К ярким представителям школы классицизма относится

Обновлено: 05.07.2024

Классицизм как стиль сформировался во Франции в XVII столетии, где и получил наивысшее развитие. Но свои классицисты были и в других странах — это направление приобрело европейскую значимость. Особой формой считается русский классицизм, возникший при Екатерине II. Поскольку в Европе в это время уже наступила эпоха неокласицизма, русскую ветвь также иногда относят к неоклассицистической.

Характерные черты классицизма

Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество во многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.

Особенности этого стиля:

  • ориентация на каноны античного искусства;
  • строгие пропорции, стройность композиции;
  • тяга к симметрии, упорядоченности;
  • геометрическая простота и чёткость линий, форм;
  • опора на логику;
  • гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности;
  • следование строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы;
  • стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу;
  • выбор высоких, вечных тем.

Классицизм и барокко — непримиримые антиподы

Классицизм и барокко длительное время существовали бок о бок, представляя собой два полюса европейского искусства.

Жанровая иерархия классицизма

Для классицистической традиции характерно разделение жанров на высокие и низкие. Этот принцип наблюдался и в живописи, и в литературе, и в драматургии. Считалось недопустимым смешивать жанровые элементы.

К высоким жанрам относили исторический, мифологический и религиозный. В подобных сюжетах часто звучат героические мотивы, а сопоставить их можно с одой у литераторов и трагедией у драматургов. К низким были отнесены натюрморт, пейзаж и портрет. Такие сюжеты считались менее значимыми, бытовыми.

Великие имена эпохи классицизма

Основоположником стиля считается французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin), чьи картины на темы истории и мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются поразительной геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией.

Большую известность получили пейзажи другого француза — Клода Лоррена (Claude Lorrain), прославившегося изображением окрестностей вечного города — Рима. Эти пейзажи называют антиквизированными, поскольку Лоррен подавал виды через историческую призму.

А во второй половине XVIII века, благодаря открытию фресок во время раскопок Помпей, наступила эра неоклациссизма. Стиль обрёл новое дыхание, а его главным представителем стал Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) со своими драматично-лаконичными полотнами, полными трагики и героики.

Русский классицизм

Традиции классицизма пришли в Россию во второй половине XVIII века, в эпоху новой волны европеизации, связанной с деятельностью императрицы Екатерины Великой. Наиболее известные фигуры среди русских художников-классицистов:

    (1735 — 1822);
  • Карл Брюллов (1799 — 1852); (1736 — 1808); (1757 — 1825); (1782 — 1836).

Классицизмом (от латинского слова classicus, в переводе образцовый) называют литературное направление, в основе которого лежат идеи рационализма.

Начало классицизм берет во Франции. Направление было сформировано в 18 веке, распространилось по Европе, а затем и в России. Согласно французскому классицизму, личность человека является высшей ценностью.

Более ранняя теологическая картина мира была построена на понимании бога, как центра вселенной. Развитие науки и общественной мысли позволило перевести акцент с бога на человека.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Причиной распространения классицизма в русской литературе стала европеизация культуры. Данный процесс приходится на период со второй половины 18 века по первую половину 19 века. Направление предшествовало другим литературным течениям, которые, так или иначе, содержали в основе идеи классицизма, отрицая их в своих убеждениях.

  • понятие разума ставится превыше всего;
  • окружающий мир познается умом;
  • актуальность вопросов противостояния разума и чувств, долга и страсти;
  • деление героев произведений на плохих и хороших, при этом положительные персонажи обязательно выглядели презентабельно;
  • соблюдение правила трех единств, включая время, место и действие;
  • интерес к вечным темам, существенным чертам явлений и предметов.

Классицизм активно развивался не только в литературе, но и в других направлениях искусства. На развитие данного течения в России значительное влияние оказали реформы Петра Великого. Расцвет классицизма наблюдался во времена правления Екатерины. В этот период отмечено творчество таких великих писателей, как Михайло Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский, Гавриил Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин.

Краткая характеристика направления

Произведения классицизма обладают схожими чертами. Основными характеристиками направления являются:

Русская литература в направлении классицизма развивалась, исходя из общепринятых тенденций. Однако самобытные черты несколько отличали произведения отечественных авторов от европейских писателей. Особенности произведений:

  1. Государство, а не человек, являлось высшей ценностью. Данное утверждение совмещалось с теорией просвещенного абсолютизма. Согласно таким понятиям роль управления государством должна отводиться мудрому, просвещенному монарху, который требует от подданных служения на благо общества.
  2. Русский классицизм отражался в общем патриотическом пафосе. Писатели проявляли патриотизм и интересовались историческим наследием своей родины. Авторы произведений были хорошо знакомы с историей Российского государства, поэтому нередко поднимали темы национального и исторического характера.
  3. Идеи Просветительства формировали направления гуманности.
  4. Эгоистичность человеческой природы проявлялась в подверженности героев произведений страстям и чувствам, противоречащим разуму. При этом персонажи поддавались воспитанию.
  5. Естественное равенство людей.
  6. Основное противостояние между представителями аристократии и буржуазии.
  7. Центральное место в произведениях отводилось личным переживаниям героев, а также общественным проблемам.
  8. Преобладание сатирической направленности. Популярностью пользовались такие жанры, как сатира, басня, комедия, в которых раскрывались конкретные явления русской жизни.
  9. Национально-историческая тематика преобладала над античной. В роли античности выступала отечественная история.
  10. Жанр оды достигал высокого уровня развития, что наглядно демонстрируется в произведениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
  11. В центре сюжета литературного произведения обычно находился любовный треугольник. Как правило, он состоял из героини, героя-любовника и второго любовника.
  12. Классические комедии заканчивались одинаково. В итоге порок был наказан, а добро торжествовало над злом.

Ориентация авторов на античные образцы

Классицизм более известен, как стиль в искусстве, в основе которого находится подражание античным эталонам. Направление является отражением стремления автора к простоте, целостности и логичности.

Классицизм по своей сути выражается в попытке возрождения старых добрых античных традиций, которые проверены на протяжении столетий. Античные произведения служили для писателей эталонами. Первым русским писателем, который являлся последователем направления классицизма, был Антиох Кантемир.

Представители классицизма

Основоположниками русской литературы считают авторов-классицистов. В эпоху развития данного направления формируется и подвергается преобразованию литературное искусство. Известными писателями классицизма являются В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и многие другие.

Ломоносов

Великий русский писатель является создателем жанра оды. Произведения М.В. Ломоносова считаются культовыми среди прочих достижений этого выдающегося человека.

Сумароков

Автор считается создателем русской трагедии. Пьесы А.П. Сумарокова характеризовались идеями патриотизма и описывали события из истории России.

В сочинениях писателя классицизм приобретал иные черты и развивался в дальнейшем его последователями М.М. Херасковым, В.И. Майковым, Я.Б. Княжниным и другими. В жанре отстаивалась позиция неразрывности интересов дворянства и монархии.

Кантемир

Писатель считается создателем русской сатиры. А.Д. Кантемир – первый из отечественных авторов классицизма, обращался к жанру сатирического стихотворения.

Популярные сатиры автора, которые обладают огромным значением для развития русской литературы, распространялись от первого издания в 1762 году с помощью многочисленных рукописных списков. Антиоха Кантемира считают основоположником прочной традиции, которую продолжили в XVIII веке Сумароков, Державин, Радищев, Крылов.

Фонвизин

Вклад писателей, представителей классицизма, в русскую литературу

Зарождение русского классицизма приходится на середину XVIII столетия. Следует отметить, что произведения разных авторов отличались. К примеру, в творчестве Сумарокова можно найти массу отличий от классицизма Ломоносова.

Таким образом, на основе неодинаковых взглядов в литературном направлении формируются отдельные школы. Основная идея произведений сохраняется неизменной. В творчестве авторов-классицистов наблюдаются строгие языковые нормы и правила, четкие границы между добром и злом, преобладающее значение государства.

Вклад писателей-представителей классицизма в русскую литературу заключался в следующем:

  1. Изменение стихосложения, благодаря произведениям М.В. Ломоносова, который способствовал формированию новых правил, что повлияло на дальнейшее развитие русской литературы.
  2. Русская литература приобрела самобытный и неповторимый характер.
  3. Стремительное развитие и повышение качества литературного искусства в России.

Писатели-классицисты преобразили русскую литературу. Благодаря произведениям того времени, был заложен фундамент литературного искусства, определен его характер и вектор для дальнейшего развития. Произведения сравнялись по уровню с западноевропейскими аналогами творчества. В то же время творчество русских писателей отличалось неповторимым характером.

Примеры произведений

Сравнить русский и европейский классицизм представляется возможным с помощью произведений великих писателей данного литературного направления. Яркими примерами творчества отечественных авторов-классицистов являются:

Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века , сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью , свято верили в идею порядка и логичности мироздания , а также в безграничные возможности человеческого разума.

Классицизм

Время возникновения, ориентиры и художники классицизма

Классицизм появился и сформировался в XVII в. во Франции периода расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании , Германии , Англии , Нидерландах , США и России , где возник в процессе европеизации при Екатерине II , которая ввела моду на всё французское.

Классицизм выстроил иерархию жанров , смешение которых не допускалось: к высоким относилась историческая , мифологическая и религиозная живопись , к низким — натюрморт

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Самые известные художники-классицисты : Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов. Скульпторы: Антонио Канова , Бертель Торвальдсен. Архитекторы: Клод Перро , Андре Ленотр , Кристофер Рен , Дж. Кваренги , Чарлз Камерон , Василий Баженов , Матвей Казаков.

Никола Пуссен. Смерть Германика

Периодизация: разные страны - разные системы

Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному , в связи с чем возникает путаница в терминах.

В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем , сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит романтизм

Классицизм XVII века: начало и расцвет


Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Содержание

Живопись



Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.



Скульптура



Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).



Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Архитектура





Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.



Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.



Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.



Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

Литература



Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).



Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).



Музыка

Музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.

Читайте также: