Почему ребенок не общается со сверстниками в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

К практикующему семейному психологу часто обращаются родители, которые наблюдают, что их дети в возрасте 3-10 лет испытывают затруднения в общении со сверстниками: в детском саду, классе, какой-то тематической секции, просто в родном дворе. Проблема описывается стереотипно: «Хотя мой ребенок ходит в данную группу детского сада или данный класс уже год, у него/нее есть сложности с принятием в коллектив. Ребенок хочет, чтобы с ним/ней играли, но:

— стесняется сам/а попроситься к детям в игру;

— даже войдя в игру и долгое время играя с детьми, не умеет заводить с ними такие дружеские отношения, которые продолжаются длительное время;

— не хочет играть по правилам других детей, а другие дети отказываются играть по его правилам;

— пытаясь привлечь к себе других детей каким-то особенными игрушками (редкими, дорогими, престижными), сталкивается с тем, что другие дети относятся к нему явно потребительски: поиграли его/ее игрушками, затем утеряли интерес к их обладателю (или даже попытались их отобрать или присвоить);

— очень эмоционально переживает от того, что у него/нее нет постоянных друзей, расстраивается и даже плачет;

— не имея друзей среди сверстников, пытается общаться или с детьми младше (организуя их вокруг себя, манипулируя ими) или с детьми старше (подчиняясь им и становясь объектом манипуляций уже с их стороны), и т.д.

Чтобы помочь данному ребенку и его родителям, важно понимать:

Поведение ребенка до десяти лет на 70% определяется

его генетикой и поведением тех взрослых, с кем он в контакте.

Трудности в общении ребенка 3-10 лет со сверстниками связаны

с особенностями его генетики и поведения его родственников.

Если говорить более конкретно, то наиболее типичными причинами возникновения трудностей в общении ребенка 3-10 лет со сверстниками за 100%, причинами этого явления обычно является следующее:

Тринадцать основных проблем в общении ребенка 3-10 лет в коллективе сверстников:

Самоизоляция родителей от общества вокруг

почти всегда приводит к изоляции их детей от сверстников.

Взрослые своей самоизоляцией гордятся, а их дети – страдают.

Обращаю внимание: Физические проблемы ребенка (с речью, двигательными функциями и т.д.) все реже создают для него трудности в общении. Так как соответствующий уровень медицинской, психологической и педагогической коррекции постепенно становится все лучше. Плюс, эти проблемы решаются и нахождением ребенка в специализированных дошкольных или учебных заведениях.

Это – самые типичные и распространенные причины. Имея их перед глазами, обладая взрослой разумностью и – самое главное – объективностью и самокритичностью, родители легко смогут выяснить те причины, что имеют отношению конкретно к их ребенку и им самим. Причем, чаще всего, обычно имеет место комплекс сразу из двух-трех причин.

Родители могут проявить творчество и даже без семейного или школьного психолога самостоятельно устранить те причины, что мешают их ребенку стать органичной частью своего детского коллектива, получить комфорт от общения со сверстниками. В том числе:

— Снабжать ребенка интересными игрушками и современными гаджетами на том уровне, что принят в его детском коллективе. Не экономить на ребенке и не создавать собственных психологически сомнительных педагогических концепций.

— Ежедневно играть с ним хотя бы по часу. Причем – именно играть, а не делать уроки, расспрашивать о его делах или кормить. Не бояться играть в активные и физически затратные игры дома, а также на улице.

— Чаще выходить в гости к таким семейным парам друзей, у которых также имеются дети близкого возраста, или звать их к себе в гости. А еще лучше – не просто сидеть за праздничными столами с едой-питьем, а совместно выезжать на природу, рыбалку-охоту, работать на даче, вместе ходить по магазинам, спортзалам, в кафе или кино, выезжать несколькими семьями в отпуск и т.д. Даже иногда брать ребенка с собой на работу. Чтобы ребенок видел живые примеры, как общаются между собой взрослые, и учился подражать им.

— В целом, стараться иметь среди друзей более молодые и физически активные семейные пары с детьми. Для которых имеющийся собственный ребенок пока не является приоритетом, соседствуя по своей значимости с ипотекой, карьерой, интересным досугом и т.д. И именно их спокойное, а не эмоционально-перегретое отношение к ребенку поможет вам (если вы – очень взрослые родители) выстроить педагогическое правильное, то есть разумно-среднее отношение к своему ребенку, поможет избежать опасным для него родительских педагогических крайностей.

— Чаще выходить семьей в общественные места, начиная от собственного двора, набережных, игровых площадок у школ, заканчивая детскими досуговыми центрами и пикниками на природе. При этом, в присутствии ребенка знакомясь с другими взрослыми, позитивно общаясь с ними и организуя совместную деятельность. Также всячески стимулируя его собственные знакомства с другими детьми, помогая ему в этом. Обучая его как угощать других детей вкусностями и делиться с ними игрушками, так и уметь постоять за себя корректным образом.

— Если вы не семья малообразованных гопников, алкоголиков или уголовников, исключить в вашей семье скандалы и конфликты, тем более – рукоприкладство. И не только в присутствии ребенка, но и вообще! Ведь ребенок всегда отлично ощущает психологическую ситуацию в общении своих родителей и родственников. Если в семье имеются серьезные проблемы в межличностном общении супругов – обратитесь для консультации к семейному психологу. И тогда вам не потребуется его помощь в коррекции поведения ребенка, вы не доведете его до самоизоляции от коллектива, депрессии или суицида.

— Если на ребенка плохо влияет кто-то из проживающих с вами родственников – найдите возможность жить отдельно от них. Если опасные педагогические перегибы характерны для кого-то из бабушек-дедушек или родных дядь-теть, под благовидным предлогом уменьшите это общение. Помните:

Любить ребенка и помочь ему успешно найти свое место в обществе

и в жизни в целом – к сожалению, эти понятия не всегда совпадают.

— Не спешить отдавать ребенка в те или иные группы детского сада или первый класс школы, если ребенок еще явно отстает от большинства детей в своем личностном психологическом развитии. Подчеркиваю, как психолог: не в интеллектуальном (тут обычно все в норме), а именно в личностном. Уже вполне умный, но бесхитростный ребенок, часто становится легкой добычей более взрослых детей (а даже полгода в возрасте 3-8 лет – это очень много), что создает ребенку дискомфорт.

— Имея свои глубокие личностные или мировоззренческие особенности, не стремится показывать их своему ребенку в раннем возрасте, тем более – не навязывать их ему. Особенно в том случае, если они не являются нормой для его коллектива, а родитель желает, чтобы ребенок был коллективом все-таки принят.

— По возможности, отдавать ребенка в такие спортивные секции, где имеет место именно групповая, а не индивидуальная работа. В этом смысле, футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, гандбол, регби, чарлидинг, синхронное плавание (и т.д.) всегда будут иметь приоритет над различными единоборствами и одичными видами спорта. Так как они не только создают характер, но и учат успешно адаптироваться к правилам жизни в коллективе, что затем помогает в реальной взрослой жизни.

В общем, вы сами видите: в понимании причин детских сложностей, нет ничего сложного! Если же вам потребуется помощь, всегда будут раз провести консультацию с вами, как с родителями и с вашим ребенком.

С уважением, Ваш семейный психолог, Андрей Зберовский

Запись на личный прием и дистанционную консультацию

Ирина

Добрый день. Вот ищу давно я ответы на проблему своего малыша.
Ну ни в какую мы ни хотим социализироваться. Нам 4. Мы умницы (читаем по слогам, английский и прочие достижения). Оч легко сходимся со взрослыми. Хорошо строим предложения: полные и логичные. Но сверстники для нас это просто беда.
Ну например, сейчас , с целью облегчения этого процесса (ни как в детсад не хочет, из-за ребят) пошли в фк в детский бассейн.
Все прекрасно , но как только в бассейн заходит пару тройку малышей — все, начинается слезы, и истерики. Ни чего не помогает: ни сюси, ни пупуси, ни перевести и переключить, ни завлеч игрой, ни попытка познакомится, ни чего.
Как быть? Что бы ещё предпринять?
Да, нам 40 обоим. И нет у нас в силу современности общества друзей семьи.
Я везде где только можно гуляю и общаюсь с другими и малыша беру с собой. И все прекрасно до момента — появление сверстников близко. Все повторяется по кругу: слезы — истерика.
Спасибо.

Марина

Почитайте то что вы написали: МЫ ни хотим, НАМ 4, МЫ умницы, везде от множественного числа. Не задавались вопросом почему так?

Помоги, но не навреди…

Почему малыш не играет со всеми?

Коллектив? А что это?

Первая, и наиболее часто встречающаяся причина – ребенок просто не привык играть в коллективе. Всю свою жизнь до этого момента он проводил время с мамой и папой, иногда оставался с бабушкой, и неожиданно для себя оказался в компании незнакомых ему детей.

Как быть? Не нужно заставлять ребенка играть с Петей или Катей. Лучше дать время малышу освоиться, и он сам вольется в компанию. Можно показать на личном примере: взять кубики и помочь другому ребенку построить башню. Малыш обязательно заинтересуется и подойдет посмотреть, а потом и сам включится в процесс.

Темперамент – значит многое

Вторая причина – темперамент. Если малыш с рождения флегматик или меланхолик, то, скорее всего, адаптироваться в детском саду ему будет непросто. Такие малыши не проявляют инициативу для общения, держатся в стороне и не любят находиться в центре внимания.

Как быть? Нельзя малыша силой приглашать к общению, можно достигнуть обратного эффекта. В данном случае стоит проявить терпение и дать ребенку время, чтобы почувствовать себя в новом коллективе, как рыба в воде. Возможно, для этого потребуется ни одна неделя.

А характер – ещё больше

Что делать, если ребенок ни с кем не общается в детском саду

Как быть? Только мама знает, как найти подход к своему ребенку. И именно она должна найти способ помочь малышу найти общий язык со сверстниками. Лучший способ в данном случае – влиться в игру первой, показать, что с детьми играть весело и интересно, стоит попробовать.

Рамки воспитания. Они же – кандалы

Как быть? Перестать требовать от малыша больше, чем он может сделать. Хвалить ребенка за любой успех, даже самый мизерный. Уверенный в себе малыш сам проявить инициативу в коллективе, и станет лидером в игре.

Если ребенок в детском саду стал белой вороной, то причин тому намного больше – от банальной застенчивости до РДА (ранний детский аутизм). Однако в большинстве своем малыши не хотят идти на контакт с другими детьми, потому что им страшно, потому что их вырвали из комфортной среды, потому что они столкнулись с переменами.

Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.

Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.

Время на чтение: 8 минут

Ребёнок по своей природе стремится изучать окружающий мир, знакомиться с новыми вещами и людьми вокруг себя. Но бывает и так, что ребенок плохо уживается с ровесниками, и почти ни с кем не дружит в детском саду или на детской площадке. Нормально ли это, и что предпринять для успешной социализации малыша?

Содержание статьи:

Нарушение социализации ребенка в среде ровесников – как выявить проблемы

Звучит несколько кощунственно, но подчас родителям становится даже удобно, что их ребенок всегда находится возле них, ни с кем не дружит, не ходит в гости и не приглашает друзей к себе. Но такое поведение ребёнка, скорее, ненормально, ведь одиночество в детском возрасте может скрывать за собой целый пласт внутрисемейных проблем, проблем социализации ребенка, нарушения психики, даже нервные и психические заболевания. Когда же родители должны начинать бить тревогу? Как понять, что малыш одинок и имеет проблемы в общении?

  1. Ребенок начинает жаловаться родителям, что ему не с кем поиграть, что с ним никто не хочет дружить, никто с ним не разговаривает, все над ним смеются. Стоит заметить, что такие признания, тем более – от детей очень замкнутых и стеснительных, можно услышать очень редко.
  2. Родители должны больше смотреть на своего ребенка со стороны, замечать все малейшие проблемы в поведении и общении с детьми. При игре на детской площадке ребенок может быть и очень активным, кататься с горки, на качелях, бегать, но при этом – ни с кем из других детей не контактировать, или же вступать с другими в многочисленные конфликты, но не пытаться с ними играть вместе. или школе, где детский коллектив собран в одном помещении на большую часть дня, ребёнку с проблемами социализации становится ещё труднее. Он не имеет возможности отойти в сторонку, воспитатели и учителя часто стараются вовлечь таких детей в общую деятельность вне их желания, что может только добавить им стресса. Родители должны присмотреться – с кем из детей ребёнок общается, обращается ли он к кому-то за помощью, обращаются ли ребята к этому ребёнку. На праздничных мероприятиях родители также могут подметить – активен ли их малыш на празднике, рассказывает ли стихи, танцует ли, выбирает ли его кто-нибудь в пару для игр и танцев. Дома ребёнок с патологической необщительностью никогда не рассказывает о своих сверстниках, друзьях. Он предпочитает игры в одиночку, может неохотно идти на прогулки.
  3. Малыш не против оставаться дома в выходные дни, он не чувствует себя плохо, когда он играет один, сидит в комнате в одиночку.
  4. Ребёнок не любит ходить в детский сад или школу, и всегда ищет любую возможность, чтобы не посещать их.
  5. Чаще всего ребёнок приходит из детского сада или школы нервным, возбужденным, расстроенным.
  6. На день рождения ребёнок не желает приглашать никого из сверстников, и его также никто не приглашает.

Конечно, не всегда эти признаки говорят о патологии – бывает, что ребенок по характеру очень замкнут, или, наоборот, самодостаточен и не нуждается в компании. Если же родители заметили ряд тревожных признаков, которые говорят о патологической необщительности ребенка, его нежелании дружить, проблемах в социализации, необходимо сразу же принимать меры, пока проблема не стала глобальной, трудной к исправлению.

Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке – причины такого поведения

Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы

Об авторе

Наталья — практикующий психолог, коуч и консультант по работе с метафорическими картами. Помогает людям становиться счастливее, увереннее, свободнее: достигать поставленных целей и совершенствовать свою жизнь.


В садик ходит с двух лет, поменяли три группы, прежде чем найти хороших воспитателей, с которыми сын нашел контакт и перестал реветь перед садиком. Но с детьми никак не играет, в2-3 года тоже всегда сторонился детей, на дет.площадках предпочитал только качели и наблюдал за детьми со стороны, не в песочницы, ни на горки где много деток его не уговорить. Беспокоит что ребенок всегда один в стороне и в группе и на прогулке. Сейчас ходит в спортивную секцию, на персональные тренеровки , тренер ему очень нравится, но на групповое занятие (с детками) с тем же тренером идти не хочет, также стоит в стороне. В садике на физкультуре и на музыке тоже сидит один на лавочке, не участвует в мероприятиях, хороводах. Воспитатели всяко пытаются его привлечь , он не идет, говорит что не хочет, что ему не интересно. И детки к нему подходят и хотят поиграть с ним и поговорить, но он не идет на контакт. Ходили с ним на новогоднюю елку , пока дети водили хоровод с дедом морозом, сын стоял рядом и все время говорил, что ему не интересно, что хочет уйти.
При этом при всем, он не стеснительный, любит высказать свое мнение в группе, покомандовать. Дома всегда активный скачет до ночи, играет в игрушки, любит книжки, много знает и многим интересуется, но вот в коллективе все грустно. Я ему каждый день рассказываю и описываю в красках как хорошо что когда есть друзья, не обязательно много, хотя бы один-два. Есть двоюродная сестра ,ей 9 лет, она любит с ним понянчится , поиграть, по баловаться, с ней он играет, но живет она в др городе, видятся редко, 3-4 раза в год.
Поговорите со мной пожалуйста, очень переживаю(( . Много букв получилось



Овен сын по гороскопу?
Это нормально, что не хочет. Многие взрослые тоже мизантропы и интроверты.
Пытайтесь подружить его с детьми ваших друзей.


Моему всегда в толпе неинтересно было. Всякие аниматоры, хороводы и квесты наводят на него тоску с раннего возраста.
Радуйтесь, что ваш ребёнок не в стаде.
Всё нормально.
Друзей много в принципе быть не может. Сколько их там за всю жизнь? 1-2? Остальные приятели.
Приятели обязательно появятся позже, как и друзья.


Мой чуть помладше, тоже не играет с детьми. Причём мы заметили, что он не играет со сверстниками, естественно в садике всегда в стороне. У друзей наших есть дети, но старше сына, там им не интересно с ним играть.
Ну и он не любит толпу, если все дети бегут в одну сторону, он в противоположную. Это он в папу, муж даже в очереди в магазине ощущает себя некомфортно.


переживай не переживай, а причины две или он стеснительный или вот такой интроверт. Если стеснительный - то ваши уговоры и рассказы помогут, а если интроверт - то поотесается немного, но так и будет нелюдимым. На самом деле, таким людям не мешает это в жизни общаться с людьми уже будучи взрослыми.

Боюсь что-то написать.А то скажут, что я не адекватна,можно лучше тут посижу тихонечко в углу на раковине,поем радугу?

Читайте также: