Земная поверхность на плане и карте 5 класс краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

— определять относительную и абсолютную высоты. Оборудование: топографический план, нивелир. Когнитивный компонент урока: относительная высота, абсолютная высота; горизонтали.

Деятельностный компонент урока: определять относительную и абсолютную высоты по плану; определять по плану с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками параграфа.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

1. Что такое план местности? Для чего человеку необходим план местности?

2. Что такое условные знаки?

3. Что такое масштаб? Перечислите виды масштаба.

4. На плане местности указан именованный масштаб: в 1 см 5 м. Ему соответствует численный масштаб:

а) 1:5; б) 1:50; в) 1:500; г) 1:5000; д) 1:50 000.

5. Изобразите условными знаками:

б) смешанный лес;

в) грунтовую дорогу;

д) отдельно стоящее дерево;

6. Длина Волги составляет 3700 км, Енисея — 3800 км, Лены — 4300 км. Изобразите размеры рек прямыми линиями в масштабе: в 1 мм 100 км.

7. Назовите численный масштаб:

а) в 1 см 20 км; б) в 1 см 200 км.

8. По плану города выясните, в какой его части находится ваша школа. По какому маршруту вы идёте из школы домой? Каково расстояние от дома до школы? И т. д.

9. Изобразите условными знаками следующие объекты: болото, смешанный лес, школу, озеро, овраг, кустарник, реку, фруктовый сад, просёлочную дорогу.

10. Проведение топографического диктанта в форме связного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки, например:

Учащиеся из школы пошли на экскурсию в смешанный лес. Их путь проходил по просёлочной дороге, мимо фруктового сада, озера, через овраг, грунтовую дорогу. Особенно трудно было пробираться через кустарник и небольшое болото.

Изучение нового материала

Вторая половина урока посвящена анализу рельефа на топографической карте (рис. 23). Учащиеся определяют более крутые и более пологие склоны, обрывы, овраги и т. д.

Учитель предлагает учащимся приготовленные заранее рисунки с разными формами рельефа, изображёнными горизонталями. Учащиеся должны определить эти формы.

ü развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.

ü воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

Планируемые результаты:

Ø личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Ø метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Ø предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий условные знаки, масштаб.

Универсальные учебные действия:

Ø личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения масштаба, неровностей земной поверхности;

Ø регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;

Ø познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.

Ø коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.


Герард Меркатор

Географическая карта — уменьшенное, условно-знаковое изображение земной поверхности на плоскости, выполненное в масштабе с учетом шарообразности Земли

В этом определении можно подчеркнуть четыре основных признака этого способа изображения земной поверхности: изображение уменьшено, в нем используются условные знаки. Кроме того, учитывается масштаб и шарообразность нашей планеты.

Масштаб — соотношение, которое показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту или чертеж, меньше или больше ее действительных размеров

План местности

План местности — чертёж, на котором условными знаками подробно показана небольшая территория в уменьшенном виде

Можно сказать, что план местности является более крупномасштабной географической картой. То есть на карте изображаются более крупные объекты, например, лес, пустыня или город. Это главное отличие карты от плана.

Главным отличием карты от плана является то, что масштаб карты более мелкий, а также то, что при составлении карты учитывается кривизна Земли, а при построении плана — нет.

Чем похожи эти виды изображений поверхности Земли?

В первую очередь, схоже то, что и план местности, и географическая карта строятся по одинаковым правилам с применением масштаба.

Глобус

Глобус — модель земного шара, на которой в уменьшенном виде изображены материки, океаны — иными словами, поверхность нашей планеты.

Первый глобус был изготовлен немецким географом Мартином Бехаймом в конце 15 века. Этот древний глобус сохранился и теперь хранится в городском музее Нюрнберга, Германия.

Основные недостатки карты — это основные преимущества глобуса. Глобус почти не искажает реальную картину. Однако у глобуса есть и свои недостатки. К примеру, с его помощью сложнее измерить расстояние — линейкой его не измеришь.

Конечно, невозможно сделать глобус, не уменьшая масштабы географических объектов. Обычно глобусы имеют масштаб 1:50 000 000, то есть 1 сантиметр на глобусе означает 500 километров в реальности. Все объекты на глобусе уменьшены в одно и то же число раз.

Из-за такого маленького размера на глобусе нельзя изобразить небольшие объекты, такие как, например, жилые кварталы, родники или луга.

Аэрофотосъемка и космическая съемка

Сейчас все большую популярность приобретают аэрофотоснимки и космические снимки. Аэрофотосъемка появилась с рассветом эры авиации в первой половине 20-го века. Они предоставляют полную информацию об отдельных участках местности.


Аэрофотоснимок — это фотография местности с самолета или другого летательного аппарата

В наши дни мы получаем основную информацию, связанную с Землей, из космоса. На околоземной орбите находятся сотни искусственных спутников, задачей которых является в том числе и фотографирование земной поверхности.


Полученные снимки обрабатываются компьютером и получаются очень качественные и легко читаемые фотографии. Это очень удобно, поскольку раньше для того, чтобы прочитать карту, полученную в результате космической съемки нужно было уметь ее дешифровать.

Способ изображения земной поверхностиДостоинстваНедостатки
План местностиОн ясно показывает даже небольшие объекты, с его помощью гораздо проще рассчитать размеры объектов и расстояние между ними. Кроме того, по плану местности проще ориентироваться.Слишком большой масштаб, который не позволяет демонстрировать большую территорию
Географическая картаИспользуются условные знаки, который дают очень много информации: рельеф, границы стран, полезные ископаемые и очень многое другое. Карту также можно использовать для измерения расстояния.Карта (особенно мелкомасштабная) имеет большие искажения. Наиболее наглядной и точной формой изображения Земли является глобус.
Космический снимокКосмические снимки позволяют в реальном времени отслеживать изменения на Земле, например, таяния ледников. Кроме того, по космическим снимкам можно изучать погодные явления.Однако космические снимки очень сильно зависят от погоды. В случае облачности или циклона Землю просто не будет видно и снимок потеряет смысл.

Открытиями каких областей науки и техники пользуется современный картограф?

География прочно связана с другими науками. Так, картографы пользуются знаниями из других областей науки, чтобы составлять карты. В первую очередь, это математика, поскольку все карты строятся с учетом масштаба, который необходимо рассчитывать математически. Кроме того, картографы зачастую используют IT-технологии для создания онлайн-карт, которыми сейчас пользуется все больше людей.

В презентации показаны способы изображения земной поверхности на плане местности и карте. Представлены фотографии горных и равнинных территорий. Объяснение обучающимся как измеряют высоту холма при помощи нивелира. Введено понятие абсолютной и относительной высоты местности. Практическая часть - определение относительной высоты (превышение одной точки над другой) по вариантам с самопроверкой полученных результатов. Введено понятие горизонтали и изобаты. Показано изображение рельефа на топографической карте при помощи горизонталей и бергштрихов. Игровой момент - выбрать наиболее удобное место на топографической карте для катания на санках с обоснование выбора. Работа по определению абсолютной высоты на топографической карте атласа.

Земная поверхность на плане и карте (2)

Земная поверхность на плане и карте (2)

Земная поверхность на плане и карте (2)

Презентацию подготовила
учитель географии высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №13 им. А.И.Покрышкина г.Севастополя
Поповская Наталья Ивановна

Способы изображения земной поверхности на плане местности и карте

Способы изображения земной поверхности на плане местности и карте

Способы изображения
земной поверхности
на плане местности и карте

План изучения темы: Относительная высота

План изучения темы: Относительная высота

План изучения темы:

Относительная высота
Абсолютная высота
Горизонтали
Бергштрихи

Читайте также: