Что делать при возникновении пожара в полете кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Если увидите только начинающийся пожар, попробуйте погасить его огнетушителем или другими подручными средствами: накройте толстым одеялом, засыпьте песком, залейте водой. Но никогда не тушите водой горящую проводку и приборы, подключённые к электросети. Это чрезвычайно опасно.

2. Вызовите службу пожарной охраны или попросите кого-то сделать это за вас. В России звоните по номеру 01 со стационарного телефона, 101 — с мобильного. На Украине и в Беларуси — по номеру 101 со стационарного или мобильного телефона.

Не рискуйте собой из-за ценных вещей и другого имущества.

4. Выбирайте как можно более безопасный путь эвакуации. Не пользуйтесь лифтами во время пожара. Спускайтесь только по лестницам.

5. Если пожар застанет вас в школе, больнице, университете или другом общественном здании, на стенах вы, скорее всего, сможете найти план эвакуации. В случае необходимости воспользуйтесь им.

6. Не бегите наугад. Перед тем как распахнуть закрытую дверь в горящем здании, потрогайте её обратной стороной ладони. Если почувствуете рукой тепло, не открывайте: за ней огонь.

7. Если пламя отрежет путь к выходу:

  • Уйдите в самую отдалённую от огня комнату, плотно закройте за собой все двери. Откройте окно (не делайте этого, если в комнате уже что-то горит) или выйдите на балкон и постарайтесь привлечь внимание людей криками о помощи. Заметив вас, они вызовут пожарных.
  • При возможности заткните щели между полом и дверью мокрой тканью, отключите электроэнергию и перекройте газ.
  • Если помещение заполнится дымом, дышите через влажную ткань. Проверьте, плотно ли закрыты двери, и высуньтесь в открытое окно. Если доступа к нему нет или через окно валит поток дыма, держитесь как можно ближе к полу.

8. Если огонь охватил комнату, попробуйте выбраться из окна, используя простыни или другие подручные средства в качестве верёвок. В крайнем случае выпрыгните на улицу, но помните: спасатели не рекомендуют прыгать с высоты, превышающей два этажа.

Действия при пожаре в транспорте

В наземном поезде

1. Заметив возгорание, сообщите о ЧП проводнику или свяжитесь по переговорному устройству с машинистом. Выполняйте полученные инструкции.

2. Если поговорить с персоналом не удалось, перейдите в соседний вагон вместе с остальными людьми и сообщите о пожаре другим проводникам.

3. В крайнем случае используйте стоп-кран и покиньте остановившийся поезд через двери или окна, помогая остальным пассажирам.

В метро

1. Если пожар застигнет вас в вагоне метро, попытайтесь ликвидировать огонь. Захлопните окна, дышите через ткань, используйте огнетушитель или прочие подручные средства: плотную одежду и напитки, не содержащие спирт.

2. По переговорному устройству сообщите о ситуации машинисту.

3. Если огонь выйдет из-под контроля, отойдите подальше от него, опуститесь вниз и ждите остановки. Не используйте стоп-кран: поезд движется на высокой скорости и вы быстро доберётесь до станции, где сможете получить помощь.

На судне

1. Обнаружив пожар на корабле, немедленно сообщите членам экипажа.

2. Выполняйте команды капитана. При необходимости по судовому радио или другим способом пассажирам прикажут выйти из кают на палубу к спасательным шлюпкам. Выходя, сохраняйте спокойствие и помогайте остальным.

3. Если будет возможность, получите от членов экипажа спасательный жилет или круг.

4. Если выход будет отрезан огнём или заблокирован, плотно закройте дверь каюты, разбейте стекло иллюминатора и попробуйте выбраться. Попав в тупик, позвоните другим пассажирам по мобильному, если есть такая возможность, и попросите о помощи. В крайнем случае обмотайте голову и тело мокрой тканью и попробуйте прорваться через дым и огонь.

В самолёте

1. Если вы первым обнаружите пожар на борту, как можно скорее сообщите членам экипажа. Не паникуйте и выполняйте полученные от персонала инструкции.

2. Для защиты дыхательных путей от дыма используйте ткань, пропитанную любой негорючей жидкостью.

3. Не пытайтесь разбить стекло иллюминатора или открыть дверь во время полёта: это может привести к разгерметизации салона и аварии.

4. Дождавшись аварийной посадки, по команде идите к выходу возле крыла. Не толкайтесь. Если проход в салоне будет заполнен людьми, передвигайтесь через сидения.

5. Не думайте о ценных вещах, спасайте свою и чужие жизни.

Пожар и задымление - одни из самых серьезных и чрезвычайно опасных происшествий на борту самолета. Причем дым и продукты горения в самолете - невероятно токсичны и представляют собой, пожалуй, даже большую опасность для человека, чем открытое пламя. При пожаре горит пластиковая обшивка самолета, поролон кресел, проводка. Даже 30-40 секунд вдыхания такого дыма и могут закончиться летальным исходом.

Так как же выжить, если в самолете начался пожар и/или задымление?

Главное, соблюдать следующие правила:

1. При появлении подозрений на возгорание, необходимо немедленно поставить в известность экипаж. Помните, самолет горит очень быстро. Огонь может полностью уничтожить воздушное судно всего за 1.5 минуты и в случае пожара времени на эвакуацию крайне мало. Счет идет на доли секунд.

Первые признаки пожара в самолете:

  • запах горящей проводки, резкое повышение температуры в салоне, нагрев перегородок, панелей.

2. Не поддавайтесь панике и внимательно слушайте распоряжения экипажа. Помните, эти люди обучены действовать в экстремальных ситуациях и каждая команда бортпроводников обязательна к исполнению.

3. Еще до взлета в обязательном порядке надо изучить инструкцию по безопасности, которая находится в кармане впередистоящего кресла. Особое внимание обратите на аварийные выходы самолета и определите ближайший к вам, а так же второй, запасной. На случай, если ближайший будет заблокирован. Посчитайте количество рядов до аварийного выхода, если эвакуироваться придется уже при сильном задымлении и отсутствии видимости на ощупь.

4. Если от удара при посадке случайно из верхних панелей выскочили кислородные маски - не трогайте их и не пытайтесь активировать. Принудительная подача кислорода в салон может активизировать пожар и усилить пламя .

5. Если на вас надета легкогорючая синтетическая одежда, постарайтесь избавиться от нее. Девушкам рекомендуется снять капроновые колготки, так как при высокой температуре они могут расплавиться и прилипнуть к коже. Но при этом, во избежании ожогов, постарайтесь прикрыть открытые части тела каким-либо плотным материалом. Допустим, пледами.

6. Дышать через мокрую ткань. Это может быть шарф, носовой платок, любой кусок ткани. В крайнем случае, можно снять подголовник с кресла. Намочите ткань водой или любым напитком (если есть возможность). Если ничего нет под рукой, то дышать через сухую. Сухая ткань сильнее пропускает продукты горения, но все же это лучше, чем ничего.

7. Подготовьтесь к эвакуации из самолета. Снимите обувь на высоких каблуках. Уберите колющие-режущие предметы в ручную кладь. И ручную кладь и сумки придется оставить на борту. При экстренной эвакуации руки должны быть свободны.

8. Наклонитесь как можно ниже к полу. Основной слой дыма стоит на высоте метра-полутора от пола и внизу воздух чище. Также в случае сильного задымления лучше пробираться к аварийному выходу наклонившись или ползком. Прижимая ко рту мокрую ткань.

9. Во время эвакуации, в случае сильного задымления и потери видимости в кабине, ориентируйтесь на световые дорожки в проходах и на голос бортпроводников. Они стоят у каждого открытого аварийного выхода и громко подают команды "Ко мне! На выход! Прыгайте, съезжайте, убегайте!"

10. После того, как покинули самолет - отбегайте, как можно дальше. Так как при пожаре есть риск взрыва воздушного судна.

ДОПОЛНЕНИЕ . В комментариях появились вопросы - "А что же делать, если самолет загорелся в полете и бежать некуда?". Я написала еще одну статью на эту тему. Прочтите обязательно.

Желаю нам всем безопасных полетов и, надеюсь, информация никогда не пригодится!

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья - ставьте лайки, подписывайтесь на канал! Будет еще много полезных статей про полеты и авиационную безопасность. Ведь, к сожалению, нас не учили выживать при ЧП в самолетах. И в авиационных происшествиях люди часто гибнут просто на ровном месте, из-за незнания простых вещей и отсутствия информации.

Ну и не забывайте про мою книгу "ДНЕВНИК СТЮАРДЕССЫ" . Это сборник интересных историй из моего далекого авиационного прошлого. Полет с болельщиками Спартака на игру в Мадрид, контрабанда ананасов из Африки, маньяк в отеле в ОАЭ. Рекомендую прочесть. Надеюсь, добавит вам хорошего настроения на пару дней. Купить ее можно в любом книжном магазине или заказать через интернет. Допустим, здесь

Правила безопасности при экстренных ситуациях на борту самолета

Правила полетов

Для обеспечения безопасности при авиаперелете в экстренных ситуация, еще при посадке на борт самолета в обязательном порядке члены экипажа проводят краткий инструктаж пассажиров, где рассказывают о нормах и принципах поведения в нештатных ситуациях.

Нарушение этих правил чревато трагичными последствиями для всех пассажиров рейса, в том числе для нарушителя. Все путешественники, находящиеся в салоне самолета, обязаны соблюдать технику безопасности на борту в любой ситуации, что особенно важно в экстренных случаях. За нарушение правил безопасности в самолете предусмотрен большой денежный штраф и тюремное наказание.

Чрезвычайные ситуации на борту

Самолет – безопасный вид транспорта, что признано официальной статистикой. Аварийные ситуации на борту происходят крайне редко. Численность пострадавших пассажиров в чрезвычайной ситуации при авиаперелете значительно меньше, чем в тех же автомобильных ДТП.

Но даже на самом современном и исправном лайнере могут случиться внештатные ситуации, влекущие риски полного разрушения самолета или смертельной опасности для всех пассажиров рейса.

По статистическим данным авиационных служб, 80% авиакатастроф происходят по причине человеческого фактора и только 15% – технические неисправности самолета.

Все чрезвычайные ситуации в самолете подразделяются на несколько видов:

  • Катастрофа – авиационное происшествие на воздушном судне, повлекшее гибель людей.
  • Авария – внештатная ситуация на борту, повлекшая серьезные повреждения самолета, но без человеческих жертв.
  • Поломки – непредвиденная ситуация, связанная с техническими неисправностями авиационного судна, влияющая не снижение безопасности полета.
  • Террористический захват.

Что нужно делать при экстренных ситуациях

Существуют основные правила безопасного поведения в самолете в экстренных ситуациях, соблюдение которых подлежит обязательному исполнению со стороны всех участников авиационного путешествия.

Невнимательное отношение к указаниям членов экипажа и при недостатке информации о нормах поведения на борту в нештатных ситуациях увеличиваются риски опасности для жизни и здоровья всех граждан, находящихся в самолете.

Если все будут действовать грамотно и уверенно, ответственно соблюдая порядок действий в чрезвычайной ситуации на борту, появляются шансы на благополучный исход авиационного путешествия.

При пожаре в самолете

Возгорание в авиационном судне может возникнуть по причине технической неисправности лайнера, повлекшей замыкание электрооборудования, а также при несоблюдении правил поведения самими пассажирами, игнорирующими запреты на курение в салоне.

Правила безопасности при пожаре в самолете:

  • После посадки на рейс внимательно осмотрите салон и запомните, где находятся аварийные выходы. Просчитайте количество рядов до этого места, чтобы в задымленном пространстве у вас была возможность быстро сориентироваться и выбраться к аварийному выходу.
  • Эвакуироваться с горящего самолета можно в первые 2-3 минуты, поэтому очень важно не растеряться в такой ситуации, действовать быстро и осознанно.
  • Если возгорание произошло еще на взлетной полосе, нельзя задерживаться у воздушного трапа, необходимо как можно скорей спрыгнуть и удалиться на безопасное расстояние.
  • Чтобы не получить сильные ожоги, рекомендуется снять легковоспламеняющуюся синтетическую одежду, а открытые участки кожи по возможности закрыть тканью из натуральных материалов.
  • В случае сильного задымления салона совершайте продвижение к аварийному выходу, пригнувшись к полу. Лицо, в частности органы дыхания, лучше закрыть платком или любой другой тряпкой, смоченной в воде.
  • В самолете есть люки, которые нельзя открывать при пожаре. Это может усилить пламя и привести к более трагичным последствиям.

На борту самолетов имеются огнетушители, с помощью которых экипаж предпримет попытки самостоятельный борьбы с огнем.

Огнетушители в самолете

При аварии в самолете

Во время авиаперелета может случиться аварийная ситуация, исход которой часто зависит от соблюдения техники безопасности всеми пассажирами рейса.

Правила поведения при аварии в самолете:

  • Правильно пристегнуть ремни безопасности. Они должны охватывать область бедер, а не живота.
  • Внимательно слушать указания бортпроводников и четко выполнять полученный инструктаж.
  • Не вставать с пассажирских кресел и не отстегивать ремни до полной аварийной остановки лайнера.
  • После получения команды эвакуации с воздушного корабля действовать быстро, четко выполняя распоряжения персонала.
  • После выхода из самолета удалиться на безопасное расстояние.

Где лучше всего сидеть в самолете:

При падении самолета

При крушении авиалайнера шансы на выживание есть не у всех, но если действовать четко по инструкции, можно обрести надежду на спасение. По статистике, в результате авиационных катастроф удавалось выжить некоторым пассажирам, внимательно изучившим правила поведения в экстренной ситуации на борту и действовавших по этим правилам в момент падения самолета.

Правила поведения при падении самолета:

  • Если лайнер упал на сушу, выжившим пассажирам не следует далеко отходить от обломков, куда в первую очередь отправятся спасательные службы для поиска людей.
  • По возможности необходимо разжечь костер, который станет ориентиром для спасателей, а заодно позволит пострадавшим путешественникам согреться.
  • На поиски людей может уйти несколько дней. Выжившим пассажирам, оказавшимся в экстремальных условиях окружающей среды, нужно найти источник с питьевой водой, чтобы утолить жажду, и подыскать какое-нибудь питание, чтобы не погибнуть от голода. По утверждению специалистов, на одной плитке шоколада человек может прожить до 4-х недель. Любую найденную пищу, будь-то свежие ягоды с кустарников или пойманная рыба в водоеме, нужно правильно распределить для небольших перекусов, благодаря которым пассажиру удастся выжить до встречи с сотрудниками службы спасения.
  • Если самолет упал в воду, выжившим пассажирам необходимо двигаться в воде, чтобы исключить переохлаждение организма. Постараться отыскать вблизи на водной глади подходящее плавсредство, на котором можно продержаться до прибытия спасательной команды.
  • В самолетах есть спасательные жилеты, хорошо удерживающие людей на воде. Главное не надувать и не надевать их еще во время падения лайнера. В одной авиакатастрофе людям удалось выжить после падения в воду, но из-за надутых жилетов они не смогли выбраться из-под тонущих обломков лайнера, что привело к гибели.
  • Если пассажиру удалось самостоятельно добраться до суши, нужно снять одежду, хорошо выжать и снова одеть. Как правило, в таких ситуациях найти сухую одежду нереально.

При захвате самолета террористами

Захват самолета террористами представляет серьезную опасность для пассажиров и членов экипажа. Очень важно вести себя правильно в такой ситуации, не компрометируя террористов на смертельно опасные для жизни людей действия.

Правила поведения при захвате самолета:

  • Выполнять все требования захватчиков.
  • Постараться успокоиться и не впадать в панику. Такое состояние только обострит и без того опасную ситуацию, что может стоить человеческих жизней.
  • Внимательно осмотрите салон самолета, не делая резких движений. Подумайте, куда вам будет удобно спрятаться в случае, если начнется перестрелка на борту.
  • Старайтесь не выделяться из толпы. Не привлекайте внимания террористов к своей персоне.
  • Если захватчик требует снять ювелирные украшения или отдать деньги, дорогостоящие гаджеты, выполняйте это требование беспрекословно. Не старайтесь спасти свое имущество ценой собственной жизни.
  • Не предпринимайте попыток самостоятельного спасения, никакой самодеятельности – главное правило поведения на борту самолета, захваченного террористами.

Спасением пассажиров и членов экипажа занимаются опытные бойцы спецподразделений. Как правило, захваты авиалайнеров происходят крайне редко и осуществляются с целью получения определенных благ. Захватчики обязательно выскажут свое требование и будут ждать ответных действий со стороны уполномоченных служб на земле.

В любой чрезвычайной ситуации на борту самолета сохраняйте спокойствие и действуйте строго по правилам безопасности. Выполнение этих требований значительно увеличит шансы на спасение. Всегда верьте в лучшее и не думайте о плохом, планируя перелет на авиалайнере.

Действия при пожаре в самолете

Пожарная безопасность

Особенности пожаров на воздушных судах

Пожары в самолетах возникают:

  • в результате преднамеренных действий, к которым относят поджог или теракт;
  • в результате случайных воздействий (неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации воздушного судна);
  • вследствие неисправности узлов;
  • после столкновения машины с препятствием;
  • из-за нарушения процедуры заправки топливом;
  • из-за ошибки пилотирования.

Благоприятными факторами для быстрого распространения огня считаются:

  • большое количество горючих веществ на борту;
  • использование горючих материалов при отделке салона самолета;
  • низкая степень огнестойкости материалов фюзеляжа;
  • большое количество людей на ограниченной площади в условиях невозможности быстро покинуть опасную зону;
  • узкие эвакуационные пути.

Особенности пожаров на воздушных судах

  • скоротечность развития ситуации;
  • образование большого количества токсичных продуктов горения, обладающих отравляющим воздействием на человека;
  • усиленное испарение летучих жидкостей;
  • невозможность быстрой эвакуации людей, если пожар возник в воздухе или на взлетной полосе.
  • высвобождение токсичных продуктов горения и газов;
  • высокая температура в условиях ограниченного пространства;
  • сильное задымление, затрудняющее эвакуацию.

Опасные зоны самолета, наиболее подверженные пожару:

  • аккумуляторы;
  • кислородные баллоны;
  • масляные резервуары двигателя;
  • установки антиобледенения;
  • топливные баки;
  • система кондиционирования.

Пожар в самолете

Алгоритм действий при пожаре в самолете

Тактика тушения пожара в самолете и порядок действий персонала и пассажиров зависит от того, в какой зоне возникло возгорание:

  • в топливной системе;
  • в салоне;
  • в силовых установках;
  • в шасси.

Пожар из-за повреждения топливной системы

В результате авиакатастрофы, при столкновении самолета с препятствием в зоне ВВП, при выкате за пределы полосы часто происходит разгерметизация топливной системы с последующей утечкой горючего. Для таких ситуаций характерно:

  • быстрое распространение пламени на значительные расстояния;
  • быстрое нагнетание критической температуры до 10000°С;
  • большая плотность тепловой завесы.
  • прогорание фюзеляжа с последующим развитием пожара на борту самолета;
  • высокий риск взрыва нетронутых огнем топливных баков;
  • воспламенение системы приземления;
  • взрыв стоек шасси под давлением.

Пожар в самолете из-за повреждения топливной системы

Действия по купированию ситуации и предупреждению распространения пожара в салон самолета:

  1. Разведка с целью установления путей распространения огня и уровня опасности для пассажиров с учетом благоприятных факторов горения.
  2. Расположение основных сил на решающем направлении.
  3. Создание эвакуационных путей вне зоны разлитого топлива.
  4. Охлаждение фюзеляжа при помощи пены.
  5. Непосредственное тушение топлива.

Пожар в салоне

Опасными факторами при пожарах в салоне считаются:

  • большая концентрация продуктов горения из-за того, что основная нагрузка приходится на материалы отделки, подверженные тлению;
  • большая степень задымления;
  • резкое повышение температуры.

Основные действия при тушении пожара в салоне самолета:

  • снижение температуры и уровня задымленности, что позволяет организовать эвакуацию людей;
  • подача тонкораспыленных струй ОТВ для непосредственного тушения огня.

Пожар в салоне самолета

Краткая инструкция по действиям бортпроводников и пассажиров при пожаре в самолете:

  • не паниковать и следовать инструкциям персонала;
  • не трогать выпавшие кислородные маски, чтобы не спровоцировать подачу кислорода и не усилить пламя;
  • при возгорании использовать первичные средства пожаротушения;
  • в случае задымления на ощупь, просчитывая ряды кресел, продвигаться к ближайшему эвакуационному выходу;
  • избавиться от всей одежды из синтетики, чтобы предупредить возможные ожоги;
  • защитить дыхательные пути при помощи носового платка, шарфа или любой ткани (одежды). При возможности смочить их водой;
  • продвигаться к аварийным выходам, пригнувшись к полу, чтобы избежать термической и дымовой нагрузки;
  • если проход заблокирован, продвигаться к аварийной двери поверх опущенных спинок кресел;
  • выйдя из самолета, находиться на безопасном расстоянии от него, наклонившись к земле и прижав голову руками.

Возгорание силовых установок

Происходит после воспламенения топливных и масляных баков, а также баков с гидрожидкостью. Неблагоприятный сценарий – возгорание при работающем двигателе, что провоцирует горение топлива под давлением. При выключенном двигателе силовые установки горят медленно, и ситуация характеризуется как локальная.

Порядок действий при пожаре силовых установок в самолете:

  1. Проведение разведки и размещение машин с учетом локализации возгорания и направления ветра.
  2. Полная остановка двигателей.
  3. Подача ОТВ на место возгорания и охлаждение двигателей.
  4. Использование лестниц при тушении моторов, находящихся в хвостовой части самолета.

Для тушения силовых установок применяют пену, порошок и газы объемного тушения.

Возгорание шасси

При жесткой посадке и при выкате за взлетно-посадочную полосу возрастает риск возгорания шасси. Причина – наличие в системе гидрожидкостей и сплава магния в сочетании с большим количеством резины. Тактика тушения при этом следующая:

  • предупреждение распространения огня за зону шасси;
  • моментальное тушение резины и гидрожидкостей при помощи подачи по ручным стволам тонкораспыленной струи ОТВ;
  • концентрация на тушении магниевых сплавов. Эффективно при этом использование порошка.

Возгорание шасси самолета

Пожар в самолете и возгорание в основных узлах воздушного судна всегда сопровождается повышенными рисками. Чтобы снизить их, моделируют ситуации развития катастрофы, которые отрабатываются на тренажерах. Это позволяет сформировать определенный алгоритм действий и предупредить развитие масштабной трагедии.

Читайте также: