Как решить для детского сада

Обновлено: 07.07.2024

О том, как всем членам семьи подготовиться к садику, преодолеть сложности адаптационного периода и не допустить грубых ошибок, рассказывает практикующий семейный психолог.

Из личного опыта

Посоветуйте, как все сделать правильно!?

Детский и семейный психолог Светлана Глагола.

Детский и семейный психолог Светлана Глагола.

В тонкостях подготовки к детскому саду помогает разобраться Светлана Глагола, практикующий детский и семейный психолог.

– Привыкание к детскому саду – непростой период в жизни не только ребенка, но и всей семьи в целом.

На данном этапе маме важно осознать, что период раннего детства закончился, и вы с ребенком уже не единое целое. У каждого из вас свои потребности, цели и задачи. Начните доверять папам, бабушкам и другим людям – ваш ребенок без вашего присутствия не пропадет, а получит новый навык социального общения.

В чем же заключается подготовка? Условно ее можно разделить на подготовку мамы и отдельно самого ребенка.

Маму нужно готовить путем ознакомления с условиями воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении. Важно понимать, что система воспитания со времен маминого детства сильно поменялась в государственном масштабе. В каждом конкретном учреждении могут быть свои организационные особенности и правила. Нужно, для начала, чтобы родители доверяли воспитателю и администрации учреждения образования.

В некоторых случаях на маму влияет личный травматический опыт, в таких случаях его важно проработать со специалистом.

– На мой взгляд, очень важно проговаривать свои ожидания и страхи воспитателю, чтобы иметь понимание того, как происходит в реальности, и не идти на поводу у своих страхов.

Как подготовить малыша к детскому саду.

Как подготовить малыша к детскому саду.

Важно знать!

Над чем родителям стоит подумать:

Что вас ждет?

Готовность мамы спокойно воспринимать возникающие изменения является основным условием успешной адаптации. Запомните:

Важно понимать, что любые жизненные изменения требуют времени, поэтому наберитесь терпения.

Как подготовить малыша к детскому саду.

Как подготовить малыша к детскому саду.

Как подготовить малыша

Подготовка ребенка ведется тогда, когда мама сама готова с ним расстаться.

Можно организовать ее в виде игры в детский сад, обязательно с положительными эмоциями. Поговорите в игровой форме о распорядке дня, о тех, кто есть в саду (дети, воспитатели, помощники, повара и т.д.), расскажите об иерархии: кто кого слушает, как просить о помощи, как себя защищать. Можно проигрывать в играх, рисовать на рисунках и даже пожить несколько дней по Правилам Детского Сада.

Научите ребенка навыкам самообслуживания по возрасту (пользование ложкой, проситься, садиться на горшок и вытирать попу, одеваться, знать свою одежду). Очень важно помогать и поощрять попытки ухаживать за собой самостоятельно. Это значительно облегчит жизнь в детском саду, ведь малышу не придется ждать, когда его оденут, умоют и накормят. Не сомневайтесь, если что-то у ребенка будет получаться не очень хорошо, ему обязательно помогут, а главное оценят желание быть самостоятельным.

Для того, чтобы незнакомый коллектив не вызывал у ребенка ощущение сильного дискомфорта, тревоги и паники, нужно заранее понемногу учить его быть без вас какое-то время. Чтобы помочь пережить расставание с мамой в саду, начните оставлять его с папой или другими родственниками задолго до предполагаемого похода в детский сад.

Крайне важно всегда сообщать ребенку, что вы уходите, куда и на сколько. В силу возраста он может не понять информации, но его будет успокаивать, что его ставят в известность.

Чаще оставлять ребёнка на несколько часов у бабушек. Отлично адаптируют к коллективу детские игровые комнаты в современных торговых центрах: там всегда много детей самого разного возраста, но желательно, чтобы первые несколько раз вы были рядом.

Давайте ребенку возможность самостоятельно решить первые конфликты, понаблюдайте за ним.

В случае столкновения с агрессией других детей, вникайте в ситуацию, общайтесь с ребенком и педагогами и разрабатывайте реалистичный план избегания и защиты от подобных ситуаций для своего ребенка.

Если у вас очень нежный и чувствительный малыш, обязательно скажите об этом всем педагогам и попросите о соответствующем отношении.

Спрашивайте у малыша, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось.

Спрашивайте у малыша, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось.

Сложности адаптации

При посещении детского сада:

Садик без слез: как правильно начинать водить ребенка в детский сад, приучить ребенка к детскому саду?

Часто можно услышать шутки на тему, что настоящая жизнь бывает только в раннем детстве и после выхода на пенсию. Это утверждение, конечно же, не совсем соответствует действительности, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды, ведь даже первые походы в детский сад для многих малышей (да и их родителей!) превращаются в серьезный стресс.

Как же облегчить адаптационный период для ребенка в детском саду с наименьшими эмоциональными потерями? Давайте рассмотрим советы экспертов в этой области.

Как приучить ребенка к детскому саду: основные советы

Приучайте ребенка к садику постепенно

Внимание! Следует помнить, что все свои планы касательно пребывания ребенка в саду нужно обязательно с ним обсуждать, ничего не скрывая. И вы должны быть готовы оставаться с ним столько времени, сколько потребуется, чтобы он не чувствовал себя брошенным и ненужным.

Готовьте ребенка к самостоятельности

  • Быть самостоятельным – это, на самом деле, тяжкий труд, особенно для маленького человечка, оказавшегося вне зоны комфорта. Поэтому сознательные родители должны заранее озаботиться тем, чтобы подготовить свое чадо к определенной самостоятельности: умению общаться с другими малышами и взрослыми людьми, кушать и отправлять естественные потребности организма, одеваться и укладываться спать (в пределах возрастных особенностей, конечно).
  • Ведь подчас бывает, что дома малейшие помыслы ребенка угадывали с полувзгляда и тут же удовлетворялись любящими родителями и бабушками с дедушками, а в детском саду такого, вполне естественно, происходить не будет.
  • На данной почве разгорается много конфликтов, приводящих к дополнительным перегрузкам нервной системы малыша и нелюбви к дошкольному учреждению.

Не приукрашайте действительность

  • В преддверии первого посещения детского сада некоторые взрослые начинают сочинять о нем настоящие сказки, чтобы возбудить в ребенке непреодолимое желание туда ходить. Это одна из самых распространенных ошибок, плоды которой вы ощутите уже в первые дни посещения дошкольного учреждения.
  • Наслушавшись ваших рассказов, и ощутив пропасть между ними и реальностью, ваш малыш будет неприятно шокирован, о чем не преминет громогласно заявить и вам, и всей группе вкупе с воспитателем.

Будьте с малышом максимально откровенны, учите его быть частью коллектива, делиться игрушками с другими, подчиняться дисциплинарным правилам, не капризничать по мелочам и уметь, как бы пафосно это не звучало, быть членом команды – ведь это первый этап его социализации в обществе.

  • Чтобы приучить ребенка к детскому саду, акцентируйте внимание малыша на том, что в детском садике у него появятся новые друзья, увлечения, он узнает много нового и интересного, быстрее подрастет и тому подобное – и тогда он точно не разочаруется ни в самом детском коллективе, ни в ваших обещаниях.

Не подкупайте ребенка

Долгие проводы – лишние слезы

  • Этот постулат работает в период приучения ребенка к садику как никакой другой. То есть, приводя утром малыша в сад после успешного прохождения периода адаптации, прощайтесь с ним в нормальном темпе и с позитивным настроем.
  • Не нужно стремглав уноситься прочь, забросив малыша в группу, но и прятаться по кустам вокруг ограды или часами рыдать вместе с ним тоже не следует.
  • Наоборот, скажите ребенку, как вы любите его и будете скучать, поцелуйте, успокойте, если он капризничает и спокойно уходите, наделив его уверенностью в том, что все будет хорошо.

Соблюдайте режим детского сада и дома

  • Исходя из физиологических особенностей растущего организма, вашему малышу необходим дневной сон, без отсутствия которого начинаются неврозы, возникает рассеянность в поведении.
  • Если по какой-либо причине вы пренебрегаете обеденным сном дома, то и в детском саду для ребенка он станет дополнительным источником стресса.
  • Если вы планируете отправлять дитя в садик, то начните подготовку к жизни по режиму заранее – хотя бы за месяц до означенного срока. Поначалу малыш, возможно, отнесется к данному нововведению негативно, но не стоит ругать его.
  • Наоборот, превратите укладывание в приятный ритуал – читайте сказки, включайте тихую успокаивающую музыку, и поверьте, со временем ребенок будет с удовольствием засыпать днем.

Режим дня в детском саду

  • Адаптационный период в садике, как мы уже выяснили, период не из легких – и для взрослых, и для ребенка. Поэтому, если вы уже начали посещать садик, то не стоит делать это время от времени – ведь в таком случая каждый новый приход даже после небольшого перерыва снова превращается для маленького человечка в трагедию.
  • Конечно же, никто не говорит о том, что малыша нужно тащить в дошкольное учреждение даже во время болезни, но во все остальные дни, когда родители в отпуске или, например, когда приезжает любимая бабушка – пропускать садик не стоит, иначе малыш поймет, что на самом деле ходить туда вовсе не обязательно.

Когда лучше отдавать ребенка в садик?

  • Этот вопрос тревожит многих родителей и ответ на него есть. Оказывается, самым удачным возрастом для того, чтобы отвести малыша в дошкольное учреждение, является 3 года.
  • Именно после третьего дня рождения, согласно психологическим исследованиям, малыши переживают первый переходной возраст и готовы к позитивному восприятию нового. Более того, у них возникает потребность в новых знаниях, впечатлениях, знакомствах – то есть выход из домашней зоны комфорта придется как нельзя кстати.
  • Задача родителей – подготовиться к этому времени и научить ребенка всему, что потребуется от него в детском садике — основ гигиены, самостоятельности, дисциплинированности.

Полезные статьи о детском саду для мам и детей:


Расскажем, куда жаловаться и что предпринять, если ребенка не берут в сад.

5 вариантов, что делать, если ребенка не берут в сад (и как все-таки добиться места)

Рано или поздно мамам приходится выходить на работу. Встает вопрос о том, как получить место в садике. Встать на очередь в детский сад очень легко. Необходимо оформить документы на ребенка — получить свидетельство о рождении, сделать регистрацию (прописку).

И ты послушно ждешь , когда же тебе на электронную почту придет письмо-приглашение в детский сад. Но прошло уже много времени, а письма все нет. Разберемся, что делать в такой ситуации.

1 Воспользоваться льготами

5 вариантов, что делать, если ребенка не берут в сад (и как все-таки добиться места)

Ясельных групп в муниципальных детских садах, практически нет. Несмотря на то, что на официальных сайтах указано, что детей в сад должны принимать с полутора лет, но вероятность попадания на полный день в таком возрасте стремится к нулю.

При этом всегда есть вариант воспользоваться льготами. Их могут устанавливать только на федеральном уровне, регионы не имеют права придумывать какие-то свои преференции. Это незаконно! Данное правило разработано для борьбы с коррупцией.

Итак, льготы на получение места в саду имеют четыре категории граждан.

  1. Сироты (даже при наличии законного опекуна) и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (оставшиеся без попечения родителей; жертвы насилия; с ограниченными возможностями здоровья; с отклонениями в поведении; проживающие в малоимущей семье; жертвы вооруженных конфликтов, экологических катастроф, стихийных бедствий; дети-инвалиды).
  2. Дети судей, сотрудников прокуратуры, таможни, уголовно-исполнительной системы, Следственного комитета РФ, органов по борьбе с терроризмом и контролю за наркотиками, работников пожарной службы.
  3. Те, чьи родители-военные погибли или потеряли трудоспособность при исполнении служебных обязанностей.
  4. Дети, родители которых принимали участие в ликвидации аварии и ее последствий на Чернобыльской АЭС или пострадали из-за нее.

В первую очередь зачисляются:

  1. дети-инвалиды и дети, чьи родители являются инвалидами;
  2. дошкольники из многодетной семьи;
  3. дети военнослужащих и сотрудников органов полиции.

Преимуществом при получении места в садике обладают:

  1. дети, которых воспитывают одинокие родители;
  2. дети учителей и воспитателей государственных образовательных учреждений; работников жилищно-коммунальных служб. Иногда такое право предоставляется семьям медицинских работников.

Если ты относишься к льготной категории граждан, бери справку и смело требуй направление в детский сад. Если нет, то выход тоже есть. К тому же, в одной группе может быть не более 50% льготников.

2 Исходить из возраста

5 вариантов, что делать, если ребенка не берут в сад (и как все-таки добиться места)

В возрасте от 1,5 до 2,4 лет можно рассчитывать на ГКП — группы кратковременного пребывания. В зависимости от сада время нахождения ребенка в них может варьироваться от трех до пяти часов. Чтобы попасть в ГКП в заявлении нужно поставить галочку в соответствующей графе.

Ребенок может быть переведен в детский сад на пребывание полного дня в возрасте 2,4 года.

Распределение на сентябрь начинается в марте и идет до конца мая. В первую очередь зачисляют детей из основного списка, которым 1 сентября уже будет 3 года, следующими тех, кому будет от 2.8 до 3.

3 Правильно оформить документы и отстаивать права

5 вариантов, что делать, если ребенка не берут в сад (и как все-таки добиться места)

Даже если у вас нет постоянной регистрации по месту жительства, тебе не в праве отказать в постановке в очередь в ДОУ. Но при формировании основного списка на места в детском саду предпочтение отдается детям с постоянной регистрацией на территории, прикрепленной к образовательному комплексу. Дополнительный список — это все остальные.

Так, например, в Москве, несмотря на Приказ № 293, действует свой порядок приема в московские детские сады. Он закреплен Приказом № 1310 от 31.08.2010 Департамента образования г. Москва. Согласно ему приоритет при приеме в дошкольное учреждение имеют дети с постоянной московской регистрацией. И это не является нарушением российского законодательства, так как Москва является городом федерального значения (ст. 65 Конституции РФ) и имеет особый правовой статус.

При этом Верховный суд отклонил иск о приеме в детские сады Москвы детей без постоянной регистрации. Иск был подан правозащитной организацией от лица нескольких семей, проживающих в Москве. Они просили отмены пунктов приказа Министерства образования и науки от 2014 года, из-за которых нужно предъявлять регистрацию при зачислении ребенка.

В любом случае, если тебе отказали в предоставлении места по причине отсутствия постоянной регистрации, есть один совет: пиши жалобу в Департамент образования или в Прокуратуру, а потом подавай в суд. Здесь необходимо грамотно сформулировать свою позицию и доводы. Если ты не знаешь, как это сделать, лучше обратись за помощью к юристам. Обычно специалисты, которые занимаются такими делами, уже имеют большой опыт в составлении документов и судебной практике.

Есть и хорошая новость: за год до поступления ребенка в школу, место в детском саду предоставить все же обязаны.

4 Поменяться местами

5 вариантов, что делать, если ребенка не берут в сад (и как все-таки добиться места)

Что делать, если места в садике возле дома нет, и ребенка зачислили в ДОУ в другом районе? Есть ли какие-то нормы по расстоянию между местом жительства и детским садом?

Если в детских садах твоего района нет групп возраста твоего малыша, то тут ничего не поделаешь. Конечно, можно написать жалобу в местный орган власти о создании дополнительных мест в ДОУ, строительстве новых садов и формировании новых групп. Но это дело не одного дня.

По этому вопросу есть положительная практика Верховного суда, который в своем постановлении пояснил, что отсутствие мест в детских садах рядом с домом — проблема не родителей, а чиновников. Они обязаны предвидеть нехватку дошкольных групп и вовремя предпринять необходимые меры. При этом Верховный суд сослался на постановление Конституционного суда от 15 мая 2006 года № 5-П.

Если такая ситуация произошла с тобой, всегда есть вариант поменяться с кем-то местами. Наверняка, кто-то ждал место именно в том детском саду, куда определили твоего ребенка, а получил в том, куда хотела ты.

Как приучить ребенка к садику

По мере взросления ребёнка в каждой семье возникает вопрос: а стоит ли водить малыша в 2–3 года в детский сад? Сейчас многие мамы работают на дому или находятся в декретном отпуске, поэтому присмотреть за крохой и заниматься его воспитанием могут самостоятельно, вместо того чтобы пытаться приучить его посещать не очень любимый садик. Довольно большое количество родителей предпочитает нанять для малыша няню, которая не только следить за ребёнком, но и проводит развивающие занятия, гуляет и кормит. Позиция многих родителей проста: зачем водить в группу, где большое количество человек и ребёнку не уделят достаточно внимания. Является ли правильной такая позиция и что по этому поводу думают детские психологи?

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

Психологи настаивают, что оптимальным вариантом адаптации малыша в обществе является детский сад.

Малыши в группе детского сада

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

  • ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
  • психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
  • приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
  • организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
  • проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Ребёнок ест в детском саду

Надо ли отдавать ребёнка в садик — видео

Ребёнок не хочет идти в детский сад

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

Мама разговаривает с малышом

Специалисты рекомендуют отдавать детей в дошкольное учреждение в летний период. В это время меньшая вероятность, что кроха заболеет. И дети большую часть времени проводят на улице, так ребёнку легче адаптироваться. Если начать посещать дошкольное учреждение в сезон простуд, малыш может заболеть через несколько дней или недель после начала походов в группу. На больничном ребёнок будет не меньше 7 – 10 дней и произойдёт срыв адаптации, ведь кроха опять привыкнет находиться дома. С момента выздоровления придётся начинать все сначала.

Видео: адаптация в детском саду, практические советы психолога

Малыш одевается самостоятельно

Детский сад и режим

Актуальным остаётся вопрос о соблюдении режима дня. Дело в том, что в группе все действия распределены по часам с утра и до вечера. Поэтому если ребёнок не приучен жить по распорядку, родителям стоит пересмотреть свои методы и начать знакомить кроху с режимом. Рекомендуется пойти в детский сад и узнать, какой распорядок установлен в группе, в которую скоро будет ходить ребёнок. В большинстве детский садов распорядок дня одинаковый:

  • 7.00 – 8.00 приём детей в группу;
  • 8.00 – 8.20 зарядка;
  • 8.20 – 8.30 подготовка к завтраку;
  • 8.30 – 9.00 завтрак;
  • 9.00 – 10.15 развивающие занятия;
  • 10.15 – 10.30 подготовка к прогулке;
  • 10.30 – 12.00 прогулка на улице;
  • 12.00 – 12.20 подготовка к обеду;
  • 12.20 – 12.45 обед;
  • 12.45 – 13.00 подготовка ко сну;
  • 13.00 – 15.00 дневной сон;
  • 15.00 – 15.30 подъём, подготовка к полднику;
  • 15.30 – 16.00 полдник;
  • 16.00 – 16.30 занятия с детьми в группе;
  • 16.30 – 16.45 подготовка к прогулке;
  • 16.45 – 18.30 прогулка на улице;
  • 18.30 – 19.00 родители забирают детей домой.

Воспитатели обращают внимание родителей, что режим дня необходимо соблюдать даже на выходных, чтобы малыш быстрее привык к детскому саду. Так кроха будет знать, что и дома ему нужно придерживаться распорядка.

Малыш спит в саду

Питание в саду

Для многих родителей становится проблемой, когда ребёнок почти ничего не ест в саду. Поэтому взрослым стоит начать приучать малыша к меню, которое будут предлагать ему в группе. Можно узнать у воспитателей, какие блюда чаще всего готовят детям. В садах установлены критерии питания, поэтому рацион детей состоит из:

  • молочные блюда: каши, супы, запеканки из творога;
  • первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
  • вторые блюда: гречневая, пшённая каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушёный, рагу, плов;
  • мясные блюда: котлеты, тушёное мясо в блюдах;
  • рыбные блюда: рыбные котлеты, запечённая рыба, рыбные запеканки со сметаной;
  • мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
  • напитки: чай, компот, кефир, ряженка, какао с молоком, фруктовый сок.

Степени адаптации: как различить и что делать родителям

Родителям стоит набраться терпения, ведь не каждый малыш проходит адаптацию легко и быстро без слёз и капризов. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера: двухлетние малыши могут привыкнуть к саду за 10 – 14 дней, а вот детям в возрасте трёх лет часто необходимо три — четыре недели.

Бывают ситуации, когда первые две — три недели малыш с удовольствием бежит в сад, просится туда даже на выходных, а потом его настроение резко меняется. Ребёнок начинает истерить и плакать каждый день. Психологи рекомендуют ни в коем случае не ругать его, а продолжать говорить с малышом и водить в группу. Такая ситуация называется отложенной адаптацией. Её период составляет не более двух недель, причём с каждым днём ребёнок все лучше идёт в группу.

Виды адаптации ребенка — таблица

Ребёнок в детском саду

Никогда не обещайте малышу определённое вознаграждение за посещение детского сада. Первые несколько дней или недель этот метод может дать положительный результат, но только на время. Потом родителям будет ещё труднее приучить ребёнка и объяснить, что в сад ходить обязательно.

Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка. Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.

Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два — три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка. Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее. Главное — все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.

Познание нового и самосовершенствование - главные критерии в работе, которую всегда стараюсь выполнить качественно!

Читайте также: