План анализа сказки в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Теоретические и методологические аспекты работы над произведениями разных жанров, ее особенности и этапы. Педагогическая ценность чтения и психологические особенности восприятия в начальной школе. Анализ сказки, результаты экспериментального обучения.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 06.03.2010
Размер файла 78,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Таким образом, было проведено экспериментальное обучение, включающее различные виды работ с произведениями различных жанров, направленные на повышение уровня их восприятия.

2.3 Методические рекомендации по анализу сказки, как наиболее распространенного литературного жанра в начальной школе

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить, о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

8. Обычно чтение сказки о животных не требует ни какой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных. Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I - II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.

При чтении сказок применяются следующие виды работ: подготовка к восприятию сказки; чтение сказки; обмен мнением о прочитанном; чтение сказки по частям и их разбор; подготовка к рассказыванию; обобщающая беседа; подведение итогов; задание детям на дом.

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу. После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.

Известно, что народная сказка, и ее сюжеты и герои вдохновили выдающихся художников и музыкантов на создание запоминающихся на всю жизнь картин, иллюстраций, опер, других музыкальных произведений. Сказка предоставляет возможность проявить неограниченный полет фантазии и самим учащимся разных возрастов - в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировании, устройства декораций. Конспект урока приведен в приложении 5.

2.4 Результаты экспериментального обучения

С целью определения эффективности предложенной методики работы над произведениями различных жанров была проведена контрольная срезовая работа.

Данная работа предполагала решение следующих задач:

1. Выявить уровни восприятия произведений различных жанров младшими школьниками.

2. Сопоставить результаты проведенной срезовой работы с данными первого констатирующего эксперимента.

1.) умение оценивать героев произведения,

2.) умение определять мотивы и последствия поступков героев,

3.) умение видеть динамику эмоций и передавать ее в слове,

4.) умение осваивать идею произведения.

Ниже приводится список вопросов, предложенных учащимся:

1. Какими словами вы можете охарактеризовать Федю? Какой он?

2. Как поступил Федя после того, как не смог решит задачу? Мог ли он поступить по-другому? Как?

3. Менялось ли ваше отношение к главному герою по ходу чтения? Почему?

4. Почему Федя не смог сам решить задачу?

5. О чем хотел сказать автор в своем произведении?

Отношение к главному герою рассказа менялось по ходу чтения у 92 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса. Все вышесказанное позволяет судить о том, что учащиеся способны в слове передать динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении.

При определении мотивов поступков героев установлено, что 96 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса ориентируются не на житейское представление о причинах того или иного поступка, что было свойственно для них во время первого констатирующего среза, а на изображение героя автором. Это свидетельствует о повышении уровня восприятия произведений различных жанров.

Каждый вопрос, поставленный учащимися, оценивался по трехбалльной шкале, принятой раннее. Согласно этой шкале, вопрос на воспроизведение событийной стороны произведения оценивался в 1 балл; вопрос на оценку героя и установление причинно-следственных связей - в 2 балла; вопрос обобщающего характера - в 3 балла.

Анализ результатов показал, что у 32 % учащихся экспериментального класса и 24 % учащихся контрольного класса преобладают вопросы на оценку героев, на установление причинно - следственных связей. Например:

1. Какими друзьями были мальчики?

2. Почему друзья купили телефон?

3. Хорошо ли, что мальчики купили телефон?

4. Почему ребятам было не о чем разговаривать?

Каждый из данных вопросов оценивался в 2 балла. 16% учащихся экспериментального класса и 8 % учащихся контрольного класса часто обращали внимание на название произведения, на отдельные художественные детали, их интересует авторское отношение к персонажам. Например:

2. Как относится Н.Н. Носов к описываемым событиям?

3. Каков жанр этого рассказа?

4. Можно ли назвать этот рассказ веселым, юмористическим? Почему?

Таким образом, сопоставление данных первого и второго срезов доказывает эффективность использования предложенной методики работы над произведениями различных жанров младшими школьниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы: изучена методическая, педагогическая и психологическая литература по теме исследования; рассмотрены теоретические и методологические аспекты работы над произведениями различных жанров, в том числе, педагогическая ценность чтения художественных произведений различных жанров в начальной школе; психологические особенности восприятия произведений различного жанра младшими школьниками; этапы работы над произведениями различных жанров; выделены особенности методики работы над произведениями различных жанров; даны методические рекомендации по анализу сказки, как наиболее распространенного литературного жанра в начальной школе; проведен качественный и количественный анализ результатов исследования, в том числе, выявлены уровни восприятия произведений различных жанров младшими школьниками, описаны результаты экспериментального обучения.

Анализ психолого-педагогической, методической, научной и специальной литературы позволил сформулировать следующие выводы:

1. Художественные произведения различных жанров несут в себе большой развивающий и воспитательный потенциал. Исследователями определены психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.

2. Чтение и адекватное восприятие художественных произведений различных жанров способствует всестороннему гармоническому развитию личности ребенка;

3. На различных этапах обучения уровень восприятия произведений различных жанров младшими школьниками изменяется.

4. Чтение и адекватное восприятие художественных произведений различных жанров, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

5. Для выявления уровней восприятия произведений различных жанров у учащихся вторых классов был проведен констатирующий срез. Он включал в себя письменные ответы на вопросы и самостоятельную постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что большинство учащихся находится на констатирующем уровне восприятия, следовательно, они не способны полноценно воспринимать произведения различных жанров. С целью повышения уровней восприятия произведений различных жанров был проведен формирующий эксперимент.

7. Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что разработанная методика чтения и анализа произведений различных жанров на уроках литературы в начальной школе, взятая за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней восприятия произведений различного жанра младшими школьниками.

Таким образом, цель исследования, заключающаяся в разработке методики чтения и анализа произведений различных жанров на уроках литературы в начальной школе, способствующей повышению уровней их восприятия достигнута, задачи выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В одном счастливом детстве. - М.: Баласс, 2001.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В океане света. - М.: Баласс, 2001.

3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: Педагогика, 2000.

4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2000.

5. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений // Начальная школа. - 2000. - №11. - С.19-25.

6. Джежелей О.В. Чтение и литература. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов. - М.: Дрофа, 2001.

7. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 классов. - М.: Вентана-Граф, 2001.

8. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. и др. Чтение и письмо. - М.: Вентана-Граф, 2001.

9. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению - М., 2004.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Логос, 2000.

11. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. - М., 2005.

12. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа. - 2000. - №3. - С.67-68.

13. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения // Начальная школа. - 2007. - №11. - С.6-13.

14. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа. - 2001. - №9. - С.26-31.

15. Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебники: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. - М.: Ассоциация XXI век, 2001.

16. Кудина Г.Н. и др. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 классов. - М.: Оникс XXI век, 2001.

17. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2001.

18. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рализаевой. - С-Пб.: Специальная литература, 2007.

19. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М.: Книга, 2000.

20. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4) в двух частях. - М.: Просвещение, 2001.

22. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С-Пб.: Питер, 2000.

23. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. - М.: Просвещение, 2000.

24. Романовская З.Н. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. - М., 2002.

25. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М., 2001.

26. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно // Начальная школа. - 2005. - №10. - С.20-24

27. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению // Начальная школа. - 2000. - №1. - С.20-26.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План разбора произведения различного жанра.

1. Подготовка к чтению и словарная работа: - обращение к прошлому опыту учащихся; - беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом или диафильмом;

Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья - небольшое по объему сочинение, в котором излагаются научные сведения, факты, события.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.

Песня - стихотворение, предназначенное для пения.

  • СРАВНЕНИЕ - средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.
  • ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.
  • МЕТАФОРА - основное средство выразительности, когда одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.
  • АЛЛЕГОРИЯ - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое , а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).
  • АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, напоминающих изображаемое явление.
  • ЮМОР - добродушный смех.
  • ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.
  • ГИПЕРБОЛА - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.
  • КОНТРАСТ - противопоставление.
  • ЖАНР - устойчивая разновидность художественного произведения.
  • ТЕМА ТЕКСТА - ответ на вопрос о чем пишет автор.
  • ИДЕЯ ТЕКСТА - главная мысль произведения.
  • СТИЛЬ - художественный, научно-публицистический , деловой.
  • ВИДЫ ТЕКСТА - повествование, описание, рассуждение.
  • КОМПОЗИЦИЯ - построение текста
  • ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается действие в художественном произведении.
  • КУЛЬМИНАЦИЯ - высшее напряжение действия в художественном произведении.
  • РАЗВЯЗКА - исход событий в литературном произведении, решение конфликта.
  • РИФМА - созвучие концов стихотворных строк.
  • ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество (былины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)
  1. Автор и его проблемы, темы.
  2. Жанр произведения.
  3. Тема данного произведения.
  4. Идейная направленность.
  5. Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы.
  6. Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.
  7. Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.
  8. Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи.
  9. Язык писателя.
  10. Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем.
  1. Определи жанровую разновидность произведения.
  2. Установи тему произведения.
  3. Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.
  4. Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение.
  5. Раскрой композиционные особенности текста.
  6. Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.
  7. Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
  8. Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План анализа сказки:

1. Название сказки и ее автор (если есть).

по авторству – авторская, народная;

по содержанию – бытовая, волшебная, о животных.

3. Перечисли главных героев сказки

4. Тема сказки и её главная мысль – то есть о чём говорится в сказке? Чему учит сказка?

5. Какие пословицы ты можешь подобрать к этой сказке?

6. Сделай иллюстрацию к сказке.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 492 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.04.2020 2187
  • DOCX 13.6 кбайт
  • 34 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Капралова Анастасия Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

(4, 5, 6, 7 – письменно.)

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чем главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных.

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?

План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

Войти через uID

В объяснительной записке к программе по чтению и начальному литературному образованию для 1–4-х классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е.В. Бунеевых есть раздел, посвященный элементам литературоведческого анализа и эстетического переживания прочитанного. В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, сказка, басня, стихотворение, пьеса. Перечень литературных произведений, которые входят в серию книг для чтения младших школьников, подготовленных Бунеевыми, в основном совпадает с теми, которые изучаются на уроках литературы в колледже "Русский центр", хотя произведения А.П. Чехова и А.И. Куприна читаются детьми уже во 2-м классе и в гораздо большем объеме, нежели это предусмотрено программой Бунеевых. Что же обеспечивает нам возможность читать и понимать такие произведения, как рассказы "Каштанка", "Мальчики", "Белолобый" А.П. Чехова и "Ю-ю", "Сапсан", "Барбос и Жулька" А.И. Куприна уже во 2-м классе? Формирование этого интереса возможно только при самостоятельной работе учащихся с текстом под руководством учителя.

Для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, мной разработан план, по которому дети составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.

Обычно я задаю на дом заполнить этот план, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о запомнившемся персонаже. Мне кажется, что этот вид работы приносит ощутимые плоды. Дети приучаются в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя – носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2-го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя.

План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

Но, конечно, работа на уроках литературы не ограничивается прозаическими произведениями. Глубокое эстетическое переживание при чтении лирических произведений – один из путей к развитию творческих возможностей самого ребенка.

Работа по постижению поэтического замысла автора хорошо и подробно описана в книге В.Левина "Когда маленький школьник становится большим читателем". Безусловно, учить ребенка творчеству необходимо. Мне кажется, что проанализировать лирические произведения дети смогут самостоятельно и творчески, если их этому научить. И в этой работе опорой выступает план, алгоритм. По-моему, в представленном плане удалось избежать ненужной дидактичности, которая убивает дух поэзии, а с другой стороны, позволяет ребенку выступить "соавтором" любого читаемого стихотворения, пережить настроение автора, "присвоить" себе его достижения и находки.

План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

(4, 5, 6, 7 – письменно.)

В каких ситуациях применяются данные опоры? Во-первых, на протяжении довольно долгого периода в 1-м классе, когда ребята устно отвечают на перечисленные вопросы или в некоторых случаях ведут записи в тетради по литературе под руководством учителя. Во вторых, во 2-м и 3-м классах, когда круг чтения сильно расширяется, и они уже самостоятельно пользуются этими опорами для того, чтобы проанализировать выбранные ими рассказ или сказку.

Но, пожалуй, самым убедительным аргументом в пользу этого универсального подхода является творческая деятельность учащихся. Ведь умение самостоятельно написать аннотацию к прочитанной книге, описать полюбившегося героя, написать сочинение-размышление на ту или иную тему, самостоятельно найти и отметить художественные достоинства стихотворения, басни, способность сочинить по заданному алгоритму подобие мифа или мюнхгаузеновской байки – вот реальные доказательства того, что метод, предложенный мной, имеет право на обсуждение. В качестве проверки я провожу еще и контрольные работы по литературе, которые также являются средством проверки сформированности правильного типа читательской деятельности.

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).
10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?

План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?
3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
3. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим второклассникам

1. Успенский Э. Вера и Анфиса.
2. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.
3. Александрова Т.И. Кузька (сказка).
4. Волков А.И. Волшебник Изумрудного города.
5. "По дорогам сказки" – сказки писателей разных стран. Пересказ Т.Габбе и А.Любарской.
6. Чуковский К. Доктор Айболит.
7. Родари Дж. Приключения Чиполлино. Сказки по телефону.
8. Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино.
9. Маршак С.Я. Сказки. Песни. Загадки.
10. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей.

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим третьеклассникам

1. Харрис Д.Г. Сказки дядюшки Римуса.
2. Акимушкин И.И. Когда крокодилы летали.
3. Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне и другие повести.
4. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса по Швеции.
5. Каверин В. Сказки города Немухина.
6. Медведев М. Баранкин, будь человеком!
7. Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
8. Нессбит Э. Сказки по книге "Золотой дракон".
9. Успенский Э. Вниз по волшебной реке.
10. Алексин А. В стране вечных каникул.
11. Олеша Ю. Три толстяка.
12. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.
13. Льюис К. Лев, колдунья и платяной шкаф.

Отзыв о прочитанной книге должен быть составлен по следующей форме:

1. Автор книги.
2. Название книги.
3. Количество дней, которое ушло на прочтение этой книги.
4. Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
5. Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
6. Чему научила тебя эта книга?

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим четвероклассникам

1. Осеева В. Динка.
2. Толкиен Дж. Р. Хоббит, или Туда и обратно.
3. Трэверс П. Мэри Поппинс.
4. Бернет Ф. Маленький лорд Фаунтлерой. Маленькая принцесса, или Приключения Сары Крю.
5. Чарская Л. Записки гимназистки. Княжна Джаваха.
6. Свифт Д. Путешествия Лемюэля Гулливера.
7. Чуковский К. Серебряный герб.
8. Льюис К. Конь и его мальчик. Принц Каспиан.
9. Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.
10. Прокофьева С.Л. Ученик волшебника.
11. Фарджон Э. Сказки.
12. Куприн А.И. Белый пудель.
13. Акимушкин И.И. Чудеса природы.

Отзыв о прочитанной книге должен быть составлен по следующей форме:

1. Автор книги.
2. Название книги.
3. Вступление, в котором кратко описываются время и место действия книги. Перечисляются главные герои с кратким пояснением, кто они.
4. Краткий пересказ основных событий (сюжет) с выделением самого захватывающего момента книги.
5. Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?

Читайте также: