Почему в школах не читают современную литературу

Обновлено: 04.07.2024

Потому что современная литература нуждается в доскональной исторической оценке. Поколение современников не всегда способно объективно оценить созданное. Оно может предвзято подойти к этому опросу и "выкинуть на свалку" шедевр, поместив на первую полосу абсолютную безвкусицу. Чтобы этого не случилось, необходимо подождать. Пусть пройдёт время, утихнут эмоции и появиться возможность по-настоящему точно оценить, насколько важны и существенны для человечества те или иные произведения. )

Потому что школа ещё существует с давних времён и в ней не культурно (или неправильно слово подобрал) изучать, читать, учить современное

Если бы изучали, то ученики совсем бы перестали читать классику. А так (хоть со скрипом) наше общество пока не теряет образованных людей. И к слову, современную литературу и просто так читать можно:)

Сколько помню, в школе никогда не проходили фантастику.
А ведь были Ефремов, Стругацкие. Зачитывались.

Потому что её нет! А Донцова-Устинова, Поттер-Гроттер, Ерофеев-Лимонов, Волкодав-Терминатор - это не литература. Это чтиво.

Не волнуйтесь !
Скоро будет Толкиен с Гарри Поттером включён в учебный план вместо Л. Н. Толстого, Крылова и прочих.
Со следующего учебного года такое собираются сделать. Класса с пятого начать собираются.
Ведь уже сейчас по "Окружающему Миру" (раньше "Природоведением" было) изучают вместо Родной Природы иноземные праздники и прочую дребедень в ущерб изучению своих, исконно русских обычаев и праздников.
.
А Пушкина могут после на Донцову поменять (тоже назовут её детективы, например, классикой) .
С тем министром Просвещения, который в открытую вещает, что стране уже не нужны образованные люди, ..такое вполне возможно.
Удачи .
Приятного чтения на уроках литературы .

Потому что современную литературу школьники не потянут, это серьезная литература. Ее сложно читать взрослым людям, а детям тем более. А Толкиены, Поттеры - это всего лишь беллетристика и к серьезной современной литературе не имеет отношения.

Читатель, аве! Сегодня я хочу поговорить с тобой о проблемах в школьной программе по литературе и причинах "не читающей молодёжи".

Очень часто можно услышать или увидеть такой слоган или призыв: "Давайте заменим "Войну и Мир" на "Гарри Поттера" или "Тихий Дон" на "Эрагона". Но мало кто задумывается о последствиях и возможностях данной "замены".

Дело в том, что все книги в школьной программе направлены на создание определённых "моральных устоев" в головах будущих граждан государства. Каждая книга планомерно подводит к духовным "правилам жизни" - "кодексу чести", если хотите.

Поэтому, при изменение фундаментальных "азов" школьной программы, влечёт за собой крах огромной системы по формировании здоровой личности, которая работает больше полувека.

На это всё, мне многие скажут - у тебя есть статья (вот она кстати https://zen.me/1jvLSU), где ты говоришь о том, что некоторые книги стоило бы убрать из "вечных списков домашних заданий". Да, я так говорил, и приводил контрпример в лице другой книги, где посыл к определённому размышлению, на определённую тему сохраняется. Но автор преподносит его в более мягкой форме и с более актуальными проблемами.

-"Ну так давайте найдём такие же примеры для замены "Войны и Мир". Ответишь ты мне, мой дорогой читатель и будешь прав. Такие примеры действительно можно найти: "Отверженные" Виктора Гюго, "Проклятые Короли" Мориса Дрюона, "Холодный Дом" Чарльза Диккенса, но будут ли читать это подростки? Или мы просто потратим глобальные средства на обмен шило с мылом. Это всё гениальнейшие произведения, но будут ли они актуальны для детей? Честно говоря я в этом сомневаюсь.

Ну ладно, допустим все школьники оказались в восторге от "Проклятых королей", все единогласно проголосовали. МЕНЯЕМ. НО!

Кто будет направлять детей по страницам этой книги? В университетах, будущих учителей подготавливают к очень обширному, но довольно узкому спектру литературы. Студенты перелопачивают горы документов, критических статей, анализирующих работ. При этом они не могут знать ВСЁ, физически, не могут. Скорее всего все из них читали Мориса Дрюона, но смогут ли они правильно выстроить урок, и правильно подвести класс к тем темам, которые нужны для формировании личности?

Правильно, с ходу это сделать невозможно, а значит нужно переучивать ВЕСЬ штат учителей. А средний возраст педагога в РФ составляет 47 лет, это при том, что при должной выслуги лет (25), в этих годах УЖЕ можно быть на пенсии. А теперь поставьте себя на место учителя, стали бы вы переучиваться в данной ситуации?

Конечно можно плавно наращать прирост новых кадров (уже с новой системой образования), но много ли сейчас из университетов выходит молодых педагогов?

Нет! А это говорит о чём? Правильно, общество расслоится по принципу новых и старых. И расслоится на добрые пару десятков лет. А как в этом случае сдавать экзамены, проводить зачёты, следить за успеваемостью? Плюс к этому расслоение скорее всего произойдёт по принципу город/деревня, что ещё сильнее усилит миграцию в города, что ещё сильнее ухудшит развитие сельского хозяйства. Продолжать?

Ах да, в университетах, тоже преподают педагоги с средним возрастом - 47 лет. И они тоже не особо горят желанием переучиваться.

Однако, что же в этом случае делать? Ведь с каждым годом актуальность классических произведениях в кругах подростков падает. Школьники начинают спорить с учителем на спорные темы, учитель перестает затрагивать эти темы. Ученики находят спор в других вопросах, педагог перестаёт касаться и их.

То есть, с каждым годом положение усугубляется, с каждым годом мы всё отдаляемся от того образа нормальной, здоровой, адекватной личности. И уже видим плоды этого "отдаления".

Государство пытается как-то обновить школьную программу вводя новые предметы (Родной язык, Родную литературу), родители в ответ на это начинают бунтовать.

Согласен, в данных вопросах тоже доходит до маразма: ну не может ученик у которого по русскому и литературе твёрдая пять, получать по родному языку четвёрку! Но в каждой системе есть сбои, в каждой операции есть летальные исходы. Этого не избежать, никак! Хотя кто его знает, может и правда не надо было вводить дополнительные предметы.

А что ты думаешь по этому вопросу, мой дорогой читатель. Я с удовольствием выслушаю тебя. Огромное спасибо за просмотр, если не трудно - поставь лайк и подпишись на канал. Добра тебе и твоему дому!


На различных конференциях учителя обсуждают методики и практику преподавания литературы в школе. Часто и много говорят, например, о качестве учебников и устаревших подходах. Наш новый блогер, педагог Роман Лазебников считает, что в первую очередь надо менять список изучаемых произведений.

Десять лет назад в возрасте 37 лет я пришел работать в школу. Пришел сознательно, примерно догадываясь обо всех плюсах и минусах педагогичского поприща.

Со временем я научился мириться с главными особенностями избранной профессии: повышенной эмоциональностью женского коллектива, потенциальной коррекционностью учеников и довольно умеренной оплатой труда. Однако самым сложным для меня оказалось имитировать живой интерес к преподаваемому предмету в соответствии с государственной образовательной программой.

Очень хочется сказать пару слов о женских образах нашей классики. Ну, не могут пятнадцатилетние девочки сочувствовать Катерине Кабановой, Татьяне Лариной, Наташе Ростовой, Анне Карениной и другим восторженным барышням! Ну, не видят они никакой проблемы в измене мужу, не в состоянии они понять их душевные страдания!


50 очень разных экранизаций русской классики: от Пушкина до Достоевского

Да, я могу объяснить своим подопечным, что двигало нашими классиками, но не вижу в этом фундаментального смысла. Почему? Все дело в том, что понять русскую классическую литературу способен читатель, обладающий зрелым христианским мировоззрением. А теперь скажите: где мои ученики могут обрести христианское воспитание, если их родители, как правило, живут жизнью, если не антихристианской, то нехристианской точно.

И даже я, практикующий христианин, имеющий помимо филологического образование семинарское, объяснить суть христианства на пальцах не способен. Вы спросите, что я предлагаю? Ничего сверхъестественного. Начинать с литературы, максимально приближенной к нам по времени, а затем, на цыпочках, как по минному полю, подбираться и к классике. Но это уже совсем другая история.

Иллюстрация: Shutterstock (iku4)





Блоги

Смысловое чтение: что это такое и зачем оно нужно детям


Блоги

Как воспитать самостоятельного ребенка: 5 советов многодетной мамы


Блоги

Без бумаг, но с интерактивом. Плюсы онлайна — в личном опыте педагога



Программа по литературе была во многом сформирована в советское время. Тогда целью коммунистов было показать, как плохо жилось до революции, чтобы подчеркнуть достоинства социализма. Когда отбирались классические произведения, то это были произведения христианских авторов, живших в христианской цивилизации (других у нас в позапрошлом веке просто не было). Поэтому надо хотя бы шапочно знакомить детей с христианством (не скатываясь в навязывание).





Согласна с автором. Те книги, которые предлагаются детям и подросткам писались не для детей. Это для взрослых. С опыто и собственными переживаниями. Не удивительно, что дети отказываются читать — ни один нормальный человек не будет читать то, что не понятно. А детей заставляем и еще возмущаемся, когда отказываются!


Старшеклассники заменяют прочтение произведений просмотром их экранизаций или знакомством с кратким содержанием в интернете.

Ценность русской литературы для современных школьников по-прежнему имеет большое значение. Подростки подтверждают это в ходе социологических опросов. Однако на практике они нередко подходят формально к освоению произведений и не способны к анализу их содержания. Одна из причин этого в 150-200 летнем временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников.

Киноиндустрия, накопившая сегодня достаточное количество различных экранизаций классики, дает возможность школьникам поверхностно, но быстро ознакомиться с содержанием обязательных к прочтению произведений. Альтернативой фильмам могут быть спектакли, а также аудиокниги и краткое изложение литературных шедевров, которое можно найти на многочисленных сайтах в интернете.

Самые популярные среди подростков экранизации классики


Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и мир", (Мосфильм, 1967 г.)

Что раздражает девочек и демотивирует мальчиков

Какие книги подростки назвали любимыми

Какие книги подростки назвали нелюбимыми


Что читают подростки в свободное время

Около 20% опрошенных (12,4% девушек и 27,5% юношей) практически не читают книг сверх школьной программы. Более половины старшеклассников читают 1-2 книги в месяц. Более 20% — 3-4 книги. Мальчики читают заметно меньше, чем девочки. При этом в списках читаемых ими книг фигурируют переводные и/или отечественные фэнтези. Репертуар девочек значительно шире: зарубежная литература XX века, английские писательницы начала XIX (Джейн Остин, сестры Бронте), поэзия, фэнтези.

Возникает вопрос, в какой форме и в каких объемах должна преподноситься классическая литература современным школьникам. С одной стороны, школьная программа включает огромный массив произведений, обязательных к прочтению, а также их анализ. С другой, после одиннадцати лет обучения у школьников отсутствует опыт этого анализа и минимальной рефлексии содержания.

Проведенное исследование помогает увидеть многие болевые точки школьного обучения литературе, говорит Борусяк. Но самым главным остается вопрос, какая часть выпускников захочет после школы прочитать или перечитать классику. Если небольшая, то это серьезный повод задуматься об особенностях образовательной программы.

Читайте также: