Что такое натюрморт кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

для детей старшей группы

Цель: Приобщение к миру изобразительного искусства

Закрепить знания детей о видах живописи :пейзаже, портрете, натюрморте

Конкретизировать у детей представления о натюрморте как особом жанре живописи, о его характерных особенностях.

Познакомить детей с новыми картинами

учить их сравнивать и анализировать, выделять главное.

Закрепить умение составлять композицию натюрморта, правильно подбирать дополнительные предметы к главному.

Обогащать словарь: натюрморт, жанр живописи, , портрет, пейзаж.

Продолжать развивать связную речь детей, умение отвечать н а вопросы полными , развёрнутыми предложениями.

Воспитывать у детей активный интерес, Эстетический вкус. эмоциональный отклик на художественные произведения.

Развивать фантазию, творчество,, самостоятельность, творческую инициативу и активность.

Интеграция областей : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие,

Предварительная работа:

рассматривание натюрмортов художников

рассматривание работ воспитанников художественной школы.

рассматривание слайдов различных жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею

вырезывание готовых предметов для составления натюрмортов (вазы, фрукты, цветы, предметы быта)

Приветствие:

Мы день привыкли начинать

Кто не привык подолгу спать

Встречайте утро с нами.

С кем никогда не дружит лень,

Кто маме помогает-

Вот у того хороший день

Всегда ,друзья, бывает!

Воспитатель: А каким вы хотите, чтоб день был у наших гостей?

(Пожелания детей) А настроение ? Я желаю, чтоб у всех было прекрасное настроение..

Ребята, я приготовила вам выставку репродукций известных картин, а когда открыла окно для проветривания, то подул ветер и все репродукции разлетелись, всё перемешалось. Что мне теперь делать?

Вы мне поможете?

Только будьте внимательными 6 репродукция нужно разместить следующим образом: на эту доску размещаем репродукции пейзажей, а на эту портретов. Всем понятно? Приступаем.

Дети выполняют задание.

На этой доске репродукции, какого жанра живописи расположены?

Докажите, что это пейзаж?

Ответы детей

Пейзаж- это такие картины, на которых изображена природа.

Ребёнок .

Если видишь, на картине

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Называется пейзаж.

Правильно, молодцы, пойдём дальше. На этой доске репродукции, какого жанра живописи?

Портрет - это такой вид живописи, на котором изображён человек.

Ребёнок. Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Называется портрет.

А что такое автопортрет?

Это когда художник изображает самого себя.

Ребята вы несколько раз говорили: рисует. Почему это не относится к живописи? И почему говорят , что художник картины пишет? А что и чем рисуют?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, у нас ещё остались репродукции давайте посмотрим на них какой жанр живописи изображён , давай развесим на этой доске.

Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Теперь всё правильно .Какой жанр живописи?

Правильно, натюрморт? А что такое натюрморт? Давайте посмотрим внимательно на репродукции. Что на них изображено?(перечисляют предметы)

Сможем ли мы с вами сформулировать вывод и дать определение ?

Что такое натюрморт?

Натюрморт – это такой вид живописи, на котором изображены предметы, которые окружают нас в жизни, например посуда, фрукты, ваза с цветами, называется натюрморт.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт

Предлагаю вашему вниманию две репродукции с изображением натюрмортов .

Давайте рассмотрим их внимательно и скажем, чем они похожи.

Они натюрморты, на них изображены…..

Какие это картины? Яркие, нарядные, светлые, праздничные.

Одну художник расположил вертикально, а другу горизонтально.

Как вы думаете почему?

Отличаются цветом предметов. Отличаются цветом формой предметов и композицией.

Художник с помощью кисти и красок, используя разный цвет не только передаёт красоту предметов ,но и своё настроение,

Какое настроение вызывают у вас эти репродукции? Чувство радости, восхищения, удивления, восторга. Почему?

Какой фон выбрали художники и почему? Какая репродукция кому больше нравится и почему?

Как вы думаете ,что хотел художник нам рассказать этими натюрмортами. Правильно, они хотели рассказать нам красками о том, как прекрасен и богат наш мир, богатство и изобилие природы и предметов, которые нас с вами окружают и труд люде , создавших эти предметы и вырастившие плоды. Нам надо научиться замечать, видеть эту красоту.

Какую картину мы рассмотрим сегодня более подробно?

В жизни мы иногда не замечаем красоту предметов, а художники – очень внимательные люди, их радует, удивляет нарядность предметов, необычность их цвета, формы. Они заставляют и нас внимательно вглядеться в предметы, изображённые на картине. Каждый предмет как будто говорит, какой он красивый, блестящий или гладкий, маленький или большой, тяжёлый или лёгкий, круглый или прямоугольный. Особенно они хороши, когда собраны вместе. Тогда они спорят, кто главный, ссорятся или дружат, показывая свою красоту, друг перед другом. Художник помогает нам понять эту тихую, таинственную, загадочную жизнь предметов. Прежде, чем нарисовать предметы, художник их красиво расставляет, старается так поставить главный предмет, чтобы остальные его дополняли, украшали.

На таких картинах предметы изображены не сами по себе , а собранные и объединённые в общую композицию

Ребята, посмотрите и попробуйте определить главный предмет . Почему так думаете?

Какие краски использует художник? Почему более мелкие предметы лежат впереди? Правильно, чтоб их лучше было видно.

Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создали, собрали, вырастили. Давайте попробуем проникнуть в картин. Что вы чувствуете? Оглядитесь по сторонам. Как вы думаете, что делает сейчас человек и о чём говорят предметы?

Ребята, а теперь пришла пора поиграть нам детвора.

Физкультминутка.

Мы в лесок пойдём и грибов наберём вот подберёзовик,…дети называют грибы. Сколько грибов?

А сейчас в сад пойдём и что соберём? Фрукты. Вот яблоки, кто и что ещё собирает, дети называют и собирают фрукты.

Мы на луг пойдём и цветы соберём. васильки, маки, ромашки…

В огород пойдём овощей наберём.

Воспитатель. Мы побывали с вами на природе и собрали много предметов, нужных нам для создания натюрморта.

Что ещё нам понадобиться?

Да предметы быта. Вы сегодня будете составлять свои натюрморты из готовых форм вот на этих картинах- фланелеграфах. Для этого нам нужно разделиться на команды. Чтоб сократить время ,я выберу капитанов, можно?

Выбираю капитанов команд. Дети набирают команды.

На ваших столах наборы с предметами, ваша задача создать свой натюрморт, подобрав цвет, форму, размер, расположение полотна и составляю композицию натюрморта.

Надо придумать название вашему натюрморту.

Выставляем готовые работы, дети называют, рассказывают, анализ детских работ.

Что вам понравилось? Какое настроение у вас? Что нового узнали ?

Как вы думаете, какое у меня настроение? И почему?

Наше с детьми стихотворение «Автопортрет

Коль художник пишет смело

На холсте, листе умело.

Не деревья, не цветы

Не других, а сам себя,

Словно в зеркало глядя,

И не важно молод, сед,

То такую вот картину

Назовём… а втопортрет.

Искусство- это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции

Изобразительное искусство-

Живопись- это вид изобразительного искусства, в котором художник выражает свои чувства и мысли с помощью красок и кисти

Портрет - картина, на которой изображен человек.

Пейзаж – картина, на которой изображена природа

Натюрморт- картина , на которой изображены предметы быта, вазы , цветы, фрукты и овощи

Художник- человек, занимающийся изобразительным и неизобразительным искусством

Натюрморт это:

( франц . nature morte , итал . natura morta , буквально - мёртвая природа ; голл . stilleven , нем . Stilleben , англ . still life , буквально - тихая или неподвижная жизнь ), жанр изобразительного искусства ( главнымобразом станковой живописи ), который посвящён изображению окружающих человека вещей , размещённых , как правило , в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу . Специальнаяорганизация мотива ( так называемая постановка ) - один из основных компонентов образной системы жанранатюрморт . Кроме неодушевленных предметов ( например , предметов домашнего обихода ), в натюрмортеизображают объекты живой природы , изолированные от естественных связей и тем самым обращённые ввещь , - рыбу на столе , цветы в букете и т . п . Дополняя основной мотив , в натюрморт может входитьизображение людей , животных , птиц , насекомых . Изображение вещей в натюрморт имеет самостоятельноехудожественное значение , хотя в процессе развития он нередко служил выражению символическогосодержания , решению декоративных задач или естествоиспытательски точной фиксации предметного мираи т . п . Вместе с тем натюрморт , может характеризовать не только вещи сами по себе , но и социальноеположение , содержание и образ жизни их владельца , порождать многочисленные ассоциации и социальныеаналогии .

Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности , с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока ( например , так называемый жанр " цветы - птицы "), но рождение натюрморта как самостоятельного жанрапроисходит в новое время , когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеровВозрождения развивается внимание к материальному миру , к его конкретно - чувственному изображению . Историю натюрморта как жанра станковой живописи , и в частности его типа " trompe l ' oeil " ( так называемаяобманка ), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы " Натюрморт " итальянца Якопо деБарбари ( 1504 ). Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI - начало XVII вв ., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности , интерес искусства кбыту и частной жизни человека , а также само развитие методов художественного освоения мира ( работынидерландца П . Артсена , фламандца Я . Брейгеля Бархатного и др .).

Эпоха расцвета натюрморта - XVII в . Многообразие его типов и форм в это время связано с развитиемнациональных реалистических школ живописи . В Италии и Испании подъёму натюрморта во многомспособствовало творчество Караваджо и его последователей ( см. Караваджизм ). Излюбленными темаминатюрморта были цветы , овощи и фрукты , дары моря , кухонная утварь и т . п . ( П . П . Бонци , М . Кампидольо , Дж . Рекко , Дж . Б . Руопполо , Э . Баскенис и др .). Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгостьи особая значительность изображения вещей ( X . Санчес Котан , Ф . Сурбаран , А . Переда и др .). Интерес кбытовому характеру вещей , интимность , нередко демократизм образов ярко проявились в голландскомнатюрморте . Для него характерны особое внимание к передаче световой среды , разнообразной фактурыматериалов , тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита " монохромных завтраков " В . Хеды и П . Класа до напряжённо - контрастных , колористически эффектныхкомпозиций В . Калфа (" десерты "). Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: " рыбы " ( А . Бейерен ), " цветы и фрукты " ( Я . Д . де Хем ), " битая дичь " ( Я . Венике , М . Хондекутер ), аллегорический натюрморт " vanitas " (" суета сует ") и др . Фламандский натюрморт ( главным образом " рынки ", " лавки ", " цветы и фрукты ") выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимныплодородию и изобилию ( Ф . Снейдерс , Я . Фейт ), В XVII в . развивается также немецкий ( Г . Флегель , К . Паудис ) и французский ( Л . Божен ) натюрморт . С конца XVII в . во французском натюрмортевосторжествовали декоративные тенденции придворного искусства (" цветы " Ж . Б . Моннуайе и его школы , охотничий натюрморт А . Ф . Депорта и Ж . Б . Удри ). На этом фоне подлинной человечностью идемократизмом выделяются произведения одного из самых значительных мастеров французскогонатюрморта - Ж . Б . С . Шардена , отмеченные строгостью и свободой композиций , тонкостьюколористических решений . В середине XVIII в . в период окончательного сложения академической иерархиижанров возник термин " nature morte ", который отразил пренебрежительное отношение к этому жанрусторонников академизма , отдававших предпочтение жанрам , областью которых была " живая натура " ( исторический жанр , портрет и др .).

В XIX в . судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи , работавшие во многих жанрах ивовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей ( Ф . Гойя в Испании , Э . Делакруа , Г . Курбе , Э . Мане во Франции ). Среди мастеров XIX в ., специализировавшихся в этом жанре , выделяются также А . Фантен - Латур ( Франция ) и У . Харнет ( США ). Новый подъём натюрморт был связан свыступлением мастеров постимпрессионизма , для которых мир вещей становится одной из основных тем ( П . Сезанн , В . ван Гог ). С начала XX в . натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи . Во Франции мастера фовизма ( А . Матисс и др .) идут по пути обострённого выявления эмоциональных идекоративно - экспрессивных возможностей цвета и фактуры , а представители кубизма ( Ж . Брак , П . Пикассо , X . Грис и др .), используя заложенные в специфике натюрморта художественно - аналитические возможности , стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы . Натюрморт привлекает и мастеровдругих течений ( А . Канольдт в Германии , Дж . Моранди в Италии , Ш . Лукьян в Румынии , Б . Кубишта и Э . Филла в Чехии и др .). Социальные тенденции в натюрморте XX в , представлены творчеством Д . Риверы и Д . Сикейроса в Мексике , Р . Гуттузо в Италии .

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в . вместе с утверждением светской живописи , отражаяпознавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир (" обманки " Г . Н . Теплова , П . Г . Богомолова , Т . Ульянова и др .). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течениезначительного времени носило эпизодический характер . Его некоторый подъём в первой половине XIX в . ( Ф . П . Толстой , школа А . Г . Венецианова , И . Т . Хруцкий ) связан с желанием увидеть прекрасное в малом иобыденном . Во второй половине XIX в . к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И . Н . Крамской , И . Е . Репин , В . И . Суриков , В . Д . Поленов , И . И . Левитан ; подсобное значение натюрморта вхудожественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей ролисюжетно - тематической картины . Самостоятельное значение натюрморта - этюда возрастает на рубеже XIX иXX вв . ( М . А . Врубель , В . Э . Борисов - Мусатов ). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в . Кего лучшим образцам относятся импрессионистические работы К . А . Коровина , И . Э . Грабаря ; тонкообыгрывающие историко - бытовой характер вещей произведения художников " Мира искусства " ( А . Я . Головини др .); остро декоративные образы П . В . Кузнецова , Н . Н . Сапунова , С . Ю . Судейкина , М . С . Сарьяна и другихживописцев круга " Голубой розы "; яркие , пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров " Бубновоговалета " ( П . П . Кончаловский , И . И . Машков , А . В . Куприн , В . В . Рождественский , А . В . Лентулов , Р . Р . Фальк , Н . С . Гончарова ). Советский натюрморт , развиваясь в русле искусства социалистического реализма , обогащается новым содержанием . В 20 - 30 - х гг . он включает и философское осмысление современности вобострённых по композиции произведениях ( К . С . Петров - Водкин ), и тематических " революционных " натюрмортах ( Ф . С . Богородский и др .), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемымибеспредметниками " вещь " через эксперименты в области цвета и фактуры ( Д . П . Штеренберг , Н . И . Альтман ), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира ( А . М . Герасимов , Кончаловский , Машков , Куприн . Лентулов , Сарьян , А . А . Осмёркин и др .), а также поиски тонкойколористической гармонии , поэтизацию мира вещей ( В . В . Лебедев , Н . А . Тырса и др .). В 40 - 50 - х гг . значительно многообразные по манере натюрморты , отражающие существенные особенностисовременные эпохи , создали П . В . Кузнецов , Ю . И . Пименов и др . В 60 - 70 - х гг . в натюрморте активноработают П . П . Кончаловский , В . Б . Эльконик , В . Ф . Стожаров , А . Ю . Никич . Среди мастеров натюрморта всоюзных республиках выделяются А . Акопян в Армении , Т . Ф . Нариманбеков в Азербайджане , Л . Свемп и Л . Эндзелина в Латвии , Н . И . Кормашов в Эстонии . Тяготение к повышенной " предметности " изображения , эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников70 - х - начала 80 - х гг . ( Я . Г . Анманис , А . И . Ахальцев , О . В . Булгакова , М . В . Лейс и др .)

Сегодня поговорим о натюрмортах. Помнишь песенку из мультика?

«Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Давай-ка попробуем разгадать несколько таких маленьких загадок.

Посмотри на этот завтрак. Как ты думаешь, он был приготовлен для человека богатого или бедного?

Похоже, что для богатого. Еда здесь непростая: огромный копчёный окорок, фрукты (виноград, дыня), устрицы и лимон. Лимон в Голландии считался экзотическим фруктом; везти их приходилось из-за моря. Лимоны обычно сами по себе не ели, но делали из них лимонад: просто очищали лимон, резали его на мелкие кусочки, бросали в бокал с водой и размешивали специальной ложечкой. Именно поэтому на голландских картинах лимон обычно изображают наполовину очищенным, а шкурка его красивой спиралью спускается со стола.

Что ещё говорит о том, что человек, для которого был приготовлен завтрак, - это человек богатый? Конечно же, блестящая серебряная посуда и красивый вид из окна. Видимо, он живёт в высоком и большом доме.

Как насчёт этого натюрморта? Этот завтрак был приготовлен для богача или для бедняка?

Давай внимательно посмотрим на предметы, которые изображены на столе. Предметы эти - непростые. Кувшин здесь - не просто кувшин, а кувшин китайский. Видишь, он белого цвета, а по нему синей краской изображены маленькие человечки, горы и деревья? Такие вещи делались в то время только в далёкой стране - Китае. Из особой, очень чистой глины изготавливали фарфор, который цветом был похож на свежее молоко. Стенки таких кувшинов были настолько прозрачными, что иногда казалось, будто свет проходит сквозь них насквозь. По ним синей краской изображали маленькие сценки. В Европе таких вещей делать не умели; их могли только покупать и привозить из далёких странствий. Поэтому китайский фарфор был очень-очень дорогим.

Теперь посмотри на нож, ручка которого торчит из-под блюда с омаром. Видишь, какого она белого цвета? Знаешь, из чего сделана? Из слоновой кости. Слоновая кость попадала в Европу из Африки; добыть её было нелегко; была она материалом редким, экзотическим и тоже очень дорогим.

А как насчёт часов? Они лежат в левом нижнем углу. К ним на синей ленте привязан ключик, который используют, для того чтобы часы заводить. Как ты думаешь, многие люди в то время могли себе позволить иметь часы? Совсем немногие. Это сейчас ничего особенного они собой не представляют. А в то время изготовить вручную их сложный механизм, завести, заставить работать было делом непростым. Поэтому часы были гордостью их владельца. Кто попало с часами ходить не мог. Получается, что художник в этой картине специально собрал на одном столе множество дорогих и редких предметов. Значит, этот завтрак был предназначен для богача.

Ну, а как насчёт этого завтрака?

Похоже, что эта трапеза совсем простого человека. Обычный глиняный кувшин, в котором могли хранить пиво. На столе кусок хлеба, яблоко с луковицей да селёдка, нарезанная на куски. Вот и весь завтрак! Кстати, именно голландцы когда-то научились делать селёдку. Голландия считается родиной этого блюда. Хотя сейчас для нас селёдка – это вещь совсем обычная, но в своё время она была гордостью Голландии.

А теперь давай попробуем догадаться, для кого – мужчины или женщины – был накрыт этот стол?

Посмотрим внимательно: жареная рыба, лимон и бокал лимонада (именно в таких низких и пузатых бокалах лимонад обычно разводили). Пока что никаких подсказок мы здесь не видим. Но вот по центру стоит странный сосуд, в котором какая-то белая штуковина. Эта сосуд – не что иное, как жаровня с углями. Белым цветом изображены уже прогоревшие угли, превратившиеся в пепел. Однако под ними наверняка есть ещё тёплые угольки. Такие настольные жаровни использовались, для того чтобы раскуривать трубку. Ну а курили в то время только мужчины. Женщинам трубка отнюдь не полагалась. Поэтому завтрак на этом столе - явно мужской.

А что скажешь про этот?

Здесь еда не такая простая, как на предыдущем, а гораздо более экзотичная – много сладких фруктов (виноград, яблоки), огромная головка сыра. Мало того, тут ещё присутствует и множество зверей: разноцветные попугаи и обезьяна. Таких заморских зверей начали привозить на кораблях в Голландию из Африки и из Южной Америки. Обезьянок часто держали так же, как мы сейчас держим кошек. Их наряжали в смешные костюмы, водили на цепочках. Обычно их держали именно дамы – для развлечения. Точно так же часто заводили и попугаев, чтобы они занимали даму, подражая человеческим голосам. Наличие этих забавных питомцев указывает на то, что этот завтрак, видимо, был предназначен именно для женщины.

Ещё обрати внимание на то, как хитрая кошка подкрадывается к столу. Может быть, она хочет утащить кусочек омара, а может, планирует наброситься на ничего не подозревающего попугая.

Можем ли мы по завтраку узнать, что делал человек, для которого накрыли завтрак? Например, вот здесь.

Похоже, что хозяин этого стола торопился. Видишь, убежал, опрокинув стакан на бок. Пустую раковину из-под устрицы небрежно бросил на край стола. Бумажку с перцем (в такие бумажные кулёчки обычно насыпали перец, которым потом посыпали устриц) он тоже оставил неубранной – так что весь перец просыпался прямо на стол.

А вот это уже не завтрак, а, скорее, ужин.

Видно, человек не успел допить свой лимонад и доесть сладкие булочки; куда-то убежал, оставив на столе горящую свечу. А в его отсутствие на стол пробралась хитрая мышь, которая сейчас полакомится остатками его трапезы.

Видишь, как интересно бывает рассматривать картины? Если приглядеться, то можно найти много такого, что на первый взгляд остаётся незамеченным.



Натюрморт – один из самых популярных жанров изобразительного искусства. С момента своего появления на протяжении последних пяти веков истории искусства он был основной гордостью применения таланта для тысяч художников. Это идеальный жанр для тех, кто только учится рисовать, поэтому многие начинающие художники оттачивают мастерство именно в натюрморте.

Важно формировать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства; учим их не только узнавать в натюрморте знакомые предметы, но и видеть их красоту, многообразие форм, цветов, фактуры, вызывать желание самостоятельно создавать натюрморты, выражать свое эмоциональное отношение к изображаемому. Беседуя с детьми, показываем, что художник не просто изображает цветы, фрукты, овощи, а рассказывает с помощью красок о том, что он подметил в окружающей природе. Иначе говоря, в своей картине-натюрморте художник передает сои мысли, чувства, настроение и хочет поделиться этим с другими.

Дети рисуют натюрморты карандашами, фломастерами, красками, пастелью, восковыми мелками и т.д. Для изображения вазы или кувшина иногда используют силуэты, вырезанные из цветной бумаги, газеты, журнала. В этой вазе ребенок рисует красками букет цветов, рядом располагает фрукты и овощи. Такие натюрморты особенно интересны ребенку тем, что в них сочетается техника коллажа и живописи. Перед тем, как рисовать натюрморт, на прогулке мы предлагаем ребенку оглядеться вокруг и выбрать те предметы или растения, из которых можно его составить; спрашиваем у него почему он выбрал именно эти предметы (они нравятся по цвету, форме, очертанию, величине).

Предлагаем ребенку такое же задание дома после прогулки. В комнате он внимательно рассматривает предметы и выбирает некоторые из них для рисования. Чтобы заинтересовать ребенка, стихотворение А. Кушнера:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт.

Ознакомление детей с натюрмортом помогает развитию эстетических чувств, обратной речи, о чем говорит появлении ярких ассоциаций, метафор, сравнений. В зависимости от времени года содержание натюрморта меняется, и дети находят новые сюжеты для своих картин.

Каждое время года дает содержание для рисования натюрмортов. Наблюдение в природе обогащает впечатления и знаний детей, помогают передать эту красоту в рисунках, аппликациях, лепке, конструировании. Вместе с детьми посещаем музеи или выставки, чтобы они увидели натюрморты художников в оригинальном исполнении. Можно так же рассматривать репродукции картин-натюрмортов Ф.Толстого, И.Хруцкого, П. Кончаловского, М. Сарьяна, И. Машкова. В картинах этих художников передана красота предметов быта и плодов земли, настроение человека и его восторженное отношение к окружающему предметному миру.

Эмоционально насыщенные натюрморты вызывают у ребенка эстетические чувства, желание создавать красивые, красочные композиции.



Натюрморт – один из жанров живописи, по­свя­щён­ный изо­бра­же­нию не­оду­шев­лён­ных объ­ек­тов.

Но самостоятельным жанром он стал только в XVII в., а до этого считался вспомогательным, помогая украшать содержание картин других жанров. Натюр­морт­ные мо­ти­вы вклю­ча­лись в сю­жет­ картин уже в Древ­нем Егип­те. А в эпоху Раннего Возрождения вновь возрастает интерес к вещественному миру.

Самостоятельность этот жанр обрёл в Италии в XVII в. благодаря развитию принципов Караваджо: использование све­то­тени, скульп­тур­ности фор­мы и на­ту­ра­лизма. Но наи­боль­шим раз­но­об­ра­зием форм натюрморт отличался в голландском искусстве XVII в.

Значение термина

Любые неодушевлённые предметы могут стать темой для натюрморта при условии, что это не документальное, а художественное изображение. Создавая натюрморт, художник сознательно группирует предметы по своему замыслу.

Иногда натюрморт может нести в себе какую-то скрытую аллегорию (иносказание) – вещи превращаются в символы и несут в себе определённую идею, чаще всего философскую.

Виды натюрморта

Натюрморт – продуманная художником композиция, а не бессмысленное нагромождение различных предметов.



Ванитас

Главной отличительной деталью таких натюрмортов является изображение черепа, чтобы напомнить о том, что жизнь быстротечна, жизненные радости и удовольствия – тщетны и преходящи, а смерть – неизбежна. Рассматривая такой натюрморт, человек поневоле задумается о смысле своей жизни.

Раздумья над смыслом и целью человеческого существования олицетворяют и другие предметы, изображённые в натюрмортах.



Нидерландский (голландский) натюрморт

Голландские ху­дож­ни­ки ви­де­ли осо­бую, скрытую жизнь в неодушевлённых предметах, но она была тесно свя­зан­а с жиз­нью людей, их бы­том, интересами, привычками. Обычные люди этого не замечают, а художники видят мир не только глазами, но и чувствами, сердцем. И тогда созданный таким чутким художником натюрморт обостряет внимание, затрагивает чувства и пробуждает различные воспоминания или ассоциации.

Голландские мас­те­ра обладали ост­рым чув­ст­вом красо­ты, они видели её в лю­бом жиз­нен­ном яв­ле­нии, да­же са­мом буд­нич­ном. Соз­да­те­лем фламандского натюрморта был Ф. Сней­дерс,

Голландский натюрморт был тесно связан с религиозной и аллегорической живописью. Но в XVIII в., в искусстве рококо, эта связь была утеряна, большое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли эф­фект­ные натюрморты с изо­бра­же­ни­ем эк­зо­тических ве­щей, пред­ме­тов рос­ко­ши для ук­ра­ше­ния богатых ин­терь­еров особ­ня­ков.



Натюрморт цветочный

Этот вид натюрморта – самый распространённый. Именно цветочный натюрморт стал первым, выделившимся в отдельный жанр.

Голландия всегда славилась своими садами и цветочными полями. Цветочный натюрморт и должен был возникнуть там как естественное продолжение жизни страны.



Учёный натюрморт

Если натюрморт с цветами вызывает у зрителей эстетическое чувство, то учёный натюрморт побуждает к размышлениям по поводу изображённого. Это уже интеллектуальный труд, способствующий развитию кругозора, знаний. К этой категории натюрмортов относится и ванитас, но его тематика более узкая; в учёном натюрморте могут присутствовать книги, старинные рукописи, письменные принадлежности, музыкальный инструменты, посуда и т.д.



Русская натюрмортная живопись

В качестве самостоятельного жанра натюрморт в России стал популярен в начале XVIII в., но почти до конца XIX в. считался низшим жанром. Основной темой были только цветы, овощи и фрукты. Самым известным русским художником этого жанра в XIX в. был И. Хруцкий.

Новый интерес к натюрморту как к са­мо­сто­ятельному жан­ру про­явил­ся у русских худож­ни­ков ру­бе­жа XIX-XX вв.: Вру­беля, Бо­ри­сова-Му­са­това, Серова. Рас­цвет русского натюрморта относится к началу XX в., ко­гда этот жанр по-раз­но­му проявлялся в различных художественных те­че­ни­ях и объ­е­ди­не­ни­ях. В России он стал развиваться интенсивно и быстро завоевал равноправие среди других жанров живописи.

Самыми известными художниками этого жанра были К. Коровин, И. Грабарь, П. Кончаловский, И. Машков. Их поддержали художники нового поколения: Е. Скуинь, П. Альберти, С. Осипов, Е. Антипова, М. Копытцева, Я. Крестовский, В. Стожаров, Б. Шаманов и др.



Натюрморт в других странах и стилях

Натюрморт, как и всё изобразительное искусство рубежа XIX-XX вв., не избежал экспериментов. Известными экспериментаторами в этой области стали Матисс, Гоген и особенно Сезанн.

Жанр натюрморта не стареет, он сохранился до наших дней и продолжает развиваться.

Читайте также: