Что такое неомальтузианство кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ленин В. И., Рабочий класс и Н., ПСС, т. 23; Судоплатов А. П., Демография, концепции, М., 1974 ; Рубин Я. II., Оптимум населения: что за этим понятием?, Минск, 1979.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

совр. реакц. направление в бурж. идеологии, стремящееся идеологически оправдать империализм с помощью доводов, почерпнутых у Мальтуса и его преемников. Различные теории Н. используются для объяснения экономич. кризисов и безработицы, прикрытия колониализма и обоснования империалистич. агрессии. Итал. и япон. агрессоры пытались обосновать необходимость завоевания "жизненного пространства" высокой рождаемостью и "перенаселением", а герм. фашисты – низкой рождаемостью и депопуляцией, вытекающими якобы из недостатка "жизненного пространства". В основе неомальтузианских построений лежит упрощенная схема отношения абстрактного "населения" и "средств существования". Неомальтузианцы меняют аргументацию в зависимости от тех или иных экономич. и демографич. условий. Так, в условиях резкого падения рождаемости после 1-й мировой войны бурж. демограф Л. Герш выдвинул теорию о том, что источником безработицы и кризиса в конце 20 – сер. 30-х гг. 20 в. является уменьшение прироста населения, ведущее к сокращению потребления. Свою теорию Герш назвал "мальтузианством навыворот". Целью "мальтузианства навыворот", как и "классического" мальтузианства, является отвлечение внимания от социально-экономических причин безработицы и т.п. и переключение его на демографич. процессы.

После 1-й мировой войны среди зап.-европ. демографов получила распространение теория "оптимума населения", согласно к-рой рост или снижение численности населения является положит. фактором лишь до определ. пределов, а гл. проблемой обществ. наук выступает соотношение фактич. и оптимальной численности населения. И здесь на первый план выдвигается демографич. проблема. Зап.-герм. демограф и социолог Г. Маккенрот назвал теорию "оптимума населения" лишенным практич. значения умствованием, в к-ром теория Мальтуса освобождена от "пессимистически ядовитых зубов". По существу она представляет собой более гибкий, "гуманный" вариант Н. Сторонниками теории "оптимума населения" является ряд прогрессивных ученых, стремящихся к улучшению положения трудящихся, но неправильно оценивающих связь демографич. явлений с социально-экономич. факторами. После 2-й мировой войны гл. обр. в США появилось много книг, пропагандирующих реакц. мальтузианские концепции о том, что война – результат перенаселения, что нации с низкой рождаемостью должны защищать себя от наций с высокой рождаемостью, и т.п. (F. A. Pearson and F. A. Harper, The world's hunger, N. Y., 1945; W. Vogt, Road to survival, N. Y., 1948; R. С. Cook, Human fertility: the modern dilemma, N. Y., 1951; G. Bouthoul, La surpopulation dans le monde, P., 1958; P. Reboux, Trop d'enfants?, P., 1951). В этих работах авторы призывали не только к снижению рождаемости, но и повышению смертности для ослабления прироста населения.

В последнее время неомальтузианские теории получили значит. распространение в связи с быстрым ростом населения. За 65 лет 20 в. население земного шара более чем удвоилось. Особенно быстро растет население в освободившихся от колониального гнета странах. Причина этого – снижение смертности от эпидемич. болезней, что при совр. уровне медицины сравнительно легко достижимо и связано лишь с небольшими затратами материальных средств. В то же время в этих странах сохраняется высокий уровень рождаемости, к-рый зависит от сложного комплекса факторов: недостаточного развития экономики, при к-ром семья является производств. ячейкой, использующей труд детей; низкого уровня общей и санитарной культуры; ранних браков и традиций многодетности; значит. влияния религии, запрещающей применение мер по регулированию рождаемости, и т.д. Быстрый рост населения в условиях слаборазвитой экономики вызывает тревогу у мн. ученых, в т.ч. и прогрессивных, и создает почву для неомальтузианской пропаганды. Появилось много работ, в к-рых авторы выдвигают концепции, что не атомная бомба, а бомба перенаселения угрожает миру (A. J. Stuart, Overpopulation. Twentieth century Nemesis, Ν. Υ., 1958).

Движение за мир, миролюбивая политика стран социализма, критика прогрессивных ученых (Дж. Бернал, Р. Гароди, Ж. Годебер, Ж. Фревиль, Ж. де Кастро, Дж. Озер и др.) заставляют и наиболее реакц. мальтузианцев изменить тон. Так, У. Фогт ранее призывал к повышению смертности. В новой кн. – "People! Challenge to survival", N. Y., 1960, Фогт, по-прежнему изображая нищету, голод и войны следствием перенаселения, осн. путь устранения этих бедствий видит в снижении рождаемости. Особое внимание Фогт (как и др. мальтузианцы) уделяет развивающимся странам. Помощь этим странам – это, по его мнению, содействие сокращению рождаемости (доллары не на индустриализацию, а на предупредит. средства).

В действительности причина нищеты бывших колоний и зависимых стран лежит в их экономич. и культурной отсталости; помехой их прогрессу является неоколониализм, а реальным выходом из создавшегося положения – некапиталистич. и социалистич. путь развития. Марксисты не отрицают роли демографич. факторов, влияния темпов роста населения и его возрастного состава на обществ. развитие. Марксисты признают также целесообразность научно обоснованной, гуманной политики регулирования рождаемости, но они выступают против Н., отвлекающего внимание трудящихся от необходимости коренных социально-экономич. преобразований.

Лит.: Боярский А. Я., Об одной разновидности мальтузианства, "Вестн. МГУ. Серия экономики, философии, права", 1957, No 1; Смулевич Б. Я., Критика бурж. теорий и политики народонаселения, М., 1959; Πопов А. Я., Совр. мальтузианство, М., 1960; Валентей Д. И., Реакц. теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963; Thompson W., Population and peace in the Pacific, Chi., 1946; Oser J., Must man starve? The malthusian contraversy, N. Y., [1956 ]; Freville J., La misère et le nombre, t. 1 – L'épouvantail malthusien, P., 1956.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Ленин В. И., Рабочий класс и Н., ПСС, т. 23; Судоплатов А. П., Демография, концепции, М., 1974 ; Рубин Я. II., Оптимум населения: что за этим понятием?, Минск, 1979.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

совр. реакц. направление в бурж. идеологии, стремящееся идеологически оправдать империализм с помощью доводов, почерпнутых у Мальтуса и его преемников. Различные теории Н. используются для объяснения экономич. кризисов и безработицы, прикрытия колониализма и обоснования империалистич. агрессии. Итал. и япон. агрессоры пытались обосновать необходимость завоевания "жизненного пространства" высокой рождаемостью и "перенаселением", а герм. фашисты – низкой рождаемостью и депопуляцией, вытекающими якобы из недостатка "жизненного пространства". В основе неомальтузианских построений лежит упрощенная схема отношения абстрактного "населения" и "средств существования". Неомальтузианцы меняют аргументацию в зависимости от тех или иных экономич. и демографич. условий. Так, в условиях резкого падения рождаемости после 1-й мировой войны бурж. демограф Л. Герш выдвинул теорию о том, что источником безработицы и кризиса в конце 20 – сер. 30-х гг. 20 в. является уменьшение прироста населения, ведущее к сокращению потребления. Свою теорию Герш назвал "мальтузианством навыворот". Целью "мальтузианства навыворот", как и "классического" мальтузианства, является отвлечение внимания от социально-экономических причин безработицы и т.п. и переключение его на демографич. процессы.

После 1-й мировой войны среди зап.-европ. демографов получила распространение теория "оптимума населения", согласно к-рой рост или снижение численности населения является положит. фактором лишь до определ. пределов, а гл. проблемой обществ. наук выступает соотношение фактич. и оптимальной численности населения. И здесь на первый план выдвигается демографич. проблема. Зап.-герм. демограф и социолог Г. Маккенрот назвал теорию "оптимума населения" лишенным практич. значения умствованием, в к-ром теория Мальтуса освобождена от "пессимистически ядовитых зубов". По существу она представляет собой более гибкий, "гуманный" вариант Н. Сторонниками теории "оптимума населения" является ряд прогрессивных ученых, стремящихся к улучшению положения трудящихся, но неправильно оценивающих связь демографич. явлений с социально-экономич. факторами. После 2-й мировой войны гл. обр. в США появилось много книг, пропагандирующих реакц. мальтузианские концепции о том, что война – результат перенаселения, что нации с низкой рождаемостью должны защищать себя от наций с высокой рождаемостью, и т.п. (F. A. Pearson and F. A. Harper, The world's hunger, N. Y., 1945; W. Vogt, Road to survival, N. Y., 1948; R. С. Cook, Human fertility: the modern dilemma, N. Y., 1951; G. Bouthoul, La surpopulation dans le monde, P., 1958; P. Reboux, Trop d'enfants?, P., 1951). В этих работах авторы призывали не только к снижению рождаемости, но и повышению смертности для ослабления прироста населения.

В последнее время неомальтузианские теории получили значит. распространение в связи с быстрым ростом населения. За 65 лет 20 в. население земного шара более чем удвоилось. Особенно быстро растет население в освободившихся от колониального гнета странах. Причина этого – снижение смертности от эпидемич. болезней, что при совр. уровне медицины сравнительно легко достижимо и связано лишь с небольшими затратами материальных средств. В то же время в этих странах сохраняется высокий уровень рождаемости, к-рый зависит от сложного комплекса факторов: недостаточного развития экономики, при к-ром семья является производств. ячейкой, использующей труд детей; низкого уровня общей и санитарной культуры; ранних браков и традиций многодетности; значит. влияния религии, запрещающей применение мер по регулированию рождаемости, и т.д. Быстрый рост населения в условиях слаборазвитой экономики вызывает тревогу у мн. ученых, в т.ч. и прогрессивных, и создает почву для неомальтузианской пропаганды. Появилось много работ, в к-рых авторы выдвигают концепции, что не атомная бомба, а бомба перенаселения угрожает миру (A. J. Stuart, Overpopulation. Twentieth century Nemesis, Ν. Υ., 1958).

Движение за мир, миролюбивая политика стран социализма, критика прогрессивных ученых (Дж. Бернал, Р. Гароди, Ж. Годебер, Ж. Фревиль, Ж. де Кастро, Дж. Озер и др.) заставляют и наиболее реакц. мальтузианцев изменить тон. Так, У. Фогт ранее призывал к повышению смертности. В новой кн. – "People! Challenge to survival", N. Y., 1960, Фогт, по-прежнему изображая нищету, голод и войны следствием перенаселения, осн. путь устранения этих бедствий видит в снижении рождаемости. Особое внимание Фогт (как и др. мальтузианцы) уделяет развивающимся странам. Помощь этим странам – это, по его мнению, содействие сокращению рождаемости (доллары не на индустриализацию, а на предупредит. средства).

В действительности причина нищеты бывших колоний и зависимых стран лежит в их экономич. и культурной отсталости; помехой их прогрессу является неоколониализм, а реальным выходом из создавшегося положения – некапиталистич. и социалистич. путь развития. Марксисты не отрицают роли демографич. факторов, влияния темпов роста населения и его возрастного состава на обществ. развитие. Марксисты признают также целесообразность научно обоснованной, гуманной политики регулирования рождаемости, но они выступают против Н., отвлекающего внимание трудящихся от необходимости коренных социально-экономич. преобразований.

Лит.: Боярский А. Я., Об одной разновидности мальтузианства, "Вестн. МГУ. Серия экономики, философии, права", 1957, No 1; Смулевич Б. Я., Критика бурж. теорий и политики народонаселения, М., 1959; Πопов А. Я., Совр. мальтузианство, М., 1960; Валентей Д. И., Реакц. теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963; Thompson W., Population and peace in the Pacific, Chi., 1946; Oser J., Must man starve? The malthusian contraversy, N. Y., [1956 ]; Freville J., La misère et le nombre, t. 1 – L'épouvantail malthusien, P., 1956.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .


Неомальтузианство -- это демографическая , социальная и демографическая теория , рассматривающая избыточное население бедных или рабочих классов как проблему качества их жизни . Неомальтузианство зародилось в конце 19 века и частично включает в себя демографическую теорию Томаса Мальтуса — население растет больше, чем ресурсы и может произойти мальтузианская катастрофа или перенаселение , отсюда и его название — [ 2 ] , но, в отличие от мальтузианство , рассматривает проблему с точки зрения снижения качества жизни многих бедных людей, а не как проблему избыточного субсидируемого населения, которое могло бы повлиять, по мнению Мальтуса , на государство и, следовательно, на стабильность общественного строя и его элит.

Для неомальтузианства проблемой является избыток многодетности и неограниченное воспроизводство бедных классов , обрекающих их на нищету . Для ее решения они предлагают общественное и индивидуальное осознание необходимости ограниченного деторождения или сознательного деторождения пролетариата , разделение сексуальности и репродукции , защиту свободного материнства , женского освобождения , сексуальной свободы , [ 3 ] продвижение семьи . планирование , т. уход за детьми , а также использование и распространение искусственных методов контрацепции . [ 4 ] ​[ 5 ] ​[ 6 ]

В отличие от неомальтузианства, Томас Мальтус предлагал репрессивные препятствия: сексуальное подавление , целомудрие , отсроченные браки, а также неизбежное появление разрушительных препятствий: голод , эпидемии и войны , для решения экономической проблемы, которую избыток населения вызвал у государства . [ 4 ]

Хотя неомальтузианство относится к идеологическому течению, появившемуся в середине девятнадцатого века в Соединенных Штатах и ​​Англии и распространившемуся во Франции, где оно пережило большой бум, Испании, Португалии и других странах Латинской Америки, связанных с рабочим движением, его можно понимать, в очень широком смысле, как неомальтузианскую позицию тех, кто демонстрирует несоразмерность населения по отношению к способности планеты производить ресурсы, и вообще тех, кто предлагает с середины XX в. содержат население мира.

Неомальтузианство было тесно связано с евгеникой и пользовалось определенной популярностью вплоть до начала Второй мировой войны , когда некоторые из этих идей стали ассоциироваться с фашизмом , особенно из-за нацистского расового дискурса . Во второй половине 20 века вновь появились неомальтузианские позиции — отчасти вызванные демографическим бумом таких стран, как Китай и Индия , — которые стали бы говорить о глобальных проблемах перенаселения . Не имея ярко выраженного рабочего дискурса старого неомальтузианства, эта новая неомальтузианская волна будет источником якобы научных аргументов в пользу движений среднего класса в развитых странах, таких как экология .

Различия между мальтузианством и неомальтузианством

Неомальтузианство провело одно из первых демографических размышлений о последствиях неограниченного и неконтролируемого деторождения в условиях дефицита ресурсов — отсутствия работы, низкой заработной платы, роста цен на продукты питания — сделав ставку на ограничение рождаемости среди рабочего класса. сознательный путь. [ 7 ] Неомальтузианство возникает в контексте промышленной революции , когда население становится все более городским, а условия жизни и труда низших и бедных классов ( пролетариата ) глубоко несчастны. демографический контроль это рассматривается как решение проблемы нищеты бедных многодетных семей и как механизм, способствующий эмансипации женщин .

В этом смысле французский педагог Поль Робен определяет неомальтузианство как:

средства борьбы с бедностью путем ограничения рождаемости до тех пор, пока не будут созданы идеальные условия, гарантирующие хорошее образование, хорошую социальную организацию и хорошее рождение для будущих детей рабочих . [ 8 ]

Классический неомальтузианство стремилось решить в основном проблему нищеты бедных многодетных семей и необходимость пропаганды сознательного продолжения рода и распространения методов контрацепции. Иногда неомальтузианские содержали принципы, которые сегодня мы назвали бы энвайронменталистскими - ресурсов было мало для растущего населения и была необходима истинная гармония человека с природной средой - феминистские - эмансипация женщин в условиях равенства с мужчинами и свободного материнства - и катастрофические - неограниченный рост населения привел к социальному хаосу, нищете и войнам.

Наиболее политизированное неомальтузианство продвигало:

Разделение сексуальности и деторождения - Свободное материнство


Мари Стоупс в своей лаборатории в 1904 году. Палеоботаник и защитница прав женщин стала пионером в открытии клиник по контролю над рождаемостью .

Идеи эмансипации женщины подразумевали допущение равных прав — трудовых и социальных — и, как женщины , притязание на автономную роль как в супружеских отношениях , в сексуальности , так и в материнстве , требуя свободного материнства — или права на выбрали продолжение рода, для чего было необходимо как изменение социального поведения, правовых норм, так и распространение и использование методов контрацепции. Двумя традиционными сторонниками этого утверждения являются Эмма Голдман и Маргарет Сэнгер , которые, как и палеоботаник Мари Стоупс , они требовали доступности методов контрацепции . [ 9 ]

Удар животом - защита окружающей среды и протоэкология

Существование больших бедных семей (принадлежащих к низшим классам и пролетариату) является гарантией увековечивания нищеты , и они служат только для массового производства пушечного мяса для войн , эксплуатационного мяса для заводов, бедняков и преступников для тюрем и больных. и безумие для больниц и приютов, а также бульон, в котором взращивается проституция . С этой позиции делается призыв к маточному удару . [ 7 ] ​[ 1 ]

Распространение методов контрацепции - сознательное продолжение рода

Для эффективного контроля над рождаемостью — сознательного или ответственного воспроизводства сознательного поколения — необходимо было обучить и облегчить доступ к методам контрацепции . Для этого основаны Лиги Возрождения Человека , неомальтузианские организации, которые распространяют свои идеи, пропагандируют использование и доступ к методам контрацепции . [ 8 ]

История

Предтечи и Мальтузианская лига 1877 г.

чикагская группа

Чикагская группа также считается предшественником неомальтузианства. Он был связан с Всемирной Федерацией Лиги Возрождения Человека и держал Люцифера в качестве своей газеты . [ 11 ] Членами группы были Моисей Харман и его дочь Лилиан Харман , Эзра Хейвуд , врач Фут и его сын Э.К. Уокер , а также активистка Ида Крэддок . Это будет позже, когда Маргарет Сэнгер и Эмма Гольдман через конференции и анархистскую газету Мать-Земля когда они добьются права на свободное материнство . [ 11 ] ​[ 12 ]

1896 - Лига возрождения человека во Франции

1900 г. - Всемирная федерация Лиги возрождения человечества.

1904 г. - Испанская секция Всемирной федерации.

В 1904 году в Барселоне была основана Испанская секция Всемирной федерации Лиги возрождения человечества , в которой, среди прочих, присутствовали Луис Бульффи де Кинтана и феминистка Нелли Руссель (1878–1922). [ 8 ] ​[ 1 ]

Распространение иберийского неомальтузианства по всей Америке

Из Испании и Португалии неомальтузианство распространилось по всей Латинской Америке и Соединенным Штатам и продолжалось автономно через Аргентину , Уругвай и Бразилию . [ 7 ]

1906 — Удар животом — Луис Булффи де Кинтана

1905 - Неомальтузианство в Италии.

В 1905 г. в итальянских анархистских кругах разгорелся спор между тезисами за и против неомальтузианства. Газетная библиотека Il Pensiero в Риме, которой руководили Пьетро Гори и Луиджи Фаббри, опубликовала работу Форе Il Problema de la popolazione . Было распространение и реклама методов контрацепции. В социалистической газете Аванти! Появились неомальтузианские теории — текст Гвидо Продекки о свободной любви — и проблема перенаселения обсуждалась в анархистских кругах Болоньи с участием проживающего в Италии бельгийского анархиста Джакомо Менила. [ 7 ] ​[ 16 ]

Публикации Международного неомальтузианского движения

  • Régénération — журналФранцузской лиги регенерации человека . [ 17 ]
  • Сознательное поколение - Revista del 'Conscious Generation Group Francia.[3]
  • Мальтузианец - журнал Неомальтузианской лиги Англии .
  • Социальная гармония - Обзор Неомальтузианской лиги в Штутгарте .
  • Счастливая семья - Revista de la Liga hollandesa de La Haya .
  • Люцифер (Носитель Света) — неомальтузианская газета из Чикаго ( США ) .
  • Health and Strength - неомальтузианский журнал и издательство из Барселоны (Испания).

Неомальтузианство во второй половине 20 века

Во второй половине 20-го века вновь появились неомальтузианские позиции — отчасти вызванные демографическим бумом в таких странах, как Китай и Индия, — которые предупреждали о предполагаемых глобальных проблемах перенаселения . Неомальтузианство второй половины 20-го века, хотя и не определяемое таким образом, характеризуется глобальным видением планеты, в котором предупреждаются опасности перенаселения и нехватки ресурсов.

1968 — Демографический взрыв — Пауль Р. Эрлих

1972 - Пределы роста - Римский клуб

Многие модели роста и истощения ресурсов вдохновлены мальтузианством: уровень потребления энергии будет превышать способность находить и производить новые источники энергии, поэтому последует кризис, который может быть связан с кризисом снабжения продовольствием, если население продолжит расти. . В этом смысле отчет, заказанный Римским клубом , включает ограничения роста и такие организации, как Optimum Population Trust . [ 19 ]

1995 - Грузоподъемность - Джоэл Э. Коэн


Рис. 63. Численность населения и производство продовольствия в период второй мировой войны ( • — средние данные за период с 1935–1936 по 1939–1940 гг.).

Во время второй мировой войны население продолжало медленно увеличиваться, в то время как производство продовольствия упало. Послевоенный подъем производства мог бы стать гораздо значительнее, если бы сельское хозяйство было поставлено на научную основу.

Кроме того, чтобы быть работоспособным и счастливым, человек прежде всего должен быть здоровым. Некоторые считают, что эпидемические заболевания, характерные для малоразвитых стран (такие, как малярия, анкилостомидоз и другие), следует если не приветствовать, то по крайней мере не лечить, ибо они сдерживают рост населения. Помимо всего прочего, эти заболевания (а большинство из них хронические) снижают производительность труда. Как показал недавно опыт планомерной борьбы с малярией в Восточной Бенгалии, урожай риса в провинции повысился за один лишь сезон на 15 %.

Сегодня перед нами альтернатива: либо примириться с тем, что нас ждет голод и десятки миллионов людей умрут от недоедания и болезней и, следовательно, в ближайшем будущем невозможно разрешить дилемму Мальтуса об ограниченности пищи и неконтролируемом воспроизведении, либо признать трудности, согласиться с тем, что голод действительно угрожает многим районам земного шара (как, впрочем, было и последние семь тысяч лет), но сделать все, чтобы в корне изменить это положение. Ведь технические трудности можно преодолеть, а экономические системы — изменить.

Беспросветный пессимизм не свойствен тем, кто непосредственно занят производством продуктов питания. Мы уже говорили о достигнутом (или возможном) прогрессе в биологии. Не менее важен прогресс и в социальной и экономической областях. Ценнейшие программы, связанные с развитием сельского хозяйства и сохранением почвы, требуют единого планирования и управления, а это уже относится к компетенции правительств. Полностью механизированное сельское хозяйство, использующее все средства для повышения производительности труда, невозможно при сохранении мелких крестьянских хозяйств и примитивной техники.

Читайте также: