Земство что это кратко
Обновлено: 05.07.2024
Введены земской реформой 1864 года в 34 губерниях: в 1865 году - в Воронежской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Санкт-Петербургской, Пензенской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Тамбовской, Харьковской, Херсонской, Черниговской, Ярославской; в 1866 году - во Владимирской, Екатеринославской, Орловской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Тверской, Тульской и Таврической; в 1867 году - в Вятской и Олонецкой; в 1869 году - в Бессарабской; в 1870 году - в Вологодской и Пермской; в 1875 году - в Уфимской. В 1875-1882 земства существовали в Области войска Донского. В 1906 году созданы в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилёвской и Подольской, в 1913 году - в Астраханской, Оренбургской и Ставропольской губерниях. К 1916 году земские учреждения действовали в 43 из 94 губерний и областей России; их деятельностью было охвачено 110 млн. человек из 172 млн. человек. Земства самостоятельно определяли главные направления своей деятельности (за исключением выполнения ряда обязательных повинностей - строительства и содержания дорог, содержания некоторых государственных учреждений и др.). Они подлежали контролю со стороны государства, усиленному Земским положением 1890 года. Особый размах деятельность земства приобрела с 1890-х годов.
В земства подавляющего большинства губерний преобладало (особенно с введением в действие Земского положения 1890 года) дворянство. Там, где дворянское землевладение практически отсутствовало (например, в Вятской, Вологодской, Олонецкой и Пермской губерниях), состав земских собраний был преимущественно крестьянским.
К серьёзным изменениям в социальном составе земств и их структуре должны были привести реформы местного самоуправления, проекты которых были разработаны под руководством П. А. Столыпина, а также в Министерстве внутренних дел в 1914 году. Они предполагали создание волостных земств, ликвидацию сословного разделения курий при выборе земских гласных, понижение имущественного ценза вдвое и др., но не были реализованы.
Земские финансы
Важным фактором самостоятельности земств было то, что они сами формировали свой бюджет. Его основу составляли доходы от налогообложения недвижимого имущества (главным образом земель и лесов: во второй половине XIX века в большинстве земств такие поступления составляли 2/3 и более их бюджета), свидетельств и патентов на торгово-промышленные заведения. В начале XX века доля налогов с торгово-промышленных заведений в бюджетах земств стала расти; наиболее крупными были поступления от таких налогов в Московской, Екатеринославской и Владимирской губерниях. В 1913 году в Центральнопромышленном районе доходы от обложения фабрик, заводов и городского недвижимого имущества составляли около 25% всего бюджета земств этих губерний, а в Центральночернозёмном районе - около 10%. Земства получали также доходы от эксплуатации собственного недвижимого имущества и промышленных предприятий, проценты с принадлежавших земствам капиталов и др. Земства также пользовались правом облагать население рядом прямых налогов. Развитие системы земского налогообложения способствовало возникновению и совершенствованию земской статистики.
В период индустриализации конца XIX - начала XX веков наблюдался ускоренный рост земских бюджетов. За 1890-1914 годы бюджеты земств 34 губерний увеличились более чем в 5 раз (за 1906-1914 годы в 2 раза). С начала XX века правительство стало выдавать земствам субсидии (первоначально небольшие), с 1908 года земства стали получать субсидии на введение всеобщего начального обучения, развитие агрономической помощи населению и др.; в 1913 году они составляли 18% общего бюджета земств центральных губерний Европейской России. Кроме того, земства получали от правительства значительные целевые кредиты и пособия на строительство школ, устройство сельскохозяйственных опытных станций, борьбу с эпидемиями, открытие больниц и т. д.
Первоначально свои основные средства земства тратили на выполнение обязательных повинностей (в 1893 году расходы земств 30 губерний на эти цели составили 12,1 млн. рублей, или около 82% всех расходов), остальная часть средств шла на выполнение необязательных повинностей. Затем соотношение изменилось. В 1914 году смета земств 43 губерний составила 346,6 млн. рублей [наибольшей она была в земстве Харьковской губернии (18,1 млн. рублей), наименьшей - в земстве Астраханской губернии (2,65 млн. рублей)].
Развитие народного образования с конца XIX века было наиболее приоритетной сферой деятельности земств. В ней земства сосредоточили свои усилия на развитии начальной сельской (т. н. земской) школы. С конца 1860-х годов участие земств в народном образовании выражалось в подготовке учителей для начальных школ и выплате им (полностью или частично) жалованья (прочие расходы производили крестьянские общины). Первые специальные учебные заведения (учительские семинарии) открыты Рязанским и Новгородским (1869 год), Московским и Казанским (1871 год) губернскими земствами. Всего в 1869-1873 годах земства учредили 12 учительских семинарий. В 1870-х годах земства 16 губерний выплачивали пособия учительским семинариям Министерства народного просвещения.
Земства содержали своих стипендиатов в государственных учительских семинариях. С целью повышения профессиональной подготовки учителей земства устраивали для них педагогические курсы, созывали съезды учителей (в 1885 году - конце 1890-х годов не созывались из-за запрета правительства). Постепенно земства расширяли своё участие в содержании школ, обеспечивали их учебными пособиями, некоторые земства оплачивали завтраки учащихся, приобретали для них тёплую одежду и обувь. В середине 1890-х годов земства развили активную деятельность по строительству, а также капитальному ремонту школьных зданий, в 1908 году, используя целевые субсидии правительства, приступили к полному освобождению сельских обществ от расходов на содержание школ.
Согласно Положению о начальных народных училищах 1874 года, административными и учебно-воспитательными вопросами земских школ ведали инспектора народных училищ и училищные советы (в их состав входили представители земств), а земства представляли им своих кандидатов на утверждение в учительских должностях; однако во многих случаях фактически земскими школами руководили земские управы. Земства добивались расширения своего представительства в училищных советах и участия в выработке программ обучения. В 1890-х годах в 23 губернских земствах созданы школьные комиссии (из земских гласных, земских служащих и выборных представителей от учителей); их исполнительными органами были отделы или бюро при земских управах.
Земские школы, за небольшими исключениями, были бесплатными. Первоначально в подавляющем большинстве земских школ курс обучения длился 3 года (занятия с тремя отделениями учащихся, как правило, вёл один учитель, реже - два), в остальных - 4 года (работали главным образом два учителя). Доля школ с 4-летним курсом обучения увеличивалась и к 1911 году составила половину от всего числа земских школ. В земских школах преподавались Закон Божий (занятия по этому предмету обычно вёл приходской священник), русский язык, арифметика и чистописание. Некоторые учителя добивались включения в их программу курсов по истории, географии и естествознанию (биологии). В целом обучение в земских школах велось на более высоком уровне, чем в церковно-приходских школах - начальных учебных заведениях другого, наиболее распространённого, типа.
С начала 1870-х годов земства неоднократно ходатайствовали перед правительством о введении всеобщего начального обучения (к 1907 году подано 119 таких ходатайств). Практические шаги в этом направлении государство предприняло в начале XX века: за 1907-1914 годы государственные расходы на начальное обучение, б. ч. которых поступала в земства, выросли в 7 раз (с 7 до 49 млн. рублей. В 1907-1912 годах земства открыли в начальных училищах около 27 тыс. новых т. н. комплектов (1 учитель и 50 учащихся). В 1910 году существовало около 28 тыс. земских школ, где обучалось 1,8 млн. детей и работало 30 тыс. учителей; в 1916 году количество земских школ достигло 45,7 тыс., в них было 3,3 млн.учащихся и 80 тыс. учителей.
С 1870-х годов земства создавали профессиональные (ремесленные и сельскохозяйственные) начальные и средние учебные заведения со сроком обучения 3-5 лет. В 1884-1903 годах земства открыли 48 сельскохозяйственных школ со сроком обучения 3 года. Земства субсидировали государственные и частные средние школы - женские и мужские гимназии, реальные и технические училища; расходы земств на эти цели за 1906-1914 годах в центральных губерниях Европейской России увеличились почти наполовину (например, в Костромской губернии - с 52 до 143 тыс. рублей в год). Земства открывали собственные средние школы, широко практиковали (особенно во Владимирской, Воронежской, Костромской и Курской губерниях) выдачу стипендий учащимся средних и высших учебных заведений.
В условиях бурного роста кооперативного движения в начале XX века земства оказывали содействие развитию кооперации. Для финансирования кооперативных организаций земства учреждали земские кассы мелкого кредита. К началу 1913 года такие кассы были созданы 15 губернскими и 133 уездными земствами (общий капитал около 50 млн. рублей), к началу Первой мировой войны - половиной всех земств страны. Земства проводили инструктирование, статистические обследования кооперативных организаций, устраивали кооперативные съезды и курсы, привлекали кооперативы к проведению различных экономических и культурно-просветительских мероприятий.
Земства способствовали сохранению и развитию кустарных промыслов, предоставляя кустарям заказы, кредиты, снабжая их сырьём, организовывая сбыт их продукции. Больших успехов в этом достигли Московское (оказывало в первую очередь содействие художественным промыслам) и Владимирское губернские земства. Кроме того, земства приглашали инструкторов по различным видам кустарных промыслов и открывали учебные мастерские и школы (в 1914 году в Полтавской губернии их насчитывалось около 90, в Вятской губернии - 70).
В сфере общественного призрения земства занимались делами, ранее подведомственными приказам общественного призрения: губернские земства содержали заведения для душевнобольных (в 1908 году в них лечились около 48 тыс. человек), дома сирот и школы для них, госпитали, богадельни. Земства устраивали приюты для подкидышей и слепых, детские ясли на период полевых работ, ночлежные дома при школах для детей из удалённых селений. Большое внимание этой работе уделяли земства Нижегородской и Костромской губерний. Земства также оказывали единовременную помощь населению, пострадавшему в результате стихийных бедствий. В Первую мировую войну призрение сирот, оказание помощи инвалидам, беженцам и семьям фронтовиков стало одним из главных направлений работы земств.
Земские служащие
Отношения между земствами и администрацией
Высший надзор за работой земств осуществлял Сенат, который играл в целом стабилизирующую роль во взаимоотношениях между земствами и местной администрацией. Сенат неоднократно защищал право земств направлять свои ходатайства правительству. В 1865-1884 годах земства возбудили перед правительством 2623 ходатайства, из которых 48% были удовлетворены.
Конфронтация земств и власти достигла пика в начале 1900-х годов. Правительство препятствовало созданию общеземской организации, в 1901 году сотрудничество между земствами поставлено под контроль губернаторов. Чтобы обойти это ограничение, земцы использовали для обсуждения общеземских вопросов профессиональных съезды врачей, агрономов, статистиков и учителей. Среди них были популярны неонароднические и социалистические идеи. В конце XIX - начале XX веков было свыше 70 случаев отказа со стороны администрации утвердить вновь избранных председателей и членов земских управ в их должностях. Широкий резонанс получил отказ министра внутренних дел В. К. Плеве утвердить в 1904 году в должности председателя Московской губернской земской управы лидера умеренного крыла земского движения Д. Н. Шипова. В Революцию 1905-1907 годов ряд либеральных земцев (среди них председатель Тульской губернской земской управы Г. Е. Львов и председатель Ковровской уездной земской управы Н. П. Муратов, оба - кадеты) были сняты со своих постов губернаторами.
С 1906 года наблюдался спад оппозиционных настроений среди земцев, многие из которых были удовлетворены Манифестом 17 октября 1905 года. Если до 1905 года в земских управах преобладали либералы, то после земских выборов 1906-1907 годах в руководстве земств распространились консервативные настроения. В 1905 году из 34 председателей губернских земских управ было 15 кадетов, 6 прогрессистов, 13 октябристов и ни одного правого, в 1906 году (после перевыборов) - 1 кадет и 3 прогрессиста, 19 октябристов и 11 правых. Изменения в составе земств способствовали установлению более конструктивных отношений с органами власти, хотя конфронтация между земствами и администрацией не исчезла.
В Первую мировую войну 1914-1918 годах работа земств существенно осложнилась, в результате мобилизаций состав земских служащих сократился к концу 1916 года почти на треть. Для оказания помощи раненым губернские земства создали Земский союз, который совместно с Союзом городов в 1915 году учредил Земгор, занимавшийся снабжением армии снаряжением и вооружением. Среди земских гласных в тот период вновь получили широкое распространение оппозиционные, либеральные, настроения, выросло влияние кадетов. Оппозиционная деятельность земств способствовала дискредитации власти и приближала крушение Российской империи.
Временное правительство, возникшее после Февральской революции 1917 года, рассматривало земства как свою опору на местах. Отстранив от власти прежний административный аппарат, оно назначило председателей губернских и уездных земских управ своими губернскими и уездными комиссарами, наделило земства всей полнотой власти на местах, подчинило им вновь созданную милицию. Земства были введены практически на всей территории России, кроме северных местностей с низкой плотностью населения, а также казачьих районов (однако было введено в Забайкальской области, где располагалось Забайкальское казачье войско). В губерниях, где земства существовали до 1917 года, введены волостные земства. Состоялись прямые всеобщие равные и тайные выборы волостных и уездных гласных. Земствам было предоставлено право вводить новые сборы с населения.
В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 года некоторые земства открыто выступили против советской власти, другие вступили в коалицию с местными советами. Ликвидация земств и передача их функций местным советам (которые при образовании своих отделов использовали аппарат земств) началась после роспуска Учредительного собрания. Большинство земств ликвидировано к лету 1918 года, окончательно они прекратили существование в конце Гражданской войны 1917-1922 годов.
Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914—1918 гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918 году декретом Советского правительства.
Содержание
Общий очерк по истории земства
6 ноября 1904 года состоялся земский съезд, итогом работы которого стала программа реформ из одиннадцати пунктов, плод борьбы и компромиссов между земствами. [1]
Уездные земские учреждения
«Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей („гласных“) в уездные земские собрания. Эти собрания, под председательством уездного предводителя дворянства, собираются ежегодно на короткий срок для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Управа постоянное учреждение, ведает все земские дела своего уезда.
Губернские земские учреждения
В губернское земское собрание, помимо гласных, входили представители ведомств (например, государственных имуществ, духовного и прочих). В губернских собраниях председательствовал губернский предводитель дворянства или иное лицо, установленное на эту должность губернатором.
Участие земских служащих в политической борьбе
Эволюционная деятельность земского движения всемерно поддерживалась, но революционная не поощрялась. Увлечение земцев политической борьбой, отход от от целей и задач, положенных в основу деятельности земских учреждений, приводило, естественно, к тому, что хозяйственная деятельность останавливалась. Порой для наведения порядка приходилось применять жёсткие меры, вплоть до ареста служащих. Недовольные объявляли забастовки, на место ушедших в знак протеста приходили новые. Такое штрейкбрехерство совершенно не вызывало осуждения в земской среде — большинство понимало, что из-за политики страдало дело. Забавно, что период после 1905 года советская историография называла не иначе как реакционным, а вот современники считали, что это были годы окончательного становления земского движения на путь истинный.
Земства в годы первой мировой войны
Земства и земельная реформа
Реформа 1861 года поставила проблем едва ли не больше, чем решила. Вопрос о земле оставался главным на протяжении всего этого времени. Центральные губернии были перенаселены, а громадные просторы Средней Азии и Сибири ост
Земское образование
Земская медицина
Одной из важных сторон работы земства было создание системы медицинской помощи. Организация ее была в существенных чертах такова: уезды разделялись на участки (иногда 4-5 на уезд), каждым участком заведовал врач, приглашаемый земством; для приема амбулаторных больных, для помещения нуждающихся в больничном лечении существовали в каждом участке земские больницы или приемные покои; лечение, содержание больных было бесплатное; в среднем на участкового врача приходится около 10-15 тыс. человек, разъезды врачей были очень велики. Помощниками Земских врачей являлись фельдшера, акушерки и фельдшерицы. Для объединения деятельности земских врачей созывались съезды земских врачей (в Твери 1871).
Земская почта
Некоторые земские управы организовывали свои почтовые службы для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.
Результаты работы земств
Земство
Земство, или земские учреждения, - это органы местного сельского самоуправления. Они были учреждены согласно земской реформе 1864 года в правление императора Александра II.Просуществовали земства довольно долго. До 1918 года продолжали свою работу земские учреждения в губерниях и уездах, а до 1917 года - в волостях.
Во главе уездного земского собрания стоял предводитель уездного дворянства
Собрания собирались раз в году для решения определённых местных задач.
Губернское земское собрание созывалось раз в год для решения наиболее важных вопросов губернии. Предводитель губернского собрания был председателем на данных собраниях.
Постоянным действующим органом была губернская управа , в которую входил председатель и несколько членов.
Губернское собрание состояло не только из гласных, но и из представителей ведомств.
Кто контролировал деятельность земств?
Земства подчинялись непосредственно губернатору и министерству внутренних дел.
Контролировалось исполнение решений земств. Эти решения носили только административно- хозяйственный характер.
С 1890 г. контроль был усилен6 создавались специальные земские присутствия.
Первый состав Тверской губернской земской управы. На фото (слева направо): председатель управы князь Б. В. Мещерский, члены управы А. В. Верёвкин, П. П. Максимович, А. А. Ушаков, секретарь И. В. Тулуб.
ЗЕ́МСТВА, в России уездные и губернские распорядит. и исполнит. органы местного всесословного самоуправления – земские собрания и земские управы . Введены земской реформой 1864 в 34 губерниях: в 1865 – в Воронежской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, С.-Петербургской, Пензенской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Тамбовской, Харьковской, Херсонской, Черниговской, Ярославской; в 1866 – во Владимирской, Екатеринославской, Орловской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Тверской, Тульской и Таврической; в 1867 – в Вятской и Олонецкой; в 1869 – в Бессарабской; в 1870 – в Вологодской и Пермской; в 1875 – в Уфимской. В 1875–82 З. существовали в Области войска Донского. В 1911 З. созданы в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилёвской и Подольской, в 1913 – в Астраханской, Оренбургской и Ставропольской губерниях. К 1916 земские учреждения действовали в 43 из 94 губерний и областей России; их деятельностью было охвачено 110 млн. чел. из 172 млн. чел. З. самостоятельно определяли гл. направления своей деятельности (за исключением выполнения ряда обязат. повинностей – строительства и содержания дорог, содержания некоторых гос. учреждений и др.). Они подлежали контролю со стороны государства, усиленному Земским положением 1890 . Особый размах деятельность З. приобрела с 1890-х гг.
Читайте также: