Что нужно делать чтобы мозг хорошо работал в школе

Обновлено: 05.07.2024

Японский нейробиолог и нейрохирург Такаси Цукияма знает все о том, как быстро усваивать новую информацию, легко сосредотачиваться и максимально эффективно использовать время сна. Нужно только завести 15 полезных привычек. Приводим первые три из них: уже с их помощью можно значительно улучшить работу мозга.

Привычка 1. Проводим утро так, чтобы мозг взбодрился

Назначаем режим дня

Нельзя сохранить молодость мозга, если жизнь предельно однообразна. Однако есть и то, что лучше совсем не менять. Это режим дня.

Надо просыпаться каждое утро примерно в одно и то же время, затем проводить некоторое время на солнце. Стараться сделать самые важные дела в момент наибольшей активности мозга, а вечером ложиться спать как можно раньше. Если вы будете постоянно придерживаться примерно такого графика, то мозг будет работать стабильнее. А это очень важно для всех.

Вы наверняка знаете о синдроме смены часового пояса (джетлаг). Это состояние, когда режим работы мозга перестает совпадать с рапорядком дня. Вам надо действовать, но не получается, потому что мозг в это время привык спать, и наоборот — вы хотите лечь спать, но не можете заснуть.

Пренебрежение режимом дня – прямая дорога к слабоумию, и это не преувеличение.

Заставляем мозг работать

Если вы проснетесь в определенное время и немного постоите на солнце, то мозг так или иначе тоже включится в рабочий режим (организм человека и животных сверяет свои внутренние часы с интенсивностью солнечного света). Однако нельзя сказать, что с этого момента мозг полностью проснулся.

Вы наверняка слышали, что он начинает активно работать лишь спустя два часа после пробуждения, и если вы собираетесь сдавать экзамен, то надо встать минимум за два часа до входа в аудиторию. Но если эти два часа будут по активности мало отличаться от сна, то это не даст нужных результатов.

Как и тело, мозг нуждается в разминке. Утренняя разминка, включающая нагрузку на первичные функции мозга, – это отличный способ разбудить зоны, отвечающие за мышление.

Если вы каждый день утром просыпаетесь незадолго до выхода из дома, садитесь на метро или электричку, не пройдя пешком и десяти минут, а весь рабочий день проводите за компьютером, то попробуйте проснуться пораньше и выполнить пару вещей из этого списка:

  • прогулка или другие легкие физические нагрузки;
  • уборка в комнате;
  • готовка;
  • уход за растениями;
  • простой диалог с кем-нибудь (приветствие, обмен парой реплик);
  • чтение вслух (если возможно, минимум 10 минут).

Общаемся или читаем вслух

В последнее время стали много говорить, что чтение вслух очень полезно. Это действительно так, потому что в этом процессе задействованы не только глаза и речевой аппарат, но и работа с информацией (восприятие – обработка – воспроизведение). Когда мы читаем текст про себя, некоторые места могут остаться непонятными, но, чтобы читать вслух, нужно вникать в содержание. Это как раз этап обработки информации. Проговаривание текста – это этап ее воспроизведения.

Утренняя тренировка хорошо влияет и на быстроту зрительного восприятия информации, и на слух, и на возможность без запинки выражать свою мысль, в том числе и письменно. Если привести пример из спорта, то это похоже на простые упражнения в команде.

Постоянное чтение вслух будет особенно полезно тем, кто мало общается с людьми. Когда будете читать текст, лучше не просто проговаривайте его, а представляйте себе, как будто делаете это кому-то другому.

Резюме:

  • Соблюдение режима важно для стабильной работы мозга.
  • Для этого нужно создать отправную точку: вставайте всегда в одно и то же время.
  • Для мозга тоже важна разминка. Нужно двигаться и говорить.

Привычка 2. Повышаем концентрацию

Идем гулять после обеда (или проводим совещание)

После обеда кровь оттекает в область желудка, из-за чего мозг функционирует хуже и ему сложнее сосредотачиваться и решать нетривиальные задачи. Наверняка вы сталкивались с этим явлением. Здесь хорошо помогает небольшая прогулка.

Незначительные физические нагрузки вроде моциона улучшают не только пищеварение, но и приток крови в мозг. Впрочем, можно и просто убраться на рабочем столе или провести небольшое совещание.

Определяем время и объем предстоящей работы

Попробуйте вспомнить, как вы сдавали экзамены. Вы смогли решить столько-то задач за 90 минут, потому что изначально были ограничены этим временем. Получится ли добиться того же результата без четких временных рамок? Вряд ли. Если вы будете постоянно отвлекаться и делать работу невнимательно, то на это может уйти целый день.

Допустим, у вас есть целых 24 часа на завершение какого-то проекта, но вы не знаете, с чего начать.

Представьте, что у вас есть только 90 минут, и вам будет проще расставить приоритеты. Вы сразу начнете думать, что важно, а что не очень, и что ни в коем случае нельзя упустить. Тем более срочная и важная работа часто предполагает сжатые сроки.

Когда у вас мало времени на решение какой-то задачи, вы можете подумать, что справились бы лучше за большее время. Однако если бы вас не ограничили, то было бы гораздо сложнее выстроить рабочий процесс, а задача только бы усложнилась.

Не останавливаемся в потоке

Когда вы достигли высокой производительности мозга, это состояние какое-то время продолжается. У многих так бывало: когда нужно срочно сосредоточиться и выполнить какую-то одну работу, то быстрее реализуется и следующая. Вы находитесь в таком состоянии, когда вам хочется еще что-нибудь сделать или с кем-то переговорить, иначе не успокоишься.

Использование этого свойства мозга позволят эффективно выполнять работу. После разминки для мозга нужно создать условия, при которых его производительность быстро повысится. Затем ставим себе ограничение по времени и работаем именно столько, это позволит сосредоточиться и соображать быстрее.

Такие интервалы интенсивного труда могут длиться не более пары часов. Если работать дольше, то будет сложно контролировать соотношение объема задач и времени на их выполнение. Да и ваш напор почти пропадет.

Занимаемся чем-то помимо работы

Если человек считает, что может пожертвовать личным временем и доделать дома все необходимое по работе, у него не наступает периода высокой производительности мозга. Когда мозг постоянно действует неэффективно, внимание рассеивается и, люди начинают думать о посторонних вещах. Ничего закончить не получается, и требуется все больше времени, чтобы перевести дух.

Это приводит к неприятным последствиям. Человек хочет отдохнуть от самого процесса непрерывной работы и привыкает растягивать ее на целый день. Он работает очень медленно и все позднее ложится спать. Режим нарушен, и мозг перестает нормально функционировать. Когда человек попадает в такой порочный круг, ему необходимо сразу же поставить себе временные рамки.

Обращаем внимание на работу других

Резюме:

  • Одного желания недостаточно, чтобы улучшить концентрацию и скорость мышления.
  • Следует определить соотношение объема работы и времени, которое дано на ее выполнение.
  • Самое главное выделить будет сложнее, если не ограничить себя по времени.

Привычка 3. Нормализуем сон

Используем способность мозга упорядочивать информацию во сне

Многие люди жалуются, что постоянно забывают где-то свои вещи и никак не могут собраться с мыслями. Часто это из-за недосыпа. Мозг устает так же, как мышцы, и ему так же, как мышцам, нужно восстанавливаться. Он может сделать это во время сна. Поэтому люди, которые мало спят, имеют проблемы с мышлением. Но есть и еще одна причина.

Дело в том, что закрепление информации в памяти и работа с мышлением происходят во сне гораздо активнее, чем когда мы бодрствуем.

Генерируем лучшие идеи с утра

Главное отличие сна от бодрствования состоит в том, что во сне в мозг не поступает новая информация. Когда мы бодрствуем, мозг реагирует на поступающую через глаза и уши информацию, оценивает внешние условия и старается действовать согласно им. Как бы вы ни старались сосредоточиться на своих мыслях, воздействие посторонних факторов нельзя устранить, пока вы не спите.

Во время сна этого влияния практически нет, однако мозг продолжает работать. Сейчас он занят следующим: перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, сбор и распределение полученной за день информации, регулирование мышления. А во время фазы медленного сна головной мозг расслабляется, поэтому после пробуждения вы чувствуете себя отдохнувшим. Этим можно объяснить, почему утром чаще рождаются хорошие идеи.

Пользуйтесь способностью мозга структурировать информацию во сне. Если вы хотите спать, но искусственно стимулируете работу мозга с помощью кофеина или чего-то еще и стараетесь через силу собраться с мыслями, то продолжительность сна уменьшится, а в будущем ваша эффективность не повысится. Гораздо логичнее поработать с материалом до какой-то стадии и остановиться, хорошенько поспать, а утром как следует все доработать.

Спим как минимум 6 часов

Самое плохое для работы мозга — сокращать время сна, объясняя это сильной занятостью. Конечно, бывают случаи, когда приходится спасть слишком мало, но нельзя превращать это в привычку. Если вы сокращаете время сна, то автоматически сокращаете время для закрепления информации в памяти и не даете мозгу навести порядок в мыслительных процессах.

Количество часов, чтобы выспаться, у каждого индивидуально. Но в любом случае старайтесь спать не меньше шести часов, а еще лучше – семь с половиной.

Засыпаем легко

Размяшляя перед сном над серьезными проблемами, просматривая волнующие видео, вы возбуждаете мозговой центр, отвечающий за эмоции, и это затрудняет засыпание. Такие занятия лучше оставить на дневное время, а перед сном предпочесть что-то успокаивающее. Можно послушать спокойную музыку или почитать. Хорошим вариантом будет уход за животными или растениями.

Важно приучить себя каждый день перед сном совершать одни и те же действия. Это то, что называется ритуалом отхода ко сну и является одним из видов самогипноза.

Если каждый день повторять одну и ту же последовательность действий (например, убрать посуду после ужина – заняться учебой – принять ванну – подготовить вещи на завтра – почитать – лечь спать), то после выполнения всего этого вас всегда будет клонить ко сну. Очень хорошо, если все действия по утрам и по вечерам выполняются всегда по схожему сценарию.

Резюме:

  • Сон нужен не только для того, чтобы отдохнуть, но и для того, чтобы структурировать мышление.
  • Ночь нужна для сохранения полученной информации. Ложитесь рано, перед сном немного поразмыслив о делах.

Идеальный распорядок дня от нейробиолога Такаси Цукиямы:

1. Во-первых, обязательно создайте себе отправную точку. В одно и то же время ложиться спать не обязательно, но вставать утром – желательно.

2. Если после пробуждения вам пришла в голову хорошая идея, запишите ее. Вы можете ее забыть, когда начнете заниматься своими обычными делами.

3. Затем сосредоточьтесь и работайте в рамках отведенного на это времени. Производительность мозга резко возрастет.

4. Когда доделали работу, не ждите, что такое активное состояние закончится само по себе, а используйте его: например, делайте скучные дела, до которых никак не доходили руки. В такое время это будет очень эффективно.

5. Когда мозг начнет потихоньку уставать – сделайте перерыв.

6. После обеда пусть пройдет немного времени, чтобы мозг восстановился и получил питательные вещества. А чтобы кровь, которая после еды поступает к желудку, доходила и до мозга, заново сделайте разминку.

7. Затем работайте, повышая производительность мозга. Используя нерастраченную энергию, делайте различные дела, далее по кругу.

Очень часто родители, отправляя своего ребенка в первый класс, переживают за то, насколько легко справится их малыш с учебой. Бывает и так, что достаточно смышленый ребенок испытывает трудности в усвоении школьной программы.

Нейропсихолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Валерия Карпова рассказала, почему важно тренировать детям межполушарное взаимодействие и поделилась несколькими упражнениями, которые помогут улучшить успеваемость ребенка.

Валерия Карпова, нейропсихолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Самая крупная структура человеческого мозга – это большие полушария: правое и левое. Каждое играет свою роль, и их взаимодействие приводит к повышению результативности любой деятельности, ведь они оба функционируют оптимально и одновременно.

Каждое полушарие мозга обладает способностью обрабатывать поступающую информацию специфическим образом.

Два полушария соединены друг с другом сплетением нервных волокон – мозолистым телом, которое формирует целостное мышление.

В таблице приведены примеры того, как предпочитают действовать левополушарные и правополушарные.

Подсчитав количество выбранных действий, вы можете определить, какое полушарие вы используете чаще всего в своей жизни.

Чем чаще мы используем оба полушария, тем лучше мыслим и легче обучаемся.

Как же развивать межполушарное взаимодействие? Вот несколько простых и доступных способов.

Вода необходима человеку для передачи электрического импульса в нервной системе, благодаря чему мы можем чувствовать, учиться, думать, быть активными.

Глоток воды насыщает наш организм влагой, как капли дождя питают корни деревьев.

Воды необходимо пить много и небольшими глотками.

Организованные игры

Играя мы приобретаем все необходимые навыки для успешного обучения. Цель игры – сама игра: ничто не сможет заменить радость и пользу от совместных с детьми подвижных игр.

Учите детей играть и играйте вместе с ними.

Сенсорный опыт

Основная часть нервных путей развивается на основе опыта взаимодействия ребенка с окружающей средой. Сенсорная информация поступает через наши глаза, уши, вкусовые рецепторы, нос и нервные рецепторы на коже. Она – в каждой мышце и в каждом органе.

Окружающая ребенка среда, богатая сенсорными стимулами, дает возможность получать больше опыта и формировать творческое мышление и устойчивые навыки обучения.

Давайте ребенку возможность исследовать, пробовать, делать обычные дела необычным способом.

Например, дети любят ходить задом наперед, смотреть на предмет, перевернув его вверх ногами.

Гимнастика мозга

Гимнастика мозга позволяет заполнить те пробелы в физическом развитии, которые образовались в раннем возрасте. Этого можно достигнуть с помощью двигательных упражнений, направленных на переобучение работы мозга: в них задействуются те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

Левым локтем, пересекая среднюю линию тела, касаемся согнутого правого колена, правым локтем касаемся согнутого левого колена.

Рисуем символ бесконечности (восьмерка на боку) на бумаге или на доске непрерывающимся движением. Начинаем от центра восьмерки, затем двигаемся против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру. Затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центральной точке.

Лучше восьмерку рисовать размером в альбомный лист и контролировать, чтобы ребенок следил глазами за двигающейся рукой.

Можно рисовать цифры, буквы, геометрические фигуры. Варианты выполнения – на доске, на листе, карандашами, мелками и так далее.

Нейробика

Нейробика – это комплекс упражнений, которые помогают мозгу развиваться. Их разработал американский профессор нейробиологии Лоуренс Кац.

Регулярно выполняя упражнения этого типа, человек начинает быстрее и эффективнее решать поставленные перед ним задачи, становится более усидчивым, внимательным. У школьников и студентов улучшается успеваемость, они быстрее и эффективнее усваивают новую информацию, легко адаптируются к изменениям.

Пусть он попытается в течение суток все, что до этого делал, например, правой рукой (если он правша), делать левой. И наоборот.

Благодаря данному упражнению дети смогут не только активизировать работу не доминирующего полушария мозга, но и сделать связь между двумя полушариями более крепкой. А это в свою очередь поможет им развить нестандартное мышление и творческие способности.


Элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивной секции или даже простые прогулки после школы помогут ребенку учиться гораздо успешнее!

С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Современные люди, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Но нам по-прежнему необходима активность.

Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.

Нагрузки не должны быть слишком интенсивными: переутомление может нанести вред познавательной способности. Опытным путем было определено, что золотая середина — получасовые занятия аэробикой три раза в неделю.

В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса два-три раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.


Делать уроки или (тем более!) сидеть в социальных сетях допоздна — это очень плохая идея. Нашему мозгу необходим здоровый сон, чтобы успешно учиться.

Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем возможным показателям: плохо влияет на внимание, рабочую память, математические способности, логическое мышление и моторику.

Самое интересное, что негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается. Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна, то есть снизились на 60 процентов!


Маленькие группы

Существующая система образования не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Ведь нейронные связи каждого мозга уникальны!

Ученики усваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому должны существовать пределы количества обучающихся — чем меньше, тем лучше.

Маленькие классы обеспечивают успешную работу уже просто потому, что педагог может наблюдать за каждым ребенком. Занимаясь с небольшой группой, учитель лучше видит, когда ученики ошибаются, работают ли они в полную силу и насколько хорошо был понят материал.

При прочих равных условиях меньшие по размеру классы создают более благоприятную для учебы атмосферу.


Сначала ключевая идея, потом детали

Памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся. Детали же можно восстановить, если вспомнить суть.

Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности. Разумеется, детальные знания имеют очень большое значение для успешного обучения в школе. Интересно, что запоминать подробности можно, опираясь на смысл.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.


Внимание — это один из секретов высокой успеваемости. Оно неразрывно связано с интересом или важностью информации. Мы замечаем все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше, чем нейтральные.

Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация.

На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через 10 минут. Учитель должен учитывать эту особенность. По истечении 600 секунд необходимо привлечь внимание детей эмоционально значимым стимулом, связанным с темой, — ярким образом, новостью, показательным примером, рассказом на злобу дня, историей, анекдотом или шуткой.


Большинство преподавателей вываливают на своих учеников чересчур много информации и дают слишком мало времени для ее переваривания. Специалисты, хорошо разбирающиеся в своей теме, просто забывают, каково быть новичком.

Чтобы улучшить процесс обучения, педагог должен преподносить информацию небольшими порциями, давая детям отдых между смысловыми блоками урока. На одну идею можно потратить 10 минут. За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией. Потом желательно воспользоваться ловушкой для поддержания внимания (см. предыдущий пункт) и плавно перейти к следующей мысли.


Понаблюдайте, как ребенок выполняет домашнюю работу. Он слушает музыку и ведет активную переписку с друзьями? На компьютере открыто сразу несколько окон и программ, не имеющих отношения к учебе? Разумеется, в такой обстановке трудно сконцентрироваться на задании.

Ученые доказали, что мультизадачность — это миф.

Мозг не способен уделять внимание одновременно нескольким разным вещам. Невозможно оставаться сосредоточенным и качественно обрабатывать информацию, перескакивая от одного дела к другому.

Постарайтесь сделать так, чтобы учащегося окружало как можно меньше отвлекающих факторов, — и его результаты точно улучшатся.


Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Причем бо́льшая часть информации улетучивается из головы в первые часы после урока.

Продлить срок хранения информации можно путем ее планомерного воспроизведения через определенные промежутки времени. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.

В идеале пройденный материал нужно повторить еще два раза в течение суток (лучше сделать это в первые часы после урока). Потом необходимо вернуться к информации через три или четыре дня.

Для окончательного закрепления знаний желательно повторять определенные темы раз в полгода. С учетом прогресса содержание обзорного материала можно корректировать. Такой подход занимает много времени, но приносит огромную пользу при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.

В момент обучения память непостоянна — повторения делают ее более надежной.


Выброс гормонов стресса (адреналина и кортизола) — это защитная система организма. Она предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни.

Однако в современном мире стресс зачастую измеряется не секундами встречи с реальной опасностью, а часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. В этом случае гормоны отравляют наш организм.

Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению.

Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память гораздо слабее, чем у других. Они хуже обобщают и адаптируют имеющуюся информацию к новым сценариям. Им трудно сосредоточиться.

В экстремальных условиях гормоны стресса способны даже повредить ткани головного мозга!

По наблюдениям исследователей, дети, которые постоянно наблюдают ссоры родителей или испытывают сильное психологическое давление, демонстрируют более низкую успеваемость, чем их сверстники, живущие в спокойных условиях. Так что один из важнейших факторов успеха в учебе — стабильная эмоциональная ситуация дома и в школе.


Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация.

В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).

Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме.

Один из эффективных методов — использовать анимацию совместно с устным повествованием. При этом важно соблюдать принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.

Подумайте, как еще можно задействовать зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные стимуляторы в сочетании с традиционными способами подачи материала.


Этим вопросом интересовался уже Зигмунд Фрейд. Он считал, что есть так называемая младенческая амнезия.

Со временем ученые сформировали несколько теорий.

  • С рождения не развит отдел мозга, отвечающий за воспоминания, – гиппокамп. Он продолжает формироваться в юношеском периоде.
  • Чтобы воспоминания сохранились, нужно облекать их в словесную форму, а речь окончательно формируется примерно к 3 годам.
  • Так как ребенок развивается очень интенсивно, каждый день у него формируется огромное количество нейронных связей. Старые становятся не нужны – и их заменяют новые.
  • Это зависит от культуры в семье. Если с ребенком разговаривать и интересоваться его мыслями, настроением, впечатлениями рано, он достаточно детально помнит, что с ним происходило.

А есть просто уникумы которые помнят чуть ли не день своего рождения.


Как меняется память ребенка с возрастом?

  • кратковременной и долговременной;
  • произвольной и непроизвольной.

Для детей дошкольного возраста более характерно непроизвольное запоминание, которое не требует усилий.

Ближе к школе формируется произвольная память, которая необходима для обучения. И, если прикладывать усилия, произвольную память можно развить у любого ребенка.

Но нужно понимать, что у каждого из детей свои особенности. Один больше склонен к образной памяти, которая связана обонятельным, зрительным, тактильным, слуховым опытом. У второго лучше развита словесная память, у третьего – комплексная.

От пола, кстати, эти особенности не всегда зависят. Считается, что у девочек активнее работает левое полушарие, а у мальчиков – правое. Но бывает и наоборот.

Сейчас есть тенденция посещать нейропсихолога, чтобы узнать сильные и дефицитарные функции головного мозга ребенка и привести их к балансу.

Учитывая эти особенности, за период подготовки к школе, то есть с 3 до 6–7 лет, можно развить отстающие виды памяти – и ребенок будет готов к запоминанию разного материала большого объема. То есть такая функция мозга, как память, безусловно, тренируема.


Что влияет на качество памяти?

Есть определенная основа для функционирования мозга. Лучшие педагоги, достаточное количество времени для занятий, большие средства не принесут пользы, если у ребенка не будет:

  1. стабильного режима дня;
  2. полноценного, натурального, домашнего питания;
  3. регулярной аэробной нагрузки, активной прогулки на улице;
  4. разнообразных занятий для физического, интеллектуального, творческого развития;
  5. продолжительного сна ночью;
  6. дневного сна или отдыха, если этого требует организм;
  7. свободного времени.

Стоит остановиться и на том, что у ребенка всегда должно быть хотя бы одно физическое и творческое хобби: танцы, спорт, плавание, рисование. Это в том числе повышает возможности мозга и умения конкретного ребенка.

Каким должно быть питание развивающегося организма?

Родителям важно знать, что полноценное питание ребенка должно содержать:

  • большое количество овощей, фруктов и ягод того географического региона, где они проживают;
  • источники животного белка: мясо, морскую рыбу, яйца, молочные и кисломолочные продукты;
  • цельнозерновые каши;
  • орехи – после 3 лет;
  • сухофрукты;
  • семечки.

Также для правильного формирования нервной системы необходимы омега-3 жирные кислоты. Две основные полиненасыщенные жирные кислоты морского происхождения — эйкозапентаеновая (ЭПК) и докозагексаеновая (ДГК). Обе они положительно влияют на работу мозга.

Потребность в докозагексаеновой жирной кислоте объясняется тем, что клетки мозга, которые содержат около 20% этой омега-3 кислоты, ежесуточно расходуют 2–8 % на обменные процессы, поэтому потери должны восполняться.

Специалисты рекомендуют выбирать полиненасыщенные жирные кислоты в форме триглицеридов — она лучше усваивается, потому что именно в такой форме существует большинство жиров в природе.

Рыба, рыбий жир, мясо, молоко, растительные масла содержат жир преимущественно в форме триглицеридов. Человеческий организм – не исключение.


Как улучшить память у ребенка?

Для этого не нужно сидеть друг напротив друга и использовать какие-то специальные приспособления.

Ведущие способы развития ребенка в дошкольном возрасте:

1. По дороге из детского сада задаем простые и сложные вопросы.

- вы сегодня гуляли на своей площадке или ходили на соседнюю?
- ты видел свою подругу Машу?
- сегодня на завтрак давали запеканку или кашу?
- ты рисовал фломастерами или карандашами?
- чему ты сегодня научился?
- а что новое узнал?
- вы сегодня разучивали танец или песенки к утреннику?

2. Читаем.

Не у всех детей сейчас хорошая слуховая память. А чтение формирует:

  • все виды памяти;
  • воображение;
  • анализ.

- располагаем в ряд любые предметы, например, чашку, стакан, тарелку, луковицу, яблоко;
- ребенок смотрит, потом отворачивается;
- убираем один или несколько предметов и спрашиваем, что пропало.

У ребенка формируется:

  • память;
  • внимание;
  • терпение;
  • анализ.


4. Веселая прогулка:

  • идем по улице и ищем вместе с ребенком, например, все круглое: колеса у машины, ведерко в песочнице, горлышко бутылки и т.д.;
  • считаем автобусы: папа или мама ведет счет, а ребенок рассказывает, какой это автобус – новый или старый, чистый или грязный и т.п.

Взрослый загадывает слово, а ребенок, зная классификации – мебель, домашние животные, еда, транспорт и т.д., – задает вопросы, пока не отгадает.

Достоинства такой игры:

  • развивается систематизация;
  • весело;
  • не требуется сидеть с ребенком: можно, например, утюжить, а он будет задавать вопросы, болтая ногами на стуле или бегая по комнате.

6. Кинезиологические упражнения.

Идея в том, что движения двумя руками одновременно формируют межполушарные связи.

В США и Европе сейчас есть тенденция использовать не доминантную руку для написания, чистки зубов и т.д., чтобы развивать правое полушарие.


7. Дудлинг и зентангл.

Это техники рисования, которые в Европе популярны в том числе среди взрослых.

Дудлинг – это рисование каракуль, которое помогает снять напряжение. Мозг же в это время решает сложную задачу.

Зентангл – рисование с использованием определенных фигур.

Техник развития памяти очень много. К тому же сейчас возможности родителей не ограничены, потому что интернет-ресурсы дают много практических советов.


В каком возрасте ребенку лучше начинать учить иностранные языки?

Однозначного ответа нет. В многоязычной Голландии, например, ребенок еще до школы может знать 2, а то и 3 языка. Потом добавляются и другие.

Считается, что наиболее активно дети впитывают знания от 1,5 до 9 лет. Но чтобы у ребенка была возможность изъясняться на втором языке, часть филологов настаивает на возрасте 3 года, когда базовый язык уже сформирован.

Но даже если ребенок начинает изучать второй язык в возрасте от 3 до 5 лет, он не чувствует языкового барьера и может думать на нескольких языках.

Тот же уровень овладения знаниями наблюдается в возрасте до 9 лет, но процесс идет немного сложнее, потому что ребенок уже думает на базовом языке.


Почему некоторые дети быстро забывают полученные знания?

Причин может быть много:

  • не тренированная память до школы;
  • нарушения из-за болезней, травм, изменений в структуре мозга;
  • неполноценное питание (нехватка белка, витаминов и жирных полиненасыщенных омега-3 кислот);
  • отсутствие желания, мотивации к обучению и др.

Например, у всех подростков память прекрасная. И все они одаренные, просто в силу каких-то причин на определенном этапе перестают позиционировать себя как способные ученики, чему сегодня тоже много причин.

Есть дети, у которых одинаково хорошие результаты по всем предметам, – это требует огромной усидчивости и труда. А есть непризнанные звезды, у которых в начальных классах есть успехи, а потом – нет. Но нередко при определенных условиях они раскрываются после школы.

По части питания детей и подростков родителям важно помнить: необходимые для работы мозга омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты организм не синтезирует самостоятельно. Поэтому нужно вводить в рацион морскую рыбу. Содержащиеся в рыбе омега-3 богаты докозагексаеновой и эйкозапентаеновой кислотами, то есть важными жирными кислотами омега-3. Они участвуют в правильном формировании клеток мозга, глаз и сердца.

Если ребенок не любит морепродукты, можно обратиться к педиатру за назначением препаратов с содержанием полиненасыщенных жирных кислот при их подтвержденном дефиците.

Что касается памяти, то она, конечно, теряет свой потенциал, если ее не тренировать.

Читайте также: