Валерий попов темная комната краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Но хотелось бы сказать пару слов о главных героях. Весьма красноречиво описаны их характеры: деятельный, любознательный нрав Гаги и задумчивый, пассивный - Мосолова. Две ипостаси человека на рубеже тысячелетий. В таком тандеме вполне могла родиться мысль о некой двери в параллельные миры, находящейся рядом – только протяни руку…

«…— Ну и что же мы, по-твоему, открыли с тобой? — по пути из школы домой спрашивал я у Гаги.

— Другое измерение, только и всего, — ответил Гага.

— Ну и что это даёт?

— Да так, ничего особенного, — усмехнулся Гага. — Просто самая дальняя галактика, которую еле-еле в радиотелескоп мы различаем, по этому, четвёртому измерению… свободно может в этой комнате оказаться!

Очень трогательно переданы размышления главного героя о жизни. Они не по годам разумны, но всё же по-юношески простодушны и бесхитростны:

«…— Пап, а откуда мы приехали? — спросил я.

— А ты что, забыл, что ли? — обрадовавшись, что можно поговорить (последнее время мы всё молчали), заговорил отец. — Из Казани мы приехали, когда тебе года ещё не было! Совсем не помнишь ничего про Казань?

Из несомненных достоинств книги также не могу не отметить удивительно живописные и философские картинки-описания:

«…Я достал из кармана монеты, направился к автомату газированной воды. Трёхкопеечная монета выскользнула из влажных пальцев, покатилась по кругу, собираясь, видимо, соскочить с тротуара. Я быстро наступил на неё — и она вдруг воткнулась ребром в мягкий асфальт. Я радостно захохотал. Колоссально! Никогда раньше не случалось такого!

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

По этой книге совсем недавно снят чудеснейший фильм.

Бумага, иллюстрации - все в норме. Из претензий к общему оформлению - отсутствие содержания и аннотации.

С самого начала неприятно удивили скачки в датах. Смотрите сами:
с. 24 - "было это накануне Первого мая"
с. 26 - "Завтра Девятое мая, все почти на демонстрацию уйдут"
с. 43 - "на следующий день - 3 мая - я сидел дома. "

Есть проблемы с пунктуацией, на с. 40 "z" вместо "я".
на с. 91 песня на итальянском языке, написанная русскими буквами. ни оригинала, ни перевода. как ребенку узнать, о чем она - непонятно.
В общем работа корректора - на троечку.

Язык повествования своеобразный. Сама история необычная. Для расширения сознания - вполне себе. А вот "Современная сказка", идущая бонусом, совсем не понравилась.

Пока не решила, как поступить с книгой.

Читала эту книгу в 1991 году, мне тогда было 11 лет. Ну, как читала. читали и хохотали всей семьей, вместе с тетями, дядями, бабушками и дедушками. Долго не могла вспомнить название, мучилась, так остро и непреодолимо хотелось ее перечитать. Нашла. :)
До сих пор считаю эту книгу одной из самых уморительных, веселых и. невероятно таинственных (при этом совершенно жизненных, когда чудо находится на расстоянии вытянутой руки, это то самое ощущение детства и веры в чудеса и сказку).
Заказала книгу, потому что в последнее время как-то особенно остро тоскую по ней, по стилю, юмору и приключениям героев.
Не удержалась, кстати, и решила немного прочитать онлайн - хандра ушла сразу. И стало светло, тепло и улыбчиво.
Книга, которую можно перечитывать бесконечное множество раз. Взрослым, не растерявшим ощущение чуда, рекомендую не менее, а то и более, чем детям!
Маст хэв, как говорится, и маст рид :)

Валерий Попов - Темная комната

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Валерий Попов - Темная комната краткое содержание

Темная комната читать онлайн бесплатно

Валерий Георгиевич Попов

Как-то долго в тот год весны не было. Устал я! Нашло вдруг на меня какое-то безразличие ко всему.

После школы делал уроки, потом ложился на диван и лежал.

Однажды, это вечером в субботу было, лежал я на диване. Потом в комнату бабушка вошла, радостная, оживлённая, наверно, с кем-нибудь из подружек своих весело поговорила.

— Ну, всё так и лежишь? — спрашивает.

— Если тебя не устраивает так, могу на другой бок перевернуться, — говорю.

— Так никуда и не сходил?

— Что ж ты, всё на свете уже повидал?

— …В общем-то, всё! На севере был, на юге был, в горах был, в лесу был. Все книги, которые для внешкольного чтения рекомендованы, прочитал. А что ещё?

— Что ж, — спрашивает, — теперь так и будешь всё время лежать?

— Ну почему? Завтра в школу пойду. После школы работать буду. Потом умру.

— А что же ещё? По-моему, все так и живут и ничего другого, необычного, в жизни нет!

— Конечно! Всё уже давно известно, всё изучено: атомы, планеты, необитаемые острова, подземные пещеры, всё! Вряд ли что-нибудь новое теперь появится!

Вдруг звонок в дверь раздался.

— Может, это что-то новое? — бабушка засмеялась.

Но оказалось, не слишком новое. Дружок мой Гага пришёл. Давно с ним, в общем-то, дружим, но последнее время я от него как-то уставать стал.

Всё время появляются у него какие-то идеи, безумные абсолютно планы, от многих его затей волосы могут дыбом встать!

— Как, — говорит, — уроки сделал?

— Ты что, плохо разве видишь? Лежу.

— Ясно… Нет у тебя батарейки для круглого фонарика?

— Нет. Зачем она мне? А ты что, опять что-нибудь задумал?

— Да так. Небольшая экспедиция.

— Ну, желаю успеха.

— Всего! — Гага говорит. — …Может быть, больше не увидимся.

Тут, со злости, я даже с дивана привстал.

— Опять какую-то чушь придумал? Куда собрался-то? Ведь всё уже давно известно: атомы, планеты, необитаемые острова, подземные пещеры! Зачем дёргаться-то, зря энергию расходовать!

— Думаешь, всё? — Гага спрашивает.

— Ну что, — говорит, — под нашим домом находится, знаешь?

— Под нашим домом? Разумеется! Кочегарка.

— Да. Небогато! — Гага говорит.

— А что, там ещё что-нибудь разве есть?

— Ну, неважно! Так, значит, круглой батарейки у тебя нет?

Как всегда, в самый интересный момент тему переменил! Жуткая у него эта привычка, никогда не договаривать до конца! Обрывать на самом интересном месте и уходить!

Тут бабушка нам с кухни чай принесла, поставила, сама ушла, но мне уже теперь не до чаю было.

— А что же ещё, по-твоему, в подвале под нашим домом есть?

Посмотрел Гага на меня внимательно, словно решая ещё: говорить или не говорить? Потом, не спеша, начал рассказывать.

— Недавно был я во втором дворе. Ну, где выход из кочегарки, ты знаешь… Испытывал там одну штуку. Ну, неважно, не в этом дело!

Умолк! Сейчас, как всегда, на какую-нибудь другую тему заговорит! Но нет — повезло мне! — снова к той же теме вернулся!

— …Ну вот… И вдруг открывается дверь из кочегарки, и выходит оттуда…

— Да нет, — Гага досадливо поморщился. — В том-то и дело, что какой-то абсолютно незнакомый человек!

— Ну и что? Мало ли по какому делу мог он в кочегарку зайти?

Замолчал Гага, снова, видимо, тот момент вспоминая.

— Это верно, конечно, — кротко говорит. — Но только странно как-то он себя вёл. Долго двор наш с удивлением осматривал, дом…

— Такое впечатление было, что он впервые всё это увидел!

— Такое впечатление было, что не входил он никогда в эту кочегарку, а только вышел!

— А где же он, по-твоему, вошёл? Откуда пришёл?

— Понятия не имею! — Гага с безразличным видом плечами пожал.

— То есть ты хочешь сказать… что думаешь… что из нашего подвала какой-то ход есть, который в какое-то другое место ведёт?

— Я не думаю, я знаю! — Гага говорит. — Причём в такое какое-то место… где всё иначе! Где всё другое совсем, чем у нас. Видел бы ты, с каким удивлением он автомобиль рассматривал, который у нас во втором дворе стоит! Ясно было, что ни разу ещё в жизни он автомобиля не видел!

— Да-а, — говорю. — Ты только сейчас это придумал?

Гага равнодушно плечом пожал: не хочешь — не верь!

— Где же этот ход? — говорю. — Были мы в кочегарке много раз, и за мячом лазили, и так, вообще, — и никакого хода оттуда нет!

— Я и сам случайно этот ход обнаружил, — небрежным тоном Гага говорит. — Там в углу кочегарки уголь навален, и под ним — ход. Однажды, когда уголь кончался, я оказался случайно там, гляжу: в стене тёмный провал. Но тут кочегар вернулся, меня заметил, и на следующий день новый уголь привезли и лаз этот в стене снова засыпали!

— Ты думаешь… кочегар что-то знает?

— Конечно! — устало уже Гага говорит. — Уж я-то его знаю, как-никак в квартире нашей живёт! Специально, чтобы за ходом этим присматривать, в кочегарку эту и поступил. Комнату в нашей квартире получил. А я-то давно уже понял, никакой он на самом деле не кочегар!

— …Разговаривает не так, как кочегары обычные говорят, — уж я-то знаю! И ещё понял я, борода у него не настоящая! Вернее, может, и настоящая, но выращенная специально, чтобы лицо скрыть!

— Так ты думаешь, он кто?

— Этого я не знаю! — Гага говорит. — Но что он к ходу этому отношение имеет, это ясно. Слышал, соседи на кухне говорили, что ему предлагали напарника взять, чтобы по очереди дежурить, а он отказался, сказал, что один справится. Понимаешь? Пойдём, может, посмотрим на него?

— На месте, где же ещё!

— Ясно! — Гага говорит. — При нём в ход не войдёшь!

Пришли мы к Гаге домой.

— Ну ничего! — Гага говорит. — Знаю, когда мы можем туда проникнуть!

— Примерно с часу до двух он уходит обедать. В этот момент мы должны туда войти, успеть уголь разобрать, проникнуть в ход, снова его замаскировать и на безопасное расстояние удалиться, чтобы он догнать нас не смог, если б вдруг догадался!

— Ясно… — говорю. — И на сколько, по-твоему, тянется этот ход?

— Не знаю. — Гага говорит. — Во всяком случае, нам ко всему надо быть готовыми. Одеться попроще, но потеплее. Обязательно длинную верёвку с собой взять. Фонарик у меня есть.

— Но куда же, ты думаешь, ведёт этот ход?

— Знали бы — зачем нужно было бы туда лезть? — Гага говорит.

— Что ж… логично! — говорю. — Когда?

— Я думаю, завтра, — спокойно Гага говорит. — В час он обедать уходит, приблизительно около часа будь готов, я зайду.

Ушёл, а я весь вечер по квартире ходил, смотрел. Неизвестно ещё, увижу ли её когда? Потом сидели с бабушкой за столом, я долго, помню, на неё смотрел, всё-таки очень хорошая она, бабушка!

— Что подлизываешься-то? Ну говори уж, что натворил!

— Ещё не натворил, — со вздохом отвечаю. — Но видимо, вскоре натворю.

— Ну, когда натворишь, тогда и ответ держать будешь, — бабушка говорит. — А раньше времени не стоит каяться!

Удивительно легкомысленные взгляды у неё!

Лёг я спать, но почти не спал. Чуть засну, сразу вижу, что я в какой-то абсолютной темноте иду, ничего вокруг не видно, но страшно. Толчком каким-то проснусь, на кровати сяду, посижу, снова ложусь и снова оказываюсь в абсолютной тьме.

Встал утром часов в семь, начал собираться. Достал из сундука старые ботинки, в которых с классом осенью на уборку капусты ездил, нашёл старый лыжный костюм, уже в обтяжку, старую кепку достал, которой мы много раз уже в футбол играли. Верёвку взял, на которую раньше бельё на чердаке вешали.

Рецензия на книгу Темная комната

"Замерев, мы увидели, как в глубине той комнаты появился маленький красный, дрожащий огонёк. Но вот он, так же дрожа, стал наливаться, разрастаться. Рядом с ним, с некоторым опозданием, росли ещё два огня: жёл­тый и зелёный. Вот они разгорелись очень ярко, потом стали блекнуть, и в комнате снова стало темно. Доволь­но долго мы ждали, стоя у стены, и снова в той комнате появились странные огни, не похожие ни на лампы, ни на свечи, это было что-то совсем другое!"

В.Попов "Тёмная комната"

"Вышли мы на балкон, смотрим: целый табун лошадей прискакал: белые, вороные, гнедые! Спрыгнули мы пря­мо с балкона: я - на белую лошадь, Дзыня - на вороную. Поскакали звонко по улицам. Всё движение прекра­тилось: все стоят, восхищаются".

В.Попов "Превратись во что хочешь"

Темная комната

Я родился в Советском союзе и с детства читал книги. И когда примерно в конце 80-х я открыл для себя пласт советской литературы для подростков, то был поражен, сколько реально талантливых и умных авторов писало книги для пионеров, как бы ни пресловуто это теперь звучало. Чтобы проверить свои детские впечатления, ныне я решил перечитать любимые произведения. Нет, они не утратили своего очарования и привлекательности. Они не перестали быть актуальными. Прошло столько лет, но талант авторов, вложенный в эти книги по-прежнему неоспорим да так, что современная жанровая литература за редким исключением им и в подметки не годится. Поэтому я бы хотел поделиться отзывами о своих любимых детских книгах: кто-то может вспомнит их, а кто-то откроет их для себя и для своих детей.

Для меня эта книга воспринималась и воспринимается по сей день на стыке жанров: тут и фантастика с налетом мистики, и вполне ощутимая сатира, и позитивный быт без всяких аллюзий и сравнений, и рассказы из жизни школьников, и смешная комедия, и элементы ностальгии по детству разных поколений. И всё это в небольшой повести, которую можно прочитать за полчаса.

Сюжет книги, его трудно описать без спойлеров, повествует о двух друзьях, живущих в одном из домов старого Ленинграда, построенном еще во времена императрицы Елизаветы Петровны. Дом, как выясняется, хранит немало забытых секретов, и мальчишки слегка приоткрывают завесу тайны дома, проникая в давно забытые и заколоченные помещения.

Противостояние между героями книги строится на том, что главный герой по фамилии Мосолов (с ударением на последний слог), от лица которого идет повествование, несмотря на свои юные годы, тот еще меланхолик и изрядный скептик.

- Что ж ты, всё на свете уже повидал?
- . В общем-то, всё! На севере был, на юге был, в горах был, в лесу был. Все книги, которые для внешкольного чтения рекомендованы, прочитал. А что ещё?
- Что ж, - спрашивает, - теперь так и будешь всё время лежать?
- Ну почему? Завтра в школу пойду. После школы работать буду. Потом умру.
- Неужто всё?
- А что же ещё? По-моему, все так и живут и ничего другого, необычного, в жизни нет!
- Неужели нет?
- Конечно! Всё уже давно известно, всё изучено: атомы, планеты, необитаемые острова, подземные пещеры, всё! Вряд ли что-нибудь новое теперь появится!

Друг нашего героя Гога Смирнов, наоборот, неутомимый фантазер, авантюрист и естествоиспытатель. Он то и тащит желающего поваляться на диване Мосолова навстречу приключениям, которые тому чаще всего не по душе.

Гага нагнулся и осторожно поднял прислонённое к стенке оконное стекло.
- Второе бери! - показал он.
Я поднял второе стекло.
- Где взял-то? Ведь выходной же сегодня! - спросил я.

- Где, где! - ответил Гага. - У нас в комнате вынул, где же ещё!

Фабула повести такова (и по моим личным предпочтениям в литературе является самой интригующей), что читатель никогда не может до конца определиться, какова природа загадки, вставшей перед мальчишками: то, что сначала преподнесено как мистика или фантастика, через минуту просто и буднично объясняется, и даже странно, из-за чего был весь сыр-бор. Но вот на следующей странице беспокойный Гага опять находит несостыковку в умозаключениях (как полагается любому уважающему себя конспирологу) или открывает ранее не замеченные детали, переворачивает все с ног на голову, и приключения продолжаются: по тексту среди школьных будней всплывают то инопланетяне, то путешествия во времени.

Книга написана с отменным юмором, добрым, беззлобным и действительно смешным. Автор часто использует прием, когда повествование ведется от первого лица в настоящем времени – это характерно для сатирических произведений, и легкая сатира там действительно есть. А может, скорее, ирония, такая душевная и даже лирическая.

Помню, как поддержала бабушка меня, когда я расстроился из-за того, что нечаянно сжевал билет в баню. Очень я люблю в баню ходить, но, когда стоял тогда в очереди, задумался и билет свой сжевал. То есть сначала трубочкой его свернул, потом стал откусывать его по кусочку, потом гляжу - только мокрый комочек у меня в руке!
Протянул его банщику при входе:
- Вот, - говорю.
Он побагровел:
- За дурака меня, что ли, принимаешь? Суёшь мне всякую дрянь, голову морочишь! Катись, пока я в милицию тебя не сдал!
- Но покупал же я билет! Вот - кусочек!
- Ладно, подавись своим кусочком! - Он толкнул меня в грудь.
Расстроенный из-за него, но главным образом из-за себя, вернулся я тогда домой, сел. И постепенно всё бабушке рассказал.
- И-и-и, милый! Не расстраивайся ты! Чего в бане хорошего - век не любила! Ты в кино лучше пойди, хорошая, говорят, картина!
- Да я уж деньги истратил все. на банный билет. и не пустили меня.
- А ты к женщине подойди, что на контроле стоит! Хорошая женщина, я с ней говорила вчера. Расскажи ей, что случилось с тобой, может, и пустит!
- А вдруг не пустит?
- А вдруг да пустит?!
Я оделся во всё лучшее, пошёл к кино и так трогательно всё рассказал контролёрше, что она пропустила меня.
- Иди, сердешный! Молодой, а уже такой горемычный! Иди!
Так, благодаря бабушке, день поражения превратился в день первой моей победы, грусть перешла в веселье.

Скорее всего при прочтении вы будете смеяться и наблюдать за похождениями героев, однако внимательный читатель, углубившись, внезапно обнаружит для себя целый пласт авторских размышлений, переживаний и отсылок.

Умелыми штрихами художник показывает Ленинград конца 80-х, коммуналку, праздную молодежь, мечтающую о джинсе и кассетниках, чудесно описывает залитые солнцем дворы и безлюдные уголки промышленных районов, где гуляют кошки.

Я быстро оделся, вышел во двор. Один угол двора был косо освещён солнцем, и в этом горячем углу стоял стул с мотком шерсти на нём. С пустой и тихой улицы вдруг донеслось громкое бряканье: кто-то пнул на ходу пустую гуталинную банку.

Тут же мы найдем воспоминания о войне и послевоенных годах, узнаем, как жил дореволюционный коммерческий Петербург, понаблюдаем за внутрисемейными отношениями детей, родителей и бабушек и даже кое-что узнаем про экзотические растения.

Отдельным упоминанием стоит отметить сны главного героя, мастерски описанные Валерием Поповым. Они действительно похожи на сны в отличие от распространенного описания таковых в иной художественной литературе, когда во сне всё логично и непротиворечиво, с архетипами, символами и гротеском. Тут же сны придают происходящему мистический налет и отлично вписываются в сюжетные повороты.

С колотящимся сердцем я стоял над обрывом. Потом вдруг справа из тоннеля потянул сырой, пахнущий керосином ветерок - такой начинается всегда, когда к станции подходит поезд. Лучистый, похожий на ежа свет быстро приближался - и мимо меня с воем промчалась платформа с прожектором. За прожектором стояло чёрное, поворачивающееся кресло, и в нём, скрестив руки на груди, очень прямо сидел человек в белом костюме и чёрных очках. Кресло со скрипом повернулось, человек внимательно посмотрел на меня, и платформа промчалась.
- . Ничего себе! - Вытирая пот, я сел на тахте. - Ничего себе сны стали сниться!

Произведение отлично зайдет для школьников от пятого класса и далее, и гарантирую, что благодаря таинственности сюжета и прекрасному литературному языку вам захочется перечитать ее еще не один раз.

PS: в 2014 году на экраны вышел фильм "Тайна темной комнаты" по мотивам повести. Сам кино я не смотрел, но судя по рецензиям, как обычно в кинематографе, от книги остались только отдельные фразы и фрагменты.

Читайте также: