Какие новые явления в умонастроениях культуре и искусстве были вызваны первой мировой войной кратко

Обновлено: 07.07.2024

На рубеже XIX-XX веков начался революционный переворот в сознании, который в первой половине XX в. привел к важным изменениям в производстве и в быту. Прежде всего, он затронул физику. В 1898 г. мадам Кюри открыла радий, в 1905 г. А. Эйнштейн создал теорию относительности, Р. Амундсен достиг Южного полюса (1911 г.) . Изобретение Г. Маркони беспроволочного телеграфа (1899 г. ) напрямую связало Европу с Америкой. Первый полет братьев Райт в 1903 г. положил начало эпохе авиации. Накопленные научные знания существенно меняли представления о физической картине мира.
В области химии на основе периодической системы Д. И. Менделеева продолжались открытия новых элементов. Вместе с тем были заложены научные основы для производства искусственных материалов. Это способствовало быстрому развитию химической промышленности. В биологии были заложены основы генетики, которая сыграла огромную роль в развитии сельского хозяйства и медицины. Большое значение имело открытие витаминов, гормонов. В 20-е годы благодаря исследованиям австрийского ученого З. Фрейда значительные успехи наблюдались в психологии и психиатрии.
Развивалась тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Научная система организации труда привела к применению конвейера. Развитие механики позволило наладить производство вычислительных машин. В 1924 г. появилась знаменитая фирма IBM. Стали активно использоваться телеграф, телефон, радио. В 20-е годы кинематограф прошел путь от немого до звукового кино. Благодаря использованию технических средств, изменялась повседневная жизнь людей. В нее вошли личные автомобили, мотоциклы, трамваи. В городах широко распространилось электрическое освещение, радио, телефон, появились лифт, пылесос, холодильник. Сложилась “индустрия досуга” - кинотеатры, концертные и танцевальные залы, стадионы. Более рациональной и демократичной стала мода.
Открытия в области естественных наук и социальные потрясения начала XX в. не могли не отразиться на развитии общественных наук. Переворот в физике вызвал растерянность как у физиков, так и у философов, стремившихся найти закономерности в развитии природы и общества. Философы-материалисты увидели в достижениях науки новые подтверждения неисчерпаемости материи, бесконечности природы.
Первая мировая война и революция в России показали, что природа человека, его духовность изучены гораздо хуже, чем глубины материи. Война подтвердила, что огромные массы цивилизованных людей могут использовать достижения науки и техники для массовых убийств. Катастрофа войны нашла отражение в общественных науках.
После первой мировой войны немецкий философ О. Шпенглер издал труд “Закат Европы”, где он говорит о закате западной цивилизации в соответствии с действующим законом круговорота в развитии цивилизаций - от катастрофы к катастрофе. В 20 - 30 годы стали популярны идеи немецкого философа Ф. Ницше (умершего в 1900 г. ) о кризисе капитализма как проявлении закона “вечного возвращения всех вещей”. Человека он связывал с господством машин и призывал прислушаться к “голосу крови”, “зову земли”. В дальнейшем некоторые идеи Шпенглера и Ницше были использованы в нацистской идеологии.
Среди демократической интеллигенции популярным было такое новое течение в философии, как экзистенциализм. Его основоположники - немецкие философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, француз Ж. П. Сартр. Стремясь объяснить общественную катастрофу, они исходили из бытия, “экзистенций” (существования) отдельно взятого человека. Стремясь восполнить односторонность и буржуазно-позитивистской, и марксистской концепций человека, экзистенциалисты утверждали, что свободный человек - это не тот, который формируется под влиянием естественной или социальной необходимости, а тот, который формирует себя сам.
Другими влиятельными философскими течениями были неопозитивизм и неотомизм.

Открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, поскольку они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

Популярны стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных сторон поведения и психики человека. В начале XX в. по-иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания, особенно процессов художественного мышления и творчества, а также общественного поведения личности и масс.

Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия пациентов, но и инструментом художественного творчества. Оно легло в основу многих трудов по философии, истории, искусству и литературе.

Не меньшее значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона о творческой интуиции.

В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология — наука о различных сторонах развития общества и общественного поведения людей. Широкую известность приобрели труды М. Вебера.

2. Чем был обусловлен поворот в общественной мысли, литературе и искусстве первой трети XX в. от рационализма и реализма XIX в. к модернизму и авангардизму? Назовите представителей символизма в поэзии и изобразительном искусстве. Объясните особенности стиля модерн.

Причины поворота к модернизму и авангардизму: бурное развитие различных направлений, поиски и эксперименты в искусстве и литературе рубежа веков (1880—1914 гг.) получили дальнейшее развитие и переосмысление. В 1920—1930-е гг. на искусство и литературу оказывали огромное влияние совершенно новые явления и события: мировая война и ее последствия, революции, социальные конфликты, подъем национализма.

Представители символизма в поэзии: Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме.

Представители символизма в изобразительном искусстве: О. Бердслей (Англия), Пюви де Шаванн (Франция), Г. Климт (Австрия), А. Бёклин (Германия).

Предчувствия кануна социальных потрясений у многих литераторов порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в творчестве.

Писатели обращались к темам несправедливости в обществе, судьбе творческой личности.

Реальная жизнь не давала оснований для оптимизма, расцветает жанр антиутопии (романы Е. И. Замятина, А. П. Платонова, О. Хаксли, Дж. Оруэлла).

В творчестве литераторов и художников в 1920—1930-х гг. особую значимость приобрели социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы. В таких странах наука оказалась на службе у войны, а искусство — на службе у пропаганды.

4. Почему тоталитарные режимы были враждебны новым поискам в искусстве и литературе?

При тоталитарных режимах искусство и литература должны служить этому режиму – прославлять его и поддерживать. А поиск новых направлений может привести к появлению инакомыслия и в последующем к ликвидации режима.

5. Какие изменения произошли в изобразительном искусстве в 1920—1930-е гг. в странах Азии и Латинской Америки?

В 1920—1930-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Особенно это было заметно в Китае, Японии, Индонезии.

В странах Латинской Америки уже в начале XX в. упрочилось так называемое испанское течение в изобразительном искусстве (Мексика, Куба, Чили), а также сказалось влияние французских художественных школ (Венесуэла, Уругвай).

6. Назовите основные направления в изобразительном искусстве первой половины XX в. Используйте иллюстрации на вклейке и в тексте.

Постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, неопримитивизм, абстрактный экспрессионизм, супрематизм, дадизм, сюрреализм.

Вопрос по истории:

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 11.12.2016 21:38
  • История
  • remove_red_eye 3221
  • thumb_up 46
Ответы и объяснения 1

В те года начался революционный прорыв в сознании людей.
В 1898 г. мадам Кюри открыла радий, в 1905 г. А. Эйнштейн создал теорию относительности, Р. Амундсен достиг Южного полюса (1911 г.) . Изобретение Г. Маркони беспроволочного телеграфа (1899 г. ) напрямую связало Европу с Америкой
Первый полет братьев Райт в 1903 г. положил начало эпохе авиации.Продолжалось открытие новых химических элементовСреди демократической интеллигенции популярным было такое новое течение в философии, как экзистенциализм. Его основоположники - немецкие философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, француз Ж. П. Сартр.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Какие новые явления в умонастроениях, культуре и искусстве были вызваны Первой мировой войной?


На рубеже XIX - XX веков начался революционный переворот в сознании, который в первой половине XX в.

Привел к важным изменениям в производстве и в быту.

Прежде всего, он затронул физику.

Мадам Кюри открыла радий, в 1905 г.

А. Эйнштейн создал теорию относительности, Р.

Амундсен достиг Южного полюса (1911 г.

Маркони беспроволочного телеграфа (1899 г.

) напрямую связало Европу с Америкой.

Первый полет братьев Райт в 1903 г.

Положил начало эпохе авиации.

Накопленные научные знания существенно меняли представления о физической картине мира.

В области химии на основе периодической системы Д.

И. Менделеева продолжались открытия новых элементов.

Вместе с тем были заложены научные основы для производства искусственных материалов.

Это способствовало быстрому развитию химической промышленности.

В биологии были заложены основы генетики, которая сыграла огромную роль в развитии сельского хозяйства и медицины.

Большое значение имело открытие витаминов, гормонов.

В 20 - е годы благодаря исследованиям австрийского ученого З.

Фрейда значительные успехи наблюдались в психологии и психиатрии.

Развивалась тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу.

Научная система организации труда привела к применению конвейера.

Развитие механики позволило наладить производство вычислительных машин.

Появилась знаменитая фирма IBM.

Стали активно использоваться телеграф, телефон, радио.

В 20 - е годы кинематограф прошел путь от немого до звукового кино.

Благодаря использованию технических средств, изменялась повседневная жизнь людей.

В нее вошли личные автомобили, мотоциклы, трамваи.

В городах широко распространилось электрическое освещение, радио, телефон, появились лифт, пылесос, холодильник.

Сложилась “индустрия досуга” - кинотеатры, концертные и танцевальные залы, стадионы.

Более рациональной и демократичной стала мода.

Открытия в области естественных наук и социальные потрясения начала XX в.

Не могли не отразиться на развитии общественных наук.

Переворот в физике вызвал растерянность как у физиков, так и у философов, стремившихся найти закономерности в развитии природы и общества.

Философы - материалисты увидели в достижениях науки новые подтверждения неисчерпаемости материи, бесконечности природы.

Первая мировая война и революция в России показали, что природа человека, его духовность изучены гораздо хуже, чем глубины материи.

Война подтвердила, что огромные массы цивилизованных людей могут использовать достижения науки и техники для массовых убийств.

Катастрофа войны нашла отражение в общественных науках.

После первой мировой войны немецкий философ О.

Шпенглер издал труд “Закат Европы”, где он говорит о закате западной цивилизации в соответствии с действующим законом круговорота в развитии цивилизаций - от катастрофы к катастрофе.

В 20 - 30 годы стали популярны идеи немецкого философа Ф.

Ницше (умершего в 1900 г.

) о кризисе капитализма как проявлении закона “вечного возвращения всех вещей”.

Человека он связывал с господством машин и призывал прислушаться к “голосу крови”, “зову земли”.

В дальнейшем некоторые идеи Шпенглера и Ницше были использованы в нацистской идеологии.

Среди демократической интеллигенции популярным было такое новое течение в философии, как экзистенциализм.

Его основоположники - немецкие философы М.

Ясперс, француз Ж.

Стремясь объяснить общественную катастрофу, они исходили из бытия, “экзистенций” (существования) отдельно взятого человека.

Стремясь восполнить односторонность и буржуазно - позитивистской, и марксистской концепций человека, экзистенциалисты утверждали, что свободный человек - это не тот, который формируется под влиянием естественной или социальной необходимости, а тот, который формирует себя сам.

Другими влиятельными философскими течениями были неопозитивизм и неотомизм.

Net / vsemirnaja - istorija / 180 - vsemirnaja - istorija - novejshego - vremeni - ch2 - kolotsej / 427.

Читайте также: