Чем отличается художественная школа от школы искусств

Обновлено: 03.07.2024

В школе искусств могут бать и хореографическое и музыкальное отделение, кроме художественного.

художники рисуют, искуство тут уже широкий профиль, могут и лепить из пластелина могут по дереву вырезать

В художественной пишут (рисуют) , в школе искусств танцуют, поют, играют и т. д.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.


Работая с детьми около 20 лет и имея высшее педагогическое и специальное художественное образования могу сказать, что в основном надо смотреть на это с точки зрения психологической готовности ребенка и индивидуальных особенностей.

В основном дети одинаково проходят этапы развития психики и умений и навыков в каком либо виде деятельности. Из моего опыта работы могу сказать,что самостоятельная готовность усваивать знания приходит к 10 годам, когда ребенок может с интересом усваивать теоретические знания в изобразительной деятельности. То есть методика преподавания отличается у детей дошкольного возраста и начальной школы, и детей от 10 лет. Разделила на три группы объединенные по возрастной категории.

Существует мнение профессиональных педагогов художественных школ, что детям до 10 лет трудно учиться в художественной школе, потому что это большая учебная нагрузка, это школа, там изучают разные предметы более углубленно , чем в студии:

«Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства, как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства. По использованию изобразительных средств учащиеся изучают линейный и тоновой рисунок. По технике исполнения делают рисунки: оригинальные и печатные. По целевому назначению различают академические рисунки и творческие. В учебной и творческой работе широко применяют наброски, этюды, эскизы.

Живопись - наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В создаваемых учащимися художественных произведениях используются - рисунок, свет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиция. Это позволяет воспроизвести на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, пространственную глубину и световоздушную среду.

Композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясной и убедительной. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции, где рисунок, цвет и сюжет объединяются.

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Учащиеся изучают два вида скульптуры: круглую - свободно размещающуюся в реальном пространстве, и рельеф в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Декоративное искусство - один из видов пластических искусств. Учащиеся художественной школы изучают один из видов декоративного искусства: декоративно-прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.

Задают домашнее задание, 3-4 дня в неделю нужно посещать художественную школу, каждый учебный день — занятость около 3-х часов. За работы предоставленные на просмотры, а это комиссия из педагогов, дети получаю оценки. И самое важное для тех кто планирует поступать в художественный вуз дают диплом об окончании художественной школы, который может пригодиться.

Все это здорово, но не все дети выдерживают такую нагрузку, что не редко заканчивается не желанием ребенка вообще рисовать, а это как не крути, процесс тонкий, должно быть с вдохновением и желанием, только тогда можно увидеть плоды всех знаний и умений, которые дает школа.

Для более младшего возраста существуют различные студии и кружки по изобразительной деятельности, и индивидуальная работа с преподавателем, который подберет индивидуальный маршрут по этому огромному виду деятельности, потому что, как мы знаем существует множество направлений, стилей и техник рисования.

В арт-студии лето я работаю по индивидуальной программе, даю ту технику исполнения рисунка, которая наиболее адаптирована под определенный возраст. Основной упор на живопись и композицию, декоративно-прикладное искусство. Рисунок как таковой изучается в совокупности приемов и навыков определенного задания.

Методы копирования, путем от простого к сложному, и рисование с натуры. Упор на создание правильной композиции, и умение работать с цветом и с различными материалами и техниками исполнения. Для детей младшего возраста занятие проходят 2 раза в неделю без домашнего задания. Упражнения подбираются с учетом возрастной категории, интересов детей. Это не классический подход, можно сказать — новаторский, с применением творческого поиска педагогических приемов для наилучшего усвоения материала детьми.

В студии дети рисуют акварелью, гуашью, маслом, акрилом, пастелью, нетрадиционными материалами применяя разные инструменты кисти различной формы и размера, мастхин, пальчиковая живопись.

Начинать заниматься в студии можно с раннего возраста, я работаю от 2.5 лет. Делю детей по возрасту. Группа от 2.5 до 4 лет. Для этого возраста своя программа по ИЗО, занятие длится не более 20 мин, по СанПинам., но и на практике это так., за редким исключением.

image

Далее идет группа от 4 до 7 лет, здесь продолжительность занятия увеличивается и соответсвенно усложняется задание. В этой группе для всех одно задание, которое каждый ребенок выполняет в зависимости от возраста и способностей ребенка и идет по индивидуальному плану ( длительность, материалы и техника). Это контролируется педагогом.

Далее с возрастом относительно художественной подготовки задания и требования усложняются. Также меняется методика преподавания. В частности в младших группах я объясняю и показываю каждый элемент, композицию, работу в цвете, материалом. У более старших детей наблюдается готовность к самостоятельной работе, и соотвественно совсем другой педагогический подход.

Во многих художественных школах принимают детей с 10 лет с портфолио своих творческих работ. Для этого необходима подготовка, которую можно получить в студии. И понять хочет ли ребенок рисовать и идти по этому пути.

И еще один главный критерий — РИСОВАНИЕ развивает ребенка.

image

Польза рисования для детей

  1. Рисование – лучшее средство для развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к письму.
  2. Рисование влияет и на умственное развитие детей, способствует расширению запаса знаний, а также влияет на формирование словарного запаса и связной речи. Во время творческих занятий активно взаимодействуют между собой правое и левое полушария мозга.
  3. Рисование тесно связано и с эмоциями малыша. Вы легко определите, какое у ребенка сегодня настроение по цвету рисунка, узнаете, что тревожит его, рад ли он наступившему дню. Кстати, детские психологи очень часто используют детские рисунки, чтобы понять, какие проблемы занимают ребенка.

4. Занятия рисованием способны разбудить в человеке творческое воображение и фантазию, художественный вкус и чувство гармонии.

5. Казалось бы, рисование – такое простое занятие, а включает в себя очень много наук, например: математика (можно научить ребенка считать, используя карандаши); геометрия (рисуя простейшие фигуры, мы учим ребенка таким сложным формам, как круг, квадрат и т.д.); зоология (сколько животных и их характерные признаки можно выучить благодаря фантазии и краскам). Список можно долго продолжать, но если подытожить – занятия рисованием помогают ребенку познать окружающий мир.

6. Во время обучения рисованию ребенок стремительно развивает свое логическое мышление, анализируя пропорции и формы предметов, учится думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.

7. Рисование учит ребенка организованности и самостоятельности, ведь это целый процесс – от подготовки уголка для рисования до готового рисунка. Выделите ребенку коробочку для всех принадлежностей и в скором времени вы заметите, с каким интересом он будет доставать все предметы и с какой бережливостью убирать их обратно.

Крайне важно поддерживать малыша в любых начинаниях на занятиях рисованием. Нужно обязательно хвалить малыша за рисунки. Можно даже повесить некоторые работы на видное место – тогда ребенок поймет, что его творчество ценят. А еще хорошо бы завести папку и бережно хранить лучшие рисунки, демонстрируя картины другим членам семьи, друзьям, знакомым, хвастаясь вашим юным художником.

И небольшой вывод:

  1. Умение рисовать — лучше получите там, где лучший преподавательский состав. Например, если в изо-студии работает увлеченный, горящий своим делом мастер — то и научит он лучше.
  2. Если нужна профессия, то из расчета на будущее — идите в художественную школу, потому что там дадут диплом.

Решать исключительно вам, потому что все индивидуально, каждый ребенок особенный и талантливый по своему….

Даже некоторые художественные школы профилируются по направлениям. Я училась в художественной школе, которая выпускала художников-аниматоров. Но это были два-три профильных занятия в неделю. В остальное время мы рисовали натюрморты, делали этюды, зарисовывали друг друга и т.д. Т.е. в общем-то, учились рисовать. Потом начиналась анатомия, тонкости профессии, но я уже ушла оттуда.

Школа искусств - такой маленький университет, где собрано множество специальностей, связанных с искусством. Есть ТХТУ, где, к примеру, можно выучиться на художника по гриму. Помимо профильных предметов идёт база. Рисунок, анатомия и пр.

Свои поправки на специализацию и в ин-те Лёгкой промышленности (может быть, сейчас, как и ТХТУ, называется по-другому - я не в курсе, увы. ).

Во ВГИКе есть художественное отделение. База всё та же: этюды, натурщики, натюрморты. Плюс профильная специализация.

При всём при этом, вовсе не обязательно работать в соответствии с записью в дипломе или аттестате! Вы получаете профессию художника. Это слово во всех случаях ключевое. А специализацию и будущую профессию выбирать только вам.

Выбрать из указанных учебных заведений сможете только Вы сами. Выбор же будете делать из конкретных школ? Обобщенно на такой вопрос ответить невозможно.

Каждая художественная школа (иногда они называют себя школами искусств, если направлений много, или просто так хочется директору) имеет свою программу, свой уклон и свои особенности, которые во многом определяют работающие там в данный момент преподаватели.

Побывайте на днях открытых дверей, посмотрите программы, пообщайтесь с преподавателями, учащимися и их родителями, поинтересуйтесь достижениями, которыми гордится школа.

Именно диплом художественной школы при поступлении в профильные заведения более высокого ранга не имеет значения. Там будут экзамены по рисунку и творческий конкурс, который успешно проходят только талантливые и хорошо подготовленные. А где именно готовились, не имеет значения.

ДХШ (детские художественные школы) и ДШИ (детские школы искусств) – первая ступень трёхуровневой системе художественного образования в России. Они относятся к учреждениям дополнительного образования и являются фундаментом будущей профессии.

Детские школы искусств бывают 2 типов: с монохудожественным подходом к образованию (углублённо изучается один вид искусства, например, изобразительное) и с полихудожественным подходом (ребёнок пробует себя в разных видах искусства и художественного творчества, например, музыка, изобразительное искусство, хореография, словесность и т.д.).

Классическая государственная художественная школа включает в образовательный процесс предметы художественно-эстетического цикла: рисунок, живопись, композицию, декоративно-прикладное искусство, историю искусств, скульптуру, пленэр (летняя практика) и другие. Обучение в такой художественной школе длится от 4 до 7 лет (в зависимости от возраста ученика, уровня владения им изобразительной грамотой и структуре образовательных уровней школы (классов)). Обычно, при государственной художественной школе имеется подготовительные курсы для поступающих или нулевой класс, для тех, кто ещё не достиг соответствующего возраста, а также вечерние курсы рисования для взрослых и для поступающих в Вуз или колледж.

Замечу, что процесс обучения художников, музыкантов, танцовщиков необходимо начинать именно в детском возрасте, и он ни в коем случае не может прерываться, так как в творческой профессии, помимо освоения теоретической грамоты, необходима практика, интеллектуально-чувственная деятельность и раскрытие психо-физических возможностей личности, а также целый ряд личностных психологических качеств личности (усидчивость, терпение, логика мышления, аналитические способности, особенности моторики и т.д. – для рисования).

Помимо профессиональной составляющей, художественная школа развивает у детей эстетические чувства, общительность, развивает коммуникативные навыки, формирует этические и нравственные идеалы, толерантность, креативность мышления.

6) Авторские художественные школы / личные студии художника-мастера.

Такие школы рисования известны с эпохи Возрождения. По своей организации и принципам обучения они могут быть абсолютно разными, в зависимости от творческих и педагогических идей и художественных техник и приёмов, которые исповедует мастер. Обычно, это экспериментальные студии, частично или в изменённой форме применяющие традиционные методы обучения реалистическому рисованию в сочетании с собственным творческим и техническим опытом наставника. Такие студии помогают взрослым ученикам-художникам освоить изобразительную грамоту и получить ценные советы мастера вкупе. Такой синтез сразу на практике позволяет понять для чего нужно то или иное упражнение, как выполняется конкретный приём для получения нужного изображения, эффекта, художественно-визуального образа.

7) Кружки и студии рисования, клубы при ДК, культурных центрах и т. д.

Кружки рисования рассчитаны на посещение взрослыми людьми в качестве хобби, для собственного удовольствия, интереса, развлечения, пробы собственных сил. Их цель не обучить рисованию, а привить любовь к живописи и рисунку, помочь сделать первые шаги в изобразительном искусстве, почувствовать удовольствие от создания чего-то своими руками, скрасить вечера и выходные. Именно поэтому, в таких кружках можно заниматься тем, чем хочется – писать маслом пейзажи, рисовать пастелью натюрморты или портреты по фотографии карандашом. Наставник даёт начинающим художникам советы, правит рисунки и помогает подобрать необходимый технический приём. Обучающих программ в клубах рисования нет, возраста учеников тоже разные. Руководит таким кружком, обычно, профессиональный художник или учитель ИЗО – он владеет основными художественными техниками на хорошем среднем уровне и может сориентироваться, чтобы помочь начинающему живописцу воплотить свою идею на листе бумаги – нарисовать портрет друга, любимую собаку в поле или прекрасный букет в вазе с натуры.

Научиться профессионально рисовать или освоить академическую грамоту рисунка, живописи, композиции в кружке рисования вряд ли удастся, так же как и постичь особенности конкретной техники во всех подробностях, но хорошо провести время и нарисовать первые свои рисунки, вообще понять, каково это – рисовать для души – запросто.

8) Online–обучение рисованию.

Для тех, кто хочет научиться рисовать из дома или просто нет возможности обучаться рисованию под руководством педагога-художника лично, подходит рисование онлайн. Сейчас оно активно набирает обороты и расширяет возможности для начинающих художников. Спектр оnline-курсов и мастер-классов по живописи и рисунку огромен: от прямых эфиров, где совместно с художником создаётся одно конкретное произведение - рисунок или этюд, до видео-курсов по живописи в записи. Выбор за самим начинающим живописцем. Такой способ освоить изобразительную грамоту, безусловно удобен, т.к. не нужно никуда идти и соответствовать определённым требованиям - купил все необходимые материалы и инструменты - и рисуй смело, повторяй за художником. Но, в любом случае, в итоге создаётся не уникальное произведение, а копия работы мастера или её вариация, причём одна из многих. Да и обучиться чему-либо за короткий курс или мастер-класс сложно - исключается системность и последовательность, гарантированная традиционной академической программой обучения рисованию. Такой вариант подходит как хобби, или в дополнение к непосредственным личным урокам рисования у преподавателя. Также оnline-обучение рисованию хорошо подойдёт при освоении конкретной техники или особенного способа рисования, при наличии традиционной реалистической базы.

9) Учебники рисования и пособия по рисованию.

При выборе обучающей литературы по рисунку и живописи стоит обратить внимание на авторство книги - лучшие учебники написаны не просто художниками (в этом случае вы получите просто набор советов и индивидуальные приёмы для копирования), но и педагогами! И даже если на обложке книги стоит слово “академический”, не факт, что книга даст ожидаемый результат. Учебники по рисованию, разумеется, необходимы, но без живых занятий не обойтись, если вы, конечно, серьёзно настроены на результат. Кстати, список рекомендуемых книг, пособий и учебников по рисунку, живописи, композиции и не только есть в моих статьях: “ Специальные книги для художников (учебники рисования, пособия, самоучители). ЧАСТЬ 1 ” и “ Специальные книги для художников (учебники рисования, пособия, самоучители). ЧАСТЬ 2 ”.

10) Поэтапное рисование и рисование по номерам.

Хороший вариант для первых попыток и проб в рисовании. Научиться смешивать цвета, проводить первые линии на листе бумаги так, чтобы получилось что-то красивое, интересное, да и просто отвлечься от ежедневной суеты и приобщиться к творчеству - вот прекрасная возможность это сделать. Такое рисование не требует особых художественных способностей, навыков и стараний, разве что чуточку терпения, внимательности и усидчивости. Поэтому такие упражнения хороши для любого возраста и достаточно занимательны. Для погружения в новый, необычный мир рисования - в самый раз. Конечно, художественной ценности такие рисунки не составляют, да и перед друзьями/родственниками ими особо не похвастаешься, но развлечься, успокоиться и почувствовать себя хоть немного творцом вполне получится. Рисовать так легко и приятно.
У нас в блоге тоже есть несколько поэтапных уроков по рисунку и живописи:

Читайте также: