Что такое познание путем паука путем муравья и путем пчелы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что такое познание путем паука путем муравья путем пчелы?

Как звучит афоризм Ф Бэкона который сжато выражает все его философское кредо?

Кто рассказал про путь муравья путь паука и путь пчелы в науке?

Фрэнсис Бэкон / А.

Что такое познание путем паука примеры?

Какой путь познания по Бэкону более эффективен?

Какую роль играет интуиция в познавательной деятельности человека?

Интуиция выступает как средство изобретения в сфере именно научного познания, она дает возможность мгновенно схватить сложную ситуацию или задачу и, опережая сознание и систематизированность мысли, найти правильное решение.

Какие пути познания выделяет Ф Бэкон в своей работе новый органон?

Как звучит афоризм Фрэнсиса Бэкона?

Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. Когда имеешь дело с постоянно хитрящими людьми, надо всегда не упускать из виду их целей. С такими лучше говорить мало и говорить такое, чего они менее всего ожидают. Мужчина уже наполовину влюблён в каждую женщину, которая слушает, как он говорит.

Чему согласно ф Бэкону препятствуют призраки идолы?

Что говорил Фрэнсис Бэкон?

"Знание есть сила, сила есть знание" Библиотечно-информационный комплекс (БИК) представляет виртуальную выставку, приуроченную к 455-летию со дня рождения Фрэнсиса Бэкона. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon), (22 января 1561—9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

Какой метод познания природы Бэкон считал основным?

Индукция как главный метод эмпирического познания.

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность.

Это:

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание.

Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познании через культуру человека (рода) в целом – то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговой результат, снижает истинность знания.

Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения.

Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражение.




Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона.

Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки.

Основание классификации – свойства человеческого ума:

Памяти соответствуют исторические науки, воображению – поэзия, рассудку – философия, что составляет основу всех наук.

Философию Бэкон определяет как науку о:

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

- природу – непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

- Бога – через природу;

- себя – через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:

- было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

- гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

- определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);

- предпринята первая попытка классифицировать науки;

- дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:

- решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

- целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

- в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

- был убежденным материалистом;

- считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

- разработал теорию государства;

- первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.

Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глаза, уши и т.д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка.

- метки – различные знаки, придуманные человеком для обобщения;

- произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;

- знаки знаков – имена имен – универсалии (общие понятия).

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование, как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Суть данной теории в следующем:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

- указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на все;

- чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

Индукция как главный метод эмпирического познания.

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность.

Это:

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание.

Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познании через культуру человека (рода) в целом – то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговой результат, снижает истинность знания.

Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения.

Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражение.

Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона.

Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки.

Основание классификации – свойства человеческого ума:

Памяти соответствуют исторические науки, воображению – поэзия, рассудку – философия, что составляет основу всех наук.

Философию Бэкон определяет как науку о:

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

- природу – непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

- Бога – через природу;

- себя – через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:

- было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

- гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

- определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);

- предпринята первая попытка классифицировать науки;

- дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:

- решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

- целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

- в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

- был убежденным материалистом;

- считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

- разработал теорию государства;

- первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.

Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глаза, уши и т.д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка.

- метки – различные знаки, придуманные человеком для обобщения;

- произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;

- знаки знаков – имена имен – универсалии (общие понятия).

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование, как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Суть данной теории в следующем:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

- указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на все;

- чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции
(сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом :)

Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познании через культуру человека (рода) в целом – то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры,
и это откладывает отпечаток на итоговой результат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека на процесс познания. В итоге предрассудки, заблуждения отражаются на конечном результате.

Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения.

Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата:
слов, дефиниций, определений.

Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии.
Старая философия часто мешает проявлять новаторский подход,
направляет познание не в ту сторону.

Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать науки.
Основание классификации – свойства человеческого ума:

Памяти соответствуют исторические науки,
воображению – поэзия,
рассудку – философия.

Философию Ф.Бэкон определяет как науку о:
Боге; природе; человеке.

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

природу – непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

Бога – через природу;

себя (человека) – через рефлексию (то есть обращенность мысли на себя)

Рефлексия в психологии подразумевает любые поползновения личности,
направленные на самоанализ.

Ghost переводится еще и как дух.
Гнозис (от греч. gnosis — знание, учение) — собирательное понятие для процессов
перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности :)

Вообще немного странно, но у Бэкона не только паук, но и муравей выглядят как индивидуалисты, но ему здесь не до энтомологических тонкостей – он хочет показать, что новая наука (с правильной индукцией) – это такое же производство (знаний) как и любая технологически продуманная мануфактура.

Первые два – идолы рода и идолы пещеры. Первые суть ограничения нашей человеческой природы (свойственны всем людям), вторые – продукт биографии и жизни в обществе (от языка, культуры и воспитания до личных склонностей, привычек и травм). В этих двух пунктах он повторяет рассуждения о тропах скептиков, но есть и новое. В анализе Бэкон показывает себя тонким психологом и знатоком когнитивных ловушек: например, он отмечает, что ум по-разному оценивает наличие и отсутствие данных, визуальные данные предпочитает всем прочим, да и сам опыт обладает инерцией (прежние схожие опыты мешают увидеть новое в последующих). Язык и опыт разобщают, а не ведут к обнаружению универсальных истин – и это стоит учитывать.

Более интересны другие два вида идолов – идолы площади и идолы театра.

Идолы площади (которые для удобства зовут идолами рынка) – это проблемы языка сообществ. По мысли Бэкона шум и обман на рыночной площади – это метафора того, как путаница в словах проникает даже в научные дискуссии. Слова имеют свойство накапливать значения, что подобно тому как стирается чеканка на монете от частого хождения по рукам. Поэтому подобно математикам (которые вообще про реальность не говорят) нужно начинать с определений, дающих либо узкое значение прежнему слову, либо вводящих новые научные термины.

Идолы театра – это ошибки, идущие от убеждения (когда мы принимаем чужие представления, потому что они идут от авторитета, представляются самоочевидными аксиомами или обладают ярким и эффектным ошибочным доказательством). Метафора театра приравнивает ранее изобретенные философские системы к спектаклям, представляющим вымышленные миры, коих сыграно немало.

Бэкона крайне не удовлетворяет несовременный театр – отсылки к Аристотелю он уподобляет смехотворным постановкам каких-то старых историй с мужиками в хитонах и тогах вместо актуальных проблем и костюмов наших дней. Ответом на эти идолы становится идеал научной критичности. Подлинный ученый должен жить по ту сторону авторитетов, перепроверяя любые данные, на которые он собирается опереться. Яркий пример: Джозеф Пристли, который потратил несколько лет, чтобы перепроверить эксперименты с электричеством и молнией своих предшественников (главным образом Бенджамина Франклина), и только после этого развивал теорию с помощью собственных опытов и расчетов.

Именно так и получился образ настоящего ученого: он критичен к своему личному опыту, не считает человека мерой всех вещей (опора на измерительные приборы), а в своей работе обязан вырабатывать точные научные понятия и перепроверять все данные. В сущности, подобный этос просуществовал более двух веков, но вскоре (с ростом количества ученых, знаний и научных институций) именно последний пункт был выброшен. Стоит, впрочем, отметить, что Бэкон дал ученым метод и образ самих себя, но онтологические основания, ключевую веру и убежденность в осмысленности и результативности науки даст им Декарт.

В своих трудах Ф.Бэкон отчетливо ставит проблему метода познания.И здесь важной его зслугой является философске обоснование индукции (метод,основанный на движении познания от частного к общему).Индукция,с его точки зрения,может быть полной и неполной.Идеал познания- полная индукция,т.е. такая,которая означает,что собраны абсолютно все фаты,относящиеся к области изучаемого явления.
естествено,что это очень затруднительно,и пока в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией.В результате выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала,и такое знание всегда условно.
Три описанных им в философских трудах пути познания - эмпиризм,полная индукция и неполная индукция (как варианты рационализма)-Бэкон рассматривает как путь муравья,путь паука и путь пчелы.
1.Путь муравья-это собирание дени за днем мелких частиц,из которых состоит его жиище.
2.Путь паука-строительство паутины,когда он выплетает нити из самого себя.
3.Путь пчелы-строительство сот из собственного материала и собираемого с цветов нектара.

ВОПРОС:С КАКИМ МЕТОДОМ ПОЗНАНИЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СРАВНИВАЕТ БЭКОН ДЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ В КАЖДОМ СЛУЧАЕ?ПОЧЕМУ?ОБЪЯСНИТЬ ОТВЕТ?

"Путь паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

"Путь муравья" — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический

• эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма) . Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

"Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

P. S. В целом - Бэкон считает путь пчелы идеальным методом познания. Поскольку это эмпиризм основанный на индукции. Только что-то у вас странные определения. Я могу сказать, что путь муравья - это эмпиризм, путь паука - рационализм, а путь пчелы - эмпиризм, основанный на рационализме. по всей видимости под полной индукцией рационализм и подразумевается, поскольку делается вывод от общего к частному. При полном эмпиризме имеем деое с законченной группой элементов (общей) , на основании чего делается вывод о частном.

1.Путь муравья - в целом коммунизм при этом при полном матриархате
2. путь поука - приспособленец - сделал из "говна" средство к существованию
3.Путь пчелы - а чего делать то род то как то продолжать надо
Внимание знатаки - ответ на вопрос - Каждый живет ради чегото и для чего то, а пути ну вы уж просте у всех разные .

Путь муравья - не только комунизм, а любая утопия, включая поклонение сверхестественному - всё для главной недостижимой цели; сила в толпе и её законах. Здесь познание интуитивно, так как связано общественным обустройством.
Путь паука - демагогия - чем крепче её сети, тем больше благ и безопасности.
Путь пчелы может и рационален, но для человеческого сообщества также утопичен, так как ограничен жёсткой общественной иерархией.
Бессмысленно рафинировать процесс познания. В нём всегда присутствуют условия и отступления от идеала. Вот и Rosemary (смотри выше) поднимает этот вопрос.

Эмпиризм - паук.
Неполная индукция - пчела.
Полная - муравей.

Паук - для себя, в темноте, извне ничего.
Пчела - для всех, на свету и извне с цветов, ограниченно.
Муравей - для всех, на свету и извне с земли, с цветов, с деревьев, отовсюду.

Читайте также: