Анализ самовольных уходов несовершеннолетних в школе

Обновлено: 04.07.2024

Цель: социально-педагогическая профилактика самовольных уходов и асоциального поведения.

Задачи цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения:

  • Осознание несовершеннолетним правомерности нахождения в отделении и необходимости педагогических мер усиленного дисциплинарного контроля.
  • Осознание несовершеннолетним аморального характера самовольных оставлений учреждения и фактов асоциального поведения.
  • Ликвидация пробелов в правосознании несовершеннолетних в отношении самовольных оставлений учреждения и асоциального поведения.
  • Понимание несовершеннолетними угроз здоровью при самовольных оставлениях учреждения и фактов асоциального поведения.
  • Формование установки на учебный вид деятельности как на один из приоритетов на данном жизненном этапе, понимание упущенных возможностей при самовольных оставлениях учреждения и асоциального поведения.
  • Начало формирования модели семьи несовершеннолетнего как возможности отказа от самовольных оставлении учреждения и асоциального поведения.
  • Коррекция оценки самовольных уходов и асоциального поведения с точки зрения морали и права.
  • Коррекция мотивации к самовольным уходам и асоциальному поведению.
  • Планируемый результат цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения:
  • Сокращение фактов самовольных оставлений учреждения.
  • Сокращение фактов асоциального поведения.
  • Осознание необходимости выбора в пользу соблюдении социальных норм при угрозе совершения асоциальных поступков (в том числе самовольных уходов из учреждения).
  • Конфиденциальность.
  • Комплексный подход к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
  • Индивидуальный подход к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
  • Гуманизм в работе с несовершеннолетними.
  • Природоообразности и культуросообразности.

Пояснительная записка.

Данный цикл занятий основан на работе с воспитанниками, самовольно оставляющими учреждение. Занятия следует проводить сразу после возвращения воспитанника обратно в учреждение. Как правило, определённый период в отношении данных воспитанников организуются меры усиленного педагогического контроля. Именно в период действия данных мер и следует проводить педагогическую профилактическую работу. Все занятия делятся на личную работу с подростком или группой и на рефлексию самого несовершеннолетнего, отражённую в его дневнике. Работа педагога с подростком или группой отражается в журнале занятий. В работе с подростком или группой можно использовать различные средства технического материала, раздаточный материал, дополнительную литературу. После каждого занятия должно быть предоставлено время для релаксации и работы в дневнике. Дневники, с которыми несовершеннолетние работают и записывают в них домашнее задание, сохраняются до конца реабилитации и вносятся в личное дело каждого несовершеннолетнего. Без разрешения самого подростка демонстрировать записи нельзя. Анализ дневников используется для формирования итогового заключения, по результатам которого может приниматься решение о снятии дисциплинарных мер педагогического характера по отношению к воспитаннику, возможно досрочно. Перед тем, как начать работу с подростком, педагог должен изучить личное дело каждого воспитанника: просмотреть докладные, характеристики, объяснения воспитанника, установить фактический состав и статус членов семьи, его увлечения, круг знакомых, основания для помещения в отделение. В том случае, если подросток, по мнению педагога, не прошёл курс из всех или необходимых занятий в должно объёме, педагог эту информацию заносит в личное дело воспитанника в виде служебной записки, что может послужить основой для решения Совета по профилактике о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в отделении.

Текущие занятия каждого блока посвящены теоретическим основами рассматриваемой темы; каждое итоговое занятие ориентировано на осознание неправомерности и недопустимости совершения самовольных уходов и фактов асоциальному поведения.

Работа ориентирована на меры вторичной и третичной профилактики. Первичная профилактика рассчитана на общий круг детей, проживающих в воспитательных группах семейного типа. Вторичная профилактика проводится в отношении тех несовершеннолетних, которые хотя бы раз совершили самовольный уход и иное асоциальное действие. Третичная профилактика предназначена для тех, кто систематически нарушал дисциплину.

В зависимости от развития интеллектуального, эмоционального и социального уровней несовершеннолетних педагог может сократить объём занятий, изменить содержание или домашнее задание. Предполагается раздаточный материал – Конституция, закон о полиции, фильмы о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков и т. п.

Срок реализации цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения
Количество занятий в неделю Срок реабилитации – 3 месяца Всего занятий по программе
3 занятия в неделю 12 недель 36 занятий

Учебно-тематическое планирование цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения

Введение. “Начнем с нуля”.
Что такое профилактика. Зачем существуют профилактические меры. 1 час
Педагогические средства профилактики. 1 час
Почему дисциплинарные меры применены (итоговое занятие). 1 час
Итого 3 часа
“Я и закон”

Темы, содержание, итог цикла занятий по педагогической профилактике самовольных уходов и асоциального поведения несовершеннолетних

Рисование плаката на стенде “Почему я здесь”, “Что необходимо сделать за время пребывания”

Правовой блок профилактической работы

Педагогический блок профилактической работы, направленной на формирование уважительного отношения к учёбе

Нравственный блок профилактической работы

Педагогический блок профилактической работы, посвящённый борьбе за здоровый образ жизни

Педагогический блок профилактической работы, посвящённый формированию модели семьи в будущем

Проблема поиска эффективных технологий работы с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности. Самовольный уход воспитанника – это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности, протестной реакции, это показатель наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству. Как правило, дети на момент поступления в социальные учреждения уже имеет индивидуальный опыт семейного неблагополучия, асоциального поведения.

Большинство подростков отличаются:

  • низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы и правила, необходимость соответствовать им;
  • несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремленности, направленности на будущую жизнь;
  • низкой социальной активностью, безразличием к судьбе окружающих и своей собственной;
  • потребительским отношением к близким, обществу и государству, в целом.

Изъятие ребенка из семьи и помещение в специализированное учреждение для детей, выступает психотравмирующим фактором, усиливает уровень дезадаптации.

Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности нашего учреждения по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.

Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера. Первоочередной задачей в решении перечисленных социально-психологических и медико-социальных проблем, становится оптимизация процесса адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-реабилитационной работы в условиях специализированного учреждения.

У детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации; у детей, оставшиеся без попечения родителей, периодически пребывающие в реабилитационных учреждениях, формируются социально-психологические особенности, определяющие склонность к девиантному поведению, в том числе к самовольным уходам.

Правильно организованная досуговая занятость несовершеннолетних может стать средством развития личности каждого ребёнка, и будет способствовать профилактике отклоняющего поведения во всех его проявлениях.

Наша задача: на примере показать каждому воспитаннику, как можно, полноценно проводя свободное время, получить интересующие их знания, научиться новым видам деятельности, реализовать свои умения и возможности в творчестве, спорте, труде.

Организованная в нашем учреждении досуговая деятельность позволяет детям самореализовываться и социально адаптироваться, формирует лидерские качества и является ступенью в успешное будущее. За время пребывания воспитанников в учреждении воспитатели, инструкторы по труду, физкультуре, музыкальный руководитель делают все для того, чтобы наши воспитанники сумели освоить определённые социальные роли и нравственные нормы, чтобы жить полноценно и счастливо, чтобы получить профессию, создать семью, а так же реализовать себя в будущем. Весь педагогический персонал старается, чтобы досугово - культурная деятельность была многогранной и включала в себя самые разнообразные формы творческой, музыкальной, художественной и спортивной деятельности, удовлетворяла интересы детей, и являлась профилактикой правонарушений и предупреждением самовольных уходов воспитанников из учреждения. Все несовершеннолетние, в том числе склонные к самовольным уходам и к противоправным действиям, состоящие на учётах ОДН и КДН и ЗП привлекаются в мероприятия досугово - культурной и спортивной направленности.

За 2018 года в учреждении прошли реабилитацию 218 воспитанников, в том числе 16 несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учёта в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На внутреннем контроле учреждения по состоянию на 25.12.2018 года проживали 9 воспитанников, склонных к самовольным уходам.

Наиболее эффективными в работе по профилактике совершения самовольных уходов и правонарушений/преступлений в учреждении являются:

Ежеквартально на базе КДН Усольского района проходят заседания в ходе которых рассматриваются и анализируются эффективность работы учреждения по вопросам самовольных уходов, правонарушений несовершеннолетних. Принимаются решения по отлаживанию механизма профилактики самовольных уходов, что помогает структурировать и организовать работу коллектива на основе комплексного подхода; организовать деятельность администрации и персонала в случае самовольных уходов воспитанников, распределить ответственность между членами коллектива; вооружить специалистов, непосредственно оказывающих социальные услуги, практическими рекомендациями. В 2018 году проведено 24 заседания из них на 3 заседаниях зав. отделением выступала с докладами об организации работы учреждения по профилактике самовольных уходов воспитанников и совершения подростками преступлений/правонарушений.

Все перечисленные выше формы и виды деятельности – это определенный социальный опыт, в процессе которого воспитанники выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность по их разрешению, овладевают коммуникативными навыками и социальными компетенциями. В основе такой деятельности – сотрудничество взрослых и детей. Взаимное обогащение ведет к самоопределению, самореализации, самоутверждению детей, как личностей. Сотрудничество взрослых и детей выступает как основа социализации несовершеннолетних. Правильное и грамотное планирование внеурочной занятости детей и подростков, а особенно занятости несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам и к противоправным действиям, состоящих на учётах ОДН и КДН и ЗП, а так же грамотно налаженное взаимодействие с субъектами профилактики является эффективным методом работы с детьми.

В 2018 году не зафиксировано ни одного случая совершения самовольного ухода из учреждения или совершения противоправного действия несовершеннолетними.

Профилактика уходов подростков из дома, даже однократных, представляется исключительно важной, в том числе и по причине возможного развития синдрома бродяжничества.

При рассмотрении причин уходов подростков из дома с психолого-педагогической точки зрения можно выделить следующие:

– семейная обстановка – насилие, тяжелая обстановка, просчеты воспитания и другие;

– внутренние процессы, происходящие с самим ребенком;

– влияние социума, референтной группы, особенностей взаимодействия в школе, с друзьями.

Все сферы жизни подростка тесно связаны между собой, поэтому очевидно, что нельзя жестко разграничить влияние широкого социума, семьи и личностных особенностей.

Склонность к самовольным уходам у несовершеннолетних формируют:

- условия внешней среды (неблагоприятная внутрисемейная обстановка, педагогическая запущенность, влияние ближайшего социального окружения);

- внутренние факторы, а именно: биологические (недостаточность нервной системы, нарушения эмоционального развития, дисгармоничность полового созревания) и психологические (наличие хронического стрессового или психотравмирующего воздействия).

По мнению многих исследователей, самовольный уход детей
и подростков из семьи – это реакция на конфликтную и стрессовую семейную ситуацию.

Семья является первичным и основным институтом социализации ребенка, отвечающим за его эффективную интеграцию в общество, социальную адаптацию и самореализацию, продуктивный жизненный путь. Стили поведения родителей, которые демонстрируются в семье, перенимаются ребенком и встраиваются в его поведенческий репертуар. Нормы и ценности, которые устанавливают и декларируют родители в семье и по отношению к окружающим, являются основой формирования ценностной и нравственной сферы ребенка.

Случаи домашнего насилия, пренебрежение родительскими обязанностями, деструктивные внутрисемейные отношения на наших глазах становятся нормой, что обусловлено длительным кризисом института семьи в результате воздействия целого комплекса факторов.

Можно выделить пять типов семейного неблагополучия, способного спровоцировать проявление у подростков девиантного поведения, в частности уход из дома:

1) криминогенные семьи, члены которых совершают преступления;

2) аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются алкогольной и сексуальной деморализацией, наличием асоциальных ценностных ориентаций;

3) семьи с чрезмерным стремлением к накоплению материальных благ;

4) конфликтные семьи, взаимоотношения в которых строятся по типу соперничества и отчуждения;

5) педагогически несостоятельные семьи, применяющие неправильные методы в воспитании.

Всем этим типам семей свойственны разобщение и изоляция между членами семьи, наряду с этим между родителями может быть соперничество за главенствующее положение в семье. Неизбежные систематические конфликты, ссоры, когда выяснение отношений происходит с помощью криков, побоев, оскорблений и унижений супругами друг друга и/или ребенка, способствуют формированию глубокой психологической дистанции между родителями и детьми.

Отсутствие доверительных и близких отношений в семье приводит
к тому, что ребенок начинает искать тех людей, которые смогли бы его понять, оказать поддержку, быть внимательными к нему. Особенно это характерно для подросткового возраста, когда ребенок переживает достаточно интенсивный кризис, связанный с потребностью в формировании собственного авторитета и позиции в социальном пространстве.

Довольно часто последствием конфликтов в данных семьях становится гипоопека (отсутствие тепла, внимания, заботы и интереса) со стороны родителей, чаще матери, которая приводит к формированию у подростка негативизма по отношению к родителям, его отстранению от семьи, длительному времяпровождению вне дома.

Причины ухода из дома имеют, таким образом, глубокую психологическую основу: отвержение и ненужность детей, отсутствие эмоциональной связи с родителями при внешнем благополучии семьи. Часто таким поступком дети хотят привлечь к себе внимание родителей, занятых построением карьеры, самими собой, друг другом, своими увлечениями.

Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен. В этот период личностного развития, когда семья и её психологический климат имеют очень большое значение для подростка, дискомфорт в отношениях с родителями особенно ощутим.

Если на этом этапе примирения не произошло, подростки могут приобщиться к наркотикам и/или проституции и оказаться на социальном дне. В их поведении может появиться крайний цинизм. Они могут приходить домой, пока нет родителей, чтобы взять деньги или вещи, которые можно реализовать. В собственных родителях они видят врагов номер один.

В целом, к числу наиболее часто встречающихся нарушений
в детско-родительских отношениях, относятся следующие:

Позиция уклонения: Эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.

Позиция доминирования: Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания – дисциплина, режим, угрозы, наказания. Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями, предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

При этом следует отметить, что родители подростков, склонных
к самовольным уходам, в целом удовлетворены своими отношениями
с детьми, считают, что при воспитании они последовательны, внимательны
к ребенку, проявляют мягкость, предоставляют полную свободу ребенку в выборе круга общения и внеучебных занятий. При этом многие из них отмечают, что ощущают некоторую холодность со стороны ребенка (эмоциональная дистанция), не всегда понимают его потребности и интересы. Родители подростков, совершающих самовольные уходы, не всегда последовательны в реализации воспитательных действий, что формирует у детей рассогласованные представления о системе правил и требований, существующих в семье. Более того, чрезмерная автономность родителя может способствовать тому, что ребенок гипертрофирует собственную самостоятельность и вседозволенность, что может привести к демонстрации социально дезадаптивных и девиантных форм поведения в школе и социальной среде.

В то же время родители подростков из семей, не имеющих проблем
с самовольными уходами, нацелены на сотрудничество при взаимодействии
с ребенком, эмоционально близки к нему, при этом стремятся контролировать выполнение собственных требований, домашних обязанностей и школьную успеваемость. Для родителей из благополучных семей важным является круг общения ребенка, его внеучебные занятия, хобби, увлечения, а также то, как и где их ребенок проводит свободное время.

К основным внутренним мотивам самовольного ухода ребенка из дома можно отнести:

1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.

Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира
и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например, мы относимся к депрессии. Чаще всего скука – это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

  • получение в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жесткого обращения, тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
  • чрезмерное баловство, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть у него всегда слишком много;
  • чрезмерной критичности взрослых;
  • хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей ребенка: уважения, любви, принятия со стороны значимых взрослых;
  • неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением. Когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

5. Протест против родителей.

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

6. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему
в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречие в душе.

7. Замкнутый круг

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит родителей к стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними. Родители, педагоги начинают отвергать новые качества подростка, желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Но несправедливое наказание, неадекватное их проступку, замыкает круг. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же.

Читайте также: