Веллер кассандра краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Рецензию пыталась написать так же долго и нудно, как сама книга и читалась. Тоскливое произведение, как по мне. Авторские идеи относительно мирового устройства мне категорически неблизки, в понимании общественных процессов мы с Веллером тоже не нашли взаимопонимания. Во второй части есть отдельные пассажи поживее, но всё равно унылое впечатление. Читать разве что на ночь, в качестве снотворного, либо поклонникам жанра.

Внезапно и непредсказуемо взялась за книгу "Кассандра".

Раньше ничего о ней не слышала. И вот это меня больше всего поражает!!

До того у Веллера читала только "майора Звягина".

Нехудожественная. Что-то типа популярной философии, "Занимательная философия" - но не от Перельмана. :)

Книга написана очень скупо. Рубленые фразы. Структурированное изложение - как будто тезисы лекции.
Строго, четко, понятно, разложено по полочкам. Примеры - простые и очень наглядные.

Всю теорию можно изложить на одной странице (максимум - на двух). А потом - все растолкования, все процессы в современном (да и древнем) мире. - все вписывается в эту теорию.
Причем как только прочитал - сразу понятно: да, так и есть, именно так это и действует!

Стала смотреть в Википедии. Оказывается, в двух своих философских книгах Веллер выдвигает теорию энерговитализма (другое название энергоэволюционизм).

Еще один момент. Множество тем, проблем, вопросов, которые в общем-то относятся к сфере морали, не оцениваются по шкале: "плохо / хорошо" - после чего вполне можно задавать следующий вопрос: "Почему плохо? Почему хорошо?". А осмысливаются с совершенно другой точки зрения - вот этой самой теории. И вот тогда уже - никаких вопросов: "Почему. " - уже не возникает.

И вообще - масса впечатлений.

Читается, с одной стороны, очень легко. Потому что текст достаточно простой. С другой стороны, - огромное количество информации на странице. Читаешь - а потом хоп! - мозги закипели, уже перенасыщены информацией.

Вторая часть - уже не настолько понравилась. Там политология. Но даже она - очень сильная!

Что еще интересно.
С некоторыми тезисами Веллера из второй части можно спорить. - на основе его же тезисов из первой части. :)

То есть во второй части - больше всяких "интерпретаций", на которые может быть другой взгляд. Но тем не менее - лучше всего основываться для их опровержения именно тезисами первой части.

В частности - о разводе в современом мире; о национализме в современных национальных пост-советстких государствах.

Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · Великий последний шанс · К последнему шансу · Моё дело · Пониматель · Всеобщая теория всего · Махно

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кассандра (книга)" в других словарях:

Кассандра Сальвиати — Cassandra Salviati … Википедия

Жестокий (книга) — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

А вот те шиш (книга) — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Долина Идолов (книга) — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Забытая погремушка (книга) — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Кавалерийский марш (книга) — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Короткая проза (книга) — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Ножик Сережи Довлатова (книга) — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Ножик Серёжи Довлатова (книга) — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Памятник Дантесу (книга) — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Михаил Веллер - Кассандра

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Кассандра"

Описание и краткое содержание "Кассандра" читать бесплатно онлайн.

Продуктивная система может быть структурирующей и деструктурирующей. (Для простоты слова можно сказать – конструктивной и деструктивной.) Главное – в любом случае продуктивная система пере-структурирует Бытие-вне-нас.

Заметим, что ни кон-структурирующая, ни де-структурирующая система в чистом виде не существует. Чтобы структурировать дом, мы деструктурируем дерево – убиваем, рубим, ошкуриваем ствол и т. д. Чтобы деструктурировать дерево – из железной руды и деревянного обломка кон-структурируем топор.

Классифицируется система по преобладанию конструктивного или деструктивного начала.

Если мы рассматриваем Бытие как эволюцию систем от простых к сложным -физических, геологических, биологических, социальных – то как результирующий вектор однозначно прослеживается конструктивная сущность системы. В общем и среднем конструктивное начало преобладает над деструктивным.

Государство есть наиболее сложная, общая система, сегодняшний венец эволюции как системообразования.

С другой стороны, государство входит в общую системы Бытия, как входит в нее вообще все.

Суть и основная бытийная функция государства – дальнейшее и все более сложное структурирование Бытия, точнее – Бытия-вне-нас.

На уровне вообще Бытия появление и наличие государства обусловлено энергоэволюцией Вселенной, разворачивающейся по линии усложнения системообразования и нарастания энергопреобразования. Посредством государства люди совершают все большие действия.

На уровне психологическом, субъективном, индивидуальном уровне монад, появление и наличие государства обусловлено внутренне присущей человеку потребностью переживать больше разнообразных ощущений и совершать больше максимально возможных действий, полнее реализовывать инстинкт жизни.

Экономический, социальный, политический и прочие уровни существования государства обусловлены вышеназванными двумя и проистекают из них. Они не являются базовыми, фундаментными, всеопределяющими, первичными. Они -следствия из первых двух, базовых. Они как бы находятся между ними.

Государство в целом, государство как система, каковой оно и является, может быть понято лишь при учете двух своих базовых уровней. Так шкала линейки имеет левую и правую ограничивающие риски, крайние метки отсчета. Так пластины аккумулятора расположены между крайними, укрепляющими и конечными, обкладками.


18. Происхождение государства и семья

В принципе может быть семья без государства – отшельники-хуторяне с натуральным хозяйством, и государство без семьи – Запорожская Сечь.

Нельзя рисовать восходящую линию социальной эволюции как: семья-род-племя-союз-государство. Временные семьи есть у всех животных, а у многих – постоянные, на всю жизнь. В Спарте роль семьи была сведена к простому упорядоченному деторождению, а государство было сильное и долговечное.

Были семьи моногамные, полигамные, групповые простые и с разнообразными видами внутренней перекрестное – не суть важно.

И вряд ли правильно объявлять моногамную семью более совершенной, чем прочие. Ислам с его четырехженством достиг немалых вершин цивилизации, а вороны с их моногамией цивилизации так и не создали.

Семья – биологическая система, обусловленная двуполостью вида. В государстве люди друг друга имеют только в переносном смысле.

Семья для государства – все равно что личное хозяйство колхозника для колхоза как системы: хорошо бы эти личные хозяйства отобрать и заставить всех пахать исключительно на колхозном поле. Да не получается. Платон создал дивную модель идеального государства без семьи, но внедрить не сумел, хотя бегал с этой идеей по всей Греции, пока впечатлившийся Дионисий не законопатил его на рудники.

И семья, и государство – системы. И в той, и в другой человек вступает в ролевые отношения. И в той, и в другой больше пашет, разделяя функции. Только семья попроще, а государство посложнее, и государство состоит из семей. Эта аналогичность многих думателей сбивала с толку, и они выводили сложное из простого.

Чем семья всегда раздражала государство? Тем, что отсасывала часть энергии, которую государство хотело бы употреблять целиком на собственные нужды. Поэтому государство то и дело норовило объявлять государственное выше семейного, т. е. личного. В идеале государство стремилось к казарме. Что никогда толком не получалось, но определенные успехи были.

Ставим чистый опыт. Берем одного мужчину и одну женщину и суем их в ландшафт средней суровости и плодородности. И они мгновенно образуют систему. Как биологическую, так и в более широком смысле слова вообще продуктивную. Он убивает мамонта, строит хижину и охраняет семью – она жарит мясо, шьет из шкур одежду и воспитывает детей. Через два поколения семья превращается в род, еще через три – род превращается в племя. Возникает соперничество, споры – все самореализуются и самоутверждаются как могут. Возникает иерархия и ролевое распределение функций. Возникает простейший закон. Появляется вождь, а при нем – советник, он же шаман, он же консильоре, он же премьер-министр. Возникает группа перворанговых охотников-воинов. И домочадцы любого мужчины подчиняются уже не только главе семьи, но также – и во всех главных вопросах в первую очередь – закону и вождю. Роль отношений в семье начинает уменьшаться – роль внесемейных, внешних отношений в разросшейся, усложнившейся системе начинает увеличиваться. Когда и на кого охотиться, с кем воевать или от кого убегать решает уже не семья во главе с мужем, а прагосударство – совет мужчин во главе с вождем и в соответствии с законом, обычаем, прецедентами, опытом. Пра-государство снимает с первобытной семьи часть функций. Семья приобретает сугубо частный характер. Для совместных, системных, действий она уже не обязательна. Для обороны перед лицом врагов или охоты на носорога большая семья уже не обязательна, преимуществ не имеет. И возникает принципиальная тенденция к упрощению семьи как системы – тенденция перехода к моногамии. Возобладать эта тенденция может отнюдь не быстро – но она имеется и постепенно проявляется.

И проделывает путь наша семья от большого, о трех поколениях, скопища народа до семьи не только моногамной, но и малодетной, но и вовсе бездетной, но и матерей-одиночек, и это в глазах всех становится обычным и нормальным. В системе государства ты обретаешь и секс, и защиту, и благосостояние, и самореализацию.

Кому увы, кому ах.

Но, повторяем, выводить происхождение государства из семьи – это то же самое, что выводить происхождение государства из сперматозоида или ДНК. Тогда уж прямо из Большого Взрыва. Поступенчатое усложнение систем -бесспорно и очевидно. Конкретно нас интересует, как оно образуется из уже готовых людей, каков механизм и смысл этого образования. То есть: после того – не означает вследствие того.

Государство есть следствие семьи лишь на историческо-биологическом уровне: люди размножились. Системообразующие монады в достатке появились.

Чистый опыт, вариант два. Взяли кучу женщин и поселили в том же ландшафте. И дали им банк спермы. Причем такой, чтобы рождались только девочки. И что?

И будет государство.

Вариант три: куча мужчин и инкубатор. Результат? Опять же государство, только не женщин, а мужчин.

Принципиальное происхождение государства – не в расширении семьи. А в той программе вступания в социальные отношения, которая, если можно так выразиться, заложена в человеке.


Михаил Веллер в Нью-Йорке не новичок. Лет пять назад, когда он впервые выступил перед читателями, его еще мало кто знал. Впечатленная его эрудицией, остроумием, публика бросилась раскупать его книжки: “Ножик Сережи Довлатова”, “Легенды Невского проспекта”, “Фантазии Невского проспекта”, “Запоминатель”, “Самовар”, “Приключения майора Звягина” — все, что было в продаже. Фундаментальный труд “Все о жизни” тогда еще не вышел.

Веллер — нелегкий собеседник, но присущее ему чувство юмора сглаживало острые углы. Зимой 2001 года мы встретились в маленьком бруклинском кафе, где тогда разрешалось курить расстались вполне дружелюбно. В августе этого года, на встрече в бруклинской синагоге “Си-Бриз”, он “к слову” вспомнил известную фразу, что в критики идут писатели-неудачники. И тем обозначил межу между нами, журналистами, и собой.

Если Веллер-писатель становится все более и более лаконичным, чтоб не сказать афористичным, Веллер-рассказчик, напротив, тяготеет к эпосу… Рассказ ведет от печки: подробно, гладко (по собственному выражению занудливо). Никаких бумажек — память феноменальная.

Вскользь заметил, что искусство письма и устного рассказа — принципиально разные вещи. Оценили… Дружески лягнул Фазиля Искандера, который хоть и пишет здорово, но вместе двух слов не свяжет. Не каждому дано.

Публика млеет от восторга.

“Для разогрева” рассказал пару сюжетов из будущей книги “Легенды Арбата”, которую ему заказал Союз правых сил. Обидно стало, что о Невском (проспекте) есть легенды, а об Арбате — нет.

С тех пор пять месяцев в году писатель проводит в Москве, а остальные семь — в своем любимом Таллинне, где ему даже на шашлыки некого пригласить…

Сюжет о том, как Ельцину организовывали рыбалку в Иркутской области, новизной не блещет. Брежневская охота на зубров, кабанов, медведей, равно как и правительственные рыбалки — многократно описывались. Идиотизм совковой жизни в особой фантазии не нуждается. Ну, разве чуть-чуть. В исполнении автора, однако, эта незатейливая история прозвучала. Рассказывать Веллер умеет.

Я бы назвала веллеровский стиль “псевдодокументальным”.

Механика простая: берется факт общественной жизни более или менее известный. Имена берутся тоже подлинные, небезызвестные. Даты, единицы архивного хранения — все как положено. Когда читатель уже заглотал эту наживку, автор дает волю фантазии, оставляя беднягу мучиться в догадках: так это было, черт возьми, или не было.

Начал Велер с доверительного признания, что “задний ум” (которым, как известно, крепок каждый из нас) для писателя — самый что ни на есть рабочий. После чего угостил аудиторию созданным “задним умом” рассказом о том, как ОВИР выпустил невыездного советского еврея Симона Левина на свидание к дяде в Париж. Не из жалости (какая там жалость у ОВИРа), а после вмешательства президента Де Голля в качестве частного лица. Это что же получается? Буш или Тони Блэр или Ширак могут воспользоваться “телефонным правом”, чтоб протолкнуть своего человечка на теплое местечко как частные лица, каковыми они становятся, когда набирают телефонный номер абонента? Абсурд! Господи, я забыла, это же Веллер! Опять навешал лапшу на уши.

Рассказы из этой серии предназначены для “сюжетной” публики. (По Веллеру, публика бывает “сюжетная” и “несюжетная”. Первой подавай занимательные истории, вторую хлебом не корми — дай позадавать вопросы, подискутировать).

Примерно через час включилась “несюжетная” публика..

Сначала вопросы задавали с места, потом стали передавать записочки. Веллер зачитывал их вслух. Среди прочих была и такая: “Вы — наше национальное достояние”. Не слабо.

Первый вопрос Веллеру очень понравился:

— Всегда ли реакция читателей на ваши произведения совпадает с вашей собственной?

— Совпадают очень редко. Реакция читателей бывает не просто неадекватной, но очень часто — непредсказуемой…

— Выживет ли Израиль в ближайшие десять лет?

— Клинический прогноз неблагоприятный. Если бы по главе Израиля стояли такие же люди, как в 70-х, этой проблемы не существовало вообще. Узников не выпускали бы из тюрем потому, что их туда бы не довозили.

В своих политических и социальных воззрениях Веллер — крайний справа. Он не только не скрывает это, но всячески декларирует. В прошлом году он дал интервью Михаилу Бузукашвили на местном русском радио. Бузукашвили просто оторопь взяла от веллеровских антитеррористических рекомендаций. Политкорректность ему ненавистна, либерализм вызывает презрение. Эта позиция заслуживает уважения: я разделяю его непопулярные взгляды на борьбу с терроризмом, с исламским экстремизмом, хоть и понимаю, как мало надежды на их осуществление в нашем цивилизованном обществе. Именно в силу его цивилизованности. Я была за введение смертной казни, на которую тогдашний губернатор Марио Куомо накладывал бесконечные вето. Я возмущалась уравнением в правах гомосексуалистов и лесбиянок с гетеросексуалами, когда такие заявления являлись не просто неприличными, но приравнивались к расистским. Не прошло и десяти лет, как смертная казнь в штате Нью-Йорк была введена, а сожительство однополых было признано легитимным. В первом случае здравый смысл возобладал, во втором — нет. Или пока нет. Сколько лет или десятилетий человечество будет наблюдать эту содомию, прежде чем понять, что она ведет к его физическому вырождению? Маятник должен качнуться в обратную сторону. Но когда? У человечества нет времени на раскачку и осознание. Оно находится в цейтноте.

Об этом — только вышедшая книга Веллера “Кассандра”. Меньше всего ее можно отнести к жанру беллетристики. Это — свод общих положений, изложенных в популярной форме: от концепции человека — до культуры, как знаковой системы. Иными словами все, что мы замечали вокруг себя и что вызывало наше раздражение, все издержки демократического общества, в которых заложена его будущая гибель, Веллер собрал, систематизировал и разложил по полочкам. Тут и гибель Запада, и 40 тезисов в осуждении убийства, и фашизм, и грех, и общественное мнение и много еще чего. Собственно, ничего нового в этой книге нет, но собранные вместе эти факты пугают, ибо представлены во взаимосвязи. Вывод однозначен: либо человечество будет действовать теми же методами, что экстремисты, либо оно погибнет. В этом смысле “Кассандру” можно рассматривать как сборник пророчеств. Европейская цивилизация неуклонно движется к вырождению и гибели. Беспомощная, пресытившаяся, исчерпавшая свой энергетический потенциал, она падет под натиском более молодой, агрессивной, фанатичной исламской, как некогда Рим пал под напором варваров. Не нужно обольщаться: то, что происходит сегодня — это не борьба с исламскими террористами, с Аль-Каедой, “Хезболлой” или еще с кем-то, — это война цивилизаций. Война не на жизнь, а насмерть. И если человечество это не поняло — тем хуже для него…

“Как только террорист осознает, что любой акт террора мгновенно влечет за собой аналогичный ответ в десятикратном размере — и ничего нового — он мгновенно перестает быть террористом. Убить одного чужого — значит убить десять своих. Гуманизм по отношению к варварам ослабляет тебя и усиливает его. Потому что сила — это не то, что обладает всеми атрибутами силы, а то, что любой ценой способно добиться своего”.

(М.Веллер. “Кассандра” С.-П. 2003 стр. 150-151)

Меня особенно впечатлила эта пропорция: один к десяти. Я бы уже удовлетворилась на счет: один к одному. Око за око. Как сказано в Библии.

— Что нужно, чтобы спасти цивилизацию?

— Нужна сильная, жесткая личность с безграничными полномочиями, личность, дорвавшаяся до вершины власти.

— Может ли Путин помочь России?

— Мог бы, если бы обладал всей полнотой власти. Но реально он обладает 10-15 процентами. Если поголовно заменить олигархов-евреев на олигархов-русских — положение в стране это не изменит.

— Как вы относитесь к гомосексуализму?

— Сдвиг в сторону стирания разницы между полами — это сдвиг к гибели, бесплодию, исчезновению. Врожденный гомосексуализм “трех процентов” это брак природы, этому можно посочувствовать. Гомосексуализм тюрьмы — вынужденный. Но уравнять патологию в правах с нормой — значит разрушить норму.

Уже разрушили. Начали с защиты гражданских прав дискриминируемого сексуального меньшинства, а кончили законными браками и венчанием. Начали с двуличного “не спрашиваем — не отвечай”, а кончили назначением открытого гомосексуалиста главой епископальной церкви.

В этот день интервью не состоялось: Веллер устал и спешил домой к жене и дочке. Договорились, что он ответить на мои вопросы по телефону.

Позвонив на следующий день, я уточнила: считает ли он, что для борьбы с терроризмом нужна диктатура?

— Я не называл этого слова, — возразил Веллер, — оно имеет негативную стилистическую окраску. Разве мы можем назвать диктаторами Рузвельта, де Голля? Диктатура сама по себе не является панацеей. Сильная власть в борьбе с терроризмом — условие необходимое, но недостаточное. Нужен целый ряд факторов: экономических, политических, всяких.

Меня, признаться, несколько удивила эта терминологическая осторожность. Как ни называй диктатуру: власть сильной руки или сильная рука власти — смысл от этого не изменится. Но открыто объявить себя сторонником диктатуры Веллер все-таки не хочет… Этак его могут обвинить в симпатиях к сталинизму. Сталин, как известно, решил чеченскую проблему за 24 часа. Вот тут и кроется закавыка: с одной стороны мы все-таки числим себя демократами, с другой стороны понимаем, что с терроризмом в белых перчатках бороться как-то несподручно. Но и сбросить их духу не хватает.

Следующий мой вопрос отразил эти сомнение.

— Но если западная цивилизация начнет действовать по вашим рецептам, она перестанет быть цивилизацией. Может ли один человек диктовать свою волю всему миру? И вправе ли Америка, Израиль или Россия действовать без оглядки на мировое сообщество без риска подвергнуться остракизму?

— Мировое сообщество — это то, что мы позволяем ему. Мировое сообщество промолчит. Ему нужны страны, которые его кормят. Почему нас должно волновать, что скажут эти нахлебники и паразиты? Всегда есть кто-то, кто живет за ваш счет и при этом учит, как вам надо себя вести. Мы нашу цивилизацию уже построили им еще строить и строить.

Его бы слова да Бушу в уши. Путин, сгоряча пообещавший “топить террористов в сортире”, тоже проигрывает им одну битву за другой.

“Они сильны духом. Каждый день жертвуют собой, уничтожая тех, кого считают врагами. Они готовы уничтожить нас всех. Мы их — нет. Побеждая, мы щадим их и оставляем возможность реванша в бесчисленный раз. Победив, они не пощадят нас и реванша не будет”.

“Кассандра”, стр. 169

Кассандра — в греческой мифологии — дочь царя Трои Приама, получившая от Апполона дар предвидения. Но она отвергла любовь Апполона, и он в отместку лишил людей веры в ее пророческий дар. Все пророчества Кассандры сбывались, но люди ей перестали верить. Из-за этого произошла Троянская война и пала Троя.

Прозаик Михаил Веллер, наступив на горло своей Музе, добровольно взвалил на себя миссию Кассандры, зная наперед, что его пророчества будут гласом вопиющего в пустыне.

Читайте также: