Серафимович город в степи краткое содержание

Обновлено: 28.06.2024

Для ее реализации нам необходимо было:

1. изучить имеющуюся критическую литературу;

2. проанализировать образы интеллигентов в романе.

1. Серафимович и его бессмертный роман

Писательская судьба Серафимовича, прожившего большую творческую жизнь, тесно связана с судьбой народа на длительном отрезке его истории – начиная с той поры, когда рабочий класс только пробуждался к борьбе, и кончая строительством социализма. На примере творчества Серафимовича мы особенно отчетливо видим преемственность нескольких литературных поколений. На произведения Серафимовича сочувственно откликнулись Г. Успенский, В. Короленко и Л.Толстой. О Серафимовиче как об учителе с благоговением вспоминали многие писатели. Среди них – М. Шолохов.

Серафимович был певцом рабочего класса. Со страниц его произведений, начиная с самых ранних, встают ярко, выразительно очерченные живые образы тружеников – изнемогающих от тяжелой работы, создающих свободное общество.

2 .1 Николай Николаевич Полынов

Центральные образы романа – кабатчик, а затем капиталист Захар Короедов и инженер Полынов. Художественное развитие их взаимоотношений и создает атмосферу расслоения города на классы и социальные прослойки.

Полынов, его жена, студент Петя, Катя Полынова – все это представители интеллигенции. Они занимают колеблющуюся позицию между вырастающим в капиталиста Короедовым и рабочими поселка.

Развитие Полынова идет именно от этой борьбы его самим собой, от желания искренне и хорошо относиться к рабочим, защищая, однако, интересы своих хозяев, к полному разрыву с первыми и окончательному подчинению капиталу. Весьма характерна сцена конфликта Полынова с рабочими. В ней дается начало сползания Полынова с позиций отвлеченного гуманизма на позицию защиты собственных интересов.

« - Здравствуйте, Николай Николаевич! Эта часть пути у вас в прекрасном состоянии.

Полынов слегка наклонил голову, точно говоря:

И так же сдержанно, точно подчеркивая разделяющую их черту, проговорил:

Это, считает А. Волков, уже, по сути дела, мысли лакея, готового к обиде, заранее обижающегося.

Встреча Полынова с собственником железной дороги и высшим ее высшим персоналом предваряет его последующее падение – положение слуги Короедова, создающего свой капитал грязными махинациями. Взаимоотношения Захара Короедова и Полынова образуют одну из главных линий в романе, развивающих его сюжет.

Еще будучи кабатчиком, Короедов заманивает Полынова, пытается приручить его любым путем, компрометируя его и в то же время подчиняя своей власти. Такое отношение Короедова к Полынову проходит сквозь весь роман, пока не заканчивается падением Полынова.

Хронологические рамки романа охватывают примерно два десятилетия. Подрастает младшее поколение – Сергей Короедов и Катя Полынова, старятся Захар Короедов, Полынов и его жена. Подъем освободительной борьбы, относящийся, видимо, к концу 90-хт – началу 900-х годов, сменяется общественным упадком и ренегатством интеллигенции после поражения революции 1905 г. Естественно, что уложить широкое социальное содержание в рамки большого по объему романа было необычайно трудно и потребовало от писателя некоторых художественных жертв. Масштабы задуманного Серафимовичем произведения вынудили его прибегать к хронологическим паузам в обрисовке своих персонажей.

Образ студента Пети, а затем интеллигентного мещанина Петра Ивановича написан с великолепным знанием психологии либерального интеллигента.

В первом портрете студента Пети Серафимович показывает раздвоенность его мироощущения, которая является зародышем последующей противоречивости его социальных взглядов.

Пете присуща смена настроений, различные движения разума и души – все это очень характерные качества для рефлексирующего интеллигента, еще не вышедшего за пределы отвлеченного мироощущения, хотя он и проповедует поверхностно усвоенные социальные взгляды. В соответствии с неоформившимся отношением к действительности и индивидуальными свойствами своего характера Петя колеблется между трезвой, приземленной оценкой жизни («Было два Пети. Один Петя видел все просто и ясно – так, как оно было на самом деле, или, лучше, как оно казалось всем… И все это было скучно, давно всем известно, и, казалось, все на это глазели, зевая и крестя рот. У этого Пети были насмешливые глаза. Он подтрунивал над всеми, словно бес в нем сидел, и ни с того, ни с сего вдруг заводил козловатым, не в тон, голосом: То-ре-а-дор. То-ре-а-дор.

2.3 Елена Ивановна Полынова

3.4 Катя Полынова

1. А.С. Серафимович. Избранные сочинения. Т. 2. Романы и повести. – М., Государственное издательство художественной литературы, 1950. – 504 с.

2. Александр Серафимович Серафимович: Памятка читателю/Сост. Н.П. Ждановский; Редактор Л.Е. Белозерская. – М., 1953. – 32 с.

Персонажи романа резко делятся на два враждебных лагеря: капиталистов и рабочих; значительное место занимает и буржуазная интеллигенция, которая, заигрывая с рабочими, служит их классовым врагам. Главное действующее лицо романа — Захарка Короедов, который из крестьян-кулаков выбирается вверх, становится всемогущим капиталистом. Он по-своему умен, обладает сильной волей, но это хищник, крепкий и умелый хозяин со звериной хваткой, идущий напролом в достижении цели. Он занимается спекуляцией и тайным ростовщичеством, содержит публичный дом и трактир, перепродает ворованные вещи, ради обогащения калечит людей физически и нравственно. Восхождение Корое-дова по лестнице накопления сопровождается деградацией его личности. Этому процессу сопутствуют трагедии людей, ставших жертвами Короедова: драма семьи крючника Липатова, разрушение семьи Полынова, трагедия украинской девушки, страшным горем отозвавшаяся в её семье.

Показывает писатель и перелом, происшедший в поведении и в облике Короедова, выздоровевшего после ранения. Его обращение с людьми приобретает видимость благожелательности, он говорит о совести, занимается благотворительностью; Захарка становится Захаром Касьянычем. Но за всем этим скрывается все та же душа хищника. Добившись богатства путем чудовищных преступлений, он теперь пытается морально оправдаться, замолить грехи.

В образе Короедова предельно сгущены классовые черты. Он подчас воспринимается больше как символ определённого явления, чем живой человек, но тем выразительнее становится античеловеческая природа капитализма. В изображении Захарки есть некоторая доля натурализма: Короедов отвратителен в своей социальной сущности, однако писатель наделяет его еще и сексуальной извращенностью.

Самые популярные статьи:

Более детальный анализ романа оправдан усилившимся в последнее время исследовательским интересом к переходным явлениям в литературе и к проблемам взаимодействия на всех уровнях, в том числе и на уровне творческого метода.

В преддверии кардинальных перемен, скорый приход которых ощущался или осознавался всеми русскими писателями, Серафимович поставил перед собой задачу проследить историю возникновения и развития капитализма в России. В небольшом по объему произведении объектом изображения стала целая эпоха. Строительство города в степи (событие, легшее в основу сюжета) явилось своеобразной моделью всей истории капитализма в России. И город и степь перерастают рамки конкретных пространственных обозначений, обретают повышенную смысловую нагрузку, становятся образами обобщенно­символическими (город — воплощение капиталистической цивилизации, степь — патриархальной, дикой провинции, глуши). Литературные герои становятся своеобразными персонификациями исторических закономерностей. Так, например, этапы жизни Захара Короедова знаменуют зарождение, утверждение и гибель капитализма.

Мечты инженера о том, что в построенном им городе будет царить разум, — утопия. Действия Захарки, использующего все возможные средства для достижения единственной цели — собственного обогащения, — реальность. Естественным завершением в раскрытии этих двух тенденций является приход инженера на службу к всемогущему властителю города — Захару Касьянычу.

Однако в жизни почти каждого из главных героев наступает перелом, круто меняющий их характеры. Хищник и безжалостный эксплуататор Захарка становится вдруг и добрее и человечнее. Он ощутил непреодолимое желание остаток жизни посвятить замаливанию страшных грехов, покаянию.

Не менее разительная перемена произошла с крючником Липатовым, избивавшим жену смертным боем. В нем проснулась потребность любить, понимать Марью, заботиться о ней, и смерть жены стала невосполнимой утратой, в то время как прежде он хотел непременно избавиться от нее.

Поскольку Кара — не художественный характер, анализировать мотивы ее поведения, поступки, душевные движения, чувства не имеет смысла. Мы зайдем в тупик, если попытаемся разобраться, что толкнуло Кару на связь с отцом, почему она вдруг всенародно стремится обольстить инженера, любит ли она на самом деле Волкова и т. д.

Открыв принцип социальной детерминации, реалисты изображали человека в системе его общественных связей, социальных ролей и только через нее показывали и биологическую природу, и духовное содержание. В символизме естественное, природное (в том числе и биологическое в человеке) рассматривается вне социально-исторической плоскости, соотносится с сверхъестественным, мистическим. Социально-исторический процесс, по мысли символистов, сопутствует процессу, совершающемуся в истории космоса, — постепенному одухотворению материи. И эстетические категории (красота, безобразие), и этические (добро, зло) трактуются символистами в рамках противоборства материального и духовного. В итоге природа предстает в философско-художественном наследии символистов разрушительным, стихийным и темным началом.

В то же время природное в отличие от постоянно преобразующейся социальной действительности предстает от века заданным, неизменным. Показательны в этом отношении начало и конец романа, текстуально почти совпадающие. Выстроен город в степи, отшумели события, герои пережили бурные личные драмы, состарились, на смену им идет новое поколение (Катя, Сергей). Близится конец большого исторического периода (символическое значение финальной сцены — торжествующего шествия демонстрантов). Но произведение заканчивается описанием степи, в котором подчеркнута неподвижность вечности в противовес суетности человеческой жизни.

Идея вневременной, асоциальной природы потребовала для своего выражения соответствующих художественных принципов. Таким образом, концептуальная двойственность (социум живет по своим законам, природа — по своим) породила эстетическую неоднородность (синтез реалистических и символистских принципов и приемов).

Необходимо отметить и то, что воздействие символизма испытал на себе не только Серафимович, но и Сергеев-Ценский, Пришвин, Шишков, Леонов. Установка на стилистический эксперимент была существенной стороной литературного процесса 1910-х годов, однако создание нового творческого метода — социалистического реализма — было главным и определяющим направлением в художественных поисках этих писателей.

Философская притча о том, как жажда материального благополучия уничтожила людские души, желание жить, быть счастливым.
Молодая девушка, соблазнясь богатством, выходит замуж за старика, которому принадлежала небольшая мельница.
И пока она ждала его смерти, состарилась сама.
Она отравила своего мужа.
"Проходили дни, недели, месяцы, годы, создавая страшную привычку жизни."
Потом жизнь связала её с одним из работников мельницы, который её нещадно бил, ни во что не ставил.
Teпepь мoлoдoй бaтpaк, eё любoвник, ждёт eё cмepти,
нo и oн cтapeeт, и eгo жизнь пpoxoдит в бecплoднoм oжидaнии.
Иван пытался убить старушку.
"Недолго пережили они друг друга и умерли в небольшой промежуток, измученные, усталые, но привыкшие и примирившиеся с постылой жизнью.
И когда их везли на дрогах, мельница, полуразвалившаяся, со свесившимися космами почернелой соломы, глядела на гроб тем же бесстрастно мутным, ничего не говорящим взглядом. Ослизлое, обомшелое колесо угрюмо ворочалось, медленно и равнодушно."
.
.

Читайте также: