Договор аутсорсинга питания в школе

Обновлено: 05.07.2024

Договор аутсорсинга — это документ, по которому привлеченные исполнителем специалисты оказывают услуги заказчику.

Для чего используют аутсорсинг

Сделка — соглашение аутсорсинга — это аналог подряда или возмездного оказания услуг. Отличие в том, что исполнитель не лично выполняет работы, а с привлечением сторонних специалистов. Фактически заказчик поручает иной организации выполнить работу в своих интересах.

Обычно по таким соглашениям оказывают услуги, на которых организация лично не специализируется: юридические, бухгалтерские, подбор персонала, клининг, сборка мебели и пр.

К таким сделкам прибегают, если держать в штате постоянного сотрудника не выгодно, и работа не постоянна.

Виды аутсорсинга

Разновидности сделок не ограничены законом.

Допустимо смешение правовых норм в одном документе:

  • подряд;
  • абонентское соглашение, если исполнитель работает по заявкам;
  • возмездное оказание услуг и пр.
  • договор на сборку мебели по аутсорсингу;
  • бухгалтерские услуги;
  • юридическое сопровождение;
  • грузоперевозки;
  • уборка;
  • ремонтные работы;
  • курьеры;
  • предоставление персонала.

Особенно распространен договор услуг аутсорсинга персонала — аутстаффинг.

Что учесть в договоре аутсорсинга

Согласуйте в тексте положения:

  1. Предмет контракта. Опишите, что обязуется делать аутсорсер.
  2. Сроки. Определите конечную дату или даты для отдельных этапов.
  3. Порядок направления заявок, если соглашение абонентское. Рекомендуем согласовать единую форму заявки.
  4. Цену контракта и порядок оплаты.
  5. Ответственность сторон.

Если единая форма заявок в абонентском контракте не установлена, составляйте ее в свободной форме.

Вот, например, как правильно писать заявку аутсорсингу на озеленение:

  1. Укажите основание заявки — дату и номер контракта.
  2. Укажите площадь работ, иные характеристики: способ выполнения работ, допустимые материалы и пр.
  3. Укажите дату, к которой необходимо выполнить заявку.
  4. Поставьте дату и подпись.

Если порядок направления заявок не прописан, направьте ее по реквизитам из договора: на электронную почту, через сайт, нарочно и пр. Если порядок согласован сторонами, направляйте в согласованном порядке.

Важные моменты в договоре

Предмет сделки указывать обязательно. Если не прописать, что именно обязан делать аутсорсер, контракт ничтожен ( ст. 432 ГК РФ ).

В отношении заемного труда имейте в виду: заемный труд запрещен трудовым законодательством (ст. 56.1 ТК РФ).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как соотносятся аутсорсинг, аутстаффинг и заемный труд. Используйте эти инструкции бесплатно.

Порядок составления договора

Текст соглашения разрабатывает одна из сторон, обычно аутсорсер. Основные моменты и существенные условия согласуют путем переговоров. Если соглашение не достигнуто, участники вправе подписать контракт с протоколом разногласий.

Рекомендуем утвердить в организации положение по аутсорсингу по типу локального нормативного акта, указав основные моменты по работе с контрагентами. Это позволит проработать единую политику в компании по таким взаимоотношениям.

Регистрировать контракт не требуется, нотариальное заверение не обязательно.

Образец договора аутсорсинга

1.2. Предметом является передача Заказчиком аутсорсеру непрофильных функций.

1.4. За оказание услуг Заказчик уплачивает Исполнителю вознаграждение.

2. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ


2.1. Вознаграждение Исполнителя составляет _______ (_________) рублей, включая НДС ________% в размере _____ (________) рублей.

2.2. Вознаграждение уплачивается ежемесячно до ___ числа текущего месяца.

2.3. Вознаграждение уплачивается путем перечисления суммы, указанной в п. 2.1, на расчетный счет Исполнителя.

3. СРОК ДЕЙСТВИЯ

3.2. Настоящий контракт может быть расторгнут в любое время по инициативе каждой из Сторон с обязательным предупреждением другой Стороны за ____ (_____) рабочих дней до его расторжения.

3.3. Если ни одна из Сторон не заявит о своем желании расторгнуть настоящий контакт за ___ (______) дней до окончания срока действия, настоящий контракт считается пролонгированным на следующий _______ на тех же условиях.

3.4. Все изменения и дополнения, а также порядок расторжения считаются действительными при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями обеих Сторон.

Полноценное питание в школах является залогом нормального умственного и физического развития ребенка. Создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы в нем организаций общественного питания, контроль их работы относятся к компетенции образовательного учреждения.

Организовать питание учащихся образовательное учреждение может самостоятельно (если оно содержит собственную столовую и соответствующий штат специалистов) либо может привлечь стороннюю организацию в порядке аутсорсинга.

Аутсорсинг – это передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области. Выбор аутсорсера по оказанию услуг питания учащихся обусловлен мероприятиями, связанными с передачей непрофильных функций образовательного учреждения специализированным организациям.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации право кормить школьников можно выиграть на государственных торгах, предложив лучшее качество, более низкую цену и доказав свою компетенцию в этой нише. Претендующий на заключение государственного или муниципального контракта может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения.

Основными требованиями при выборе специализированной организации являются: наличие опыта работы в организации детского дошкольного и/или школьного питания, квалифицированных специалистов, обеспечение гарантии качества и безопасности выпускаемой продукции посредством организации и проведения производственного контроля, наличие достаточной материально-технической базы, специализированного автотранспорта для перевозки скоропортящихся грузов и готовой продукции, наличие положительной репутации в сфере общественного питания.

С 2008 года введены в действие СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования". Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Такими организациями могут быть:
- базовые организации школьного питания (комбинаты на базе школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), осуществляющие закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
- доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
- столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
- буфеты-раздаточные, реализующие готовые блюда, кулинарные, мучные кондитерские и булочные изделия.

Данными организациями должны выполняться требования к их размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям, к санитарно-техническому обеспечению, оборудованию, инвентарю, посуде и таре, к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды, организации здорового питания и формированию примерного меню, организации обслуживания обучающихся горячим питанием, к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции, профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, условиям труда персонала и др.

На основании рациона питания юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, разрабатывается примерное меню, которое согласовывается с руководителем образовательного учреждения и Управлением Роспотребнадзора.

Аутсорсинг может рассматриваться как один из механизмов обеспечения доступа негосударственных поставщиков к оказанию услуг в социальной сфере за счет бюджетных средств. И такая практика у государственных (муниципальных) учреждений уже есть. Однако для применения данного инструмента существуют некоторые правовые ограничения. Кроме того, целесообразность внедрения подобной практики нуждается в критическом анализе. Этим вопросам и посвящена настоящая статья.

Вместе с тем на практике существует еще одно толкование аутсорсинга применительно к государственным (муниципальным) учреждениям. Под ним понимается передача негосударственным поставщикам не тех функций, которые являются вспомогательными либо обеспечивают оказание услуг самим учреждением (допустим, клининг или питание), а всего процесса предоставления услуг клиентским группам. Скажем, получив государственное задание на проведение трех мероприятий в сфере молодежной политики, два из них учреждение организует само, а услуги по проведению третьего мероприятия закупает у негосударственного поставщика.

Примеры передачи услуг сторонним исполнителям.

Когда государственное (муниципальное) учреждение передает на аутсорсинг часть задания, установленного для него учредителем, может нарушаться норма федерального законодательства о защите конкуренции – она запрещает совмещать функции органов государственной власти (органов местного самоуправления) и хозяйствующих субъектов (за исключением случаев, установленных федеральными законами) [3] . В ситуации, когда учреждение отдает часть своего задания другому поставщику, оно начинает не само оказывать услугу, а организовывать ее предоставление, что уже относится к функциям учредителя (органа власти). Таким образом, происходит совмещение функций учреждения как хозяйствующего субъекта и органа власти.

Исключениями же, установленными в федеральных законах, являются только случаи, когда учреждение реализует полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа госвласти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме (например, образовательное учреждение выплачивает стипендию обучающимся) [4] .

Нарушение может иметь место и тогда, когда учреждение передает на аутсорсинг услуги, на оказание которых оно получает субсидию на иные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Подобные субсидии предоставляются учреждениям на основании абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

В настоящее время уже сформировалась практика ФАС по выявлению подобных нарушений, а суды различных инстанций при оспаривании соответствующих решений антимонопольного органа неизменно встают на его сторону [5] . Проанализировав решения ФАС и судебные решения, выделим несколько случаев.

Аутсорсинг услуг в рамках задания.

1. Во Владивостоке муниципальное автономное учреждение культуры (социально-культурный центр) в рамках выполнения задания заключало договоры с юридическими лицами и ИП. Предметом договоров было оказание услуг по организации и проведению массовых праздников и мероприятий, в том числе их техническое, информационное и рекламное обеспечение. ФАС сочла, что учреждение осуществляло полномочие своего учредителя (городской администрации) по решению такого вопроса местного значения, как создание условий для организации досуга жителей городского округа [7] отдельный акцент был сделан на том, что учреждение заключало договоры без проведения конкурентных процедур.

При этом суд указал, что предметом закупок учреждения могут быть работы или услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей самого учреждения, то есть когда учреждение само является потребителем этих работ или услуг. В рассматриваемом случае учреждение обязано было самостоятельно осуществлять все работы, связанные с выполнением государственного задания, а при отсутствии такой возможности оно не вправе привлекать для его выполнения сторонних лиц.

Доводам учреждения о наличии объективных причин для передачи сторонним исполнителям части оказания услуг по госзаданию в связи с недостаточностью кадрового состава учреждения и его материально-технического обеспечения суд дал жесткую оценку. По его мнению, отсутствие у учреждения достаточных ресурсов для освоения выделенной на выполнение задания субсидии свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления учреждению этой субсидии.

Аутсорсинг услуг вне рамок задания.

1. В Сыктывкаре муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей (школа искусств) получило субсидию на цели, не связанные с выполнением задания: на организацию и проведение общегородских, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Для этого учреждение заключило договоры с несколькими исполнителями на изготовление и доставку зимней горки, поставку светового оборудования, обустройство новогодних городков и т. д. ФАС решила, что АУ было наделено функциями органа местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения [9] .

Передача государственными (муниципальными) учреждениями услуг, оказываемых населению, на аутсорсинг негосударственным поставщикам крайне уязвима с правовой точки зрения.

2. В Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ) муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (лицей) получило субсидию на цели, не связанные с выполнением задания (проведение на базе лицея торжественных мероприятий, посвященных 100-летию В. И. Муравленко). Средства субсидии учреждение направило на оплату по договорам, заключенным с различными организациями и ИП, например, на изготовление и поставку выставочного оборудования, организацию питания участников мероприятий. Антимонопольная служба сочла, что лицей удовлетворял не свои нужды, обусловленные оказанием образовательных услуг в рамках уставной деятельности, а нужды администрации как самостоятельного органа местного самоуправления, наделенного статусом муниципального заказчика [10] .

Кто попадает в зону риска?

Примечательно, что все приведенные случаи проверок ФАС и последующих судебных разбирательств относятся к автономным учреждениям, а большинство из них – еще и к отрасли культуры. Видимо, это связано с двумя обстоятельствами.

Во-вторых, культурные мероприятия, особенно масштабные и емкие по вкладываемым в них бюджетным ресурсам, как правило, всегда на виду и могут вызывать неоднозначный резонанс. Это повышает вероятность получения контролирующими органами соответствующих обращений от лиц, которые по тем или иным причинам критически настроены по отношению к конкретным учреждениям и (или) их учредителям.

Когда услуги можно передавать на аутсорсинг?

Но одна правовая возможность для применения аутсорсинга услуг все же есть. Согласно официальной позиции Минфина казенные учреждения не являются хозяйствующими субъектами в том смысле, в котором последние понимаются в федеральном законодательстве о защите конкуренции, – даже когда казенные учреждения оказывают платные услуги [13] . При этом по правовому статусу указанные учреждения очень близки к органам государственной власти (государственным органам) и органам местного самоуправления (муниципальным органам) (п. 11 ст. 161 БК РФ).

Иными словами, если договор с негосударственным поставщиком на оказание услуг населению заключает именно казенное учреждение, никакого совмещения функций органа государственной власти (органа местного самоуправления) и хозяйствующего субъекта не происходит, следовательно, нарушения федерального законодательства о защите конкуренции нет. Поэтому безопасно передавать на аутсорсинг услуги, оказываемые населению, могут только казенные учреждения, но и для них безопасность относительна (не факт, что суды безоговорочно примут обозначенную выше позицию Минфина). В свою очередь, подобная практика, используемая автономными и бюджетными учреждениями, вызовет обоснованные возражения ФАС и они, скорее всего, будут поддержаны судами.

Если АУ закупает у негосударственного поставщика услуги, которые, с одной стороны, не соотносятся с установленными полномочиями его учредителя, а с другой – не присутствуют в государственном (муниципальном) задании, законодательство о защите конкуренции не будет нарушено.

Впрочем, если автономное или бюджетное учреждение закупает у негосударственного поставщика услуги, которые, с одной стороны, не соотносятся с установленными полномочиями его учредителя (органа государственной власти или местного самоуправления), а с другой – не присутствуют в государственном (муниципальном) задании учреждения, федеральное законодательство о защите конкуренции здесь не будет нарушено. Ведь учреждение не передает негосударственному поставщику те услуги, оказывать которые ему поручил учредитель в рамках реализации своих полномочий.

Такие закупки могут оплачиваться и бюджетными средствами. Например, в июле 2017 года за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (университет, Тверь) провело электронный аукцион [16] на оказание услуг по организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами в Крыму. В аукционе приняло участие одно ООО, с которым и был заключен контракт на сумму, равную начальной (максимальной) цене, – 1,4 млн руб. При этом в государственное задание учреждению на 2017 год включены только образовательные услуги (реализация программ бакалавриата, магистратуры, специалитета, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и т. д.). Ничего о культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работе в самом задании не говорится. Поэтому в данной ситуации учреждение самостоятельно оказывает образовательные услуги, установленные для него в задании, никому их не передает, но имеет возможность использовать часть средств субсидии на госзадание для развлечения, оздоровления и вовлечения в занятия физкультурой своих студентов.

Если учреждение самостоятельно оказывает услуги, установленные в задании, никому их не передает, но при этом имеет возможность использовать часть субсидии на госзадание для удовлетворения иных нужд своей клиентской группы, закупка услуг в этой части допускается.

Несмотря на уязвимость правовой конструкции, в рамках которой автономные и бюджетные учреждения передают оказание услуг другим поставщикам, эта практика достаточно распространена. В следующем номере журнала мы продолжим эту тему – рассмотрим опыт использования аутсорсинга услуг в различных отраслях социальной сферы и проанализируем его целесообразность.

[7] Постановление АС ДВО от 31.05.2016 № Ф03-1845/2016 по делу № А51-24402/2015.

[8] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 № 17АП-4127/2017-АК по делу № А50-9657/2016.

[9] Пункт 20 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении, Постановление АС ВВО от 11.11.2014 по делу № А29-6852/2013.

[10] Постановление АС ЗСО от 05.11.2014 по делу № А81-5082/2013.

[11] Постановление АС УО от 03.06.2015 № Ф09-3062/15 по делу № А50-15982/2014.

[13] Письмо Минфина РФ от 25.03.2013 № 02-13-11/9371, п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции.

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города

Несмотря на то, что аутсорсинг в российском образовании (и вообще в бюджетной сфере) был вещью малознакомой и польза его была не очевидна, в 2009 году федеральные власти решили, что настала пора бюджетным организациям познакомиться с ним вплотную и научиться извлекать из этого пользу. Сначала передача непрофильных функций специализированным организациям была обозначена Посланием Президента Федеральному собранию, а уже летом 2010-го это было отражено в Программе правительства по повышению эффективности бюджетных расходов. Соответственно, тем же школам пришлось привыкать к новой для них реальности.

В конце 2011 года первый пилотный проект был запущен нами, т.е. компанией Интеркомп ЦБУ, на базе Восточного административного округа при поддержке Департамента образования города Москвы (ДОгМ). Нам были переданы на обслуживание 20 образовательных учреждений, и там мы столкнулись, естественно, с существенными проблемами. Во-первых, в них требовалось срочное и серьезное восстановление бухгалтерского учета. А во-вторых, руководители ряда учреждений ожидаемо устраивали саботаж, пытаясь сорвать проект.

Тем не менее, благодаря профессиональному подходу сотрудников Интеркомп ЦБУ, мы успешно преодолели все трения, и в 2013 году показали наивысшие результаты по сдаче годовой отчетности, чем заслужила уважение и доверия Департамента образования г. Москвы. В том же году наша компания начала тиражировать этот опыт, а также успешно реализовала проект по переводу учреждений различных учетных систем (Аверс, Эпсилон, МСС, Парус, Галактика и так далее) на автоматизированную систему учета 1С. Позже,

в 2014 году, мы приняли активное участие в реализации городского проекта по переводу бухгалтерии образовательных учреждений в общегородское облачное решение.

В чем состоит специфика аутсорсинга бюджетных учреждений

  • Основное отличие – бюджетный план счетов (приказ №183Н министерства Финансов РФ от 23.12.2010);
  • Предоставление нерегламентированной отчетности – порядка 15 ежемесячно и плюс 5 ежеквартально;
  • Применение льготного налогообложения;
  • Привязка к 44 ФЗ при заключении договоров;
  • Согласно Инструкции 33Н дополнительно формируется 26 отчетов (часть ежемесячно и полный пакет ежеквартально);
  • Жесточайший контроль (как внешних, так и внутренних контролирующих органов) за целевым использованием бюджетных ассигнований, что влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность руководителей;
  • До 30% рабочего времени, затрачиваемого на учреждение, уделяется коммуникациям.

В силу этой специфики в Интеркомп ЦБУ нет деления на направления бухгалтерского учета (АСС) и расчета зарплаты (Payroll), а также установлен двойной контроль по проверке совершенных операций и обрабатываемых документов, а также введен институт кураторства.

Это значит, что для каждого клиента определен куратор, в обязанности которого входит организация коммуникаций, курирование процессов связанных с выполнением доработок и изменением состава услуг, договорной работой и поддержка клиентов при внешних и внутренних проверках, вплоть до участия в судебных разбирательствах.

Такой подход существенно улучшает коммуникации как с клиентами, так и внутри компании и как следствие повышает качество предоставляемой услуги. За два последних года мы получили уже более 300 благодарственных писем и положительных отзывов со стороны клиентов и Государственного распорядителя бюджетных средств.

Какие виды услуг можно передать на аутсорсинг для оптимизации затрат

На одном из семинаров-совещаний ГКУ Дирекции ДОгМ по вопросам финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, был озвучен Перечень унифицированных из 58 объектов закупок услуг для образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных ДОгМ на 2016 год.

Итак, как выглядит ТОП-10 из этого перечня:

  1. Услуги по ведению бухгалтерского учета
  2. Услуги по техническому обслуживанию систем оповещения
  3. Услуги по обслуживанию инженерных систем
  4. Услуги по очистке и дезинфекции вентиляции
  5. Услуги по разработке проектно-сметной документации
  6. Услуги по вывозу ТБО и ГКМ
  7. Услуги по уборке внутренних помещений
  8. Услуги по уборке прилегающей территории
  9. Услуги по мойке окон с применением промышленного альпинизма
  10. Услуги по дезинсекции и дератизации.

Обратите внимание, что бухгалтерский учет (с которым почти всегда масса сложностей в бюджетных учреждениях) возглавляет этот импровизированный перечень.

К слову сказать, что круг передаваемой на аутсорсинг деятельности постепенно расширяется. Например, Интеркомп ЦБУ изначально предоставляла только два вида услуг, а на сегодняшний наш список услуг представляет собой полный комплекс поддержки финансово–хозяйственной деятельности бюджетного сектора и включает порядка восьми основных позиций, плюс дополнительные. В первую очередь это бухгалтерское обслуживание, кадровое делопроизводство, юридическое сопровождение, консультационные услуги по закупочной деятельности и работе с системами торгов, инвентаризация и так далее.

Если же детально проанализировать тот список, то будет видно, что в перспективе на аутсорсинг будет передаваться все, что не относится напрямую к учебному процессу. Что, кстати, и принято в развитых странах.

Можно выделить три основных блока услуг, которые реально востребованы образовательными учреждениями:

  • АУТСОРСИНГ УЧЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
  • АУТСОРСИНГ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • АУТСОРСИНГ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ (уборка, ремонт, охрана и т.д.)

В разрезе данной статьи нас больше всего интересует аутсорсинг учетных процессов и административных функций. Данное направления аутсорсинга охватывает критически важные процессы учреждений:

  • Обеспечение бухгалтерского и кадрового учета с учетом требований законодательства в области бюджетного учета и поддержания планово-экономической деятельности
  • Расчет заработной платы для сотрудников и стипендий для учащихся
  • Юридическое сопровождение деятельности учреждения
  • Обеспечение закупочной деятельности
  • Инвентаризация имущества учреждения
  • Поддержка работ в единых информационных системах.

К слову сказать, мощный толчок развитию аутсорсинга учетных функций в образовательных учреждениях дала как раз успешная реализация упомянутого выше пилотного проекта, итоги которого были признаны успешными на уровне ГКУ Дирекции Департамента Образования.


Благодаря тому, что мы провели проверку состояния бухгалтерского и кадрового учета, восстановили недостающую документацию и успешно отладили все процессы учета и сдачи отчетности, пилотный проект перерос в масштабную компанию по передачи учетных процессов аутсорсинг-провайдерам.

Как оценить эффективность привлечения аутсорсинг-провайдера

Ключевым вопросом, стоящим перед руководителем учреждения, является определение целесообразности использования аутсорсинга и оценка эффективности работы подрядчика.

Целесообразность привлечения аутсорсинг-провайдера можно выяснить, оценив передаваемый процесс по нескольким критериям:

1) Формализуемость процедур передаваемого процесса

Т.е. возможность точной постановки задачи перед подрядчиком и формализованность требований по качеству, срокам исполнения и процедурам передаваемого процесса.

2) Возможность реализации передаваемого процесса аутсорсинг-провайдером

В данном случае необходимо обратить внимание на ресурсную базу потенциального подрядчика: наличие у него необходимых технических средств для выполнения работ, квалификацию и достаточность персонала, который будет задействован на выполнении работ по договору, наличие опыта при обслуживании по передаваемым процессам у схожих учреждений.

3) Экономическая целесообразность

А именно сопоставление стоимости контракта с затратами учреждения при самостоятельной реализации процесса силами собственных сотрудников.

В данном случае необходимо учитывать не только ФОТ сотрудников, но и налоговые отчисления, плюс косвенные затраты которые неизбежно возникнут в процессе выполнения работ. Также необходимо учесть время руководителя, которое тратится на контроль собственных сотрудников.

Отметим, что в случае привлечения провайдера контрольные процедуры отнимают существенно меньше времени руководителя организации, которому нужно будет лишь контролировать результат выполненных работ.

Важно! Политика Департамента образования г. Москвы предусматривает соблюдение правила: затраты на реализацию функции по ведению бухгалтерского учетане должны превышать 1% от общего объема финансирования.

4) Отсутствие юридических ограничений по привлечению подрядчика

Т.е. требований по лицензированию деятельности и наличию соответствующих лицензий у подрядчика, ограничений по доступу к документации или данным, которые могут быть использованы в процессе работы с подрядчиком.

Ключевым моментом в сотрудничестве с провайдером является условия договора обслуживания, в котором обязательно необходимо отразить детальный состав работ и расценки, по которым будут тарифицироваться услуги специалистов компании, а также сроки выполнения работ с момента направления заявки от учреждения. Кроме того, необходимо учесть требования соблюдения прав конечных потребителей и ответственность за несоблюдение условий договора.

А что говорят ведомства про аутсорсинг?

Если рассматривать на примере аутсорсинга учетных функций, то правовые основы привлечения внешней бухгалтерской компании установлены следующими нормативными документами:



Как видим, вывод бухгалтерского учета на аутсорсинг уже давно разрешен законодательством, и надо отметить, что вслед за Департаментом образования пилотные проекты по использованию аутсорсинга учетных функций в 2015 году были запущены уже в Департаменте культуры г. Москвы и Департаменте здравоохранения г. Москвы.

Осталось только оценить их результат, но для этого надо подождать наступления 2016 года.

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021).

Успейте записаться, пока есть места! Старт уже 1 марта, программа здесь.

Читайте также: