Педагогический ринг пути совершенствования процесса обучения в доу

Обновлено: 30.06.2024

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.

Методы активного обучения — совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998).

Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества (мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласу-ется с экспериментальными данными, которые свидетельствует, что при лекционной подаче материала усваивается не более I - —30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%).

В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия.

Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей,как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

В чем преимущества такой работы?

Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Интерактивные формы и методы обучения

Традиционные Новые Новейшие

Тренинг Деловая игра Коучинг сессия

КВН Банк идей Кружки качества

Круглый стол Мастер - класс Метод SWOT – анализа

Семинар-практикум Квик настройка

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Классификация методов активного обучения и их особенности

Одна из эффективных интерактивная форма, работы с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение).

Цель – отработка профессиональных навыков и умений.

Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

• профессиональные знания, умения, навыки;

• умение выйти из затруднительного положения, экспромт.

Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек, работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.).Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.

Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.

Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом,придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь. ”

Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего

Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.

Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы

Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь

Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться)

Этот методможет активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.

Для проведения мозгового штурма:

1. Выбирается проблема для обсуждения;

2. Формируетсякреативная группа приметно из десяти человек: обсуждение проблемы проходит в комфортной и непринужденной обстановке;

3.Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:

• Вступление. Во время которого объявляется проблема и записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок;

• На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации.Каждая идея помечается карточкой со значками:

НР – невозможно реализовать;

ТР – трудно реализовать;

РР – реально реализовать.

При использовании этого метода каждый педагог может:

• сосредоточиться на содержании;

• сохранить возможность для импровизации;

• проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;

• проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.

Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.

Открытое пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Может применяться как сама по себе, так и на педсовете.

Надо отметить, что при использовании ТОП на педсовете не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов, они будут только мешать работе. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционных.

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и опре-деленного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

• Диспут – свободный обмен мнениями.

• На диспуте все активны. В споре все равны.

• Каждый выступает и критикует любое положение,

с которым не согласен.

• Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.

• Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

• Острое, меткое слово приветствуется.

• Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.

Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения,например:

• "Нужны ли детскому саду стандарты?",

• "Чему сегодня нужно учить дошкольников?",

• "Новаторские технологии: за и против",

• "Каковы сегодня цели воспитания?",

• "Что является общечеловеческими ценностями?",

• "Какова роль семейного воспитания сегодня?"

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Формапредъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Педагогический совет - Защита инноваций

Каждой группе участников педагогического совета (кафедре, отделению) дается задание - предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме (10-15 мин.) изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии.

Группа выбирает исполнителей следующих ролей:

- автор-новатор - носитель передовых идей, спикер группы;

- оптимисты - защитники идеи, ее пропагандисты;

- пессимисты-консерваторы и скептики - противники идей;

- реалисты-аналитики, способные взвесить все и , и сделать необходимые выводы.

В зависимости от количества людей и обсужденных инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям, и по другим (воспитанник - воспитатель - родитель, воспитатель - руководитель и др.). В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога.

Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Заявку на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно.

Цель– формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.

Форма проведения – круглый стол.

Методикаорганизации и проведения:

Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.

Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Цель – обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий.

Форма проведения – круглый стол.

Методикаорганизации и проведения:

Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.

Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме.

Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Очень интересный интерактивный метод - Метод SWOT – анализа (strengths – сильные стороны,weaknesses – слабые стороны, opportunities – возможности,threats – угрозы) – это метод анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами учреждения, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды.

SWOT – анализ может быть использован как форма проведения всего педсовета, так и как отдельный интерактивный метод. Как правило, используется для стратегического планирования.

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3.Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и

стареть не дает

5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Педагогический ринг - это соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы. Андреев, В.И. Педагогический ринг – групповая форма работы, которая проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их педагогической и общекультурной эрудиции. Бернс Р. Педагогический ринг - одна из активных форм организации методической работы с педагогами образовательной организации. Проводится педагогический ринг с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их общей эрудиции. Педагогический ринг - разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на вопрос. Панкова И.Н.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.

Цель : создание условий для совершенствования профессиональных знаний педагогов в образовательной организации . Задачи: - повысить научно-методический уровень молодых преподавателей и мастеров производственного обучения; - вовлечь педагогов в процесс популяризации собственной деятельности; -включение педагогов в активный диалог; -ориентирование педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе; - совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса; - выявление и распространение передового педагогического опыта; -внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий . Цель и задачи педагогического ринга как формы методической работы

сводится к соревнованию методических идей в реализации одной и той же проблемы. Творческие группы по защите методических идей формируются заранее. В этом варианте, как и в предыдущем, создается группа анализа (экспертная группа), которая оценивает уровень подготовленности участников и мастерство подачи материала. Соревнование методических идей завершается обобщающими выводами. Педагогический ринг как соревнование

Подготовила и провела: воспитатель-методист Шувыкина М. А.

• активизировать деятельность педагогов;

• продолжать развивать способность плодотворно работать с любым педагогом из коллектива;

• способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

• систематизировать знания, полученные ранее на педагогических часах;

• помочь самореализовываться на педагогическом поприще.

• Подготовка презентации и необходимого материала к педагогическому часу.

• Формирование двух команд педагогов.

Ход игры:

1 часть (вводная) :

Педагоги при входе берут по одному мини-контейнеру, в котором спрятан

Педагоги самостоятельно делятся на две команды

1. Сколько образовательных областей предусматривает ГОС? (5)

2. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками? (социально-коммуникативное)

3. Как называется представление педагогом своих достижений? (портфолио)

4. Как называется процесс приспособления человека к сложившимся условиям и ситуациям? (адаптация)

5. Кто такие амбидекстры? (левша и правша одновременно)

6. Кто такие перфекционисты? (люди, которые хотят быть безупречными во всём).

Задание № 3: Пословицы о воспитании. Каждой команде выдаются 10 пословиц, каждая пословица разделена на две части. Необходимо найти и соединить две части каждой пословицы. Регламент 7 минут. За досрочное выполнение команде присуждается 1 очко.

Умел дитя родить, Как замесил, так и выросло

Кто не мог взять лаской, А ласка.

Из молодого, как из воска: А тот, кто выкормил.

К чему ребенка приучишь, Не возьмет и строгостью.

Не тот родитель, кто родил, Добры и детки.

Дитятко, что тесто: Воспитывать труднее.

У доброго батюшки Воспитание – нравы.

Человек без воспитания - Умей и научить.

Наказывать легче, Тело без души.

Верная указка не кулак, То от него и получишь.

Учение образует ум, Что хочешь, то и вылепишь.

Задание №4 – кроссворд. Необходимо разгадать кроссворд. Регламент 7 минут. За досрочное выполнение задания, команде присуждается 1 очко.

1. Период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества.

2. Детский писатель, настоящее имя и фамилия которого – Николай Корнейчуков.

3. Украинский советский педагог.

5. Период привыкания организма к новым условиям жизни и существования.

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог…

6. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

7. Без него невозможно представить работу педагога.

8. Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

9. Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи

Задание №5 – ребусы. Необходимо разгадать ребус, чья команда готова ответить, звонит в колокольчик. Кто первый позвонит, той команде принадлежит права ответа. За каждый правильный ответ 1 очко.

Задание № 6 – пед. ситуации. Каждой команде выдается одна педагогическая ситуация. Участникам команды необходимо разыграть предлагаемую ситуацию, для соперников. Команда соперников должна ее решить.

Пед. ситуация № 1

Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью :

- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

- Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.

- И пить вино - это плохо,- добавляет Женя.

- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает--- говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, произносит:

- Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

Продумайте поведение воспитателя в данной ситуации, каким образом можно продолжить игру, исключив отрицательную модель поведения мальчика и использовать его фразы для нравственного воспитания.

Пед. ситуация № 2

Две девочки никак не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.

И я хочу! — спорят они.

Двух мам не бывает,— говорит одна из них.

Хочешь, ты будешь соседкой? — предлагает первая.

Нет, я буду только мамой! — настаивает вторая. Одна из девочек наклоняется над коляской, быстро берет на руки куклу и начинает ее укачивать.

Ну, а я тогда не буду играть! — обиделась другая.

Продумайте поведение воспитателя в данной ситуации, каким образом можно продолжить игру, как разрешить конфликт?

Задание № 7: Шифровка. Каждой команде предлагается зашифрованный девиз воспитателя. Чтобы его разгадать нужно использовать – телефон. На клавишах телефона есть цифра, каждой цифре соответствует несколько букв, точки обозначают на каком месте, эта буква находится. Регламент 7 минут. За досрочное выполнение задания, команде присуждается 1 очко.

Подведение итогов, награждение

Ведущая: В течение игры вы все показали себя дружными командами, показали свои знания и умения. Молодцы! Всем спасибо за внимание!

Умел дитя родить, Как замесил, так и выросло

Кто не мог взять лаской, А ласка.

Из молодого, как из воска: А тот, кто выкормил.

К чему ребенка приучишь, Не возьмет и строгостью.

Не тот родитель, кто родил, Добры и детки.

Дитятко, что тесто: Воспитывать труднее.

У доброго батюшки Воспитание – нравы.

Человек без воспитания - Умей и научить.

Наказывать легче, Тело без души.

Верная указка не кулак, То от него и получишь.

Учение образует ум, Что хочешь, то и вылепишь.

Умел дитя родить, Как замесил, так и выросло

Кто не мог взять лаской, А ласка.

Из молодого, как из воска: А тот, кто выкормил.

К чему ребенка приучишь, Не возьмет и строгостью.

Не тот родитель, кто родил, Добры и детки.

Дитятко, что тесто: Воспитывать труднее.

У доброго батюшки Воспитание – нравы.

Человек без воспитания - Умей и научить.

Наказывать легче, Тело без души.

Верная указка не кулак, То от него и получишь.

Учение образует ум, Что хочешь, то и вылепишь.

Вопросы к кроссворду (задание № 5) :

1. Период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества.

2. Детский писатель, настоящее имя и фамилия которого – Николай Корнейчуков.

3. Украинский советский педагог.

5. Период привыкания организма к новым условиям жизни и существования.

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог…

6. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

7. Без него невозможно представить работу педагога.

8. Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

9. Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи

Вопросы к кроссворду (задание № 5) :

1. Период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества.

2. Детский писатель, настоящее имя и фамилия которого – Николай Корнейчуков.

3. Украинский советский педагог.

5. Период привыкания организма к новым условиям жизни и существования.

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог…

6. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

7. Без него невозможно представить работу педагога.

8. Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

9. Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи

Пед. ситуация № 1

Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью :

- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

- Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.

- И пить вино - это плохо,- добавляет Женя.

- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает--- говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, произносит:

- Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

Продумайте поведение воспитателя в данной ситуации, каким образом можно продолжить игру, исключив отрицательную модель поведения мальчика и использовать его фразы для нравственного воспитания.

Пед. ситуация № 2

Две девочки никак не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.

И я хочу! — спорят они.

Двух мам не бывает,— говорит одна из них.

Хочешь, ты будешь соседкой? — предлагает первая.

Нет, я буду только мамой! — настаивает вторая. Одна из девочек наклоняется над коляской, быстро берет на руки куклу и начинает ее укачивать.

Ну, а я тогда не буду играть! — обиделась другая.

Продумайте поведение воспитателя в данной ситуации, каким образом можно продолжить игру, как разрешить конфликт?

Пед. ситуация № 3

Обоснуйте Ваши предложения, связанные с различными вариантами решения предложенной психолого-педагогической проблемы

1. Объясните позицию родителя.

2. Как вы посоветуете вести себя воспитателю, чтобы не оттолкнуть родителей ребенка и наладить с ними эффективное сотрудничество?

Подведение итогов игры.

Педагогический брейн-ринг. Игра для педагогов ДОУ




Брейн — ринг для музыкальных руководителей

Брейн — ринг для музыкальных руководителей Образованность музыкального руководителя как залог успешной работы Я уже писала о том, что вместе со своей коллегой из другого детского.

Музыкальный брейн-ринг Видео Музыкальный "Брейн-РингПравила игры 1 Ведущий задаёт вопрос, подаёт сигнал "Время" и засекает время. На обсуждение и ответ командам даётся.

План-конспект молодежной конференции и игры брейн-ринг по формированию интереса к правовым знаниям для учащихся 12–14 лет

План-конспект молодежной конференции и игры брейн-ринг по формированию интереса к правовым знаниям для учащихся 12–14 лет План-конспект проведения молодежной конференции и игры брейн-ринг в рамках XI Городских рождественских образовательных чтений по теме: «Молодежь:.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели: повышение качества дошкольного образования и профессионального мастерства педагогов; совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса; выявление и распространение передового педагогического опыта; внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий.

1. Вступительное слово заведующего

- Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.

(знакомство-приветствие).

- Итак, мы с вами познакомились, и можем начать нашу работу.

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь мне откажетесь? Нет или да?

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на ринг,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Ещё об одном спрошу вас тогда

Активными все будете? (нет или Да)

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Внедрение ФГОС в ДОУ и требование к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы. В «Концепции модернизации российского образования в качестве одной из основных задач обозначена задача привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять воспитательно-образовательный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать духовность и нравственность. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию.

Слайд 2. Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Итак, первый раунд “Воздушный шар ”. (Слайд 4)

- У вас в руках воздушный шар, на котором мы полетим высоко в небо. Напишите важные для Вас 9 ценностей, которые вы бы взяли с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и может скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.)

Сегодня мы с вами остановимся на одной из самых важных технологий – технологии здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика ортопедическая.

Коррекционные технологии Арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, логоритмика, биоэнегропластика.

В ней мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду.

1. Массаж Су-Джок шарами.

-Повторяем слова за мной и выполняем действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(Повторить действия другой рукой)

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом.

-Поочередно надеваем массажные кольца на каждый палец, проговаривая слова пальчиковой гимнастики. В данном случае пальчиковая гимнастика направлена на автоматизацию поставленного звука Ш.

На правой руке:

Этот малы ш – Илю ш а. (на большой палец)

Этот малы ш – Ваню ш а (указательный)

Этот малы ш – Але ш а (средний)

Этот малы ш – Анто ш а (безымянный)

А мень ш его малы ш а зовут Ми ш уткою друзья (мизинец).

На левой руке:

Эта малы ш ка – Таню ш а . (на большой палец)

Эта малы ш ка – Ксю ш а (указательный)

Эта малы ш ка – Ма ш а (средний)

Эта малы ш ка – Да ш а (безымянный)

А мень ш ую зовут Ната ш а (мизинец).

Точечный самомассаж используется в основном для нормализации нервных процессов чаще всего это самомассаж головы и лица, кистей рук, пальцев ног и подошв. Так же точечный массаж предотвращает простудные заболевания, помогает детям научиться управлять мимикой лица.

Выполняется такой массаж путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Нужно научить детей при выполнении точечного массажа не давить со всех сил на активные точки, а нажимать легонько, аккуратно.

Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект.

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Объявляется пауза на 5 минут

Слайд 9. Образовательная деятельность в нетрадиционной форме

Мы предлагаем вашему вниманию образовательную деятельность по физической культуре в нетрадиционной форме. Руководитель по физвоспитанию Зинченко Людмила Владимировна.

Слайд 10 .

3 Раунд “Наши технологии”.

- В этом раунде мы хотели бы вас познакомить с некоторыми технологиями, но не просто познакомить, а вы будете непосредственными их участниками.

- Для того чтобы начать 3 раунд, нам нужно объединиться в мини группы.

- Предлагаем каждой группе выбрать лепесток.

-Какие ощущения вызывает у вас цвет выбранного вами лепестка?

- Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.

Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

- А теперь мы предлагаем вам поработать в мини-группах.

На оборотной стороне лепестка есть задание, на подготовку которого дается 5 минут.

- Итак, все готовы. И мы начинаем с красного лепестка .

Слайд 12. Пальчиковая гимнастика.

• Способствует овладению навыками мелкой моторики.

• Помогает развивать речь.

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Красный лепесток

Задание: придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого .)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Угостим честной народ.

- Следующий лепесток желтый.

Слайд 13. Дидактическая игра.

Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. При помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.

Желтый лепесток

I вариант. Кубик сначала бросает воспитатель, а дети мимикой, позой, жестами изображают соответствующие эмоции. Тот, кто наиболее артистично выполнил задание, будет бросать кубик следующим.

II вариант. Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на выпавшей грани. Затем кубик бросает тот, кто выполнял задание.

- Приглашаем группу фиолетового лепестка.

Слайд 14. Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Фиолетовый лепесток

- Следующий лепесток зеленого цвета.

Слайд 15. Игровая деятельность.

Активная физическая деятельность, заключенная в игровые рамки, развивает в ребенке массу положительных качеств, таких как силу, ловкость, подвижность, скорость реакции и др.

Зеленый лепесток

Задание: организовать подвижную игру, повышающую интерес к занятиям физкультурой и спортом.

- Приглашаем группу оранжевого цвета.

Слайд 16. Релаксация.

– это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Оранжевый лепесток

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

- Следующий лепесток синий.

Слайд 17. Музыкотерапия.

Одним из перспективным направлений в работе с детьми является музыкотерапия.

С этой технологией вас познакомит музыкальный руководитель Шарова Мария Николаевна.

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Таким образом , применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса,

формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

Слайд 19. 4 раунд “Помоги себе сам”.

И мы переходим к 4 раунду “Помоги себе сам”. А представит его воспитатель Клевко Анна Ивановна.

Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. Я предлагаю вам посмотреть несколько советов, которые помогут вам поднять настроение, вселить в себя радость и положительные эмоции.

- Наш методический ринг подходит к концу. Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Я благодарю вас за активное участие в методическом ринге. Желаю вам хорошего настроения на весь оставшийся день. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово!

Слайд 20. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

9 развития, и объективно оценить сильные и слабые стороны. В ходе их соотнесения формулируются стратегии дальнейшего поведения ДОУ относительно качества предлагаемых услуг, обеспечения конкурентоспособности, использования внутренних резервов и т.д. При этом нужно помнить, что упущенные возможности могут стать угрозами (например, если этими возможностями воспользуется конкурент), а предотвращенные угрозы создадут новые дополнительные возможности. Сильные стороны (S): Возможности (O): 1.Высокий профессиональный уровень 1.Есть возможность получать управленческих кадров ДОУ квалифицированную научно-методическую 2.Образовательный ценз работников помощь от методиста по дошкольному соответствует занимаемым должностям (все образованию. педагоги имеют педагогическое образование). 2. Желание администрации МБДОУ вносить в 3.Повышение профессиональной воспитательно-образовательный процесс компетентности педагогов. Аттестация инновационные технологии. педагогов. Проведение консультаций, 3. Развитие инновационных форм работы с семинаров, Педагогических советов детьми (НОД и режимные моменты в МБДОУ. Повышение квалификации соответствующие ФГОС ДО) педагогов в соответствии с графиком (100%). 4.Использование Интернет-ресурсов. 4.Использование инновационных подходов к 5.Распространение опыта инновационной организации методической работы в ДОУ: работы через различные формы: 5. Укомплектованность кадрами. семинары, мастер классы, конкурсы, 6.Приведение документации воспитателей научно-практические конференции, форумы и и организации воспитательно-т.добразовательного процесса в соответствие с уровнях. На городском, краевом, федеральном ФГОС ДО. 6.Распространение опыта работы ДОУ, 7.Совершенствование предметно-развивающей издание проспектов о внедрении инноваций в среды в соответствии с ФГОС ДО к условиям педагогическую практику ДОУ. осуществления воспитательно-7.публикациобразовательного процесса. городских краевых изданиях об статей в специальных 8. Высокий уровень мотивации педагогов ДОУ инновационной работе в ДОУ. к самообразованию. 8.Организация методических выставок, участие в конкурсах различного уровня. 9.Проведение публичной защиты педагогами ДОУ педагогических идей, авторских программ и методических разработок. 10.Составление презентаций по инновациям в ДОУ. Слабые стороны (W): Угрозы (Т): 1.Отсутствие необходимого опыта педагогов в 1.Формальные требования РОО, инновационной, проектной деятельности. форсирующего внедрение инноваций без 2.Несогласованность образов желаемого учета потребностей и реальных возможностей будущего ДОУ у разных педагогов. конкретного ДОУ. 3. Преобладание в коллективе педагогов 2. Разногласия педагогов и родителей в традиционных и устаревших подходов к вопросах воспитания дошкольников. образовательному процессу. 3. Сопротивление отдельных педагогов 4. Низкий уровень мотивации педагогического нововведениям. коллектива к переменам в ДОУ. 4.Увеличение временных затрат на 5. Нежелание педагогов заниматься самообразовательную деятельность самообразованием. педагогов.

11 именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как: 1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; 2. Повышение уровня активности и самостоятельности; 3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности; 4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии. Заключение Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Педагог 21 века - это: 1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; 2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; 3. Способный организовать рефлексивную деятельность; 4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов. Главное подобрать золотой ключик к каждому педагогу.

Читайте также: