Какое место в жизни общества занимает духовная культура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос:

Какое место в жизни общества занимает духовная культура?

Полный ответ:

В переводе с латинского культура означает "обрабатывать". Духовная культура- основа общественного бытия. К этой культуре обычно относят религию, политику, мораль, искусство. Для того чтобы человек духовно сформировался, усвоил духовные ценности, применяется система воспитания, образования. На мой взгляд, духовная культура занимает очень важное место в жизни общества, потому что она является средством хранения и передачи опыта, приобретенного человеком за все время его существования.

В переводе с латинского культура означает"обрабатывать".Духовная культура- основа общественного бытия.К этой культуре обычно относят религию , политику,мораль, искусство. Для того чтобы человек духовно сформировался, усвоил духовные ценности, применяется система воспитания, образования. На мой взгляд, духовная культура занимает очень важное место в жизни общества, потому что она является средством хранения и передачи опыта, приобретенного человеком за все время его существования.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Памятник

Культура — это совокупность накопленных обществом норм и ценностей, относящихся как к миру вещей, так и к внутренней культуре отдельных людей. Культуру разделяют на материальную и духовную, и в этой статье мы поговорим о духовной культуре, ее особенностях, функциях и значении.

Что такое духовная культура?

Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.

Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.

Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.

К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.

Примеры духовной культуры

А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:

  • Нормы морали, т.е. комплекс правил поведения, базирующийся на представлениях людей о добре и зле;
  • Мифологию – совокупность преданий, содержащих в себе первоначальные представления людей об окружающей реальности, ее происхождении и месте в ней человека;
  • Религию, т.е. мировоззренческую позицию, построенную на вере в сверхъестественные силы божественного происхождения;
  • Искусство, под которым понимаются попытки человека отразить окружающую его реальность посредством использования языка образов;
  • Философию — науку об общей проблематике, затрагивающей основные вопросы бытия;
  • Науку — сведенные воедино идеи и взгляды о построении окружающего мира, основанные на проведенных учеными исследованиях; – комплекс, включающий в себя различные убеждения, идеи и взгляды.

Признаки духовной культуры

Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:

  • Бескорыстность духовной культуры, не преследующей никаких материальных выгод, а выражающейся исключительно в красоте, мудрости и знаниях. По этой причине потребность людей в духовной культуре возникает сама собой, она не решает никаких внешних и материальных задач;
  • Максимально возможная для человека свобода творчества, предоставляющая индивиду безграничные возможности для реализации себя в сфере искусства;
  • Создаваемый в рамках духовной культуры особый мир отличается от повседневности большей яркостью и богатством;
  • Сфера духовной культуры является живым движущимся организмом, который четко и своевременно реагирует на любые изменения в жизни общества;
  • Эта разновидность культуры отличается завидной долговечностью, ведь даже при гибели какого-либо шедевра искусства, память о нем сохраняется и передается на протяжении веков в воспоминаниях и легендах.

Как создаётся духовная культура?

К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.

Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.

Духовные ценности

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.

  • К нравственным ценностям относят доброту, дружбу, любовь, свободу и творчество, набор указанных ценностей позволяет установить отношения сопереживания и родственной близости между людьми;
  • К социальным ценностям относят науку, религию, право, образование, культуру и искусство. Все перечисленные ценности помогают людям совместно жить в одном социуме, выстраивая взаимоотношения друг с другом на основе уважения к чужим правам, законности и справедливости;
  • К абсолютным ценностям относят ценности всеобщего характера. Таковыми считают жизнь и здоровье, труд, гуманизм, любовь к Родине и т.д.

Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью. Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь.

Функции духовной культуры

К числу основных функций духовной культуры относят:

  • сохранение опыта предыдущих поколений людей;
  • использование духовной культуры как средства социализации;
  • ее содействие воспитанию и духовному развитию личности;
  • формирование у человека эстетического вкуса и творческого мышления;
  • положительные эмоции и энергетику, получаемую людьми вследствие наслаждения красотой;
  • нравственный рост и развитие личности, возможность познания человеком себя и окружающего мира через призму творчества.

Различия между духовной и материальной культурой

Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.

К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:

  • материальная культура является миром вещей и явлений, создаваемым людьми для удовлетворения их потребностей;
  • материальный мир технологичен, он состоит из технических средств и алгоритмов;
  • технической основой материальной культуры являются навыки, умения и способности людей.

В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:

  • наличие идеальных форм, остающихся за пределами человеческой деятельности (например, морали, права, научных знаний и т.д.);
  • наличие внутри духовной культуры интегрирующих форм (к ним относят религию, философию, искусство и др.);
  • наличие субъективной духовности, состоящей из совокупности знаний, религиозности, культуры поведения, морального выбора и пр.

Заключение

Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.


Сфера духовной культуры

Духовная культура общества — это совокупность духовных ценностей, норм и принципов, а также деятельность людей, основанная на их разработке и применении в жизни. Если говорить о том, что относится к данной сфере, следует упомянуть мораль, образование, науку, философию, религию, искусство как проявления культуры.

  • Мораль в обществознании — это система нравственных ценностей и норм, во многом определяющих поведение человека. Она вырабатывается обществом на протяжении длительного времени. Говоря простым языком, к ней относятся представления о добре и зле, хороших и плохих поступках, справедливости и несправедливости. От того, какую роль эти категории выполняют в социуме, зависят нормы поведения. Они не имеют выражения в официальных документах, но часто являются ориентирами в жизни человека.
  • Образование — элемент духовной культуры, целью которого является передача имеющихся знаний и накопленного опыта последующим поколениям. От его уровня зависит состояние общества: образованные люди способны оценивать и анализировать окружающий мир и себя, планировать пути развития.
  • Наука — область духовной культуры, задачей которого является систематизация имеющихся знаний, формирование научной картины мира, открытие нового.
  • Философия как элемент духовной культуры является особой системой взглядов на действительность. Она определяет, что входит в понятие рационального познания, что такое мир и бытие, каково место человека в нём.
  • Религия — система представлений, в основе которой лежит вера в существование высших сил, обладающих сверхъестественными свойствами. С этой позиции она объясняет, что такое Вселенная, как она устроена, каким законам подчиняется жизнь человека.
  • Искусство — область культуры, основанная на творческом осмыслении действительности, выражении взглядов автора в образах. Существуют различные виды искусства: живопись, архитектура, художественная литература, музыка, театр, скульптура.

Все перечисленные элементы оказывают влияние на формирование нашего внутреннего мира. Под воздействием духовной культуры человек из биологического существа превращается в личность. Он усваивает нормы морали, получает образование, впитывает религиозные взгляды, пытается философски осмыслить действительность, восхищается произведениями искусства.

Духовные ценности

Духовная культура — это система определённых ценностей. Кратко познакомимся с основными из них, узнаем, какие компоненты включает каждая группа.

  • Мировоззренческие ценности лежат в основе формирования картины мира. К ним относится определение смысла жизни, роль судьбы и воли человека, отношение к прошлому и будущему, осознание своего места в окружающей действительности.
  • К религиозным ценностям можно отнести веру, любовь к Богу и к миру, отношения с другими людьми.
  • Нравственные ценности определяют особенности нашего поведения в той или иной ситуации в соответствии с представлениями о том, что правильно, а что нет.
  • Эстетические ценности лежат в основе представлений о прекрасном и безобразном. Они связаны с пониманием красоты мира в разных проявлениях.

Что мы узнали?

Духовная культура — это совокупность ценностей и идеалов и деятельность людей по их разработке и применению. Она включает следующие элементы: мораль, наука, образование, философия, религия, искусство. К духовным ценностям относятся мировоззренческие, нравственные, религиозные, эстетические.


В учебнике излагаются основные положения обществознания. Отдельное внимание уделяется особенностям экономической и социальной сфер общества. Рассматриваются духовная и политическая сферы общества. Приводятся многочисленные примеры, анализируются актуальные проблемы развития современного общества, в особенности правовой системы Российской Федерации. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. Рекомендовано для освоения профессий из списка ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. Для студентов, обучающихся в образовательных учреждениях средне го профессионального образования.

Оглавление

  • Авторский коллектив
  • Глава 1. Человек и общество
  • Глава 2. Духовная культура человека и общества

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Духовная культура человека и общества

2.1. Духовная культура личности и общества

Духовное производство в разнообразных видах человеческой деятельности обладает определенной качественной спецификой, которая объясняется причинами объективного и субъективного характера. В разных видах человеческой деятельности не одинаковая степень обусловленности духовного материальным. Производство нравственных представлений, идей, принципов, норм, идеалов, художественных образов и вкусов, а тем более философских идей намного больше отделено от материального, чем производство каких-либо математических или экономических конструкций.

Таким образом, любой духовный образ, идея как общее, проникая в сознание определенного человека, социальной группы, общества (как материального образования), становится определенностью этого человека, группы, общества, характерной чертой, свойством и в деятельности получает свое иное бытие.

Культура народная, массовая и элитарная. Совершенно очевидно, что культура — явление общечеловеческое. Выделяя народную культуру можно определить ее так: традиционная культура, включающая культурные уровни разных эпох от древности до настоящего времени, субъектом которой является народ, — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.

Своеобразие этой культуры заключается в том, что она бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

На каждом этапе развития человеческой общности характерен свой тип духовной культуры как исторической целостности. Правомерно заметить, что народной культуре не свойственен разрыв в развитии, уничтожении старого, отказ от культурного наследия и традиций, потому что каждый новый этап развития с объективной необходимостью, но в то же время избирательно наследует культурные ценности предшествующего этапа.

Для определенных обществ (государств) антагонистического характера характерна неравномерность культурно-исторического процесса, усиления культурного расслоения общества, что порождает сложные социальные проблемы, поскольку культурное развитие одной части общества происходит за счет другой. Все это отражается и на самой культуре, например, ее деление на так называемую высокую (элитарную) и массовую культуру.

Массовая культура — это то, что приспособлено к вкусам широких масс людей, которая технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных информационных технологий.

Появление и развитие этой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на общество. В средствах массовой коммуникации, как правило, выделяют три элемента: средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т. д.), которые тиражируют информацию, оказывают постоянное воздействие на аудиторию и ориентированы на конкретные группы людей; средства массового воздействия (реклама, мода, кино и др.) не постоянно воздействуют на аудиторию, они больше ориентированы на усредненного потребителя; технические средства коммуникации (телефон, Интернет и пр.) определяют возможность непосредственного общения конкретного человека с человеком и служат для передачи информации личного характера.

В последнее время в контексте развития средств коммуникации говорят о новой разновидности культуры — компьютерной. Если прежде основным источником информации являлась книжная страница, то в настоящее время — монитор. Современный компьютер позволяет мгновенно получать информацию по сети, дополнять текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что создает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в сети (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст, т. е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

Популярная культура выступает в оппозиции элитарной культуре и представляется как область культуры, приемлемой и понятной большинству населения в любую историческую эпоху. Унифицированность и тривиальность элитарной культуры противопоставляется некой оригинальности и индивидуальности в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т. д. Но основное отличие элитарной культуры от популярной представляется в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: именно она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.

Массовая культура определяется как совокупность общемировых потребительских элементов культуры, которые производятся в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. В содержание массовой культуры включается продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т. д. Потребление этой продукции — массовое или аудитория, которая воспринимает данную культуру. Как правило, это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевидения и кино.

Не лишне заметить, что массовая культура является фундаментом мировой культуры, стирает и устраняет национальные границы. Дело в том, что произведения массовой культуры основываются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Напротив, образование для нее даже вредно, поскольку явно мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Правомерно сформулировать основные характеристики массовой культуры: ориентированность на гомогенную аудиторию: опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: эскапизм (бегство от действительности); быстродоступность и быстрозабываемость; традиционность и консерватизм; оперирование средней языковой семиотической нормой; занимательность.

На основе анализа современной действительности можно выделить три основных уровня массовой культуры.

Во-первых, это так называемая кич-культура, которая представляется как массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. Можно выделить следующие характеристики кича: упрощенная подача проблематики; опора на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентация на обывателя, жизнь которого представляется скучно и однообразно. У кича нет вопросов, он содержит только заранее подготовленные ответы, клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.

Во-вторых, мид-культура как разновидность массовой культуры, которая обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включает в себя основные черты массовой культуры. По отношению к кичу данная форма массовой культуры считается более высокой. Правомерно отметить, что она задает тон и на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

В-третьих, арт-культура, под которой понимается массовая культура. Она не лишена определенного художественного содержания и эстетического выражения. Считается, что это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самую образованную часть общества. Целью является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Представляется правомерной точка зрения, что в последнее время массовая культура все более ориентируется на мидкультуру, т. е. культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Следовательно, общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

В действительности массовая культура представляет собой более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, потребностями и интересами. Она представляет собой определенный способ существования современной культуры, и в таком качестве она пересекается с популярной культурой.

Следует отметить еще одну разновидность массовой культуры — экранную культуру, которая является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера изменило мировосприятия человека.

Как представляется, экранная культура — это культура, основным носителем текстов которой является не, как прежде, письменность, а экран, монитор. Таким образом, экранная культура это логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница — это зрительно воспринимаемая и озвученная книжная страница.

Нельзя не отметить и такое социальное явление, как субкультура (англ. sub — под и culture — культура), т. е. подкультура, под которой понимается определенная культура того или иного общества, которая отличается от большинства некоторыми признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т. д. Это понятие в основном используется в антропологии, культурологии и социологии. Как правило, субкультуры формируются на демографической, географической, национальной, профессиональной и других основах. Например, субкультуры молодежных группировок: готы, панки, растаманы и т. п. носителей субкультуры. С точки зрения культурологии субкультура представляет собой объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.

Читайте также: