Какие принципы присущи школа санкхья ньяя вайшешика

Обновлено: 05.07.2024

Санкхья и йога. Борис Леонидович Смирнов.

Часть I. САНКХЬЯ

Индийская философская традиция учит, что Истина одна, но рассматривать её можно с разных сторон, под разным углом зрения, что и создаёт иллюзию множественности теорий.

ше, нежели ньяя и вайшешика. О слиянии Санкхьи и Йоги уже говорилось, и к этому положению ещё не раз придётся возвращаться. Поэтому трудно сказать с достаточной достоверностью, которая из систем старше, которая моложе, и среди специалистов существуют немалые разногласия по этому вопросу. Однако большинство индийских и европейских исследователей считает, что наиболее древними течениями являются Санкхья и Йога, истоки которых прослеживаются вплоть до древних Упанишад (Чхандогья, Брихадараньяка). Учение только этих двух систем излагают в достаточно развёрнутом виде средние Упанишады (Шветашватара и Майтраяна). О других системах лишь вскользь упоминают некоторые поздние Упанишады. Так, Мандукья-карика[2] (II, 20т о ньяе и мимансе (Атма-упанишада, 2). Согласно индийской традиции, воззрения различных школ излагаются не в историческом порядке, а по их смысловой ценности; изложение идёт от систем менее ценных, по мнению автора, к системам более ценным; разумеется, изложение завершается воззрением самого автора..

Такое искусственное деление на основании одного чисто внешнего признака приводит к тому, что и в той, и в другой группе оказываются системы, весьма несходные по своему внутреннему содержанию, своей сущности.

и; в начале Пранагнихотра уп. сказано, что без Санкхьи и Йоги нет спасенья; Шулика-упанишада и Йога-сутры обосновывают праксис Йоги на теории Санкхьи. Современные исследователи также признают единство Санкхьи и Йоги (ср. Бхагаван Кумара Шастри, L. c. [82], стр. 37), однако такая близость не есть полное неразличимое тождество (Дальман). Несомненно, что Йога хотя и связана с теорией Санкхьи, всё же она, как праксис, принимается и другими философскими системами Индии.

Деятельность органов чувств, любое соприкосновение с проявленным есть источник страдания; горе само по себе есть страдание, а радость, в конце концов, приводит к страданию, хотя бы уже потому, что она не вечна. Поэтому влечение чувств к предметам чувств, отождествление себя с ними, желание насладиться плодами своих дел нужно рассматривать не просто как отсутствие истинного знания (avidya), а как ложное знание, заблуждение (moha).

Различают два источника заблуждения: обман чувств и ложное умозаключение. В индийской философии классический пример заблуждения вследствие обмана чувств таков: утся

00:00:00 Вы услышите лекцию по Атма Таттва Прабху, по серии Бхакти Шастры. Кассета 12. Обсуждающие 6 философий.

00:01:26 Итак, вот они 6 философий. Пока мы обсуждали листья Веды, деревья и пыль грязь, этого иллюзорного дерева мы снова придём, конечно мы не будем объяснять здесь философии 6 школ, но мы будем иметь некоторое отношение к 6 философиям, в объяснении карт. Сегодня основное вот слушать и отмечать номера стихов Бхагавад Гиты, когда я их буду называть. Итак, сегодня тема – 6 философий в Бхагавад Гите. И мы не должны об этом забывать, поскольку мы будем углубляться сами в 6 философий, выяснять что это такое? Но мы немного коснёмся этой философии, и будем возвращаться к Бхагавад Гите. Чтобы, так сказать, не пришлось нам принимать омовение в Ганге после этой лекции. А иначе, если бы вы послушали 6 философий, нужно идти и прыгать в Гангу, потому что никакого вывода, так сказать, и конечного залючения, вы не получите. Итак, начнём с Ньяйи.

Философия Ньяя

00:03:02 Прежде всего давайте немного так сказать, для введения в цель – Брахма – [тене Брахма хидея адикава мухьянти] – Брахма обрёл знание Вед от Шри Кришны. Услышав флейту Шри Кришны. Так он постиг все Веды. Господь сказал ему 4 стиха, которые на самом деле включают в себя всё сущее, что может быть связано с философией. Это называется Титуршлоки в Бхагаватам, вы можете найти все эти 4 стиха, которые сказаны Кришной. Тема этих 4 стихов – самбандха, абхидея и прайоджина. Итак, затем Брахма, то есть все Брахмы. Есть разные Брахмы, в разное время они действовали, и тот же самый Брахма в разный момент творения, в начале этой Манмантары, и иногда даже, во время начала Дивья-юги. Это разные части временные, когда Брахма даёт Ведическое знание, для того, чтобы в конечном счёте всех занять преданным служением – это абхидея.

00:04:48 Есть в материальном мире, такие живые существа, которые развили, разные соответственные уровни зависти к Кришне. [Кришна бахему бахой бахуванчакури] – повернувшись к Кришне спиной, живые существа, развивают бахуванчи – разнообразнейшая запрещённая аша. Аша – значит желание. И из-за этого живые существа запутываются в материальной жизни. И живых существ очень много, миллионы, и миллионы, и каждая из них, имеет определённую категорию зависти к Кришне. Все эти люди, должны постепенно подняться до уровня понимания, своих изначальных взаимоотношений. Итак, есть 2 разных пути, как мы видим есть Праврити и есть Ниврити. Праврити – значит – постепенный процесс и косвенный. А Ниврити – значит – прямой процесс. В начале творения – главное – Праврити процесс: как всех занять в соответствии с их прихотями, и постепенно их привести к идее Cознания Кришны. И Брахма даёт всё это знание.

00:07:47 Ну конечно, Брахма даёт высшее знание, но эти лидеры, категории, за других людей, они поняли всё по разному, в 6 видах восприятия, и это называется 6 философиями. Любая другая философия, которая существует в этой вселенной, между Луной и Солнцем – это просто разнообразная смесь и разные части этих философий, поскольку категории вообще таковы, что есть 6 видов, так сказать 6 вариаций восприятия зависти, восприятие зависти к Кришне. И ну вопрос: почему 6? Почему не 7? Это как Кришна – почему он синий? Это Веда, с этим не спорят. Коровий навоз чист, 6 философий, да 6 философий, всё приняли. Но все эти 6 миллионов философий, или всё что угодно, какая-нибудь философия – Египетская, западная философия, философия козла, и так далее, и кого угодно, философия Макса Миллера, философия Ауробиндо, это всё из этих 6. Это как основа.

00:14:51 Не может быть, одна философия иногда поднимается, иногда сражается с другой. Одна поднимается, другая опускается, все 5 проявляются, иногда все 6 проявляются. Это просто зависит от тех живых существ, которые проходят в творении. Иногда что-то развивается одно, иногда другое, но это на самом деле, не такой уж ценный момент, для того чтобы понять, общаясь с сознанием Кришны. Ну я понимаю, сказал коротко, Брахма сказал, они не поняли и дали. И в разное время, эти философии проявлялись на этой планете и на многих других планетах. Якша – они тоже проповедуют философию Вайшеши, на самом деле, все эти учёные, какие-то падшие якши. Вся эта философия о том, что жизнь происходит из материи, и так далее, все эти вещи, как якши. Итак, начнём с ньяйи.

Философия вайшешики

00:36:17 Итак, много разницы между ньяйи и вайшешиками. Вайшешика, основатель вайшешика – это Канада. И его теория такова, что всё исходит из атома. Такова его теория в основном. Он говорит, что всё исходит из невежества Асат. Он говорит, что всё исходит из атома, и описывая атомную теорию, вайшешики ей даёт очень подробное объяснение одного атома, который соединяется с другим атомом, и соединяясь возникает двойной атом. И множество двойных атомов соединяются и создают таким образом большой атом. И этот большой атом, соединяется с другим большим атомом и возникает большая планета. И вы видите откуда появилась эта теория большого взрыва. Это изначальная, так сказать, философия большого взрыва. Это вайшешика, и они также говорят, что причина и следствие, источник, продукт, должны быть отличными, они не могут быть одинаковы. И этот как они вцепились в неё и не могут отпустить, отпустить эту иллю… Должна быть причина и следствие отличными, по вашей логике, так почему так? Нет, нет, нет, никакой логики к этому моменту нельзя применять. Всё можно изучать логикой, но причина и следствие должны быть разными.

Философия санкхьи

00:54:36 Только 24 элемента существует, это философия уже санкхьи. Те же самые главы, тот же самый стих. 16.8. 16 глава, стих 8, но далее – Прабхупада во 2 главе, в 39 стихе. Прабхупада сравнивает санкхью с Сознанием Кришны. Глава 2, текст 39. Вы прочитайте, там комментарии к этому стиху, на самом деле, со второй страницы комментария можно прочитать, что такое философия санкхьи, как эти 2 философии санкхьи возникли, и как они связаны с будх-йогой, как Cознание Кришны, это истинные санкхьи. Это во 2 главе, в 39 стихе. Далее в 9 главе, 8 стихе. Поскольку санкхья взята в конечном счёте, как они это всё объясняют, они подтверждают, что вот 24 элемента – это на самом деле материальная природа, это Пракрити, они говорят, что это причина творения.

00:57:43 Для того, чтобы всё было просто, я могу вам дать небольшую классификацию здесь: первое – это махат, они используют, то же слово, которое использует Бхагаватам, но их махат – он не имеет такого источника, как Кришна, то есть там и так далее. Это мёртвый махат, там нет такого Кришны, который бросает взгляды и так далее. То есть это общий разум, можно написать разум – махат. И есть аханкар – это второе – это ваше эго. Далее – танматра – то есть объекты чувств. Их также пять: на каждое чувство, есть объект, и к тому же есть 5 чувств, познающие эти 5 объектов чувств. Итак их 5, это 3, тут 5 плюс 5 получается – 10 чувств и один ум. 5 чувств таких, 5 таких. То есть это получается 19, из 19 к 23 – танматры – объекты чувств. Под ними индрия. Индрия и манас. Индрия – значит чувства.5+5 – 5 познающих чувств, 5 – действующих чувств – это десять.

00:59:09 Далее манас – ум – 11. Затем с 19 до 23 панчабута, то есть 5 элементов, земля, вода и так далее. Земля, вода, огонь, воздух и эфир.
[Аудитория] Есть ли у них разница между чистым эго и ложным эго?
[Атма Таттва дас] Они не обсуждают чистое эго потому что Бога не существует. Аханкар. Второе – это аханкар. Видите ли они используют ту же терминологию, но они не имеют ввиду, то что имеем ввиду мы. Когда мы говорим – [Аханкара мыно бутчир] мы имеем ввиду ложное отождествление сознания с материальным миром, но они не настолько уверены в этом, то есть, когда они говорят – аханкара – они имеют ввиду эго. Эго хочет что-то делать, значит эго, даже если ты хочешь Кришне поклоняться, - это тоже твоё эго – это аханкар. Я по своей аханкаре говорю, что Бога нет. Ты по своей аханкаре говоришь, что Бог есть. И кто-то ещё с другой аханкары говорит, что он – Бог. Но, всё едино. Есть разница? Потому что у всех есть эго, у тебя своё, ты обрёл голову. У меня своё эго – я отращиваю волосы. Понимаете?

01:01:44 Как они говорят, есть три вида, нечто у них смешное ещё есть, и я хотел не говорить об этом, но придётся: если у них есть этот момент, что есть три гуны – саттва, раджас и тамас. [Читхьяни пришлось их махати[Это дерево есть в здесь, в моем сердце] – это компоненты махати]. И разум – это просто продукт 3 гун материальной природы, потому что материальная природа – источник всего. Материальная природа – это 3 гуны, и 3 гуны они говорят, что если человек находится в саттве. Так! Если человек значит в тамасе, то он находится под влиянием иллюзий, если человек находится, так, в радость – он чувствует радость. В саттве – есть радость, в раджасе – боль, в тамасе – невежество, иллюзия. Все эти три аспекта – это 3 вида восприятия мира в соответствии с санкхиитами. Существуют только 3 вещи – радость, боль и иллюзия. Например, кто-то например, становится грихастхой, когда жена его в хорошем умонастроении.

01:04:04 На самом деле, эта красота не радует вас. Не заставляет страдать, и в иллюзия вас не вводит, просто вы не понимаете материальной природы. А как понять? Вот я тебе и объясняю что к чему? Земля, вода, огонь, воздух и так далее, ум разум – эго. Пойми всё это, а душа КХХ и уходит после этого, и тогда вы реализованы. Что за реализация такая? Ты осознаешь, что всё исходит из природы, и когда есть такая реализация, то это и есть самореализация. Вам не нужен Бог, не нужен духовный мир, не нужно бхакти, не нужно никому служить. Ты вышел, всё ясно. Ты свободен от всего: нет радости, нет боли, нет иллюзий – Ом – Татсат. Такая у них философия. [неразборчиво]. Всё это просто смешно.
[Аудитория] Атма – это душа?
[Атма Таттва дас] Да, когда они говорят – Атма – они имеют ввиду душу, которая также является продуктом материальной природы. Да, ну в анализе этой санкхьи, когда Капила говорит – душа, он имеет ввиду душу, которая не понимает материальную природу, эта душа – 24 элемент. Это душа, которая постигла материальную природу, становится 25 элементом, и освобождается.

01:06:41 Они будут выглядеть очень по Ведически. Наши примитивные некоторые преданные будут думать, что это всё сознающий Кришна, но они на самом деле нет, они демоны, они имеют шикху, чадар, большой дхоти с хвостом сзади, у них 2 рога на голове. Они говорят на санскрите, и даже газ испускают на санскрите, но на самом деле – это раджас. Извиняюсь, конечно, но это так. Что делать? Так они и делают, они всё на санскрите производят, и доказывают что Бог мёртв, тоже на санскрите, есть так много в Индии. Они дают потрясающие лекции по санкхьи, какая-нибудь там там, Таттва, но нет Бога во всей их Веде. В часовой лекции, они ни разу не говорят: ни Бог, ни Кришна, ничего нет, полностью безБожно. Вы отправьтесь в Бенарез, вы там увидите эту удивительность, удивительных личностей, которые учёные, и они говорят часами о санкхье, ни о Боге, ни о душе, ни о преданности они не говорят. Такая у них философия.

на все различия школ индийской философии, они все в своей основе опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – древние священные тексты индийской культуры, играющие в ней роль, подобную роли Библии в христианских культурах. Основные идеи этой философии: 9 основных философских школ, 2 группы: ортодоксальные - Астика - 6 штук; неортодоксальные - Настика - 3 штуки. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом.

Школы ньяя и вайшешика .В школе ньяя - разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме. Утверждение: Основание: Пример: Применение: Следствие: Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях.

Школы санкхья и иога. Школа санкхья (была основана древнеиндийским мудрецом Капилой) утверждает существование 2 высших начал в мире – пуруши и пракрити (сознания и энергии) Пракрити состоит из 3 первоэнергий – Гун: 1) Гуна саттва - активное положительное начало, 2) Гуна раджас – активное отрицательное начало, 3) Гуна тамас представляет пассивное и инертное начало бытия. Сочетания гун образуют 24 первоэлемента, лежащие в основании бытия. Считается, что философия иоги была основана мудрецом Патанджали Иога, предлагает различные техники упражнения и медитации, выделяет разнообразные состояния сознания человека, учит достижению высшего состояния сознания. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это: 1. Соблюдение нравственных законов. 2. Дисциплина (очищение). 3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела. 4. Достижение контроля над дыханием. 5. Отвлечение чувств от внешних объектов. 6. Концентрация мыслей на одном объекте. 7. Медитация. 8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи - пракрити.

Школы миманса и веданта. Миманса связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну.

Ортодоксальные школы индийской философии (ньяя – вайшешика, санкхья – йога, веданта - миманса).

Система Йоги состоит из4 частей: 1. Самадхипада – о природе, целях и формах Йоги; 2. Садханипада – это средства достижения сосредоточения; 3. Вибхутипада – внутренние аспекты Йоги,сверхъестественные силы, обретаемые человеком в ходе медитации; 4. Кайвальяпада – описание природы, форм освобождения от страданий, рассматривается трансцендентальный мир. При осуществлении медитации человек переживает 5 ступеней духовного состояния: 1. Кшипта – рассеянное состояние; 2. Мудха – бездеятельность, притупленное состояние; 3. Викшипта – относительное умиротворенное состояние; 4. Эгарка – сосредоточение ума на каком – либо объекте; 5. Нируддха – прекращение всякой мыслительной деятельности.

Ньяя– учение о формах мышления. Основатель Готама , 1 в. н. эр. Означает правило, основание, метод, вывод, логика. Учение Ньяи тесно связано с Вайшешика. Важную роль в их учений играли логика и гносеология. Онтологическое учение Ньяисчитает, что материальная вселенная состоит из атомов, сочетание к-рых образует все предметы. Гносеологиястоит на первом месте. 4 источника истинного познания: 1. Пратьякша – восприятие; 2. Анумана – вывод; 3. Упанмана – сравнение; 4. Шабда – свидетельство. К недостоверному знанию относили: 1. Память (смрити); 2. Сомнение (саншая); 3. Ошибка (бхрама или выпарьяя); 4. Гипотетический элемент (тарка). Признавали 6 органов восприятия – внешних и 1 внутренний, который считался как особое восприятие (Йогадма). Он был характерен тем, кто достигал духовного совершенства – могли воспринимать все.

Система Йоги состоит из4 частей: 1. Самадхипада – о природе, целях и формах Йоги; 2. Садханипада – это средства достижения сосредоточения; 3. Вибхутипада – внутренние аспекты Йоги,сверхъестественные силы, обретаемые человеком в ходе медитации; 4. Кайвальяпада – описание природы, форм освобождения от страданий, рассматривается трансцендентальный мир. При осуществлении медитации человек переживает 5 ступеней духовного состояния: 1. Кшипта – рассеянное состояние; 2. Мудха – бездеятельность, притупленное состояние; 3. Викшипта – относительное умиротворенное состояние; 4. Эгарка – сосредоточение ума на каком – либо объекте; 5. Нируддха – прекращение всякой мыслительной деятельности.




Ньяя(правило, логика или не наука) – учение о формах мышления. Основатель Готама (или Гутама, Акшапад), 1 в. н. эр. Означает правило, основание, метод, вывод, логика. Учение Ньяи тесно связано с Вайшешика. Важную роль в их учений играли логика и гносеология. Онтологическое учение Ньяисчитает, что материальная вселенная состоит из атомов, сочетание к-рых образует все предметы. Кроме того, во Вселенной существует множество душ, которые находятся как в свободном состоянии, так и связанными с материальными системами. Бог Ишвара (высшее регулирующее духовное начало) не творец душ и атомов, а только создает сочетания атомов, и связывает их с душами и освобождает от них. Гносеологиястоит на первом месте. 4 источника истинного познания: 1. Пратьякша – восприятие; 2. Анумана – вывод; 3. Упанмана – сравнение; 4. Шабда – свидетельство. К недостоверному знанию относили: 1. Память (смрити); 2. Сомнение (саншая); 3. Ошибка (бхрама или выпарьяя); 4. Гипотетический элемент (тарка). Признавали 6 органов восприятия – внешних и 1 внутренний, который считался как особое восприятие (Йогадма). Он был характерен тем, кто достигал духовного совершенства – могли воспринимать все. Истина определялась соответствием или не соответствием выводов к фактам действительности. ИменноНьяей впервые в Индии была разработана теория пятичленного силлогизма, отличавшаяся от греческой. В дискуссии определяли три формы: 1. Вада – высшая форма спора, которая ведется по всем правилам; 2. Витанда – опровергающая сторона не выдвигает своего варианта решения; 3. Джалпа – стороны хотят победить любым способом.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему индийская философия развивалась непрерывно, без крутых поворотов?

2. Какие основные периоды различают в развитии индийской философии?

3. Чем была характерна особенность шраманского периода индийской философии?

4. Какие проблемы обсуждали древнеиндийские философы в период своего начального становления?

5. Почему в индийской философии не было стройной системы изложения истории философии?

6. Какую роль в развитии индийской философии оказал Брахманизм?

8. Какую роль сыграли Веды в развитии индийской философии, и каковы основные содержания его самхитов и коментариев?

9. Что представляла собой шраманская эпоха индийской цивилизации?

10. Что означают понятия Рита, сансара, карма и мокша в Ведах?

Система Йоги состоит из4 частей: 1. Самадхипада – о природе, целях и формах Йоги; 2. Садханипада – это средства достижения сосредоточения; 3. Вибхутипада – внутренние аспекты Йоги,сверхъестественные силы, обретаемые человеком в ходе медитации; 4. Кайвальяпада – описание природы, форм освобождения от страданий, рассматривается трансцендентальный мир. При осуществлении медитации человек переживает 5 ступеней духовного состояния: 1. Кшипта – рассеянное состояние; 2. Мудха – бездеятельность, притупленное состояние; 3. Викшипта – относительное умиротворенное состояние; 4. Эгарка – сосредоточение ума на каком – либо объекте; 5. Нируддха – прекращение всякой мыслительной деятельности.

Ньяя(правило, логика или не наука) – учение о формах мышления. Основатель Готама (или Гутама, Акшапад), 1 в. н. эр. Означает правило, основание, метод, вывод, логика. Учение Ньяи тесно связано с Вайшешика. Важную роль в их учений играли логика и гносеология. Онтологическое учение Ньяисчитает, что материальная вселенная состоит из атомов, сочетание к-рых образует все предметы. Кроме того, во Вселенной существует множество душ, которые находятся как в свободном состоянии, так и связанными с материальными системами. Бог Ишвара (высшее регулирующее духовное начало) не творец душ и атомов, а только создает сочетания атомов, и связывает их с душами и освобождает от них. Гносеологиястоит на первом месте. 4 источника истинного познания: 1. Пратьякша – восприятие; 2. Анумана – вывод; 3. Упанмана – сравнение; 4. Шабда – свидетельство. К недостоверному знанию относили: 1. Память (смрити); 2. Сомнение (саншая); 3. Ошибка (бхрама или выпарьяя); 4. Гипотетический элемент (тарка). Признавали 6 органов восприятия – внешних и 1 внутренний, который считался как особое восприятие (Йогадма). Он был характерен тем, кто достигал духовного совершенства – могли воспринимать все. Истина определялась соответствием или не соответствием выводов к фактам действительности. ИменноНьяей впервые в Индии была разработана теория пятичленного силлогизма, отличавшаяся от греческой. В дискуссии определяли три формы: 1. Вада – высшая форма спора, которая ведется по всем правилам; 2. Витанда – опровергающая сторона не выдвигает своего варианта решения; 3. Джалпа – стороны хотят победить любым способом.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему индийская философия развивалась непрерывно, без крутых поворотов?

2. Какие основные периоды различают в развитии индийской философии?

3. Чем была характерна особенность шраманского периода индийской философии?

4. Какие проблемы обсуждали древнеиндийские философы в период своего начального становления?

5. Почему в индийской философии не было стройной системы изложения истории философии?

6. Какую роль в развитии индийской философии оказал Брахманизм?

8. Какую роль сыграли Веды в развитии индийской философии, и каковы основные содержания его самхитов и коментариев?

Читайте также: