Таблица рисование как вид изодеятельности в доу

Обновлено: 07.07.2024

рисование с натуры – дети учатся видеть предметы, воспринимать форму, цвет и воспроизводить все это в рисунках. Необходимо детально анализировать натуру. Предмет должен быть четким по форме и строению;

по предварительному наблюдению – сначала показывают конкретный предмет, изучают его, запоминают, а потом рисуют.

Сюжетное рисование

по собственному замыслу – необходимо объяснить, как лучше передать в рисунке задуманное не навязывая своего мнения. Ребенку предоставляется возможность реализовать свои идеи;

рисование на заданную тему – должно быть понятным, простым и интересным. Внимание детей направляется на главное, чтобы осознать, что именно будут рисовать;

рисование иллюстраций к прочитанным произведениям – подобно рисованию на заданную тему. Внимание детей сосредотачивается на определенном эпизоде. Необходимо помочь выделить главное, правильно скомпоновать рисунок.

Декоративное рисование. Используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет. Обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Элементы:

Мазок – лёгкий декоративный элемент и включается в узор первым.

Точка требует овладения новым приёмом работы с кистью (кисть держится вертикально) и развитий координации движений.

Чередование – сложный элемент, основан на сочетании нескольких форм (чередование либо по форме, либо по цвету)

Примерный план конспекта образовательной деятельности по ИЗО

Образовательная область, вид и тема

Задачи:

● образовательная задача;

● изобразительная задача;

● развивающая задача;

● воспитательная задача.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Методические приемы: создание атмосферы эмоционально-эстетического восприятия предмета или явления, предложенного для изображения; качественный анализ предмета; показ изобразительных приемов; повторный показ.

2. Основная часть

Самостоятельная и индивидуальная работа детей .

3. Заключительная часть

Просмотр работ, подведение итога и переключение внимания детей к другому виду деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

-(в эл.виде)- 2 таблицы

2. Календарно-тематическое планирование по______группе (на год) (=перспективный план)

-самостоятельно

3. Правила рисования (карандашом, краской) - самостоятельно

4. Тематика по возрастам – (в эл.виде)

5. Тематическое рисование

5.1. технологические карты (графические изображения)

5.2. тематический рисунок (в цвете, с технологической картой и методической разработкой)

6. Образцы дорисовки в младших группах

самостоятельно (2 образца)

7. Дидактическая игра - самостоятельно

8. Консультация для родителей - самостоятельно

9. Конспект занятия -?

10. Шаблоны для продуктивной деятельности

11. Нетрадиционная техника рисования - самостоятельно

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2949 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Сейчас обучается 102 человека из 46 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 274 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.10.2018 739
  • DOCX 14.5 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Нугаева Филия Абриковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция о рисовании как виде продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, видах рисования, классических и неклассических техниках.

Рисование – вид продуктивной деятельности, который позволяет отображать впечатления, представления о природе, социуме, искусстве и о себе с помощью красящих веществ на любой плоскости.

Именно через рисунок ребенку легче передать свое состояние, поделится наблюдениями, высказать отношение ко всему, что его окружает.

Направления в развитии рисования:

- накопление и обобщение опыта;

- сопоставление нового опыта с имеющимся;

- собственная интерпретация полученных представлений;

- расширение знаний, умений;

-свободное владение техниками и материалами, творческое фантазирование.

Виды рисования:

I. по содержанию рисунков:

Реалистичное – ребенок пытается отобразить реальную картину мира путем правдоподобного изображения ее обьектов и явлений с присущими им качествами и признаками. Реалистичные рисунки наиболее узнаваемы, поскольку в них присутствует элемент натурализма. Наибольшего реализма рисунок ребенка достигает к старшему дошкольному возрасту. Это связано с тем, что к старшему возрасту происходит накопление познавательного и изобразительного опыта, который позволяет более точно передавать признаки, свойства, качества предметов, объектов. Появление реалистичных рисунков возможно ранее при условии целенаправленного обучения основам изо искусства.

Стилизованное – обобщенный, лаконичный в плане цвета, формы, композиции образ, содержащий элемент декоративности (искажение реального цвета, формы для придачи выразительности образа). Стилизованное рисование в целом характерно для детей дошкольного возраста.

Абстрактное – цветовые, тоновые композиции, отражающие внутреннее состояние ребенка, его отношение. Чаще всего появляется в изо деятельности, когда ребенок впервые берет в руки изо материал и получает первые каракули, которые беспредметны, но содержательны по смыслу.

Каждый из видов значим для общего творческого становления дошкольников, так как позволяет изучить явление с разных сторон, избегая изобразительной стереотипности, шаблонности.

II. по характеру рисунков:

Предметное - изображение отдельных предметов. В рисунках ребенок отражает свойства и признаки предмета, его внутренний характер, придает ему выразительность.

Сюжетное – придумывание и реализация сюжета на определенную тему на плоскости. Важно придумать общий колорит, композицию работы, разместить ряд объектов и предметов. Наиболее показательно для детей старшего возраста.

Декоративное – создание на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов ДПИ.

Деление условно, т.к. каждый из видов рисования может в себе содержать элементы другого.

III. по форме отображения образа:

По представлению – изображение на основе воспоминаний, представлений, прошлых впечатлений. Ни зрительный ряд, ни натурная постановка детям не предоставляется.

По замыслу – создание реалистичных и фантазийных образов.

С натуры – основная цель – формирование умения наблюдать и переносить на лист свое видение экспонируемого объекта.

IV. по степени активности детей:

Сотворчество с педагогом – совместное создание образов, активность ребенка зависит от его возраста и опыта.

Самостоятельное рисование – ребенок не ориентируется на пед эскиз и работы других детей.

Коллективное творчество- создание общего рисунка. Здесь важны такт, умение договариваться, соотнести свое видение с замыслом других детей.

Педагог может предложить следующие материалы для рисования: бумага для акварели, бумага глянцевая, картон, калька, гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные и простые карандаши, фломастеры, соус, уголь, соль, манка, мыло, свечка.

Инструменты и оборудование: мольберты или планшеты, палитра, стаканчики для воды, кисти синтетические, щетинные, малярные, поролоновые губки, трафареты, штампы, матрицы, зубные щетки, пленка пищевая, ватные диски, ватные пальчки, гофрированный картон.

Художественные техники

Техника – совокупность специальных навыков, способов, приемов, посредством которых создается художественный образ.

Техника рисунка – владение материалами, инструментами, способыф их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их согласованную деятельность.


Классические техники – определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер. Используются в любой возрастной группе. При работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста техники работы с соусом, пастелью, сангиной, углем используются фрагментарно: рисунок выполняется акварелью, элементы рисуются мелками. Данные изо материалы развивают мелкую моторику рук, формообразующие движения в процессе выполнения штриховки различной по форме и по характеру.

Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов.

По способу применения мелков:

– рисование восковыми мелками и акварелью;

- граттаж: черно-белый, цветной, многослойный;

- рисование по наждачной бумаге

- рисование восковой стружкой

По способу применения необычной основы для рисования:

- рисование по фольге стекой;

- по стеклу пластилином;

- по мятой бумаге;

- по картону пластилином;

- по ватным дискам;

- по бумажной салфетке;

- по влажной салфетке и т.д.

III. по способу нанесения оттиска:

- простая гравюра на картоне;

- штампотипия: печати (из овощей, ластика, из полимеров, пластиковых крышек, уплотнителей для окон) матрицы (из картона, полимеров);

- тампонирование: работа с трафаретами, вкладышами.

IV. по способу применения природных и синтетических материалов:

- посыпная : солью, манкой, пищевыми красителями, сухой гуашью, чаем, песком;

- клеевая: контурная, фактурная;

- виражная: пленочная, бумажная, акриловая;

- мозаичная: из сыпучих материалов, плитки, бросового материала (пуговицы, бисер, бусинки), из искусственного камня, ракушек.

V. по способу применения необычных инструментов и материалов:

- рисование зубной щеткой: нанесение ритмичных мазков, набрызг;

- рисование пластиковыми вилками;

- - рисование двумя кисточками одновременно;

- двумя кисточками и двумя руками;

- стержнем от фломастера;

- гофрированной бумагой (торцевание);

- скрученной бумагой (плоскостной квиллинг).

О значении неклассических техник говорили многие исследователи: Д.И.Воробьева, С.А. Золочевски, Р.Г.Казакова, Т.С.Комарова, И.А.Лыкова и т.д.

Чем разнообразнее будет опыт у детей в дошкольном возрасте, тем богаче в содержательном плане будут их работы на последующих возрастных этапах.

Творчество в любом проявлении необходимо для развития ребенка. Изобразительная деятельность в этом вопросе отличается многогранностью. С ее помощью формируются творческие способности, воспитывается нравственность, прививается привычка к труду, улучшается работа психических функций.

Как развивается изобразительная деятельность в дошкольном возрасте

Первые попытки творческих изображений ребенок предпринимает в рисовании. Познавательный интерес подталкивает к тому, чтобы малыш взял карандаш или фломастер и поводил им по листу бумаги. С первых каракулей начинается развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте и в дальнейшем проходит несколько этапов или стадий.

karakuli

Поначалу изображение более эмоционально, чем графично, отличается субъектностью. Взрослым распознать замысел довольно сложно, а малыш в разный период времени может менять название своей картины. Солнышко превращается в апельсин, простые зигзаги становятся забором.

В рисунках старших дошкольников замысел вполне узнаваем. Более того, в этом возрасте дети прилагают особенные усилия для придания сходства изображаемого предмета с реальным. Важный момент – в 6-7 лет дошкольник не готов пока рисовать с натуры. Все изображения отличаются своеобразием, сделаны по памяти на основе собственных представлений детей. Актуализация своего опыта помогает ребенку найти идеи, как изобразить задуманное.

Изобразительная деятельность дошкольника характеризуется следующими особенностями:

  • В младшем возрасте ребенок сначала рисует или лепит фигурку, потом изучает получившееся и дает название своему произведению. Малыши пока не готовы работать по изначальной задумке.
  • Более старшие дети берут в руки пластилин или карандаши с намерением создать нечто определенное. Учитывая, что навык пока находится в стадии развития, полученная картинка может быть весьма далека от задумки.
  • В процессе работы идеи по изображению могут меняться. Уже занимаясь, малыш может понять, что вместо мамы получается дерево, а вместо кошки – зайчик. Тогда он легко меняет изначальную идею.
  • Готовая работа в силу недостаточной проработанности зачастую требует дополнения комментариями. Ребенок обязательно рассказывает о рисунке или слепленной фигуре, поясняет назначение отдельных элементов.
  • Развиваются технические навыки рисования – владение карандашом, мелком, соответствующий нажим и пр.

Изобразительное творчество — это продуктивная деятельность дошкольников, поэтому особенно важна для их развития. Обычная игра заканчивается, когда ребенку наскучивает занятие. Занимаясь любым видом изобразительного искусства, он видит результат своих действий, что мотивирует на продолжение упражнений.

Виды изобразительной деятельности

Детские психологи выделяют три вида изобразительной деятельности, которые максимально эффективно способствуют развитию творчества дошкольников: рисование, аппликация, лепка. Важно не сосредотачиваться на одной разновидности, а заниматься с дошкольником по всем трем направлениям.

Рисование

В дошкольном возрасте трудно встретить малыша, который не приходил бы в восторг при возможности порисовать, поэтому рисование как вид изобразительного творчества – основа развития художественных умений. Полезно использовать все возможные инструменты: карандаши, мелки, разные виды красок.

izobr-deyat

В интервале от 3 до 7 лет дошкольник проходит несколько этапов обучения рисованию. Лучше всего начинать с карандашей. Важно обучать ребенка сначала рисовать контуры задуманного предмета.

Начиная с простых геометрических фигур, в дальнейшем можно перейти к графическому построению более сложных форм. Их соединяют, добавляют детали, постепенно проявляется задуманное изображение. Вторым этапом идет раскрашивание, готовые линии облегчают задачу, задавая четкие границы.

Упражнения с использованием гуаши и акварели помогают ребенку освоить рисование по другому принципу. Сначала изображаются просто цветовые пятна, малыш осознает, что своими руками может изобразить небо голубым, лес зеленым, море синим.

Использование красок значительно сложнее с технической точки зрения, поэтому первые занятия с ребенком лучше посвятить смешению разных красок, акцентировать внимание на оттенках. Для дальнейшего развития творческих способностей у детей дошкольного возраста важно обращать их внимание, на какие признаки ориентироваться, чтобы получился нужный цвет.

Уголь, цветные мелки стоит использовать для обучения детей старшего дошкольного возраста, когда освоены первичные навыки. Применение этих инструментов помогает ребенку формировать умение передачи формы объекта и понимание, как с помощью штриховки части предмета изображаются выпукло.

Лепка

Лепка – это, прежде всего, создание объемной фигуры, что помогает развить пространственное мышление. Для дошкольников основные материалы и оборудование – пластилин, глина, стеки.

lepka

Следует заметить, что, несмотря на разнообразие и многоцветность пластилиновых брусков, наиболее выразительным средством является глина. Она пластична, к тому же ее можно засушить, поставить изделие на полку – малыш долго сможет видеть результат собственного труда.

Аппликация

Аппликация – особенный вид изобразительной деятельности дошкольника, развивающий художественный вкус и интеллектуальные способности, требующий усиленной мыслительной работы. Наличие готового трафарета несколько облегчает создание конечной картины, но фигуры, которые необходимо вырезать, отличаются сложными формами. Аппликация включает много деталей, которые не всегда обладают выраженными признаками, помогающими распознать нужное местоположение.

Например, при создании изображения клоуна может быть множество деталей его костюма, которые по отдельности кажутся просто полукругами, квадратами неправильной формы. В процессе подбора места для наклеивания, ребенок обучается пониманию величин и правильности расположения элементов относительно центра.

В наборах для аппликаций часто задействуется множество оттенков, особенно если он рассчитан на старших дошкольников. Развивается зрительное восприятие, способность понимать и различать цвета.

Если аппликация выполняется без использования готовой схемы, то появляется огромный простор для воображения. Дошкольник, используя цветную бумагу и природные материалы, учится комбинировать их, видеть гармоничные и неподходящие сочетания. Все это формирует эстетические суждения и художественный вкус.

Дополнительный бонус аппликации – формирование мелкой моторики. Приходится нанизывать бусинки, вырезать строго по линиям фигуры, аккуратно приклеивать мелкие детали.

Формирование интереса у дошкольников к изобразительной деятельности

Каждый ребенок – уже личность. Разница характеров и предпочтений влечет за собой индивидуальный выбор любимых занятий малышом.

Занятие творчеством

Может возникнуть проблема формирования интереса к творческим занятиям.

Влечение к изобразительной деятельности может угаснуть, особенно если ребенку кажется, что у него ничего не получается.

Однако, возродить интерес можно, используя дополнительные методы обучения дошкольников рисованию.

Как игровые приемы способствуют творчеству

  • Игрушки проголодались, их нужно накормить (вылепить фрукты и овощи);
  • На улице сильный ветер, а у кукол нету домика;
  • Кукла хочет новый красивый наряд, но ведь портные сначала делают эскизы;
  • В неравном бою супергерой сломал свое оружие, важно ему помочь;
  • Нужно сделать базу-укрытие от нападения инопланетян;
  • Машенька так занята работой, что не успевает украсить комнаты дома.

Подобные игровые приемы способствует возрождению привлекательности рисования и лепки и устойчивому закреплению интереса к изображаемому, потому что у ребенка появляются мотивы, зачем он этим занимается.

Использование нетрадиционных арт-техник

Полезно прибегать к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности: новое кажется ребенку чудом. Карандаши можно заменить свечой – очень необычный инструмент. Монотипия – почти волшебство: нарисованная половинка бабочки на сгибе листа вдруг превращается в целую благодаря отпечатку.

art-metod

Использование пятна туши и древесной ветки помогает создать кусты и деревья. Использование пищевой пленки и создание печати с ребристых обоев добавляет новых впечатлений. Аналогичный эффект имеет создание фактурного изображения предмета при помощи смешивания мыла с водой и краской.

Добиться нежных оттенков можно, если наносить акварельные краски на влажный ватман, а рисование по ткани открывает новые границы возможностей живописи. Рисование пальцами или ладошкой отлично мотивирует, когда необходимо привлечь к занятию младших дошкольников. Использование нетрадиционных приемов и методов изображения пробуждает интерес даже в том случае, когда ребенок избегает творческих занятий.

Всестороннее влияние изобразительной деятельности на развитие детей

Любой вид изобразительной деятельности положительно влияет на развитие восприятия, пространственного мышления, художественного вкуса дошкольника. На основе перечисленного формируются способности к творчеству. Поэтому изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей считается одной из самых результативных.

Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала благодаря обучению видеть прекрасное, умению самостоятельно создавать красивые объекты. Улучшается эстетическое и зрительное восприятие.

Рисование является синтетической деятельностью, способствующей развитию пространственных представлений и мышления дошкольника. Ребенок учится соотносить размеры и формы реальных предметов и создавать их проекции на листе. Рисование опирается не только и не столько на восприятие, как на мыслительные операции, требуя анализа и выявления характерных признаков того объекта, который послужит моделью изображения.

Лепка и аппликация, как уже было замечено, развивает мелкую моторику и умелость рук. Создание творческих изделий невозможно без предварительного продумывания хотя бы нескольких шагов, поэтому у детей формируются навыки планирования.

В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет образ. Это существенное достижение становления личности и непременное качество в организации самостоятельной деятельности в дальнейшем.

Читайте также: