Как выстраиваются отношения сотрудников между собой в доу

Обновлено: 02.07.2024

Основы профессионально-педагогического общения в ДОУ.
Цель лекции: сформировать понятие об основах профессионально-педагогического общения в ДОУ.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с
детьми, родителями и сотрудниками учреждения, направленное на создание
благоприятного психологического климата и решение педагогических задач.
Педагогическое общение это многоплановый процесс организации,

установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между детьми и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности

Неправильное педагогическое общение порождает у воспитанников и коллег по работе тревожность, неуверенность, ослабление работоспособности, увеличивается конформность поведения.

Цель педагогического общения состоит в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами. Именно общение способствует формированию и развитию новых свойств и качеств индивидуальности детей и взрослых. Только в процессе педагогического общения может успешно осуществляться формирование общей и профессиональной культуры, системы жизненных целей и ценностей, нравственных норм и принципов.

Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений со студентами с помощью различных коммуникативных средств. Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многопредметный социально-психологический феномен. Оно разнообразно по своей направленности и своему внутреннему содержанию. Познать сущность педагогического общения можно, лишь проанализировав предмет общения, то есть, то, по поводу чего оно происходит.

Средства педагогического общения можно определить как способы
кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации,
передаваемой в процессе общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели.

Общение педагога имеет самые разнообразные функции: информативную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную.

Информативная функция заключается в отборе и передаче той информации, которая необходима. Основной источник ее - учебный процесс. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи.

Познавательная функция общения заключается в направленности познавательной активности детей и взрослых, создании условий для развития познавательной мотивации.

Нормативная функция общения состоит в освоении детьми и взрослыми норм морали через знание нравственных основ поведения. Примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений.

Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и наказания.

Воспитательная функция общения заключается в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться.

Знание этих функций помогает педагогу организовать общение со всеми участниками целостный процесс.

Взаимодействие становится педагогическим, когда оно выступает в роли наставника. Такое взаимодействие предполагает равенство отношений, сотрудничество как начало профессиональной жизни работника, взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, что имеет социально значимый характер в коллективной деятельности.

Коммуникативные умения и способности педагога

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

У умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в

общении; У умения управлять своими эмоциями; ^ наблюдательность и переключаемость внимания; ^ социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния

ученика по внешним признакам;


  • умение "подавать себя" в общении с учащимися;

  • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

  1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

  2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;

  3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);

  4. умения обеспечивать обратную связь.

  • экспрессивных умений и способностей:

  • выразительность речи,

  • выразительность жестов,

  • выразительность мимики,

  • выразительность внешнего облика;

  • перцептивных умений и способностей:

  • умение понять состояние другого человека,

  • умение установить с учеником,

  • умение и способность составить адекватный образ другого человека и т.д.

2. Раскройте сущность коммуникативных умений и способностей педагога.

Нормативно-правовые основы

взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОУ

Охарактеризовать процесс обучения в ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение издает следующие локальные акты, регламентирующие его деятельность:

договор с Учредителем;

приказы и распоряжения заведующего;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Положение о премировании, надбавках и доплатах;

договор ДОУ о сотрудничестве с родителями (законными представителями);

Положение о Попечительском совете;

Инструкция об охране жизни и здоровья детей;

графики работ сотрудников;

планы работ учреждения.

Предлагаемые образцы документов полезны как для начинающих руководителей, так и для опытных, у которых возникают проблемы при разработке и формировании нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование ДОУ. Использование готовых образцов локальных актов позволит сократить время на их разработку и в основном сосредоточить внимание на деталях и нюансах, связанных с управлением конкретного дошкольного учреждения.

Учреждения, которые уже созданы, разрабатывают и применяют положения Устава самостоятельно. Для вновь открывающихся дошкольных учреждений Устав разрабатывается Учредителем.

В связи с выходом новой законодательной базы, новыми требованиями и положениями Трудового Закона РФ, изменением статуса учреждения руководитель обязан внести изменения и дополнения в Устав и оформить его в установленном законом порядке. Все дополнения и изменения к Уставу:

- являются его неотъемлемой частью;

- оформляются отдельными документами, которые утверждаются на собрании трудового коллектива или заседании Совета педагогов ДОУ;

- подаются на подпись Учредителем дошкольного учреждения и подшиваются к основному тексту Устава.

II. Учредительный договор

Договор разграничивает компетенцию, обязанности, права, определяет взаимные обязательства сторон (Учредителя и дошкольного учреждения), их ответственность за выполнение этих обязательств в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья; обеспечение их интеллектуального, физического и личностного развитии; осуществление коррекции в развитии ребенка.

С момента регистрации в установленном законом порядке образовательное учреждение получает статус юридического лица и право осуществлять самостоятельную деятельность различной направленности.

III. Коллективный договор

Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор вступает в силу с момента его заключения и может заключаться сроком от 1 до 3 лет.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

- охрана труда, решение социально-бытовых вопросов;

- разрешение трудовых споров, конфликтов;

- гарантии и условия работы совете педагогов;

-срок выполнения и формы контроля за выполнением коллективного договора;

- приложения к коллективному договору.

IV. Правила внутреннего трудового распорядка

В целях упорядочения работы ДОУ и укрепления трудовой дисциплины в соответствии с требованиями ст.189, 190 ч. 2 Трудового кодекса РФ в учреждениях самостоятельно разрабатываются и утверждаются Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), которые регулируют внутренний трудовой распорядок в учреждении и являются приложением к коллективному договору.

Правила внутреннего трудового распорядка регламентируют:

- порядок приема, перевода и увольнения работников;

- основные права, обязанности и ответственности сторон в соответствии с трудовым договором;

- режим рабочего времени, в том числе рабочую неделю по скользящему графику;

- продолжительность ежедневной работы, время ее начала и окончания;

- применяемые меры поощрения и взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

- другие вопросы регулирования трудовых отношений с учетом их специфики и условий работы.

Данные Правила утверждаются руководителем ДОУ с учетом мнения трудового коллектива.

V. Положение о премировании, надбавках, доплатах и других видах материального поощрения и стимулирования сотрудников учреждения

Данный локальный акт разрабатывается с целью повышения материальной заинтересованности трудового коллектива и отдельных работников, повышения качества работы, роста профессионального мастерства сотрудников, а также социальной защищенности и материальной поддержки. В данном документе определяются размеры надбавок и доплат стимулирующего характера в пределах средств, направленных на оплату труда, а также в пределах средств, заработанных в сфере оказания ДОУ дополнительных платных услуг. Сумма надбавок и доплат стимулирующего характера определяется учреждением самостоятельно. Минимальные размеры выплат надбавок и доплат не ограничиваются и определяются в зависимости от дополнительного объема выполняемых сотрудниками работ. Выплаты премий, поощрений, надбавок работников облагаются налогом в соответствии с действующим законодательством. Средства на премирование, поощрение и установление надбавок к должностным окладам сотрудников учреждения выделяются администрацией при формировании фонда материального стимулирования.

В данном Положении должны быть отражены разделы:

- источники формирования поощрительного фонда;

- порядок материального поощрения и стимулирования;

- показатели и размеры доплат, надбавок, премий и материальной помощи;

- показатели, влияющие на уменьшение размера премии или ее лишение.

VI. Трудовой договор

Основным правовым документам, регламентирующим трудовые отношения, между работодателем (руководителем ДОУ) и работником является трудовой договор. Главная функция трудового договора состоит в порождении трудовых отношений, возникающих между работником и руководителем учреждения. Основным содержанием этих трудовых отношений является соглашение, в соответствии с которым руководитель обязуется предоставить работнику работу по определенной специальности, квалификации, должности и обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, локальными актами учреждения, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты учреждения.

Трудовой договор между сторонами оформляется в письменной форме. Трудовой договор составляется в двух экземплярах, каждая из которых подписывается сторонами. Один экземпляр документа передается работнику, а другой хранится у работодателя (руководителя ДОУ).

Срок действия договора.

Требования к сроку действия трудового договора определяются правилами ст. 58 ТК РФ и могут заключаться:

- на неопределенный срок;

- на определенный срок - не более 5 лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор, в отличие от трудового договора, заключенного на неопределенный срок, может быть расторгнут работодателем без объяснения причин по истечении срока. На который такой договор был заключен (п.2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ)

В ст. 58 ТК РФ четко регламентируются случаи заключения срочных трудовых договоров, которые заключаются на срок до 5 лет (подп. 2ч. 1 ст. 58 ТК РФ). Срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для его заключения, обязательно должны быть указаны в тексте договора. Поскольку ч.5 ст.57 ТК РФ относит данную информацию к числу необходимых сведений, которые должны содержаться в срочном трудовом договоре.

VII. Договор между ДОУ и родителями

Одной из составляющих общей управленческой культуры современного руководителя является умение строить взаимоотношения со всеми участниками воспитательного процесса. Установление взаимосвязи детского сада и семьи является наиболее важным аспектом.

Задачи образовательных учреждений должны быть ориентированны не только на удовлетворение потребности семьи, но и на объединение усилий детского сада и семьи по созданию единого пространства развития ребенка.

Взаимодействие детского сада и семьи должно строиться прежде всего на юридически грамотной основе. В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 30.03.94 №212/19-12 каждому ДОУ рекомендовано сроить взаимоотношения с семьями воспитанников на основе Договора между учреждениями и родителями (или лицами их заменяющими).

Договора с родителями в зависимости от вида учреждения и вида услуг могут иметь разную направленность. В ДОУ разрабатываются два вида договоров:

Для родителей, чьи дети находятся на 12-часовом пребывании.

Для родителей групп кратковременного пребывания.

VIII. Положение о Попечительском совете

Привлечение внебюджетных средств как одно из направлений взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с общественными структурами возможно через организацию деятельности органа самоуправления - Попечительского совета учреждения. Он создается по инициативе родителей и администрации ДОУ для аккумуляции внебюджетных средств с целью последующего финансирования образовательной программы учреждения, поощрения сотрудников, помощи социально незащищенным семьям. Создание Попечительского совета ДОУ согласуется администрацией с заинтересованными лицами, деятельность его осуществляется на принципах самофинансирования.

Основными функциями Попечительского совета являются:

- общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды образовательного учреждения;

- регламентация поступления и распределения внебюджетных средств по внутренним фондам.

- содействие совершенствованию материально-технической базы.

улучшению условий труда;

- поддержка социально незащищенных семей;

- участие в организации культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий ДУ.

IX. Приказы руководителя ДОУ

Особо важный раздел локальных актов составляют приказы заведующего, которые должны организовывать, регламентировать, корректировать всю жизнедеятельность образовательного учреждения.

Число и месяц оформляются арабскими цифрами. Нумерация приказов идет с начала календарного года.

С внедрением компьютерных технологий руководители осуществляют делопроизводство и фиксацию своей деятельности на информационных носителях. Поэтому книги приказов целесообразно вести в виде файлов с обязательной регистрацией в журнале учета книги приказов, в котором указывается название приказа, дата. Регистрационный номер и кем издан приказ. Данный журнал прошнуровывается. Пронумеровывается, скрепляется печатью и подписью.

Приказ вступает в силу с момента его подписания руководителем ДОУ, если в тексте не указано другого срока.

Текст приказа состоит из 2 частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части отражаются цели и задачи предписываемых действий, причины издания приказа, дается ссылка на документ, послуживший основанием для подготовки приказа.

Для составления локальных актов можно воспользоваться литературой, где представлены примерные документы.

Краткий комментарий к статье от Ольги Викторовны:

Профессионального чтения…

Не секрет, что современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя, создать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации. Поэтому одним из важнейших резервов повышения эффективности решения множества практических проблем, возникающих перед педагогическими коллективами и обществом в целом, мы считаем внедрение достижений психологической науки в практику управленческой деятельности дошкольного учреждения.

Более того, в некоторых отечественных и зарубежных учебниках по управлению делегирование полномочий руководителями вообще не упоминается либо рассматривается только с точки зрения некоторой разгрузки руководителей; отсутствуют научно-педагогические исследования, определяющие конкретные условия процесса передачи прав и полномочий с учетом специфики деятельности образовательных учреждений, не выявлены уровни делегирования полномочий как управленческого умения руководителя учреждения дошкольного образования. Между тем, взаимодействие руководителя и педагога в процессе делегирования полномочий приводит к расширению субъектных функций последнего, переходу его из позиции исполнителя в позицию организатора собственной деятельности и деятельности других субъектов педагогического процесса, возрастает самостоятельность педагога в процессе выполнения делегированной задачи, усиливается его ответственность за результаты деятельности учреждения. Однако сами руководители образовательных учреждений не всегда рассматривают развитие, саморазвитие и самосовершенствование членов педагогического коллектива средствами делегирования полномочий как актуальную управленческую задачу тактического и стратегического характера. Подобное состояние практики управления вполне можно объяснить отсутствием в педагогическом менеджменте модели и технологии делегирования полномочий как формы работы с педагогической командой.

Каждый современный руководитель должен понимать, что концепция делегирования полномочий является частью радикальных изменений, происходящих сегодня в организациях, в том числе и дошкольных учреждениях. Новый тип руководителя образовательного учреждения, востребованный обществом и государством, больше не является исключительно педагогом. Новый тип руководителя представляет собой преуспевающий менеджер, умеющий организовать производство качественных образовательных услуг, пользующихся спросом у потребителей. Руководитель-менеджер должен учитывать происходящие сдвиги в управлении человеческими ресурсами, помнить о том, что, чем большее число людей будет его представлять, обладать правом принимать решения от его имени, тем больший объем управленческой и другой работы он сможет выполнить сам. Поэтому в нашем дошкольном учреждении среди разнообразных форм повышения профессионального мастерства членов педагогического коллектива присутствует и делегирование полномочий руководителя ДОУ как одна из форм работы с педагогической командой.

Организационной основой координации и кооперации членов данной команды являются ежемесячные совещания при заведующем, на которых обсуждаются вопросы развития, координации и совершенствования педагогического и трудового процесса, корректировки годового плана работы, программы развития ДОУ, делегирование полномочий заведующим. Кадровая политика, проводимая в ДОУ, всегда держится под контролем, вопрос движения и текучести кадров находится под пристальным вниманием административно-хозяйственной команды. Регулярно изучается и анализируется должностная и профессионально-квалификационная структура персонала с учетом специфики дошкольного учреждения. Для повышения уровня компетентности заведующим совместно со старшим воспитателем доводятся до сведения работников учреждения вводимые в действие новые законодательные и нормативные правовые акты по Трудовому Кодексу Российской Федерации, основные документы ДОУ.

Медико-педагогическая команда в рамках организационной структуры проводит лечебно-профилактическую работу в соответствии с уровнем квалификации и специализации: осуществляет контроль за антропометрией, разрабатывает схемы медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа, контролирует организацию питания, закаливание, разрабатывает медицинские рекомендации другим специалистам, обучает педагогический персонал и родителей приемам проведения гигиенических процедур.

Работа в команде относится к разряду особых случаев делегирования полномочий и ответственности. В условиях традиционной структуры задачи и относящиеся к ней полномочия возлагаются на обладателя рабочего места. Объединённая компетенция членов группы обеспечивает решение задач и достижение целей, которые определены диапазоном полномочий, возложенных на команду. В период работы в составе команды все её члены имеют равные права и выполняют вытекающие из целей и задач команды обязанности. Для работы в команде не имеет значение, какую должность занимает сотрудник. В рамках команды все сотрудники имеют равные позиции.

Для совершенствования процесса делегирования руководителем нашего ДОУ изучены и применяются на практике основные методики делегирования, в частности метод постановки общих задач, при котором подчиненным передаётся конечная цель деятельности, а не средства и способы, а контролируются главным образом результаты; метод детального инструктирования, когда руководителем определяются не только задания, но и способы их выполнения, т. е. когда распоряжение выдается в виде подробных и детальных инструкций; метод параллельного поручения задания, т.е. поручение задания двум и более исполнителям (используется в случаях, когда необходимо исследовать предмет разными методами или для получения выигрыша во времени за счет параллельной разработки самостоятельных альтернативных вариантов решений); метод параллельной организации работ или, иными словами, одновременное выполнение различных операций и этапов работ (применяется для ускорения сроков выполнения работ) и др.

Делегирование полномочий в дошкольном учреждении является также и своеобразным методом обучения подающих надежды сотрудников и формирования из них кадрового резерва. Делегирование используется руководителем ДОУ и как прием изучения коллектива и отдельных подчиненных. Поручая своим сотрудникам те или иные управленческие работы, он дает им шанс проявить свои способности. Кроме того, временные отношения подчинения одних сотрудников другим позволяют заведующему выявить наиболее работоспособные группы, приязни и неприязни между членами коллектива, т. е. неформальную структуру.

Результаты опроса педагогов ДОУ свидетельствует о том, что большинство из них (75%) воспринимает делегирование как особое доверие и считают его средством морального поощрения, активно включаются в совместную деятельность по развитию детского сада, что является показателем эффективной командной работы

Периодически делегируются такие действия, как поиск и привлечение спонсоров (заместителю заведующего по АХР, старшему воспитателю), контроль результатов и деятельности персонала (старшему воспитателю, педагогам-стажистам с высокой квалификационной категорией, педагогу-психологу), проведение совещаний внутри сада (заместителям). Такие действия, как прием родителей в ситуации конфликта, выработка основных направлений деятельности детского сада решаются членами коллектива и руководителем учреждения коллегиально.

Если происходит делегирование регулярно повторяющейся задачи или какой-то функции целиком, то контроль осуществляется только первое время, чтобы убедиться, что делегирование прошло успешно. В последующем сотрудник имеет возможность действовать самостоятельно.

Для ведения контроля можно использовать папки для каждого задания и проекта; журнал регистрации, в котором отслеживаются все задания, проекты и функции; большой настенный календарь; встречи с сотрудниками; письменные отчеты; специальное программное обеспечение для ведения проекта; шаблонные отчеты, доступные на сетевом диске. В нашем дошкольном учреждении для осуществления контроля над делегированными задачами разработаны и успешно применяются специальные бланки, в которых отражена вся необходимая информация: название задачи, исполнитель, дата делегирования, нужный результат, крайний срок исполнения (день и месяц), точки контроля.

Таким образом, наше дошкольное учреждение, используя механизм делегирования полномочий, нацелено на достижение позитивного результата, а не на выполнение каких бы то ни было процедур и правил. Опора на саморазвивающийся и самообучающийся персонал, ответственно относящийся к достижению целей организации, участвующий в формировании самих целей, позволяет ДОУ оперативно реагировать на возникающие изменения во внешней среде, оставаясь при этом устойчивой структурой.

Литература:

1. Андреева Г.М..Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ М.: Аспект Пресс, 2003.

2. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. – 584 с.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя:

Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.

Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:

ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;

проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

логопедизация режимных моментов и занятий;

проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;

проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.

создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;

систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;

объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.

Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

- приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

- продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

- во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.

На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться:

музыкальные произведения различных жанров;

упражнения на развитие координации между движением и словом;

игры и упражнения на развитие дыхания;

игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).

упражнения на развитие мимических движений.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие.


-спроектировать современную систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения; -разработать и принять к работе принципы взаимодействия с родителями.

Содержимое разработки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ д\с №4

Подготовила: Чоткараева М.Р.

Цели и задачи Задачи: - взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка; - выявить проблемы, препятствующие плодотворному взаимодействию педагогов с родителями; - формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; - обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников. Цель: спроектировать современную систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения; разработать и принять к работе принципы взаимодействия с родителями.

Цели и задачи

- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;

- выявить проблемы, препятствующие плодотворному взаимодействию педагогов с родителями;

- формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями;

- обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников.

Педагог в ДОУ должен работать так, чтобы родитель смог: - Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; -Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми; -Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; - Быть эмоциональной поддержкой ребёнку .

Педагог в ДОУ должен работать так, чтобы родитель смог:

- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

-Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

-Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

- Быть эмоциональной поддержкой ребёнку .

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Взаимодействие, взаимоотношения – родственные слова. А отношения – это взаимная связь. Человек проявляет себя как личность только во взаимодействии. Во взаимоотношении с другими он познаёт себя, других и окружающий мир. Создавая семью, человек вступает в отношения; друзья, работа – это тоже отношения.

Педагог дошкольного учреждения –

не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Взаимодействие, взаимоотношения – родственные слова.

А отношения – это взаимная связь. Человек проявляет себя как личность только во взаимодействии. Во взаимоотношении с другими он познаёт себя, других и окружающий мир. Создавая семью, человек вступает в отношения; друзья, работа – это тоже отношения.

Самым трудным и порой неразрешимым, считается общество, остаётся вопрос о взаимоотношении полов. При встрече людей происходит взаимодействие, которое чему-то учит.

Самым трудным и порой неразрешимым, считается общество, остаётся вопрос о

взаимоотношении полов.

При встрече людей происходит взаимодействие, которое чему-то учит.

Г. Джеймс советовал:

При взаимодействии человек проявляет эмоции положительные (радость) и отрицательные (злость, гнев).

Эмоции, как и ощущения, - форма отражения действительности. Эмоции могут угнетать мышление, но могут активизировать мысль, вдохновлять.

Свои эмоции и мысли человек выражает при помощи слов.

Древняя мудрость гласит:

Или ещё говорят, что слово может лечить, и слово может убить.

Результат неправильного взаимодействия – ссора или конфликт. Как правильно взаимодействовать

Хочу вам посоветовать общайтесь со своим ребёнком с позиции

1. Понимаю тебя – смотрю на мир глазами ребёнка.

2. Принимаю тебя – я люблю тебя такого, какой ты есть.

3. Признаю – ты мой партнёр, включаю тебя в свою взрослую жизнь.

Детский сад и семья имеют свои особые функции и

не могут заменить друг друга.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Чаще использовать золотое правило психологии

Для этого необходим ряд условий: Взаимное доверие педагога и родителей; Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень; Использование разнообразных форм работы с родителями; Систематичность и последовательность работы с родителями; Педагогический такт.

Для этого необходим ряд условий:

Для создания новой модели необходимо пересмотреть роль педагога.

Именно при соблюдении этих условий можно говорить о создании новой модели взаимодействия семьи и детского сада .

Эта модель начнет работать, если в неё заложена коллективная творческая деятельность участников педагогического процесса. Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников. Искать пути налаживания взаимоотношений должны именно сотрудники детского сада, педагоги, ведь они имеют соответствующую квалификацию.


-75%

Читайте также: