Земство что это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вве­де­ны зем­ской ре­фор­мой 1864 года в 34 гу­бер­ни­ях: в 1865 году - в Во­ро­неж­ской, Ка­зан­ской, Ка­луж­ской, Ко­ст­ром­ской, Кур­ской, Мо­с­ков­ской, Ни­же­го­род­ской, Нов­го­род­ской, Са­мар­ской, Санкт-Пе­тер­бург­ской, Пен­зен­ской, Пол­тав­ской, Псков­ской, Ря­зан­ской, Там­бов­ской, Харь­ков­ской, Хер­сон­ской, Чер­ни­гов­ской, Яро­слав­ской; в 1866 году - во Вла­ди­мир­ской, Ека­те­ри­но­слав­ской, Ор­лов­ской, Са­ра­тов­ской, Сим­бир­ской, Смо­лен­ской, Твер­ской, Туль­ской и Тав­ри­че­ской; в 1867 году - в Вят­ской и Оло­нец­кой; в 1869 году - в Бес­са­раб­ской; в 1870 году - в Во­ло­год­ской и Перм­ской; в 1875 году - в Уфим­ской. В 1875-1882 земства су­щест­во­ва­ли в Об­лас­ти вой­ска Дон­ско­го. В 1906 году соз­да­ны в Ви­теб­ской, Во­лын­ской, Ки­ев­ской, Мин­ской, Мо­ги­лёв­ской и По­доль­ской, в 1913 году - в Ас­т­ра­хан­ской, Орен­бург­ской и Став­ро­поль­ской гу­бер­ни­ях. К 1916 году зем­ские уч­ре­ж­де­ния дей­ст­во­ва­ли в 43 из 94 гу­бер­ний и об­лас­тей Рос­сии; их дея­тель­но­стью бы­ло ох­ва­че­но 110 млн. человек из 172 млн. человек. Земства са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­ля­ли главные на­прав­ле­ния сво­ей дея­тель­но­сти (за ис­клю­че­ни­ем вы­пол­не­ния ря­да обя­зательных по­вин­но­стей - строи­тель­ст­ва и со­дер­жа­ния до­рог, со­дер­жа­ния не­ко­то­рых государственных уч­реж­де­ний и др.). Они под­ле­жа­ли кон­тро­лю со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва, уси­лен­но­му Зем­ским по­ло­же­ни­ем 1890 года. Осо­бый раз­мах дея­тель­ность земства при­об­ре­ла с 1890-х годов.

В земства по­дав­ляю­ще­го боль­шин­ст­ва гу­бер­ний пре­об­ла­да­ло (осо­бен­но с вве­де­ни­ем в дей­ст­вие Зем­ско­го по­ло­же­ния 1890 года) дво­рян­ст­во. Там, где дво­рян­ское зем­ле­вла­де­ние прак­ти­че­ски от­сут­ст­во­ва­ло (например, в Вят­ской, Во­ло­год­ской, Оло­нец­кой и Перм­ской гу­бер­ни­ях), со­став зем­ских со­б­ра­ний был пре­имущественно кре­сть­ян­ским.

К серь­ёз­ным из­ме­не­ни­ям в со­ци­аль­ном со­ста­ве земств и их струк­ту­ре долж­ны бы­ли при­вес­ти ре­фор­мы ме­ст­но­го са­моуправ­ле­ния, про­ек­ты ко­то­рых бы­ли раз­ра­бо­та­ны под руководством П. А. Сто­лы­пи­на, а так­же в Министерстве внутренних дел в 1914 году. Они пред­пола­га­ли соз­да­ние во­ло­ст­ных земств, ли­к­ви­да­цию со­слов­но­го раз­де­ле­ния ку­рий при вы­бо­ре зем­ских глас­ных, по­ни­же­ние иму­щественного цен­за вдвое и др., но не бы­ли реа­ли­зо­ва­ны.

Зем­ские фи­нан­сы

Важ­ным фак­то­ром са­мо­стоя­тель­но­сти земств бы­ло то, что они са­ми фор­ми­ро­ва­ли свой бюд­жет. Его ос­но­ву со­став­ля­ли до­хо­ды от на­ло­го­об­ло­же­ния не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва (главным образом зе­мель и ле­сов: во второй половине XIX века в боль­шин­ст­ве земств та­кие по­сту­п­ле­ния со­став­ля­ли 2/3 и бо­лее их бюд­же­та), сви­де­тельств и па­тен­тов на тор­го­во-промышленные за­ве­де­ния. В начале XX века до­ля на­ло­гов с тор­го­во-промышленных за­ве­де­ний в бюд­же­тах земств ста­ла рас­ти; наи­бо­лее круп­ны­ми бы­ли по­сту­п­ле­ния от та­ких на­ло­гов в Московской, Ека­те­ри­но­слав­ской и Вла­ди­мир­ской гу­бер­ни­ях. В 1913 году в Цен­траль­но­про­мыш­лен­ном рай­оне до­хо­ды от об­ло­же­ния фаб­рик, за­во­дов и го­род­ско­го не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва со­став­ля­ли около 25% все­го бюд­же­та земств этих гу­бер­ний, а в Цен­траль­но­чер­но­зём­ном рай­оне - около 10%. Земства по­лу­ча­ли так­же до­хо­ды от экс­плуа­та­ции собственного не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва и промышленных пред­при­ятий, про­цен­ты с при­над­ле­жав­ших земствам ка­пи­та­лов и др. Земства так­же поль­зо­ва­лись пра­вом об­ла­гать на­се­ле­ние ря­дом пря­мых на­ло­гов. Раз­ви­тие сис­те­мы зем­ско­го на­ло­го­об­ло­же­ния спо­соб­ст­во­ва­ло воз­ник­но­ве­нию и со­вер­шен­ст­во­ва­нию зем­ской ста­ти­сти­ки.

В пе­ри­од ин­ду­ст­риа­ли­за­ции конца XIX - начала XX веков на­блю­дал­ся ус­ко­рен­ный рост зем­ских бюд­же­тов. За 1890-1914 годы бюд­же­ты земств 34 гу­бер­ний уве­ли­чи­лись бо­лее чем в 5 раз (за 1906-1914 годы в 2 ра­за). С начала XX века пра­ви­тель­ст­во ста­ло вы­да­вать земствам суб­си­дии (пер­во­на­чаль­но не­боль­шие), с 1908 года земства ста­ли по­лу­чать суб­си­дии на вве­де­ние все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния, раз­ви­тие аг­ро­но­мической по­мо­щи на­се­ле­нию и др.; в 1913 году они со­став­ля­ли 18% об­ще­го бюд­же­та земств центральных гу­бер­ний Ев­ропейской Рос­сии. Кро­ме то­го, земства по­лу­ча­ли от пра­ви­тель­ст­ва зна­чительные це­ле­вые кре­ди­ты и по­со­бия на строи­тель­ст­во школ, уст­рой­ст­во сельскохозяйственных опыт­ных стан­ций, борь­бу с эпи­де­мия­ми, от­кры­тие боль­ниц и т. д.

Пер­во­на­чаль­но свои основные сред­ст­ва земства тра­ти­ли на вы­пол­не­ние обя­за­тель­ных по­вин­но­стей (в 1893 году рас­хо­ды земств 30 гу­бер­ний на эти це­ли со­ста­ви­ли 12,1 млн. рублей, или около 82% всех рас­хо­дов), ос­таль­ная часть средств шла на вы­пол­не­ние не­обя­за­тель­ных по­вин­но­стей. За­тем со­от­но­ше­ние из­ме­ни­лось. В 1914 году сме­та земств 43 гу­бер­ний со­ста­ви­ла 346,6 млн. рублей [наи­боль­шей она бы­ла в земстве Харь­ков­ской губернии (18,1 млн. рублей), наи­мень­шей - в земстве Ас­т­ра­хан­ской губернии (2,65 млн. рублей)].

Раз­ви­тие на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния с конца XIX века бы­ло наи­бо­лее при­ори­тет­ной сфе­рой дея­тель­но­сти земств. В ней земства со­сре­до­то­чи­ли свои уси­лия на раз­ви­тии на­чаль­ной сель­ской (т. н. зем­ской) шко­лы. С конца 1860-х годов уча­стие земств в народном об­ра­зо­ва­нии вы­ра­жа­лось в под­го­тов­ке учи­те­лей для на­чаль­ных школ и вы­пла­те им (пол­но­стью или час­тич­но) жа­ло­ва­нья (про­чие рас­хо­ды про­из­во­ди­ли кре­сть­ян­ские об­щи­ны). Пер­вые специальные учеб­ные за­ве­де­ния (учи­тель­ские се­ми­на­рии) от­кры­ты Ря­зан­ским и Нов­го­род­ским (1869 год), Мос­ков­ским и Ка­зан­ским (1871 год) гу­берн­ски­ми земствами. Все­го в 1869-1873 годах земства уч­ре­ди­ли 12 учи­тель­ских се­ми­на­рий. В 1870-х годах земства 16 гу­бер­ний вы­пла­чи­вали по­со­бия учи­тель­ским се­ми­на­ри­ям Министерства народного про­све­ще­ния.

Земства со­дер­жа­ли сво­их сти­пен­диа­тов в государственных учи­тель­ских се­ми­на­ри­ях. С це­лью по­вы­ше­ния профессиональной под­го­тов­ки учи­те­лей земства уст­раи­ва­ли для них пе­да­го­гические кур­сы, со­зы­ва­ли съез­ды учи­те­лей (в 1885 году - конце 1890-х годов не со­зы­ва­лись из-за за­пре­та пра­ви­тель­ст­ва). По­сте­пен­но земства рас­ши­ря­ли своё уча­стие в со­дер­жа­нии школ, обес­пе­чи­ва­ли их учеб­ны­ми по­со­бия­ми, не­ко­то­рые земства оп­ла­чи­ва­ли зав­тра­ки уча­щих­ся, при­об­ре­та­ли для них тё­п­лую оде­ж­ду и обувь. В середине 1890-х годов земства раз­ви­ли ак­тив­ную дея­тель­ность по строи­тель­ст­ву, а так­же ка­пи­таль­но­му ре­мон­ту школь­ных зда­ний, в 1908 году, ис­поль­зуя це­ле­вые суб­си­дии пра­ви­тель­ст­ва, при­сту­пи­ли к пол­но­му ос­во­бо­ж­де­нию сель­ских об­ществ от рас­хо­дов на со­дер­жание школ.

Со­глас­но По­ло­же­нию о на­чаль­ных на­род­ных учи­ли­щах 1874 года, административными и учеб­но-вос­пи­тательными во­про­са­ми зем­ских школ ве­да­ли ин­спек­то­ра народных учи­лищ и учи­лищ­ные со­ве­ты (в их со­став вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли земств), а земства пред­став­ля­ли им сво­их кан­ди­да­тов на ут­вер­жде­ние в учи­тель­ских долж­но­стях; од­на­ко во мно­гих слу­ча­ях фак­ти­че­ски зем­ски­ми шко­ла­ми ру­ко­во­ди­ли зем­ские упра­вы. Земства до­би­ва­лись рас­ши­ре­ния сво­его пред­ста­ви­тель­ст­ва в учи­лищ­ных со­ве­тах и уча­стия в вы­ра­бот­ке про­грамм обу­че­ния. В 1890-х годах в 23 гу­берн­ских земствах соз­да­ны школь­ные ко­мис­сии (из зем­ских глас­ных, зем­ских слу­жа­щих и вы­бор­ных пред­ста­ви­те­лей от учи­те­лей); их ис­пол­нительными ор­га­на­ми бы­ли от­де­лы или бю­ро при зем­ских упра­вах.

Зем­ские шко­лы, за не­боль­ши­ми ис­клю­че­ния­ми, бы­ли бес­плат­ны­ми. Пер­во­на­чаль­но в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве зем­ских школ курс обу­че­ния длил­ся 3 го­да (за­ня­тия с тре­мя от­де­ле­ния­ми уча­щих­ся, как пра­ви­ло, вёл один учи­тель, ре­же - два), в ос­таль­ных - 4 го­да (ра­бо­та­ли главным образом два учи­те­ля). До­ля школ с 4-лет­ним кур­сом обу­че­ния уве­ли­чи­валась и к 1911 году со­ста­ви­ла по­ло­ви­ну от все­го чис­ла зем­ских школ. В зем­ских шко­лах пре­по­да­ва­лись За­кон Бо­жий (за­ня­тия по это­му пред­ме­ту обыч­но вёл при­ход­ской свя­щен­ник), русский язык, ариф­ме­ти­ка и чис­то­пи­са­ние. Не­ко­то­рые учи­те­ля до­би­ва­лись вклю­че­ния в их про­грам­му кур­сов по ис­то­рии, гео­гра­фии и ес­те­ст­во­зна­нию (био­ло­гии). В це­лом обу­че­ние в зем­ских шко­лах ве­лось на бо­лее вы­со­ком уров­не, чем в цер­ков­но-при­ход­ских шко­лах - на­чаль­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях дру­го­го, наи­бо­лее рас­про­стра­нён­но­го, ти­па.

С начала 1870-х годов земства не­од­но­крат­но хо­да­тай­ст­во­ва­ли пе­ред пра­ви­тель­ст­вом о вве­де­нии все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния (к 1907 году по­да­но 119 та­ких хо­да­тайств). Прак­тические ша­ги в этом на­прав­ле­нии го­су­дар­ст­во пред­при­ня­ло в начале XX века: за 1907-1914 годы государственные рас­хо­ды на на­чаль­ное обу­че­ние, б. ч. ко­то­рых по­сту­па­ла в земства, вы­рос­ли в 7 раз (с 7 до 49 млн. рублей. В 1907-1912 годах земства от­кры­ли в на­чаль­ных учи­ли­щах около 27 тыс. но­вых т. н. ком­плек­тов (1 учи­тель и 50 учащихся). В 1910 году су­ще­ст­во­ва­ло около 28 тыс. зем­ских школ, где обу­ча­лось 1,8 млн. де­тей и ра­бо­та­ло 30 тыс. учи­те­лей; в 1916 году ко­ли­че­ст­во зем­ских школ дос­тиг­ло 45,7 тыс., в них бы­ло 3,3 млн.учащихся и 80 тыс. учи­те­лей.

С 1870-х годов земства соз­да­ва­ли про­фес­сио­наль­ные (ре­мес­лен­ные и сельскохозяйственные) на­чаль­ные и сред­ние учеб­ные за­ве­де­ния со сро­ком обу­че­ния 3-5 лет. В 1884-1903 годах земства от­кры­ли 48 сельскохозяйственных школ со сро­ком обу­че­ния 3 го­да. Земства суб­си­ди­ро­ва­ли государственные и ча­ст­ные сред­ние шко­лы - жен­ские и муж­ские гим­на­зии, ре­аль­ные и тех­нические учи­ли­ща; рас­хо­ды земств на эти це­ли за 1906-1914 годах в центральных гу­бер­ни­ях Ев­ропейской Рос­сии уве­ли­чи­лись поч­ти на­по­ло­ви­ну (например, в Ко­ст­ром­ской губернии - с 52 до 143 тыс. рублей в год). Земства от­кры­ва­ли соб­ст­вен­ные сред­ние шко­лы, ши­ро­ко прак­ти­ко­ва­ли (осо­бен­но во Вла­ди­мир­ской, Во­ро­неж­ской, Ко­ст­ром­ской и Кур­ской гу­бер­ни­ях) вы­да­чу сти­пен­дий уча­щим­ся сред­них и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний.

В ус­ло­ви­ях бур­но­го рос­та коо­пе­ра­тив­но­го дви­же­ния в начале XX века земства ока­зы­ва­ли со­дей­ст­вие раз­ви­тию коо­пе­ра­ции. Для фи­нан­си­ро­ва­ния коо­пера­тив­ных ор­га­ни­за­ций земства уч­ре­ж­да­ли зем­ские кас­сы мел­ко­го кре­ди­та. К началу 1913 года та­кие кас­сы бы­ли соз­да­ны 15 гу­берн­ски­ми и 133 уезд­ны­ми земствами (об­щий ка­пи­тал около 50 млн. рублей), к на­ча­лу Первой ми­ро­вой вой­ны - по­ло­ви­ной всех земств стра­ны. Земства про­во­ди­ли ин­ст­рук­ти­ро­ва­ние, ста­ти­стические об­сле­до­ва­ния коо­пе­ра­тив­ных ор­га­ни­за­ций, уст­раи­ва­ли коо­пе­ра­тив­ные съез­ды и кур­сы, при­вле­ка­ли коо­пе­ра­ти­вы к про­ве­де­нию различных эко­но­мических и куль­тур­но-про­све­тительских ме­ро­прия­тий.

Земства спо­соб­ст­во­ва­ли со­хра­не­нию и раз­ви­тию кус­тар­ных про­мы­слов, пре­дос­тав­ляя кус­та­рям за­ка­зы, кре­ди­ты, снаб­жая их сырь­ём, ор­га­ни­зо­вы­вая сбыт их про­дук­ции. Боль­ших ус­пе­хов в этом дос­тиг­ли Мо­сков­ское (ока­зы­ва­ло в пер­вую оче­редь со­дей­ст­вие ху­дожественным про­мыс­лам) и Вла­ди­мир­ское гу­берн­ские земства. Кро­ме то­го, земства при­гла­ша­ли ин­ст­рук­то­ров по различным ви­дам кус­тар­ных про­мы­слов и от­кры­ва­ли учеб­ные мас­тер­ские и шко­лы (в 1914 году в Пол­тав­ской губернии их на­счи­ты­ва­лось около 90, в Вят­ской губернии - 70).

В сфе­ре об­ще­ст­вен­но­го при­зре­ния земства за­ни­ма­лись де­ла­ми, ра­нее под­ве­дом­ст­вен­ны­ми при­ка­зам об­ще­ст­вен­но­го при­зре­ния: гу­берн­ские земства со­дер­жа­ли за­ве­де­ния для ду­шев­но­боль­ных (в 1908 году в них ле­чи­лись около 48 тыс. человек), до­ма си­рот и шко­лы для них, гос­пи­та­ли, бо­га­дель­ни. Земства уст­раи­ва­ли при­юты для под­ки­ды­шей и сле­пых, дет­ские яс­ли на пе­ри­од по­ле­вых ра­бот, ноч­леж­ные до­ма при шко­лах для де­тей из уда­лён­ных се­ле­ний. Боль­шое вни­ма­ние этой ра­бо­те уде­ля­ли земства Ни­же­го­род­ской и Ко­ст­ром­ской гу­бер­ний. Земства так­же ока­зы­ва­ли еди­но­вре­мен­ную по­мощь на­се­ле­нию, по­стра­дав­ше­му в ре­зуль­та­те сти­хий­ных бед­ст­вий. В Первую ми­ро­вую вой­ну при­зре­ние си­рот, ока­за­ние по­мо­щи ин­ва­ли­дам, бе­жен­цам и семь­ям фрон­то­ви­ков ста­ло од­ним из главных на­прав­ле­ний ра­бо­ты земств.

Зем­ские слу­жа­щие

От­но­ше­ния ме­ж­ду зем­ст­ва­ми и ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей

Выс­ший над­зор за ра­бо­той земств осу­ще­ст­в­лял Се­нат, ко­то­рый иг­рал в це­лом ста­би­ли­зи­рую­щую роль во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду земствами и ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей. Се­нат не­од­но­крат­но за­щи­щал пра­во земств на­прав­лять свои хо­да­тай­ст­ва пра­ви­тель­ст­ву. В 1865-1884 годах земства воз­бу­ди­ли пе­ред пра­ви­тель­ст­вом 2623 хо­да­тай­ст­ва, из ко­то­рых 48% бы­ли удов­ле­тво­ре­ны.

Кон­фрон­та­ция земств и вла­сти дос­тиг­ла пи­ка в начале 1900-х годов. Пра­ви­тель­ст­во пре­пят­ст­во­ва­ло соз­да­нию об­ще­зем­ской ор­га­ни­за­ции, в 1901 году со­труд­ни­че­ст­во ме­ж­ду земствами по­став­ле­но под кон­троль гу­бер­на­то­ров. Что­бы обой­ти это ог­ра­ни­че­ние, зем­цы ис­поль­зо­ва­ли для об­су­ж­де­ния об­ще­зем­ских во­про­сов профессиональных съез­ды вра­чей, аг­ро­но­мов, ста­ти­сти­ков и учи­те­лей. Сре­ди них бы­ли по­пу­ляр­ны не­она­род­ни­че­ские и со­циа­ли­стические идеи. В конце XIX - начале XX веков бы­ло свыше 70 слу­ча­ев от­ка­за со сто­ро­ны ад­ми­ни­ст­ра­ции ут­вер­дить вновь из­бран­ных пред­се­да­те­лей и чле­нов зем­ских управ в их долж­но­стях. Ши­ро­кий ре­зо­нанс по­лу­чил от­каз министра внутренних дел В. К. Пле­ве ут­вер­дить в 1904 году в долж­но­сти председателя Московской гу­берн­ской зем­ской упра­вы ли­де­ра уме­рен­но­го кры­ла зем­ско­го дви­же­ния Д. Н. Ши­по­ва. В Ре­во­лю­цию 1905-1907 годов ряд ли­бе­раль­ных зем­цев (сре­ди них председатель Туль­ской гу­берн­ской зем­ской упра­вы Г. Е. Львов и председатель Ков­ров­ской уезд­ной зем­ской упра­вы Н. П. Му­ра­тов, оба - ка­де­ты) бы­ли сня­ты со сво­их по­стов гу­бер­на­то­ра­ми.

С 1906 года на­блю­дал­ся спад оп­по­зи­ци­он­ных на­строе­ний сре­ди зем­цев, мно­гие из ко­то­рых бы­ли удов­ле­тво­ре­ны Ма­нифе­стом 17 ок­тяб­ря 1905 года. Ес­ли до 1905 года в зем­ских упра­вах пре­об­ла­да­ли ли­бе­ра­лы, то по­сле зем­ских вы­бо­ров 1906-1907 годах в ру­ко­во­дстве земств рас­про­стра­ни­лись кон­сер­ва­тив­ные на­строе­ния. В 1905 году из 34 пред­седа­те­лей гу­берн­ских зем­ских управ бы­ло 15 ка­де­тов, 6 про­грес­си­стов, 13 ок­тяб­ри­стов и ни од­но­го пра­во­го, в 1906 году (по­сле пе­ре­вы­бо­ров) - 1 ка­дет и 3 про­грес­си­ста, 19 ок­тяб­ри­стов и 11 пра­вых. Из­ме­не­ния в со­ста­ве земств спо­соб­ст­во­ва­ли ус­та­нов­ле­нию бо­лее кон­ст­рук­тив­ных от­но­ше­ний с ор­га­на­ми вла­сти, хо­тя кон­фрон­та­ция ме­ж­ду земствами и ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей не ис­чез­ла.

В Первую ми­ро­вую вой­ну 1914-1918 годах ра­бо­та земств су­ще­ст­вен­но ос­лож­ни­лась, в ре­зуль­та­те мо­би­ли­за­ций со­став зем­ских слу­жа­щих со­кра­тил­ся к концу 1916 года поч­ти на треть. Для ока­за­ния по­мо­щи ра­не­ным гу­берн­ские земства соз­да­ли Зем­ский со­юз, ко­то­рый совместно с Сою­зом го­ро­дов в 1915 году уч­ре­дил Зем­гор, за­ни­мав­ший­ся снаб­же­ни­ем ар­мии сна­ря­же­ни­ем и воо­ру­же­ни­ем. Сре­ди зем­ских глас­ных в тот пе­ри­од вновь по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние оп­по­зи­ци­он­ные, ли­бе­раль­ные, на­строе­ния, вы­рос­ло влия­ние ка­де­тов. Оп­по­зи­ци­он­ная дея­тель­ность земств спо­соб­ст­во­ва­ла дис­кре­ди­та­ции вла­сти и при­бли­жа­ла кру­ше­ние Российской им­пе­рии.

Временное пра­ви­тель­ст­во, воз­ник­шее по­сле Февральской ре­во­лю­ции 1917 года, рас­смат­ри­ва­ло земства как свою опо­ру на мес­тах. От­стра­нив от вла­сти преж­ний административный ап­па­рат, оно на­зна­чи­ло пред­се­да­те­лей гу­берн­ских и уезд­ных зем­ских управ свои­ми гу­берн­ски­ми и уезд­ны­ми ко­мис­са­ра­ми, на­де­ли­ло земства всей пол­но­той вла­сти на мес­тах, под­чи­ни­ло им вновь соз­дан­ную ми­ли­цию. Земства бы­ли вве­де­ны прак­ти­че­ски на всей тер­ри­то­рии Рос­сии, кро­ме северных ме­ст­но­стей с низ­кой плот­но­стью на­се­ле­ния, а так­же ка­зачь­их рай­онов (од­на­ко бы­ло вве­де­но в За­бай­каль­ской области, где рас­по­ла­га­лось За­бай­каль­ское ка­за­чье вой­ско). В гу­бер­ни­ях, где земства су­ще­ст­во­ва­ли до 1917 года, вве­де­ны во­ло­ст­ные земства. Со­стоя­лись пря­мые все­об­щие рав­ные и тай­ные вы­бо­ры во­ло­ст­ных и уезд­ных глас­ных. Земствам бы­ло пре­дос­тав­ле­но пра­во вво­дить но­вые сбо­ры с на­се­ле­ния.

В пер­вые ме­ся­цы по­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года не­ко­то­рые земства от­кры­то вы­сту­пи­ли про­тив советской вла­сти, дру­гие всту­пи­ли в коа­ли­цию с ме­ст­ны­ми со­ве­та­ми. Ли­к­ви­да­ция земств и пе­ре­да­ча их функ­ций ме­ст­ным со­ве­там (ко­то­рые при об­ра­зо­ва­нии сво­их от­де­лов ис­поль­зо­ва­ли ап­па­рат земств) на­ча­лась по­сле рос­пус­ка Уч­ре­ди­тель­но­го со­б­ра­ния. Боль­шин­ст­во земств ли­к­ви­ди­ро­ва­но к ле­ту 1918 года, окон­ча­тель­но они пре­кра­ти­ли су­ще­ст­во­ва­ние в кон­це Гражданской вой­ны 1917-1922 годов.


Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914—1918 гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918 году декретом Советского правительства.

Содержание

Общий очерк по истории земства

6 ноября 1904 года состоялся земский съезд, итогом работы которого стала программа реформ из одиннадцати пунктов, плод борьбы и компромиссов между земствами. [1]

Уездные земские учреждения

«Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей („гласных“) в уездные земские собрания. Эти собрания, под председательством уездного предводителя дворянства, собираются ежегодно на короткий срок для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Управа постоянное учреждение, ведает все земские дела своего уезда.

Губернские земские учреждения

В губернское земское собрание, помимо гласных, входили представители ведомств (например, государственных имуществ, духовного и прочих). В губернских собраниях председательствовал губернский предводитель дворянства или иное лицо, установленное на эту должность губернатором.

Участие земских служащих в политической борьбе

Эволюционная деятельность земского движения всемерно поддерживалась, но революционная не поощрялась. Увлечение земцев политической борьбой, отход от от целей и задач, положенных в основу деятельности земских учреждений, приводило, естественно, к тому, что хозяйственная деятельность останавливалась. Порой для наведения порядка приходилось применять жёсткие меры, вплоть до ареста служащих. Недовольные объявляли забастовки, на место ушедших в знак протеста приходили новые. Такое штрейкбрехерство совершенно не вызывало осуждения в земской среде — большинство понимало, что из-за политики страдало дело. Забавно, что период после 1905 года советская историография называла не иначе как реакционным, а вот современники считали, что это были годы окончательного становления земского движения на путь истинный.

Земства в годы первой мировой войны

Земства и земельная реформа

Реформа 1861 года поставила проблем едва ли не больше, чем решила. Вопрос о земле оставался главным на протяжении всего этого времени. Центральные губернии были перенаселены, а громадные просторы Средней Азии и Сибири ост

Земское образование

Земская медицина

Одной из важных сторон работы земства было создание системы медицинской помощи. Организация ее была в существенных чертах такова: уезды разделялись на участки (иногда 4-5 на уезд), каждым участком заведовал врач, приглашаемый земством; для приема амбулаторных больных, для помещения нуждающихся в больничном лечении существовали в каждом участке земские больницы или приемные покои; лечение, содержание больных было бесплатное; в среднем на участкового врача приходится около 10-15 тыс. человек, разъезды врачей были очень велики. Помощниками Земских врачей являлись фельдшера, акушерки и фельдшерицы. Для объединения деятельности земских врачей созывались съезды земских врачей (в Твери 1871).

Земская почта

Некоторые земские управы организовывали свои почтовые службы для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.

Результаты работы земств


Земство

Земство, или земские учреждения, - это органы местного сельского самоуправления. Они были учреждены согласно земской реформе 1864 года в правление императора Александра II.Просуществовали земства довольно долго. До 1918 года продолжали свою работу земские учреждения в губерниях и уездах, а до 1917 года - в волостях.

Во главе уездного земского собрания стоял предводитель уездного дворянства

Собрания собирались раз в году для решения определённых местных задач.

Губернское земское собрание созывалось раз в год для решения наиболее важных вопросов губернии. Предводитель губернского собрания был председателем на данных собраниях.

Постоянным действующим органом была губернская управа , в которую входил председатель и несколько членов.

Губернское собрание состояло не только из гласных, но и из представителей ведомств.

Кто контролировал деятельность земств?

Земства подчинялись непосредственно губернатору и министерству внутренних дел.

Контролировалось исполнение решений земств. Эти решения носили только административно- хозяйственный характер.

С 1890 г. контроль был усилен6 создавались специальные земские присутствия.


Первый состав Тверской губернской земской управы. На фото (слева направо): председатель управы князь Б. В. Мещерский, члены управы А. В. Верёвкин, П. П. Максимович, А. А. Ушаков, секретарь И. В. Тулуб.

ЗЕ́МСТВА, в Рос­сии уезд­ные и гу­берн­ские рас­по­ря­дит. и ис­пол­нит. ор­га­ны ме­ст­но­го все­со­слов­но­го са­мо­управ­ле­ния – зем­ские со­б­ра­ния и зем­ские упра­вы . Вве­де­ны зем­ской ре­фор­мой 1864 в 34 гу­бер­ни­ях: в 1865 – в Во­ро­неж­ской, Ка­зан­ской, Ка­луж­ской, Ко­ст­ром­ской, Кур­ской, Мо­с­ков­ской, Ни­же­го­род­ской, Нов­го­род­ской, Са­мар­ской, С.-Пе­тер­бург­ской, Пен­зен­ской, Пол­тав­ской, Псков­ской, Ря­зан­ской, Там­бов­ской, Харь­ков­ской, Хер­сон­ской, Чер­ни­гов­ской, Яро­слав­ской; в 1866 – во Вла­ди­мир­ской, Ека­те­ри­но­слав­ской, Ор­лов­ской, Са­ра­тов­ской, Сим­бир­ской, Смо­лен­ской, Твер­ской, Туль­ской и Тав­ри­че­ской; в 1867 – в Вят­ской и Оло­нец­кой; в 1869 – в Бес­са­раб­ской; в 1870 – в Во­ло­год­ской и Перм­ской; в 1875 – в Уфим­ской. В 1875–82 З. су­щест­во­ва­ли в Об­лас­ти вой­ска Дон­ско­го. В 1911 З. соз­да­ны в Ви­теб­ской, Во­лын­ской, Ки­ев­ской, Мин­ской, Мо­ги­лёв­ской и По­доль­ской, в 1913 – в Ас­т­ра­хан­ской, Орен­бург­ской и Став­ро­поль­ской гу­бер­ни­ях. К 1916 зем­ские уч­ре­ж­де­ния дей­ст­во­ва­ли в 43 из 94 гу­бер­ний и об­лас­тей Рос­сии; их дея­тель­но­стью бы­ло ох­ва­че­но 110 млн. чел. из 172 млн. чел. З. са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­ля­ли гл. на­прав­ле­ния сво­ей дея­тель­но­сти (за ис­клю­че­ни­ем вы­пол­не­ния ря­да обя­зат. по­вин­но­стей – строи­тель­ст­ва и со­дер­жа­ния до­рог, со­дер­жа­ния не­ко­то­рых гос. уч­реж­де­ний и др.). Они под­ле­жа­ли кон­тро­лю со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва, уси­лен­но­му Зем­ским по­ло­же­ни­ем 1890 . Осо­бый раз­мах дея­тель­ность З. при­об­ре­ла с 1890-х гг.

Читайте также: