Информация о школьной библиотеке
Обновлено: 16.05.2024
Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно – воспитательном процессе.
Школьная библиотека является информационным центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает и обеспечивает образовательный процесс.
Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики. Работы с компьютерными программами.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ
1. Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Библиотека открыта в 2016 году. Расположена на первом этаже и занимает изолированное помещение площадью 54 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером и принтером. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий. Фонд систематически пополняется электронными цифровыми ресурсами.
Учебный фонд расположен в отдельном помещении.
Моя профессия – школьный библиотекарь
Да кто же он такой библиотекарь?
Чудак, Фанатик? Странный человек?
Всегда серьезный и дотошный лекарь
Старинных книг и пухлых картотек!
Вы так решили, опуская лица
В тяжелый, надоевший полке тем,
А мне, скажу во век не надивиться
Его святым, бесхитростным трудом!
Заведует школьной библиотекой Ахмедова Теснифе Меджидовна. Она активно работает по привитию у детей любви к книге, чтению, по расширению кругозора, воспитанию бережного отношения ко всем видам печатной продукции.
Режим работы библиотеки:
с 8.00 ч. до 16.00 ч.
Выходной день – суббота, воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Локальные акты, регламентирующие работу библиотеки:
- Положение о библиотеке ОУ;
- Правила пользования библиотекой ОУ;
- Должностные инструкции работников библиотеки;
- Паспорт библиотеки.
Документы учета и контроля:
- Книга суммарного учета основного фонда;
- Инвентарные книги;
- Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;
- Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;
- Книга суммарного учета учебников;
- Журнал выдачи учебников по классам;
- Дневник работы школьной библиотеки;
- Папка с копиями накладных и счетов;
- Акты списания.
Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.
В течение года с учащимися проводятся библиотечно-библиографические занятия с целью - научить самостоятельно и правильно работать с книгой, периодическими изданиями, познакомить со справочной литературой и научить ею пользоваться.
Историко-литературные даты – неотъемлемая часть библиотечной работы. Теснифе Меджидовна знакомит читателей с имеющимися изданиями по различным темам, регулярно меняет красочные выставки к юбилейным датам поэтов и писателей, к историческим датам, что привлекает внимание учащихся и учителей к деятельности и фонду библиотеки.
Книга – надежный, верный друг – всегда ждет Вас в школьной библиотеке!
Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно – воспитательном процессе.
Школьная библиотека является информационным центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает и обеспечивает образовательный процесс.
Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики. Работы с компьютерными программами.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ
1. Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Библиотека открыта в 1957 году. Расположена на втором этаже и занимает изолированное помещение площадью 54 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером и принтером. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий. Фонд систематически пополняется электронными цифровыми ресурсами.
Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
Основными задачами библиотеки являются:
˗ обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
˗ воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
˗ формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
˗ совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
Для реализации основных задач библиотека:
˗ формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы;
˗ создает информационную продукцию;
˗ осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся;
˗ осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников;
˗ осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся.
Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета школы. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
Режим работы библиотеки
1-4 классы: понедельник 8.30 — 10.00 и 14.00 — 15.30;
среда 8.30 — 10.00 и 14.00 — 15.30;
5-11 классы: понедельник 10.00 — 14.00;
вторник 8.30 — 16.00;
среда 10.00 — 14.00;
четверг 8.30 — 16.00;
пятница 8.30 — 15.30.
В режиме работы библиотеки предусматривается выделение времени на следующую работу:
˗ два часа рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
˗ один раз в месяц — санитарный день, в который обслуживание пользователей не производится;
˗ не менее одного раза в месяц — методический день.
Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (Постникова Татьяна Сергеевна), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
Пользователи библиотеки имеют право:
˗ получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
˗ пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
˗ получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
˗ получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
˗ продлевать срок пользования документами;
˗ получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
˗ получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
˗ участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.
Пользователи библиотеки обязаны:
˗ соблюдать правила пользования библиотекой;
˗ бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
˗ поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
˗ пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
˗ убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
˗ расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);
˗ возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
˗ заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой, которые вывешены в библиотеке;
˗ полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.
Фонд библиотеки
Художественная литература — 13857 экз.
Учебники — 6247 экз.
Учащиеся обеспечены бесплатно учебниками на 96%.
Библиотека выписывает журналы:
Регулярно заведующий библиотекой организует и проводит с учащимися воспитательные мероприятия: литературные викторины, беседы и обсуждение художественных произведений, конкурсы чтецов, литературные вечера и др.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Школьная библиотека.docx
Технология библиотеки общеобразовательного учреждения
Исследование работы школьной библиотеки
МБОУ Островянской СОШ
Выводы и предложения
Библиотека «должна быть
не только хранилищем книг,
но и реальным информационным,
Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем человек меняется; развивается наука, техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга перестала быть единственным источником знаний.
В современном мире всё чаще и чаще на смену книгам приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку пульта, чем прочитать своему ребенку книгу. А ведь развитие ребенка происходит только при живом общении. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, слабое развитие коммуникативных функций. Всё это негативно отражается на общем состоянии ребёнка и на формировании его как личности.
В жизни ребенка школьная библиотека должна стать, как первый учитель, как первая прочитанная книга, как первый настоящий друг. Ведь библиотека – это ось, вокруг которой вращается культурная жизнь школы и мира.
В рамках внедрения ФГОС школьные библиотеки определяют для себя следующие перспективы:
Стратегия ближайших действий, ориентированных на создание условий:
-непрерывное повышение квалификации библиотечных кадров до уровня соответствия требованиям новых образовательных стандартов и профессиональных стандартов;
-формирование фондов качественными и разнообразными источниками информации на разных носителях;
- создание привлекательной, комфортной и современной библиотечной среды
Основная цель – преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры, в которых работают профессиональные педагоги-библиотекари.
2. Технология библиотеки общеобразовательного учреждения
Современная школьная библиотека-это образовательный и социальный центр школы; безопасная, правильно организованная, уютная, дружелюбная современная среда для всех участников образовательного процесса; самое привлекательное место в школе
Цель работы школьной библиотеки:
Способствовать формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.
Основные функции библиотеки:
Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата и носителя.
Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Основные направления деятельности библиотеки:
*работа с читателями
*библиотечно-библиографические знания – школьникам
*библиотечные программы и проекты
*цикл библиотечных уроков
*конкурсы, тематические выставки
*тематические экскурсии в библиотеку
Формы работы с читателями
Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.
Задачи индивидуального обслуживания :
*удовлетворение информационных потребностей читателей
*развитие структуры и глубины интересов читателей
*содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития
*организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем протяжении пользования читателем библиотекой
3. Школьный библиотекарь
Библиотекарь – это не призвание,
А состояние особое души.
Библиотекарь школьный в утро раннее,
Как и ребята, на урок всегда спешит.
Конечно, он не маг и не волшебник,
Но иногда способен удивлять,
Достав из ниоткуда вдруг учебник,
Который просто негде было взять!
Школьный библиотекарь – это не просто хранитель книг, а человек, который должен любить детей с чистым сердцем и отзывчивой душой. Он и педагог, и психолог, и организатор культурно-познавательного досуга, и сценарист, и режиссер для юных читателей.
Библиотека – это не только место, где выдаются книги. Проводя индивидуальную беседу с читателем, оказывая помощь при выборе книг, библиотекарь активно воздействует на формирование личности читателя, его взглядов, отношений. Успешной работе библиотекаря способствует не только профессиональные знания и умения, но также и некоторые психологические свойства личности. Легкость в общении, такт и эмоциональная выдержка, деликатность и приветливость – такие качества характера помогают библиотекарю наилучшим образом установить с читателем взаимопонимание, располагают его к откровенному проявлению своих интересов.
Кроме умения общаться с разными людьми, библиотекарь должен сочетать в себе высокую идейно-политическую, культурную и профессиональную подготовку с инициативой, чувством социальной активности. Также библиотекарь должен уметь распределять и переключать свое внимание.
Библиотекарю приходится много говорить. Так что если речь его недостаточно четкая, ему необходимо её тренировать.
Деятельность библиотекаря состоит из двух частей: работа с читателями и библиографическая работа. В настоящее время работа библиотекаря школы направлена на возрождение интереса к чтению у детей и подростков посредством знакомства и изучения современной российской и зарубежной литературы.
Библиотекарь должен обладать способностью критически анализировать явления, факты, уметь выбирать из общего объёма необходимую информации, схватывать суть проблемы. Быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу, уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить свои мысли, грамотно говорить.
Библиотекарь должен быть в постоянном союзе с педагогами. Союз педагога и библиотекаря можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребенка, библиотекарь – отличным от школьного подходом к работе с книгой. Дети же в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы с книгой, учатся общаться и мыслить на литературном материале.
Направления деятельности школьного библиотекаря
* Содействие формированию информационной компетентности учащихся и развитию их навыков самообразования и самостоятельной работы с информацией в разных форматах.
*Содействие формированию читательской компетентности, которая включает навыки чтения и работы с текстом, формирование потребности в чтении путем реализации программ поощрения чтения для удовольствия и личностного роста.
*Работа по учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.
Именно отношение педагога к библиотеке во многом определяет место книги в жизни школьника.
4. Исследование работы школьной библиотеки
МБОУ Островянской СОШ
Библиотека находится в здании школы. Обслуживает 159 учащихся школы, 17 учителей. Фонд библиотеки содержит учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, фонотеку, компьютеры.
Цели школьной библиотеки:
*Формирование культурной развитой личности ученика
*Воспитание у учащихся любви к книге, чтению
*Формирование духовно-нравственных ценностей
*Развитие творческих способностей у учащихся
*Воспитание литературного вкуса, умения, желания, привычки думать над прочитанным
*Обучение работе с библиотечным фондом
Задачи школьной библиотеки:
*организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации
*организация систематического чтения
*обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда
*обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки
В школьной библиотеке ведется документация: паспорт библиотеки, программа на текущий учебный год, книга суммарного учета книг, инвентаризационная книга, картотека учебников, формуляры читателя, акты списания книг, списки выдачи и приема учебников и др.
Библиотека – центр культурной жизни школы
Массовая работа библиотеки :
Библиотечные и информационные уроки
МЕРОПРИЯТИЯ и ПРАЗДНИКИ
с посещением библиотеки (учащиеся узнают о празднике из книг, читают стихи и рассказы на тему праздника и т.д.)
Праздник старинных вещей
Осенние посиделки с любимыми стихами
Библиотечный урок к 9 мая 2019г
Библиотека также поддерживает связь и с детским садом (будущими первоклассниками)
Фотографии предоставлены библиотекарем школы
Выводы и предложения:
Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала. Все учащиеся обеспечены учебниками.
Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом. Но библиотека нуждается в методической литературе. Не всегда хватает средств на ее приобретение.
Необходимо также активизировать читательскую активность в старшем звене, т.к. в основном активными посетителями библиотеки и участниками мероприятий являются учащиеся 1-7 классов.
В 21 веке очень трудно отвлечь детей от инновационных технологий и привлечь в хранилище книг. Библиотекари, учителя понимают трудность привлечения современных детей к чтению и бьют тревогу. Поэтому в нашей работе очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником.
Классно-урочная система Коменского постепенно уходит в прошлое, так как при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система обучения.
Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.
Библиотека лицея содействует формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивает гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения. Вот несколько направлений работы нашей библиотеки:
- работа с фондом художественной литературы.
Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.
Это, прежде всего, театрализованные праздники, конкурсы, обзор литературы, литературные гостиные : Литературная гостиная, посвящена жизни и творчеству нашего земляка Ивана Новикова , амчанина, нашего земляка Ивана Александрова
Продумана и выстроена система работы по нравственному воспитанию учащихся. В 3а и 5б, 8в классах работают клубы знатоков и любителей книги. На занятиях учащиеся знакомятся с нормами морали и нравственности. Проводятся уроки доброты, нравственности, культуры, а также беседы о жизни и творчестве великих людей, виртуальные экскурсии в музей.. Библиотекари пытаются пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость нашей природы, узнать больше о растениях и живом море полей и лесов. Программа патриотического воспитания в нашей школе неразрывно связана с библиотекой и показывает, что формировать детское сознание невозможно без исторической памяти
Каковы главные проблемы школьных библиотек?
В обучении - это развитие технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному диалогу между учителем и учеником.
Вторая революция - это информационная. И школьные библиотеки должны отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя. У нас десятки лет был провал зоны профессионального развития педагога внутри библиотеки.
А за рубежом у наших коллег одна из главных задач - это помощь в профессиональном развитии педагога, для этого комплектуются фонды на всех носителях, библиотекарь работает как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, а потом уже он готовит индивидуальный образовательный маршрут учащегося.
Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов. Вторая проблема - это социальная незащищенность библиотекарей. На шестом съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин реализовал нашу давнишнюю мечту и объявил о приравнении статуса библиотекаря к статусу педагога. Это победа, к которой мы много лет шли.
- В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы. Когда нам демонстрируют организацию библиотечного пространства в зарубежных школах, обычно говорят, что это результат сильной государственной политики, тогда как на самом деле это результат правильных приоритетов управляющих комитетов в финансировании и развитии школы. Нам еще только предстоит пройти этап развития такой ответственности социума.
Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки….
Каждый ребенок черпает свой смысл в книге, и проблема нынешнего читателя как раз в смолообразовании. Фактически дети после 12 лет зубрят параграфы, так как не понимают смысла. Это очень сильно сказывается на качестве образования. Поэтому необходимо усиливать другие составляющие образования, а не просто добавлять уроки. В школьной библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома, ребенок совершенно по-другому осваивает это волшебство радости чтения. Это очень важная функция библиотекаря - развитие функциональной грамотности и творческого чтения.
Перемены происходят в основном, не на замене традиционной библиотеки, а на основе её сохранения и разностороннего развития.
Цель инноваций в школьных библиотеках информационное сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях, повышение качества и расширение ассортимента предоставляемых услуг .
Современные технологии быстро и прочно входят в нашу повседневную жизнь. Все чаще учащиеся обращаются в поисках информации к электронным источникам. Но не умея работать с печатным источником информации, дети не могут оценить и правильно выбрать нужный материал. Этот навык вырабатывается у школьника только в процессе работы с книгой. И здесь на помощь библиотекарям и педагогам приходят традиционные уроки библиографической грамотности. В начальной школе это знакомство с библиотекой, структурой книги, умение правильно выбирать книги, начальные навыки работы со справочными изданиями. Возникает справедливый вопрос, где взять время еще и на библиотечные уроки. Ведь даже в начальной школе дети перегружены. Практически каждый из школьников кроме уроков посещает различные кружки, школу искусств и т.д. Выход видится в интеграции библиотечных уроков в учебные занятия. Например работа со словарями ведется на уроках русского языка, и поэтому библиотекарь может рассказать о том как устроен словарь, правила работы с ним. На уроках литературного чтения можно познакомить ребят с детскими энциклопедиями, словарями, справочниками. Научить различать издания по способу подачи материала. Обязательно показать как можно работать с электронными энциклопедиями. Эти уроки не обязательно проводит библиотекарь, он может только подобрать для учителя необходимый материал. А вот закрепление знаний полученных на библиотечных уроках это работа, которую обязательно должен проводить библиотекарь в индивидуальной работе с читателем. Поработать с электронными справочными пособиями на уроке каждому ребёнку не удается, но эта возможность есть у него при посещении библиотеки. Здесь библиотекарь не только научит его правильно загрузить диск, но и поможет сформулировать запрос и правильно ввести его в поисковую систему. Пытаемся мы работать и с электронным изданием для взрослых. Учимся совмещать материал найденный в электронном виде с материалом взятом из книг.
Одной из основных задач школьной библиотеки является помощь в организации учебного процесса. И это не только обеспеченность учащихся учебниками и учебными материалам, помощь педагогу в подборе методических и иллюстративных материалов. Уже несколько лет мы начали создавать учебные презентации о детских писателях.
Конечно вернуть любовь детей к чтению, это работа ни одного мероприятия и не одного года, но совместными усилиями я думаю мы всё же сдвинем дело с мертвой точки.
Модернизируя образовательный процесс, школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Кто-то еще только готовится сделать первый шаг, кто-то уже подводит предварительные итоги, иные в пути. Но начало уже положено.
Модернизация учебного процесса, как и любые другие преобразования, требует, кроме ясной идеи, еще и необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимает библиотека и ее сотрудники.
В чем именно состоит значимость библиотеки, в чем своеобразие роли библиотекарей? Полагаю, особенность положения библиотечного работника – в том многообразии функций, которые он выполняет в школе.
Современный школьный библиотекарь – это специалист по работе с информацией, педагог, член педагогического коллектива – партнер по совместной деятельности,
В канун нашего профессионального праздника, хочется верить
Отношение к труду библиотекаря – это показатель общего уровня культуры человека. Пожелать всем нам, чтобы нас окружало как можно больше интеллигентных и истинно культурных людей. Подчеркнем особую роль профессиональных семинаров, конференций, встреч разного уровня, как в библиотечной, так и в педагогической среде.
И как прекрасно написал Лев Ошанин, отразив суть профессии библиотекаря:
Книжные люди, друзья мои
ближние
Верные слуги и маршалы книжные,
Милые тихоголосые женщины,
В книгах - всеведущи, в жизни -
застенчивы.
Душ человеческих добрые лекари,
Чувств и поступков библиотекари.
Кажетесь вы мне красивыми
самыми,
Залы читален мне видятся
храмами.
Кто мы без вас ?
Заплутавшие в замети
Люди без завтра и люди без
памяти".
Читайте также: