Какие области школьной жизни можно отдать ученическому самоуправлению

Обновлено: 02.07.2024

Важное значение в организации эффективной жизнедеятельности ученического коллектива играет ученическое самоуправление, основная цель которого – совместное творческое решение управленческих задач, создание оптимальных условий для включения обучающихся в разнообразную содержательную коллективную деятельность, стимулирование к социальной активности и творчеству.

Участие учащихся в управлении школой расширяет сферу применения способностей и умений, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, найти дело по душе.

Самоуправление даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.

Ученическое самоуправление в 2017 – 2018 учебном году работало под руководством педагога-организатора.

В школе действует орган ученического самоуправления – "Патриот"

Принципы ученического самоуправления:

- Добровольность, равноправность, законность, гласность.

- Приоритет человеческих ценностей.

- Коллегиальность принятия решения.

- Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.

Цели ученического самоуправления:

- воспитание гражданина, умеющего действовать в интересах общества и Отечества;

- привлечение учащихся к управлению школьной жизнью в соответствии с принципом демократизации школы;

- научить учащихся самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и в частности внеклассную деятельность;

- уважая законность и права всех участников учебного процесса, дать возможности реализовать творческие идеи в общественной жизни школы и развивать управленческие навыки в реализации интересных дел.

Основные заповеди ученического самоуправления:

- Не делайте другим того, чего не желаете себе.

- Творить для других добро, если для этого у вас есть возможность.

- Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка.

Содержание работы

Содержание деятельности

Ответственный

Сектор рекламы и информации

Патриотическая, эстетическая, духовно-нравственная

Сектор дисциплины и образования

Школьное самоуправление имеет свою символику: гимн, герб, эмблему, флаг.

В 2017-2018 учебном году педагогический коллектив продолжал работу по педагогическому руководству самоуправлением на школьном уровне.

Организация традиционных общешкольных дел способствует формированию общешкольного коллектива и украшает его жизнь.

На одном из заседаний было принято решение о создании сайта школьного самоуправления, в котором будет публиковаться вся школьная жизнь всех ребят нашей школы.Так же был утверждён план работы ученического самоуправления, по которому в течение года мы работали.

В целях повышения безопасности детей и восстановления у них после школьных каникул навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте, а также адекватных действий при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций в сентябре проходит месячник безопасности по ПДД.

Весомый вклад вносят члены Школьного самоуправления и ученического актива в оформление и подготовку к разным тематическим конкурсам и общешкольным мероприятиям.

Каждую неделю проводятся заседания Совета лидеров и ученического актива классов, на которых планируются, обсуждаются, готовятся разные мероприятия. Заседания всегда массовые, интересные, продуктивные. Дети активно участвуют в обсуждении различных вопросов, примеряя на себе роли руководителей.

В течении года Сектором дисциплины и образования проводился контроль над качеством дежурства по школе (выпуск молний), успеваемости учащихся. Проведение рейдов "Внешний вид учащихся", рейд по проверке состояния учебников "Книжка в обложке"в течении месячника "Школьных библиотек", смотр-конкурс "Классный уголок".

- поддержка и реализация проектов, программ, мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в процессы построения демократического, социально справедливого общества;

- повышение образовательного, интеллектуального и профессионального уровня молодежи.

На протяжении учебного года члены организации принимали участие в :

Положительные:

1. Вовлечение более 70% учащихся в школьные мероприятия.

2. Широкий спектр выбора для участия в мероприятиях творческой, спортивной, интеллектуальной направленности.

3. Информирование о деятельности ученического самоуправления на сайте школы.


Школа — это маленькая модель большого мира. Здесь дети учатся дружить, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения, а ещё — участвовать в общественной жизни. Например, становятся частью ученического самоуправления. Подробнее об этом движении рассказывает наш блогер Вадим Гринберг.


Финал Всероссийского конкурса образовательных организаций, развивающих ученическое самоуправления (РСМ), 2016 год.

У меня сложилось впечатление, что ученическое самоуправление в Москве развито недостаточно равномерно по районам города. Да, со временем все меняется и развивается, появляются новые форматы работы с постоянным детским коллективом, создаются новые государственные органы и некоммерческие организации, занимающиеся развитием ученического самоуправления.

Да, не везде. Есть образовательные организации, где органы УСУ действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьников. Есть образовательные организации, где активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся.

В своей школе я развивал то самое, настоящее ученическое самоуправление. Мы реализовали целый ряд проектов по инициативам самих школьников. Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребенка. Скорее всего, феномен этой деятельности в том, что она включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивных формах не будет привита ребенку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретет её должным образом. Ученическое самоуправление — это система, в которой ученик может высказать свою позицию, сформировать свое социальное Я, предложить то, что действительно нужно ученикам, и реализовать это.

Так каким же я вижу будущее ученического самоуправления?


О том, как школьник создал профсоюз и что из этого вышло

Как следствие, в нашей стране могли бы появится постоянные центры содействия развитию ученического самоуправления. В подобных центрах могли бы проходить региональные этапы конкурсных программ, направленных на развитие системы органов УСУ; осуществляться методическая поддержка и образовательная работа с учениками и педагогами, а также аккумулироваться ученическая общественность региона. К работе подобных центров можно было бы привлечь региональных уполномоченных по правам ребенка для учета мнения детей в решениях правительства региона.


Городской центр содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений, г. Москва. Работал до 2016 года.


5 фильмов, которые помогут в организации школьного самоуправления

Если представлять будущее, то получается именно такая картина. По крайней мере, на мой взгляд, молодого педагога, занимающимся преимущественно ученическим самоуправлением, такое будущее было бы интересным, удобным и практичным.

Самостоятельность и инициатива ребят — это залог успешной деятельности органов УСУ. Ученическое самоуправление — это не организация мероприятий. Это — возможности учеников!

Сегодня ученикам предоставляют гораздо больше свободы в принятии решений, но и ответственность на них лежит серьезная. В этой ситуации задача взрослых – не выпускать ситуацию из-под контроля, не подавляя креативности и инициативы ребят. Если найти удачный баланс между этими составляющими, самоуправление пойдет школе только на пользу.

Что такое школьное самоуправление и кому оно нужно

Зачем же нужен ученический совет как орган школьного ученического самоуправления?

Одним из органов школьного самоуправления может стать ученический совет, который формируется из наиболее активных представителей каждого класса, и занимается решением школьных вопросов, исходя из традиций конкретного учебного заведения и интересов школьников. Ученический совет участвует в организации школьных и внешкольных мероприятий (дежурства, соревнования, конкурсы, выставки), сотрудничает с клубами и общественными организациями, способствует развитию информационного пространства школы. В зоне ответственности ученического совета – соблюдение правил поведения в школе, помощь в контроле за внешним видом учеников, состоянием учебников и школьного имущества, поддержание в чистоте территории, закрепленной за каждым классом.

Наличие ученического совета позволяет привлекать школьников к решению насущных вопросов. Ученики могут вносить свои предложения по усовершенствованию работы столовой, обновлению инвентаря в спортзале, обустройству прилегающей к школе территории. Дети и педагоги совместно решают, на что тратить деньги, которые вносят родители в фонд помощи школе. Школьникам ученический совет дает возможность выдвигать свои идеи и предложения, отстаивать свои права – словом, формирует основы понимания демократического общества. Ученики приобретают опыт управленческой работы, развивают в себе лидерские качества и способность общаться и взаимодействовать друг с другом в пределах единой команды.

Важно удерживать баланс

Помимо очевидных плюсов от существования ученических советов, есть также мнение о возможных сложностях. Некоторые учителя считают, что если самоуправление выйдет из-под контроля педагогов, ученики почувствуют вседозволенность, из-за чего пострадает дисциплина. Чтобы избежать неожиданных последствий, стоит помнить о некоторых важных моментах.

Каждый сегодняшний школьник в будущем непременно столкнется с реалиями взрослой жизни: будет работать в коллективе, подчиняться или руководить. Школьное самоуправление и ученические советы – отличная возможность научиться самостоятельности, осознанию своего пути в жизни, и великолепная подготовка к тому, чтобы успешно реализовать себя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение




Подготовила:

классный руководитель 9 класса

Алтухова М. И.

Сегодня школьное самоуправление — это способ осуществления права на участие в управлении образовательным учреждением. Самоуправление не может подчиняться школьной администрации, наоборот, оно, в определенной степени, влияет на её работу. Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не из-за того, что это записано в неких документах, и потому должно выполняться. Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека.

Школа, в центре внимания которой — ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление — необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.

1. Ученическое самоуправление и защита прав учеников

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику — как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её субъектов.

Таково самое сжатое описание механики школьного самоуправления, и, конечно же, оно совершенно недостаточно. Но даже из приведенного здесь конспекта становится ясно, что школьная служба примирения может иметь статус органа ученического самоуправления с исполнительными функциями.

Сразу хотелось бы разрушить стереотипы, которые нередко возникают в связи с темой самоуправления и могут помешать дальнейшему восприятию текста.

Таким образом, ученическое самоуправление — это форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

При развитых системах соучастия обучающихся в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления:

· общешкольный ученический совет,

· гимназический (школьный) парламент,

· ученический комитет (учком),

· школьная дума и др.

Следует отличать формы ученического самоуправления от детских и молодёжных общественных объединений, создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей в общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

Из Федерального закона

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Продолжим текст закона:

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

Следовательно, Закон даёт право органам ученического самоуправления беспрепятственно проводить во внеучебное время собрания и даже митинги, посвященные защите прав учеников. Как правило, уставы школ не содержат каких-либо условий проведения собраний и митингов. Это означает, что, по запросу органа ученического самоуправления, администрация школы обязана предоставить место и выделить время для проведения собрания или митинга.

Права человека и права ребенка, на защите которых стоит орган ученического самоуправления, изложены в Конституции России (глава 2) и Конвенции ООН о правах ребенка. Для начала, школьным активистам необходимо познакомиться с этими документами. Они являются широко доступными — их можно найти практически в каждой библиотеке. Конечно же, для более глубокого понимания содержания прав человека и прав ребенка школьным активистам необходимо пройти специальную подготовку.

Из Закона Российской Федерации

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

16. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Из Федерального закона

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. Таким образом, в каждой школе в доступном для учеников и родителей месте должен быть вывешены тексты устава школы, правил внутреннего распорядка и контактная информация органов по защите прав ребенка. Добиться выполнения этой нормы закона — первое действие по защите прав школьников, которое может предпринять ученический совет.

Как правило, играя, школьные активисты на первых порах поступают именно так, как не надо. В результате, в игре им не только не удаётся защитить права учеников, но и они сами попадают в обойму правонарушителей. Ценность игры заключается в том, что, в ходе её обсуждения можно выявить ошибки и наметить более продуктивные варианты действий. Через некоторое время игру можно повторить и вновь сделать выводы. Тем и интересен метод ролевой игры, что он позволяет участникам приобрести новый жизненный опыт. Это означает, что ошибки, сделанные в игре, уже вряд ли повторятся в жизни.

2. Структура школьного самоуправления

Органы самоуправления представляют учеников (педагогов, родителей), но не имеют по отношению к ним никаких властных полномочий. Они не могут отдавать им распоряжения, не могут принимать никаких обязательных решений для учеников, педагогов и родителей. Избирая орган самоуправления, вы выбираете не своих начальников, а своих представителей. И можете спрашивать с них, насколько эффективно они защищают ваши интересы. С вас они спросить не могут ничего.

Самоуправление не может подчиняться директору школы, наоборот, оно влияет на его работу. Самоуправление можно условно назвать одной из ветвей школьной власти. Другая ветвь власти — административная власть, которую в школе возглавляет директор.

Эти две ветви власти — власть самоуправления и административная власть — не подчиняются друг другу. Директор не может командовать органом самоуправления, точно так же, как в государстве премьер-министр не может командовать парламентом. Самоуправление — это власть. А если это власть, то командовать ею нельзя.

Можно утверждать: как только самоуправление начинает выполнять административные функции (руководить дежурствами, прорабатывать нарушителей дисциплины и пр.), оно перестаёт быть самоуправлением. Оно становится неким штабом добровольных помощников администрации школы, который подчиняется администрации и, следовательно, уже не представляет интересов учеников, педагогов и родителей.

Этот вопрос не так прост для понимания, но разобраться в нём — очень важно. Администрация школы не может возлагать на учеников (педагогов, родителей) свои, административные функции. В свою очередь, и участники самоуправления не могут взять их на себя по собственной инициативе. Вся административная работа в школе, в конечном итоге, связана с ответственностью за жизнь и здоровье школьников. Как только органы самоуправления начинают нести на себе административные функции, они де-факто встраиваются в школьную административную систему, возглавляемую директором. И, следовательно, перестают быть, собственно, самоуправлением.

Органы самоуправления и школьная администрация влияют на работу другу друга, взаимодействуют. Причём именно самоуправление должно оказывать большее влияние на работу директора, а не наоборот. Ведь самоуправление формулирует от имени педагогов, учеников и родителей заказ участников образовательного процесса к данной конкретной школе — тот заказ, который директору предстоит выполнять.

Итак, заказчики — родители, ученики и педагоги. Они высказывают свои мнения и пожелания через систему школьного самоуправления. А директор школы — исполнитель, который должен выполнить заказ государства и заказ самоуправления.

Перед кем же отчитываются органы самоуправления, если не перед директором? Ответ очевиден: перед теми, кто их избрал.

Деятельность органов самоуправления должна быть направлена на решение школьных проблем.

Объединения с какой-то иной ведущей деятельностью не могут быть отнесены к органам школьного самоуправления. В том числе, не могут считаться органами самоуправления группы, работающие исключительно для своих членов. Не следует также путать органы школьного самоуправления и общественные организации, работающие на территории школы.

Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы:

1. К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Это означает, что такие органы формируют ученики из числа учеников. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приёмная и многие другие.

2. К родительскому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты. Но в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления.

3. К педагогическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

4. К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы. Также в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями.

В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе — формы самоуправления всех четырех групп.

Самоуправление — это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления — свои полномочия

В структуре самоуправления нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет — главнее ученического совета. У каждого из этих органов должны быть свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Совет школы не может командовать ученическим советом. Органы школьного самоуправления могут работать вне зависимости друг от друга.

Вместе с тем, органы школьного самоуправления могут взаимодействовать. Так, на наш взгляд, при формировании Совета школы, представителей учеников, родителей и педагогов должны направлять органы ученического, родительского и педагогического самоуправления. Это позволит педагогам, ученикам и родителям вносить на рассмотрение Совета школы вопросы, в решении которых они заинтересованы, а представители в Совете школы будут более эффективно отстаивать интересы своих избирателей.

Органы самоуправления можно разделить на представительные и исполнительные.

Представительные органы самоуправления — это органы, которые имеют полномочия представлять интересы тех, кто их избрал (учеников, педагогов, родителей). Эти органы могут быть только выборными. Они имеют право от имени своих избирателей влиять на принятие тех или иных школьных решений.

Исполнительные органы самоуправления не имеют права представлять интересы участников школьной жизни. Они, следовательно, могут не избираться, а комплектоваться по добровольческому принципу. В них приходят люди, заинтересованные в решении той или иной школьной проблемы. Эти органы самоуправления не могут участвовать в принятии решений. Но они могут оказывать существенное влияние на школьную жизнь: управлять школьными процессами не за счет полномочий, а за счет своих возможностей. Например, школьная правозащитная приёмная может защищать права учеников, и тем самым влиять на ситуацию с соблюдением прав человека в школе. Исполнительные органы не решают, а влияют.

В России, как и во многих странах, переживающих переходный период, идут широкомасштабные социально-экономические реформы. Важной составляющих этих реформ являются реформы в системе образования.

Сложившаяся в этом тысячелетие система школьного образования переживает непростой период обновления. Основной задачей на данном этапе является поиск правильного ответа на вопрос, какой должна быть система школьного образования сегодня, чтобы наилучшим образом способствовать демократии, формирующемуся гражданскому обществу, новому качеству национальной культуры и новому пониманию явления глобализации образования.

Предпринятый анализ позволяет сделать заключение, что политика образовательных реформ достаточно взвешена. Она направлена на демократизацию школьного образования, создание условий для свободного выбора и свободного развития личности, обеспечение разнообразия видов школьного образования, на разрушение чрезмерного централизма и государственных монополий в отношении педагогических процессов, учебных программ, учебников, подбора и расстановки педагогических и руководящих кадров и др.

Процесс внедрения данной образовательной политики реализуется достаточно успешно. За весьма короткое время национальной системе школьного образования удалось: создать новую законодательную базу; определить основные подходы и принципы к современным целям образования и их реализации через: государственные образовательные стандарты; установить многообразие образовательных программ на всех уровнях образования предложить альтернативные формы и новые технологии обучения; добиться многоканальности финансирования; обеспечить равный доступ к образованию всех слоев населения; начать процесс децентрализации управления школьным образованием; сохранить стабильность функционирования системы.

Однако в реализации политики реформ существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие: несовершенство законодательных актов, регулирующих систему образования по отдельным позициям, особенно по вопросам доступности и равенства в образовании, управлении и финансировании; низкое качество школьного образования; несоответствие профессионального уровня педагогических кадров требованиям сегодняшнего дня; низкий уровень финансирования сектора школьного образования; старение материально-технический базы; нерациональность распределения полномочий между центральным, областными, районными и школьными органами управления.

В ближайшее время системе школьного образования России придется существенным образом поработать над разрешением данных проблем.

Читайте также: