Анализ предпринимательской деятельности в экономическом механизме охраны окружающей среды кратко

Обновлено: 07.07.2024

Общая характеристика методов экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Методы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды — это совокупность приемов и способов воздействия на поведение физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, с целью формирования у них экономического стимула к наиболее рациональному и эффективному использованию природных ресурсов, а также соблюдению требований экологического законодательства.

Наряду с экономическими методами регулирования охраны окружающей среды применяются и административные методы, которые в связи с переходом к рыночным экологическим отношениям используются в значительно меньшем объеме, чем раньше. Вопрос использования экономических методов в области охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования относится к числу наиболее сложных и наименее разработанных в теории экологического права. Отсутствует даже единое мнение о том, что относится к экономико-правовым средствам, каково содержание экологических налогов, сборов и платежей и чем они отличаются друг от друга. Но наука, законотворчество и практика не стоят на месте: в каждой из этих сфер делаются попытки найти оптимальные пути решения. Особенно активно апробируются новые способы экономического воздействия в последние годы, что вызвано и рыночными преобразованиями в стране, и интенсивным развитием экологического и налогового законодательства, и общим ухудшением состояния окружающей среды.

Выделяют следующие методы экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
  • разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;
  • проведение экономической опенки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, при использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
  • поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, в том числе экологического страхования, направленной на охрану окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
  • иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Законодательством РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть установлены другие механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды. Важными элементами экономического механизма регулирования являются планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию. Они осуществляются в составе программ, прогнозов экономического развития на основе проектов концепций и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития.

Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды, а также многочисленных экологических программ производится за счет федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов; фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций, а также других источников финансирования. Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий по охране окружающей среды осуществляется Министерством природных ресурсов РФ совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков, с привлечением аудиторских фирм.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ и о возможных его изменениях, основанных на законах рыночного хозяйствования, используемых при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики.

Концепция социально-экономического развития РФ — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Программа социально-экономического развития РФ — это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на основе комплексного анализа:

  • демографической ситуации в стране;
  • научно-технического потенциала государства;
  • накопленного национального богатства;
  • социальной структуры общества;
  • внешнего положения РФ;
  • состояния природных ресурсов;
  • перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности, учитывают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

По масштабам выделяют следующие виды прогнозов социально- экономического развития РФ:

  • в целом по Российской Федерации;
  • по регионам;
  • по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики;
  • развития государственного сектора экономики.

По срокам прогнозов социально-экономического развития выделяют:

  • государственное прогнозирование на долгосрочную перспективу (разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период);
  • государственное прогнозирование на среднесрочную перспективу (разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется);
  • государственное прогнозирование на краткосрочную перспективу (разрабатывается ежегодно).

На основе прогноза на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты развития страны, определяются его возможные цели и пути их достижения.

В программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

  • оценка итогов социально-экономического развития РФ за предыдущий период и характеристика современного состояния экономики РФ;
  • концепция программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу;
  • макроэкономическая политика;
  • институциональные преобразования;
  • инвестиционная и структурная политика;
  • аграрная политика;
  • экологическая политика;
  • социальная политика;
  • региональная экономическая политика;
  • внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу. Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

К методам экономического регулирования природопользования и обеспечения охраны окружающей среды относится установление и взимание платы:

  • за природопользование в пределах установленных лимитов, которая включает в себя плату за использование отдельных видов природных ресурсов;
  • за использование отдельных видов природных ресурсов сверх установленных лимитов;
  • за негативное воздействие на окружающую среду, которая взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия как в пределах установленных, так и сверх установленных лимитов воздействия на окружающую среду.

В частности, порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия определен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Суть данного порядка заключается в различиях оплаты за загрязнение в пределах, не превышающих установленных лимитов; за загрязнение в пределах установленных лимитов, временно согласованных нормативов и за сверхлимитные загрязнения окружающей среды. Средства, образуемые за счет платы за использование отдельных видов природных ресурсов, направляются природопользователями в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, а также в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экологические фонды, которые используются на охрану, восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов.


В статье рассматривается понятие предпринимательской деятельности в сфере природопользования.

Ключевые слова: понятие предпринимательской деятельности, использование природных ресурсов

Прежде чем рассмотреть понятие и признаки предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, не обходимо в первую очередь обратить внимание на общее понятие предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, подразумевает под собой извлечение природных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве предмета получения прибыли. Существуют такие виды деятельности как, например, добыча минерального сырья, других полезных ископаемых, использование водных ресурсов, включая подземные воды, заготовка древесины, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, рыболовство, добыча объектов животного мира и т. д. Это означает, что предпринимательская деятельность связана непосредственно с изъятием какого-либо природного объекта из экосистемы, для получения прибыли от реализации этих природных ресурсов, так называемая природоэксплуатирующая деятельность. Наряду с этим возможно и косвенное использование природных объектов, например, использование водных объектов для производства электрической энергии, инженерно-геологические изыскания, строительство и эксплуатация подземных сооружений, которые влекут за собой физическое нарушение почвенно-растительного покрова, грунтов, природных ландшафтов, в северных регионах — нарушение естественного режима многолетнемерзлых грунтов, а также осуществление рекреационной деятельности, где природная среда является только местом предпринимательской деятельности и т. д. Т. е. когда хозяйственная деятельность не приносит доход от реализации природного ресурса, но косвенно воздействует на состояние природного объекта и окружающей среды в целом. Опосредованное использование природных ресурсов предполагается путем внедрения в природную среду без вовлечения их в хозяйственный оборот, но оказывая влияние на состояние окружающей среды [1].

Возьмем, к примеру, нефтегазодобывающую промышленную деятельность. Минерально-сырьевой комплекс является высокодоходным бизнесом, а также существенным источником доходов государственного бюджета. При этом экологически вредное воздействие отрасли выражается в следующем:

− химическое загрязнение почв, грунтов, поверхностных и подземных водных объектов, недр, атмосферного воздуха добытым сырьем, веществами и химическими реагентами, используемыми при бурении скважин, буровыми и технологическими отходами;

− снижение объема и качества полезных ископаемых вследствие нарушения технологии добычи, обводнения, пожаров и других факторов;

− изъятие водных ресурсов;

− нарушение температурных режимов геологических процессов, развитие экзогенных геологических процессов: эрозии, заболачивания, просадок, оползней, появление сейсмичности;

− изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции.

Ущерб наносится всем видам природных компонентов объектам охраны окружающей природной среды. В связи с этим возникает потребность проведения в отрасли комплекса мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование запасов полезных ископаемых и иных природных ресурсов, предотвращение и ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.

Следует отметить, что принцип рационального природопользования является не только основой регулирования охраны окружающей среды, но и одним из основополагающих начал при регулировании предпринимательской деятельности в сфере природопользования.

Между тем Закон об охране окружающей среды определяет использование природных ресурсов как эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что любая хозяйственная (предпринимательская) деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду, ограничена рамками экосистемного подхода, т. е. осуществление хозяйственной деятельности возможно при условии соблюдения экологических требований нормирования и стандартизации, оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования и т. д. В целом хозяйственная или иная деятельность должны оказывать минимально возможное воздействие на окружающую природную среду. Следовательно, получение прибыли ограничено рациональным природопользованием и экосистемным подходом.

В связи с этим необходимо отметить, что предпринимательская деятельность в сфере природопользования основывается, прежде всего, на принципе рационального использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной (предпринимательской) деятельности, который представляет собой научно обоснованную, спланированную эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот без нанесения ущерба окружающей природной среде, платность за все виды негативного воздействия на них, а также соблюдение экологических требований в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Предпринимательская деятельность ограничена производностью права пользования природными ресурсами от права собственности на них государства и целевым назначением пользования природными ресурсами.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ). Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Ряд других категорий земель могут находиться только в федеральной собственности — это земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, земельные участки, занятые объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т. д.

Из этого следует, что субъект предпринимательской деятельности не всегда может обладать правом собственности на тот или иной природный объект либо территорию, что значительно ограничивает его свободу экономической деятельности.

Однако природные объекты, как уже отмечалось, предоставляются обычно либо в бессрочное пользование, либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это, в свою очередь, создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием, и снижение предпринимательского риска за счет устойчивости права пользования природными ресурсами.

Следующий немаловажный вопрос, который стоит перед предпринимателем — природопользователем, это платность природопользования и ответственность в виде возмещения вреда окружающей природной среде.

Как отмечал В. В. Петров [2], противостояние экономики и экологии — одна из узловых проблем охраны окружающей природной среды. При командно-плановой экономике ее пытались решить в основном путем применения административно-правовых методов воздействия на основе запретов, ограничений, мер уголовного и административного наказания. Если метод административно-правового воздействия исходит из отношений власти и подчинения, то экономический механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели.

Сущность экономического механизма, обеспечивающего сохранение окружающей природной среды, заключается в применении методов социально-экономического воздействия на юридических и физических лиц, деятельность которых оказывает влияние на состояние природы, с тем чтобы побудить их выполнять требования законодательства об охране окружающей среды.

Экономические методы, как и административные, являются весьма эффективными способами формирования экологически обоснованного поведения, главным образом в процессе производственной деятельности.

Однако степень их эффективности в значительной мере обусловлена состоянием экономического развития страны.

По справедливому мнению О. И. Крассова [3], идеальная модель экономического механизма охраны природы состоит в том, чтобы закрепить в праве такие условия взимания платежей, налогов и сборов, при которых предпринимателю значительно выгоднее выполнять все требования природоохранного законодательства, нежели игнорировать их.

Именно поэтому эффективным средством является платность пользования соответствующим видом природного ресурса. Природопользователь сталкивается с двумя видами платы: за пользование природным объектом и за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за использование природных ресурсов устанавливается отдельно для каждого природного ресурса специальным законодательством, а также налоговым законодательством (земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. д.).

Все платежи представляют собой налоги и сборы, арендную плату и плату за пользование по договору, а также государственную пошлину и разовые взносы за предоставление разрешения на тот или иной вид природопользования.

Следует отметить, что платность пользования природными ресурсами сочетается с ответственностью предпринимателя за нарушение природоохранных норм.

В отличие от экономической ответственности основным условием наступления юридической ответственности является наличие экологического правонарушения.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. Существует два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении.

Можно согласится с формулировкой понятие предпринимательской деятельности в сфере использования природных ресурсов, которую дает в своих работах Будниковой Ю. Е. [4]: предпринимательская деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, представляет собой разновидность предпринимательства, подчиняющуюся специальному (или особому) правовому режиму, в силу которого свобода предпринимательской деятельности ограничена производностью права пользования природными ресурсами от права собственности на них государства и целевым назначением использования природных ресурсов, где получение прибыли как основная цель бизнеса соответствует рациональному природопользованию и экосистемному подходу, предпринимательский риск снижен за счет устойчивости права пользования природными ресурсами, а плата за пользование сочетается с ответственностью предпринимателя за нарушение природоохранных норм.

Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, и сложившиеся сырьевые тенденции ее развития вызывают необходимость рассмотрения правовых проблем экономического развития под углом зрения требований сохранения окружающей природной среды.

В интересах комплексного правового подхода к предпринимательству, основанному на использовании природных ресурсов, целесообразно закрепить указанные понятие и принципы в уже упоминавшемся законе, посвященном государственному регулированию экономики.

  1. Будникова Ю. Е. Инновационное развитие правового механизма в сфере предпринимательства, основанного на использовании природных ресурсов / Тенденции науки и образования в современном мире. 2016. № 17–2.
  2. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 1995.
  3. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. М., 2001.
  4. Будникова Ю. Е. Понятие и признаки предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов / Труды Института государства и права Российской академии наук. 2014. № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, предпринимательская деятельность, ресурс, окружающая природная среда, деятельность, негативное воздействие, природная среда, хозяйственный оборот, природный ресурс, федеральная собственность.

Основные проблемы охраны окружающей среды. Анализ основных экономических механизмов, закрепленных современным российским законодателем в целях охраны окружающей среды. Исследование и оценка проблемы распределения платежей за природопользование в РФ.

Рубрика Экология и охрана природы
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 14.11.2012
Размер файла 183,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Теоретические основы финансирование охраны окружающей среды

1.1 Охрана окружающей среды как актуальная проблема

1.2 Экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды

1.3 Характеристика основных источников финансирования охраны окружающей среды

2. Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды

2.1 Анализ и оценка платежей за природопользование в РФ за 2007 - 2009 г

2.2 Анализ экономических санкций предприятий за вред нанесенный окружающей среде

2.3 Анализ направлений платежей в целях охраны окружающей среды

3. Основные направления совершенствования финансовой политики по охране окружающей среды РФ

3.1 Зарубежный опыт охраны окружающей среды

3.2 Пути совершенствования финансовой политики охраны окружающей среды РФ

Выводы и предложения

Список использованной литературы

В ходе радикальных преобразований Россия столкнулась с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительной мере обусловили спад производства и инвестиционной активности. Это, в свою очередь, оказало негативное влияние на осуществление природоохранной деятельности, на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Изучение региональных экологических проблем дает основание считать, что неблагоприятная экологическая обстановка продолжает сохраняться с одной стороны как следствие неразумного экономического хозяйствования, слабой социальной защищенности населения и примитивного потребительского отношения к природным и минерально-сырьевым ресурсам. С другой стороны, сложившееся эколого-экономическое неблагополучие во многом обусловлено отсутствием комплексного рассмотрения и оценки факторов эффективности природопользования как на государственном, так и на региональном уровне.

К негативным факторам воздействия на эколого-экономическую ситуацию следует также отнести отсутствие нового организационно-экономического механизма природопользования, особенно на уровне регионов, в которых пока слабо поставлены учет и оценка природных ресурсов и практически не ведутся их комплексные кадастры. В недостаточной степени осуществляется координация работ по изучению и воспроизводству ресурсов, не обеспечивается экономическое регулирование использования ряда видов природных ресурсов, а главное - не осуществляется комплексное управление природопользованием. Усугубляет ситуацию непрекращающаяся перестройка государственных структур управления, в том числе по использованию природных ресурсов.

Попытки решения экологических проблем без устранения причин их возникновения не могут быть успешными, поскольку любое увеличение техногенного воздействия на природу в результате экстенсивного промышленного роста приводит к усилению процессов ее деградации и требует все большего количества материальных и финансовых средств на ее восстановление.

В связи с этим сегодня вопросу формирования финансовых вопросов охраны окружающей среды придается важное значение. Данный механизм в ходе своего функционирования будет способствовать решению региональных проблем экологизации природопользования, охраны окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, что в настоящее время является одним из важнейших условий устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния общества.

Современный механизм охраны окружающей среды предполагает такой вариант защиты, как экономические санкции.

Цель данной работы - исследование финансовых вопросов охраны окружающей среды.

- исследовать основные проблемы охраны окружающей среды;

- провести анализ основных экономических механизмов, закрепленных современным российским законодателем в целях охраны окружающей среды;

- провести исследование проблемы распределения платежей в целях охраны окружающей среды.

1. Теоретические основы финансирование охраны окружающей среды

1.1 Охрана окружающей среды как актуальная проблема современности

Законодательство в области охраны окружающей среды призвано обеспечить гармоничное сочетание корпоративных интересов хозяйствующих субъектов и физических лиц, участвующих в производственной деятельности, с интересами общества в целом, при условии не нанесения ущерба окружающей природной среде и сохранения ее для будущих поколений.

В настоящее время совершенствуется законодательство Российской Федерации с целью обеспечения требований соблюдения производителями экологических нормативов и стандартов, составной частью которого должно стать стимулирование предприятия на переход к наилучшим существующим технологиям. Только в этом случае будет достигнуто сокращение энерго- и ресурсопотребления, уменьшение загрязнения окружающей среды.

В период перехода промышленности на новый технологический уровень законодательство об охране окружающей среды должно отражать поэтапный характер перехода и содержать нормы, регулирующие необходимые издержки на природоохранную деятельность, которые не явились бы чрезмерно обременительными для предприятия, в частности, и для общества в целом. В случае нарушения баланса между интересами промышленности, экологической безопасностью и решением социальных вопросов рассчитывать на успех перехода промышленности на новый технологический уровень вряд ли следует. Поэтому корректно построенная нормативная правовая база и создание механизмов ее реализации - вопрос исключительно важный и требующий быстрого решения.

Планируемое вступление России в ВТО потребует от предприятий приведения технологии производства и продукции к международным экологическим стандартам. Они должны будут в сжатые сроки модернизировать производство, финансировать региональные природоохранные мероприятия, и возмещать вред окружающей среде, нанесенный в результате их предыдущей деятельности.

Правовое регулирование должно стимулировать создание действенной, мощной экологической службы организаций, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Переход на новую модель хозяйствования с соблюдением международных стандартов природопользования и охраны окружающей среды в части технологии производства и продукции позволит осуществить комплексной подход к решению проблем экологии, эффективно использовать ресурсы предприятия, оптимизировать затраты на природопользование и частично или полностью предотвратить ущемление интересов российских производителей на международном рынке по экологическим причинам.

В подзаконных нормативных актах в области экологии и природопользования предусматривается возможность получать органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам безвозмездно от природопользователей информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач. Эти положения используются для перекладывания части обязанностей по осуществлению государственного экологического мониторинга на природопользователей, осуществляющих производственный контроль. Производственный контроль проводится по ограниченным показателям в соответствии с установленными сроками и не может подменять государственный экологический мониторинг, поэтому в текст нормативных правовых актов надо внести соответствующие уточнения.

Необходима государственная финансовая поддержка природоохранной деятельности путем существенного увеличения финансирования федеральных и региональных целевых экологических программ - как механизм участия государства в ликвидации последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду, действовавший в предшествующие годы.

Таким образом, в настоящее время необходима гармонизация федерального природоохранного законодательства с международными нормами в области природопользования и охраны окружающей среды. Вместе с тем не следует решать серьезную проблему перехода к экологически чистым технологиям только путем введения жестких экологических требований (стандартов), установленных для промышленных предприятий в развитых странах с устойчивой экономикой.

1.2 Экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов в условиях бурного роста промышленного производства стала одной из актуальнейших проблем современности. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации. Сотрудничество между странами в области охраны природы осуществляется через такие организации как Европейский экономический союз (ЕЭС), Организация объединенных наций (ООН) в рамках “Программы ООН по окружающей среде” (ЮНЕП). К главным направлениям деятельности ЮНЕП относятся экологические проблемы населенных пунктов, а также проблемы здоровья и благосостояния человека, охрана наземных экосистем и борьба с распространением пустынь, деятельность, связанная с экологическим образованием и информацией, торговые, экономические и технологические аспекты по защите природы, защита Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики.

Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности. Загрязненная природная среда может отрицательно воздействовать на “реципиентов” (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. В связи с вышеизложенным можно выделить следующие группы затрат: затраты, направленные на предотвращение вредного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затраты, вызываемые этим воздействием. К первой группе относятся затраты на перемещение реципиентов за пределы зон локальных загрязнений окружающей среды, на озеленение санитарно-защитных зон, на сооружение и эксплуатацию систем очистки воздуха, поступающего в жилые помещения. Затраты, отнесенные ко второй группе, включают расходы на медицинское обслуживание заболевших от загрязненного воздуха, оплату бюллетеней, компенсацию потерь продукции из-за повышения заболеваемости, на компенсацию снижения продуктивности биологических земельных и водных ресурсов.

Экономическая эффективность от мероприятий,, предупреждающих локальное загрязнение воздушной среды “Э1”, может быть определена по формуле 1:

где У - размеры предотвращаемого годового ущерба от загрязнения воздушной Среды, руб.,

Д - годовой дополнительный доход от улучшения производственных результатов деятельности предприятия при реализации противозагрязняющих воздух мероприятий, включая рентабельную утилизацию загрязняющих веществ (для горных предприятий, в частности метана), руб.,

З - приведенные затраты на предотвращение или снижение загрязнения воздушной среды, руб. При “З” больше или равно У+Д противозагрязняющие мероприятия становятся экономически неэффективными, однако они могут быть социально оправданными.

Таким образом, экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.

1.3 Характеристика основных источников финансирования охраны окружающей среды

Источниками финансирования природоохранных мероприятий в настоящее время являются:

1) бюджеты (федеральный, субъекты федерации, местные);

2) средства предприятий;

3) прочие (проекты, иностранные поступления и др.).

Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербурге" на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются указанным законодательным актом.

Собственные средства предприятий.

В нынешних условиях значительно возрастает роль предприятии, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами.

Конечно, на практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообразнее. Источниками ресурсов финансирования природоохранной деятельности также могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней, собственные средства предприятий, внебюджетные экологические фонды, кредиты банков, займы в инвалюте, средства населения. Однако действия территориальных органов в регионах по инвестированию природоохранных мероприятий из различных источников финансирования не всегда должным образом координируются, и это ведет к дублированию, распылению материальных, трудовых и денежных средств. Вот почему должны быть четко разграничены функции, выполняемые соответствующими органами управления при осуществлении природоохранной деятельности на территории.

Таким образом, существуют несколько источников финансирования охраны окружающей среды: бюджетные средства, средства предприятий, и другие средства к которым относятся проекты, иностранные поступления и др.

2. Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды

2.1 Анализ и оценка платежей за природопользование в РФ за 2007 - 2009 г

Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред. Если приведенные методы экономической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи (например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов). Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки природных ресурсов:

* воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;

* результативный метод позволяет вести экономическую оценку только

природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;

* рентный и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.

Система платежей за природные ресурсы включает:

налог на добычу полезных ископаемых;

регулярные платежи за добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Неналоговые платежи, администрируемые налоговыми органами:

платежи при пользовании природными ресурсами.

Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:

* сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

* налог на добычу полезных ископаемых.

Поступления в федеральный бюджет РФ платежей за пользование природными ресурсами характеризует табл. 1:

Читайте также: