознание не распространяется на все множество симптомов и на болезнь в целом. Осознание болезни не включает в себя объективно верную оценку степени серьезности болезни и объективно правильное суждение о ее типологической принадлежности. Только при наличии правильного суждения обо всех симптомах, так же как и о болезни в целом с точки зрения ее типологии и степени ее серьезности, можно говорить о постижении болезни — с единственной оговоркой, что степень точности, которой можно ожидать от такого суждения, будет не выше, чем у среднего, нормального человека, принадлежащего той же культурной среде, что и больной. Ясно, что мера дифференцированности установки больного по отношению к болезни, степень точности и отчетливости его формулировок прямо пропорциональны уровню его умственного развития и образования. Установка человека, сведущего в естественных науках и психопатологии, будет совершенно иной, нежели у того, кто получил богословское или гуманитарное образование. Мы не можем оценить установку как болезненную, не учитывая среду больного. Одно и то же суждение, будучи высказано в условиях простой крестьянской семьи, может означать не более чем суеверие, тогда как в устах образованного человека оно может свидетельствовать о глубоком, устремленном в сторону слабоумия изменении личности.

1. Самонаблюдение и осознание собственного состояния. Совокупность наблюдений и суждений больного может охватывать феноменологические элементы, нарушения психического целеполагания, симптомокомплексы, личность в целом; короче говоря, наблюдения и суждения больного могут относиться к любым объектам психопатологического исследования.

Самонаблюдения больных, их внимание к собственным аномальным переживаниям, разработка ими собственных наблюдений в форме психологических суждений, с помощью которых они могут сообщить нам что-то о своей внутренней жизни, — все это принадлежит к важнейшим источникам нашего знания об аномальной психической жизни. Самонаблюдение зависит от степени заинтересованности, психологической одаренности, критичности и интеллектуального уровня больного. Но при некоторых обстоятельствах самонаблюдение может выступать в качестве мучительного симптома болезни. Какая-то сила принуждает больных все время анализировать свои переживания. Такое самонаблюдение расстраивает и прерывает все остальные функции, а его результат может быть крайне незначительным. Рефлексия над собственной психической жизнью становится чем-то навязчивым и мучительным. Подобного рода случаи порождают совершенно необоснованное мнение, будто самонаблюдение может принести вред. Уже Кант предостерегал против самонаблюдения как чего-то такого, что в конечном счете приводит к абстрактному умствованию и потере рассудка. В действительности самонаблюдение не бывает причиной болезни; скорее некоторые болезненные состояния порождают аномальный тип самонаблюдения.

Индивиды с низким уровнем психической дифференциации, по-видимому, всецело живут в том, что их окружает, и ничего не знают о самих себе. Проблема установки больного вообще не возникает при глубокой идиотии, достигших полного развития острых психозах, приобретенном глубоком слабоумии. В подобных случаях лучше говорить не об отсутствии осознания болезни, а об утрате личности — утрате, которая автоматически включает в себя также и потерю самосознания. Отчасти к той же категории можно отнести те примечательные в своем роде случаи органического слабоумия, при которых не осознаются даже самые тяжелые соматические расстройства.

Барышня Б. объясняла, что она не больна, а беременна, причем это не бред; ужасно, что так произошло, и будущее также ужасно. Она не знала, что делать со своим горем. Но через несколько минут она спонтанно перешла к объяснению того, как у нее всегда проходят аналогичные ситуации (у нее уже было несколько похожих фаз, которые всегда завершались улучшением).

Постижение болезни присутствует и при психопатических состояниях, когда личность больного уже почти совершенно расстроена. Фон Гебзаттель описывает больную, страдающую навязчивым синдромом:

3. Установка по отношению к прошедшему острому психозу. Если, пытаясь проникнуть в истинную установку больного по отношению к своему психозу, мы не хотим обмануться относительно общей картины болезни, нам следует обратить преимущественное внимание на раскрытие сути суждений, высказываемых больным после наступления ремиссии (тогда как высказываемое во время острой фазы слишком часто дезориентирует нас). Ясная картина полного понимания собственной болезни раскрывается, в частности, на примере больных, переживших делириозное состояние, алкогольный галлюциноз или манию. Такие больные безоговорочно, не скрывая никаких симптомов, признают, что были больны. Они свободно и откровенно говорят о психотическом содержании, которое теперь сделалось для них совершенно чуждо и безразлично. Они могут беседовать о нем просто и отстраненно, даже со смехом, как о чем-то никогда им не принадлежавшем. Больные, сумевшие постичь собственное болезненное состояние, делают из этого совершенно понятные выводы: они беспокоятся о возможном рецидиве, о позоре последующей госпитализации и т. п.

4. Установки при хронических психозах. Содержание того, что говорится при хронических психотических состояниях, часто подводит к ошибочному выводу, будто больной в значительной мере понимает свою болезнь:

Высказывания подобного рода вроде бы намекают на наличие у больных достаточно глубокого понимания, но на деле это иллюзия. Больные убеждены в реальности бредового содержания своей психической жизни и в то же время не делают никаких выводов из своего кажущегося понимания. Они всего лишь запомнили мысли и суждения психиатров и других людей и произносят фразы, которые для них самих не имеют никакого смысла.

(д) Решимость заболеть

Благодаря рефлексии больной может видеть себя, судить о себе, формировать себя. Но существуют и такие силы, которые действуют в прямо противоположных направлениях. Человек хочет быть прозрачен для самого себя или не видеть себя, он хочет обманываться, отгородиться от реальности. В той сфере, которая принадлежит болезни, мы обнаруживаем решимость быть больным, инстинктивное влечение к болезни — и, в противоположность этому, внутреннее обязательство быть здоровым. Волевой импульс может захватить психическую жизнь, помутить ее или, наоборот, озарить, затормозить ее или поддаться ей, развить ее в одних и подавить в других отношениях.

Когда человек заболевает — если только болезнь выступает в качестве не просто объективного биологического процесса, но и субъективного состояния, принявшего форму осознания болезни, — для него открываются все эти возможности. Осознание болезни — это не просто нечто такое, что сопровождает болезнь и служит ее отражением в сфере сознания; это действенный фактор, находящийся в реальной связи с самим болезненным состоянием.

Установка на самоконтроль в поддержании нормальной жизни, на то, чтобы не обращать на болезнь никакого внимания, — это прямая противоположность навязчивому подчинению соматической болезни и той совершенно незаметной капитуляции перед ней, которая иногда выглядит как почти целенаправленная решимость заболеть. Больные хотят сочувствия, хотят поднять вокруг себя шум, избежать выполнения тех или иных обязанностей, получить финансовую компенсацию или насладиться какими-то фантастическими радостями. Подобного рода целенаправленная решимость и склонность к капитуляции играют значительную роль при соматических заболеваниях невротической природы, а также в процессе развития pseudologia phantastica (самозабвенной фантастической лжи в сочетании с недвусмысленно вытекающим из нее поведением) и других истерических явлений. После первоначальной фазы нарочитого поведения такие больные, теперь уже помимо своей воли, оказываются захвачены болезнью, которая начинает развиваться своим путем (например, приобретая форму тюремного психоза). Человек может также капитулировать перед маниакальным возбуждением; но он может укротить его или держать его под контролем, не давая ему принять чрезмерную форму.

(е) Смысл и возможные следствия установки по отношению к своей болезни

Так или иначе, знание психопатолога ограничено. Он поступил бы противно разуму, если бы вместо доступного эмпирическому подтверждению болезненного процесса констатировал наличие в человеке некоего фундаментального экзистенциального изменения. Экзистенция в принципе не может быть доступна психопатологическому знанию или опыту.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Изменения личности при хронических соматиче­ских заболеваниях относятся к числу наиболее часто наблюдаемых и ярко выраженных изменений психи­ки. Как отмечалось выше, они возникают при самых разных заболеваниях с хроническим течением. Попытаемся теперь наметить основные тенденции этих изменений, опираясь на те теоретические принципы, которые были сформулированы ранее в I главе.

Прежде всего напомним, что ситуация хрониче­ского заболевания рассматривается нами как про­воцирующая кризис психического развития в целом и развития личности в частности. Объективно скла­дывающаяся ситуация хронической болезни создает одну из жизненных моделей ситуационно обусловленного кризиса развития у взрослого человека.

Тяжелые соматические заболевания приводят к функциональным и органическим нарушениям. Их особенностью, очень важной для восстановительного лечения, является то, что они ставят перед больным также сложные психологические проблемы.

Биологические особенности тяжелого соматического заболевания — массивная и длительная интоксикация, нарушение обменных процессов, истощение, функциональные расстройства — приводят к измене­нию протекания психических процессов, к снижению операционально-технических возможностей пациентов. Подтверждением этому являются результаты прове­денного нами исследования познавательной деятель­ности (см. главу II). В прямой зависимости от выра­женности интоксикации находится, как мы отмечали выше, динамический аспект психической деятельно­сти.

Социальная ситуация изменения личности у боль­ных с тяжелыми соматическими заболеваниями явля­ется во многих отношениях негативной, ограничива­ющей возможности жизнедеятельности. Изменяется социальный статус больных, они переводятся на ин­валидность, отрываются от привычных коллективов и групп; при этом сужается круг контактов, наруша­ются личные и семейные планы, достижение опреде­ленных целей (профессиональных, в частности) ста­новится невозможным, видоизменяются привычный ук­лад и стиль жизни.

Неопределенность прогноза или негативный про­гноз нарушают возможности планирования жизнен­ных целей, сужают временную перспективу, необхо­димую для нормальной человеческой жизнедеятель­ности. Активность, целеустремленность, установка на самореализацию и достижения, направленные в будущее, утрачивают свой смысл в ситуации тяжелого соматического заболевания, фрустрирующего основ­ные человеческие потребности социального и физиче­ского существования.

Специфическая ситуация тяжелой болезни актуа­лизирует у таких больных мотив сохранения жизни, который становится главным побудительным и смыс

лообразующим мотивом их деятельности. Все осталь­ное кажется бессмысленным, не имеющим самостоя­тельной ценности. Больные ощущают, что все, к чему они стремились раньше, чего добивались с трудно­стями и усилиями, важно только тогда, когда нет угрозы самому существованию человека. Необходи­мыми и осмысленными представляются формы дея­тельности, связанные с лечением и отвечающие по­требности физического существования.

Рассмотрим несколько подробнее, в чем состоит основное направление изменения мотивации деятель­ности у больных хроническими соматическими забо­леваниями.

личностный смысл – предыдущая страницал|следующая страница – анализ личности


Для цитирования: Голубев В.Л., Данилов А.Б. Психологические установки пациента и переживание боли. Обзор. РМЖ. 2010;2.

В клинической практике и в многочисленных экспериментальных исследованиях встречается различная реакция на идентичное лечение у пациентов со сходными биомедицинскими показателями (степень повреждения, длительность заболевания, интенсивность боли). Более того, в ряде случаев выявленная физическая патология не коррелирует с интенсивностью боли или степенью нетрудоспособности [14,20]. Что определяет выраженность боли и различную реакцию пациентов на идентичное лечение?

Что такое расстройство личности? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Диордиев М. Б., психиатра со стажем в 8 лет.

Над статьей доктора Диордиев М. Б. работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Оксана Собина и шеф-редактор Маргарита Тихонова

Диордиев Максим Борисович, психиатр, нарколог, психотерапевт - Екатеринбург

Определение болезни. Причины заболевания

Расстройство личности — стойкие аномалии характера, которые зачастую проявляются в подростковом возрасте, сохраняются на протяжении всей жизни и приводят к социальной дезадаптации.

Советский психиатр, профессор Московского университета и создатель психиатрической школы, Пётр Ганнушкин выделил триаду критериев расстройства личности:

  1. Патологические черты характера приводят к нарушению социальной адаптации.
  2. Они стабильны и мало обратимы.
  3. Черты расстройства тотальны и определяют психический облик человека, то есть влияют на различные сферы жизни: межличностные отношения, интересы, потребности и поведение [1][2] .

Триада Ганнушкина

Расстройство личности может возникнуть в детстве, ярко проявиться в подростковый период и продолжить развиваться с возрастом.

Причины расстройства личности

Причин заболевания может быть множество:

  • генетическая предрасположенность;
  • окружающая среда и воспитание;
  • взаимодействие с людьми и стрессовыми ситуациями, особенно в детском и подростковом возрасте.

У пациента формируются убеждения, что он должен контролировать всё в своей жизни, в том числе и эмоции. Эти установки при определённых обстоятельствах провоцируют нарушения поведения.

При расстройстве личности снижается критичность мышления — человек с трудом осознаёт, что реагирует на ситуации и ведёт себя не так, как принято в обществе.

Критериями болезни являются субъективные переживания и/или социальная дезадаптация. Определение заболевания “расстройство личности” создаёт трудности в лечении пациентов с этим диагнозом и постепенно теряет актуальность.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы расстройства личности

При всех видах расстройств личности индивид думает, чувствует, ведёт себя или относится к другим иначе, чем среднестатистический человек. Его мышление, чувства и поведение заметно отличаются от общепринятых норм [10] . При этом симптомы болезни не вызваны повреждением, заболеванием мозга или другим психическим расстройством.

Симптомы пограничного расстройства личности:

  • аутоагрессивное поведение, то есть причинение вреда себе ;
  • суицидальные мысли;
  • низкий самоконтроль и импульсивность;
  • неустойчивое настроение;
  • асоциальное поведение [3] .

Симптомы параноидного расстройства личности:

  • глобальное недоверие и подозрительность без достаточных оснований;
  • склонность относить любые события на свой счёт;
  • агрессивные мысли или действия по отношению к окружающим;
  • злопамятность;
  • повышенное раздражение при неудачах и отказах.

Симптомы шизоидного расстройства личности:

  • отсутствие удовольствия от близких отношений, в том числе семейных, и, как следствие, выбор уединённой жизни;
  • круг общения ограничен ближайшими родственниками;
  • эмоциональная холодность и равнодушие к похвале или критике [4] .

Симптомы диссоциального расстройства личности:

  • несоответствие социальным нормам, неуважение законов и систематическое их нарушение, например воровство;
  • обман окружающих для извлечения выгоды;
  • раздражительность и агрессивность, которая проявляется в частых драках или других физических столкновениях;
  • неспособность длительно соблюдать режим работы или выполнять финансовые обязательства;
  • безразличие к причинению вреда окружающим и плохое обращение с ними [3][4] .

Симптомы истерического расстройства личности:

  • основная цель — быть центром внимания других людей;
  • неадекватная обольстительность или провокационное поведение;
  • быстро изменяющиеся и неглубокие эмоции;
  • использование своей внешности для привлечения внимания;
  • подверженность влиянию окружающих или ситуации;
  • восприятие отношений более близкими, чем они есть на самом деле [1][2][3] .

Симптомы ананкастного, или обсессивно-компульсивного расстройства личности:

  • чрезмерные сомнения и осторожность;
  • озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком и графиками;
  • стремление к совершенству, препятствующее завершению задач;
  • чрезмерная добросовестность, скрупулёзность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям;
  • повышенная педантичность и приверженность социальным условностям [4] .

Симптомы тревожного расстройства личности:

  • постоянное общее ощущение напряжённости и тяжёлые предчувствия;
  • представления о своей социальной ущербности, личностной непривлекательности и приниженности по сравнению с другими людьми;
  • повышенная озабоченность критикой в свой адрес или непринятием в социальных ситуациях;
  • нежелание вступать во взаимоотношения, если есть риск не понравиться;
  • уклонение от социальной или профессиональной деятельности, связанной с межличностными контактами, из-за страха критики, неодобрения или отвержения [4] .

Симптомы зависимого расстройства личности:

  • трудности при самостоятельном принятии повседневных решений;
  • потребность в людях, которые брали бы на себя ответственность за их жизнь;
  • сложности с выражением несогласия с другими людьми из-за страха утраты одобрения или материальной поддержки;
  • проблемы с проявлением инициативы;
  • дискомфорт или беспомощность из-за преувеличенного страха, что не сможет о себе позаботиться [4] .

Симптомы нарциссического расстройства личности:

  • основная цель — получить признание;
  • чрезмерные попытки привлечь к себе внимание и быть в его центре;
  • явное или скрытое чувство, что ему все что-то должны;
  • эгоцентризм, уверенность в собственном превосходстве и снисходительное отношение к другим;
  • поверхностные отношения, нужные для регуляции самооценки;
  • взаимность ограничивается небольшим истинным интересом к другому человеку и преобладанием личной выгоды;
  • не признают чувства и потребности других людей;
  • чрезмерно настроены на реакции других людей, но только если они имеют отношение к ним самим;
  • пере- или недооценка собственного влияния на окружающих;
  • личные стандарты неоправданно завышены из-за ощущения своей исключительности либо занижены из-за ощущения, что ему все что-то должны;
  • зачастую не осознают собственных мотивов [4] .

Смешанные расстройства личности причиняют беспокойство и приводят к социальной дезадаптации, но не проявляются типичным набором симптомов [4] .

Сочетание может быть различным, например:

    и тревожное расстройства усугубляют друг друга — застенчивость может усилить уединённость;
  • при сочетании параноидного и пограничного расстройств возникает недовольство и агрессия по отношению к окружающим;
  • реже встречаются противоположные сочетания: шизоидность и истеричность, диссоциальное и тревожное расстройства.

Патогенез расстройства личности

Патогенез расстройства личности до конца не ясен. Заболевание развивается при в заимодействии генетической предрасположенности и факторов окружающей среды. 

Влияние генетики и факторов среды на развитие расстройства личности

Тревожные черты личности связаны с наследованием темперамента в сочетании с воздействием факторов среды. Таким фактором могут быть, например, требовательные родители, которые преуменьшают заслуги ребёнка. Под их влиянием развивается стыд, страх в объективно безопасных ситуациях и застенчивость из-за боязни критики.

Доказательная медицина не даёт точного ответа, как тревожное расстройство связано с выработкой нейромедиаторов — веществ, передающих импульсы между нервными клетками. Однако селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) зачастую уменьшают проявления расстройства [8] .

Пациенты с пограничным расстройством в детстве часто подвергались насилию, в том числе и сексуальному; их чувствами пренебрегали и отстранялись от них, тем самым формируя искажённое представление об эмоциях.

Помимо социальных и средовых факторов, в развитии диссоциального расстройства личности важную роль играют генетические мутации [9] .

Параноидное расстройство личности часто развивается, когда родители или другие близкие люди с самого рождения говорят, что вокруг одни недоброжелатели и все желают ребёнку зла.

При истерическом расстройстве личности у человека формируется убеждение, что его эмоции чрезмерно важны для окружающих и с их помощью можно манипулировать людьми. Возможно, при воспитании таких детей родители выполняли любые их капризы.

Ананкастное расстройство личности развивается, если родители требовали идеального выполнения всех обязанностей, просьб и поручений. Такой вариант развития событий рассматривался как единственно возможный [1] [2] .

Расстройства личности из рубрики F60 в МКБ-10 (Международной классификации болезней) не связаны с органическими причинами. Если изменения личности возникли из-за органических патологий, то они относятся к рубрике F07. Их причинами могут быть травмы головного мозга, ВИЧ-инфекция, нейросифилис, эпилепсия, опухоли и сосудистые заболевания головного мозга.

Классификация и стадии развития расстройства личности

Расстройства личности подразделяются на следующие виды:

    ;
  • истерическое; ;
  • эмоционально-неустойчивое; ; ;
  • зависимое;
  • другие специфические расстройства личности.

К другим специфическим расстройствам относятся:

  • эксцентричное расстройство личности со сверхценным отношением к себе;
  • расторможенное расстройство со сниженным контролем над своими желаниями;
  • инфантильное расстройство — выражены черты, свойственные детям;
  • нарциссическое расстройство;
  • пассивно-агрессивное расстройство — скрытый протест и неявное сопротивление руководству;
  • психоневротическое расстройство — сниженные работоспособность и внимание, склонность к быстрому психологическому истощению [4][6] .

Стадии развития расстройства личности

  1. Человек рождается с определённым генотипом и начинает взаимодействовать с окружающей средой.
  2. Появляются характерные для расстройств личности единичные оценочные суждения о ситуациях.
  3. Эти суждения подкрепляются, человек не подвергает их критике.
  4. Искажённые суждения о реальности всё чаще влияют на его жизнь.
  5. Черты характера заостряются и перерастают в стойкие и тотальные изменения, которые могут сохраняться на всю жизнь.

Расстройство личности может усиливаться в течение жизни, это свидетельствует о тяжести заболевания.

Сейчас Международная классификация болезней пересматривается. В зависимости от выраженности расстройства личности планируется разделить его на три подтипа: умеренное, выраженное и тяжёлое. При этом диагноз "расстройство личности", предположительно, будет включать общее название расстройства, характерные черты личности и степень их выраженности [13] .

Осложнения расстройства личности

Расстройство личности непосредственно не приводит к физическим или психическим осложнениям. Заболевание проявляется социальной дезадаптацией, поэтому для него характерны:

  • сложности адаптации и конфликты в трудовом коллективе, невозможность долго работать в одном месте;
  • межличностые конфликты, затруднения при создании семьи, нестабильность семейных и партнёрских отношений;
  • различные формы асоциального поведения — иждивенчество, бродяжничество, принадлежность к маргинальным социальным сообществам, совершение правонарушений и др.

Также при расстройстве личности возможны:

  • нанесение самоповреждений;
  • суицидальные попытки;
  • нарушения гендерной идентичности и полового поведения;
  • употребление психоактивных веществ, наркотиков и алкоголя;
  • участие в азартных играх.

Степень напряжённости межличностных конфликтов и сложностей с трудоустройством связаны с тяжестью расстройства личности. Формы нарушения поведения зависят от типа расстройства личности.

Также повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний: инсульта и ишемической болезни сердца [5] [7] .

Диагностика расстройства личности

Для диагностики психиатры применяют критерии, приведённые в МКБ-10 и DSM-5 (классификации болезней, разработанной Американской психиатрической ассоциацией) [1] [2] [4] .

Основным инструментом диагностики расстройства личности является беседа и сбор анамнеза — истории жизни и развития заболевания. Также используются опросники:

  • опросник Айзенка;
  • личностные опросники MMPI;
  • Калифорнийский психологический опросник;
  • Фрайбургский личностный опросник.

У пациента часто выявляются признаки сразу нескольких расстройств личности. Причём одно из них может преобладать, скрывая симптомы другого [10] .

Дифференциальная диагностика

Биполярное аффективное расстройство бывает сложно отличить от пограничного расстройства личности. Вероятно, они имеют единую природу, но доказательств этому пока нет [12] .

Расстройства личности следует различать с акцентуациями личности — особенностями человека, которые находятся в пределах клинической нормы. Отдельные черты при этом чрезмерно усилены, что приводит к избирательной уязвимости от одних психогенных воздействий при устойчивости к другим.

Основное отличие акцентуации от расстройства личности — первые не приводят к социальной дезадаптации или она непродолжительна.

Акцентуированный человек может специфически вести себя только в определённых ситуациях. Тогда как пациент с расстройством личности на любые психогенные факторы реагирует в соответствии с особенностями заболевания, то есть оно влияет на все сферы жизни.

Акцентуации ярко проявляются в определённый период жизни человека, например в подростковый, и сглаживаться со временем. Напротив, расстройства личности часто возникают в раннем возрасте и в течение жизни становятся стабильными или усиливаются, что соответствует триаде Ганнушкина [1] .

Лечение расстройства личности

Основная цель лечения расстройства личности — это социальная адаптация. Для этого в первую очередь рекомендована индивидуальная, групповая и семейная психотерапия. Применяются различные её виды: когнитивно-поведенческая, психоанализ, гештальт-терапия и др.

Расстройство личности — это глубоко укоренившийся способ мышления и поведения, что осложняет лечение таких пациентов. Главная задача терапевта при этом заключается в том, чтобы установить с ними доверительные отношения. Это поможет изменить дезадаптивное межличностное поведение и основные ошибочные суждения, лежащие в основе расстройства [10] .

Доказательств эффективности медикаментозного лечения расстройств личности пока недостаточно. Однако на фоне этих заболеваний могут возникать другие психические нарушения, в том числе депрессии и психозы, при которых проводится симптоматическое медикаментозное лечение.

Л учше всего для этого подходят:

  • атипичные антипсихотики;
  • антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС);
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН);
  • бензодиазепины;
  • нормотимики.

Препарат и дозировка подбираются врачом индивидуально.

Лечение расстройства личности

Пациенты с расстройствами личности часто чувствительны к действию антипсихотиков и плохо их переносят. У них могут возникнуть нейролептические осложнения в виде тремора, самопроизвольных тиков и ухудшения настроения.

Прогноз. Профилактика

Прогноз при расстройствах личности относительно благоприятный. Далеко не всегда у пациентов возникает выраженная социальная дезадаптация. Более того, при своевременной, грамотной психотерапевтической помощи и сотрудничестве клиента можно изменить некоторые его убеждения и поведение.

Установки, которые можно скорректировать:

  • я не должен испытывать тревогу или дискомфорт;
  • я должен контролировать свои эмоции и ощущения;
  • я должен всем нравиться;
  • меня не должны критиковать;
  • своими эмоциями я воздействую на окружающих.

Профилактика. Расстройство личности формируется при сочетании генетических и приобретённых факторов. По этой причине его профилактика тесно соприкасается с вопросами педагогики и социальными факторами окружающей среды, в которой развивается личность.

Для профилактики с раннего детства следует формировать рациональное отношение к жизни. Для этого желательно не воспитывать ребёнка как во вседозволенности, так и в другой крайности — постоянном ограничении и тирании.

Признаки расстройства личности можно выявить уже в подростковом возрасте. Е сли в этот период появились нарушения поведения и психологические затруднения, то настоятельно рекомендуется обратиться к врачу-психиатру или врачу-психотерапевту. Доктор определит природу нарушений, прогноз развития заболевания и при необходимости тактику лечения для достижения социальной адаптации.

Читайте также: