Информация о школьной библиотеке

Обновлено: 16.05.2024

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно – воспитательном процессе.

Школьная библиотека является информационным центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает и обеспечивает образовательный процесс.

Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики. Работы с компьютерными программами.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

1. Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

Библиотека открыта в 2016 году. Расположена на первом этаже и занимает изолированное помещение площадью 54 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером и принтером. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий. Фонд систематически пополняется электронными цифровыми ресурсами.

Учебный фонд расположен в отдельном помещении.

Моя профессия – школьный библиотекарь

Да кто же он такой библиотекарь?

Чудак, Фанатик? Странный человек?

Всегда серьезный и дотошный лекарь

Старинных книг и пухлых картотек!

Вы так решили, опуская лица

В тяжелый, надоевший полке тем,

А мне, скажу во век не надивиться

Его святым, бесхитростным трудом!

Заведует школьной библиотекой Ахмедова Теснифе Меджидовна. Она активно работает по привитию у детей любви к книге, чтению, по расширению кругозора, воспитанию бережного отношения ко всем видам печатной продукции.

Режим работы библиотеки:

с 8.00 ч. до 16.00 ч.

Выходной день – суббота, воскресенье

Последний день месяца - санитарный день

Локальные акты, регламентирующие работу библиотеки:

- Положение о библиотеке ОУ;

- Правила пользования библиотекой ОУ;

- Должностные инструкции работников библиотеки;

- Паспорт библиотеки.

Документы учета и контроля:

- Книга суммарного учета основного фонда;

- Инвентарные книги;

- Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;

- Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;

- Книга суммарного учета учебников;

- Журнал выдачи учебников по классам;

- Дневник работы школьной библиотеки;

- Папка с копиями накладных и счетов;

- Акты списания.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.

В течение года с учащимися проводятся библиотечно-библиографические занятия с целью - научить самостоятельно и правильно работать с книгой, периодическими изданиями, познакомить со справочной литературой и научить ею пользоваться.

Историко-литературные даты – неотъемлемая часть библиотечной работы. Теснифе Меджидовна знакомит читателей с имеющимися изданиями по различным темам, регулярно меняет красочные выставки к юбилейным датам поэтов и писателей, к историческим датам, что привлекает внимание учащихся и учителей к деятельности и фонду библиотеки.


Книга – надежный, верный друг – всегда ждет Вас в школьной библиотеке!


Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно – воспитательном процессе.

Школьная библиотека является информационным центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает и обеспечивает образовательный процесс.

Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики. Работы с компьютерными программами.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

1. Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.


Библиотека открыта в 1957 году. Расположена на втором этаже и занимает изолированное помещение площадью 54 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером и принтером. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий. Фонд систематически пополняется электронными цифровыми ресурсами.

Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

Основными задачами библиотеки являются:

˗ обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

˗ воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

˗ формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

˗ совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

Для реализации основных задач библиотека:

˗ формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы;

˗ создает информационную продукцию;

˗ осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся;

˗ осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников;

˗ осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся.

Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета школы. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

Режим работы библиотеки

1-4 классы: понедельник 8.30 — 10.00 и 14.00 — 15.30;

среда 8.30 — 10.00 и 14.00 — 15.30;

5-11 классы: понедельник 10.00 — 14.00;

вторник 8.30 — 16.00;

среда 10.00 — 14.00;

четверг 8.30 — 16.00;

пятница 8.30 — 15.30.

В режиме работы библиотеки предусматривается выделение времени на следующую работу:

˗ два часа рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

˗ один раз в месяц — санитарный день, в который обслуживание пользователей не производится;

˗ не менее одного раза в месяц — методический день.

Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (Постникова Татьяна Сергеевна), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.

Пользователи библиотеки имеют право:

˗ получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

˗ пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

˗ получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

˗ получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

˗ продлевать срок пользования документами;

˗ получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

˗ получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;

˗ участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.

Пользователи библиотеки обязаны:

˗ соблюдать правила пользования библиотекой;

˗ бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

˗ поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

˗ пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

˗ убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

˗ расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);

˗ возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

˗ заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой, которые вывешены в библиотеке;

˗ полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.

Фонд библиотеки

Художественная литература — 13857 экз.

Учебники — 6247 экз.

Учащиеся обеспечены бесплатно учебниками на 96%.

Библиотека выписывает журналы:

Регулярно заведующий библиотекой организует и проводит с учащимися воспитательные мероприятия: литературные викторины, беседы и обсуждение художественных произведений, конкурсы чтецов, литературные вечера и др.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Школьная библиотека.docx

Технология библиотеки общеобразовательного учреждения

Исследование работы школьной библиотеки

МБОУ Островянской СОШ

Выводы и предложения

Библиотека «должна быть

не только хранилищем книг,

но и реальным информационным,

Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем человек меняется; развивается наука, техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга перестала быть единственным источником знаний.

В современном мире всё чаще и чаще на смену книгам приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку пульта, чем прочитать своему ребенку книгу. А ведь развитие ребенка происходит только при живом общении. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, слабое развитие коммуникативных функций. Всё это негативно отражается на общем состоянии ребёнка и на формировании его как личности.

В жизни ребенка школьная библиотека должна стать, как первый учитель, как первая прочитанная книга, как первый настоящий друг. Ведь библиотека – это ось, вокруг которой вращается культурная жизнь школы и мира.

В рамках внедрения ФГОС школьные библиотеки определяют для себя следующие перспективы:

Стратегия ближайших действий, ориентированных на создание условий:

-непрерывное повышение квалификации библиотечных кадров до уровня соответствия требованиям новых образовательных стандартов и профессиональных стандартов;

-формирование фондов качественными и разнообразными источниками информации на разных носителях;

- создание привлекательной, комфортной и современной библиотечной среды

Основная цель – преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры, в которых работают профессиональные педагоги-библиотекари.

2. Технология библиотеки общеобразовательного учреждения

Современная школьная библиотека-это образовательный и социальный центр школы; безопасная, правильно организованная, уютная, дружелюбная современная среда для всех участников образовательного процесса; самое привлекательное место в школе

hello_html_m1b407181.jpg

Цель работы школьной библиотеки:

Способствовать формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.

Основные функции библиотеки:

Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.

Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата и носителя.

Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

hello_html_2fc721d2.jpg

Основные направления деятельности библиотеки:

*работа с читателями

*библиотечно-библиографические знания – школьникам

*библиотечные программы и проекты

*цикл библиотечных уроков

*конкурсы, тематические выставки

*тематические экскурсии в библиотеку

Формы работы с читателями

Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.

Задачи индивидуального обслуживания :

*удовлетворение информационных потребностей читателей

*развитие структуры и глубины интересов читателей

*содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития

*организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем протяжении пользования читателем библиотекой

3. Школьный библиотекарь

Библиотекарь – это не призвание,

А состояние особое души.

Библиотекарь школьный в утро раннее,

Как и ребята, на урок всегда спешит.

Конечно, он не маг и не волшебник,

Но иногда способен удивлять,

Достав из ниоткуда вдруг учебник,

Который просто негде было взять!

Школьный библиотекарь – это не просто хранитель книг, а человек, который должен любить детей с чистым сердцем и отзывчивой душой. Он и педагог, и психолог, и организатор культурно-познавательного досуга, и сценарист, и режиссер для юных читателей.

Библиотека – это не только место, где выдаются книги. Проводя индивидуальную беседу с читателем, оказывая помощь при выборе книг, библиотекарь активно воздействует на формирование личности читателя, его взглядов, отношений. Успешной работе библиотекаря способствует не только профессиональные знания и умения, но также и некоторые психологические свойства личности. Легкость в общении, такт и эмоциональная выдержка, деликатность и приветливость – такие качества характера помогают библиотекарю наилучшим образом установить с читателем взаимопонимание, располагают его к откровенному проявлению своих интересов.

Кроме умения общаться с разными людьми, библиотекарь должен сочетать в себе высокую идейно-политическую, культурную и профессиональную подготовку с инициативой, чувством социальной активности. Также библиотекарь должен уметь распределять и переключать свое внимание.

Библиотекарю приходится много говорить. Так что если речь его недостаточно четкая, ему необходимо её тренировать.

Деятельность библиотекаря состоит из двух частей: работа с читателями и библиографическая работа. В настоящее время работа библиотекаря школы направлена на возрождение интереса к чтению у детей и подростков посредством знакомства и изучения современной российской и зарубежной литературы.

Библиотекарь должен обладать способностью критически анализировать явления, факты, уметь выбирать из общего объёма необходимую информации, схватывать суть проблемы. Быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу, уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить свои мысли, грамотно говорить.

Библиотекарь должен быть в постоянном союзе с педагогами. Союз педагога и библиотекаря можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребенка, библиотекарь – отличным от школьного подходом к работе с книгой. Дети же в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы с книгой, учатся общаться и мыслить на литературном материале.

Направления деятельности школьного библиотекаря

* Содействие формированию информационной компетентности учащихся и развитию их навыков самообразования и самостоятельной работы с информацией в разных форматах.

*Содействие формированию читательской компетентности, которая включает навыки чтения и работы с текстом, формирование потребности в чтении путем реализации программ поощрения чтения для удовольствия и личностного роста.

*Работа по учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.

Именно отношение педагога к библиотеке во многом определяет место книги в жизни школьника.

4. Исследование работы школьной библиотеки

МБОУ Островянской СОШ

Библиотека находится в здании школы. Обслуживает 159 учащихся школы, 17 учителей. Фонд библиотеки содержит учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, фонотеку, компьютеры.

hello_html_40c2820f.jpg

Цели школьной библиотеки:

*Формирование культурной развитой личности ученика

*Воспитание у учащихся любви к книге, чтению

*Формирование духовно-нравственных ценностей

*Развитие творческих способностей у учащихся

*Воспитание литературного вкуса, умения, желания, привычки думать над прочитанным

*Обучение работе с библиотечным фондом

Задачи школьной библиотеки:

*организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации

*организация систематического чтения

*обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда

*обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки

В школьной библиотеке ведется документация: паспорт библиотеки, программа на текущий учебный год, книга суммарного учета книг, инвентаризационная книга, картотека учебников, формуляры читателя, акты списания книг, списки выдачи и приема учебников и др.

Библиотека – центр культурной жизни школы

Массовая работа библиотеки :

Библиотечные и информационные уроки

hello_html_m37d64e0f.jpg
hello_html_m6adc7f6d.jpg

hello_html_fa71bd5.jpg
hello_html_3d6e1cf9.jpg

МЕРОПРИЯТИЯ и ПРАЗДНИКИ

с посещением библиотеки (учащиеся узнают о празднике из книг, читают стихи и рассказы на тему праздника и т.д.)

hello_html_m7993ab74.jpg

hello_html_21711c29.jpg

Праздник старинных вещей

hello_html_48031de1.jpg

Осенние посиделки с любимыми стихами

hello_html_2fb06e82.jpg

Библиотечный урок к 9 мая 2019г

hello_html_m2bd51e50.jpg

hello_html_m6df23b3d.jpg

Библиотека также поддерживает связь и с детским садом (будущими первоклассниками)

hello_html_m29030b1.jpg

Фотографии предоставлены библиотекарем школы

Выводы и предложения:

Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала. Все учащиеся обеспечены учебниками.

Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом. Но библиотека нуждается в методической литературе. Не всегда хватает средств на ее приобретение.

Необходимо также активизировать читательскую активность в старшем звене, т.к. в основном активными посетителями библиотеки и участниками мероприятий являются учащиеся 1-7 классов.

В 21 веке очень трудно отвлечь детей от инновационных технологий и привлечь в хранилище книг. Библиотекари, учителя понимают трудность привлечения современных детей к чтению и бьют тревогу. Поэтому в нашей работе очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником.

Классно-урочная система Коменского постепенно уходит в прошлое, так как при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система обучения.

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Библиотека лицея содействует формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивает гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения. Вот несколько направлений работы нашей библиотеки:

- работа с фондом художественной литературы.

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.

Это, прежде всего, театрализованные праздники, конкурсы, обзор литературы, литературные гостиные : Литературная гостиная, посвящена жизни и творчеству нашего земляка Ивана Новикова , амчанина, нашего земляка Ивана Александрова

Продумана и выстроена система работы по нравственному воспитанию учащихся. В 3а и 5б, 8в классах работают клубы знатоков и любителей книги. На занятиях учащиеся знакомятся с нормами морали и нравственности. Проводятся уроки доброты, нравственности, культуры, а также беседы о жизни и творчестве великих людей, виртуальные экскурсии в музей.. Библиотекари пытаются пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость нашей природы, узнать больше о растениях и живом море полей и лесов. Программа патриотического воспитания в нашей школе неразрывно связана с библиотекой и показывает, что формировать детское сознание невозможно без исторической памяти

Каковы главные проблемы школьных библиотек?
В обучении - это развитие технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному диалогу между учителем и учеником.
Вторая революция - это информационная. И школьные библиотеки должны отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя. У нас десятки лет был провал зоны профессионального развития педагога внутри библиотеки.

А за рубежом у наших коллег одна из главных задач - это помощь в профессиональном развитии педагога, для этого комплектуются фонды на всех носителях, библиотекарь работает как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, а потом уже он готовит индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов. Вторая проблема - это социальная незащищенность библиотекарей. На шестом съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин реализовал нашу давнишнюю мечту и объявил о приравнении статуса библиотекаря к статусу педагога. Это победа, к которой мы много лет шли.

- В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы. Когда нам демонстрируют организацию библиотечного пространства в зарубежных школах, обычно говорят, что это результат сильной государственной политики, тогда как на самом деле это результат правильных приоритетов управляющих комитетов в финансировании и развитии школы. Нам еще только предстоит пройти этап развития такой ответственности социума.

Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки….

Каждый ребенок черпает свой смысл в книге, и проблема нынешнего читателя как раз в смолообразовании. Фактически дети после 12 лет зубрят параграфы, так как не понимают смысла. Это очень сильно сказывается на качестве образования. Поэтому необходимо усиливать другие составляющие образования, а не просто добавлять уроки. В школьной библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома, ребенок совершенно по-другому осваивает это волшебство радости чтения. Это очень важная функция библиотекаря - развитие функциональной грамотности и творческого чтения.

Перемены происходят в основном, не на замене традиционной библиотеки, а на основе её сохранения и разностороннего развития.

Цель инноваций в школьных библиотеках информационное сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях, повышение качества и расширение ассортимента предоставляемых услуг .

Современные технологии быстро и прочно входят в нашу повседневную жизнь. Все чаще учащиеся обращаются в поисках информации к электронным источникам. Но не умея работать с печатным источником информации, дети не могут оценить и правильно выбрать нужный материал. Этот навык вырабатывается у школьника только в процессе работы с книгой. И здесь на помощь библиотекарям и педагогам приходят традиционные уроки библиографической грамотности. В начальной школе это знакомство с библиотекой, структурой книги, умение правильно выбирать книги, начальные навыки работы со справочными изданиями. Возникает справедливый вопрос, где взять время еще и на библиотечные уроки. Ведь даже в начальной школе дети перегружены. Практически каждый из школьников кроме уроков посещает различные кружки, школу искусств и т.д. Выход видится в интеграции библиотечных уроков в учебные занятия. Например работа со словарями ведется на уроках русского языка, и поэтому библиотекарь может рассказать о том как устроен словарь, правила работы с ним. На уроках литературного чтения можно познакомить ребят с детскими энциклопедиями, словарями, справочниками. Научить различать издания по способу подачи материала. Обязательно показать как можно работать с электронными энциклопедиями. Эти уроки не обязательно проводит библиотекарь, он может только подобрать для учителя необходимый материал. А вот закрепление знаний полученных на библиотечных уроках это работа, которую обязательно должен проводить библиотекарь в индивидуальной работе с читателем. Поработать с электронными справочными пособиями на уроке каждому ребёнку не удается, но эта возможность есть у него при посещении библиотеки. Здесь библиотекарь не только научит его правильно загрузить диск, но и поможет сформулировать запрос и правильно ввести его в поисковую систему. Пытаемся мы работать и с электронным изданием для взрослых. Учимся совмещать материал найденный в электронном виде с материалом взятом из книг.

Одной из основных задач школьной библиотеки является помощь в организации учебного процесса. И это не только обеспеченность учащихся учебниками и учебными материалам, помощь педагогу в подборе методических и иллюстративных материалов. Уже несколько лет мы начали создавать учебные презентации о детских писателях.

Конечно вернуть любовь детей к чтению, это работа ни одного мероприятия и не одного года, но совместными усилиями я думаю мы всё же сдвинем дело с мертвой точки.

Модернизируя образовательный процесс, школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Кто-то еще только готовится сделать первый шаг, кто-то уже подводит предварительные итоги, иные в пути. Но начало уже положено.

Модернизация учебного процесса, как и любые другие преобразования, требует, кроме ясной идеи, еще и необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимает библиотека и ее сотрудники.

В чем именно состоит значимость библиотеки, в чем своеобразие роли библиотекарей? Полагаю, особенность положения библиотечного работника – в том многообразии функций, которые он выполняет в школе.

Современный школьный библиотекарь – это специалист по работе с информацией, педагог, член педагогического коллектива – партнер по совместной деятельности,

В канун нашего профессионального праздника, хочется верить

Отношение к труду библиотекаря – это показатель общего уровня культуры человека. Пожелать всем нам, чтобы нас окружало как можно больше интеллигентных и истинно культурных людей. Подчеркнем особую роль профессиональных семинаров, конференций, встреч разного уровня, как в библиотечной, так и в педагогической среде.

И как прекрасно написал Лев Ошанин, отразив суть профессии библиотекаря:

Книжные люди, друзья мои
ближние
Верные слуги и маршалы книжные,
Милые тихоголосые женщины,
В книгах - всеведущи, в жизни -
застенчивы.
Душ человеческих добрые лекари,
Чувств и поступков библиотекари.
Кажетесь вы мне красивыми
самыми,
Залы читален мне видятся
храмами.
Кто мы без вас ?
Заплутавшие в замети
Люди без завтра и люди без
памяти".

Читайте также: