План экспериментальной работы доу

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

• развитие познавательных интересов;

• развитие мыслительных процессов; самостоятельности;

• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

Предполагаемый результат:

• формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Сентябрь - Октябрь

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Тема экспериментальной деятельности

Задачиэкспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Песочная страна

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Познание (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Тема 2: Песчаный конус.

Помочь определить, может ли песок двигаться

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

Тема 3: Глина, какая она?

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Художественное творчество: моделирование изделий из глины.

Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Тема 4: Песок и глина – наши помощники.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Тема 5: Ветер и песок

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Тема 6: "Свойства мокрого песка"

Познакомить со свойствами мокрого песка

Знакомство с песочными часами

Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Ноябрь – декабрь

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Тема экспериментальной деятельности

Задачиэкспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Этот удивительный воздух

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Тема 2: Парусные гонки

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

Тема 3: Вдох - выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Тема 4: Сухой из воды

Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.

Здоровье: Дыхательная гимнастика. Познание: Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Тема 5: Поиск воздуха

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

Тема 6: Муха – цокотуха

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

Тема 7: Воздух при нагревании расширяется

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Здоровье Закаливание с помощью воздушных ванн.

Безопасность: Соблюдать правила безопасности при работе.

Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.

Тема 8: В воде есть воздух

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема экспериментальной деятельности

Задачиэкспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Пар — это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Тема 2: С водой и без воды

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Тема 3: Замораживаем воду

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Тема 4:Вода не имеет формы

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Тема экспериментальной деятельности

Задачиэкспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Проверим слух

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

Тема 2: Наши помощники - глаза

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

Тема экспериментальной деятельности

Задачиэкспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Тонет - не тонет

Знакомство со свойствами коры дерева

Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях

Тема 2: Посадим деревце

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

Посадка деревьев на участке.

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Тема 4: Почему осенью опадают листья?

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Сбор и оформление гербария.

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Тема экспериментальной деятельности

Задачиэкспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Парящий самолет

Познание: Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

Тема 2: Притягивает - не притягивает

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

Тема 4: Рисует магнит или нет

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

Экспериментирование с почвой.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

Тема экспериментальной деятельности

Задачиэкспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Дать представление о том, что в земле есть вода.

Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами. Социализация: Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера;

Знакомство со свойствами почвы

Труд: Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов. Коммуникация: Обогащение словаря детей.

Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

Перспективное планирование составлено на основании программ:

• О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Сухой чистый песок, маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, песочные часы, лупы, глина, дощечки, палочки, мерные стаканчики, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки, трубочки из бумаги, карандаш.

Опыт №1

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплавы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).

Опыт №2

Песок и глина – наши помощники.

Цель: Дать представление о свойствах песка и глины, о том, как человек их использует.

Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов Песок, тетрадные листы, песочные часы, бумажные трубочки, карандаши, лупы, банка, кружка, резиновая трубочка.

1. Рассматривание изделий из глины.

Сухая и влажная почва.

Закрепить свойства песка. Уточнять представления о свойствах песка, о работе песочных часов, о правилах безопасности при работе с песком.

Развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Сухой чистый песок, маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, песочные часы, лупы, палочки, мерные стаканчики, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки, трубочки из бумаги, карандаш.

Опыт №1

Опыт№2

Работа с родителями 1. Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперименты.

2. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

3. Подбор с родителями пословиц и поговорок о растениях.

Путешествие к морю.

Цель: Активизировать знания детей о растворимости соли, развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Тазы для воды, соль (крупная и мелкая, вода (горячая и холодная, ложки, яйцо (по одному на подгруппу, фотографии и иллюстрации о море. Взрослый предлагает приготовить детям соленую воду, дети, проделав опыт, делают выводы: быстрее растворяется мелкая соль, соль растворяется в теплой воде, в соленой воде легче плавать.

Вода – чудо природы.

Цель: Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе, опытом доказать, что в природе происходит круговорот воды. Плакат “Круговорот воды в природе”;

емкости для воды, спиртовка, пробирки;

сыпучие вещества: соль, сахар, крахмал;

гуашь, кисточки, палитра, мольберт, цветная бумага;

предметные картинки, ножницы;

фильтры, воронки, природный материал (речной песок, тряпочки, промокательная бумага).

Дети наливают в стакан из тонкого стекла немного воды и ставят его над пламенем спиртовки. Когда вода закипит и над ней начнёт собираться пар, закрывают стакан блюдцем, нальют в блюдце холодной воды (кусочки льда). Наблюдают, что происходит в стакане. На дне блюдца пар будет охлаждаться, и превращаться в капли воды. Образовавшиеся капли будут падать вниз в воду.

Что же происходит в стакане?

Вода – источник жизни.

Цель: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.

Развивать речь, мышление, любознательность.

Воспитывать экологическую культуру.

Волшебная капля – вода.

Способствовать уточнению и закреплению представлений о свойствах воды: прозрачность, бесцветность, испаряемость, текучесть.

Работа с родителями 1. Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности

Вода, формы для замораживания льда, краски, нитки Взрослый вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед) и напоминает о зимних праздниках. Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки. Выслушав все предположения, вместе с детьми составляет алгоритм действий: взять форму – опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска для сосульки) – подкрасить воду акварелью – залить в приготовленные формочки – вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели.

1. Презентация на тему

Как измерить тепло?

Выявить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема – при сжатии, охлаждении).

Познакомить детей такими явлениями, как снег и лед, сосулька, морозные узоры, град, иней; почему снежинка имеет шестиконечную форму;

Вывод: снег постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор и грязь, поэтому снег не следует брать в рот, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.

Куда тянутся корни?

Установить связь видоизменений частей растений с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. Два растения в горшках с поддоном

1. Подбор с родителями пословиц и поговорок о растениях.

2. Сочинение сказки «Репка «на новый лад.

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов. Кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

Тема 1: Тонет, не тонет.

Задачи: Знакомство со свойствами коры дерева.

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

Задача: Помочь определить, какие части растения участвуют в дыхании.

Дидактическая игра "Подбери листочки".

2. Предложить родителям приобрести для опытов : соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов.

3. Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Что мы знаем о воздухе?

Дидактические игры для развития речевого дыхания.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом, алгоритм описания свойств воздуха и воды

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д. ; различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т. д.).

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Баночки с крышками, вещества с сильным запахом: долька чеснока,

Закаливание с помощью воздушных ванн.

Этот удивительный воздух

Задачи: Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Эксперимент 2. "Живая змейка"

Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвещанный на нить, ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т. к. ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

2. Помощь родителей в подборе наглядной информации о магните и его свойствах.

Работа с воспитателями Изучение диагностики экспериментальной работы по материалам Л. Н. Прохоровой, Л. Н. Меньшиковой

Изучить внешний вид и строение кожи;

1. Закаливание с помощью воздушных ванн.

воспитывать у детей о привычку к чистоте, аккуратности и порядку;

- способствовать овладению культурно-гигиенических навыков;

- знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

- учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие;

Рассматривание картинок о здоровом образе жизни.

Работа с родителями: 1. При посещении больницы (поликлиники) обратить внимание детей на современном лечении, проведении закаливания и бережном отношении к своему здоровью и окружающих людей.

2. Анкетирование «Здоровый образ жизни

Построим город из песка.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Опыт №1 : ДедЗнай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

Опыт №2 : На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

Работа в огороде.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, ъ--стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

Работа с воспитателями: 1. Подведение итогов. Семинар практикум

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности во 2-младшей группе.

Сентябрь: Адаптация, игры с песком и водой на участке с представлениями о форме и величине

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в средней группе.

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в старшей группе .

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе

ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(перспективное планирование 2-я младшаягруппа)

Опыт 1.Свойства солнечных лучей ( на прогулке)

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).

Материал: резиновые мячи, лейка с водой.

Опыт 2. Почему не получился пирожок?

Цель: ознакомиться со свойствами песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики, песок мокрый – из него можно изготавливать куличики).

Материал: песок, вода, формочки.

Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)

Материал: бумажные вертушки.

Опыт 4. Свойства льда.

Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).

Опыт 5. Снег в комнате тает.

Цель: ознакомление со свойствами снега (зависимость состояния снега от температуры воздуха).

Материал: снег, баночка.

Опыт 6. Таяние снега.

Цель: закрепление знаний о свойствах снега ( тает при повышении температуры, кристаллизуется при понижении температуры).

Опыт 7. Свойства снега.

Цель: ознакомить со свойствами снега (липкий, рассыпчатый).

Опыт 8. Бантик из бумаги и ткани.

Цель: ознакомление с некоторыми свойствами бумаги и ткани.

Материал: полоски бумаги, полоски ткани.

Опыт 8. Посадка лука (долгосрочный опыт).

Цель: закрепление знаний о жизненно важных условиях произрастания растений ( влага, свет, тепло), представление о последовательности трудового процесса.

Материал: проросший лук, горшочки с землей, вода.

Опыт 9. Свойства воды.

Цель: ознакомление с одним из свойств воды (замерзает – тает).

Опыт 10. Почему по дорогам побежали ручьи?

Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду).

Опыт 11. Свойства солнечных лучей.

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей ( нагревание предметов)

Опыт 12. Бумажные кораблики.

Цель: ознакомление со свойствами бумаги ( намокает в воде, рвется).

Материал: бумажные кораблики, вода.

Опыт 13. Свойства солнечных лучей.

Цель: закрепление знаний о свойстве солнечных лучей ( нагревать предметы).

Опыт 14. Свойства мокрого песка.

Цель: ознакомить со свойствами песка ( сухой песок рассыпается, мокрый песок лепится, высыхает на солнце).

Материал: песок, лейка с водой, формочки, лопатки.

Опыт 15. Делаем дорожки и узоры из песка.

Цель: продолжить ознакомление со свойствами песка ( из сухого песка можно выполнить узор, из мокрого нельзя).

Материал: песок, лейка с водой, бутылочка.

Опыт 16. Узнаем, какая вода.

Цель: закрепить знания детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен воспитателям всех возрастных групп для организации экспериментальной деятельности в ДОУ.

Планирование экспериментальной деятельности в ДОУ

Вторая младшая группа

Неживая природа

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Узнаем, какая вода.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.

Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики.

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

Стаканчики, формочки, краска, ниточки.

Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

Снеговик, вылепленный из снега, емкость

Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы.

Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой.

Игры по обнаружению воздуха.

Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой.

Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой.

Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой, палочки, сито.

Физические явления

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных.

Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров.

Угадай, чей голосок?

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Емкости с водой разной температуры, ванночка.

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

Коробочки с дырочками, лимон, бубен, яблоко, сахар, чайник с водой.

Рукотворный мир

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Бумага, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Бумага, ножницы, емкость с водой.

Древесина, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде).

Деревянные предметы, емкости с водой.

Ткань, ее качества и свойства.

Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).

Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой.

Средняя группа

Живая природа

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

У кого какие детки.

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).

Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

Что любят растения?

Выявить необходимость света в жизни растений.

Два комплекта растения, картонная коробка.

Что любят растения?

Выявить значение влаги для роста и жизни растений.

Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

Познакомить со способом проращивания семян.

Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

Гнездо птиц (на дереве)

Из чего птицы строят гнезда?

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Неживая природа

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Возьмем с собой снеговика.

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из сосульки, емкость.

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

Почему песок хорошо сыплется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.

Выявить, что песок и глина по разному впитывают воду.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Физические явления

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

Рукотворный мир

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Стекло, его качества и свойства.

Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность),

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

Старшая группа

Живая природа

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

С водой и без воды.

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода).

Два одинаковых растения, вода.

На свету и в темноте.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Где лучше расти?

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.

Черенки традесканции, чернозем, глина, песок.

В тепле и в холоде.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью).

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Земляные черви, земля, вода.

Установить возможность дыхания рыб в воде.

Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки для коктейля.

Неживая природа

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.

Как достать предмет, не опуская руку в воду.

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

Куда делась вода?

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.

Познакомить детей с процессом конденсации.

Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Могут ли животные жить в почве?

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Почва, дождевые черви, металлическая тарелка, стекло, емкость с водой.

Физические явления

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Притягиваются – не притягиваются.

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит.

Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки.

Установить причину статического электричества.

Воздушные шары, ткань.

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета.

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

Подвести к пониманию возникновения эха.

Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека.

Наши помощники – глаза.

Познакомить со строением глаза.

Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

Рукотворный мир

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой.

Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.

Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности

Подготовительная группа

Живая природа

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой.

Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне.

Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус.

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Емкости с крышкой, молоко.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Неживая природа

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

Вода двигает камни.

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Соломинки для коктейля, пластилин.

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.

Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.

Физические явления

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги.

Как услышать молнию?

Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор (микрофон).

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

Как не обжечься.

Выяснить, что предметы, из разных материалов нагреваются по-разному.

Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина.

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Как органы человека помогают друг другу?

Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.

Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы.

Зачем человеку руки?

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой.

Рукотворный мир

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий.

Образцы тканей, емкости с водой, ножницы.

Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования.

Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы.

Читайте также: