Почему ребенок не общается со сверстниками в детском саду
Обновлено: 02.07.2024
К практикующему семейному психологу часто обращаются родители, которые наблюдают, что их дети в возрасте 3-10 лет испытывают затруднения в общении со сверстниками: в детском саду, классе, какой-то тематической секции, просто в родном дворе. Проблема описывается стереотипно: «Хотя мой ребенок ходит в данную группу детского сада или данный класс уже год, у него/нее есть сложности с принятием в коллектив. Ребенок хочет, чтобы с ним/ней играли, но:
— стесняется сам/а попроситься к детям в игру;
— даже войдя в игру и долгое время играя с детьми, не умеет заводить с ними такие дружеские отношения, которые продолжаются длительное время;
— не хочет играть по правилам других детей, а другие дети отказываются играть по его правилам;
— пытаясь привлечь к себе других детей каким-то особенными игрушками (редкими, дорогими, престижными), сталкивается с тем, что другие дети относятся к нему явно потребительски: поиграли его/ее игрушками, затем утеряли интерес к их обладателю (или даже попытались их отобрать или присвоить);
— очень эмоционально переживает от того, что у него/нее нет постоянных друзей, расстраивается и даже плачет;
— не имея друзей среди сверстников, пытается общаться или с детьми младше (организуя их вокруг себя, манипулируя ими) или с детьми старше (подчиняясь им и становясь объектом манипуляций уже с их стороны), и т.д.
Чтобы помочь данному ребенку и его родителям, важно понимать:
Поведение ребенка до десяти лет на 70% определяется
его генетикой и поведением тех взрослых, с кем он в контакте.
Трудности в общении ребенка 3-10 лет со сверстниками связаны
с особенностями его генетики и поведения его родственников.
Если говорить более конкретно, то наиболее типичными причинами возникновения трудностей в общении ребенка 3-10 лет со сверстниками за 100%, причинами этого явления обычно является следующее:
Тринадцать основных проблем в общении ребенка 3-10 лет в коллективе сверстников:
Самоизоляция родителей от общества вокруг
почти всегда приводит к изоляции их детей от сверстников.
Взрослые своей самоизоляцией гордятся, а их дети – страдают.
Обращаю внимание: Физические проблемы ребенка (с речью, двигательными функциями и т.д.) все реже создают для него трудности в общении. Так как соответствующий уровень медицинской, психологической и педагогической коррекции постепенно становится все лучше. Плюс, эти проблемы решаются и нахождением ребенка в специализированных дошкольных или учебных заведениях.
Это – самые типичные и распространенные причины. Имея их перед глазами, обладая взрослой разумностью и – самое главное – объективностью и самокритичностью, родители легко смогут выяснить те причины, что имеют отношению конкретно к их ребенку и им самим. Причем, чаще всего, обычно имеет место комплекс сразу из двух-трех причин.
Родители могут проявить творчество и даже без семейного или школьного психолога самостоятельно устранить те причины, что мешают их ребенку стать органичной частью своего детского коллектива, получить комфорт от общения со сверстниками. В том числе:
— Снабжать ребенка интересными игрушками и современными гаджетами на том уровне, что принят в его детском коллективе. Не экономить на ребенке и не создавать собственных психологически сомнительных педагогических концепций.
— Ежедневно играть с ним хотя бы по часу. Причем – именно играть, а не делать уроки, расспрашивать о его делах или кормить. Не бояться играть в активные и физически затратные игры дома, а также на улице.
— Чаще выходить в гости к таким семейным парам друзей, у которых также имеются дети близкого возраста, или звать их к себе в гости. А еще лучше – не просто сидеть за праздничными столами с едой-питьем, а совместно выезжать на природу, рыбалку-охоту, работать на даче, вместе ходить по магазинам, спортзалам, в кафе или кино, выезжать несколькими семьями в отпуск и т.д. Даже иногда брать ребенка с собой на работу. Чтобы ребенок видел живые примеры, как общаются между собой взрослые, и учился подражать им.
— В целом, стараться иметь среди друзей более молодые и физически активные семейные пары с детьми. Для которых имеющийся собственный ребенок пока не является приоритетом, соседствуя по своей значимости с ипотекой, карьерой, интересным досугом и т.д. И именно их спокойное, а не эмоционально-перегретое отношение к ребенку поможет вам (если вы – очень взрослые родители) выстроить педагогическое правильное, то есть разумно-среднее отношение к своему ребенку, поможет избежать опасным для него родительских педагогических крайностей.
— Чаще выходить семьей в общественные места, начиная от собственного двора, набережных, игровых площадок у школ, заканчивая детскими досуговыми центрами и пикниками на природе. При этом, в присутствии ребенка знакомясь с другими взрослыми, позитивно общаясь с ними и организуя совместную деятельность. Также всячески стимулируя его собственные знакомства с другими детьми, помогая ему в этом. Обучая его как угощать других детей вкусностями и делиться с ними игрушками, так и уметь постоять за себя корректным образом.
— Если вы не семья малообразованных гопников, алкоголиков или уголовников, исключить в вашей семье скандалы и конфликты, тем более – рукоприкладство. И не только в присутствии ребенка, но и вообще! Ведь ребенок всегда отлично ощущает психологическую ситуацию в общении своих родителей и родственников. Если в семье имеются серьезные проблемы в межличностном общении супругов – обратитесь для консультации к семейному психологу. И тогда вам не потребуется его помощь в коррекции поведения ребенка, вы не доведете его до самоизоляции от коллектива, депрессии или суицида.
— Если на ребенка плохо влияет кто-то из проживающих с вами родственников – найдите возможность жить отдельно от них. Если опасные педагогические перегибы характерны для кого-то из бабушек-дедушек или родных дядь-теть, под благовидным предлогом уменьшите это общение. Помните:
Любить ребенка и помочь ему успешно найти свое место в обществе
и в жизни в целом – к сожалению, эти понятия не всегда совпадают.
— Не спешить отдавать ребенка в те или иные группы детского сада или первый класс школы, если ребенок еще явно отстает от большинства детей в своем личностном психологическом развитии. Подчеркиваю, как психолог: не в интеллектуальном (тут обычно все в норме), а именно в личностном. Уже вполне умный, но бесхитростный ребенок, часто становится легкой добычей более взрослых детей (а даже полгода в возрасте 3-8 лет – это очень много), что создает ребенку дискомфорт.
— Имея свои глубокие личностные или мировоззренческие особенности, не стремится показывать их своему ребенку в раннем возрасте, тем более – не навязывать их ему. Особенно в том случае, если они не являются нормой для его коллектива, а родитель желает, чтобы ребенок был коллективом все-таки принят.
— По возможности, отдавать ребенка в такие спортивные секции, где имеет место именно групповая, а не индивидуальная работа. В этом смысле, футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, гандбол, регби, чарлидинг, синхронное плавание (и т.д.) всегда будут иметь приоритет над различными единоборствами и одичными видами спорта. Так как они не только создают характер, но и учат успешно адаптироваться к правилам жизни в коллективе, что затем помогает в реальной взрослой жизни.
В общем, вы сами видите: в понимании причин детских сложностей, нет ничего сложного! Если же вам потребуется помощь, всегда будут раз провести консультацию с вами, как с родителями и с вашим ребенком.
С уважением, Ваш семейный психолог, Андрей Зберовский
Запись на личный прием и дистанционную консультацию
Ирина
Добрый день. Вот ищу давно я ответы на проблему своего малыша.
Ну ни в какую мы ни хотим социализироваться. Нам 4. Мы умницы (читаем по слогам, английский и прочие достижения). Оч легко сходимся со взрослыми. Хорошо строим предложения: полные и логичные. Но сверстники для нас это просто беда.
Ну например, сейчас , с целью облегчения этого процесса (ни как в детсад не хочет, из-за ребят) пошли в фк в детский бассейн.
Все прекрасно , но как только в бассейн заходит пару тройку малышей — все, начинается слезы, и истерики. Ни чего не помогает: ни сюси, ни пупуси, ни перевести и переключить, ни завлеч игрой, ни попытка познакомится, ни чего.
Как быть? Что бы ещё предпринять?
Да, нам 40 обоим. И нет у нас в силу современности общества друзей семьи.
Я везде где только можно гуляю и общаюсь с другими и малыша беру с собой. И все прекрасно до момента — появление сверстников близко. Все повторяется по кругу: слезы — истерика.
Спасибо.
Марина
Почитайте то что вы написали: МЫ ни хотим, НАМ 4, МЫ умницы, везде от множественного числа. Не задавались вопросом почему так?
Помоги, но не навреди…
Почему малыш не играет со всеми?
Коллектив? А что это?
Первая, и наиболее часто встречающаяся причина – ребенок просто не привык играть в коллективе. Всю свою жизнь до этого момента он проводил время с мамой и папой, иногда оставался с бабушкой, и неожиданно для себя оказался в компании незнакомых ему детей.
Как быть? Не нужно заставлять ребенка играть с Петей или Катей. Лучше дать время малышу освоиться, и он сам вольется в компанию. Можно показать на личном примере: взять кубики и помочь другому ребенку построить башню. Малыш обязательно заинтересуется и подойдет посмотреть, а потом и сам включится в процесс.
Темперамент – значит многое
Вторая причина – темперамент. Если малыш с рождения флегматик или меланхолик, то, скорее всего, адаптироваться в детском саду ему будет непросто. Такие малыши не проявляют инициативу для общения, держатся в стороне и не любят находиться в центре внимания.
Как быть? Нельзя малыша силой приглашать к общению, можно достигнуть обратного эффекта. В данном случае стоит проявить терпение и дать ребенку время, чтобы почувствовать себя в новом коллективе, как рыба в воде. Возможно, для этого потребуется ни одна неделя.
А характер – ещё больше
Как быть? Только мама знает, как найти подход к своему ребенку. И именно она должна найти способ помочь малышу найти общий язык со сверстниками. Лучший способ в данном случае – влиться в игру первой, показать, что с детьми играть весело и интересно, стоит попробовать.
Рамки воспитания. Они же – кандалы
Как быть? Перестать требовать от малыша больше, чем он может сделать. Хвалить ребенка за любой успех, даже самый мизерный. Уверенный в себе малыш сам проявить инициативу в коллективе, и станет лидером в игре.
Если ребенок в детском саду стал белой вороной, то причин тому намного больше – от банальной застенчивости до РДА (ранний детский аутизм). Однако в большинстве своем малыши не хотят идти на контакт с другими детьми, потому что им страшно, потому что их вырвали из комфортной среды, потому что они столкнулись с переменами.
Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.
Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.
Время на чтение: 8 минут
Ребёнок по своей природе стремится изучать окружающий мир, знакомиться с новыми вещами и людьми вокруг себя. Но бывает и так, что ребенок плохо уживается с ровесниками, и почти ни с кем не дружит в детском саду или на детской площадке. Нормально ли это, и что предпринять для успешной социализации малыша?
Содержание статьи:
Нарушение социализации ребенка в среде ровесников – как выявить проблемы
Звучит несколько кощунственно, но подчас родителям становится даже удобно, что их ребенок всегда находится возле них, ни с кем не дружит, не ходит в гости и не приглашает друзей к себе. Но такое поведение ребёнка, скорее, ненормально, ведь одиночество в детском возрасте может скрывать за собой целый пласт внутрисемейных проблем, проблем социализации ребенка, нарушения психики, даже нервные и психические заболевания. Когда же родители должны начинать бить тревогу? Как понять, что малыш одинок и имеет проблемы в общении?
- Ребенок начинает жаловаться родителям, что ему не с кем поиграть, что с ним никто не хочет дружить, никто с ним не разговаривает, все над ним смеются. Стоит заметить, что такие признания, тем более – от детей очень замкнутых и стеснительных, можно услышать очень редко.
- Родители должны больше смотреть на своего ребенка со стороны, замечать все малейшие проблемы в поведении и общении с детьми. При игре на детской площадке ребенок может быть и очень активным, кататься с горки, на качелях, бегать, но при этом – ни с кем из других детей не контактировать, или же вступать с другими в многочисленные конфликты, но не пытаться с ними играть вместе. или школе, где детский коллектив собран в одном помещении на большую часть дня, ребёнку с проблемами социализации становится ещё труднее. Он не имеет возможности отойти в сторонку, воспитатели и учителя часто стараются вовлечь таких детей в общую деятельность вне их желания, что может только добавить им стресса. Родители должны присмотреться – с кем из детей ребёнок общается, обращается ли он к кому-то за помощью, обращаются ли ребята к этому ребёнку. На праздничных мероприятиях родители также могут подметить – активен ли их малыш на празднике, рассказывает ли стихи, танцует ли, выбирает ли его кто-нибудь в пару для игр и танцев. Дома ребёнок с патологической необщительностью никогда не рассказывает о своих сверстниках, друзьях. Он предпочитает игры в одиночку, может неохотно идти на прогулки.
- Малыш не против оставаться дома в выходные дни, он не чувствует себя плохо, когда он играет один, сидит в комнате в одиночку.
- Ребёнок не любит ходить в детский сад или школу, и всегда ищет любую возможность, чтобы не посещать их.
- Чаще всего ребёнок приходит из детского сада или школы нервным, возбужденным, расстроенным.
- На день рождения ребёнок не желает приглашать никого из сверстников, и его также никто не приглашает.
Конечно, не всегда эти признаки говорят о патологии – бывает, что ребенок по характеру очень замкнут, или, наоборот, самодостаточен и не нуждается в компании. Если же родители заметили ряд тревожных признаков, которые говорят о патологической необщительности ребенка, его нежелании дружить, проблемах в социализации, необходимо сразу же принимать меры, пока проблема не стала глобальной, трудной к исправлению.
Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке – причины такого поведения
Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы
Об авторе
Наталья — практикующий психолог, коуч и консультант по работе с метафорическими картами. Помогает людям становиться счастливее, увереннее, свободнее: достигать поставленных целей и совершенствовать свою жизнь.
В садик ходит с двух лет, поменяли три группы, прежде чем найти хороших воспитателей, с которыми сын нашел контакт и перестал реветь перед садиком. Но с детьми никак не играет, в2-3 года тоже всегда сторонился детей, на дет.площадках предпочитал только качели и наблюдал за детьми со стороны, не в песочницы, ни на горки где много деток его не уговорить. Беспокоит что ребенок всегда один в стороне и в группе и на прогулке. Сейчас ходит в спортивную секцию, на персональные тренеровки , тренер ему очень нравится, но на групповое занятие (с детками) с тем же тренером идти не хочет, также стоит в стороне. В садике на физкультуре и на музыке тоже сидит один на лавочке, не участвует в мероприятиях, хороводах. Воспитатели всяко пытаются его привлечь , он не идет, говорит что не хочет, что ему не интересно. И детки к нему подходят и хотят поиграть с ним и поговорить, но он не идет на контакт. Ходили с ним на новогоднюю елку , пока дети водили хоровод с дедом морозом, сын стоял рядом и все время говорил, что ему не интересно, что хочет уйти.
При этом при всем, он не стеснительный, любит высказать свое мнение в группе, покомандовать. Дома всегда активный скачет до ночи, играет в игрушки, любит книжки, много знает и многим интересуется, но вот в коллективе все грустно. Я ему каждый день рассказываю и описываю в красках как хорошо что когда есть друзья, не обязательно много, хотя бы один-два. Есть двоюродная сестра ,ей 9 лет, она любит с ним понянчится , поиграть, по баловаться, с ней он играет, но живет она в др городе, видятся редко, 3-4 раза в год.
Поговорите со мной пожалуйста, очень переживаю(( . Много букв получилось
Овен сын по гороскопу?
Это нормально, что не хочет. Многие взрослые тоже мизантропы и интроверты.
Пытайтесь подружить его с детьми ваших друзей.
Моему всегда в толпе неинтересно было. Всякие аниматоры, хороводы и квесты наводят на него тоску с раннего возраста.
Радуйтесь, что ваш ребёнок не в стаде.
Всё нормально.
Друзей много в принципе быть не может. Сколько их там за всю жизнь? 1-2? Остальные приятели.
Приятели обязательно появятся позже, как и друзья.
Мой чуть помладше, тоже не играет с детьми. Причём мы заметили, что он не играет со сверстниками, естественно в садике всегда в стороне. У друзей наших есть дети, но старше сына, там им не интересно с ним играть.
Ну и он не любит толпу, если все дети бегут в одну сторону, он в противоположную. Это он в папу, муж даже в очереди в магазине ощущает себя некомфортно.
переживай не переживай, а причины две или он стеснительный или вот такой интроверт. Если стеснительный - то ваши уговоры и рассказы помогут, а если интроверт - то поотесается немного, но так и будет нелюдимым. На самом деле, таким людям не мешает это в жизни общаться с людьми уже будучи взрослыми.
Боюсь что-то написать.А то скажут, что я не адекватна,можно лучше тут посижу тихонечко в углу на раковине,поем радугу?
Читайте также: