Психолого педагогическое сопровождение детей с нода в школе

Обновлено: 04.07.2024

3. Направления сопровождения обучающихся с НОДА

• Коррекционно-развивающее, психологическое,
консультативно-методическое и социальное
сопровождение.
Коррекционно-развивающее сопровождение направлено
на преодоление возникающих у детей трудностей
включения в общеобразовательный процесс.
Психологическое, консультативно-методическое и
социальное сопровождение нацелены на оказание
помощи всем учащимся, родителям, учителям и
специалистам учреждения для создания адекватного
социального пространства. (организация возможна через
сетевое взаимодействие)

4. Материально-техническое обеспечение

• Первое условие — это необходимость моделирования
специальной предметно-развивающей среды, которая
определяет интенсивность воздействия окружающего
мира на ребенка и обеспечивает его комфортное и
безопасное жизненное пространство.
• Пространственная и предметная организация среды
облегчает адаптацию ребенка к изменяющимся
обстоятельствам жизни и создает оптимальные для него
условия усвоения образовательных программ и
технологий.

5. Специальное оборудование для обучения детей с НОДА

• специально приспособленное здание (пандусы; поручни и ручки,
скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться;
туалеты; лифты — для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на
тротуарах и другие приспособления);
• специальное оборудование учреждения (при расстановке мебели и
• игрового оборудования следует учесть недостаточную
координированность и устойчивость детей). В групповом
пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов,
необходимо застелить полы мягким ковровым покрытием и
расположить на них различные валики, подушечки и т. п.;
• средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим
приводом); каталка-кроватка; трехколесный велосипед (с мотором и
без него); автомобиль, приспособленный для инвалида (управление,
подъемник для посадки), подъемники для пересаживания и др.;
• ортопедическая обувь и ортопедические приспособления;

6. Специальное оборудование для обучения детей с НОДА

• специальная мебель и специальные приборы для
обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители
для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие
санитарно-гигиеническим требованиям и особенностям
детей;
• средства, облегчающие самообслуживание детей
(специальные тарелки, чашки, ложки);
• тренажеры для развития манипулятивных функций рук;
• приспособления для дверей (автоматическое
открывание), для лестницы (площадка подъемник); для
туалета (стульчик, ручки и перила,подъемник для ванны);

7. Специальное оборудование для обучения детей с НОДА

• компьютеры и программное обеспечение:
альтернативные способы загрузки и выведения
данных;
• оборудование сенсорной комнаты для
релаксации;
• оборудование класса мультимедийным
проектором, макинтошами;
• специально оборудованные мастерские для
развития профессиональных навыков;
• микроавтобус с подъемником.

8. Организация образовательного процесса в школе

• Содержание обучения для детей с тяжелыми двигательными
нарушениями имеет ряд общих черт с содержанием обучения в
общеобразовательной школе:
- обучение является цензовым, т. е. обеспечивает школьникам образование
в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы;
- в учебных планах и программах реализуется принцип последовательности
изучения предметов;
- построение программ соответствует основным дидактическим
принципам.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной
части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены
занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций.
Предметы коррекционного цикла выбираются в зависимости от
имеющихся у детей нарушений и в соответствии с рекомендациями ПМПК

9. Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорнодвигательного аппарата


Методы и приемы работы с детьми с нарушениями
опорно двигательного аппарата
Практические методы и приемы обучения:
• упражнение, лабораторная работа, практическая работа, дидактические
игры;
•постановка практических и познавательных задач;
• целенаправленные действия с дидактическими материалами;
• многократное повторение практических и умственных действий;
наглядно- действенный показ (способа действия, образца выполнения);
подражательные упражнения;
• создание условий для применения полученных знаний, умений и
навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
Этим методам должно быть отдано предпочтение, т.к. качество и
прочность знаний у детей с ДЦП прямо зависит от предметнопрактической деятельности в их формировании

10. Методы и приемы

Словесные методы:
• речевая инструкция, беседа, рассказ, описание предмета и
др;
• указания и объяснение как пояснение способов выполнения
задания, последовательности действий, содержания;
• метод аудирования (записанный голосовой и речевой
материал для прослушивания ребенком);
• вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные,
требующие констатации; прямые; подсказывающие);
• педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее
результата.

11. Методы и приемы

Наглядные методы:
• обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое,
комбинированное);
• наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
• рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий
Использование наглядных методов особенно важно для детей с ДЦП в связи с
тем, что они находятся в условиях социальной, а иногда и сенсорной
депривации.
При их использовании следует руководствоваться следующими основными правилами:
• учитывать глазодвигательные нарушения у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата;
• учитывать недостаточность зрительно-моторной координации;
• предъявлять пособие для восприятия своевременно;
• сопровождать показ объяснением, стимулируя самостоятельную работу учащихся
постановкой вопросов;
• использовать пособия при опросе и повторении;
• заботиться об эстетическом виде пособий; привлекать учащихся к их изготовлению и
ремонту;
• не использовать на уроке слишком много пособий, при необходимости же
группировать их в 3-4 группы.

12. При использовании наглядных методы следует руководствоваться правилами:

• учитывать глазодвигательные нарушения у детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• учитывать недостаточность зрительно-моторной
координации;
• предъявлять пособие для восприятия своевременно;
• сопровождать показ объяснением, стимулируя
самостоятельную работу учащихся постановкой вопросов;
• использовать пособия при опросе и повторении;
• заботиться об эстетическом виде пособий; привлекать
учащихся к их изготовлению и ремонту;
• не использовать на уроке слишком много пособий, при
необходимости же группировать их в 3-4 группы.

13. Рекомендации по организации обучения и воспитания детей с нарушениями оперно-двигательного аппарата и ДЦП

Рекомендации
по организации обучения и воспитания
детей с нарушениями оперно-двигательного аппарата и ДЦП
• Получить как можно более полную информацию о ребенке
из беседы с родителями (особенности характера, поведения,
привычки и т.п.).
• Для правильной организации учебного процесса, обеспечения
охраны здоровья ребенка с ДЦП получить консультацию
у врача-специалиста по определению учебного места в
классе, подбору комфортной позы для выполнения
письменных и устных работ ( сидя, стоя, за конторкой и т.д.).
• Провести работу среди всех участников образовательного
процесса (особое внимание необходимо уделить работе с
родительской общественностью) по формированию толерантного отношения к детям с ДЦП и нарушениями опорнодвигательного аппарата.

14. Организовать учебную деятельность в классе с учетом физического и психического состояния ребенка с ДЦП:

Организовать учебную деятельность в классе с
учетом физического и психического состояния
ребенка с ДЦП:
-осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику;
- во избежание переутомления учитывать объем и формы
выполнения устных и письменных работ, темп работы класса,
использовать интересный, красочный дидактический материал и
средства наглядности, чередовать двигательную активность с
отдыхом;
-использовать методы, активизирующие познавательную
деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь
и формирующие необходимые учебные навыки;
-оценивать устные ответы и письменные работы с учетом
физических и психических особенностей ребенка;
- проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха,
своевременно оказывать помощь каждому ребёнку, развивать веру
в собственные силы и возможности.

15. Формы работы с детьми НОДА

• индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;
возможен лабильный подход к уровню усвоения
материала разными детьми.
• В зависимости от возраста количество занятий, их
продолжительность, а также их виды варьируют на
разных годах пребывания ребенка в
образовательном учреждении. Формы
коррекционной работы с учащимися определяются
общеобразовательным учреждением в соответствии
с медицинскими показаниями.

16. Варианты образовательного маршрута

• Классы, группы компенсирующей
направленности;
• Обучение на дому при массовой школе;
• Частичное включение в массовую школу;
• Полное включение;

17. Включение в массовую школу

• Включение ребенка с нарушением опорнодвигательного аппарата будет успешно при условии или
при наличии:
• учета психофизических особенностей детей с
двигательной патологией;
• специально приспособленного здания;
• специальной мебели;
• специальных приспособлений для обучения;
• соблюдения ортопедического, двигательного режима и
режима;
• создания ситуации совместной деятельности со
сверстниками)

18. Психолого-педагогическое сопровождение детей с НОДА

• Модель психолого-педагогического
сопровождения детей с НОДА в
общеобразовательной школе реализуется через
разные модели.
• Одна из моделей организации такого
сопровождения — создание в школе психологомедико-психологического консилиума (ПМПк),
результатом работы которого будет разработка
ндивидуальной образовательной программы
(ИОП).

19. Разработка Индивидуальной программы сопровождения

• Индивидуальная программа сопровождения является результатом
проектирования индивидуального образовательного маршрута для
ребенка с ОВЗ в рамках ОУ и продуктом деятельности школьного
ПМПк
• Основная цель ИПС — построение образовательного процесса для
ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями,
исходя из особенностей его развития и образовательных
потребностей.
• Индивидуальная программа сопровождения — документ,
описывающий специальные образовательные условия для
максимальной реализации особых образовательных потребностей
ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной
ступени образования.

20. Структурные компоненты ИПС

• титульный лист программы с указанием наименования
учреждения, назначение программы, срок реализации,
адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год
обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с
родителями и председателем ПМПк школы, указанием
специалиста, который является ответственным за
реализацию индивидуальной образовательной программы);
• пояснительная записка, в которой излагается краткая
психолого-педагогическая характеристика ребенка с
перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые
не сформированы в должной степени, структура
индивидуальной образовательной программы, её цели и
задачи);
• индивидуальный учебный план;
• содержание программы;

21. Структурные компоненты ИОП

• мониторинг достижений обучающегося, в котором
конкретно сформулированы результаты реализации
программы на уровне динамики показателей
психического и психологического развития
обучающегося и уровне сформированности
ключевых компетенций;
• заключение и рекомендации, в котором
формулируется обоснование внесения корректив по
результатам промежуточной диагностики и
заключение о реализации индивидуальной
программы в целом при обсуждении данного
вопроса в рамках итогового ПМПк в конце учебного
года).

22. Направления работы


Социально-личностное развитие;
развитие познавательной деятельности;
развитие речи и коррекция речевых нарушений;
развитие предметно-практической деятельности;
развитие игровой, учебной деятельности;
развитие изобразительной и конструктивной
деятельности;
• развитие трудовой деятельности;
• эстетическое развитие.

23. Технологии коррекционно-развивающей работы

Технологии коррекционноразвивающей работы
• Сенсорная комната (стимулирует познавательную активность и
интерес к сотрудничеству со взрослым и сверстниками, а также
является превосходным средством для активизации всех сенсорных
процессов детей с ДЦП. Сочетания сенсорных стимулов различной
модальности (цвета, музыки, запахов), их длительность и
интенсивность оказывают определенное воздействие на
эмоциональное и психическое состояние ребенка — тонизирующее,
стимулирующее, укрепляющее или же, наоборот, расслабляющее и
успокаивающее. В условиях сенсорной комнаты используется
массированный поток информации на каждый анализатор).
• Таким образом, восприятие становится более активным. Такая
активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к
повышению активности восприятия, но и к ускорению образования
межанализаторных связей.

24. Методы коррекционно-развивающей работы

25. Методики

26. Кадровое обеспечение


Педагог- психолог. Направления деятельности:
устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет
зону ближайшего развития;
выявляет особенности моционально-волевой сферы, личностные особенности
детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими
взрослыми;
определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы
с ребенком (детьми);
ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой
обучается (или будет обучаться) ребенок;
• помогает учителю и другим специалистам наладить конструктивное
взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями других
обучающихся инклюзивного класса;
повышает психологическую компетентность учителей и других специалистов, а
также родителей;
проводит консультирование всех субъектов сопровождения;
совместно с координатором по инклюзии и (или) администрацией школы
проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций и т. д.

27. Социальный педагог

28. Учитель-логопед

• Определяет характер речевого нарушения;
• разрабатывает программы или перспективные планы коррекционнологопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической
помощи;
• проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции
нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием
программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла);
• совместно с учителем инклюзивного класса, дефектологом, тьютором
проводит работу, основной целью которой является соблюдение в
классе правильного речевого режима, обогащение и систематизация
словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами,
развитие коммуникативных умений;
• проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и
родителями учащихся.

29. Тьютор

30. Координатор по инклюзии (методист)

31. Учитель

Это один из основных участником в
междисциплинарной команды специалистов,
осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других
участников образовательного процесса.
Поскольку приоритетным направлением в работе с
детьми с ОВЗ – это создание специальных
образовательных условий, то особое внимание
должно быть уделено вопросам подготовки учителя,
работающего с детьми, имеющими ООП.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

обучающихся с НОДА

учитель начальных классов,

Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА составляют:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на ФГОС для обучающихся с ОВЗ; закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией .

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Созревание психической деятельности таких детей задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушений психики, и прежде всего познавательной активности.

Для детей с нарушениями ОДА характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.Такие дети отличаются незрелостью форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, склонность к тормозным реакциям, слабость концентрации внимания и памяти, замедленность переключения психических процессов, пассивность, нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной;

Для детей характерны поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обобщенность восприятия, нечеткость образов, представлений. Часть детей имеет малую дифференцированность эмоциональных реакций, их неадекватность. Кроме того, у этих детей часто встречаются нарушения зрения, слуха, речи. Из-за нарушений в двигательной сфере сужается объем непосредственно воспринимаемого пространства, и это ограничивает кругозор ребенка. Общая моторика недоразвита, дети неловки в навыках самообслуживания, для них характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

Возрастные психологические особенности обущающихся с НОДА

ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;

не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться;

отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;

не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;

испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;

непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;

несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;

могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Цель программы:

- создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата) в освоении основной образовательной программы начального общего образования;

- коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов.

сопровождение развития ребенка;

сопровождение процесса его обучения и воспитания;

коррекция имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития)

Общая характеристика программы

В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории , которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства:

Неврологический характер двигательных расстройств . Это дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющие число в образовательных организациях. Двигательные расстройства при ДЦП часто сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы. В условиях образовательной организации при обучении по АОП многие дети этой категории дают положительную динамику в развитии.

Поражение ОДА не неврологического характера . Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные психические функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников . Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра).

Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

Описание места программы в учебном плане

В соответствии с учебным планом начального общего образования ,программа психологического сопровождения рассчитана на проведение занятий с детьми 1-4 классов. Объем программы составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах (по 1 часу в неделю). Программа может быть использована как целиком, так и в качестве отдельно взятых блоков для отработки тех навыков, которые наиболее показаны обучающемуся.

Планируемые результаты освоения коррекционной программы

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

4. Повышение уровня развития когнитивных способностей, познавательных процессов: мышление, память, восприятие воображение.

5. Повышение речевой-двигательной активности.

6. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

7. Возможность использовать полученные знания в групповой работе со сверстниками.

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные - принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану, извлекает необходимую информацию из текста.

Познавательные – осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебнопознавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера; самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.

Коммуникативные – формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения со взрослым.

Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастические упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы.

Содержание программы

Программа условно делится на 4 блока:

Блок 1. Направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Блок 4. Повышение речевой активности, обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя речи.

Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу

Дата по факту

Название темы

Кол-во часов

Диагностика сенсорных и моторных функций

Диагностика памяти и внимания

размеров. Пришивание больших пуговиц с двумя отверстиями).

Развитие движений рук и ручной умелости. Вырезание из бумаги и склеивание.

мелками, акварелью, гуашью, углём, фломастерами с использованием кисточки, шерстяных ниток и пальчиков).

Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина

Пластилиновое панно (эскиз, изготовление)

Развитие представлений о схеме тела.

Ориентировка по основным пространственным направлениям.

Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и

их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (НОДА) в общеобразовательном учреждении

Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (НОДА) в общеобразовательном учреждении

Статья

В статье описаны подходы к психолого-педагогическому и тьюторскому сопровождению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиоз) в условиях общеобразовательной школы.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В статье описаны подходы к психолого-педагогическому и тьюторскому сопровождению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиоз) в условиях общеобразовательной школы.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учебных заведениях предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей. В процессе обучения происходит максимальная интеграция детей-инвалидов в социальную среду, формирование в социуме толерантного отношения к людям с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями.

Школа-интернат № 1 - общеобразовательная школа, в которой обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиоз). Это школа полного дня с круглосуточным пребыванием воспитанников в течение шестидневной недели. Здесь обучаются дети из разных образовательных учреждений города Красноярска, которые по медицинским показаниям, возможно, через 1–3 года, достигнув стабилизации патологического процесса, продолжат образование в своих школах. Одна из существенных проблем организации благоприятной среды связана с ежегодной сменяемостью контингента воспитанников примерно на 15-30%, так как дополнительные сложности с адаптацией к школе возникают в каждом классном коллективе ежегодно [3]. У педагогического коллектива сложилась практика психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

При выстраивании системы психолого-педагогического сопровождения учащихся, больных сколиотической болезнью, необходимо знать и учитывать их психо-физиологические особенности [5]. Дети, больные сколиозом, испытывают физические и значительные психические нагрузки. При тяжелых формах сколиоза не только движения больных неуверенны, но создается общее впечатление неуверенности в себе, то есть эти дети испытывают разнообразный “комплекс” проблем, связанный с заниженной самооценкой. Также у них отмечается снижение уровня притязаний, эмоциональной и стрессовой устойчивости. Снижается общий фон настроения больных, появляется тревога, страх, напряженность, нервозность, злость, обида.

У таких детей нередко встречается психомоторная заторможенность, сниженная двигательная активность, замедленный темп психической деятельности, моторика речи и письма. Они не успевают работать в едином со всеми темпе, не способны быстро реагировать на изменения ситуации, медленнее здоровых детей усваивают учебную программу. Внимание учащихся, больных сколиозом, на уроках неустойчиво, нарушена его концентрация.

Предметом особых переживаний для детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, является подготовка к операции и сама операция, возникает опасение за ее исход, повышается уровень тревоги. Возникает страх в отношении возможных осложнений, который зачастую поддерживается и фиксируется гиперопекой родителей. Возрастают неуверенность, повышенная ранимость, создается эмоциональное напряжение[4].

В психологическом аспекте, такие дети более ориентированы на своих родителей, которые в их жизни играют большую роль [2]. Когда у детей устанавливается диагноз сколиоз, это оказывает действие и на родителей. В какой-то степени это влияет на личность родителей и переносится на детей. Поэтому понятно, что личность ребенка, при наличии даже невыраженных форм сколиоза, меняется не непосредственно от заболевания, а от изменившихся социальных условий, в частности, изменившегося отношения родителей к ребенку.

Таким образом, учитывая особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиотическая болезнь), сопровождение [9] таких учащихся с должно быть нацелено на:

­ создание жизненных перспектив, эмоционального комфорта, формирование уверенности в себе,

­ психолого-педагогическую поддержку тревожного ученика и коррекцию тревожности,

­ коррекцию внимания и мелкой моторики учащихся,

­ сопровождение профессионального выбора учащегося.

Механизмы решения поставленных нами задач в сопровождении учащихся представлены в таблице 1:

Направления деятельности

Задачи

Механизм решения, формы деятельности

Сроки

Критерии (индикаторы) решения задачи

Формирование уверенности в себе, снижение тревожности, развитие навыков саморегуляции

Психолог: мониторинг личностных особенностей, тренинг самопознания для подростков

В течение учебного года

Положительная динамика самооценки, снижение тревожности

выход в макросоциум, социальные практики

Педагоги и родители, тьютор:

использование приемов поддержки обучающегося, учет рекомендаций психолога

Поддержка профессиональ­ного выбора обучающегося

В течение учебного года

Положительная динамика показателей готовности к профессиональному самоопределению (9 класс), профессиональной готовности (11 класс)

выход в макросоциум, на Дни открытых дверей в учебные заведения, социальные практики

выявление и поддержка интересов обучающихся, помощь в подготовке к участию в конференциях, конкурсах

диагностика, консультирование, составление рекомендаций для педагогов и родителей, коррекционно-развивающая работа

В течение учебного года

Положительная динамика показателей уровня адаптации

Социальный педагог: социометрические исследования в классе, работа с низкостатусными обучающимися, игры на сплочение и толерантность

Тьютор: знакомство с тьюторантом и его семьей,введение тьюторанта в класс, в школу

учет рекомендаций психолога

Формирование социальной компетентности

Психолог и социальный педагог:

социометрия, диагностика, тренинги общения

В течение учебного года

Положительная динамика уровня комфорта в отношениях с одноклассниками

Психолог: семинары и консультации для педагогов и родителей, тренинг эффективного взаимодействия с ребенком

В течение учебного года

В течение учебного года

диагностика и консультирование семьи

По мере необходи­мости

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Диагностика универсальных учебных действий, групповая работа

В течение учебного года

Положительная динамика коммуникативных универсальных учебных действий

Таким образом, сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП)- многогранная работа многих специалистов.

Следующим этапом коллективной работы по сопровождению обучающегося в ООП становится заседание профессионального интеграционного творческого сообщества (ПИТС) - для каждого классного коллектива создаются команды специалистов, работающих с этим классом (учителя, тьюторы, воспитатели, логопед, психолог, социальный педагог, медицинские работники). Регулярно встречаясь, эти команды выявляют как общие проблемы класса, так и частные трудности учащихся, совместно решая, как способствовать их развитию, оказать педагогическую поддержку, помочь в адаптации вновь прибывшим детям. Такая система интегрированных действий всех специалистов, направленных на продвижение каждого ребенка, раскрытие и развитие его индивидуальных способностей, реализацию потребностей нацелена на повышение эффективности образовательно-реабилитационного процесса и являются условием реализации индивидуальных образовательно-реабилитационных программ учащихся (ИОП) [1].

Таким образом, основные этапы индивидуального сопровождения обучающегося [6]:

­ сбор информации об учащемся;

­ анализ полученной информации;

­ совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;

­ составление индивидуального плана работы с учащимся;

­ решение поставленных задач;

­ дальнейший анализ ситуации развития учащегося, корректировка ИОП и выработка дальнейшей стратегии сопровождения.

В качестве примера можно привести реализацию ИОП одного обучающегося – ученица 1 класса с комбинированным диагнозом: ДЦП, гемипарез, сколиоз 1 ст., речевое развитие соответствует возрастной норме, уровень познавательного развития незначительно ниже возрастной нормы, образовательные области освоены близко к возрастной норме и требованиям общеобразовательной программы ДОО.

Для данной ученицы поставлены следующие задачи по сопровождению:

­ Учитель. Учет рекомендаций специалистов. Подробная разработка расписания учебной нагрузки. Перерывы в учебном процессе по мере пресыщения деятельностью, утомления. Развитие мышления, моторики.

­ Воспитатель, классный руководитель. Учет рекомендаций специалистов. Создание благоприятного климата в микросоциуме.

­ Педагог-психолог. Индивидуальные занятия по формированию моторики, развитие мышления. Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно- развивающих занятий, повышение их эффективности и доступности; здоровьесберегающие условия реализации коррекционной работы (оздоровительный, охранительный, ортопедический режим, соблюдение медицинских рекомендаций, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

­ Тьютор. Соблюдение комфортного режима образования, в том числе выполнение индивидуального ортопедического режима. Реализация взаимодействия со специалистами и родителями, индивидуальное сопровождение учащейся во время учебного процесса, наблюдение за выполнением рекомендаций узких специалистов и медицинских работников (наблюдение у педиатра, ортопеда и невролога).

В итоге проведенной в течение учебного года работы психолого-педагогический статус учащейся на данный момент по результатам диагностики таков (данные на основе диагностики):

  • SHAPE-статус в классе средний (ранее малопопулярный)
  • работоспособность - хороший уровень (ранее-средняя);
  • Работоспособность и самооценка – уровень возрастной нормы (ранее низкая);
  • учебные достижения на оптимальном уровне (основные предметы);
  • уровень адаптации высокий (ранее средний);
  • уровень внимания средний (ниже среднего ранее).

2. Алкина Г.В. Взаимодействие с родителями, врачами, психологическим центром, системой дополнительного образования. // Обучение и воспитание детей, больных сколиозом в условиях общеобразовательной школы. Методические рекомендации, Красноярск: РИО СибГТУ, 2004, с. 172-178.

4. Ковалевский В.А. Психические особенности ребенка, больного сколиозом. // Обучение и воспитание детей, больных сколиозом в условиях общеобразовательной школы. Методические рекомендации, Красноярск: РИО СибГТУ, 2004 с. 13-41.

8. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. - 92 с.

9. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

10. Соловьева С.В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ. методические рекомендации. Москва: 2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей системы образования обучения и воспитания детей с ОВЗ является их адаптация в условиях школы, интеграция и социализация в общество.

При этом важно учитывать возможности ребенка, четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме, он должен всегда видеть результат своей деятельности.

Обучающиеся с НОДА получат образование в те же календарные сроки и сопоставимое на всех его уровнях с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде.

Эти дети полностью включены в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы получают такой же документ об образовании, как и здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающиеся с НОДА имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.

В случае необходимости среда и рабочее место ребенка с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особыми образовательными потребностями и особенностями его состояния здоровья.

Обязательной является систематическая специальная помощь - создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:

дети с церебральным параличом (ДЦП);

с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;

с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

Для того чтобы включение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательную школу оказалось успешным, педагоги и другие участники образовательного процесса должны знать особенности развития своих учеников и учитывать их в учебном и воспитательном процессе.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса.Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной деятельности. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха.
Алгоритм создания ситуации успеха

Педагогическое внушение - "Нам уже не терпится начать работу. ". "Так хочется поскорее увидеть. ".

Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Все бытовые умения и навыки необходимо отрабатывать в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей).

Особенности учебной деятельности детей с двигательными нарушениями в большей степени определяются различными речевыми нарушениями.

Обязательным условием в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств.

В устных ответах такие учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, коротко, они отвечают только на вопросы учителя речевыми штампами. Случается, что детям трудно сразу ответить на заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к ответу. Подготовка к ответу требует определенной настройки речевого аппарата (преодоление насильственных движений, произвольное подключение голоса, подготовка дыхания.).

У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т. е. несогласованной работой руки и глаза. Учащиеся с тяжелой двигательной патологией не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, в последствие не понимают смысл прочитанного и не могут проверить свое письмо.

Трудности при овладении письмом у детей с двигательными нарушениями связаны прежде всего с нарушением и несформированностью хватательной функции кисти. Учащиеся пишут заметно медленнее относительно своих сверстников, неразборчиво, буквы как бы прыгают по строке, строчки не соблюдаются, различны по величине. Несформированность функции дифференциации захвата и удержания какого либо предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению учебных, трудовых и бытовых операций.

Почти у всех детей нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразитель­ной деятельности, письма.

Педагогу следует учитывать, что акт письма формируется крайне медленно. Для развития мелкой моторики можно использовать следующие упражнения:

Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

Выкладывание букв из различных материалов

Аппликация, лепка. Игры с пластилином, бумагой, карандашом, крупами, бусами, камешками

Рисование, раскрашивание, штриховка

Игры со счетными палочками

Игры с конструктором, мозаикой

Массаж пальцев рук

Можно выполнять массаж со следующим материалом:

- различные мячики, шарики,

Упражнения с мячами, шариками

- учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

- катать по часовой стрелке;

- держать одной рукой-другой и выполнять ввинчивающие движения, пощёлкивания, пощипывания;

- сжимать и разжимать;

- подбрасывать и ловить.

Игры с крупами

- Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

- Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,

- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки),

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,

- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв

Игры с резинками и ленточками, проволокой

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера.

- наматывать на палочку,

- брать резинку со стола различными пальчиками,

- растягивать резиночку разными пальцами рук

В связи с особенностями двигательных и речевых нарушений у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеется специфика обучения по учебным предметам.

Для проведения уроков использовать разнообразный, интересный, качественный дидактический материал.

Принимать во внимание то, что дети с двигательными нарушениями могут переутомляться, и поэтому им необходим грамотный подбор упражнений (объем и форма выполнения), а также чередование динамических упражнений с отдыхом; обязательный перерыв на занятии (уроке) на физкультминутку.

Учитывать физические и психические особенности ребенка при оценивании устных и письменных работ.

Соблюдать корректный речевой режим: четкая артикулированная речь, достаточное для понимания ребенком количество повторений, без резкого повышения голоса.

Активно использовать тренажеры для детей с моторными нарушениями под руководством инструктора ЛФК.

По рекомендации врача-специалиста (который ведет лечение), определить учебное место в классе, подбор комфортного положения тела при выполнении учебных заданий (ребенок может стоять за конторкой, стоять, сидеть). Можно фиксировать положение ребенка на специальном стуле, позволяющем удерживать его вертикальное положение. Для детей с насильственными движениями, которые осложняют учебную деятельность (захват карандаша, тетради, фиксацию взгляда при чтении) можно использовать специальные утяжелители.

Осведомить всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родительской общественности) о толерантном отношении к детям с НОДА.

Проявлять педагогический такт, своевременную помощь каждому ребенку, создавать ситуацию успеха. Все это поможет ребенку с НОДА уверовать в собственные силы и возможности, станет гарантией успешной адаптации в образовательном учреждении.

Общие подходы в работе с детьми с НОДА:

-предотвращение наступления утомляемости;

-активизация познавательной деятельности;

-обогащение знаниями об окружающем мире;

-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;

Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Поэтому использование наглядных средств обучения (картины, таблицы, схемы, графики, карты, мультимедийные презентации) необходимо на каждом уроке.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- прочное усвоение обучающимися с НОДА знаниями и опытом разнообразной деятельности и поведения;

- повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий.

Мы педагоги должны помнить о том, что любой ребѐнок может учиться. Каждый из них может столкнуться с трудностями в определенных областях или в определѐнное время, каждый из них нуждается в нашей помощи. Педагоги несут ответственность за обучение детей. Каждый ребѐнок по-своему ценен и обогащает всех нас. И мы учителя не должны существовать отдельно от детей, так как они постоянно нуждаются в нас. Любой учитель, имеющий опыт обучения детей с различными возможностями в обычном классе, скажет, что включение таких детей – это комплексный и сложный процесс. Чтобы добиться успеха, учителя должны быть высококвалифицированными и мотивированными специалистами.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — Москва: МГППУ, 2012.

Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.

Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М., 2001.

Мамайчук И.И. Лечебно-педагогическая помощь дошкольникам с детским церебральным параличом. Методические рекомендации. – Л., 1989.

Читайте также: