Анализ рабочей программы по русскому языку начальная школа 21 века
Обновлено: 04.07.2024
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова Букварь: 1 класс: Учебник в 2 ч. Ч. 1. — М.: Вентана-Граф.
- С.В. Иванов, А.О Евдокимова, М.И Кузнецова. Русский язык: 1 класс: Учебник — М.: Вентана-Граф
- С.В. Иванов, А.О Евдокимова, М.И Кузнецова. Русский язык: 2 класс: Учебник — М.: Вентана-Граф
- С.В. Иванов, А.О Евдокимова, М.И Кузнецова. Русский язык: 3 класс: Учебник — М.: Вентана-Граф
- С.В. Иванов, А.О Евдокимова, М.И Кузнецова. Русский язык: 4 класс: Учебник — М.: Вентана-Граф
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 1 класс — 5 часов в неделю, 165 часов в год.
- 2 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
- 3 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
- 4 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в год.
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Данная программа составлена на основе УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой в соответствии с ФГОС НОО,планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту. Пргорамма рассчитана на 4 года обучения. В нее включены следующие разделы: пояснительная записка, содержание учебного предмета и материально-техническое обеспечение.
Пояснительная записка
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Общая характеристика курса
При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться.
Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. В процессе обучения грамоте ученики, прежде всего, учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области русского языка.
Содержание включает в себя материал для первоклассников, которые пришли в школу, совершенно не умея читать; для учащихся, читающих по слогам, и для хорошо читающих учеников. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что является одним из важнейших требований федерального государственного образовательного стандарта.
Важной особенностью построения курса и еще одной целевой установкой является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.
Содержание и построение курса обучения грамоте дает возможность углубленно заниматься достижением таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способы конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлекс;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Содержание курса.
Слово и предложение
Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Универсальные учебные действия:
моделировать состав предложения;
корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки;
выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению;
контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.
Универсальные учебные действия:
моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков;
сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения;
анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели;
обосновывать выполняемые и выполненные действия;
осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом;
контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;
находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука;
объяснять причину допущенной ошибки.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Универсальные учебные действия:
соотносить звук и соответствующую ему букву;
обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного;
соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок;
дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство;
классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’];
структурировать последовательность слов в алфавитном порядке;
находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначения звука буквой;
объяснять причину допущенной ошибки.
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.
Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Универсальные учебные действия:
применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов;
сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы;
осознавать смысл прочитанного;
находить содержащуюся в тексте информацию;
определять основную мысль прочитанного произведения;
обсуждать прочитанный текст с одноклассниками;
аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста;
формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;
интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде;
использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое в зависимости от целей.
Восприятие художественного произведения
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.
Универсальные учебные действия:
осознавать смысл текста при его прослушивании;
понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте;
определять основную мысль текста;
различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных особенностей данных жанров.
Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.
Универсальные учебные действия:
анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам;
составлять алгоритм предстоящих действий;
объяснять последовательность своих действий;
моделировать буквы из набора элементов;
анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;
группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков;
осознавать смысл написанного;
контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом;
контролировать этапы своей работы при списывании;
принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного;
оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).
Орфография и пунктуация
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложений.
Универсальные учебные действия:
группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия;
применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку;
осознавать алгоритм списывания;
контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам;
использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного;
исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.
Развитие речи
Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалоговой формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончит разговор, привлечь внимание и т.д.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.
Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Универсальные учебные действия:
строить устное речевое высказывание;
составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок; на сюжетную картинку;
составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы;
участвовать в учебном диалоге;
осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы;
включаться в совместную работу;
высказывать собственное мнение и обосновывать его.
Планируемые результаты освоения программы по обучению грамоте.
К концу обучения ученик научится:
различать, сравнивать:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
звук, слог, слово;
слово и предложение;
кратко характеризовать:
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие);
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
выделять предложение и слово из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих их четырех – пяти звуков;
плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;
осознать смысл прочитанного;
правильно писать сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши под ударением;
писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
ставить точку в конце предложения;
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объемом 10-20 слов.
Ученик получит возможность научиться:
различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
читать целыми словами и предложениями;
самостоятельно читать небольшие по объему художественные произведения;
выделять в словах слоги в устной работе;
правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы.
Основные средства обучения:
Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Обучение грамоте: методический комментарий к урокам.
Раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер.
Общая характеристика учебного предмета
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка – социокультурной и научно-исследовательской (познавательной).
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Научно-исследовательская (познавательная) цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Данная программа предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока.
Такое структурирование курса позволяет успешно решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, предоставить возможность ученику стать субъектом обучения, избавить учеников от психологической утомляемости.
Цель программы
Цель педагога, работающего по УМК – научить ребенка учиться. Учебники обеспечивают индивидуальный подход к каждому ученику начальных классов, удобную адаптацию к процессу обучения, поощрение любопытства и стремление ребенка к знаниям.
Основные принципы программы
Перечислим основные принципы данной программы:
- природосообразности – то есть полное соответствие возрастным особенностям детей; учет типологических и индивидуальных особенностей познавательной обучающихся, а также уровня их социализации;
- интеграции – установление связей между различными предметами;
- дифференциации – учет психологических особенностей ребенка, его возможностей и способностей.
Особенности программы и УМК
Особенности программы следующие:
- наличие дифференцированных курсов;
- формирование основных компонентов учебной деятельности (мотив – зачем я это изучаю?; способ действий – что мне необходимо сделать для решения этой задачи?; контроль – правильно ли я решаю эту задачу?; оценка процесса и результата – какая задача передо мной поставлена?);
- в приоритете поисково-исследовательская деятельность (школьник выступает не только в роли слушателя, зрителя, репродуктора, но и исследователя);
- наличие большого количества творческих заданий в учебниках, предусмотрен немалый дополнительный обучающий материал;
- большое внимание уделяется формированию положительной эмоциональной атмосферы, а также самостоятельности и инициативы;
- существует система педагогической диагностики, которая помогает понять степень освоения ребенком знаний и умений, а также позволяет корректировать действия учителя.
История возникновения программы и ее создатель
Позитивные моменты
- Учебники имеют место быть в Федеральном списке,
- УМК воплощает главные идеи развивающего обучения; приучает детей к новым моментам школьной жизни;
- Комплекс осуществляет право ребенка на индивидуальность: дети сами добывают знания, учатся самостоятельно применять их;
- в ходе обучения у детей развивается и улучшается воображение, мышление;
- обучение дифференцировано;
- имеются специальные рабочие тетради с заданиями разных уровней;
опережение в подаче учебного материала.
- В учебниках нет четкого выделения правил, трудным становится вспомнить материал, изученный в более младших классах;
- часто темы учебника и рабочей тетради не соотносятся друг с другом;
- недостаточное количество времени отводится на изучение некоторых тем;
- не всегда программой предусмотрено нужное количество проверочных работ;
- к некоторым темам нет упражнений для домашних заданий, хотя учителя отмечают в этом необходимость.
Отзывы родителей и учителей
Педагоги и родители по-разному оценивают данный УМК. Некоторые педагоги высказывают негативную оценку, так как в первый класс ребенок должен идти подготовленным: уметь читать, писать. А уровень будущих первоклассников, как известно, разный. Также есть мнение, что учебный материал дается бессистемно, мало времени отводится на закрепление и тренировку.
Группа авторов, как уже отмечалось выше, постоянно работает, улучшая качество заданий в учебниках. Поэтому и педагоги, и родители (у которых не один ребенок обучался по этой программе) говорят о большом количестве изменений в лучшую сторону.
Подготовка к программе
Как вы понимаете, чтобы достигнуть наилучших результатов в обучении, силы приложить должны и педагоги, и обучающиеся, и их родители. Только добросовестный, творчески работающий педагог сможет научить ребенка, дать ему необходимый багаж знаний. А родители, заинтересованные в успехах своего ребенка, будут помогать учителю всеми силами.
Предпосылками для его создания стали:
- основные положения теории Л.С.Выготского
- научные идеи развивающего обучения
Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
- концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало,
Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).
Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.
Исходя из этого,
обучения для учащихся
тетради) и учителя
планирования и др.).
В УМК реализован основной принцип обучения : начальная школа должна быть природосообразной .
УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности .
Обучение грамоте и
Букварь. Авторы: Журова Л.Е.,
Русский язык. Авторы:
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Задачи курса:
Принципы:
1. Принцип интеграции 2. Педоцентрический принцип 3. Культурологический принцип 4. Принцип экологизации 5. Принцип поступательности 6. Краеведческий принцип
Количество часов в год:
I класс – 66, II-IV классы по 68 часов. Всего 270 часов.
Человек и общество, в котором он живёт (37 часов) Как славяне боролись с половцами. Победа над шведскими рыцарями. Битва на Чудском озере. Как Русь воевала с войском Золотой Орды. Борьба русского народа с польскими захватчиками. Отечественная война 1812 года. Трудное решение Кутузова. Партизанская война против войск Наполеона. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учётом достигнутого в 1-3 классах):
- называть (приводить примеры) - различать (соотносить) - решать задачи в учебных и бытовых ситуациях - объяснять значение понятий
-80%
Читайте также: